РУБРИКИ

Госэкзамены ответы

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Госэкзамены ответы

Госэкзамены ответы

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ПСИХОЛОГИИ

2002/2003 учебный год

1. Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»,

«индивидуальность».
Положение Маркса «бытие определяет сознание» уточняется Рубинштейном. Он в середине 30-х гг. ухитрился дополнить Маркса. Два аспекта этого принципа:
1. сознание впервые порождается в деятельности, возникает ради деятельности
(это и есть «бытие определяет сознание»); 2. когда сознание уже возникло, оно становится частью бытия (этого Маркс не сказал, но мог бы сказать; почти сказал, но что-то помешало). Деятельность человека, по Р.,
-взаимодействие внешних и внутренних условий. Внешние – природные и социальные условия. Внутренние – субъект деятельности. Под субъектом мы понимаем носителя активности. Исходя из этого мы можем заключить, что любая деятельность подразумевает активность и пристрастность субъекта
(психическое отражение в деятельности, а оно активно; в оппозицию реактивной, пассивной природе человека – человек как машина в бихевиоризме). В чем проявляется активность субъекта в деятельности: 1.
Деятельность в зависимости от различного рода ценностей, целей, установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность и направленность деятельности субъекта. Здесь мы находим пристрастность субъекта. Различная глубина вкладов субъекта в психическое отражение проявляется на разных уровнях – от избирательности восприятия, до пристрастности отражения, обусловленной мотивами личности. Это отвечает формуле Рубинштейна: внешние причины действуют через внутренние условия. 2.
Психические процессы как творческие, продуктивные, как процессы порождения психического образа. Если рассматривать поведение как реактивное приспособление, то в возникновении психического отражения нет никакой необходимости, а все реагирование субъекта может быть основано на врожденных механизмах. Правильность этого взгляда имеет подтверждение в факте, что в реальной жизни как правило нам приходиться встречаться с плохо сформулированными задачами. Эти ситуации имеют следующие черты: а) они содержат неопределенность, и мало указаний на то, что же требуется делать; б) для решения постоянно приходится обращаться к частным, разовым способам решения, применимым к данному конкретному случаю. Т.е. стандартного шаблона для всех ситуаций не напасешься.
Бернштейн: моторное запоминание, как активная творческая деятельность, чтобы человек не делал – всегда и всюду он занимается преодолением сил из категории неподвластных, непредусмотренных и не могущих быть преодоленными никаким стереотипом движения, управляемым только изнутри. Нет шаблона. Идет активное построение движения.
3. Самодвижение деятельности, активность субъекта как необходимый внутренний момент его саморазвития. Человеку присуща явно неадаптивная по своей природе тенденция действовать как бы вопреки адаптивным побуждениям над порогом внутренней и внешней необходимости. В основе этого лежит надситуативная активность (активность вопреки установкам конкретной деятельности).
Таким образом, мы выделили три группы факторов активности субъекта. Но мы не можем говорить о субъекте как однородном образовании. Психологическая наука использует разные понятия для отражения определенных сторон субъекта: индивид, личность, индивидуальность. Когда мы говорим об отдельном субъекте, как представители вида – мы называем его индивидом. Понятие индивид выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта. Индивид как целостность (системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения) – это продукт биологической эволюции, генотипическое образование. При выделении понятия индивид, отвечают на вопрос – в чем данный человек подобен всем другим людям, т.е. что объединяет его с другими людьми. Но формирование индивида происходит и в онтогенезе, прижизненно. Поэтому в характеристику индивида входят сплавы врожденных и приобретенных реакций.
Представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях, не является калькой этих условий, а именно продукт развития жизни, взаимодействия со средой.
Личность = индивид: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Индивид не порождает личность, не является ее основанием и детерминантой, а представляет собой предпосылку возникновения
Я и необходимое условие ее существования. Личность человека производится – создается общественными отношениями, в которые человек вступает в своей деятельности. Значит реальным базисом личности является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений которые реализуются, а реализуются они его деятельностью, точнее совокупностью его многообразных деятельностей. Личность характеризуется иерархичекими отношениями деятельностей. Их особенностью является их отвязанность от состояний организма. Эти иерархии деятельностей порождаются в системе отношений, в которые вступает субъект. Субъекта нельзя рассматривать изолировано от мира. Субъект включен в три сферы: природа, общество, культура. Природный субъект – это субъект активного, гибкого приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды. Общественный субъект – это субъект присвоения и правильного использования коллективных сознательных представлений, способов поведения, имеющихся в определенном обществе.
Культурный субъект – субъект самостоятельного и ответственного решения собственных (важных, значимых) проблем, на основе общечеловеческих культурных норм (это еще субъект принятия решения, выбора в неопределенной ситуации) (моральная стойкость, способность принимать решения и нести за них ответственность, способность к управлению своей эмоциональной сферой).
Из этой схемы – индивид – природный субъект. Личность по А.Н.Леонтьеву вкладывается во второй и третий субъекты. Но есть взгляды (Петухов, Столин) видеть личность только в третьем субъекте, а второго интерпретировать как социальный индивид.
Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других (конкретный человек). Индивидуальность проявляется в каждом из этих субъектов: природная индивидуальность – физическое здоровье, красота, природная сила, телосложение и т.д.; социальная индивидуальность – степень индивидуального овладения принятыми нормами, способами поведения в обществе, глубина профессиональных знаний и т.д.; культурная индивидуальность.


