|
|
|
|
Госэкзамены ответы
p>40. Выражение эмоций. Проблема их объективной индикации
Эмоция – один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов внутренней жизни
человека (специфические субъективные переживания, ярко окрашивающие, то что
человек ощущает, воображает, мыслит). Эмоции выполняют функцию выражения
субъективных отношений к объективным явлениям. При выражении эмоций речь
будет идти о единстве психических и телесных процессов. Это проблема и для
физиолога и для психолога: проблема соотношения психических и телесных
составляющих эмоционального состояния. Еще Дарвин заметил связь между
эмоциями животного и человека (мимика и пантомимика), т.е. эмоция имеет
поведенческие отражения. У человека появляется выражение эмоций в речи
(речедвигательная активность). Эмоция способна оказывать большое влияние на
функциональное состояние различных психических механизмов.эмоция лежит в
основе форм реауирования: а) выразительные движения; б) эмоциональные
действия; в) высказывания об испытываемых эмоциональных состояниях; г)
форма определенного отношения к окружающим.
Мимические выражения эмоций. Почему в эмоциональном состоянии специфически
изменяется напряжение различных лицевых мышц? Дарвин: мимическое выражения
образовалось из полезных действий (раньше имело приспособительное
значение). Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами.
Отсюда следует, что определенные мимические реакции должны быть связаны с
определенными эмоциями. Но экспериментально это подтвердить не удалось.
Рисунки (фотографии) мимических реакций. Мнения людей по различным
мимическим реакциям разошлись (хотя большинство правильно отражало эмоцию).
Несмотря на расхождение в суждениях можно говорить о том, что испытуемые не
называя правильной эмоции, все же называли очень близкую эмоцию
(неожиданность – изумление). Мысль, что отдельные формы мимического
выражения не являются качественно особыми и их можно представить в виде
некоторого континуума, построив шкалу мимического выражения. Шкала
Шлосберга: основные категории: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление;
3) страдание, страх; 4) решимость, гнев; 5) отвращение; 6) презрение. Шкала
имеет круговую форму, чем больше расстояние между отдельными позициями, тем
менее сходны соответствующие мимические выражения. Две координаты:
удовольствие-неудовольствие (1-4); приятие-неприятие (2,5-5,5). Середина
круга – нейтральность (0). Чем ближе к краю, тем интенсивней выражается
эмоция. Новая ось: сон-напряжение. Первая ось – знак эмоции; вторая ось –
готовность или закрытие рецепторов для принятия раздражения; третья ось –
степень возбуждения.
Исследование подлинных эмоций. Как получить истинную эмоцию: Лэндис –
жестокие эксперименты. На протяжении всего эксперимента человека
фотографировали. Не было выделено мимики типичной для какой-либо эмоции
(характерную для большинства людей). Но было установлено, что у каждого
испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических
реакций, повторяющихся в различных ситуациях. Тогда попросили изобразить
некоторые эмоции. Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала
общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц
тех же самых испытуемых. Когда они переживали подлинные эмоции. Таким
образом следует различать общепринятую мимику, как признанный способ
выражения эмоций и спонтанное проявление эмоций (произвольная и
непроизвольная мимика).Гудинаф: 10-летняя слепоглухая девочка – мимические
схемы всех видов по шкале Шлосберга (предположение о врожденности этих
схем).
Три фактора формирования мимического выражения: врожденные видотипичные
мимические схемы; приобретенные, заученные, социализированные способы
проявления чувств, подлежащие произвольному контролю; индивидуальные
эксперессивные особенности.
Пантомимика, речь. Движения актера – уровень точности оценок, такой же как
и при определении эмоционального выражения лица. Речь – эмоциональное
состояние – возрастает сила голоса, изменяются высота и тембр. Врожденные и
приобретенные компоненты выражения эмоций голосом. Врожденные: изменение
силы голоса, дрожание голоса (возрастает усиление функциональных единиц,
актуализированных к действию – усиление активации мышц, участвующих в
голосовых реакциях). Пантомимика – сильный неожиданный звук – вздрагивание.
Межкультурные различия в выражении эмоций. Есть универсальные выражения
эмоций, а есть специфические. Слезы – универсальный признак печали.
Культурные нормы – когда, как, и как долго нужно плакать. Смех – радость и
удовольствие. Может – презрение. Китай – смех-гнев. Япония – улыбка – знак
уважения в любой ситуации. Смех как норма культуры чтобы скрыть
отрицательную эмоцию. Радость – причинение себе боли. Взаимозависимость
эмоций и их выражение.
Эмоция – своя внешняя организация реакций. При очень сильных эмоциях –
организация нарушается – сильные сокращения групп мышц, либо некоторые
мышцы отказываются действовать. Благодаря научению выражения эмоций
становится организованным, а вместе с тем и относительно однородным у всех
членов данной культуры. Выразительные движения – язык при помощи которого
люди раскрывают друг другу свои позиции и отношения, переживания.
Измерения.
Физиологические показатели (изменение вегетативной системы). Изменение
типового привычного реагирования (той или иной активности организма:
дыхание, сердцебиение, потоотделение и т.д.). любая активность либо
блокирована, либо изменена. КГР – ключевой признак эмоции (индикация
эмоций). – это признак не только эмоции, но это составляющая часть
ориентировочного рефлекса (т.е. она не специфична, мы не знаем какая эмоция
переживается). Эта реакция – ответ на жизненно важный стимул.
Наенко, Овчиннокова: мышечно-двигательные изменения в условиях напряжения:
эмоциональное напряжение – нарушение моторики, выраженной в общей мышечной
скованности, в треморе и нарушении координации движений. Увеличение электр.
Активности мышц, выраженные в амплитудных и частотных изменениях
потенциалов. Тремор пальцев рук.
