РУБРИКИ

Особенности школьной дезадаптации у подростков с разным типом личностной направленности

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Особенности школьной дезадаптации у подростков с разным типом личностной направленности

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

I.2. Способны на высоком уровне проявить игровую инициативу, занять лидерское положение в игре, организовать других детей, с желанием включаются в игру, но не всегда способны реализовать свои инициативы, непоследовательны в действиях, слабо учитывают интересы других детей, не доводят игру до конца.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

I.3. Не проявляют игровых инициатив, но охотно подчиняются другим, с желанием включаются в игру, проявляют старательность, владеют игровыми навыками, доводят игру до логического завершения.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

I.4. Стремятся задать тон в игре, занять лидерское положение, проявляют игровые инициативы, на первый взгляд очень активны, однако инициативы их, как правило, некачественны, они не принимаются другими, из-за этого часто возникают конфликты. Слабый учет интересов других, непоследовательность в действиях приводят к тому, что игра "распадается". Игровые действия освоены недостаточно.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

I.5. Пассивны в игре, не проявляют инициатив, соглашаются на любые роли, беспрекословно подчиняются лидерам, в то же время не любят коллективные игры, предпочитают играть в одиночестве, игровые действия не отличаются высоким уровнем.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

II.1. Стремятся проявить себя в труде, инициативны в выборе видов и содержания труда, осознают его значимость, способны предложить свои способы достижения результата, умеют организовать других детей на труд, одновременно старательны и самостоятельны в труде, умеют доводить начатое дело до конца, ответственны, способны работать коллективно, демонстрируют высокое качество работы.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

II.2. С желанием включаются в трудовые дела, могут организовать других, выдвигать качественные инициативы, в то же время часто устраняются от трудовых дел. не доводят начатое до конца, демонстрируя элементы безответственности, но владеют необходимыми трудовыми навыками.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

II.3. Не проявляют инициативы в труде, не способны предложить новые способы выполнения трудовых поручений, однако старательны, самостоятельны, владеют трудовыми навыками, проявляют ответственность, доводят начатое дело до конца, достигают хороших результатов.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

II.4. С желанием включаются в трудовые дела, способны выдвинуть инициативы, проявляют бурную активность, но инициативны, как только встречаются с трудностями или их привлекает что-то другое, прерывают трудовую деятельность, трудовые навыки находятся на достаточно низком уровне, высоких результатов но добиваются.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

II.5. В выполнение трудовых поручений включаются с нежеланием, медлительны, трудовыми умениями владеют слабо, действуют только но указанию других при контроле взрослых, при первой возможности прекращают деятельность, не уверены в себе.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

III.1. Инициативны на занятиях, часто задают вопросы по существу, способны предложить свои варианты выполнения задания, осознают его смысл и значение, в то же время старательны, быстро овладевают предлагаемыми способами выполнения заданий, доводят начатое до конца, самостоятельны, показывают хорошие результаты в усвоении материала, в овладении знаниями, умениями.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

III.2. Инициативны на занятиях, часто сами вызываются отвечать, могут задавать хорошие вопросы, но еще не владеют в достаточной степени учебными умениями, не всегда доводят начатое до конца, в результате знания и умения поверхностны, несамостоятельны, нуждаются в контроле.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

III.З. Внешне пассивны на занятиях, редко вызываются отвечать, рассказывать, почти не задают вопросов, однако старательны, настойчивы, ответственны, доводят начатое до конца, добиваются хороших результатов, владеют навыками учебной деятельности.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

III.4. Внешне очень активны, с интересом относятся к предлагаемым заданиям, часто задают вопросы, но не по существу, интерес быстро пропадает, особенно когда что-либо не получается, часто отвлекаются, в итоге невысокие результаты.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

III.5. Пассивны на занятиях, в выполнение заданий включаются с нежеланием, нуждаются в постоянном контроле и стимулировании, проявляют неуверенность, деятельность протекает вяло, достигают невысоких результатов в учении.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

IV.1. Являются инициаторами общения, умеют задавать вопросы собеседнику, способны прийти на помощь другим, в общении берут на себя лидерские функции, умеют поддержать беседу, владеют навыками общения, требовательны к себе и другим, соблюдают нравственные нормы взаимоотношений.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

IV.2. Активны в общении, могут взять на себя лидерские функции, однако их общительность перерастает в назойливость, такие дети не умеют правильно строить отношения с другими людьми, в результате могут возникать конфликты с другими детьми.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

IV.3. Не проявляют инициативы в общении, сами не вступают в беседы, в разговоры, однако, когда с ними общаются, умеют поддержать разговор, владеют нравственными нормами общения, способны правильно строить отношения с другими людьми.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

IV.4. Внешне очень общительны, даже чрезмерно, могут подойти к любому человеку, задать вопрос, рассказать что-либо, но общение не характеризуется целесообразностью и умеренностью, не владеют нравственными нормами общения, адекватными способами построения отношений.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

IV.5. Не проявляют инициатив в общении, чаще предпочитают молчать, с трудом устанавливают контакты со сверстниками и взрослыми, теряются в той или иной обстановке, слабо развиты навыки общения, в результате затрудняются строить правильно взаимоотношения с другими людьми.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________


