РУБРИКИ

Госэкзамены ответы

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Госэкзамены ответы

p>17. Основные теоретические подходы к проблеме социализации личности.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то – это символ презрения, а у представителей племени Масаи
– это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе – это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

Выделяют следующие стадии социализации :

1. Первичная социализация или стадия адаптации ( от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации ( появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения « мир и я » характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции ( появляется желание найти свое место в обществе , «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы :

. Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий ( взаимоотношений ) с людьми и обществом.

. Изменение себя, «стать как все».

. Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Таблица 2.1
|Период |Ведущая деятельность |Ведущая сторона |
| | |Социализации |
|1 |2 |3 |
|Младенчество |Эмоциональное общение|А – освоение норм |
|(0-1г.) – этап |со взрослыми |отношения между |
|«доверия к миру» | |людьми |
|1 |2 |3 |
|2. Раннее детство |Предметная |Б – усвоение |
|(1-3 г.) – этап |деятельность |общественно |
|«самостоятель-ности» | |выработанных способов|
| | |деятельности с |
| | |предметами |
|3. Дошкольное детство|Игра |А – освоение |
|(3-6-7 лет) – этап | |социальных ролей, |
|«выбора инициативы» | |взаимоотношений между|
| | |людьми |
|4. Младший школьный |Учебная деятельность |Б – освоение знаний, |
|возраст (6-11 лет) – | |развитие |
|этап «мастерства» | |интелектуально-познав|
| | |ательной сферы |
| | |личности |
|5. Подростковый |Общение со |А – освоение норм |
|(11-14 лет) |сверстниками |отношений между |
| | |людьми |
|6. Юношеский (14-18 |Учебно-профессиональн|Б – освоение |
|лет) – этап |ая деятельность |профессиональных |
|самоопределения «мир | |знаний, умений. |
|и я» | | |
|7. Поздняя юность |Трудовая |А,Б – освоение норм |
|(18-25 лет) – этап |деятельность, |отношений между |
|«человеческой |профессиональная |людьми и |
|близости» |учеба |профессионально- |
| | |трудовых умений |
|8. Этап человеческой | | |
|зрелости | | |

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается.
Психосоциальная концепция развития личности (рис.2.2) разработанная известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность» , которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и
«эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я».
Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие
«автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желание ребенка, не будут бить за провинности. В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. В младшем школьном возрасте ( 4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь. В подростковом возрасте ( 5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. На этой стадии заново встают все критические прошедшие моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое
«Я», признания себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих целей и желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским , иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности , появляется постоянное ожидание чего- то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает , появляется страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство «не признания себя» со стороны окружающих людей. Если человек нашел себя, то идентификация облегчается.

На 6-й стадии ( молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление со своей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция одиночество. 7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен.
Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое «Я» ( нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего развития , если всегда были отрицательные выборы на этапах развития.

После 50 лет ( 8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если «принятия себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря. Стадии и положительные – отрицательные выходы из каждой стадии приведены на рис.3.
|+ окончательная форма эгоидентичности |
|Стадия 8 |
|«принятие себя, жизни», мудрость |
|старость |
|- разочарование в жизни |
|после 50 лет |
|+ творчество, любимая работа, |
|Стадия 7 |
|воспитание детей, забота о детях, |
|зрелость до |
|удовлетворенность жизнью |
|50 лет |
|- опустошенность, застой, регрессия |
|+ чувство близости, интимности, |
|Стадия 6 |
|единство с людьми, любовь |
|молодость от |
|- изоляция, одиночество |
|20 до 25 лет |
|+ цельная форма эгоидентичности, |
|находит свое «Я», верность себе, |
|Стадия 5 |
|признание себя людьми |
|юношеский от |
|диффузия идентичности, тревога, |
|11 до 20 лет |
|одиночество, инфантилизм, не нашел |
|свое «Я», непризнание людьми, |
|«путаница ролей», враждебность |
|+ уверенность в себе, компетентность |
|Стадия 4 |
|- неполноценность, неверие в свои силы |
|школьный от 6 до 11 лет |
|+ инициативность, целеустремленность, |
|Стадия 3 |
|активность, предприимчивость, |
|дошкольный |
|самостоятельность |
|возраст - пассивность, подражание образцам, |
|вина от 3 до 6 лет |
|+ автономия, самостоятельность, |
|Стадия 2 |
|опрятность, воля |
|ранний возраст |
|сомнение, стыд, зависимость от |
|от 1 до 3 лет |
|других |
|+ базальное доверие к миру, оптимизм, |
|Стадия 1 |
|стремление к жизни |
|младенчество |
|базальное недоверие к миру, пессимизм, |
|стремление к смерти |

Встает вопрос, почему стадии изображены по диагонали? Эриксон отвечает : «Чтобы показать, что то, как на 1-ой стадии, то так будет решено и на последней». Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала».