2. Кризисы возрастного развития.
I. Кризис новорождённости. Процесс рождения – тяжёлый переломный момент в жизни ребёнка. Рождаясь, ребёнок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещённость, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания.
Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребёнку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы.
Действие яркого света – глаза закрываются;
Шлепок по переносице – глаза закрываются;
Хлопок руками возле головы ребёнка – глаза закрываются;
Поворот головы ребёнка направо – подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается;
Разведение локтей в стороны – руки быстро сгиьаются;
Нажатие пальцем на ладонь ребёнка – пальцы сжимаются и разжимаются;
Нажатие пальцем на подошву ребёнка – пальцы ног сжимаются;
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке – большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются;
Укол булавкой подошвы – колено и стопа сгибаются;
Поднимаем лежащего ребёнка животом вниз – ребёнок пытается поднять голову, вытягивает ноги.
У ребёнка появляется зрительное и слуховое сосредоточение (2-3 недели).
Примерно в 1 месяц ребёнок, увидев маму, останавливает взгляд на её лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издаёт громкие звуки и ачинает улыбаться. Эта бурная реакция была названа «комплексом оживления».

(Младенчество )
II. Кризис 1 года. Период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как и всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, проявлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребёнка возникают, когда взрослые не понимают его желаний, егос лов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, чего он хочет.
Разумеется, ербёнок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность. Аффективные реакции проявляются в разной степени, могут достигать значительной силы: некоторые дети произвольно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребёнка связано с определённым стилем воспитания вы семье. Установление новых отношений с ребёнком, предоставление ему некоторой самостоятельности, терпение и выдержка взрослых смягчают кризис, помогают ребёнку избавиться от отсрых эмоциональных реакций.
Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Выготстким автономной.
(Ранний возраст (от 1года до 3 лет))
III. Кризис 3 лет – граница между ранним и дошколным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка. Это разрушение пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «я», по Д.Б.
Эльконину. Ребёнок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ним новые, более глубокие отношения 9всплеск самостоятельности). Л.С Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет.
1. Негативизм. Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Вообще негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другим достаточно послушен. Главный момент действия – сделать наоборот. Ребёнок впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию.
Поведение ребёнка определяется не этим желанием, а отношением с другим, взрослым человеком. Мотив поведение уже находится вне ситуации,данной ребёнку.
2. Упрямство. Это реакция, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и тербует, чтобы с его мнением считались. Упямый ребёнок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
3. Гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию.
Ребёнок хочет делать всё сам и решать сам.
4. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы оношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребёнок ведёт военные действия, всё отвергает (протест- бунт).
5. Деспотизм. Ребёнок жёстко проявляет свою власть над окруцжаюшими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д.
6. Ревность. Та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юног деспота.
7. Явление обесценивания. Обесценивается старая система отношений, то что было привычно, интерсно и дорого раньше. 3-х летний ребёнок может начать ругаться, отбросить или даже сломать любимую игрушку.
Дошколный возраст (от 3 до 7 лет).
IV. Кризис 7 лет. Этот переломный период может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Падает работоспособность. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника (эта позиция меняет его самосознание, рождение социального Я). Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Всё что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным. Происходят шлубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В этот период проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний, появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребёнка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.
Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребёнка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребёнка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить бедующий поступок с точки зрения его результатов и более отдалённых последствий. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность: ребёнок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет).
V. Пубертатный кризис (затянувшийся кризис). Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме (гипофиз и щитовидная железа).
Активизация и сложное взаимодействие гармонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Измение роста веса, пропорций тела, появляются вторичные половые признаки. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. Перепады самочувствия и настроения.
Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение.
Формируется новый образ физического «Я». Появляется взрослая логика мышления (формальная логика), интеллектуализация всех остальных психических функций (восприятие, память), развитие воображения (творческого).
Основные изменения в личностном плане.
- Личностная нестабильность. Противоположные черты стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя потиворечивость характера и поведения взрослеющего ребёнка.
-Эмоциональная лабильность (смена настроений).
- Падает уровень самооценки (личностная рефлексия самоанализ), самооценка зависит от мнения окружающих (колебание саооценки).
- Поведение зависит о мнения окружающих, от сверстников.
- Делинквентное поведение (неправомерное).
- Нет мировоззрения.
Мотивация: потребность в общении со сверстниками гипертрофирована.
А) группирование, Б) глубокие отношения «дружба» (интимно-личностное общение, исповедальное), В) подрастковая влюбённость (редко возникает настоящее чувство). Потребность в самостоятельности и независимости.
Эмансипацмя от родителей.
-Подростковое увлечения
-Развитие самосознания.Чувство взрослости (11-13 лет) – отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком(но оно не обоснованно). Чувство взрослости становится центральным новообразоыванием младшено подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребёнок делает ещё один шаг в своём линостном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется
«Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». 1)Я-реальное; 2)Я-идеальное, если между ними небольшой разрыв, то ребёнок начинает заниматься самовоспитанием.
Я-реальное: 1. когнитивный (познавательный) – на сколько я умный и т.д.
2. оценочный компонент – что я ценю в себе.
3. поведенческий – как я себя ценю, так себя и веду.
(Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17и лет)).
VI. Кризис 17 лет.

