|
|
|
|
Госэкзамены ответы
p>38. Психология отрочества.
Подростковый возраст (11-15 лет). Пубертатный кризис (затянувшийся кризис).
Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме (гипофиз и
щитовидная железа). Активизация и сложное взаимодействие гармонов роста и
половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое
развитие. Измение роста веса, пропорций тела, появляются вторичные половые
признаки. В связи с быстрым развитием возникают трудности в
функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. Перепады
самочувствия и настроения. Эмоциональный фон становится неровным,
нестабильным. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное
возбуждение.
Формируется новый образ физического «Я». Появляется взрослая логика
мышления (формальная логика), интеллектуализация всех остальных психических
функций (восприятие, память), развитие воображения (творческого).
Основные изменения в личностном плане.
- Личностная нестабильность. Противоположные черты стремления, тенденции
сосуществуют и борются друг с другом, определяя потиворечивость характера и
поведения взрослеющего ребёнка.
-Эмоциональная лабильность (смена настроений).
- Падает уровень самооценки (личностная рефлексия самоанализ), самооценка
зависит от мнения окружающих (колебание саооценки).
- Поведение зависит о мнения окружающих, от сверстников.
- Делинквентное поведение (неправомерное).
- Нет мировоззрения.
Мотивация: потребность в общении со сверстниками гипертрофирована.
А) группирование, Б) глубокие отношения «дружба» (интимно-личностное
общение, исповедальное), В) подрастковая влюбённость (редко возникает
настоящее чувство). Потребность в самостоятельности и независимости.
Эмансипацмя от родителей.
-Подростковое увлечения
-Развитие самосознания.Чувство взрослости (11-13 лет) – отношение подростка
к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере
взрослым человеком(но оно не обоснованно). Чувство взрослости становится
центральным новообразоыванием младшено подросткового возраста, а к концу
периода, примерно в 15 лет, ребёнок делает ещё один шаг в своём линостном
развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется
«Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе,
образов «Я». 1)Я-реальное; 2)Я-идеальное, если между ними небольшой разрыв,
то ребёнок начинает заниматься самовоспитанием.
Я-реальное: 1. когнитивный (познавательный) – на сколько я умный и т.д.
2. оценочный компонент – что я ценю в себе.
3. поведенческий – как я себя ценю, так себя и веду.
39. При каком понимании личности верно утверждение, что «личность рождается дважды»?
40. Структура личности в разных психологических теориях.
Структура личности и различные подходы к ее изучению в психологи. Характер и способности.
Выготский:
В основе классификации Кречмера и Блонского – соответствие характера
определенному времени (развертывание биологического типа). На самом деле
есть врожденное и приобретенное (социальное). Человеческий организм –
социальная единица, характер – приспособление к соц среде. Всегда есть
цель, направленность рефлекса Павлова, но для достижения цели, формирования
рефлекса нужны препятствия (перспективы будущего), если есть цель –
стремление к компенсации. Все это вместе с социальным – развитие из
необходимости. Препятствие стимулирует совершенствование – преодоление
препятствия, приспособление (компенсация). Динамическая точка зрения: одаренность и дефективность – 2 вида
компенсации (исхода). У Фрейда человек прикован к прошлому, у Адлера – к
будущему. Воспитание – процесс формирование из биотипа социотипа. Гроос: игра –
выработка того, чего не хватает для приспособления.
Анализ по структуре сознания: восприятие, память, мышление. Лейтес:
Разная чувствительность – разные способности. Одаренность возникает в силу
возрастных особенностей. Предпосылки умственного развития – совмещение ос-
тей данного и последующего возрастов. Для одаренных детей: склонность к
умственной деят-ти (игра), к деят-ти вообще, к все новым знаниям.
Склонность – стремление к деят-ти; способность – возможность ее выполнения.
У всех детей внеш копирование опережает овладение содержанием, а у
одаренных тем более (формализм мышления, манипулирование понятиями). У
таких детей признаки развития не достижения, а потребность в развитии. Леонгард:
Акцентуированные черты могут перейти в патологию. Такие личности готовы как
к сильно +, так и – развитию. Ненормальная личность – трудность в
приспособлении к жизни даже при благоприятных условиях.
Чтобы понять нужно за всем наблюдать, самооценка наблюдаемого.
1.Демонстративный хар-р: истерия, вытеснение (если патология) – ложь, но в
пределах доступного (разные поступки в разных ситуациях), иногда преследует
материальные выгоды. Актеры – самовосхваление (и наоборот). Быстрые
решения, хорошая приспособляемость (вживаются в других, но и отрекаются от
себя). Фантазия.
2.Ананкастический хар-р : сверхпунктуальность, противоположность
демонстративному; нерешительность (все взвешивают). Большая
добросовестность, но много колебаний; тратят силы на избегание несчастного
случая. Альтруизм.
3.Аффективно-застойный хар-р: злопамятность, задержка на успехе;
обидчивость; достижение всего своим трудом. Типологический подход:
Юнг:
Интроверт (объект в себя) и экстраверт (объект притягивает).
Экстраверт: перевешивают объектные отношения; основания поступка – влияние
лиц и вещей; страдание от направленности во вне. Истерия – стремление
производить впечатление, внушаемость. Бессознательная установка жертвы себя
ради объекта – компенсация: эгоизм (общительность, но бестактность).