Вегетативные показатели напряженности: частота сердечных сокращений
(увеличение), дыхание. Учащение дыхательных движений. Сопровождается
уменьшением глубины дыхания, а так же укорочение фазы выдоха относительно
вдоха. Кровяное давление – повышение. Рост этого показателя не только в
ситуации обнаружения и устрашения аварии, но и в период ожидания
критических событий, при возникновении чувства тревоги, .повышенного
внимания. КГР – показатель сенсорного и умственного возбуждения, внимание,
настороженность и высокая активность любого происхождения (увеличение числа
спонтанных колебаний и в падении сопротивления кожи). ЭЭГ – увеличение
амплитуды тета-ритма, увеличение высокочастотной активности.
Биохимические показатели эмоций. Резкие выбросы в кровь адреналина. Наенко,
Овчиннокова: выбросы с мочей аскорбиновой кислоты, увеличение лейкоцитов в
крови, колебания содержания эозинофилов в крови.
26. Психология развития ребёнка от рождения до 3-х лет.
I. Кризис новорождённости. Процесс рождения – тяжёлый переломный момент в
жизни ребёнка. Рождаясь, ребёнок физически отделяется от матери. Он
попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещённость, воздушная
среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания.
Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребёнку помогают
наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы.
Действие яркого света – глаза закрываются;
Шлепок по переносице – глаза закрываются;
Хлопок руками возле головы ребёнка – глаза закрываются;
Поворот головы ребёнка направо – подбородок поднимается, правая рука
вытягивается, левая сгибается;
Разведение локтей в стороны – руки быстро сгиьаются;
Нажатие пальцем на ладонь ребёнка – пальцы сжимаются и разжимаются;
Нажатие пальцем на подошву ребёнка – пальцы ног сжимаются;
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке –
большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются;
Укол булавкой подошвы – колено и стопа сгибаются;
Поднимаем лежащего ребёнка животом вниз – ребёнок пытается поднять голову,
вытягивает ноги.
У ребёнка появляется зрительное и слуховое сосредоточение (2-3 недели).
Примерно в 1 месяц ребёнок, увидев маму, останавливает взгляд на её лице,
вскидывает руки, быстро двигает ногами, издаёт громкие звуки и ачинает
улыбаться. Эта бурная реакция была названа «комплексом оживления».
II. Младенчество. Длится 1 год. Младенец интенсивно растёт, физически
развивается (поднимает подбородок; поднимает грудь; тянется за пердметом;
сидит с поддержкой; хватает рукой пердмет; сидит без поддержки; садиться
без посторонней помощи; стоит с поддержкой, ползает на животе; ползает,
опираясь на руки и ноги; стоит без поддержки; ходит, держась одной рукой).
Восприятие: - зрительное сосредоточение совершенствуется (форма, цвет,
сложность); - развивается пространственно восприятие (восприятие глубины),
слуховое.
Речь: формируется речевой слух; пассивный словарь (понимает но не
говорит); активный словарь (издаёт звуки, гуление); понимает 10-20 слов,
сам произносит одно или несколько слов сходных по звучанию со словами
взрослой речи.
Схватывание (4-5 месяцев). Наглядно-действенное мышление. Сенсомоторный
интеллект (Ж.Пиаже).
Память: первым появляется узнавание, после 8 месяцев появляется
воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет
сходного объекта.
Эмоциональное развитие (эмоц. общение); ведущая деятельность связана с
мамой (ситуация «мы»); потребность в новых впечатлениях.
III. Кризис 1 года. Период между младенчеством и ранним детством обычно
называют кризисом 1 года. Как и всякий кризис, он связан со всплеском
самостоятельности, проявлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у
ребёнка возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его
жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, чего он хочет.
Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный
период оно приобретает особую актуальность. Аффективные реакции проявляются
в разной степени, могут достигать значительной силы: некоторые дети
произвольно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего
появление сильных аффектов у ребёнка связано с определённым стилем
воспитания вы семье. Установление новых отношений с ребёнком,
предоставление ему некоторой самостоятельности, терпение и выдержка
взрослых смягчают кризис, помогают ребёнку избавиться от острых
эмоциональных реакций.
Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь,
называемая Выготстким автономной.
IV. Ранний возраст (от 1года до 3 лет)
Активно развиваются базовые В.П.Ф.
Речь: автономная речь довольно быстро трансформируется и исчезает, слово
приобретает для него предметное значение, появляются обобщения. Быстро
растёт пассивный словарь, интенсивно развивается и активная речь (к 3
годам, 1000-1500 слов).
Восприятие: развиваются мышление, память, внимание, но восприятие
доминирует. Слуховое и зрительное. Аффективная окрашенность восприятия.
Наблюдаемые пердметы действительно притягивают ребёнка, вызывая у него
яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к
сенсомоторному единству. Ребёнок видит вещь, она его привлекает, и
благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведние – достать
её, что-то сней сделать (Л.С.Выготский). второй аффект идёт на оценку
взрослого, т.е. ребёнок эмоционально реагирует на похвалу или накзание.
Непроизвольное внимание, непроизвольная памать.
Мышление наглядно-образное (репрезентативный интеллект Ж.Пиаже).
Внутренний план дейстий (я играю, я иду гулять), у него появляются личные
действия. Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, он видит в
предмете способ действия. Тем не менее, в конце раннего возраста игра в
своих первоначальных формах всё же проявляется. Это так называемая
режиссёрская игра. Ребёнка легко отвлечь, его притягивает всё в разной
степени, мотивы не структурированы (эмоц. напяжённость). Яркие
эмоциональные реакции. Узнавание себя в зеркале, Сознание «Я сам»,
первичная самооценка «Я хороший». Разрушается совместная деятельность со
взрослым.
V. Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из
наиболее трудных моментов в жизни ребёнка. Это разрушение пересмотр старой
системы социальных отношений, кризис выделения своего «я», по Д.Б.