3. Какова процедура выявления референтометрического выбора в группе?
Референтометрический метод – способ выявления референтности членов группы для каждого входящего в неё индивида. Р.м. включает две процедуры. На предварительной (вспомогательной) с помощью опросного листа выявляются позиции (мнения, оценки, отношение) каждого члена группы по поводу значимого объекта, события или человека. Вторая процедура выявляет лиц, позиция которых, отражённая в опросном листе, представляет наибольший интерес для других испытуемых. Всё это вынуждает испытуемого проявить высокую избирательность в отношении тех лиц в группе, чья позиция для него в данный момент наиболее актуальна. Важной стороной Р.м. является глубокая мотивированность поведения испытуемого, поглощённого возможностью ознакомиться с позицией, высказанной рефернтным для него лицом по поводу значимого объекта. Поэтому Р.м. позволяет ыявить мотивы межличностных выборов, предпочтений в группе. Вместе с тем мера рефернтности
(предпочтительности) субъекта определяется здесь косвенно, через проявление испытуемым интерса к позиции субъекта по повуду значимого обекта. Данные, полученные с помощью Р.м. обрабатываются математически и могут быть выражены графически.

4. Ощущения: функции, виды, взаимодействия.

Ощущение -отражение св-в предметов объективного мира, возн. при их непосредственном возд. на рецепторы; элементарное сенсорное кач-во; данность человеку предметной действит., возд. на органы чувств. Т.о. это редуц.образ воспр., облад. только сенс. кач-вом и он объектоориентирован.
Атрибутами явл. качество, интенсивность, протяженность, длительность. Роль в процессе восприятия: стимул возд. на рецепторы орг. чувсв ит., затем возн. некот. стр. ощущения, к кот. добавл. образы памяти.
.
Виды образных явлений. А) Ощущение - элементарное сенсорное кач-во; данность человеку предметной действит., возд. на органы чувств. Это редуц.образ воспр., облад. только сенс. кач-вом и он объектоориентирован.
Б) Ф?????? - возникает при искусственном возбуждении участков зрительных анализаторов неспециф. раздражителями или физ-хим. процессах. В)
Последовательный образы - зрит. ощущение, сохр. какое-то время после прекращ. действия зрит. раздражителя. Различ. + и - . Первый окрашен также как и раздражитель и бывает кратковременным. Второй сохран. дольше и окрашен в дополн. цвета. При продолж. или интенсивном действ. раздражителя можно набл. смены + и -. В) Проективные образы - возникают при неструктурирован. стимуляции (человек устал или у него есть неудовлетв. потребности). Г) Эйдетические образы - воспр. событий прошлого в деталях...

Классификации ощущений и рецепторов: 1) по типу модальности (зрит, обонят, вкусов, вестиб. чувствительности и тд). 2)специф.(связ. и нес. стимулы, вызыв. о. делятся на: проксимальные (распределение энергии у поверхности орг. чувств) и дистальные (у поверх.н . воспр. действительн.) Второй ипостасью о. - образы элемент. символов (как напр. при простейш. зрител. впечатлен.- можно найти параметры для проксим. стимулов, кот. соотв. парам. ощушений: интенс. зрит.: интенс. зрит. воспр. явл. интенс. света). Т.е. образ этого стимула элементарен и его можно считать воплощением чистого о.
3) по эволюц. принципу: протолитические (не дают возможности точно локализовать..., отражают

5. Развитие личности в зрелости.
Под зрелостью личности понимается, прежде всего, социальная зрелость, выражаетися в том, насколько адекватно понимает человек своё место в обществе, каким мировоззрением или философией руководствуется, каково его отношение к общественным институтам (нормы морали, нормы права, законы, социальные ценности), к своим обязанностям и своему долгу.
Социальная зрелость включает в себя зрелость: гражданскую, т.е. осознание своего долга перед родиной, народом, обществом, ответственность за свой труд; идейно-политическую; моральную – понимание, принятие и реализацию норм морали, наличие развитой совести готовность действовать в соответствии с установленными нормами отношений людей друг к другу, способность любить и чувствовать ответственность в любви, в построении семьи и её будущего; эстетическую – достаточно развитую способность воспринимать в тех или других его проявлениях и формах: в быту, в искусстве, природе.
Социальная зрелость обуславливает и предполагает наличие психологической зрелости. Не может быт полной психологической зрелости у социально незрелой личности, характеризующейся инфантильностью суждений и действий, непониманием требований общества и т.д. нельзя очень точно «привязать» начало зрелости к определённому возрасту.
Полноценно азвитая зрелая личность характеризуется хорошо интегрированной, цельной психологической организацией, единство которой обеспечивается единством изменяющихся и развивающихся, но достаточно значительных жизненных целей. Они наполняют смыслом жизнь человека и осознаются им не просто как личностно значимые, но и как объективно значительные, общественно важные.
Психологические черты зрелой личности:
- выраженное стремление к творчеству, проявление творческого начала в самых разнообразных сферах жизни; тонкая восприимчивость к достаточно широкому кругу явлений социальной жизни;
- хорошая интеллектуальная активность в смысле постановки жизненных поблеем, готовности их вдумчиво понять и пытаться настойчиво решить;
- достаточная эмоциональная чувствительнотсь, которая носит изобразительный характер, но широка по кругу вызывающих её явлений;
- мобильность способнотей, т.е. умение реализовать в соответствующих действиях присущие чловеку потенции, которые он хотел бы раскрыть;
- рефлексия на свой духовный облик, служащая задачам самоорганизации. Цели такой самоорганизации достаточно разнообразны и широки – тут и нравственное самосовершенствование, и интеллектуальный рост, и эстетическое развитие и т.д.
Развитие личности – это, прежде всего её социальное развитие. Социальное развитие ведёт за собой психическое развитие. Личность развивается через включение в системы общественных отношений.