Приложение 9


Психолого-педагогическая карта учащегося

1.Ф. И.О. учащегося____________________________________________

2. Класс______________________________________________________

3. Классный руководитель_______________________________________

4. Проблема и социальная сфера ее локализации: ___________________ __________________________________________________________________

5. Сведения о семье:

состав______________________________________________________

материально-экономические условия____________________________

стиль семейного воспитания___________________________________

6. Индивидуально-личностные особенности:

тип личностной направленности ________________________________

уровень уверенности и удовлетворенности собой __________________ __________________________________________________________________

7. Особенности поведения:

соблюдение социальных норм___________________________________

наличие агрессии______________________________________________

наличие конформности_________________________________________

особенности самопредъявления__________________________________

наличие вредных привычек (указать) ________________________ __________________________________________________________________

тип социально активности ______________________________________

8. Особенности взаимоотношений:

с членами семьи_______________________________________________

с одноклассниками, сверстниками_______________________________

с классным руководителем______________________________________

наличие референтной группы, ее характеристика, социометрический статус ____________________________________________________________

9. Особенности учебной деятельности:

отношение к школе____________________________________________

учебная мотивация, мотивация достижения _______________________ __________________________________________________________________

успеваемость (укажите предметы, по которым не успевает) _________ __________________________________________________________________

учебные предметы, вызывающие затруднения (укажите причины)

_____________________________________________________________

посещаемость занятий, количество пропусков, причины непосещения_______________________________________________________

Примечания: ____________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 10


Психотехнические приемы установления психологического контакта с подростками.

Основой контакта служит искренняя заинтересованность во всем, что связано с учащимся, интерес к его проблемам, желание понять, что происходит в душе и сознании подростка. Психологический контакт психолог осуществляет в форме диалога. Главное в организации общения в диалоговом режиме - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуации, общность в направлении совместных действий. При этом совпадения взглядов и оценок может и не быть. Чаще всего точка зрения взрослых и подростков различна, что вполне естественно при различиях опыта. Наиболее существенная характеристика диалогичного общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и психолога. Равенство позиций означает признание активной роли подростка в процессе общения. Психолог дает подростку возможность понять, какими целями он руководствуется в общении с ним. Тактичное вчувствование в эмоциональное состояние, во внутренний мир подростка, в особенности его душевного состояния - все это создает основу для глубокого взаимопонимания между подростком и психологом, обеспечивает эффективность их дальнейшего взаимодействия.

Войти в психологический контакт с ребенком можно по следующему алгоритму:

Снятие психоэмоционального напряжения. На начальной стадии общения с психологом дезадаптированный подросток, как правило, равнодушен, отличается отсутствием желания говорить на предлагаемую тему, зажат, испытывает напряжение. Психолог выбирает нейтральную тему общения, первоначально не затрагивающую суть проблемы. На данной стадии установления контакта уместно использовать синтоническую модель общения, разработанную в рамках нейролингвистического программирования (НЛП). К концу данной стадии контакта психолог переводит ребенка с позиции наблюдения в позицию активного общения.

Поиск нейтральных интересов и увлечений подростка. В процессе диалога психолог выявляет сферу интересов подростка, его увлечения, хобби. Все, что заявляет о себе ребенок, должно обсуждаться как важное. Высказывать недоумение или недоверие по поводу чего-либо не рекомендуется. Психолог в ходе общения выделяет положительные черты личности подростка, и подчеркивает их.

Выяснение отрицательных качеств личности. В отличие от других стадий, здесь допускаются сомнения и могут быть высказаны возражения. Психолог выявляет и обозначает подростку социально не приемлемые стороны его личности. В процессе диалога отслеживает особенности проявления положительных и отрицательных личностных черт подростка.

Вскрытие проблемы и создание программы дальнейших совместных действий. На последней стадии психолог подводит ребенка к осознанию проблемы, возникшей в его жизни, к необходимости изменений. В диалоговом режиме, совместно с подростком формулирует цели взаимодействия, определяет дальнейшие совместные шаги. Для этого можно использовать следующие психотехнические приемы: "Давай думать вместе", "Человечек".

1. "Давай думать вместе". Психолог: "Готового решения я тебе предложить не смогу, мы будем обсуждать вместе вопросы, связанные с твоей ситуацией и вместе искать решение. Было бы здорово, если бы у нас получился разговор равных. Анализируя твои проблемы, я смогу испытывать сложности так же, как и ты. Правда, мои профессиональные знания и жизненный опыт несколько больше твоего. Я постараюсь помочь тебе, но решение тебе придется принимать самому";

2. "Человечек". Психолог рисует на листке человечка и говорит: "Смотри, это твой ровесник, зовут его (указывается имя). Сейчас мы будем обсуждать его проблемы. Правда, я довольно мало знаю о нем и его конкретной ситуации. Тебе тоже придется немного рассказать о нем.".


Приложение 11


Программы психокоррекционных занятий с дезадаптированными подростками, имеющими разный тип личностной направленности.

Программа психокоррекционных занятий с 1-й группой дезадаптированных подростков с направленностью на себя.