18. Каковы способы определения мотивационного ядра выбора в системе межличностных отношений?


19. Развитие личности: движущие силы, периодизация.
Движущие силы и условия развития личности.
Асмолов:

Наследственность (Бах) и среда. 2-хфакторные теории: конвергенция факторов (Штерн) – личность – продукт соц среды и наследственных предиспозиций; конфронтация (Фрейд) – борьба между реальностью и удовольствиями (Сверх-Я и Оно); взаимодействие. Атрпоцентризм: человек – дуализм, изъятие человека из общества и природы.

Шелдон (эндо, мезо, экто) – типология.
Холл – теория рекапитуляции.
Человек – знаковое сущ-во, культура - текст. Искусственный мир – мир языка.

Гомеостатическая модель развития психики – стремление организма к равновесию (Фрейд, Пиаже). Понимание адаптации: преформизм (среда не влияет, актуализация – адаптация); эволюционистиский подход: адаптация – влияние сред (ламаркизм); внутр мутации и отбор; внеш и внутр факторы – 2-х факторная детерминация познавательного развития ребенка Пиаже.
Александер: отрицат эмоции у животных – избегание ситуации или борьба. У человека иначе:
1. Отрицат эмоции вредны (если подавлены, то еще хуже).
2. Нейтральные эмоции для адаптации лучше, чем отрицат.
3. Позитивные эмоции полезны – принцип удовольствия (Ротенберг).
Критика (Ротенберг):
1. Экстремальные ситуации – снижение болезней.
2. Болезнь достижения (успех – болезнь, потеря смысла).
Личность – качество, которое приобретается индивидом в обществе. Индивид целостен (общее для всех людей), индивид развивается путем адаптации.
Ананьев: индивидуальность – индивид + личность + субъект деят-ти.
Человек рождается беспомощным (закон развития общества).Мы-самость – сущ-е одной личности у 2 близнецов.
Личность – в системе общественных отношенй (совместная деят-ть – соц- историч система координат), но личность сама выбирает деят-ть – развитие.
Вопрос о детерминации человека животным неверен.
Индивид – база личности. Сначала соц-исторический образ жизни – источник развития, а потом – результат.
Свойства индивида определяю формально-динамический аспект поведения личности, оказывают влияние на становление личности при включении в деят- ть.
Мотивация развития индивидуальности:
Наличие движ сил развития личности: стремление к равновесию (Адлер,
Фестингер), к напряжению (Маслоу). Есть первоисточник развития личности; отсутствие общественно-исторических обусловленности; субъект подчинен цели, т.е. он – адаптивное сущ-во.
Советская психология: борьба противоположностей; источник развития – процесс движения деят-ти (Леонтьев, Рубинштейн).

Леонтьев:
Личность развивается в процессе освоения ведущей деят-ти. Личность – узел деятельностей. Личность – система мотивов. Внеш причины действуют через внутр условия.
Функциональная потребность – схема самодостаточна (причина самой себя).

Выготский, Леонтьев: Среда – источник развития. Ребенок не способен открыть человеч способов употребления предметов, средств общения и познания. Он не пассивно приспосабливается к окр миру, а активно присваивает достижения человечества, овладевает ими. Формирующиеся у чел-ка способности и ф-ции представляет собой психологич новообразования, по отношению к которым наследственные, прирожденные механизмы и процессы являются лишь необходимыми внутр (субъективн) условиями, делающими возможным их возникновение, но они не определяют ни их состава, ни их специфического качества. Способность логического мышления может быть только продуктом общественной практики человечества. Носители того, чем ребенок может овладеть – взрослые. Движущая сила развития ребенка – собственная деят-ть ребенка по овладению действительностью (она протекает под рук-вом взрослых, активна). Ведущая деят-ть (ребенок – взрослый; эл-ты окруж среды, которые – источник психического развития; изменения в психологии ребенка) – движущая сила развития.
Проблема периодизации развития в психологии личности.
Э.Эриксон
Развитие складывается из 3 процессов: соматического развития, развития сознательного “я” (изучается психологией) и социального развития (изучается общественными науками). На каждом новом этапе развития появляются новые явления и свойства. Переход со стадии на стадию сопровождается кризисом., который внешне напоминает патологические явления. Переход на новую фазу – только при разрешении противоречия, возникшего на старой фазе. 8 Фаз развития: 1)Орально-сенсорная, младенчество 0-1 (выработка “базового доверия/недоверия”) 2) Мышечно-анальная, раннее детство 1-3 (формирование чувства автономии/стыд, сомнение) 3)Локомоторно-генитальная, игровой возраст 3-6 (чувство инициативы/ чувство вины) 4)Латентная, школьный возраст 6-12 (трудолюбие/неполноценность) 5) Подростковая 12-19 (Эго- идентичность/ролевое смешение) 6) Ранняя зрелость 20-25
(интимность/изоляция 7) Средняя зрелость 24-64 (продуктивность/застой) 8)
Поздняя зрелость 65 - (Эго-интеграция/отчаяния). Сильные стороны: 1- надежда, 2- сила воли, 3-цель, 4-компетентность, 5-верность, 6-любовь, 7- забота, 8-мудрость.