6. Как дифференцировать конформное поведение индивида в группе и самоопределение личности?
Самоопределние личности – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.
Конформность – тенденция человека изменять своё поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соотвествовало мнениюокружающих, стремление приспособить его к их требованиям. Конформность фиксируется там, где имеется конфликт между собственным мнением индивида и мнением группы, к которой он принадлежит, если преодоление этого конфликта осуществляется путём согласия с имением группы.
В действитеьности существует три тепа поведения:
1) внутригрупповая внушаемость, т.е. бесконфликтное принятие мнение группы;
2) конформность – осознанное внешнее согласие при внутерннем расхождении;
3) коллективизм или коллективное самоорпеделения – относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива.


7. Основные теории эмоций. Эмоции и чувства, их сходство и различия.
Чувства, их психологическая характеристика (обзор по теориям эмоций).

Рассмотрим, что понимают разные авторы под одним и тем же термином -
"чувство".
I. Вильгельм Вундт.
Этот товарищ, как и всякий структуралист, искал инварианты психического, его извращения привели к выделению двух видов далее неразложимых
"психических элементов", сочетающихся в более сложные образования - это ощущения и чувства. Чувства дополняют ощущения и все когнитивные процессы, все, что человек отражает, сопровождается определенным чувством
(субъективные впечатления). Высшей ступенью взаимодействия чувств и развивающихсяиз них аффектов являются волевые процессы. Чувствам присущи свойства качества и интенсивности. Разномодальные чувства Вундт нарек диспаратными и был этим очень горд. По качеству чувства выделялся длинный ряд переходных форм, который был представлен трехмерным пространством
(удовольствие-неудовольствие, напряжение-разрядка и возбуждение- успокоение). Любое чувство может быть представлено точкой в этом пространстве.
Аффект - форма течения чувств в этом самом пространстве, однако только сильных чувств, слабые, что показательно, к аффектам не приводят. Динамика
- в каждый момент времени у человека имеется множество чувств - точек в пространстве, и их положение постоянно меняется. Близкие чувства об'единяются в более сложные, а те в свою очередь в процессе некой суммации и дают цельное ситуативное чувство. Многие чувства человеком не осознаются, однако профессионал может их распознать.
Принципы слияния чувств:
1) целое чувство может качественно отличаться от его составляющих.
2) некоторые составляющие одного сложного чувства могут господствовать над другими.
3) общее чувство характеризуется специфической ценностью и своеобразием.
II. Эрнст Клапаред.
Чувства по оному - полезные "аффективные ньюансы", позволяющие определить ценность вещей. Это установки, полезно ориентирующие поведение. Он говорит, что для каждой эмоции существует свое чувство. Интеллектуальные чувства - элементы мышления, не репрезентирующие предметного содержания. Всякое такое чувство соответствует адаптивным реакциям и установкам. Чувства выражают отношение ситуации к нашему благосостоянию (установку к ситуации). Таким образом чувство - осознание установки.
III. С.Л.Рубинштейн.
У Рубенштейна чувство равно эмоции. Чувство рождается в деятельности и обуславливает ее. Положительным или отрицательным будет чувство - зависит от отношения результата деятельности к цели оной. Динамикачувств зависит от динамики деятельности. Эмоция - единство аффективного и интеллектуального начал, которая может как организовывать деятельность, так и дезорганизовывать ее. Рубенштейн выделяет три уровня чувств:
1) органические (физические) чувства связаны прежде всего с органическими потребностями.
2) предметные чувства - осознаное переживание отношения человека к миру, включающие эстетические, моральные и интеллектуальные чувства.
3) мировоззренческие чувства - выражают стойкие мировоззренческие установки личности.
Аффекты - бурные эмоциональные процессы взрывного характера. Страсти - стойкие длительные чувства с явно выраженным волевым моментом.
IV. А.Н.Леонтьев
Под чувствами понимает результат специфического обобщения эмоций. Чувства предметны, имеют социальное происхождения и образуют несколько уровней - от чувств к об'екту до социальных чувств. Несовпадения эмоционального тона об'екта и эмоциональной реакции на ситуацию и несовпадение эмоуий и чувств ведет к амбивалентности.
V. МакДауголл
Различает чувства и эмоции. Первоначально существовало два вида чувств - удовольствие/неудовольствие, но с развитием познания они усложнились.
Чувства возникают в зависимости от успешности/неуспешности осуществления устремлений. Они возникают позже эмоций в процессе эволюции, не специфичны относительно установок организма (одно и то же чувство может быть при разных установках). Чувства не смешиваются, их сложность зависит от развития познания.
Определение, функции и условия возникновения эмоций. Возможные основания классификации эмоций
Внутренняя регуляция деятельности: эмоциональная и волевая. Они тесно связаны между собой. Н. Я. Грот: взаимосвязь психических процессов.
Психический цикл – модель психического действия. Четыре стадии: 1) объективное восприятие – ощущение. 2) субъективное восприятие – чувствование. 3) субъективная деятельность – стремление. 4) объективная деятельность – движение. ОВ = стимул. ОД = реакция. СВ = эмоция. СД = воля.
Эмоции обеспечивают принятие объекта, а воля готовность к действию.
Б. Спиноза. Любая вещь стремится прибывать в своем существовании
(развиваться). В стремлении быть заключается подлинная сущность вещи.