Занятие 1. "Знакомство"

Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами тренинговой работы, первичное освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия.

Занятие 2. "Знакомство с собой"

Цель: мобилизация активности, развитие внимательности к себе и окружающим людям.

Занятие 3. "Мои ресурсы"

Цель: осознание своих преимуществ, потенциала для развития.

Занятие 4. "Судно, на котором я плыву…"

Цель: развитие инициативы и самостоятельности в деятельности.

Занятие 5. "Развитие рефлексии"

Цель: развитие рефлексии, идентификация себя и группы

Занятие 6. "О пользе критики"

Цель: формирование у подростков конструктивного отношения к критике в свой адрес и представлений о корректности в критике, обучение навыкам критического отношения к себе, умение критически мыслить. (Конспект занятия приведен далее)

Занятие 7. "Чего вы хотите достичь?"

Цель: развитие мотивации достижения, развитие самопознания, умение анализировать и определять свои цели и достижения.

Занятие 8. "Протяни навстречу руку"

Цель: мобилизация возможности для самовыражения, выявление социометрических позиций в группе и их повышение.

Занятие 9. "Общаться с одноклассниками - как это?"

Цель: развитие эффективных навыков общения и взаимодействия с одноклассниками, отработка навыков понимания других и себя.

Занятие 10. "Работа с ценностями"

Цель: осознание и поиск ценностей, актуализация переживаний, связанных с ценностями самого подростка

Конспект психокоррекционного занятия № 6. "О пользе критики"

Цель: Формирование у учащихся конструктивного отношения к критике в свой адрес и представлений о корректности в критике; обучение навыкам критического отношения к себе, умению критически мыслить.

Задачи: Показать различие между критикой и оскорблением; сформировать у учащихся умение извлекать пользу из критических замечаний в свой адрес и корректно критиковать других; сформировать представление о критическом отношении к себе; показать пользу критического мышления.

Ритуал. Участники сидят в кругу, начиная с ведущего передают по кругу клубок и говорят друг другу комплименты.

Разминка. Упражнение "Ассоциации"

Цель: мобилизация активности, актуализация опыта участников.

Инструкция: назвать ассоциации, вызванные словом "критика".

Основная часть. Беседа, дискуссия

Учащимся предлагается вспомнить, как люди обычно реагируют на критику. Нужно подчеркнуть, что люди обычно обижаются на критику.

Далее проходит обсуждение того, в каких случаях и зачем люди критикуют друг друга. Обращается внимание учащихся на разницу между критикой и оскорблением (оскорбляют - чтобы унизить; критикуют - чтобы помочь преодолеть недостатки). Анализируются наиболее удачные примеры из тех, которые привели учащиеся (ведущий может привести и свои примеры), и обсуждается, как лучше реагировать на критику. Ведущий напоминает, что критикующий хочет, чтобы человек исправил свой промах, значит, его нужно поблагодарить за критику.

Ведущий корректно высказывает критические замечания в адрес некоторых учеников, выбирая очевидных лидеров, удовлетворенных своим статусом в классе, и предлагает им отреагировать на критику, начиная словами "Спасибо.", "Я признателен вам за. "

Учащимся предлагается обсудить такую ситуацию. Ваш друг собирается на очень важную встречу (экзамен). При этом он надевает, с вашей точки зрения, совершенно неподходящий для такого случая костюм. Задача: высказать другу критические замечания таким образом, чтобы не испортить ему настроение перед важной встречей, но при этом уберечь его от ошибки.

При обобщении высказываний учащихся обращается их внимание на то, что корректно высказанное, обоснованное критическое замечание, как правило, бывает очень эффективным. Если человек хочет, чтобы его критика принесла пользу, следует учитывать настроение критикуемого, постараться, чтобы критика не была похожа на оскорбление.

Далее ведущий обсуждает с учащимися, что значит критически относиться к самому себе. В высказываниях подчеркивается, что подобное отношение к себе предполагает четкое представление о своих слабых и сильных сторонах, а это, в свою очередь, помогает избежать ошибок.

Упражнение "Отработка личной стратегии критического отношения к себе и обстоятельствам".

1.                Выскажите критические замечания о каком-либо широко рекламируемом товаре (при этом предлагается рекламная продукция).

2.                Вспомните случаи критического отношения к себе из личного опыта (из литературных произведений, кинофильмов). Критическое мышление подразумевает не выискивание недостатков, а трезвую оценку положительных и отрицательных качеств.

Рефлексия. Упражнение "Аукцион идей"

По очереди продолжите фразу "польза критики в том, что. "

Домашнее задание. Поразмышлять, в каких жизненных ситуациях помогает критическое отношение к себе и обстоятельствам. Проанализировать критику в свой адрес и постараться извлечь из нее максимальную пользу. Старайтесь корректно высказать критическое замечание в адрес друга (подруги).

Ритуал. Участники сидят в кругу и передают по кругу клубок, при этом говорят слова благодарности всем за занятие и обматывают нитку вокруг запястья. После этого нитка обрезается и завязывается узлом, остаётся участнику на память.

Программа психокоррекционных занятий с 2-й группой дезадаптированных подростков с направленностью на общение.