Выготский:

Кризис новорожденности; младенчество 0,2 –1; кризис 1 года; раннее детство
1-3; кризис 3 лет; дошкольный возраст 3-7; кризис 7 лет; школьный возраст 8-
12; кризис 13 лет; пубертатный возраст 14-18; кризис 13 лет.

Особен-ти кризиса: неотчетливость границ (есть кульминация), трудновоспитуемость детей, конфликты, негативный процесс (“пустыня отрочества”).

Новое в схеме Выготского: 1. Введение в периодизацию критических возрастов,
2. Исключение эмбриональгого развития, 3. Исключение периода от 18 до зрелости. 4. Включение возраста полового созревания в число стабильных.

Периодизация морального развития по Колбергу. Три периода: преконвенционный
(стадии гетерономной морали: последствие, избегание наказания - тюрьма; инструментального индивидуализма/равноценного обмена: ты – мне, я – тебе; должен был украсть лекарство, потому как если бы у него был рак, то он бы хотел, чтобы кто-то украл и для него), конвенционный (взаимных ожиданий и взаимоотношений/межличностной конформности: цену назначить нельзя, не делай другому того, чего бы не пожелал себе; ориентации на соц закон и порядок: его долг спасти жену, но против закона идти неьлзя, надо вернуть деньги), постконвенционный (соц контракта – на основе учета прав личности: есть случаи, когда можно нарушать закон. Каждый сам оценивает результаты своих поступков; универсальных этических принципов: жизнь человека высшая ценность, кража оправдана). Пример – дилемма Хайнца.


20. Наследственность и среда в индивидуальном развитии.
Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодйствиями между наследственностью индивида и средой. Наследственность содержится в генах, передаваемых родителями при опродотворении. Если меняется химическая разбалансировка или неполнота генов, развивающийся организм может иметь как физичкские аномалии, так и серьёзную умственную отсталость. Однако если исключить такие патолтгические крайности, то наследственность допускает очень широкие развития поведния. Внутри же границ результаты процесса развития зависит от его внешне среды. Среда включает в себя сумму всех стимулов, на которые реагирует индивид с момента оплодотворения до смерти. Она включает в себя огромное разнообразие переменных, начиная от воздуха и пищи и кончая благоприятными условиями образования и отношениями товарищей.
Влияние среды начинает действовать ещё до рождения. Недостаток питания, ядовитые вещества и другие физические и химические условия пренатальной среды могут иметь глубокие и необратимые последствия как для физического, так и для умственного развития. Поэтому особенности, имеющиеся при рождении, часто неправильно называемые врождёнными, совсем необязательно должны быть наследственными. Например, умственная отсталость, возникшая в результате повредения мозга в раннем детстве, имеет органическую, а не наследственную природу.
Связь между наследственностью и вредой лучше всего может быть описана как взаимодействие. Это означает, что то или иной фактор среды будет по- разн0ому проявляться в зависимости от специфики наследственного материала, на который он действует. Например, количество и качество симфонических грампластинок, имеющихся в доме, будет оказывать сильное влияние на развития музыкального слуха ребёнка, но не окажет никакого влияния на глухого ребёнка. И наоборот, тот или иной наследственный фактор будет по- разному проявляться в различных условиях внешней среды. Два близнеца одного пола будут заметно отличаться друг т друга в весе, если одного из них систематически в течение шести месяцев перекармливать, а другого содержать на полуголодной диете.
Можно выделить три основных методов исследования действия факторов наследственности и среды на развитиие поведения: искусственная селекция по поведенческим признакая, варьирование условие воспитания и статистическое сисследование сходств и различий психологических черт в семье.

21. Обсудите проблему взаимодействия (интеграции) массового и специального образования.
22. Основные свойства восприятия.