Эльконину. Ребёнок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ним новые,
более глубокие отношения 9всплеск самостоятельности). Л.С Выготский
описывает 7 характеристик кризиса 3 лет.
1. Негативизм. Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, которое
он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не
делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый
человек. Вообще негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования
одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другим достаточно
послушен. Главный момент действия – сделать наоборот. Ребёнок впервые
становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию.
Поведение ребёнка определяется не этим желанием, а отношением с другим,
взрослым человеком. Мотив поведение уже находится вне ситуации, данной
ребёнку.
2. Упрямство. Это реакция, который настаивает на чём-то не потому, что ему
этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и
требует, чтобы с его мнением считались. Упрямый ребёнок настаивает на том,
чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно
расхотелось.
3. Гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию.
Ребёнок хочет делать всё сам и решать сам.
4. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против
всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в
семье норм воспитания. Ребёнок ведёт военные действия, всё отвергает
(протест-бунт).
5. Деспотизм. Ребёнок жёстко проявляет свою власть над окружающими его
взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из
дома или нет и т.д.
6. Ревность. Та же тенденция к власти здесь выступает как источник
ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти
никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.
7. Явление обесценивания. Обесценивается старая система отношений, то что
было привычно, интересно и дорого раньше. 3-х летний ребёнок может начать
ругаться, отбросить или даже сломать любимую игрушку.
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
27. Почему для предсказания поведение человека по результатам диагностического обследования нельзя рассчитывать на обыденный диспозиционизм и житейскую мудрость?
28. Потребности и мотивы.
49. Потребности и мотивы. Возможные основания классификации мотивов. Мотивы и сознание
Мотивация – система процессов, отвечающих за побуждения деятельности, можно
увидеть, что данная система структурно оформлена. С одной стороны мы имеем
потребность – нужду, снабженную механизмами ее обнаружения и устранения.
Анализируя. Понятие потребности, можно заметить, что она сама по себе
предполагает деятельность по своему удовлетворению. Для завершенности не
хватает только того объекта, который бы мог удовлетворить данную
потребность в наличной ситуации.
Для определения такого объекта (совокупности объектов) используют понятие
мотив. Под мотивом здесь выступает раздражитель, который побуждает
деятельность по устранению потребности (не исключено, что это система
раздражителей, т.к. субъекта окружает многообразная действительность).
Введение такого понятия оформило структурную единицу мотивационной сферы в
виде комплекса: потребность+мотив. Элементы этого образования функционируют
как внутри субъекта (потребность), так и вне субъекта (мотив).
А.Н.Леонтьев. Предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно
воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане – мы
называем мотивом деятельности. Мотивы несут в себе действительную
содержательную характеристику потребностей. О потребностях ничего нельзя
сказать иначе, как на языке мотивов. Наличие потребности составляет
необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе
еше не способна придать деятельности определенную направленность. То , что
является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама
по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности.
Возможные основания классификации мотивов. 1) Актуальные мотивы – то, что
совершается (профессиональный выбор, досуг). Потенциальные – те, которые
могут организовать действие. Определяют возможные варианты жизни человека.
Но социальные условия могут измениться, и тогда меняются мотивы. Каким
человек станет при изменении мотивов. Когда мы вынуждены делать
непривлекательный для себя выбор под действием условий и т.д., то
потенциальные мотивы приобретают большую значимость (неврозы, уходы в
себя).
2) Ведущие и второстепенные мотивы. Мотивационная сфера личности
иерархизируется. Деятельность мотивируется несколькими мотивами.
Деятельность человека полимотивированная, т.е. одновременно регулируется
двумя или несколькими мотивами.
3) Смыслообразующие и мотивы стимулы. Ведь человек в своей деятельности
объективно реализует целую систему отношений: к предметному миру, к
окружающим людям, к обществу и к самому себе. Одни мотивы, побуждая
деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл – их называют
ведущими или смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними мотивы
выполняют роль дополнительных побуждающих факторов – положительных или
отрицательных – порой весьма могучих – это мотивы-стимулы (часто приурочены
к действиям, подключаются, заимствуются из другой деятельности).
4) По предметному содержанию: а) предметные; б) функциональные; в)
нормативные. Предметные – организуют финальную направленность деятельности.
Всегда четко указывают, что должно быть (например: построить дом). Этот
мотив не может быть задан только указанием предметного содержания, он
содержит еще модус преобразования. Не только предмет, но и то, что выражает
отношение к нему (пока здоровье не шалит – деятельности нет). Мерей: мотив
состоит из содержания и активного характера преобразования. Модусы
преобразования: отказ, отречение, приобретение, создание, поддержание,
выражение, сохранение, агрессия, избегание. Функциональные мотивы: например
потребность людей в общении, не имеют финальной напрвленности. Мотивируют
саму деятельность. Нечто, что приятно самим процессом, а не его концом
(приятно читать книгу). Игровая деятельность – элемент целепреследования
(спрятаться так, чтобы не нашли). Мотивирующая масса промежуточных целей
(промежуточных мотиваций). Это мотивация, которая привязана к отдельным
маленьким промежуточным целям (аналог у животных – инстинкт). Нормативные:
проявляются реже. Левин: барьеры – то, что не организует, а ограничевает
деятельность, не побуждает отдельной деятельности. Нравственные мотивы.
5) По уровню обобщенности. Додонов, Мерей. То, что реально побуждает
деятельность происходит на разных уровнях обобщенности (любить музыку
Бетховена или любить его «Лунную сонату»). Идея справедливости – разные
уровни обобщенности. Обобщенные, конкретные, единичные мотивы.
6) По степени осознания. Осознаваемые и неосознаваемые.Часто человек не
осознает мотивы своего поведения и выдумывает причины. Мотивировка –
сознательно представляемый мотив, который с реальным не имеет ничего
общего.
7) Эндогенно и экзогенно актуализированные мотивы (по способу
актуализации). Экзогенные – спонтанная мотивация.
