РУБРИКИ |
Шпора: Шпоры по анатомии и физиологии человека |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Шпора: Шпоры по анатомии и физиологии человекаШпора: Шпоры по анатомии и физиологии человекаПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ Термин «ГИГИЕНА» происходит от греческого слова — целебный, •приносящий здоровье. Его происхождение связано с именем мифической богини Гигинеи, дочери бога медицины Эскулапа, которая изображалась в виде красивой девушки, держащей в руках чашу, обвитую змеей. У древних греков змея олицетворяла символ мудрости, она выпивала яд из чаши жизни и обезвреживала ее. Чаша со змеей сохранилась до сих пор как эмблема медицины. В основу здравоохранения положено предупреждение (профилактика) заболеваний. Лечение больных, каким бы успешным оно не было, не может снизить заболеваемость населения, если одновременно не будут приниматься меры их профилактики. Гигиена — наука о сохранении и улучшении общественного здоровья, следовательно, она имеет общественный социальный характер. Она имеет объектом наблюдения здоровых людей и разрабатывает массовые оздоровительные мероприятия. Основной задачей гигиены является изучение влияния окружающей среды на здоровье и трудоспособность населения и разработка соответствующих оздоровительных мероприятий. При этом под внешней средой следует понимать весь сложный комплекс природных, социальных, бытовых, производственных и других факторов. Другими словами — гигиена — медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая оптимальные научно обоснованные требования к условиям жизни и труда населения. Гигиена, с зависимости от разрешаемых задач, подразделяется на следующие основные разделы: коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена труда, или профессиональная гигиена, гигиена детей и подростков. Коммунальная гигиена изучает влияние факторов окружающее среды на здоровье и санитарные условия жизни человека. На основали;! изучая:ш этих факторов разрабатываются гигиенические нормативы и санитарные мероприятия, необходимые для обеспечения здоровых, благоприятных условий жизни населения. Гигиена питания изучает проблемы полноценного и рационального питания здорового и больного человека. Гигиена труда или профессиональная гигиена изучает воздействие трудового процесса и окружающей производственной среды на организм работающих с целью разработки санитарно гигиенических и лечебно-профилактических нормативов и мероприятий, направленных на создание более благоприятных условий труда, обеспечения здоровья и высокого уровня трудоспособности человека. Гигиена детей и подростков — раздел медицины, изучающей проблемы охраны и укрепления здоровья детей и подростков, разрабатывающий гигиенические рекомендации для постановки учебно-воспитательного и трудового процессов в школах, профтехучилищах и детских учреждениях. Наравне с этим выделяется личная гигиена (гигиена женщины, гигиена мужчины), гигиена умственного труда, психогигиена и т. д. Длч вас, нынешних студентов, занимающихся умственным трудом, важнейшее значение приобретает знание гигиены умственного труда. Это поможет вам не только успешно заниматься, но и сохранить здоровье с учетом знаний личной гигиены. Труд педагога — умственный -труд, и он будет продуктивным только в том случае, если вы будете и в дальнейшем соблюдать правила гигиены умственного труда. Но» к этому еще должно быть прибавлено знание физиологии и гигиены раннего детского и подросткового возраста. С учетом того, что вы все будете со временем отцами и матерями, знание физиологии и гигиены детского и подросткового возраста поможет вам сохранить их здоровье, правильно воспитать ваших детей. Гигиена тесно связана с медициной, так как ее рекомендации основываются на данных медицинских наблюдений/Причем, рекомендации о здоровом образе жизни, разрабатываемые гигиенистами, базируются на физиологии здорового и больного человека. Физиология — биологическая наука, которая на основе изучения частных процессов и механизмов жизнедеятельности человека-и животных вьпсняет закономерности работы человеческого организма. Физиология делится на два больших раздела: нормальную и патологическую физиологию. Нормальная физиология изучает'жизнедеятельность здорового организма, нормальные основные закономерности деятельности живого организма, его реакции на воздействие окружающей среды. ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Предмет возрастной физиологии. Физиология — наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем и механизмах его деятельности. Возрастная физиология является самостоятельной ветвью физиологии. Она ксучазт особенности жизнедеятельности органлзма в различные п-эриоды онтогенеза (гэеч. — существо, особь;" — индивидуальное развитие особи с момента зарождения в виде оплодотворенной яйцеклетки до смерти), функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе. Значение возрастной физиологии для психологии и педагогики. Необходимость для педагогов и воспитателей знания возрастных особенностей функционирования организма ребенка не требует дискуссии. «Первое, что должен знать педагог — это строение и жизнь человеческого тела и его развитие. Без этого нельзя быть хорошим педагогом, правильно растить ребенка», — Н. К. Крупская. Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-фи-зиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для* которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности; и пониженной сопротивляемости организма. Знание физиологии ребенка необходимо и при физическом воспитании для определения эффективных методов обучения двигательным действиям на уроках физической культуры, для разработки формирования двигательных навыков, развития двигательных качеств .И Важное значение возрастная физиология имеет и для возрастных особенностей психологии ребенка. Объект. •функций мозга детей различного возраста позволяет выяснить меха-ни-=мы определяющие специфику осуществления психических и пси-ХО'^ОГЧ'ЧРСКЧХ функций на разных этапах развития детского организма, установить этапы, наиболее чувствительные к коррегирующим педаго-гнч-сч ™ воздействиям, направленным на развитие такта важных для педлгогпческого процесса функций, как восприятие информации, вни-ман-;с познавательные потребности. Ш^кдс; чем перейти к школьной гигиене, кратко, еще раз, опре-что гиги":щ в своей основе базируется ка физиологии нор-Р.ДОТЮЙОГО человека. Гигиена связана, естественно, и с дру-гта~т HnvKiV-.i;-i Беи зпаичм анатомии невозможно представить физиологические процессы, протекающие в органах и ткапчх, гигиена тесно связана с психологией, социологией и другими науками. Ппедтет и задачи школьной гигиены. Школьная гигиена — наука, изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этих основах гигиенических нормативов и требований направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоничное рашитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков. Гигиена детей и подростков вооружает педагогику научно обоснованными рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса, режиму дня и отдыху учащихся, питанию детей, оборудованию, планировке и благоустройству детских учреждений. Основные полож-шия школьной гигиены используются также при санитарно-технпческом оснащении детских учреждений — устройстве отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции и освещения. В решении задач гармонического развития учащихся и укрепления их здоровья существенно важно не только обеспечить соответствие условий, режима обучения анатомо-физиологическим особенностям детей, но и активное целенаправленное влияние на рост и развитие, повышение работоспособности и функциональных возможностей организма, Расширение границ его адаптационных возможностей. Задача изучаемого предмета заключается в том, чтобы вооружить студентов, будущих воспитателей, современными сведениями о возрастных особенностях развивающегося организма, знаниями закономерностей, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья школьников, поддержания их высокой трудоспособности при различных видах учебно?! и трудовой деятельности. Вместе с тем, одновременно будущие педагоги получат сведения по валеологии — науке о сохранении здоровья, ибо знания основ медицины, гигиеническая культура являются для современного общества непреложной частью гуманитарного образования. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА Онтогенез, как жизненный цикл индивидуума. Закономерности роста и развития организма. Орт.;::эт;:; к .к ч,едоз. Организм ч'З.'кпака представляет собой слож-пелшую систему иерархически (соподчиненно) организованных сис- •",.Л1 ~ :i:>.,'•••;•"::•/.;, о''>:.':,::1'1,ч;нь!;.: о,~ш;.н.ктыо строелпл и выполняемой функцие;;. Элементом системы является клетка. В организме человека .более 100 триллионов клеток. Клетки представляют собой, в свою оче. редь, микросистему, отличающейся сложной структурно-функциональной организацией и многосторонним взаимодействием с другими клетками. Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функции образуют ткань. Основные типы тканей: эпчтел тальная, соединительная, костная, мышечная и нервная. Каждая из тканей выполняет определенную функцию и обладает специфическими свойствами. Характерным свойством мышечной ткани является сократимость, нервной ткана — возбудимость и проводимость. Ткани образуют органы. Органы занимают в теле постоянное положение, имеют особое строение и выполняют определенную функцию. Так, сердце играет роль насоса и обеспечивает поступление крови во все органы и ткани, почки осуществляют выделение конечных продуктов обмена веществ, легкие осуществляют газообмен организма с внешней средой, обеспечивая организм кислородом и т. д. Орган состоит из нескольких видов тканей, но одна из них всегда преобладает и определяет его главную, ведущую функцию. Органы, совместно выполняющие определенную функцию, образуют систему органов. Например, слюнные железы, желудок, печень,. поджелудочная железа, к- «печник объединены в систему пищеварения, сердце и сосуды — в систему кровообращения. Деятельность всех структур организма, начиная с клетки и кончат системой органов, согласована и подчинена единому целому. Каждая структурная единица вносит свой вклад в функционирование организма, но организм — не сумма отдельных структур, а единое целое, и как целое приобретает своя особые свойства, осуществляет-свою жизнедеятельность и взаимодействует с внешней средой. Единство организма и с;еды. Функции целостного организма осу-т.