23. Психодиагностика, её задачи, возможности и области применения.
Психологическая диагностика («распознавание») определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностейц личности, черт личности. Теоретические основы П. базируются на соответ-их областях псих-ой науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская и др.). К методическим средствам П. относятся конкретные приёмы изучения индивидуально-писхологических особенностей, способы обработки и интерпретации полученных результатов. П. предполагает, что полученные с её помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой остёта либо сравниваться между собой. Области практ-го использования результатов психодиагностической работы.

1. В целях опримизации процессов обучения и воспитания (готовность ребёнка к школьному обучению, выявление доминирующих причин неуспеваемости и нарушений в личностной сфере, дифференциация обучения, профориентация, реализация индивидуального подхода и др.).

2. П. является важной составляющей деятельности специалиста по профотбору, профобучению и профориентации, которая проводится в специальных пунктах профконсультации, в учреждениях службы занятости, на предприятиях и в специальных учебных заведениях.

3. В клинико-кинсультативной и психотерапевтической работе (поиск причин возникновения конкретной проблемы у консультируемого и выбор способов и приёмов, способствующих их разрешению).

4. В проведении судебно-психологической экспертизы (обследование потерпевших, подозреваемых или свидетелей, формирование психологического заключения о тех или иных качествах личности, уровне интеллект-го развития и т. д.).