Занятие 1. "Знакомство"

Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами тренинговой работы, первичное освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия.

Занятие 2. "Метафора проблемы"

Цель: распознавание и обозначение собственных проблем и своего отношения к жизненным трудностям, понимание их смысла и ценностей.

Занятие 3. "Сам себя не похвалишь…"

Цель: осознание своего личностного опыта, развитие умений и навыков самопознания"

Занятие 4. "Саморефлексия"

Цель: развитие способности к рефлексии и саморефлексии, актуализация опыта участников.

Занятие 5. "Я - плюс, другие - плюс".

Цель: развитие навыков непредвзятого оценивания себя и своей деятельности, а также других людей и их деятельности.

"Занятие 6. "Конструктивная критика"

Цель: формирование у подростков конструктивного отношения к критике в свой адрес и представлений о корректности в критике, обучение навыкам критического отношения к себе, умение критически мыслить.

Занятие 7. "Отвлекающий маневр"

Цель: формирование навыков саморегуляции и обучение эффективным приемам управления своим поведением.

Занятие 8. "Мои цели"

Цель: формирование мотивации достижения, развития стремления к самостоятельной постановке целей и их самостоятельному достижению.

Занятие 9. "Мои качества"

Цель: формирование таких качеств, как умение сопереживать, сочувствовать, проявлять терпимость, чувство благодарности

Занятие 10. "Работа с ценностями"

Цель: осознание и поиск ценностей, актуализация переживаний, связанных с ценностями самого подростка

Программа психокоррекционных занятий с 3-й группой дезадаптированных подростков с направленностью на дело.

Занятие 1. "Знакомство"

Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами тренинговой работы, первичное освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия.

Занятие 2. "Метафора проблемы"

Цель: распознавание и обозначение собственных проблем и своего отношения к жизненным трудностям, понимание их смысла и ценностей.

Занятие 3. "Мои сильные и слабые стороны".

Цель: всесторонний анализ сильных и слабых сторон личности подростка, направленный на формирование внутренней устойчивости и доверия к самому себе.

Занятие 4. "Без маски"

Цель: овладение эффективным приемам, направленным на создание положительного образа.

Занятие 5. "Проект моего поведения"

Цель: отработка навыков уверенного поведения.

Занятие 6. "Мое Я"

Цель: преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

Занятие 7. "Оптимистическое выступление"

Цель: развитие оптимистического стиля самопрезентации.

Занятие 8. "Кто мне нравится и кто не нравится"

Цель: стимулирование взаимного доверия в группе, более глубокого самопознания, самораскрытия.

Занятие 9. "Эффективность общения"

Цель: приобретение навыков улучшения коммуникации.

Занятие 10. "Развитие навыков коммуникации".

Цель: расширение коммуникативного репертуара участников, снижение чувства боязни общения.


Приложение 11


Разработка педагогического совета

Мотивация учения - основное условие успешного обучения

Все наши замыслы, все поиски и

построения превращаются в прах, если

у ученика нет желания учиться.

В.А. Сухомлинский


Данный педсовет посвящен одной из важнейших проблем обучения - мотивации внутренних двигателей, заставляющих ученика двигаться к той или иной цели.

Главный род деятельности любого учителя - преподавательство. Каждый из них преподает учащимся основы какой-либо науки, а учащиеся пытаются эти основы освоить.

Чтобы увидеть, как происходит процесс передачи знаний, необходимо посетить уроки, тогда будут видны положительные и негативны моменты в работе каждого учителя.

При подготовке педагогического совета следует спланировать посещение уроков учителей школы, в котором могут принять участие заместители директора, заведующие учебных кафедр, председатели методических объединений. Анализы посещенных уроков можно обобщить и выявить положительные и негативные моменты, акцентируя внимание на действиях учителя по созданию мотивационной сферы учащихся (оценки по каждому пункту анализа можно ставить в пятибалльной системе, далее вычисляется коэффициент эффективности: средняя оценка делится на максимальную - 5, оптимальный параметр эффективности - 0,7). Для наглядности можно построить линейную диаграмму.

Посещая уроки, оценивая их, как правило, выделяются положительные моменты:

•                    соответствие материала по сложности и типу класса;

•                    темп урока;

•                    общая эрудиция учителя;

•          культура и выразительность речи;

•          сотрудничество с учащимися.

Но вместе с тем есть и негативные моменты:

•          мотивировка учащихся;

•          ситуация успеха;

•          степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала;

•          эмоциональность учителя;

•          нестандартные формы работы на уроке, нестандартный урок.

Негативные моменты ставят проблему, которую необходимо решить педагогическим коллективом

Цель: через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации знаний о ключевых понятиях "мотивации учения" и получению представлений о формировании мотивационной сферы учения.

Задачи:

1.    Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях - "Мотивации учения".

2.    Разработать структурную схему "Мотивационная сфера учащегося".

3. Используя практический опыт учителей, познакомить с приемами формирования мотивационной сферы учения.

План проведения педагогического совета может быть таким

1. Сообщение о теме педсовета, его цели и задачах.