естз л '-юте-! только при тесном в:аямодепствпч со средой. Организм" реагирует на среду и использует ее факторы длл своего существования и развития. Основоположник отечественной физиологии' И. М. Сеченов з научное определение организма включал и среду, влияющую на него. Физиология целостного организма изучает не только внутренние иеханпсшл регуляции физиологических процессов, но и механизмы, обеспечивающие взаимодействие и ед гпстсо с 'окружающей средой. Го:-езстаз и ^егуллция фудкцнй з оГ-ганыз'те. Все процессы жизнедеятельности организма могут осуществляться только при условии сохранения относительного постоянства внутренней среды организма. К внутренней среде организма относят кровь, лимфу и тканевую жидкость, с которой клетки непосредственно соприкасаются. Способность организма сохранить постоянство химического состава и физико-химические свойства внутр-еиней среды называют гомео-стазом. Зто постоянство поддерживается непрерывной) .работой систем органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения и др., выделением в кровь биологически активных химических веществ, обеспечивающих взаимодействие клеток и органов. В организме непрерывно ш)о„:сход-т процессы саморегуляции -физиологических функции, создающие необходимые для существования'организма условия. Сэм >:1есул имя — свойство биологических;.'Систем устанавливать и поддерживать на определенном, относит#л^йф-йх>стоя»ном, уоозне те или иные фтнологичесие или другие бйойогияеекие показатели. С помощью механизма саморегуляв(йяу человека поддерживается .'• -я.. ''<*'-•:. 6 •'>,' :--''"' относительно постоянный уровень кровяного давления, температуры тела, физико- химических свойств и др. Одним из условий саморегуля-цни является обратная связь между регулируемым процессом и регулирующей системой, поступление информации о конечном сффекте в центральные регулирующие аппараты. Гуморальная (лат. Humor — жидкость) регуляция — -один из механизмов координации процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие среды организма — кровь, лимфу, тканевую жидкость с помощью биологически активных веществ, выделяемых клетками, тканями и органами. Этот тип регуляции является наиболее древним. В процессе эволюции по мере развития и усложнения организма в осуществлении взаимосвязи между отдельными его частями и в обеспечении всей его деятельности первостепенную роль начинает играть нервная регуляция, осуществляемая нервной системой. Нервная система объединяет и связывает все клетки и органы в единое целое, изменяет и регулирует их деятельность, осуществляет связь организма с окружающей средой. Центральная нервная система и ее ведущий отдел — кора больших полушарий головного мозга, весьма тонко воспринимая изменения окружающей среды, а также внутреннего состояния организма, своей деятельностью обеспечивает развитие и приспособление организма к постоянно меняющимся условиям существования. Нервный механизм регуляции более совершенен. Нервный и гуморальный механизмы регуляции взаимосвязаны. Лктивпыо "пмнческне вещества, образующиеся в организме, способны оказыпатъ свое воздействие и на нервные клетки, изменяя их функциональное состояние. Образование и поступление в кровь многих биологически активных веществ находится, в свою очередь, под регулирующим влиянием нервной системы. В этой связи правильно говорить о единой нервно-гуморальной системе регуллцчн функций ор-га'.шгма, создающей услозпя для взаимодействия отдеть-ты:' частей органпзг-ла, связывающей их в единое целое и обеспечивающей взаимодействие организма и среды. Понлтие роста и раз:;: тля. Процессы роста и развития являются обтебиолоптчсскимн свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с оплодотворения яйцеклетки, представляют собой но'перытзпый поступательный процесс, протекаю!:1:;;;! в течение всей гг'зпн. ГГооцесс развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами или периодами жизни сводится но топько к количественным, но и качественным изменениям. Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем ни в коей мерс не может являться показателем неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или иной возраст. Под развитием в широком смысле слова, следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих п организме чалопек-а. приводящих к повышению уровня сложности организма и взаимодействия всех его систем. Р_зз;л'Еа включает в себя три основных фактора: гост, дпффсрен-цнровку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Одной из основных физиологических особенностей процесса раз- вития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, то есть количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изме-нтгггем числа клеток или их размеров. В процессе роста увеличивается число клеток, телесная масса и антропометрячеекне показатели. В одних органах и тканях, таких как кгстч, легкие, рост осуществляется преимущественно за счет увели-ч^н m числа клеток. В дпугих (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток. Такое определение пмцесса ро;т'1 исключает те изменения массы и размеров тела, которые могут быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Бочее точный показатель роста организма — это повышение в нем общего котичества белка и увеличение размеров костей. Закономерности онтогенетического развития. К важным закономерностям роста и развития детей относится.