«Душа» – сознание, «тело» – организм. Душа стремится быть и сознает свое стремление, имея ясные или смутные идеи. Стремление души быть - воля. Когда стремление души и тела едины, то это – влечение. Если оно осознается, то это - желание. Аффект – состояния тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают способность тела к действию (и способность души к мышлению). Аффект – пассивное состояние, через которое душа переходит к большему или меньшему совершенству. Аффект – телесное непроизвольное состояние, связанное с возможностью управлять собой. Выделение простых аффектов: удовольствие, неудовольствие, желание. «Чувствуем влечение к чему- то из-за того, что считаем добром то, к чему чувствуем влечение». Осознание аффектов – возможность управления поведением.
Определение эмоций. Рубинштейн: эмоция – психическое отражение актуального состояния потребностей. Эмоция – субъективный эквивалент потребности.
Леонтьев: мотив – предмет потребности и предмет деятельности. Функции мотива: побуждение и образование смысла. Смысл – представленность в сознании отношения мотива к цели. Эмоция – психическая представленность смысла. Психоанализ: это ключ к познанию мотивов.
Различные аспекты изучения эмоций. (1) эмоциональное явление. Впервые психическое явление описывалось с помощью интроспекции психологии сознания.
Вундт: элементарные эмоции – чувства, сложные эмоции – аффекты. В качестве явления он рассматривает элементы сознания: объективные и субъективные.
Простое впечатление, связанное с объектом - объективный элемент. Любая эмоция связана с определенным предметом – предметность. Эмоция всегда – отношение к чему-то, это тесная связь с познавательной сферой. Субъективный элемент – переживание, подчеркивает приспособительный характер эмоций.
Основная функция: синтез объективных элементов. Чистое ощущение – свойство объекта. Чувства задают целостность ощущения, т.е. эмоция связана с мотивом. Критерии различения чувств: удовольствие – неудовольствие, возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка. Более сложные эмоциональные явления – аффекты (процессы). Признак аффекта – продолжение во времени. Качество аффекта: преемственность чувств, их последовательность, обладающая целостностью. Аффект – форма течения чувств, которые связаны с изменением в протекании представлений. Сартр: эмоция как феномен. Феномен = описание + объяснение = «непосредственное понимание».
Феномен – то, что само себя объясняет. Человек существует в нескольких мирах. В социальном поведении – в рациональном мире (возможность умозаключать). Мир эмоций архаичен («магический мир»). «Пережить эмоцию – внезапно перейти из мира рационального в мир магический. Это регрессия сознания в иной способ существования». Эмоция – это феномен, ее непосредственное переживание является конечным результатом. Если у человека критерий эмоциональной оценки единственный, то он живет в мире магии.
Возможность анализа эмоций: отделение эмоциональной оценки от свойств объекта.
2) эмоциональное состояние. Приспособительное значение эмоциональных состояний. Их ситуативность. Их телесное выражение.
(3) эмоциональный процесс. Теория Джемса – Ланге. Наблюдение объекта – телесные периферические изменения – их осознание – эмоция. Физиология: не периферические, а центральные изменения. Это физиологический смысл эмоций.
Психологический смысл: Клапаред. Уточнил теорию Джеймса-Ланге. Есть первичные оценки (чувства, которые следуют сразу же за наблюдением). Эмоция может не возникать, а чувственная оценка необходима, она обеспечивает приспособление к ситуации. Эмоция как конечный результат может разрушить деятельность. Исследования: Шектен, 60е годы. Испытуемые участвовали в испытании лекарства, которое как бы вызывает эмоцию (на самом деле – на 10-
15 минут повышают общую телесную активность). Нужно определить, какую эмоцию вызывает препарат. В каждой группе помощник экспериментатора задает образец для понимания телесных изменений.
Функции эмоций. 1) оценка. Эмоциональный критерий оценки – функция от вероятности ожидаемого события. Функция образования аффективных следов, их совокупность – аффективная память. Она накапливается. Предвосхищение ожидаемого события часто его структурирует. Эмоциональное подкрепление: собственная оценка текущих событий. Следообразование: собственная оценка прошлых событий. Структурирование: предвосхищение будущих событий.
2) побуждение и организация. Функция мотивации. Эмоции мобилизуют организм к действию – функции не специфической активации организма. Организация: синтезирование впечатлений. Функция эвристики. Функция смыслообразования.
Эмоция организует или разрушает деятельность.
3) экспрессия – коммуникация невербального общения. Уровни выражения: а) природный организм: эмоция как сигнал. Б) социальный индивид: эмоция как знак. Шлосберг: шкала внешних выражений эмоций. В) личность: эмоция как символ. Непосредственное понимание субъектом собственной личностной проблемы. Юнг: чем сильнее эмоция, тем ближе она к архетипу. Это материал для анализа.
Основание классификации. 1) отражаемый предмет. 2) функция. 3) уровень развития.
(1) аффекты и эмоции. Если аффект переживается в самой ситуации, то эмоции могут быть и вне ее. Примеры собственно эмоций: тревожность. Рубинштейн.
Три уровня эмоций: 1) «беспредметные» – состояние субъекта. 2) предметные – большинство эмоций. 3) обобщенные эмоции, связанные с мышлением.
(2) выделение эмоций, которые выполняют функцию приспособления в ситуации.
Эмоции модифицируют ситуацию в соответствии с базовой потребностью, чтобы в ней можно было действовать. Эмоции - Базовые потребности. Чувства -
Конкретные условия их удовлетворения. Критерий: первичная оценка ситуации.
Клапаред: чувства адаптивны, эмоции могут быть неадаптивными. Липер: эмоция выполняет функцию мотива (побуждение). Мотивы: физиологические и эмоциональные (отличаются по связи с познавательной сферой). Эмоциональные процессы отделены от перцептивных, но сходны с ними по функции.