2. Обоснование выбора темы:

•          по итогам посещенных уроков;

•          по итогам анкетирования учителей и учащихся.

3.    Краткие теоретические сведения по проблеме.

4.    Работа в группах.

5. Создание структурной схемы "Формирование мотивации учения".

6. Защита проекта группы.

7. Выбор группы учителей для формирования решения педсовета.

8.    Коллаж.

9.    Принятие решения.

Работа на педсовете происходит по группам, всего групп пять:

первая группа - Смысл учения, мотив учения;

вторая группа - Постановка целей;

третья группа - Эмоции;

четвертая группа - Интерес;

пятая группа - Эмоциональная поддержка.

Учителя, придя на педсовет, сразу рассаживаются по группам, на столах могут стоять таблички с названием группы и списком ее участников.

После сообщения темы, целей и задач работы заместитель директора по УВР выступает с анализом посещенных уроков и анализом проведенного анкетирования учащихся и учителей с опорой на диаграммы, выделяя проблемы и обосновывая выбранную тему. Далее идет краткое теоретическое выступление по теме с опорой на схему "Мотивационная сфера учения школьников". Оно может быть таким:

Мотив (от латинского) - приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Мотивация - побуждение, вызывающее активность организма и определяющие его направленность.

Мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определенные.

Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе учения. Иными словами, что мотивирует, т.е. побуждает и направляет деятельность ученика?

Учитель должен научиться управлять деятельностью ученика в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не сможем этого сделать, то "все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика не появится желание учиться".

Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание, а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию.

Мотивация - совокупность побуждений к деятельности.

Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:

Смысл учения - внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения - это сложное личностное образование, которое включает два момента:

•         Осознание ребенком объективной значимости учения;

•         Понимание ребенком субъективной значимости учения.

—   Мотив учения - побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении;

—   Постановка целей - это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения;

—    Эмоции - реакция ребенка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.

—    Интересы - познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотимом, зрелости целей и особенностей эмоций.

После этого каждой группе предлагается следующее задание:

Уважаемые коллеги!

Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию одного из компонентов мотивационной сферы учения (первая группа - смыл учения и мотива учения; вторая группа - постановки целей; третья группа - эмоционального настроя; четвертая группа - интереса к учению).

Установки и действия педагога:

совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

совместный с учащимися учет возрастных особенностей школьников;

совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач и выбор средств, адекватных цели;

выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

нестандартная форма проведения уроков;

использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

создание cumуации успеха;

создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности;

эмоциональная речь учителя;

использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

эмоциональная речь учителя;

применение поощрения и порицания;

использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

вера учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним);

формирование адекватной самооценки у учащихся;

выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

использование игровых технологий;

создание ситуации успеха.

Для наглядности представления итогового проекта "Формирование мотивации учения" список действий и установок педагога у каждой группы лучше напечатать на листах разного цвета (например: первая группа - голубой цвет, вторая группа - зеленый, третья группа - желтый, четвертая группа - розовый).

В задачу группы входит:

1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование одного из компонентов мотивационной сферы.

2. Вырезать эти утверждения из предложенного списка и наклеить на отчетный лист.

После окончания работы каждая группа прикрепляет подготовленный отчетный лист на стенд, где указаны компоненты мотивационной сферы учения.

Пятая группа "Эмоциональной поддержки" по ходу работы педсовета создает коллаж "Формирование мотивации учения". Рисунки для этой группы готовятся заранее, желательно, чтобы они были напечатаны на листах разного цвета, как и задания для групп (цвет сохраняется: рисунки, отражающие эмоции, на листах желтого цвета, интерес - на листах розового цвета и т.д.).

После выступления всех групп представляют коллаж с краткими комментариями. Далее выбирают группу учителей для формулировки проекта решения, он может быть таким:

Учитывая актуальность данной темы для успешного обучения, систематизировав теоретические основы по проблеме мотивации учения, педагогический совет выносит следующее решение:

1.   Взять за основу в практической деятельности каждого учителя выработанную схему формирования мотивационной сферы учащегося.

2.   Обобщить опыт учителей-предметников по применению наиболее эффективных форм работы по данной проблеме.


Приложение 12


Приемы и упражнения, направленные на создание благоприятного психологического климата для всех участников коллектива.

·                   включение в жизнедеятельность класса различных видов искусства;

·                   использование игры;

·                   формирование общих традиций;

·                   создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий,

·                   наличие активной - позиции педагога по отношению к классному коллективу;

·                   привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива

·                   "Мой любимый. "

Цель: помогает узнать интересы одноклассников и самим психологически перед ними раскрыться.

Все ребята и учитель садятся в круг. Учитель берет мяч и называет любую тему, например "еда". После этого он озвучивает его любимый предмет по этой теме, например "макароны", и бросает мяч любому ученику, который должен называть свой любимый предмет по этой теме и передать мяч дальше. После некоторого времени можно поменять тему.

·                   "А вы когда-нибудь делали это?"

Цель: нахождение общего в интересах и увлечениях между учениками

Составьте список из 30 занятий, которые могли совершаться вашими учениками: езда верхом на лошади, пение на сцене, плавание и так далее. Раздайте листок со списком каждому ученику. После этого необходимо пройтись по каждому пункту и выяснить, кто из ребят когда-либо занимался тем или иным занятием, а затем занести его имя в список.