|неравнрмеднрсть jLJifi-_лде£ывность роста и развития;, гетерохрония и явления "опережающего созревания Жизненно" важных функциональных систеду И. А. Аршавский сформулировал «энергетическое правило скелетных мышц» в качестве основного фактора, позволяющего понять не только специфические особенности физиологических функций организма в различные возрастные периоды, но и закономерности индивидуального развития. Согласно его данным, особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры. LA. А. Маркосян к общим законам индивидуального развития отнес ненадежность биологической систелш^ ГПод надежностью биологической системы поинято понимать такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной иммобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемостью, гарантирующей приспособле-у ние к новым условиям и быстрым возвратом к исходному состоянию^ Согласно этой концепции,|д£сь путь развития от зачатия до естественного конца проходит при наличии запаса жизненных возможностей/ Эти резервные возможности обеспечивают развитие и оптимальное течение жизненных процессов при меняющихся условиях внешней среды. П. К. Анохин выдвинул учение о гетерохронии (неравномерное созревание функциональных систем) и вытекающее из него учение о системогенезе. Согласно его представлениям, под функциональной системой следует понимать широкое функциональное объединение различно локализованных структур на основе получения конечного при-способительного эффекта, необходимого в данный момент (например: функциональная система акта сосания, функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве и так далее). Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития. Скстегдогенез как общая закономерность развития особенно четко выявттетея на ста дни кмбппоиального par-яития. Однако, гетерохрон-нос созревание, "оэтэлпое включение и с.метта функциональных систем характерны и для других этапов индивидуального развития. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ Периоды развития организма. В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности' функционирования организма .детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов развития: Основными этапами развития являются внутриутробный и постнаталь-ный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференци-ровка. Постнатальный этая охватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой. Периодизация развития детского организма имеет важное значение для педагогической практики и охраны здоровья ребенка. Распространенная в настоящее время возрастная периодизация с выделением периода новорожденности, ясельного, дошкольного и школьного возраста, подразделяющегося, в свою очередь, на младший, средний и старший школьный возраст, отражает скорее существующую систему детских учреждений, нежели системные возрастные особенности. С точки же 'зрения физиологии ученые в настоящее время в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды: 1. Новорожденный 2. Груднол восраст 3. Раннее детство 4. Первое детство 5. Второе детство: мальчики девочки 6. Подростковый возраст: мальчики 7. Юношеский возраст: девочки 1 — 10 дней 10 дней — один год 1 — 3 года 4 — 7 лет 8 — 12 лет 8 — 11 лет 13 — 16 лет 12 — 15 лет мальчики (юноши) — 17 — 21 год девочки — 16 — 20 лет Критерии такой периодизации включают в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического роста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, раз-витие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития или критический период. Рос* и пропорции тела на разных этапах развития. Характерной особенностью процесса роста детского организма является его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания, т. е.' в 11 —15 лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75—80 см, т. е. увеличивается почти на 50%, масса тела за год утраивается — при рождении ребенка она равна в среднем 3,0—3,2 кг, а к концу года — 9,5—10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5— 2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0—5,0 см. Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7—8 см, и даже до 10 см. Причем, с 11 —12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13—14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14—15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни. Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища — в 3 раза, длина руки — в 4 раза, длина ноги — в 5 раз. Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища, у ребенка 2 лет — 1/5, 6 лет — 1/6, 12 лет — 1/7, и у взрослых — 1/8. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала полового созревания (предпубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее, туловище короче, и таз уже, чем у девушек. Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде — за счет роста туловища. Нарастание массы тела нередко претерпевает у детей значительные отклонения от типичных изменений. В период адаптации при переводе дошкольников из младшей в последующие группы, а затем от воспитания в детском саду к систематическому обучению и воспитанию в школе у детей наблюдают не только снижение интенсивности нарастания массы тела, но и даже ее падение (резкий дефицит). Задержка в интенсивности нарастания годичных приростов и проявление, хотя и ничтожно малых (до 0,5 кг) отрицательных сдвигов в массе тела у коллектива детей дает основание говорить о неблагоприятных изменениях физического развития и требует реализации определенных гигиенических мер, прежде всего режима воспитания и обучения. Обычно, после устранения условий, задерживающих закономерное нарастание антрометрических параметров, скорость их роста становится в 3—4 раза интенсивней обычной, а показатели через некоторое время достигают возрастных нормативов. Дети дисгармонического физического развития с избыточной массой тела (за счзт жироэтложенпя), как и дети, резко отстающие по длине и массе тела от средних величин, свойственных данному возрасту и полу, направляются к эндокаинологу, берутся на учет школьным врачом. Такие дети нуждаются в проведении лечебно-оздоровительных мероприятий. 10 ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Значение нервной системы. Нервная система, основными функциями которой являются! быстрая, точная передача информации и ее интеграция, обеспечиваеттззаимосвязь между органами и системами органов: функционирование организма как единого целого, его связь с внешней средой! Она регулирует и координирует деятельность различных органов,тч1исп'0сабливает деятельность всего организма как целостной системы к изменяющимся условиям внешней и внутренней средыД/С помощью нервной системы осуществляется прием и анализ разнообразных сигналов из окружающей среды(и внутренних органов, форм чгтотсп ответные реакции ца эти сигналы:. С деятельностью высших отделов неовной системы связано имеющего два недифференцированных и неветвящихся отростка. Тело содержиту Нейроны ^первичных проекционных полей выделяют отдельные признаки сягнала^В области зрительной проекции, например, анализируются место объекта в поле зрения, направление движения, контур, цвет, контраст. —_Вторичные сенсорные поля создают уже предмет в целом. При их поражении человек отчетливо видит отдельные элементы изображения, но не может объединить их в целостный образ, узнать знакомый предмет (агнозия).) '.Седшсрные _зоны_)локалис0ваны в определенных областях коры — ^зрительная сенсорная зона располагается в затылочной доле обоих полушарий^ — гслуховая — в височной области^ — -зона вкусовых ощущений — в нижней части теменных областей^ — |срматосенсорная зона, анализирующая импульсацию с рецепторов мышц, суставов, сухожилий, кожи, располагается в задней центральной извилине^ ^Моторные области коры — это зоны, раздражение которых вызывает двигательную реакпию^ Они ^расположены в области передне-центральной извилины.^ Моторная зона имеет двухсторонние внутри-корколые связи со всеми сенсорными областями. Это обеспечивает взаимодействие сенсорных и моторных зон. Ассоциативные области коры. Кора больших полушарий человека характеризуется наличием обширной области, не имеющей прямых афферентных и эфферентных связей с периферией. Эти области, связанные обширной системой связей ассоциативных волокон . с сенсорными и моторными зонами, получили название ассоциативных или третичных КОРКОВЫХ полей. В задних отделах КОРЫ они расположены между теменными, затылочными и височными областями, в передних отделах они занимают основную поверхность лобных полей. Ассоциативная кора либо отсутствует, либо слабо развита у всех млекопитающих вплоть до приматов. У человека заднеассоциативная кора занимает примерно половину, а лобные обасти — 25% всей поверхности коры. По строению они отличаются особенно мощным развитием верхних ассоциативных слоев клеток в сравнении с системой афферентных 18 л*. и эфферентных нейронов. Их особенностью является также наличие полисенсорных нейронов — клеток, воспринимающих информацию из различных сенсорных систем. Ш~ассоциативной^коре расположены и центры, связанные с рече- В'Ой/Геятельностыо. Ассоциативные области коры рассматриваются как структуры, ответственные за синтез поступающей информации, и как аппарат, необходимый для перехода от наглядного восприятия к абстрактным символическим процессам. С ассоциативными зонами сзясано формирование свойственной только человеку второй сигнальной системы! ^Развитие коры]больших полушарий происходит в течение длительного периода онтогенеза. [К моменту рождения ребенка]кора больших гюлушарий|_имеет такой же тип строения, как у взрослого. Однако, поверхность) ее после рожденияущачительно увеличивается за счет формирования мелких борозд и извилщ^/В течение первых месяцев жизни развитие коры идет очень быстрымтГтемпами. Большинство нейронов приобретают зрелую форму, происходит миелинизация нервных волокон. Различные корковые зоны созревают неравномерно^ Наиболее Ц1ано созревают самотосенсорная и двигательная кора, несколько позже зрительная и слуховая^ ч Созревание проекционных (сенсорных и моторных зон) в основном^аканчивается к 3 годам^ Значительно позже созревает ассоциативная кора. JK_ 7 годам отмечается значительный скачок в развитии ассоциативных областей^ Однако их структурное созревание — [дифференцировка нервных клеток, формирование нейронных ансамблей и связей ассоциативной коры с другими отделами мозга — происходит вплоть до подросткового возраста. Наиболее поздно созревают лобные области коры. Постепенность созревания структур коры больших полушарий определяет возрастные особенности высших нервных функций и поведенческих реакций детей дошкольного и младшего школьного возраста.^ ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Понятие об аиалитико-синтетической деятельности. Многочисленные раздражители внешнего мира и внутренней среды организма воспринимаются рецепторами и становятся источниками импульсов, поступающих в кору больших полушарий, te коре полученные импульсы анализируются, различаются и синтезируются, объединяются, обобщаются. Способность коры разделять, вычленять и различать отдельные раздражения, их дифференцировать и есть проявление аналитической деятельности головного мозга| ^ аналитической деятельностью? коры больших полушарий времени действия возникает процесс возбуждения. Возниктее^возбуждениеV.r"Ut 'MJ.i '&*'- /•-<: "''(Хм-.*- А'Ъ'.^ря -" И ВТОРАЯ СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ раздражитель при определенных условиях может стать сигналом ч тем самым помочь организму подготовиться к восприятию какого-либо измечекич в окружающей срец^(как бы «предвидеть» эти изменекия).Ц1р'инцип сигнализации, введённый И. П. Павловым, нашел наиболее широкое применение при анализе психических процессор свойственных человеку. 32 ^Условнорефлекторные реакции образуются на базе безусловно-рефлекторной деятельности, т. е. инстинктивной деятельности: пищевой, оборонительной, половой, родительской и т. д.,1на большом разнообразии безусловных рефлексов. — (Однако/австрийский патолог Фрейд при производстве «психоанализа» объяснял все реакции человека как нормальные, так и патологические, исходя только из полового инстинкта^что является научно неправомерным, ошибочным. Во первых, потому, что базу условно-рефлекторной деятельности составляют все инстинкты, а не только один половой инстинкт. Во-вторых, потому, что в человеческом поведении исключительная роль принадлежит социальным реакциям — поведению, определяемому положением человека в обществе, коллективе, социальной среде. К сожалению, зарубежные физиологи зачастую строят свои нейрефизиологические концепции, исходя из психоанализа Фрейда. [функцию коры, общую для человека и животных, обуславливаю- . щую восприятие сигналов действительности, переживаемых человеком ' (субъективно в виде конкретных впечатлений, ощущений от окружающей среды, за исключением слова), И. П. Павлов назвал первой сиг- -;. нальной системойЦ_В отличие от этих непосредственных сигналов дей-Л ствительнзсти слова и речь представляют отвлечение от действитель-' ности, являются сигналами опосредованными, сигналами сигналов. Эту словесную деятельность и обусловленное ею мышление И. П. Пав-.' лов назвал «второй сигнальной системой^ - Слова и речь по И. П. Павлову представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что составляет наше (по сравнению с животными) специально человеческое, высшее мышление. ^Возникновение речи означало в эволюционном процессе громадный скачок, переход от животного мира к человек^с развитием речи человек несравненно дальше отошел от животного мира, чем, например, высшие обезьяны от собаки. ^Причиной возникновения и развития речи были социальные условия]) при которых совместный труд и необходимость сношения друг с другом обусловили возникновение слова и развитие членораздельной речи.|[«Труд и связанное с этим слово сделали нас людьми», — И. П. Павловд ,'физвологический механизм образования членораздельной речи и его""анатомо- физиологическая структура, по И. П. Павлову, представляется следующим образом. Чтобы произносить слова, человек должен управлять своим речевым аппаратом, дыханием, глотанием. Управлять же органами речи он может, если будет чувствовать свои речевые органы, иметь комплекс проприоцептивных раздражений двигательного аппарата. По этому признаку И. П. Павлов назвал речь «речевым движением»^ |_рторым необходимым компонентом в анатомо физиологической структуре речи является звуковой. Для того, чтобы понимать речь, человек должен сам слышать других. Без этого условия речь не развивается, как это имеет место у глухих от рождения, которые на всю жизнь остаются глухонемыми^ Для того, чтобы речь развивалась, должна устанавливаться связь кинетической (двигательной) области коры со слуховым анализатором,, «кинетическая форма слова» должна связываться со «звуковой ее формой». [_С введением в качестве общения между людьми письменности к 33 кинетическим и слуховым компонентам речи присоединяется и зрительный аппарат — результат зрительного раздражения от начертания слову ^Гаким образом, в осуществлении речи необходимо, по крайней мере, участие трех обширных областей коры — анализаторов двигательного, слухового и зрительногу В процессе развития речи\первым формируется слуховой анализатор речи. Он располагается в заднем отделе левой височной извилины. При нарушении этого отдела патологическим процессом человек утрачивает возможность воспринимать значение слов (сенсорная афазия), хотя способность восприятия слов, как звуков, при этом сохраняется^ Благодаря связи этого анализатора речи с двигательным и зрительным анализатором, при изолированном его поражении нарушается также и письменная речь (чтенче и письмо). ^Двигательный анализатор речи расположен в нижнем отделе передней центральной извилины, поражение которого вызывает паралич речевой мускулатуры и неспособность произнесения слов (моторная афазия^ • Процессы письма и чтения связаны с рядом областей коры: затылочной, височной обоих полушарий и нижнетеменной и нижнелобной областей обоих полушарий. Деятельность второй сигнальной системы охватывает не только указанные анализаторы коры, но и фактически всю кору полушарий, так как вторая сигнальная система связана с работой первой сигнальной системы и получает в первой сигнальной системе постоянное свое подкрепление. «Наши рассужде-лия должны все время проверяться действительностью ...