24. Особенности зависимости эффективности групповой деятельности от её размера и эмоциональных взаимоотношений в ней.
25. Эмоциональные процессы: их функции, компоненты и закономерности протекания.
37. Определение, функции и условия возникновения эмоций. Возможные основания классификации эмоций
Внутренняя регуляция деятельности: эмоциональная и волевая. Они тесно связаны между собой. Н. Я. Грот: взаимосвязь психических процессов.
Психический цикл – модель психического действия. Четыре стадии: 1) объективное восприятие – ощущение. 2) субъективное восприятие – чувствование. 3) субъективная деятельность – стремление. 4) объективная деятельность – движение. ОВ = стимул. ОД = реакция. СВ = эмоция. СД = воля.
Эмоции обеспечивают принятие объекта, а воля готовность к действию.
Б. Спиноза. Любая вещь стремится прибывать в своем существовании
(развиваться). В стремлении быть заключается подлинная сущность вещи.
«Душа» – сознание, «тело» – организм. Душа стремится быть и сознает свое стремление, имея ясные или смутные идеи. Стремление души быть - воля. Когда стремление души и тела едины, то это – влечение. Если оно осознается, то это - желание. Аффект – состояния тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают способность тела к действию (и способность души к мышлению). Аффект – пассивное состояние, через которое душа переходит к большему или меньшему совершенству. Аффект – телесное непроизвольное состояние, связанное с возможностью управлять собой. Выделение простых аффектов: удовольствие, неудовольствие, желание. «Чувствуем влечение к чему- то из-за того, что считаем добром то, к чему чувствуем влечение». Осознание аффектов – возможность управления поведением.
Определение эмоций. Рубинштейн: эмоция – психическое отражение актуального состояния потребностей. Эмоция – субъективный эквивалент потребности.
Леонтьев: мотив – предмет потребности и предмет деятельности. Функции мотива: побуждение и образование смысла. Смысл – представленность в сознании отношения мотива к цели. Эмоция – психическая представленность смысла. Психоанализ: это ключ к познанию мотивов.
Различные аспекты изучения эмоций. (1) эмоциональное явление. Впервые психическое явление описывалось с помощью интроспекции психологии сознания.
Вундт: элементарные эмоции – чувства, сложные эмоции – аффекты. В качестве явления он рассматривает элементы сознания: объективные и субъективные.
Простое впечатление, связанное с объектом - объективный элемент. Любая эмоция связана с определенным предметом – предметность. Эмоция всегда – отношение к чему-то, это тесная связь с познавательной сферой. Субъективный элемент – переживание, подчеркивает приспособительный характер эмоций.
Основная функция: синтез объективных элементов. Чистое ощущение – свойство объекта. Чувства задают целостность ощущения, т.е. эмоция связана с мотивом. Критерии различения чувств: удовольствие – неудовольствие, возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка. Более сложные эмоциональные явления – аффекты (процессы). Признак аффекта – продолжение во времени. Качество аффекта: преемственность чувств, их последовательность, обладающая целостностью. Аффект – форма течения чувств, которые связаны с изменением в протекании представлений. Сартр: эмоция как феномен. Феномен = описание + объяснение = «непосредственное понимание».
Феномен – то, что само себя объясняет. Человек существует в нескольких мирах. В социальном поведении – в рациональном мире (возможность умозаключать). Мир эмоций архаичен («магический мир»). «Пережить эмоцию – внезапно перейти из мира рационального в мир магический. Это регрессия сознания в иной способ существования». Эмоция – это феномен, ее непосредственное переживание является конечным результатом. Если у человека критерий эмоциональной оценки единственный, то он живет в мире магии.
Возможность анализа эмоций: отделение эмоциональной оценки от свойств объекта.
3) эмоциональное состояние. Приспособительное значение эмоциональных состояний. Их ситуативность. Их телесное выражение.
(3) эмоциональный процесс. Теория Джемса – Ланге. Наблюдение объекта – телесные периферические изменения – их осознание – эмоция. Физиология: не периферические, а центральные изменения. Это физиологический смысл эмоций.
Психологический смысл: Клапаред. Уточнил теорию Джеймса-Ланге. Есть первичные оценки (чувства, которые следуют сразу же за наблюдением). Эмоция может не возникать, а чувственная оценка необходима, она обеспечивает приспособление к ситуации. Эмоция как конечный результат может разрушить деятельность. Исследования: Шектен, 60е годы. Испытуемые участвовали в испытании лекарства, которое как бы вызывает эмоцию (на самом деле – на 10-
15 минут повышают общую телесную активность). Нужно определить, какую эмоцию вызывает препарат. В каждой группе помощник экспериментатора задает образец для понимания телесных изменений.
Функции эмоций. 1) оценка. Эмоциональный критерий оценки – функция от вероятности ожидаемого события. Функция образования аффективных следов, их совокупность – аффективная память. Она накапливается. Предвосхищение ожидаемого события часто его структурирует. Эмоциональное подкрепление: собственная оценка текущих событий. Следообразование: собственная оценка прошлых событий. Структурирование: предвосхищение будущих событий.
2) побуждение и организация. Функция мотивации. Эмоции мобилизуют организм к действию – функции не специфической активации организма. Организация: синтезирование впечатлений. Функция эвристики. Функция смыслообразования.
Эмоция организует или разрушает деятельность.
3) экспрессия – коммуникация невербального общения. Уровни выражения: а) природный организм: эмоция как сигнал. Б) социальный индивид: эмоция как знак. Шлосберг: шкала внешних выражений эмоций. В) личность: эмоция как символ. Непосредственное понимание субъектом собственной личностной проблемы. Юнг: чем сильнее эмоция, тем ближе она к архетипу. Это материал для анализа.
Основание классификации. 1) отражаемый предмет. 2) функция. 3) уровень развития.
(1) аффекты и эмоции. Если аффект переживается в самой ситуации, то эмоции могут быть и вне ее. Примеры собственно эмоций: тревожность. Рубинштейн.
Три уровня эмоций: 1) «беспредметные» – состояние субъекта. 2) предметные – большинство эмоций. 3) обобщенные эмоции, связанные с мышлением.
(2) выделение эмоций, которые выполняют функцию приспособления в ситуации.
Эмоции модифицируют ситуацию в соответствии с базовой потребностью, чтобы в ней можно было действовать. Эмоции - Базовые потребности. Чувства -
Конкретные условия их удовлетворения. Критерий: первичная оценка ситуации.
Клапаред: чувства адаптивны, эмоции могут быть неадаптивными. Липер: эмоция выполняет функцию мотива (побуждение). Мотивы: физиологические и эмоциональные (отличаются по связи с познавательной сферой). Эмоциональные процессы отделены от перцептивных, но сходны с ними по функции.
(3) Леонтьев. Три класса эмоциональных процессов: 1) аффекты. 2) собственно эмоции. 3) чувства.