Интроверт: боязнь объекта – защита от него. Психастения: повышенная
чувствительность, утомляемость. Шпрангер:
1. Теоретический человек: установление связей, теоретизирование, оторванность от жизни.
2. Экономичный: мотив полезности. Смысл – не действие, а полезный эффект.
3. Эстетический: душа + фантазия: не связаны с экономикой (противоположны); творящие и наслаждающиеся.
4. Социальный: соц направленность в высшем проявлении – любовь.
5. Политический: власть (самоутверждение).Пассивные и активные. Физическая и духовная власть. Между ними – привычка.
6. Религиозный человек: направленность на внешнее переживание. Лазурский:
Принцип активного приспособления к окруж среде. Зависит от услоовий и внутр
сил (степень одаренности). Бедно одаренные пассинвы, а богато – активны.
Эндопсихика: внутренняя взаимосвязь психических ф-ий и эл-в – темперамент,
характер. Ядро личности (мышление, воображение, память).
Экзопсихика: отношение личности к внеш объектам (отражение обстоятельств).
Она влияет на эндопсихику.
Признаки повышение психического уровня:
1. Богатство личности: интересы, кол-во психической продукции.
2. Сила отдельных психич проявлений (развитие ВПФ).
3. Сознательность и идейность психия проявлений (духовная орг-я). Преобладание идей над чувствами. Сначала забота о себе, о будущем, потом ради идеи –жертва собою (центр личности идейный, а не органический).
4. Рост координации психических эл-в (объединение личности), сосредоточение всех ф-ий ради какого-то рода деят-ти. Низший - преобладание влияния среды (слабая приспособленность).
Средний – есть место в жизни (соответствует задаткам), интересная деят-ть
(приспособленность).
Высший – есть задатки, но желание перестроить среду (творчество).
Критерий моральной оценки – как человек реализует свои задатки.
Чистые типы – соответствие эндо и экзопсихики.
Низший уровень (деление по преобладающей психофизической ф-ии)
Рассудочные: слабая одаренность, аккуратность, бережливость, медленно
соображают, часто нет цели, идеал – копирование, эгоизм.
Аффективные: подвижные, живые, чувственные (органически потребности,
влечения), мечтатели (но не творческое воображение).
Активные: энергичные низшего порядка :импульсивные, глупые, азартные, внеш
волевые акты преобладают над внутр); покорно-деятельные (мотивы действия
внушаемы); упрямые (устойчивость раз принятых решений).
Средний уровень (деление по эндо и экзо):
Непрактичные, теоретики-идеалисты: ученые (спокойные, научный интерес);
художники (творческое воображение); религиозные созерцатели (воображение,
но в другом направлении).
Практики-реалисты: человеколюбцы (альтруисты, чувство симпатии, глубокие,
устойчивые чувства); общественники (общительные, предприимчивые); властные;
хозяйственные.
Отрицательная черта: стереотипизация (приписывание черт); нет личностного
роста.
Либин:
Кречмер:
шизотемический темперамент (худой, лептосом) – аутизм (замкнутость),
склонность к абстракции (шизофрения);
циклотемический (пикник) – наоборот шизотимику (МДП);
иксотимический (атлетик) – спокоен, невысокая гибкость мышления
(эпилепсия).
Шелдон:
висцеротония (эндоморф – шарообразные формы, вялые руки, жир на плеяах и
бедрах, но поджарые лодыжки) – дружелюбие, любовь к комфорту, пиветливость,
расслабленность, тяга к людям в тяжелую минуту, мягкость при опьянении;
соматотомия (мезаморф – развитая мускулатурная система, широкие плечи и
грудная клетка) – уверенность, любовь к приключениям, скрытность в
чувствах, агрессивность в опьянении;
церебротония (эктоморф – слабое развитие, долговязость, узкая грудная
клетка, живот, тонкие руки и ноги) – скованность в осанке, необщительность,
скрытность, устойчивость к действию алкоголя, тяга к одиночеству в тяжелую
минуту. Критика таких типологий: игнорирование социальных условий; отождествление
личностных черт с телосложением, темпераментом; здоровые люди носят в себе
зародыш психического заболевания. Проективный подход:
Соколова:
Беллак выделял 3 типа поведения: адаптивное (детерминировано стимулами,
сходно у разных людей); проективное (недостаток инф-ии + ос-ти
воспринимающего – эмоц состояние + мотивация); экспрессивное (стабильные со-
ти испытуемого – лексика).
4 типа искажения в ТАТ:
1. Экстериализация – вплетение событий собственной жизни (“как со мной”).
2. Сензитизация – повышенная восприимчивость к объектам, соответствующим актуальным потребностям, конфликтам.
3. Простая проекция (мальчик – дверь).
4. Обратная проекция – защитная проекция Фрейда.
В концепции психоанализа: диагностика бессознательных влечений, трактовка
поведения в соответствии им; неопределенность в обстановке (нет давления) –
внутр проявления личности. В концепции личностного смысла: внеш и внутр барьеры при достижении
смысла. Внутр барьеры: обстоятельства; личностные хар-ки – препятствие в
определенных ситуациях; ценности личности; негативные ожидания (избегание
неудач). 41. Феномены группового влияния.