сила мысли должна непременно давать связь с действительногтью», — И. П. Павловд Jp3 поведении человека первостепенную роль играет вторая сигнальная система: получая подкрепление в первой сигнальной системе, а через нее — в действительности (слово подкрепляется делом), она является регулятором человеческой жизни, она управляет эмоциями, ставит их в надлежащие ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ. Приспособительные реакции родившегося ребенка на внешние воздействия обеспечиваются ориентарозочньши рефлексами. Условные рефлексы в период новорожценности носят ограниченный характер и вырабатываются только ня ж'- гнен то важные стимулы. Уже в первые дни жч.чни ребенка можно отметить образование натурального условного рефлекса на время кормления, выражающееся в пробуждении детей и повышенной двигательной активности. Сосательные движения губ появляются до того, кэк сосок вложен в рот. Понятно, что такой рефлекс проявляется только при СТРОГОМ режиме кормления детей. При строгом режиме кормления на 6—7 день у младенцев происходит условнорефлекторное повышение лейкоцитов уже за 30 минут до кормлэния, у них повышается газообмен перед приемом пищи. При положении ребенка для кормления у него к концу второй недели появляется условны"! рефлекс в виде сосательных движений. Здесь сигналом является комплекс раздражителей, действующих с рецепторов кожт, двигательного и вестибулярного аппаратов, постоянно сочетающихся с пищевым подкреплением. С середины первого месяца жизни возникают условные рефлексы 34 на различные первосигнальные стимулы: свет, звук, обонятельные раздражения. Скорость образования условных рефлексов на первом месяце жиз. ни очень мала и быстро увеличивается с возрастом. Так, защитный рефлекс на свет возникает только после 200 сочетаний, если его выработка начата на 15 сутки после рождения, и требуется меньше 40 сочетаний, если выработка того же рефлекса начата у полуторамесячного ребенка. С первых дней жизни ребенка появляется, безусловное (внешнее) торможение. Ребенок перестает сосать, если внезапно раздается внешний звук. Условное (внутреннее торможение) вырабатывается позже. Его появление и упрочение определяется созреванием нервных элементов коры больших полушарий. * Первые проявления дифференцировочных двигательных условных рефлексов отмечены к 20-му дню жизни, когда ребенок начинает дифференцировать положение для кормления от процедуры перепеленания. Четкое дифференцирование зрительных и слуховых условных раздражителей наблюдается в 3—4 месяца. Другие виды внутреннего торможения формируются после дифференцировок. Так, выработка запаздывающего торможения становится возможной с 5-месячного возраста ребенка. Выработка у ребенка запаздывающего торможения является фактором воспитания. На первом году жизни целесообразно воспитывать торможение, привлекая мимику и жесты, характеризующие отрицательное отношение взрослых или раздражители, отвлекающие внимание ребенка, т. е. являющиеся внешним тормозом. Для правильного развития ребенка первого года жизни очень важным является строгий режим — определенная последовательность чередования сна, бодрствования, кормления, прогулок. Это направлено на создание в этом возрасте стереотипа интерорецептивных условных рефлексов. К концу первого года важное значение приобретают комплексы внешних экстероцептивных раздражителей, характеризующих ситуацию в целом. Одним из важных компонентов комплекса раздражителей становится слово. А первые признаки развития второй сигнальной системы — слово проявляются у ребенка во второй половине первого года жизни. В процессе развития рзбенка сенсорные механизмы речи, определяющие возможность восприятия слова, формируются раньше, чем моторные, с которыми связано умение говорить. Период становления функции речи особенно чувствителен к формирующим воздействиям, поэтому ГОВОРИТЬ с ребенком нужно с первых дней его жизни. Ухаживая за ребенком, надо называть все свои действия, называть окружающие предметы. Это очень важно, так как для формирования связей второй сигнальной системы необходимо сочетать словесное обозначение предметов, явлений, окружающих людей с их конкретным образом — сочетать раздражения первосигнальные с раздражителями второсиг-нальными. К концу первого года жизни слово становится значимым раздражителем. Однако, в этот период реакция детей на слово не имеет самостоятельного значения, она определяется комплексом раздражений и только последнее слово приобретает значение самостоятельного сигнала. На протяжении первого года жизни происходит