(3) Леонтьев. Три класса эмоциональных процессов: 1) аффекты. 2) собственно эмоции. 3) чувства.
Теории эмоций в зарубежной психологии
Декарт. Рационалистическое учение о страстях. Природа страстей двойственна: они включают телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Причиной страстей является движение духов, под влиянием которых в теле происходят большие физиологические изменения
(описание телесных, физиологических проявлений страстей). Источник страстей
– воздействия внешних предметов. Чувства предметны, в этом их главная особенность. Первичные и вторичные страсти. Первичные: появляются в душе при соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Их назначение – сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни. Значение страстей: обеспечение единства души и тела (приучают душу желать признаного природой полезным). Недостатки: но страсти не всегда правильно отражают пользу для тела, увеличивают значительность добра и зла, связанные с этими вещами, отсюда неадекватное рвение.
Задача воспитания страстей: разум (адекватная оценка предметов) и воля
(возможность отделить мысль о предмете от движения животных духов, возникших от этого предмета и связать их с другой мыслью о нем). Воля может не подчиниться страсти и не допустить движений, к которым страсть располагает тело.
Спиноза. Панпсихизм. Душу имеет каждое явление. Два начала физическое и психическое сосуществуют (две грани одного и того же). В душе два вида образований: а) идеи – образы вещей (познавательные образы) – то что отражает внешнюю действительность; б) аффекты – состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствует ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идею этих состояний. Порядок активных и пассивных состояний нашего тела по своей природе совместен с порядком активных и пассивных состояний души. Три первичных аффекта: удовольствие (радость) – состояние через которое душа приходит к большему совершенству; неудовольствие (печаль) – состояние, через которое душа переходит к меньшему совершенству; желание – выражает нашу мотивацию, влечение с сознанием его. Из удовольствия следует желание сохранить это состояние. Из неудовольствия – избавиться. Аффекты относятся и к душе и к телу: удовольствие – приятность и веселость, неудовольствие – боль и меланхолия.
Попытки описать конкретные аффекты: Любовь – удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины (ненависть – аналогично).Вокруг любви и ненависти разворачивается много других событий. Один из механизмов дальнейшего развития любви и ненависти – механизм сопереживания (другу приятно и мне приятно – вторичное переключение на того, кто доставляет удовольствие предмету нашей ненависти). Любовь и ненависть порождает желание (кто кого любит, тот стремится сделать ему добро). Если любовь не разделяется – порождается неудовольствие – ищутся его причины – если в другом, то ненависть. Эмоции возникают на основе ассоциаций – почтальон принес хорошее известие, более симпатичен, чем горькую весть. Так шаг за шагом раскрывает возникновение эмоций. Если причина удовольствия – Я – гордость. Стыд – антипатия к себе. Т.е. два механизма: причинная и ассоциативная. Человек бессилен в укрощении или ограничении аффектов – рабство. Аффект может быть уничтожен только противоположным и более сильным аффектом. Аффект, причина которого, перед нами в наличности, сильнее, чем если бы причина была воображаемой. Этот способ познания эмоций – описательный. Но попытка выделить динамику развития эмоций. Когнитивисты.
1. Двухфакторная теория Шехтера. Эмоция определяется физиологическими
(ВНС) и когнитивными компонентами, связанными между собой.
Физиологический компонент выполняет энергетическую функцию, а когнитивный предает эмоциональную окраску (содержание), направленность.
Экспериментальная проверка: 3 экспериментальные группы, одна контрольная.
1й группе - вводился адреналин и сообщалось, что возможны побочные явления в виде учащения сердцебиения, жара и т.д. - это информированная группа. 2й группе - адреналин, но сообщалось, что никаких побочных эффектов не будет - неинформированная группа. 3й группе - адреналин + сообщались не соответствующие действительности подробности - это ложноинформированная группа. Контрольная группа получала физ.раствор без комментариев. После чего появлялся некий товарищ, который демонстрировал два разномодальных типа поведения - эйфорию и ярость. Результат. 2я и 3я группы заражались его состоянием, остальные - не давали никакой реакции.
2. Когнитивная модель эмоций Арнольд. Оценка ситуации с точки зрения ее полезности или опасности. Перцепция -> оценка возможных последствий воспринимаемой ситуации для суб'екта -> оценка принимает форму эмоционального отношения, переживаемого как поведенческая тенденция к избеганию или стремлению -> само действие: стремление или избегание. Эту схему процесса когнитивной оценки ситуации уточнил и эксперементально обосновал Лазарус. Лазарус исследовал овладение стрессовыми или угрожающими ситуациями. Испытуемым демонстрировались фильмы неприятного содержания
(кровавости или просто гадости). Наблюдались два типа реакций: 1) Отрицание: "Чего бояться - это же просто фильм" 2) Интеллектуальная реакция - установка на отстраненное наблюдение. В качестве индикатора эмоционального уровня испытуемых регистрировалось КГР. По сравнению с неподготовленной группой
(их не предупредили, что гадость покажут), группа, у которой было время выработать определенную модель восприятия 1 или 2 - показала заметно более низкие нейровегетативные реакции (особенно 2). 3. Теория когнитивного диссонанса Фестингера. Когнитивный диссонанс - негативное состояние, которое возникает если по крайней мере два представления ("знания") не могут быть согласованы друг с другом. Эта самая невозможность согласования и порождает мотивацию к уничтожению или редукции возникшего диссонанса.