Мотивы и сознание. 1) Мотивы не отделены от сознания. Даже когда мотив не
осознается субъектом, т.е. когда он не отдает себе отчета в том, что
побуждает его осуществлять ту или иную деятельность. Они , образно говоря
входят в его сознание, но только особым образом. Они придают сознательному
отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого
для самого субъекта, его личностный смысл (личностный смысл – отношение
цели действия к мотиву деятельности). Смыслы – составляющие сознания. 2)
Осознание мотива. Задача на смысл. Братусь: ценностные ориентации –
осознанные смыслы.
29. Психология развития ребёнка в дошкольном возрасте.
Кризис 3 лет – граница между ранним и дошколным детством – один из наиболее
трудных моментов в жизни ребёнка. Это разрушение пересмотр старой системы
социальных отношений, кризис выделения своего «я», по Д.Б. Эльконину.
Ребёнок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ним новые, более
глубокие отношения 9всплеск самостоятельности). Л.С Выготский описывает 7
характеристик кризиса 3 лет.
1. Негативизм. Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, которое
он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не
делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый
человек. Вообще негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования
одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другим достаточно
послушен. Главный момент действия – сделать наоборот. Ребёнок впервые
становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию.
Поведение ребёнка определяется не этим желанием, а отношением с другим,
взрослым человеком. Мотив поведение уже находится вне ситуации,данной
ребёнку.
2. Упрямство. Это реакция, который настаивает на чём-то не потому, что ему
этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и
тербует, чтобы с его мнением считались. Упямый ребёнок настаивает на том,
чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно
расхотелось.
3. Гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию.
Ребёнок хочет делать всё сам и решать сам.
4. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против
всей сложившейся в раннем детстве системы оношений, против принятых в семье
норм воспитания. Ребёнок ведёт военные действия, всё отвергает (протест-
бунт).
5. Деспотизм. Ребёнок жёстко проявляет свою власть над окруцжаюшими его
взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из
дома или нет и т.д.
6. Ревность. Та же тенденция к власти здесь выступает как источник
ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти
никаких прав в семье, с точки зрения юног деспота.
7. Явление обесценивания. Обесценивается старая система отношений, то что
было привычно, интерсно и дорого раньше. 3-х летний ребёнок может начать
ругаться, отбросить или даже сломать любимую игрушку.
Дошколный возраст (от 3 до 7 лет).
Ребёнок открывет для себя мир человеческих отношений, разных видов
деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание
включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней учавствовать, что конечно
ему ещё не доступно. Из этого противоречия рождается ролевая игра. На
границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр.
Это режиссёрская игра и одновременно сней или несколько позже появляется
образно-ролевая игра. В ней ребёнок воображает себя кем угодно и чем угодно
и соответственно действует. Эти два вида игр становятся источниками сюжетно-
ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного
возраста. Позже из неё выделятся игры с правилами (игровые условия, сюжет,
содержание игры). Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она
оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. В игре дети учатся
полноценно общаться друг с другом. Игра способствует становлению
произвольного поведения ребёнка. Развивается мотивационно-поребностная
сфера, формируется творческое воображение, становления произвольной памяти.
Ребёнок более спокоен, начинает регулировать своё поведение (эмоциональная
регуляция действий). Он представляет себе то, что будет после его действия:
его похвалят или поругают.
Речь. Завершается процесс овладения речью. Разивается зруковая сторона
речи, растёт словарный состав речи, грамматический строй речи. В конце
дошкольного возраста ребёнок перехрдит к контекстной речи, появляются
монологи, рассказы, развивается диалогическая речь.
Восприятие. Становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нём
выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.
Наглядно-образное мышление переходит к словесному мышлению.
Память. У младших дошкольников память непроизвольная, а в среднем дошк-м
возрасте (4-5) начинает формироваться произвольная память. Сознательное
целенаправленное запоминание.
Развитие личности. Эмоциональные процессы становятся уравновешенными.
Ребёнок более спокоен, начинает регулировать своё поведение (эмоциональная
регуляция действий). Он представляет себе то, что будет после его действия:
его похвалят или поругают. Эмоциональный образ (представления)
предвосхищающий результат его действия. Эмоционально предвосхищая
последствия своего поведения, ребёнок уже заранее знает, хорошо или дурно
он собирается поступить, у него возникает тревожность-эмоциональное
состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Вся
деятельность ребёнка является эмоционально насыщенной.
Мотивационная сфера. Формируется механизм соподчинения мотивов. Мотивы
перобретают разную силу и значимость. Складывается индивидуальная
мотивационная система ребёнка, выделяются доминирующие мотивы.
Самосознание. Форируется к концу дошкольного возраста благодаря
интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Самооценка
появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто
эмоциональной («я хороший»). Ребёнок сначала приобретает умение оценивать
действия других детей, а затем – собственные дейстивя, моральные качества
и умения. 6-7 лет завышенная самооценка. К 7 годам у боьшинства самооценка
становится более адекватной. Осознание своих переживаний. Половая
идентификация. Осознание себя во времени.
30. Темперамент как помощь и как помеха человеку.
34. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание
Темперамент – динамическая сторона деятельности. Изучается чаще в
диагностическом подходе.
Гиппократ (Др. Рим) предложил типы темпераментов. Темперамент - смесь,
смешивание в определенном соотношении (по отношению к жидкостям в теле
человека). Кровь - «сангва», слизь - «флегма», желчь - «холе», черная желчь
- «меланхоле» (4 типа).
Кант логически доказал, что существуют и должны существовать именно такие
типы человека. Современная психология: основание темперамента - свойства
нервной системы. Айзенк (изучал психические расстройства у солдат 2 МВ)
выделил два фактора, значимые для определения индивидуальности: интроверсия
- экстраверсия, эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость
(нейротизм). Они соответствуют 4 типам темперамента: Ф, С, Х, М.