Этот феномен получил название в социальной психологии наименование
феномена конформизма («приспособленчество»). В социально-психологической
литературе чаще всего говорят не о конформизме, а о конформности или
конформном повелении, имея ввиду чисто психологическую характеристику
позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им
определённог стандарта, мнения, свойственного группе, еру подчинения
индивида групповому давлению. Противоположными конформномти понятиями
являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции»,
«устойчивость к групповому давлению».
Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие
конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого
конфликта в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в
том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось
индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение гурппы
принимается индивидом лишь внешене, а на деле он продолжает ему
сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называют подлинным
конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства.
В исследованиях конформности обнаружилась ещё одна возможная позиция,
которую оказалось доступным зафиксировать на эксеприментальном уровне. Это-
позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во
всём сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне
независимую позицию, во что бы то ни стало, отрицая все стандарты группы,
то это и есть случай негативизма (в действительности, это и есть подлинная
независимость). 42. В чём основные причины ограниченной прогностичности результатов диагностических методик?
43. Самосознание: его функции, характеристики, развитие в онтогенезе.
Самосознание – это относительно устойчивая осознанная система представлений
индивида о самом себе, осознание своего «Я» во всём многообразии
индивидуальных особенностей, на основе которых человек строит свои
взаимоотношения с людьми и сообразно этому относится к самому себе. Таким
образом, самосознание является совеобразным фундаментом, на котором
строится Я-концепция и Я-образ личности.
Самосознание – психологическая реальность, состоящая в том, что человек
способен сознательно воспринимать и относится к самому себе. Рубинштейн:
процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его
сознания и самосознания. Личность, как сознательный субъект осознает не
только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим.
Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не
представляет собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознает себя как
Я. В течении первых лет он сам называет себя по имени, как называют его
окружающие. Осознание себя как Я является результатом развития. Через
взаимодействие с миром (предметный, социальный).
Попытки критериев выделения самосознания:
Бехтерев. Простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию,
т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его
простой форме состоит в неясном чувствовании собственного существования.
Выготский, Рубинштейн. Самосознание есть этап развития сознания,
подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом
самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими (2-
3 года).
Чамата: самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием,
возникает по мере овладения собственным телом, в процессе превращения
обычных действий в произвольные. Зарождение самосознания связано уже с
внутриутробным периодом, важную роль в этом играют тактильные контакты,
подготавливающие чувство ограниченности собственного тела.
Психоанализ. Процесс зарождения самосознания – процесс субъективного
отделения от матери; дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими
процессами, уменьшается у ребенка; соответственно ребенок начинает выделять
из остального мира мать, а себя отделять от матери.
Кон, Шпрангер. Периодом возникновения сознательного Я как бы постепенно ни
формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и
юношеский возраст. Феноменальные проявления самосознания – возникновение
рефлексии, сознание своих мотивов, моральные конфликты, нравственная
самооценка, интимизация внутренней жизни.
Уровни самосознания. Столин. Из предыдущих взглядов видно, что самосознание
выступает для различных авторов на разных уровнях. Происхождение
самосознания, как и его развитие гетерогенно. Разные системы отношений,
включающие человека как природное существо, как объект и субъект
общественных отношений и человеческих деятельностей, порождает разные
аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к
другу феноменах. Уровневое строение самосознания. На каждом уровне
самосознание выступает как механизм обратной связи, необходимый для
интеграции активности субъекта и его деятельности. Различно и содержание и
функции на этих уровнях: 1. Отражение субъекта в сист. его органической
активности. 2. Отражение субъекта в системе его коллективной предметной
деятельности и детерминированных его отношений. 3. отражение субъекта в
системе его личностного развития, связанного с множественностью его
деятельностей. При ведущей роли личностного уровня возможны тем не менее
сложные взаимоотношения между процессами и их результатами, относимыми к
разным уровням. Соответственно этим трем уровням можно различать и единицы
самосознания: 1. На уровне органического самосознания эта единица имеет
сенсорно-перцептивную природу. 2. На уровне индивидного самосознания –
воспринимаемая оценка себя и соответственно самооценка, возрастная, половая
и социальная идентичность. 3. на уровне личностного самосознания эта
единица – кнфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных
качеств с другими, проясняющих для личности значение ее же собственных
свойств и сигнализирующих об этом в форме эмоционально-ценностного
отношения к себе.
Важной категорией самосознания является поступок, как уже в свершившейся
форме, так и в форме предвидения его внешнесоциальных и интимноличностных
последствий. Признание или не признание факта свершения поступка – важная
детерминанта определяющая весь характер личностной работы по сознанию своих
мотивов и их принятию или отвержению. Взаимосуществование уровней
отвечает следующим принципам: А) каждый из уровней развития того или иного
процесса или структуры является необходимым для последующего; Б) каждый из
уровней развития имеет свою собственную природу, т.е. образован существенно
различными связями, отношениями, опосредованиями; В) каждый из нижележащих
уровней до определенной степени является условием развития вышележащего; Г)
вышележащий уровень управляет нижележащим; Д) имманентное развитие каждого
уровня не прекращается с вышележащим.