38. Теории эмоций в зарубежной психологии
Декарт. Рационалистическое учение о страстях. Природа страстей двойственна: они включают телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Причиной страстей является движение духов, под влиянием которых в теле происходят большие физиологические изменения
(описание телесных, физиологических проявлений страстей). Источник страстей
– воздействия внешних предметов. Чувства предметны, в этом их главная особенность. Первичные и вторичные страсти. Первичные: появляются в душе при соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Их назначение – сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни. Значение страстей: обеспечение единства души и тела (приучают душу желать признаного природой полезным). Недостатки: но страсти не всегда правильно отражают пользу для тела, увеличивают значительность добра и зла, связанные с этими вещами, отсюда неадекватное рвение.
Задача воспитания страстей: разум (адекватная оценка предметов) и воля
(возможность отделить мысль о предмете от движения животных духов, возникших от этого предмета и связать их с другой мыслью о нем). Воля может не подчиниться страсти и не допустить движений, к которым страсть располагает тело.
Спиноза. Панпсихизм. Душу имеет каждое явление. Два начала физическое и психическое сосуществуют (две грани одного и того же). В душе два вида образований: а) идеи – образы вещей (познавательные образы) – то что отражает внешнюю действительность; б) аффекты – состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствует ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идею этих состояний. Порядок активных и пассивных состояний нашего тела по своей природе совместен с порядком активных и пассивных состояний души. Три первичных аффекта: удовольствие (радость) – состояние через которое душа приходит к большему совершенству; неудовольствие (печаль) – состояние, через которое душа переходит к меньшему совершенству; желание – выражает нашу мотивацию, влечение с сознанием его. Из удовольствия следует желание сохранить это состояние. Из неудовольствия – избавиться. Аффекты относятся и к душе и к телу: удовольствие – приятность и веселость, неудовольствие – боль и меланхолия.
Попытки описать конкретные аффекты: Любовь – удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины (ненависть – аналогично).Вокруг любви и ненависти разворачивается много других событий. Один из механизмов дальнейшего развития любви и ненависти – механизм сопереживания (другу приятно и мне приятно – вторичное переключение на того, кто доставляет удовольствие предмету нашей ненависти). Любовь и ненависть порождает желание (кто кого любит, тот стремится сделать ему добро). Если любовь не разделяется – порождается неудовольствие – ищутся его причины – если в другом, то ненависть. Эмоции возникают на основе ассоциаций – почтальон принес хорошее известие, более симпатичен, чем горькую весть. Так шаг за шагом раскрывает возникновение эмоций. Если причина удовольствия – Я – гордость. Стыд – антипатия к себе. Т.е. два механизма: причинная и ассоциативная. Человек бессилен в укрощении или ограничении аффектов – рабство. Аффект может быть уничтожен только противоположным и более сильным аффектом. Аффект, причина которого, перед нами в наличности, сильнее, чем если бы причина была воображаемой. Этот способ познания эмоций – описательный. Но попытка выделить динамику развития эмоций. Когнитивисты.
1. Двухфакторная теория Шехтера. Эмоция определяется физиологическими
(ВНС) и когнитивными компонентами, связанными между собой.
Физиологический компонент выполняет энергетическую функцию, а когнитивный предает эмоциональную окраску (содержание), направленность.
Экспериментальная проверка: 3 экспериментальные группы, одна контрольная.
1й группе - вводился адреналин и сообщалось, что возможны побочные явления в виде учащения сердцебиения, жара и т.д. - это информированная группа. 2й группе - адреналин, но сообщалось, что никаких побочных эффектов не будет - неинформированная группа. 3й группе - адреналин + сообщались не соответствующие действительности подробности - это ложноинформированная группа. Контрольная группа получала физ.раствор без комментариев. После чего появлялся некий товарищ, который демонстрировал два разномодальных типа поведения - эйфорию и ярость. Результат. 2я и 3я группы заражались его состоянием, остальные - не давали никакой реакции.