После того, как список будет согласован с именами ребят, вы можете взаимно обсудить его и подчеркнуть, что у каждого ученика есть много общего с интересами класса.

·                   Три лучшие черты

Цель: развивает способность находить достоинства в одноклассниках.

Раздайте каждому ученику листок, на котором он должен написать свое имя в самом верху. После этого ребята должны передать листок соседу по парте (или ученику за следующей партой), а тот, в свою очередь, должен написать три положительные черты, которые он видит во владельце листка. После того, как листок вернется его хозяину, вы можете начать зачитывание (если посчитаете нужным).

·                   Семейный очаг

Цель: развитие навыков конструктивной критики, умение объективно оценивать свои успехи и радоваться успехам других детей.

В конце недели после последнего урока (или в конце классного часа) сядьте с ребятами в круг (если это возможно) и проведите игру-беседу "семейный очаг". Обсудите с учениками то, чем вы или они собираетесь заниматься на выходных, вспомните школьные события недели или мировые новости, расскажите друг другу анекдоты. В конце беседы выберите "ученика недели": пускай ребята озвучат кандидатуры и проведут голосования (без права голоса за прошлого победителя). Наградите "ученика недели" благодарностью или символическим подарком.

При проведении игры постарайтесь сделать так, чтобы ребята не видели ответов одноклассников. Также имеет смысл задуматься о том, что именно вы должны получить листок в последнюю очередь, чтобы избежать возможных негативных записей.


Приложение 13


Правила общения с подростком для родителей

Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!"

Правило 2. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:

1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Правило3. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Правило 4. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным".

Правило 5. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

Правило 6. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица, о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

Правило 7. Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

Правило 8. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

Правило 9. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.

Правило 10. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Правило 11. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

Правило 12. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно‑разъяснительным, чем повелительным.

Правило 13. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.


Приложение 14


Как слушать ребенка

Что такое "активное слушание" и когда надо слушать ребенка?

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями - показать, научить, направить - ему не поможешь. В таких случаях лучше всего. его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ "помогающего слушания", иначе его называют "активным слушанием".

Что же это значит - активно слушать ребенка? Начнем с ситуаций.

Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах: "Он отнял мою машинку!".

Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: "Больше я туда не пойду!".

Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать "эту уродскую шапку".

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать - это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), "слышите" его.

Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать "по имени" это его чувство или переживание.

Активно слушать ребенка - значит "возвращать" ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Вернемся к нашим примерам и подберем фразы, в которых родитель называет чувство ребенка:

СЫН: Он отнял мою машинку!

МАМА Ты очень огорчен и рассержен на него.

СЫН: Больше я туда не пойду!

ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу.

ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!

МАМА: Тебе она очень не нравится.

Может показаться, что такие ответы непривычны и даже неестественны. Гораздо легче и привычнее было бы сказать:

Ну ничего, поиграет и отдаст.

Как это ты не пойдешь в школу?!

Перестань капризничать, вполне приличная шапка!

При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием.

Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет. Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее.

Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление. Многие родители, которые впервые попробовали спокойно "озвучить" чувства ребенка, рассказывают о неожиданных, порой чудодейственных результатах.

Например: Мама входит в комнату дочки и видит беспорядок.

МАМА: Нина, ты все еще не убралась в своей комнате!

ДОЧЬ: Ну, мам, потом!

МАМА Тебе очень не хочется сейчас убираться.

ДОЧЬ (неожиданно бросается на шею матери): Мамочка, какая ты у меня замечательная!

Другой случай рассказал папа семилетнего мальчика: Они с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал саботировать папину спешку: отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких-то "неотложных" дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить сына насильно за руку ему тоже не хотелось. И тут он вспомнил наш совет: "Денис, - обратился он к сыну, - ты расстроился из-за того, что я не купил тебе шоколадку, расстроился и обиделся на меня".

В результате произошло то, чего папа совсем не ожидал: мальчик миролюбиво вложил свою руку в папину, и они быстро зашагали к автобусу.

Не всегда, конечно, конфликт разрешается так быстро. Иногда ребенок, чувствуя готовность отца или матери его слушать и понимать, охотно продолжает рассказывать о случившемся. Взрослому остается только активно слушать его дальше.

Приведем пример более длительного разговора, в котором мама несколько раз "озвучила" то, что она услышала и увидела, беседуя с плачущим ребенком.

Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют ее пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач.

Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади - растерянный сын.

ДОЧЬ: У‑у‑у‑у!

МАМА: Миша тебя обидел. (Пауза.)

ДОЧЬ (продолжает плакать): Он меня урони‑и‑ил!

МАМА: Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась. (Пауза.);

ДОЧЬ (переставая плакать, но все еще обиженным тоном): Нет, он меня не поймал.

МАМА: Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал и ты упала. (Пауза.)

Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.

ДОЧЬ (уже спокойно): Да. Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени.)

МАМА (через некоторое время): Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть.

ДОЧЬ: Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно.