Кант: сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»: а) Я как субъект
мышления – рефлексирующее Я; б) Я как объект восприятия. Второе – это образ
«Я». Образ «Я».
Розенберг. Образ «Я» состоит: 1. Наличное «Я» - каким индивид видит себя в
настоящий момент; 2. Желаемое «Я» – каким бы он хотел себя видеть; 3.
Представляемое «Я» – каким он показывает себя другим. Вместе: образ «Я» и
самосознание (как рефлексирующее «Я») образуют две стороны «Я». На этой
основе «Я» выполняет свои главные функции: а) регулятивно – организующую –
чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен владеть адекватной
информацией как о среде, так и состояниях и свойствах своей личности; б)
Эго – защитная – ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения
и стабильности образа «Я», даже ценой искажения информации. (проблема
адекватных и ложных самооценок).
44. Социально-психологические характеристики общения как интеракции. Общение как взаимодействие (интеракция).
Интерактивная сторона общ. - характеристика компонентов общения кот. связ.
с непоср. организацией их совместной деят. , взаимодействием людей. В ходе
этой совм. деят. важно (кроме обмена инфо. ) организовать обмен действиями,
спланировать общую деятельность. Сущ. несколько теор. описывающих структуру
взаимодейств. Одна из них - Щепаньского и связ. с описанием ступеней
развития этого взаимод. Центральное понятие при описание соц. поведения у
него - соц. связи. Она мож. б. представлена как последовательное развитие:
пространств. контакта (псих. контакта(соц. контакта(взаимодействие ( соц.
отношения (взаимосопряж. системы). + транзактный анализ - регулирование
отношений уч-ков взаимодейств. через регулирование их позиций, а также
учета хар-ра сит. и стиля взаимодейств. Кажд. уч-ник мож. занимать 1 из 3
позиц: Родитель (Надо), Взрослый (Нало и Хочу), Ребенок (Хочу). Транзакции
эффективны если позиции нос. дополн. характер (Взр-Взр) - дополнительные
vs. пересек. транзакции. II Кажд ситуация носит свой стиль поведения и
действий(3 ур. стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманист. Типы
взаимод:
[pic] кооперацию и конкуренцию, при этом конкуренцию в виде межличностного
конфликта лучше, чем кооперацию. Шмелев вводит континуум форм
взаимодействия. На полюсах – кооперация и конфронтация. Продуктивная
конкуренция ближе к полюсу кооперации, чем к полюсу конфронтации. ПК –
кооперативный заряд. Объединение усилий людей,... по созданию единого
объекта, предназначенного для совместного использования или на продажу.
Кооперация: 2 основные черты совм. деят. по Леонт: разделение единого проц.
м. уч-ками и изменение деят. каждого (т. к. предмет и мотив не совпад).
Конкуренция: Под конфликтом понимается противоречие в намерениях, целях,
ценностях и т. д. сторон. Конфликт связан с понятием противоречия.
Структуре конфликта: 1. стороны конфликта;2. конфликтную ситуацию –
объективная ситуация этого противоречия;3. осознание конфликтной ситуации
участниками, образ конфликтной ситуации (хотя бы одним из них);4.
конфликтное взаимодействие (собственно поведение) – в обыденном – понимаем
только это; 5. исход (результат) этого конфликтного взаимодействия.
Функциях конфликта: конструктивная и деструктивная. Уровни конфликта:1.
внутриличностный;2. межличностный;3. внутригрупповой; 4. межгрупповой.
Образ конфликтной ситуации (КС). 1. Если присутствует и реальная ситуация
противоречия, и осознание – это – истинный конфликт. 2. КС есть,
противоречие существует но не осознается участниками – латентный
(потенциальный) конфликт 3. Объективного противоречия нет, а кому-то
кажется, что есть – ложный конфликт. 4. Условный (случайный) конфликт
(сражаются за ресурс, который не является единственным. 5. Неверно
приписанный конфликт (когда хотя бы одна из сторон реального взаимодействия
не является истинной стороной конфликта, например, руководитель ругает
сотрудника за то, что он выполняет распоряжения непосредственного
начальника). 6. Смещенный конфликт (за внешним поводом конфликта скрывается
более глубокая истинная его причина). О стратегиях поведения в конфликте.
Стратегия поведения в конфликтных ситуациях (в основе – представление об
ориентации человека на собственные интересы или интересы партнера - Томас):
1. собственные интересы( противоборство, конкуренция и борьба. 2.
Ориентация на интересы партнера и собственные – высоки –(стратегия
сотрудничества. 3. Стратегия компромисса – пожертвовать своими на уступку
партнера. 4. Приспособление – ориентация на интересы партнера в ущерб
собственным, 5. Стратегия ухода, избегания – стратегия ухода от конфликта.
[pic]
[pic]
Доценко: Континуум типов отношений. На левом полюсе – Я-Ты, на втором – Я-
Оно – как к объекту воздействия (в первом – как к партнеру. ) Содружество:
другой – как самоценность, основной инструмент – согласие. Партнерство:
учет целей, интересов, желаний другого человека, его личностных
особенностей, основной инструмент – договор, который предполагает подспудно
силовой способ контроля за отношениями. Мы договорились и договор – внешнее
средство. Соперничество: возникает в ситуациях, когда партнер настолько
силен, что им манипулировать невозможно. Инструмент – борьба, соревнование.