2. Когнитивная модель эмоций Арнольд. Оценка ситуации с точки зрения ее полезности или опасности. Перцепция -> оценка возможных последствий воспринимаемой ситуации для суб'екта -> оценка принимает форму эмоционального отношения, переживаемого как поведенческая тенденция к избеганию или стремлению -> само действие: стремление или избегание. Эту схему процесса когнитивной оценки ситуации уточнил и эксперементально обосновал Лазарус. Лазарус исследовал овладение стрессовыми или угрожающими ситуациями. Испытуемым демонстрировались фильмы неприятного содержания
(кровавости или просто гадости). Наблюдались два типа реакций: 1) Отрицание: "Чего бояться - это же просто фильм" 2) Интеллектуальная реакция - установка на отстраненное наблюдение. В качестве индикатора эмоционального уровня испытуемых регистрировалось КГР. По сравнению с неподготовленной группой
(их не предупредили, что гадость покажут), группа, у которой было время выработать определенную модель восприятия 1 или 2 - показала заметно более низкие нейровегетативные реакции (особенно 2). 3. Теория когнитивного диссонанса Фестингера. Когнитивный диссонанс - негативное состояние, которое возникает если по крайней мере два представления ("знания") не могут быть согласованы друг с другом. Эта самая невозможность согласования и порождает мотивацию к уничтожению или редукции возникшего диссонанса.
Ассоционисты. (Ах) Детерминирующая тенденция – бессознательный принцип, который направляет сознательный процесс по заранее заданному руслу к решению задачи. И детерминирующая тенденция и сознательные процессы, ею направляемые, оказались непредставимы в терминах ощущений и образов. Для этих смутных ускользающих содержаний сознания Аху пришлось ввести термин
«сознанность», а испытуемые научились описывать свое состояние в терминах ненаглядных переживаний сознания. Отношения между мотивами определяются складывающимися связями деятельности суб'екта, их опосредованиями, и поэтому являются релятивными. Смыслообразующие мотивы занимают более высокое положение даже если не обладают прямой аффектогенностью. Являясь ведущим в жизни личности, мотив для суб'екта оставался "за кадром" - и со стороны осознания и со стороны своей афектогенности.
Вундт как и всякий структуралист, искал инварианты психического, его извращения привели к выделению двух видов далее неразложимых "психических элементов", сочетающихся в более сложные образования - это ощущения и чувства. Чувства дополняют ощущения и все когнитивные процессы, все, что человек отражает, сопровождается определенным чувством (суб'ективные впечатления). Высшей ступенью взаимодействия чувств и развивающихся из них аффектов являются волевые процессы. Чувствам присущи свойства качества и интенсивности. Разномодальные чувства Вундт нарек диспаратными и был этим очень горд. По качеству чувства выделялся длинный ряд переходных форм, который был представлен трехмерным пространством (удовольствие- неудовольствие, напряжение- разрядка и возбуждение-успокоение). Любое чувство может быть представлено точкой в этом пространстве. Аффект - форма течения чувств в этом самом пространстве, однако только сильных чувств, слабые, что показательно, к аффектам не приводят. Динамика - в каждый момент времени у человека имеется множество чувств - точек в пространстве, и их положение постоянно меняется. Близкие чувства об'единяются в более сложные, а те в свою очередь в процессе некой суммации и дают цельное ситуативное чувство. Многие чувства человеком не осознаются, однако профессионал может их распознать. Принципы слияния чувств: 1) целое чувство может качественно отличаться от его составляющих. 2) некоторые составляющие одного сложного чувства могут господствовать над другими. 3) общее чувство характеризуется специфической ценностью и своеобразием.
Вундт: тесная связь эмоций и воли. Эмоция – готовность действовать – начало воли.
Психоанализ: эмоции – единственный материал, по которому мы можем судить о потребностях и мотивах. это ключ к познанию мотивов. Аффективный комплекс
(психоанализ) – объединение в пределе любых деталий вызывающих аффект, т.е. чтобы аффект повторился достаточно упоминание любой детали. Фрейд: четыре источника тревоги (каждый раз речь идет о боязни что-то утратить). 1. боязнь утраты желанного объекта; 2. боязнь утраты позитивного отношения со стороны другого; 3. боязнь утраты себя (части себя); 4. боязнь утраты любви к себе.