Ассоционисты. (Ах) Детерминирующая тенденция – бессознательный принцип, который направляет сознательный процесс по заранее заданному руслу к решению задачи. И детерминирующая тенденция и сознательные процессы, ею направляемые, оказались непредставимы в терминах ощущений и образов. Для этих смутных ускользающих содержаний сознания Аху пришлось ввести термин
«сознанность», а испытуемые научились описывать свое состояние в терминах ненаглядных переживаний сознания. Отношения между мотивами определяются складывающимися связями деятельности суб'екта, их опосредованиями, и поэтому являются релятивными. Смыслообразующие мотивы занимают более высокое положение даже если не обладают прямой аффектогенностью. Являясь ведущим в жизни личности, мотив для суб'екта оставался "за кадром" - и со стороны осознания и со стороны своей афектогенности.
Вундт как и всякий структуралист, искал инварианты психического, его извращения привели к выделению двух видов далее неразложимых "психических элементов", сочетающихся в более сложные образования - это ощущения и чувства. Чувства дополняют ощущения и все когнитивные процессы, все, что человек отражает, сопровождается определенным чувством (суб'ективные впечатления). Высшей ступенью взаимодействия чувств и развивающихся из них аффектов являются волевые процессы. Чувствам присущи свойства качества и интенсивности. Разномодальные чувства Вундт нарек диспаратными и был этим очень горд. По качеству чувства выделялся длинный ряд переходных форм, который был представлен трехмерным пространством (удовольствие- неудовольствие, напряжение- разрядка и возбуждение-успокоение). Любое чувство может быть представлено точкой в этом пространстве. Аффект - форма течения чувств в этом самом пространстве, однако только сильных чувств, слабые, что показательно, к аффектам не приводят. Динамика - в каждый момент времени у человека имеется множество чувств - точек в пространстве, и их положение постоянно меняется. Близкие чувства об'единяются в более сложные, а те в свою очередь в процессе некой суммации и дают цельное ситуативное чувство. Многие чувства человеком не осознаются, однако профессионал может их распознать. Принципы слияния чувств: 1) целое чувство может качественно отличаться от его составляющих. 2) некоторые составляющие одного сложного чувства могут господствовать над другими. 3) общее чувство характеризуется специфической ценностью и своеобразием.
Вундт: тесная связь эмоций и воли. Эмоция – готовность действовать – начало воли.
Психоанализ: эмоции – единственный материал, по которому мы можем судить о потребностях и мотивах. это ключ к познанию мотивов. Аффективный комплекс
(психоанализ) – объединение в пределе любых деталий вызывающих аффект, т.е. чтобы аффект повторился достаточно упоминание любой детали. Фрейд: четыре источника тревоги (каждый раз речь идет о боязни что-то утратить). 1. боязнь утраты желанного объекта; 2. боязнь утраты позитивного отношения со стороны другого; 3. боязнь утраты себя (части себя); 4. боязнь утраты любви к себе.
Теории эмоций в отечественной психологии
Рубинштейн. Эмоции и потребности. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.
Признаки эмоций: 1. Эмоции выражают состояния субъекта и его отношение к объекту; 2. Эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком (оба полюса не являются обязательно внеположенными, часто образуется сложное противоречие), по Вундту: напряжение и разрядка, возбуждение и подавленность.
Исходный момент. Определяющий природу и функцию эмоций: в эмоциональных процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающимися в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной стороны, и течением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом, - с другой; в результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия.
Двойственное отношение эмоции потребности: эмоция – конкретная психическая форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому, что приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет доставляет нам удовлетворение или нет, и у нас рождается чувство по отношению к нему (активно-пассивное взаимоотношения потребности и предмета: потребность-эмоция-предмет или предмет-эмоция-потребность). Но человек существо полимотивированное и один и тот же предмет (ситуация) может быть снабжен разным эмоциональным отношением (амбивалентность). Отсюда чувства человека определяются не изолированной потребностью, а всей структурой личности.
Эмоции и деятельность. С одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой – чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность.
Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею.
Деятельность на удовлетворение потребности – эмоция (отношение цели и результата). Ход деятельности: предвидение критических точек – нарастание напряжения – минуя точку – разрядка. Внутренняя противоречивость деятельности – возбуждение. Гармоничный характер деятельности – успокоение.
Различные виды эмоциональных переживаний: три уровня эмоциональной сферы.
1 Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности. Сюда относятся элементарные так называемые физические чувствования – удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями (окраска. Тон отдельного ощущения или выражение разлитого органического самочувствия организма (беспредметная тоска)). Выражение состояния организма. 2 Предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Возможна классификация этих чувств: интеллектуальные, эстетические, моральные. 3
Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.
Отличительны от чувств, но родственные им аффекты и страсти.