Манипуляция: предполагает воздействие на партнера, цели которого
(воздействия) от партнера скрыты, попытка выдать достижение собственных
целей манипуляторов... Делает вид, что действует в интересах партнеров...
Доминирование: открытые, насильственные способы воздействия, направленные
на подавление. Исследование: 1. Выделяют т. н. аппаратурные методы...
Принцип Гомеостата – зависимости людей друг от друга.
Б. Ф. Горбов, который этот принцип внедрил – производил... Приборчик –
групповой сенсомоторный интегратор – выглядит как барабан с S-образной
прорезью. В нее вставлен маленький штифтик и 6 ручек. Задача – провести
штифтик по этой S-образной прорези. Чтобы воспроизвести – нужна
согласованность участников эксперимента.... Только с выделением лидера.
Другая разновидность того же метода. Через наушники сила звука
регулируется, у одного больше, у другого – меньше. 2. Следующий тип методов
исследования взаимодействия – игровые. Дилемма узника. Игровые методы
изучения диадического взаимодействия – 2 обвиняемых имеют 2 варианта
стратегии. 3. Экспериментальная схемы регистрации взаимодействия.
45. Что такое «вторичная проекция» психодиагноста? Чем она опасна?
46. Мышление и речь. Формирование понятий.
Виды и функции речи. Эгоцентрическая речь и ее исследования
Фердинанд де Соссюр (основатель лингвистики). Главное свойство языка –
условность, произвольность знака. Знак заменяет предмет по своей
чувственной форме, можно оперировать объектом без практического действия с
ним. Язык – совокупность знаков и правил оперирования ими. Речь - процесс
использования языка. Их отличия: 1) язык стабилен, речь динамична. Речь как
процесс – возможность развития языка как системы. Б) язык – система
общественных значений, речь позволят выражать индивидуальный смысл. 3)
речью сначала овладевают в применении, и затем осознают правила. Язык
сначала предполагает знакомство с терминами и правилами, а затем –
применение в речи. Речь - форма общения, опосредствованная языком. Типы
речи: А. незнаковая(аффективная речь жив-ных). Б. знаковая: 1. внутренняя,
2. внешняя (устная - монолог и диалог; письменная)
Функции речи: 1. Коммуникативная - основная функция, 2. Экспрессивная - ею
обязательно обладает аффективная речь, 3. Индикативная (указание на
объект), 4. Номинативная (называние), 5. Сигнификативная (внутренняя
сторона знака - значение), 6. Гностическая (сохранение и передача
общественного опыта в виде знания), 7. Планирование, 8. Регуляция действий,
(3) - (6) - функции внешней речи, (7), (8) - функции внутренней речи.
Особенности внутренней речи по сравнению с внешней: предикативность
(опускание подлежащего), сокращенность, фрагментарность, преобладание
смысла над значением, тенденция к слипанию слов.
Эгоцентрическая речь. Ж.Пиаже впервые выделил феномен эгоцентрической речи.
Ее характеристики: она наблюдается у детей 2-6 лет (пик - 3 года). Это
«речь для себя». Она обрывочна, сокращенна, ее трудно понять в отрыве от
контекста. По Пиаже, эгоцентрическая речь - это одно из проявлений
эгоцентризма мышления. Эгоцентрическая речь есть озвучивание
эгоцентрической мысли. Ранний Пиаже: эгоцентрическая речь - лишь
аккомпанемент детской деятельности, она ничего в ней не меняет. Поздний
Пиаже согласился с Выготским в том, что эгоцентрическая речь возникает при
затруднениях в деятельности. Пиаже считал эгоцентрическое мышление
переходом от аутистического к реалистическому, рациональному. К 7-8 годам
эгоц. речь исчезает. Исследования П. эгоц. речи: наблюдения за мальчиком в
дет. доме и записывали все, что он говорил когда играл и т.п. Вывел
соотношение эгоц. высказываний к общей сумме высказываний р-ка (40%).
Выготский: эгоцентрическая речь есть переходная речь от внешней
(социальной) к внутренней. Это озвученная внутренняя речь. Ее функция -
ориентировка, осознание и преодоление препятствий, затруднений. Эгоц. речь
является внешней по структуре, но внутренней по функции. Она не исчезает,
но переходит полностью во внутренний план, становится внутренней речью.
Если Пиаже считал, что эгоц. речь -следствие недостаточной социализации
изначально индивидуальной речи, то Выготский - что эгоц. речь возникает из
недостаточной индивидуации изначально социальной речи. В подтверждение
своей точки зрения Выготский приводит результаты экспериментов: при
удалении иллюзии понимания (когда дети находились в коллективе детей-
иностранцев или детей-глухонемых), при удалении коллективного монолога
(когда дети были на большом расстоянии друг от друга), а также
препятствование вокализации (играла громкая музыка; говорить только
шепотом) - то есть при редукции социальных составляющих - эгоцентрическая
речь резко снижалась.