39. Теории эмоций в отечественной психологии
Рубинштейн. Эмоции и потребности. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.
Признаки эмоций: 1. Эмоции выражают состояния субъекта и его отношение к объекту; 2. Эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком (оба полюса не являются обязательно внеположенными, часто образуется сложное противоречие), по Вундту: напряжение и разрядка, возбуждение и подавленность.
Исходный момент. Определяющий природу и функцию эмоций: в эмоциональных процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающимися в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной стороны, и течением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом, - с другой; в результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия.
Двойственное отношение эмоции потребности: эмоция – конкретная психическая форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому, что приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет доставляет нам удовлетворение или нет, и у нас рождается чувство по отношению к нему (активно-пассивное взаимоотношения потребности и предмета: потребность-эмоция-предмет или предмет-эмоция-потребность). Но человек существо полимотивированное и один и тот же предмет (ситуация) может быть снабжен разным эмоциональным отношением (амбивалентность). Отсюда чувства человека определяются не изолированной потребностью, а всей структурой личности.
Эмоции и деятельность. С одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой – чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность.
Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею.
Деятельность на удовлетворение потребности – эмоция (отношение цели и результата). Ход деятельности: предвидение критических точек – нарастание напряжения – минуя точку – разрядка. Внутренняя противоречивость деятельности – возбуждение. Гармоничный характер деятельности – успокоение.
Различные виды эмоциональных переживаний: три уровня эмоциональной сферы.
1 Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности. Сюда относятся элементарные так называемые физические чувствования – удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями (окраска. Тон отдельного ощущения или выражение разлитого органического самочувствия организма (беспредметная тоска)). Выражение состояния организма. 2 Предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Возможна классификация этих чувств: интеллектуальные, эстетические, моральные. 3
Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.
Отличительны от чувств, но родственные им аффекты и страсти.
Аффект: стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. Страсти – сильное, стоцкое, длительное чувство, которое пустив корни в человеке захватывает его и владеет им. Характерное: сила чувств, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчивость. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти ярко выражен волевоц момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремления в нем преобладают над чувствованиями.
Настроение – общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно (ему радостно!). это разлитое общее состояние. Бессознательная, эмоциональная оценка личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства
(не знает причины ).
Леонтьев. Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции деятельности. Отражают смысл, который имеют объекты и ситуация, воздействующие на субъект, их значение для осуществления его жизни.
К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуациюи в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект.
Тенденция к навязчивости или к торможению (ассоциативные эксперименты Юнга,
Лурии (торможение: нарушение сопряженных двигательных реакций)). Повторение афф. Ситуации – аффективный взрыв – терапевтические цела: канализация.
Собственно эмоции. Более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем поведении. Отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Идеаторный характер: способность предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о прежитых или воображаемых ситуациях. Способность к обобщению и коммуникации: эмоц. Опыт шире, чем опыт индивидуальных переживаний (источник: сопереживание).
Чувства. Предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте. Несовпадение чувств и эмоций - амбивалентность: несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию. Уровни чувств: от чувств к конкретному человеку, до социальных чувств.
Анохин. Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека.
Эволюция эмоций. Эмоция охватывает весь организим. Роль приспособления животных к окружающим условиям. Интегральность эмоций – охватывают весь организм. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм. Биологическая теория эмоций. В чем биологическая и физиологическая полезность эмоций. Жизнь=формирование потребностей + их удовлетворение. Это два состояния организма. Эмоциональные ощущения – своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. Удовлетворение – положительная эмоция – подкрепляющий фактор. Каков механизм создания положительной эмоции. В основе представление о целостной физиологической архитектуре любого приспособительного акта, каким являются эмоциональные реакции.
Признак положительной эмоциональной реакции – закрепляющее действие.
Акцептор действия – удовлетворению какой-либо потребности предшествует формирование центрального аппарата оценки результатов будущего действия. От него посылка множества эфферентных возбуждений к системе удовлетворения потребности. Обратная информация (афферентная) – об успешности выполнения.
Теория: положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой- либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты положительного результата и потому точно совпадает с акцептором действия.
Отсюда закрепление функционального проявления. Отрицательная информация – поиск новой комбинации эффекторных возбуждений.
Симонов. Информационная теория эмоций. Эмоция – отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. // Э = f
(П, (Ин – Ис), …) // ,где Э эмоция, ее степень , качество и знак; П – сила и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта,
Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.
Эмоции зависят и от других факторов: 1. Индивидуальные особенности субъекта; 2. Фактор времени (развитие аффекта); 3. Качественные особенности потребностей. Но все эти факторы обуславливают вариации эмоций, необходимыми и достаточными являются два: потребность и вероятность ее удовлетворения. Информация – это та, которая нужна для удовлетворения потребности – совокупность всех средств достижения цели (знания, совершенство навыков, энергетические ресурсы, время и т.д.). Если Ин больше, чем Ис – отрицательная эмоция и наоборот. В этой формуле заключены отражательная и оценочная функции эмоций.
Переключающая функция эмоций. При конкуренции эмоций (какая потребность вызывает большую эмоцию). Подкрепляющая функция эмоций (без вкусового подкрепления (т.е. испытывания какого-то удовольствия) у крыс не выработали инструментальный рефлекс у крыс (вводили пищу прямо в желудок), а нв морфин выработали – вызывает очень быстрое эмоциональное состояние).
Компенсаторная (замещаюшая) функция эмоций. Эмоция – целесообразная избыточная мобилизация ресурсов (учащение сердцебиений, подъем кровяного давления и т.д.). в ситуации прагматической неопределенности, когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на энергетические траты, чем в разгар деятельности остаться без достаточного обеспечения кислородом и метаболическим сырьем. Вторая особенность – реагирование по принципу доминанты – способность отвечать одной и той же реакцией на самый широкий круг внешних стимулов (при рождении цыплята клюют все, что попадается, а затем научаются). Эмоция сама по себе не несет в себе информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков, мобилизации в памяти энграмм. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.
При положительной эмоции компенсаторная функция – инициирование поведения
(положительная эмоция усиливает потребность достижения цели согласно правилу П = Э/ (Ин – Ис). Стремление испытать положительную потребность – поиск неудовлетворенной потребности и ситуации неопределенности. На основе этого компенсируется недостаток неудовлетворенных потребностей, который мог бы привести к остановке процесса самодвижения и саморазвития.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.