МИША: Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю.

Этот диалог дает возможность обратить внимание на некоторые важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания.

Во-первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени; можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе.

Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой; смотря телевизор, читая газету; сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза - первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо "читает" ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том.

Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

Например:

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!

РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.

Возможные неправильные реплики:

А что случилось?

Ты что, на него обиделся?

Почему первая фраза родителя более удачна? Потому что она сразу показывает, что родитель настроился на "эмоциональную волну" сына, что он слышит и принимает его огорчение; во втором же случае ребенок может подумать, что родитель вовсе не с ним, а как внешний участник интересуется только "фактами", выспрашивает о них. На самом деле, это может быть совсем не так, и отец, задавая вопрос, может вполне сочувствовать сыну, но дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.

Казалось бы, разница между утвердительным и вопросительным предложениями очень незначительна, иногда это всего лишь тонкая интонация, а реакция на них бывает очень разная. Часто на вопрос: "Что случилось?" огорченный ребенок отвечает: "Ничего!", а если вы скажете: "Что-то случилось.", то ребенку бывает легче начать рассказывать о случившемся.

В-третьих, очень важно в беседе "держать паузу". После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка - может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, "внутрь" или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

В-четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Так, ответ отца в предыдущем примере мог бы состоять из двух фраз.

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!

ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного).

СЫН: Да, не хочу.

ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся. (Обозначение чувства).

Иногда у родителей возникает опасение, что ребенок воспримет повторение его слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом. Например, в примере слово "водиться" отец заменил "дружить". Практика показывает, что если даже и используются те же фразы, но при этом точно угадываются переживания ребенка, он, как правило, не замечает ничего необычного, и беседа успешно продолжается.

Конечно, может случиться, что в ответе не совсем точно угаданы случившееся событие или чувство ребенка. В этом случает не стоит смущаться, в следующей фразе ребенок поправит. Будьте внимательны к его поправке и покажите, что вы ее приняли.

Так, в примере с двумя детьми мама только на третий раз угадала, что произошло с девочкой и ее братом ("Ты откуда‑то прыгала, а он тебя не удержал. "). И после этого дочка сразу успокоилась.

Выделяют следующие позитивные результаты использования техники активного слушания:

1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.

2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.

Пример из жизни:. Мама укладывает четырехлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней.

ДОЧЬ: Мамочка, ну еще капельку, ну чуть‑чуть!

МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.

ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше!

МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь. (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой.

ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.

МАМА: Ты скучаешь без меня.

ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется.

МАМА: Ты на него сердита. ДОЧЬ: Он мою игру поломал! МАМА: И ты расстроилась. ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.

МАМА: Было больно. (Пауза.)

ДОЧЬ: Больно, а тебя нет!

МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.

ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти.

МАМА: Пойти. (Пауза.) ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду-жду, а ты не ведешь!

Как часто мы оставляем детей наедине с грузом разных переживаний своими решительными "Поздно!", "Пора спать", в то время как несколько минут слушания могли бы по-настоящему успокоить ребенка перед сном.

Многие родители рассказывают, что активное слушание помогло им впервые установить контакт со своими детьми.

3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Пример из жизни: "Моей сестре Лене четырнадцать лет. Иногда она приезжает ко мне в гости. Перед очередным ее приездом мама позвонила и рассказала, что Лена связалась с плохой компанией. Мальчики и девочки в этой компании курят, пьют, выманивают друг у друга деньги. Мама очень обеспокоена и просит меня как-то повлиять на сестру.

В разговоре с Леной заходит речь о ее друзьях. Чувствую, что ее настроение портится.

Лена, я вижу, тебе не очень приятно говорить о твоих друзьях.

Да, не очень.

Но ведь у тебя есть настоящий друг.

Конечно, есть Галка. А остальные. даже не знаю.

Ты чувствуешь, что остальные могут тебя подвести.

Да, пожалуй.

Ты не знаешь, как к ним относиться.

Да.

А они к тебе очень хорошо относятся. Лена бурно реагирует:

Ну нет, я бы не сказала! Если бы они ко мне хорошо относились, то не заставляли бы занимать у соседей деньги на вино, а потом просить их у мамы, чтобы отдать.

Да‑а. Ты считаешь, что нормальные люди так не поступают.

Конечно, не поступают! Вон Галка не дружит с ними и учится хорошо. А мне даже уроки некогда делать.

Ты стала хуже учиться.

Учительница даже домой звонила, жаловалась маме.

Мама, конечно, сильно расстроилась. Тебе ее жаль.

Я очень люблю маму и не хочу, чтобы она расстраивалась, но ничего не могу с собой поделать. Характер какой-то у меня стал ужасный. Чуть что - начинаю грубить.

Ты понимаешь, что грубить плохо, но что - то внутри тебя толкает сказать грубость, обидеть человека.

Я не хочу никого обижать. Наоборот, мне все время кажется, что меня хотят обидеть. Все время чему-то учат.

Тебе кажется, что тебя обижают и учат.

Ну да. Потом я понимаю, что они хотят как лучше и в чем-то правы.

Ты понимаешь, что они правы, но не хочешь это показывать.