72. Значение слова как единица анализа речевого мышления. Генетические корни мышления и речи
Выготский рассматривает две основные тенденции в трактовке отношения мысли
и слова: 1. их полное отождествление (нечего и изучать), 2. их полное
разъединение (чисто внешняя механич. зависимость между ними). Необходимо
пересмотреть эти отношения. Разлагать речевое мышление надо не на элементы,
а на единицы, сохраняющие основные свойства целого. Такой единицей в
речевом мышлении является внутренняя сторона слова - значение. Каждое слово
(его значение) есть скрытое обобщение. А обобщение - это акт мышления.
Значение слова есть речь и мышление одновременно, оно есть единица речевого
мышления. Отсюда вытекает метод - метод изучения значений слов. Единица
речи – слово. Психологическая сторона слова – значение. Значение слова есть
единство не только мышления и речи, но и единство обобщения и общения,
мышления и коммуникации. Отношение между мышлением и речью - величина
переменная, оно качественно и количественно меняется в процессе развития. В
филогенезе есть доречевое мышление и доинтеллектуальная речь. Док-ва -
опыты Келера, Йеркса: антропоиды обнаруживают человекоподобный интеллект в
одних отношениях (зачатки употребления орудий) и человекоподобную речь -
совершенно в других (фонетика, эмоц. функция речи).
Внутреняя речь. Сравнение развития внутр. речи и мышления ребенка с
развитием речи и интеллекта животных показывает, что первое является не
прямым продолжением второго, но что меняется сам тип развития - из
биологического он превращается в общественно-исторический. Речевое мышление
есть общественно-историческая форма. Во внутренней речи значение отличается
от смысла. Ребенок может освоить понятия (пользуется для себя) и продолжать
пользоваться речевыми знаками. Значение слова задается определенным
контекстом. “Значение задается внешним контекстом, который и надо
присвоить”. Во внутренней речи значение слова может иметь смысл. Полан:
смысл слова – совокупность всех возможных психологических содержаний,
связанных со словом. Смысл слова шире значения. Может задаваться внутренним
значением слова. Смыслы – резервы развития значений. Человек во внутренней
речи порождает новые контексты использования слов, экспериментирует с ним.
Смыл здесь доминирует над значением. Проявления доминирования смысла над
значением: 1) агглютинация – феномен слипания (например, “посторонним в.”). 2) феномен вливания (например, “мертвые души, “Анна Каренина”).
В онтогенезе: мышление ребенка проходит в своем развитии доречевую стадию.
Примерно в 2 года линии развития мышения и речи ребенка перекрещиваются,
совпадают, после чего мышление становится речевым, а речь -
интеллектуальной. Штерн ошибочно считал, что ребенок открывает
символическую функцию речи (излишняя интеллектуализация), тогда как для
ребенка слово выступает не как символ, а скорее как свойство предмета. 4
стадии развития речи и мышления в онтогенезе: 1. Примитивная, натуральная
стадия. Доинтеллект. речь и доречевое мышление. 2. Стадия «наивной
психологии». Овладение грамматическими структурами и формами без овладения
логическими структурами и операциями. 3. Стадия внешнего знака, внешней
операции. «Счет на пальцах», эгоцентрич. речь. 4. Стадия «вращивания».
Внешняя операция переходит внутрь, кардинально при этом меняясь.
74. Основные подходы к изучению мышления. Теории мышления
А. Механистический подход. Его основные характеристики: 1) перенос
объяснительных механизмов фукнкционирования любых психических процессов на
мышление, 2) «бессубъектность» мышления (не учитывается внутренняя
активность субъекта), 3) реактивность, внешняя обусловленность мышления, 4)
подмена объяснения процесса его моделированием, 5) отсутствие специального
языка анализа мышления.
Механистический подход представлен тремя теориями: 1. Ассоцианизм
(структурализм). Исходные элементы опыта - чувственные представления. Между
ними устанавливаются ассоциации. Осн. закон ассоциаций - сила ассоциаций
зависит от их повторяемости. Ассоциации образуются: по сходству, контрасту,
пространственной и временной близости, по отношению (причинности и т.п.).
Мышление есть ассоциация чувственных представлений. Так, понятие образуется
через ассоциацию представлений, суждение - через ассоциацию понятий,
умозаключение - через ассоциацию суждений. Теория «наложения фотографий».
При ассоциировании нескольких представлений их общие, существенные признаки
усиливаются, образуя понятие. Теория диффузных репродукций (Г.Мюллер).
Чувственные представления вызывают у человека диффузный поток ассоциаций.
При наложении (репродукции) этих потоков выделяются признаки для
образования понятия. Понятие – ассоциация представлений. Суждение –
ассоциация понятий. Умозаключение – ассоциация суждений. Например, решение
задачи 32. Первая ассоциация: 3, 6, 9, 12, 15… вторая ассоциация: 1, 4, 9,
16, 25… ответ задачи: 9 (репродукция как результат встречи этих
ассоциаций). Принципы: диффузная ассоциация и их налагаемая репродукция.
Осн. пункт критики: Отождествляется понятие «общего» и «существеннного».
2. Бихевиоризм. Мышление выступает в следующих видах: как научение (первая
стадия выработки навыка решения практической задачи), как безгласное
поведение («речь минус звук»). Мышление отождествляется с «поведением
крысы, впервые помещенной в лабиринт» (хаотичный перебор, пробы и ошибки,
случайное нахождение решения, которое подкрепляется). Теория проб и ошибок.