Аффект: стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. Страсти – сильное, стоцкое, длительное чувство, которое пустив корни в человеке захватывает его и владеет им. Характерное: сила чувств, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчивость. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти ярко выражен волевоц момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремления в нем преобладают над чувствованиями.
Настроение – общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно (ему радостно!). это разлитое общее состояние. Бессознательная, эмоциональная оценка личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства
(не знает причины ).
Леонтьев. Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции деятельности. Отражают смысл, который имеют объекты и ситуация, воздействующие на субъект, их значение для осуществления его жизни.
К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуациюи в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект.
Тенденция к навязчивости или к торможению (ассоциативные эксперименты Юнга,
Лурии (торможение: нарушение сопряженных двигательных реакций)). Повторение афф. Ситуации – аффективный взрыв – терапевтические цела: канализация.
Собственно эмоции. Более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем поведении. Отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Идеаторный характер: способность предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о прежитых или воображаемых ситуациях. Способность к обобщению и коммуникации: эмоц. Опыт шире, чем опыт индивидуальных переживаний (источник: сопереживание).
Чувства. Предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте. Несовпадение чувств и эмоций - амбивалентность: несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию. Уровни чувств: от чувств к конкретному человеку, до социальных чувств.
Анохин. Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека.
Эволюция эмоций. Эмоция охватывает весь организим. Роль приспособления животных к окружающим условиям. Интегральность эмоций – охватывают весь организм. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм. Биологическая теория эмоций. В чем биологическая и физиологическая полезность эмоций. Жизнь=формирование потребностей + их удовлетворение. Это два состояния организма. Эмоциональные ощущения – своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. Удовлетворение – положительная эмоция – подкрепляющий фактор. Каков механизм создания положительной эмоции. В основе представление о целостной физиологической архитектуре любого приспособительного акта, каким являются эмоциональные реакции.
Признак положительной эмоциональной реакции – закрепляющее действие.
Акцептор действия – удовлетворению какой-либо потребности предшествует формирование центрального аппарата оценки результатов будущего действия. От него посылка множества эфферентных возбуждений к системе удовлетворения потребности. Обратная информация (афферентная) – об успешности выполнения.
Теория: положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой- либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты положительного результата и потому точно совпадает с акцептором действия.
Отсюда закрепление функционального проявления. Отрицательная информация – поиск новой комбинации эффекторных возбуждений.
Симонов. Информационная теория эмоций. Эмоция – отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. // Э = f
(П, (Ин – Ис), …) // ,где Э эмоция, ее степень , качество и знак; П – сила и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта,
Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.
Эмоции зависят и от других факторов: 1. Индивидуальные особенности субъекта; 2. Фактор времени (развитие аффекта); 3. Качественные особенности потребностей. Но все эти факторы обуславливают вариации эмоций, необходимыми и достаточными являются два: потребность и вероятность ее удовлетворения. Информация – это та, которая нужна для удовлетворения потребности – совокупность всех средств достижения цели (знания, совершенство навыков, энергетические ресурсы, время и т.д.). Если Ин больше, чем Ис – отрицательная эмоция и наоборот. В этой формуле заключены отражательная и оценочная функции эмоций.
Переключающая функция эмоций. При конкуренции эмоций (какая потребность вызывает большую эмоцию). Подкрепляющая функция эмоций (без вкусового подкрепления (т.е. испытывания какого-то удовольствия) у крыс не выработали инструментальный рефлекс у крыс (вводили пищу прямо в желудок), а нв морфин выработали – вызывает очень быстрое эмоциональное состояние).
Компенсаторная (замещаюшая) функция эмоций. Эмоция – целесообразная избыточная мобилизация ресурсов (учащение сердцебиений, подъем кровяного давления и т.д.). в ситуации прагматической неопределенности, когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на энергетические траты, чем в разгар деятельности остаться без достаточного обеспечения кислородом и метаболическим сырьем. Вторая особенность – реагирование по принципу доминанты – способность отвечать одной и той же реакцией на самый широкий круг внешних стимулов (при рождении цыплята клюют все, что попадается, а затем научаются). Эмоция сама по себе не несет в себе информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков, мобилизации в памяти энграмм. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.
При положительной эмоции компенсаторная функция – инициирование поведения
(положительная эмоция усиливает потребность достижения цели согласно правилу П = Э/ (Ин – Ис). Стремление испытать положительную потребность – поиск неудовлетворенной потребности и ситуации неопределенности. На основе этого компенсируется недостаток неудовлетворенных потребностей, который мог бы привести к остановке процесса самодвижения и саморазвития.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.