Да, а то будут думать, что я их во всем и всегда буду слушаться.

Ребята из компании тоже не хотят слушаться своих родителей.

Они даже их обманывают.

Даже обманывают. Если обманывают родителей, то что им стоит обмануть друзей.

Вот-вот! Я теперь поняла. Они же с деньгами меня обманули: отдавать и не собираются. В общем, они мне надоели, и я им в глаза скажу, что они за люди.

Лена поехала домой.

Через несколько дней звонит мама:

Оля, Лена передо мной извинилась. Сказала, что все поняла. И вообще стала другим человеком - ласковая, добрая, с компанией не ходит, чаще сидит дома, делает уроки, читает. А самое главное - сама очень довольна. Спасибо тебе!"

Обнаруживаются еще по крайней мере два замечательных изменения, более общего характера.

Первое: родители сообщают, как о чуде, что дети сами довольно быстро начинают активно слушать их.

Рассказывает мама четырехлетней Нади.

На днях садимся обедать, я ставлю перед Надей тарелку с едой, но она отворачивается, отказывается есть. Опускаю глаза и думаю, как правильно сказать. Но тут слышу слова дочки:

НАДЯ: Мамуленька, ты расплачешься сейчас.

МАМА: Да,. Надя, я огорчена, что ты не хочешь обедать.

НАДЯ: Я понимаю, тебе обидно. Ты готовила, а я не ем твой обед.

МАМА: Да, мне очень хотелось, чтобы тебе понравился обед. Я очень старалась.

НАДЯ: Ладно, мамочка, я съем все-все до последней капельки.

И действительно - все съела!

Второе изменение касается самих родителей. Очень часто в начале занятий по активному слушанию они делятся вот каким своим неприятным переживанием. "Вы говорите, - обращаются они к психологу, - что активное слушание помогает понять и почувствовать проблему ребенка, поговорить с ним по душам. В то же время вы учите нас способу или методу, как это делать. Учите строить фразы, подыскивать слова, соблюдать правила. Какой же это разговор „по душам“? Получается сплошная „техника“, к тому же неудобная, неестественная. Слова не приходят в голову, фразы получаются корявые, вымученные. И вообще - нечестно: мы хотим, чтобы ребенок поделился с нами сокровенным, а сами „применяем“ к нему какие-то способы. "

Такие или приблизительно такие возражения приходится слышать часто на первых двух-трех занятиях. Но постепенно переживания родителей начинают меняться. Обычно это случается после первых удачных попыток вести беседу с ребенком по-другому. Успех окрыляет родителей, они начинают иначе относиться к "технике" и одновременно замечают в себе что-то новое. Они чувствуют, что становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его "отрицательные" чувства. Родители говорят, что со временем они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться на ребенка, лучше видеть, как и отчего ему бывает плохо. Получается так, что "техника" активного слушания оказывается средством преображения родителей. Родители думают, что "применяем" ее к детям, а она меняет их самих. В этом - ее чудесное скрытое свойство.

Что же касается беспокойства родителей относительно искусственности, "приемов" и "техники", то преодолеть его помогает одно сравнение: "Хорошо известно, что начинающие балерины часы проводят в упражнениях, далеко неестественных с точки зрения наших обычных представлений. Например, они разучивают позиции, при которых ступни ставятся под различными углами, в том числе под углом 180 градусов.

При таком "вывернутом" положении ног балерины должны свободно держать равновесие, приседать, следить за движениями рук. и все это нужно для того, чтобы потом они танцевали легко и свободно, не думая уже ни о какой технике. Так же и с навыками общения. Они вначале трудны и порой необычны, но когда вы ими овладеваете, "техника" исчезает и переходит в искусство общения.


ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Задание первое.

Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу "чувства ребенка". В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае. Пока не думайте о вашем ответе.

1. Ситуация и слова ребенка

2. Чувства ребенка

3. Ваш ответ

1.1 (Образец): "Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось".

1.2 Огорчение, обида

1.3 Ты очень расстроилась, и было очень обидно.

Задания: 2.1 (Ребенку сделали укол, плачет): "Доктор плохой!".

3.1 (Старший сын - маме): "Ты всегда ее защищаешь,

говоришь "маленькая, маленькая", а меня никогда не жалеешь".

4.1 "Сегодня на уроке математики я ничего не поняла

и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись".

5.1 (Ребенок роняет чашку, та разбивается): "Ой!!! Моя ча-ашечка!".

6.1 (Влетает в дверь): "Мам, ты знаешь, я сегодня

первый написал и сдал контрольную!".

7.1 "Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!".

Задание второе

По сути, это продолжение первого задания. Запишите в третьей колонке ваш ответ на слова ребенка. Обозначьте в этой фразе чувство, которое (по вашему предположению) он испытывает.

Примечание. Правильные ответы к этому и предыдущему заданиям вы найдете в конце урока.

Задание третье.

Начните то же делать в вашем повседневном общении с ребенком: замечайте моменты его различных переживаний, когда он обижен, расстроен, боится, не хочет, устал, рассержен, радостен, нетерпелив, увлечен. и называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной (не вопросительной) форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.

 A


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.