Мышление – научение, подчиняется законам ассоцианизма. Э. Торндайк:
инструментальное научение. Активность ненаправлена, решение находится
случайно по “+” подкрепляемой пробе.
3. Информационная теория мышления (первые варианты).
Мышление как процесс переработки информации через оперирование с условными
символами. Решение задач как реализация алгоритмической программы (в т.ч.
мыслительной). Моделирование мыслительных процессов по аналогии с
компьютером, через анализ информации на «входе» и «выходе», сведение
мышления к элементарным информационным процессам. Все вышеописанные подходы
развивались в направлении большего учета субъекта, его активности: (1) -
внесение Джемсом идей функциональной направленности и продуктивности
мышления; (2) - введение Толменом «промежуточных переменных» как источника
внутренней активности; (3) - введение эвристик как способа сокращения
перебора, ухода от жесткой алгоритмизации.
Б. Телеологический подход.
Основная характеристика мышления - его целенаправленность, активность.
Ставится вопрос о специфике мышления. Акцент на актуализацию прошлого опыта
как основу решения задачи. Экспериментальные исследования построены на
материале репродуктивных задач. Осн.черты этого подхода: 1) внутренняя
направленность субъекта на достижение цели (напр., решение задачи), 2) в
мышлении происходит поиск существенного (отношения) в противоположность
наглядно воспринимаемому, 3) мышл. как акт усмотрения отношений элементов
задачи
1. Вюрцбургская школа (Кюльпе, Бюлер, Ах, Марбе и др.).
Мышление как решение задач, как внутреннее действие. Идея интенциональности
сознания выражается понятием «детерминирующей тенденции», не подчиненной
законам ассоциаций. В экспериментах эта детерминирующая тенденция
определяется поставленной задачей (вопросом и поиском ответа). Вводится
само понятие «задачи» и связанное с ней «представление цели». Введение
понятия «установки» как характеристики состояния испытуемого, принявшего
задачу. Мышление трактуется как самостоятельный процесс, особая
деятельность. Оно имеет ненаглядный, без-образный характер. Мышление - это
осознание отношений, не зависимое от образных представлений. Единица
сознания – действие. Единица анализа: вектор. Основное понятие – понятие
задачи. Уатт: мышление – решение задачи. Результаты экспериментов:
выделение, кроме чувственных представлений, мыслей (сознанности,
интеллектуальные чувства). Мысль – метод решения задачи. Мышление –
осознание отношения между чувственными представлениями, которое не сводится
к этому представлению. Основные характеристики мышления: 1) понятие задачи,
2) осознание отношений, 3) безобразность. “Содержание мышления не наглядно,
а существенно”.
2. Теория Зельца. Мышление как функционирование интеллектуальных операций. Процесс решения задачи. Первая фаза - выделение проблемного комплекса
(характеристики известного - S, место искомого - P, отношения между S и P,
или средство - m). Незавершенность комплекса как суть проблемы. Постановка
цели -> актуализация общих интеллектуальных операций, пригодных для
осуществления цели. Осн. операции - дополнение комплекса, абстракция и
репродукция сходства. Основа решения задачи - прошлый опыт. Осн.проблема
и пункт критики: этот подход с трудом приложим к решению продуктивных
задач. Творческое мышление. Пусть в новой задаче есть S, Р, но нигде в
прошлом опыте нет М. Новое – перекомбинация старого опыта. Обращение к
прошлому – наличие когда-то целиком решенной задачи. Абстрагирование
частного метода. Структура одна и та же, возможны такие случаи: 1) ранее
субъект понял тот (МП) частный метод как обобщенный принцип решения таких
задач ((), теперь ему нужно осознать принцип как МН. Обобщение частного
принципа (() – актуализация опыта. 2) нет (, но принцип тот же. Нужно метод
решения частных задач (МП) сначала осознать как ( и осознать как МН.
Случайно обусловленная абстракция средств.
В. Целостный подход. Предмет изучения - творческое мышление. Осн.вопросы -
о структуре и механизмах решения творческих задач. Представлен теорией
гештальтпсихологии. Продуктивное мышление как переструктурирование и
целостная организация проблемной ситуации. Инсайт как мгновенный акт
усмотрения существенных отношений между элементами ситуации. Понимание
проблемной ситуации есть понимание основного конфликта задачи (противоречия
между условиями и требованиями). Осн.метод - рассуждение вслух. (Дункер -
см. билет 75).
Г. Генетический подход. Реализует принцип развития в психологии.
Представляет развитие мышления как закономерный процесс смены качественно
разных стадий, уровней. Реализован Жаном Пиаже. (см. билет 70).
Д. Новые подходы. 1. Когнитивный подход (Найссер).
Научная метафора - процесс переработки информации. В его основе лежит идея
«человека познающего». Общие понятия: когнитивные схемы, блоки отбора,
хранения, переработки информации, эвристики и т.п. 2. Личностный
(мотивационный) подход. Идет от традиции психоанализа. Особый вклад внесла
гуманистическая психология (Маслоу, Роджерс). 3. Исторический подход.
Французская социологическая школа: изучение межкультурных различий,
первобытного мышления. 4. Культурно-историч. психология Выготского,
исследования Лурии.