К. Г. Юнг занимался проблемой определения типов характеров. 2 типа
направленности людей: движение вовне (экстраверсия) и движение внутрь
(интроверсия).
И. П. Павлов: типология темперамента (построение типологии за несколько
шагов). Темперамент связан со свойствами нервной системы. 1) выделение
основных (не сводимых к другим) свойств нервной системы. А) сила –
слабость. Сила НС – ее устойчивость к длительному возбуждению определенного
раздражителя. Б) уравновешенность – неуравновешенность. Уравновешенность НС
– возможность перехода от процессов возбуждения к процессам торможения в
критической ситуации. В) подвижность – инертность. Подвижность НС –
скорость образования новых условных связей. 2) выделение типов НС.
Возможные комбинации: свойства НС + возбуждение / торможение = много!
Выделение действительных типов. У слабой НС нельзя говорить про
уравновешенность / нет. В неуравновешенной НС нельзя говорить о скорости
образования условных связей. Вывод: 4 типа НС. 3) соотнесение типов НС с
типами темперамента. 1. СУП – сангвиник. 2. СУИ – флегматик. 3. СнУ –
холерик. 4. Сл – меланхолик. Проблемы подхода: а) переход от свойств к
типам. Б. М. Теплов: «преждевременный переход», т.к. существуют только
синдромы свойств. Современная физиология: нет чистых типов. Не свойство, а
группа свойств с определенными показателями. Б) переход от типов НС к
темпераменту. Тип НС имеет четкие поведенческие проявления. Современная
индустриальная психология ставит это под сомнение.
I. Проблема перехода от свойств к типам. Современный подход к изучению
темперамента. А) Связь индикаторов. Центральный показатель силы:
устойчивость к длительному воздействию раздражителя, способность
затормаживать отвлекающий раздражитель, высокие абсолютные пороги, низкая
чувствительность. Синдром силы НС: много свойств. Б. М. Теплов находит
свойство лабильности и т.д. Б) Небылицын: выделение общих свойств. 1) общая
активность (ретикулярная формация). Проявляется в любой деятельности. 2)
эмоциональность (лимбическая кора, отделы гиппокампа) – чувствительность,
восприимчивость.
(1) 1 – низкая активность. 2 – высокая активность. Вывод: врожденным
компонентом интеллектуальности является общая активность. (2, 3) 1 – низкая
эмоциональность. 2 – высокая эмоциональность. Вывод: неспецифические
показатели, связанные с темпераментом, определяют его врожденный компонент.
II. Проблема перехода от типов НС к типам поведения. И. Кант: проблема
психологии темперамента. Темпераменты души могут иметь содействующей
причиной и тело. Темпераменты чувства, темпераменты деятельности (критерий
1). Полюсы жизненной силы: возбуждение – ослабление (критерий 2). Вывод:
сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик. Это простые, не сочетающиеся
фигуры. Они либо препятствуют друг другу, либо нейтрализуются. Смесь
простых фигур «дает причудливый каприз, а не определенный темперамент».
Проблема темперамента приводит к проблеме характера.
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальный стиль
профессиональной деятельности. Теплов, Ермолаева-Томина: опыты с сильной и
слабой НС. Нужно выполнять арифметические действия в уме в течение 40
минут. Проявление слабости: снижение продуктивности. В целом общая
продуктивность статистически одинакова (чуть выше у слабой НС). Возможны и
другие соотношения между типом НС и способами профессиональной
деятельности. Компенсация: человек осваивает деятельность, которой его
качества не соответствуют, – образуются компенсаторные способы поведения.
Е. А. Климов: индивидуальный стиль деятельности – средство эффективного
приспособления к данной профессиональной деятельности и ее объективным
требованиям. Индивидуальный стиль – обусловленная типологическими
особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека,
стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности. Природное
условие: тип НС. Личностное условие: стремление к наилучшему выполнению.
Схема индивидуального стиля: ядро – темперамент, пристройка – способы
деятельности. Отношение между ядром и пристройкой: а) совершенствование
природной индивидуальности. Б) совершенствование профессиональной
индивидуальности: формирование структуры индивидуального стиля.
31. Генез восприятия. Восприятие как система перцептивных действий.
Определение ощущения и восприятия. Свойства ощущений и образов восприятия.
Виды образных явлений. Классификации ощущений и рецепторов
Ощущение -отражение св-в предметов объективного мира, возн. при их
непосредственном возд. на рецепторы; элементарное сенсорное кач-во;
данность человеку предметной действит., возд. на органы чувств. Т.о. это
редуц.образ воспр., облад. только сенс. кач-вом и он объектоориентирован.
Атрибутами явл. качество, интенсивность, протяженность, длительность. Роль
в процессе восприятия: стимул возд. на рецепторы орг. чувсв ит., затем
возн. некот. стр. ощущения, к кот. добавл. образы памяти.
Восприятие - процесс порожд. чувств. образов, возн. при условии возд.
внешн. мира на орг. чувств.
Психофизическое отношение: действител. во всех ее ф. и спос. организации
(абиот. и биот. среды; соц., культ и др миры; простр., временная и
др.организации) рассматривается как источник содержания чувствительной
данности (образ воспринимаемой и ощущаем. действительности). А продуктом
процесса воспр. явл. чувств. образом. Отражение - представленность одного
другому. Особенностями чувст. отраж. - оно всегда вкл. в себя элемент
искажения неадекватности (феномен перцептивного дополнения). Отношение
воспрятия к активности н. тк. и вообще к организму - психофизиол. отнош-е.
Аксиологическое отнош: индивид-субъект (индив., вкл. в сис-му жизн. связ. и
отношений; гл. признак - активность)-личности (соц. объект)-
индивидуальность. Субъект - носитель восприятия, вне его это не возможно.