активная тренировка ребэнка в произношении сначала отдельных звуков, затем слогов и, наконец, слов. Становление речевой функции требует опреде- 35 ленной зрелости периферического аппарата — языка, мышц гортани, губ, их согласованной деятельности. Механизм воспроизведения речи свяран со сложной работой нервных центров коры, становлением определенных связей речевых центров с моторными зонами. Имеется тесная связь речевой функции с двигательной активностью, в особенности с тонкокоординированными движениями пальцев рук. Развивая тонкокоординированные действия, можно ускорить формирование речевых навыкэв. Речь ребенка особенно интенсивно развивается в возрасте от 1 до 3 лет. В этом возрасте поведение ребенка характеризуется выраженной последовательной деятельностью. Ребенок тянется к каждому предмету, ощупывает, заглядывает внутрь, пробует поднять, берет в рот. В этом возрасте легко возникают травмы в силу любознательности, но отсутствия опыта, растет частота острых инфекций в связи с расширением контактов ребенка с другими детьми и окружающей его средой. Существенно меняется условнорефлекторная деятельность детей этого возраста. На втором году жизни из обобщенного недефференци-рованного мира, окружающего ребенка, начинают вычленяться отдельные предметы как обособленные комплексы раздражений. Это становится возможным благодаря манипулированию с предметами. Поэтому не следует ограничивать детей: пусть сами одеваются, умываются, едят. Благодаря действиям с предметами у детей начинает формироваться функция обобщения. Широкое пользование предметами развивает у ребенка двигательный анализатор. На втором году жизни ребенка формируется большое количество условных рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов (вычленение более быстрых и медленных раздражителей, больших или меньших по сравнению с другими). Особенное значение имеет выработка систем условных связей на стереотипы окстероцептивных раздражений. В раннем детском возрасте динамические стереотипы имеют наиболее важное значение. При недостаточной силе и подвижности нервных процессов стереотипы облегчают приспособление детей к окружающей среде, они являются основой формирования привычек и навыков. Обращает на себя внимание большая прочность системы условных связей, выработанных у детей до 3 лет, и связанная с этим болезненность в связи с нарушением стереотипа: дети капризничают, плачут,, если с ними долго задержаться в гостях: долго не засыпают, если их положили на новом месте. Для детей в возрасте до 3 лет выработка большого числа различных стереотипов не только не представляет трудностей, но на каждый последующий стереотип вырабатывается все легче. Однако, изменение порядка следования раздражителей в одном стереотипе является крайне тяжелой задачей. Системы условных связей, выработанные в это время, сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни человека, поэтому формирование стереотипов, целесообразных для здоровья и имеющих воспитательное значение, особенно важно в этом возрасте. На втором году начинается усиленное развитие речи, усвоение ре-бэнком грамматического строя языка, пм этом большая роль принадлежит подражательному рефлексу. Взрослый, .общаясь с ребенком, должен особенное внимание уделять правильности своей речи,. 36 На этом этапе развития овладение действием с предметами оказывает решающее влияние и на формирование обобщения предметов словом, т. е. формирование второй сигнальной системы. В процессе развития ребенка в выработке новых реакций все большее значение приобретает использование ранее образованных связей. Системы условных связей, выработанные в раннем и дошкольном возрасте (до 5 лет), особенно прочны и сохраняют свое значение в течение всей жизни. Этот факт имеет важное значение для педагогической практики. Воспитанные в этом возрасте привычки, навыки, возникшие на основе прочных условнорефлекторных связей, во многом определяют дальнейшее поведение человека. В дошкольном возрасте очень велика роль подражательного и игрового рефлекса. Дети копируют взрослых, их жесты, слова, манеры. К концу дошкольного периода происходят значительные перестройки во взаимодействии возбудительных и тормозных процессов. По мере развития коры больших полушарий снимается постепенно генерализация возбудительного нроцесса. Формируется и принимает все большее значение внутреннее, условное торможение. Лучше вырабатываются дифференцяровки, длительнее становятся периоды удержания торможения. Все это способствует более избирательному и адекватному реагированию ребенка на внешнее воздействие. В этом периоде усиливается обобщающая функция слова, возможность обобщать словом не только конкретные предметы, но и многие предметы внешнего мира, категории предметов. Так, ребенок начинает понимать, что кукла, мишка, машинка — все это игрушки, а одежда, вещи, посуда — вещи. В старшем дошкольном возрасте отражение действите'льности уже опирается на развитие сложных систем связей, включающих взаимодействие первой и второй сигнальных систем. К 6—7 годам улучшается активность на словесные стимулы. Изменяется характер взаимодействия первой и второй сигнальной систем. У детей 3—4 лет первая сигнальная система превалирует и оказывает тормозящее влияние на вторую. В |
|
© 2010 |
|