Второй способ деления теорий м. - по типу подхода 1) объектный подход.
Признаки: а) наличие универсального языка для описания всех психических
процессов. Б) реактивность субъекта. В) сведение сложного к простому. 2)
субъектный подход. Признаки: а) активный субъект. Б) активность оснащена
средствами. В) источником средств является прошлый опыт субъекта (онто- и
актуал- генез).
3) взаимодействие субъекта и объекта. Признаки: а) мышление и восприятие -
самостоятельные процессы. Б) отрицание участия в познании прошлого опыта.
В) не допускается моделирование процесса.
47. Наследственность и среда в межиндивидуальной вариативности психологических признаков.
48. Сравните номотетический и идеографический подходы в диагностике личности. Оцените преимущества и недостатки каждого из них.
49. Модели внимания. Внимание и деятельность.
50. Надёжность и валидность психодиагностических методик.
В традиционной тестологии термин «надёжность» означает относительное
постоянство, устойчивость, согласованность результатов тста при первичном и
повторном его применении на одних и тех же испытуемых. Надёжность методики
– это критерий, который говорит о точности психологических измерений, т.е.
позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.
Степень надёжности методик зависит от многих причин. Среди негативных
факторов наиболее часто называются слудующие:
1) нестабильность диагностируемого свойства;
2) несовершенство диагностических методик (небрежно составлена инструкция,
задания по своему характеру разнородны, нечётко сформулированы указания по
предъявлению методики испытуемым и т.д.);
3) меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся
эксперименты, разная освещённость помещения, наличие или отсутствие
посторонних шумов и т.д.);
4) различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту по-
разному предъявляет инструкции, по-разному стимулирует выполнение заданий и
т.д.);
5) колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном эксперименте
отмечается хорошее самочувствие, в другом – утомление и т.д.);
6) элементы субъективности в способах оценки и итерпретации результатов
(когда ведётся протоколирование ответов испытуемых, оценивают ответы по
степени полноты, оригинальности и т.д.).
На характеристику надёжности методик большое влияние оказывает исследуемая
выборка. Она может, как снижать, так и завышать этот показатель, например,
надежность, может быть искусственно завышена, если в выборке небольшой
разброс результатов, т.е. если результаты по своим значениям близки друг к
другу. Поэтому в руководстве обычно делается описание выборки, на которой
определялась надёжность методики.
Разновидностей надёжности методик так же много, как и условий, влияющих на
результаты диагностических испытаний. Так как все виды надёжности отражают
степень согласованности двух независимо полученных рядов показателей, то
математико-статистический приём, с помощью которого устанавливается
надёжность методики, - это корреляции (по Пирсону или по Спирмену).
Надёжность тем выше, чем больше полученный коеффициент корреляции
приближается к единице, и наоборот.
К.М.Гуревич предложилтолковать надёжность как:
1) надёжность самого измерительного инструмента;
2) стабильность изучаемого признака;
3) контантность, т.е. относительную незамисимость результатов от личности
экспериментатора.
Показатель, характеризующий измерительный инструмент, предлагается называть
коэффицентом адёжности; показатель, характеризующий стабильность
измеряемого свойства, - коэффицентом стабильности; а показатель оценки
влияния личности экспериментатора – коэффициентом константности. Именно в
таком порядке рекоменуется осуществлять проверку методики: целесообразно
сначала проверить инструмент измерения. Если полученные данные
удовлетворительны, то можно переходить к установлению меры стабильности
измряемого свойства, а уже после этого при необходимости заняться критерием
константности. ( Надёжность: ретестовая, параллельных форм, частей тела, по
внутренней согласованности, факторно-дисперсионая).
Валидность теста – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько
хорошо он это делает (А.Анастази). Валидность по своей сути – это
комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том,
пригодна ли методика длоя измерения того, для чего она была создана, а с
другой стороны, какова её действенность, эффективность. По этой причине не
существует какого-то единого универсального подхода к определению
валидности. В зависимости от того, какую сторону валидности хочет
рассмотреть исследователь, используются и разные способы доказательства.
Валидность в первом её понимании имеет отношение к самой методике, т.е. это
валидность измерительного инструмента. Такая проверка называется
теоретической валидизацией. При Т.В. исселдователя интересует само
свойство, измеряемое методикой. Это, по существу, означает, что проводится
собственно психологическая валидизация.
Валидность во втором понимании уже относится не столько к методике, сколько
к цели её использования. Это прагматическая валидизация. При П.В. суть
предмета измерения (психологическог свойства) оказывается вне поля зрения.
Главный акцент сделан на то, чтобы доказать, что «нечто», измеряемое
методикой, имеет связь с определёнными областями практики (практическая
эффективность, значимость, полезность).
Провести Т.В., в отличие от П., порой оказывается значительно труднее.
Виды валидности:
1.Валидность «по содержанию».
2.Валидность «по одновременности».
3.«Предстказывающая» валидность.
4.«Ретроспективная» валидность.
5.Дифференциальная.
6.Иллюзорная.
7.Инкрементная.
8.Консенсусная.
9.Конструктаня.
10.Критериальная.
11.Очевидная.
12.Валидность «по возрастной дифференциации».
13.Текущая.
14.Экологическая.
15.Эмпирическая.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|
|
|
|