Св-ва образов восприятия. Олпорт выделил 5 классов феном св-в воспр. 1)
сенсорные кач-ва - зависят от органов чувств (их св-ва: интенсивность,
простр. протяженность, длительность во времени); 2)константность (св-во
перц. образа сохран. относит. постоянство хар-к при измен. условий воспр.
3)сис-ма отчета (субъект непосредственно оценивает восприним. объекты)
4)предметность (образы воспр. содерж. знания о воспринимаемом мире).
Предметы воспр. как обладающие физич. св-вами) 5) феномен установки
(изирательность и пристрастность субъекта к воспринимаемым объектам)
(пример тест «тещажена»). Осгуд выдел след. хар-ки перцептивных
феноменов: целостность, константность, транспозицию (треуг. может проецир..
на многие уч-ки коры не претерпевая изменений), избирательность (для
голодного организма предметы связ. с едой явл. фигурами). Т.о можно
выделить след. кач-ва: предметность ( по Леонтьеву -образ локал. во внеш.
среде); константность: структурность (мы восприн. дейсвительность не по
частям, а как целоеструктуру); анизатропность (неоднородность - мы
восприним. толькл то, что становится объектом нашего внимания);
историчность (один и тот же предмет или событие восприним. по разному в
разн. контекстах, наполняясь иным содержанием); биполярность (в образе
воспр. предст. не только внешний мир, но сам воспринимающий)
Виды образных явлений. А) Ощущение - элементарное сенсорное кач-во;
данность человеку предметной действит., возд. на органы чувств. Это
редуц.образ воспр., облад. только сенс. кач-вом и он объектоориентирован.
Б) Ф?????? - возникает при искусственном возбуждении участков зрительных
анализаторов неспециф. раздражителями или физ-хим. процессах. В)
Последовательный образы - зрит. ощущение, сохр. какое-то время после
прекращ. действия зрит. раздражителя. Различ. + и - . Первый окрашен также
как и раздражитель и бывает кратковременным. Второй сохран. дольше и
окрашен в дополн. цвета. При продолж. или интенсивном действ. раздражителя
можно набл. смены + и -. В) Проективные образы - возникают при
неструктурирован. стимуляции (человек устал или у него есть неудовлетв.
потребности). Г) Эйдетические образы - воспр. событий прошлого в деталях... Классификации ощущений и рецепторов: 1) по типу модальности (зрит, обонят,
вкусов, вестиб. чувствительности и тд). 2)специф.(связ. и нес. стимулы,
вызыв. о. делятся на: проксимальные (распределение энергии у поверхности
орг. чувств) и дистальные (у поверх.н . воспр. действительн.) Второй
ипостасью о. - образы элемент. символов (как напр. при простейш. зрител.
впечатлен.- можно найти параметры для проксим. стимулов, кот. соотв. парам.
ощушений: интенс. зрит.: интенс. зрит. воспр. явл. интенс. света). Т.е.
образ этого стимула элементарен и его можно считать воплощением чистого о.
3) по эволюц. принципу: протолитические (не дают возможности точно
локализовать..., отражают субъектные состояния) и эпикритическая (?). Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного
научения. Примеры экспериментальных исследований
Прежде всего проблема врожденного-приобретенного касается таких феноменов
восприятия, как: - конфигурация, - константность, - предметность. Три
класса экспериментов: 1) на новорожденных (или выращенных в особых
условиях) животных 2) на новорожденных детях 3) исследование особых
клинических случаев (прозревшие слепые) Эксперименты на конфигурацию.
Восприятие формы: 1 - новорожденные цыплята предпочитали кормушки округлой
формы 2 - новорожденные дети предпочитали законченные фигуры (закон
хорошего продолжения работает) 3 - прозревшие слепые воспринимали мир как
состоящий из различных конфигураций фигур. Восприятие пространства: 1 -
цыплятам надевали искажающие линзы. 2 - новорожденные (1 неделя)
воспринимают резкое увеличение тени как движение приближающегося объекта ->
комплекс оборонительных реакций. 3 - прозревшие слепые воспринимали мир как
состоящий из объектов, но пространственную локализацию этих объектов иногда
они определяли неточно. Вывод по конфигуративным феноменам: мир изначально
воспринимается как определенная структура, но восприятие конфигуративных
свойств еще не достаточно точно). Эксперименты на константность. 1 - на
крысах: условия световой депривации с рождения. Приманка сигнализировалась
кругами разного диаметра. Константность восприятия размера не наблюдалась.
2 - на новорожденных (6-8 недель). Закреплялась реакция на куб со стороной
30 см на расстоянии 1 м. Затем показывали кубы 30 см и 90 см на расстоянии
3 м. Дети выбирали куб 30 см. Т.е., в 6-8 недель уже наблюдается феномен
константности восприятия размера. 3 - по прозревшим данных нет. Вывод: по
феномену константности информация противоречивая. Эксперименты на
предметность. 1 - эксперименты со зрительным обрывом на животных показали,
что все животные предпочитают не пересекать обрыв. 2 - на детях 6 недель
наблюдалось повышение частоты сердечных сокращений при виде зрительного
обрыва. Таким образом, наблюдается феномен предметных значений (восприятие
опасности, которую таит в себе поверхность). На детях 1 недели -
предъявлялось мнимое изображение (поляризованный свет) -> дети пытались
схватить объект, затем реакция удивления. Наблюдалось также восприятие
объективных свойств предметов (жесткий предмет дети пытались схватить, до
аморфного - дотронуться). Общие выводы: несмотря на многочисленные
эксперименты, проблема врожденного-приобретенного не имеет однозначного
решения (нельзя понять, то ли это врожденное, то ли результат способности к
быстрому научению).
Научение в восприятии. Основная проблема, касающаяся научения в восприятии,
состоит в следующем: что в восприятии есть результат научения? Многие
теории сходились в том, что опыт влияет на воприятие, следы прошлого
участвуют в нашем восприятии настоящего. Так, Гельмгольц считал, что мы
учимся правильно воспринимать в опыте. По Титченеру (точка зрения
структуралистов), мы учимся воспринимать путем присоединения прошлых
ассоциаций к сенсорной основе. Гештальттеория настаивает на врожденности,
спонтанности восприятия форм. Две основные теории перцептивного научения:
1) теория обогащения и 2) теория специфичности. Научение (1) как обогащение
прежних бедных ощущений или (2) как дифференциация прежних смутных
впечатлений. В первой решающая роль отводится опыту, во второй -
стимуляции. Первая хорошо объясняет ошибки, иллюзии восприятия,
индивидуальные различия и установки в восприятии; вторая - правильное
восприятие. Эксперименты на вторую теорию: эксп-ты Гибсона со спиралями
(испытуемые научались различать разные спиральки). 62. Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия
Восприятие как субъектно-ориентированный процесс (СОП) или объектно-
ориентированный процесс (ООП). Различные теории трактуют восприятие как ООП
или СОП. Есть и третий класс теорий: взаимодействие субъекта и объекта, для
кот. хар-но, что: мышление и восприятие - самостоятельные процессы;
отрицание участия в познании прошлого опыта; не допускается моделирование
процесса. Различия между ООП и СОП:
|теории |ООП |СОП |
|Что |Физическое |Целеполагаю|
|представляет |тело либо |щий субъект|
|собой субъект|техническое | |
|восприятия |устройство по| |
| |прееработке | |
| |информации | |
|Функция |Отражение |Представлен|
|восприятия |внешнего мира|ие знаний |
| | |субъекта о |
| | |мире |
|Чем |Внешнее |Цель |
|детерминирует|воздействие | |
|ся | | |
|восприятие | | |
|Что есть |Пассивный |Активный |
|восприятие. |процесс |процесс |
|Его свойства |Индифферентно|Пристрастно|
| |сть |сть |
Объектно-ориентированные теории восприятия:
|Теория |Структу|Гешталь|Гибсон |
| |р-зм |т | |
|Какие |Сенсорн|Конфигу|Сенс.кач-в|
|феномены |. |рат. |а |
|изучает |кач-ва |феномен|Конфигур. |
| | |ы |Констант-с|
| | | |ть |
| | | |Предмет-ст|
| | | |ь |
|Что есть |Отдельн|Потоки |Структурны|
|воздейст-я |ые виды|физич. |е |
|внешнего |физич. |энергии|характ-ки |
|мира |энергии| |потока |
| | | |физич. |
| | | |энергии |
|Мех-зм |Две |1. |Акт |
|порожд-я |ступени|Закон |извлечения|
|перцепт. |: |перцеп.|информации|
|образов |1) |орг-ции| |
| |возникн| | |
| |. |2. | |
| |ощущени|Взмд-е | |
| |я |разнона| |
| |2) |пр. сил| |
| |суммаци| | |
| |я |3. | |
| |ощущ-й |Принцип| |
| |по |изоморф| |
| |законам|изма | |
| |НС | | |
Структуралистская теория восприятия. Ощущение как единица перцептивного
образа. Гипотеза суммации ощущений. Аналитическая интроспекция – метод
предназначенный для измерения ощущений в естественных условиях. Принцип
постоянства: Когда те же самые стимульные энергии попадают на ту же часть
сенсорного органа – они могут быть обнаружены и с помощью АИ, и
преобразованы в те же чистые ощущения. Мир состоит из : Ощущений, которые
возникают когда раздражается отдельный рецептор; Образов памяти, которые
представляют собой следы пережитых ощущений. Предполагают, что 2 во всем
подобно 1, отличается лишь меньше отчетливостью. Воспринимаются группы
простых стимулов (суммация ощущений). Все состоит из Едва заметных
различий. Наше пространственное ощущение не явл. зрительным, поскольку
1)Все статистические признаки глубины многозначны 2) тщательная АИ
показывает, что единственные зрит. Ощущения, которые могут быть обнаружены
– двумерны и непосредственны. Соответственно – Аккомодация и конвергенция –
это первичные признаки восприятия, несмотря на то, что они не зрительные.
Пространственные ощущения; 1) кинестетические мышечные ощущения Аи К
2)Следы памяти от предшествующих кинестетических ощущений 3) чистые
зрительные ощущения. Критика: образ не целостен (АИ), невозможно
абстрагироваться от контекста, Иллюзия Мюллера-Лаера сохраняется несмотря
на АИ. По точкам не построить фигуру.
Гештальттеория восприятия Акцент на врождеенный характер перцептивных
процессов. Основываеться на целом а не на единицах – пример мелодия, контур
треугольника. Самое главное не элементы, а процесс их пораждающий.
Физиологич. Г. – концентрация хим. веществ на окончаниях возбужд. Волокон
достигает устойчивого состояния конструкция, представляющая в своем
пространственном распределении фигуру будет отличаться от концентрации,
представляющей фон. Ионы будут диффундировать – из зоны фигуры в зону фона
– вызывая эл ток вокруг контура фигуры. Принцип изоморфизма (равенство
формы) – воспринимаемый квадрат должен соответствовать области возбуждения
в виде квадрата в зрительной коре. Зрительное поле – Силы, действующие в
з.п. 1) чем больше количественное сходство между процессами в зп тем
сильнее связ силы между ними 2) чем больше сходство по интенсивности – тем
---/--- 3) чем меньше расстояние между процессами – тем ---/--- 4) Чем
меньше временной интервал ( 3-4 хорошо опис фи-феномен). Чем сильнее
противореч межд связывающими и сдерживающими силами тем больше энергии в
зрительном поле способно произвести перцептивную работу (замыкание неполных
фигур, искажения, группировка зрительных предметов) ЗП Имеет тенденцию к
минимизации напряжения. Ф-ция сдерживающих сил – сохранение видимой
локализации точки, точно соотв месту нахожд возбужд в том распределении,
которое связывает стимул. Связи: 1) близость по расстоянию 2) сходство по
качеству 3) Продолжение (закономерные последовательности) 4)Замкнутость.
Выделение фигуры из фона тоже но +Контраст +Непрерывность + Осмысленность.
Критика – нет научения, все врожденное. Фигура или фон – двойственные
фигуры. Гибсон (экологическая теория восприятия). Восприятие - то, что индивид
достигает. Оно представляет собой процесс напосредственного контакта с
внеш. миром, процесс переживания, впечателений о предметах. Это психологич.
акт живого наблюдения. Источник извлечения возможности – окружающая среда.
Экологическая оптика. Зрительная информация извлекается из светового
потока. Предметы освещены – каждая точка жизненного пространства обеспечена
световым потоком. Воспринимаем не свет, а объемлемые им поверхности.
Поверхности имеют текстуру, которая закономерно меняется. Градиент текстуры
– закономерное, инвариантное изменение текстуры поверхности. Градиенты –
источники зрительной информации. В мире нет разницы между тем, что кажется,
и тем, что есть на самом деле. “Изучаю только реальное восприятие”.
Основной механизм извлечения возможности – внимание к объекту. Это есть
активность. Из светового строя субъект извлекает информацию не только о
мире, но и о себе. На границах поля происходит постоянные изменения,
которые дают субъекту информацию о себе. Процесс восприятия подчинаяется з-
нам перцептивной организации: а) близость (чем я ближе, тем больше
организация в целые образы); б) сходства; в) замкнутости (чем она больше,
тем больше организ. в отд. образы. Воспринимающие с-мы:5 типов их типов
соотве. 5 орг. чувств, но отлич. от них: а) специфику чувств опред. набором
рецепторов и проекционн. ц. мозга, а в.с. - органом и его настройкой; б)
рецепторы - пассивны, а в.с. - получают инфо. активно; в) результат работы
орг. чувств - набор врожд. ощущений, а в.с. - способн-ть к соверш. Субъектно-ориентированные теории восприятия:
|Теория |Гельмголь|Брунер |Найссер |
| |ц | | |
|Изучаемые|Предмет-с|Предмет-с|Установка |
|феномены |ть |ть |Предмет-сть |
| |Конфигур.|Установка| |
|Что есть |Образ |Система |Когнитивная |
|знание |представ-|категорий|схема |
|субъекта |ния | | |
|о мире | | | |
|Механизм |Бессознат|Процесс |Перцептивн. |
|порождени|. |категориз|цикл |
|я |умозаключ|ац. | |
|перцепт. |-я |(4 | |
|образов | |стадии) | |
Гельмгольц. Восприятие - акт психической деятельности. Три вида образов:
1) первичный образ - имеет чувств. природу, порождается физиол. элементами;
полностью очищен от опыта. 2) образ-представление - он содержит знания
человека, складывающиеся в опыте взаимодействия с внеш. миром (напр.,
представление о форме вещей, их простр. локализации и т.п. 3) перцептивный
образ - синтез (1) И (2) через процесс бессознат. умозаключения. Восприятие
- выражение знаний о мире в чувственной форме.
Брунер. Восприятие – процесс категоризации на основе прошлого опыта.
Перцептивная готовность есть у любой категории. Готовность к использованию
– установка. Категоризация - процесс отнесения единичных воспринимаемых
объектов к общему классу (признаки отнесения - категории). 4 стадии
процесса категоризации: 1) Первичная (докатегориальная) - выделяются
признаки объекта, его хар-ки. 2) Поиск признаков - если выделенные на (1)
признаки соответствуют какой-то категории, то категоризация происходит
мгновенно; если признаки неопределенные, то идет поиск дополнительных
признаков. 3) Подтверждающая проверка - поиск признаков, подтверждающих
отнесение к категории. 4) Окончательное подтверждение - завершение процесса
категоризации, образ имеет окончательное перцептивное значение
Найссер. Осн. положения: 1) Любая познавательная деятельность должна
рассматриваться в контексте естеств. целенапр. деятельности. 2) Восприятие
должно изучаться в реальных условиях, в которых живет человек 3) Восприятие
должно рассматриваться как непрерывно протекающий процесс научения. Осн.
понятия : Когнитивная схема - средство описания и фиксации феноменологии,
касающейся знаний человека о мире. Т.е., наши знания о мире представлены в
виде когнитивных схем. Восприятие – конструктивный процесс предвосхищения некоторой информации, делающий возможным для человека принятие этой информации, когда она оказывается доступной. Чтобы сделать информацию доступной, субъекту надо активно исследовать оптический поток. Эта активность направляется схемами. Результат исследования окружения – выделенная информация – модифицирует исходную схему, это и есть перцептивный цикл. (Объект (наличная информация)( модифицирует( схема (направляет( исследование( Понятие перц. цикла объясняет, как можно воспринимать значение нарду с формой и содержанием. Когда мы воспринимаем настроение, мы находимся в другом перцептивном цикле, чем при восприятии движения губ. Схема – одна из фаз активности – связывает субъекта с окружающей средой. Термин “восприятие” относится ко всему циклу, а не к отдельной его части. Схема – это та часть цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему
Знания амодальны (получены из разных источников). Схемы упорядочены,
структурированы. Схемы постоянно развиваются, дополняются, уточняются. Они
задают направленность процесса восприятия (общий план сбора информации).
Схемы участвуют и в интерпретации информации. Ф-ции схем: предвосхищение,
ориентиров.-исслед. деятельность, интерпретация. 2 важных аспекта
восприятия: 1) это активный познават. процесс (направляемый когнитивными
схемами). 2) это непрерывно развивающийся процесс (по мере развития знаний
чел-ка о мире).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|
|
|
|