РУБРИКИ

Шпора: Шпоры по анатомии и физиологии человека

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Шпора: Шпоры по анатомии и физиологии человека

Шпора: Шпоры по анатомии и физиологии человека

ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

Термин «ГИГИЕНА» происходит от греческого слова — целебный,

•приносящий здоровье. Его происхождение связано с именем мифичес­кой богини

Гигинеи, дочери бога медицины Эскулапа, которая изобра­жалась в виде красивой

девушки, держащей в руках чашу, обвитую змеей. У древних греков змея

олицетворяла символ мудрости, она вы­пивала яд из чаши жизни и обезвреживала

ее. Чаша со змеей сохра­нилась до сих пор как эмблема медицины.

В основу здравоохранения положено предупреждение (профилак­тика) заболеваний.

Лечение больных, каким бы успешным оно не было, не может снизить

заболеваемость населения, если одновременно не бу­дут приниматься меры их

профилактики.

Гигиена — наука о сохранении и улучшении общественного здо­ровья,

следовательно, она имеет общественный социальный характер. Она имеет объектом

наблюдения здоровых людей и разрабатывает мас­совые оздоровительные

мероприятия. Основной задачей гигиены яв­ляется изучение влияния окружающей

среды на здоровье и трудоспо­собность населения и разработка соответствующих

оздоровительных мероприятий. При этом под внешней средой следует понимать

весь сложный комплекс природных, социальных, бытовых, производствен­ных и

других факторов. Другими словами — гигиена — медицинская наука, изучающая

влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека

и разрабатывающая оптимальные научно обоснованные требования к условиям жизни

и труда населения.

Гигиена, с зависимости от разрешаемых задач, подразделяется на следующие

основные разделы: коммунальная гигиена, гигиена пита­ния, гигиена труда, или

профессиональная гигиена, гигиена детей и подростков. Коммунальная гигиена

изучает влияние факторов окру­жающее среды на здоровье и санитарные условия

жизни человека. На основали;! изучая:ш этих факторов разрабатываются

гигиенические нормативы и санитарные мероприятия, необходимые для обеспечения

здоровых, благоприятных условий жизни населения. Гигиена питания изучает

проблемы полноценного и рационального питания здорового и больного человека.

Гигиена труда или профессиональная гигиена изучает воздействие трудового

процесса и окружающей производственной среды на орга­низм работающих с целью

разработки санитарно гигиенических и ле­чебно-профилактических нормативов и

мероприятий, направленных на создание более благоприятных условий труда,

обеспечения здоровья и высокого уровня трудоспособности человека.

Гигиена детей и подростков — раздел медицины, изучающей проб­лемы охраны и

укрепления здоровья детей и подростков, разрабаты­вающий гигиенические

рекомендации для постановки учебно-воспита­тельного и трудового процессов в

школах, профтехучилищах и дет­ских учреждениях.

Наравне с этим выделяется личная гигиена (гигиена женщины, гигиена мужчины),

гигиена умственного труда, психогигиена и т. д.

Длч вас, нынешних студентов, занимающихся умственным трудом, важнейшее

значение приобретает знание гигиены умственного труда. Это поможет вам не

только успешно заниматься, но и сохранить здо­ровье с учетом знаний личной

гигиены. Труд педагога — умственный

-труд, и он будет продуктивным только в том случае, если вы будете

и в дальнейшем соблюдать правила гигиены умственного труда. Но» к этому еще

должно быть прибавлено знание физиологии и гигиены раннего детского и

подросткового возраста. С учетом того, что вы все будете со временем отцами и

матерями, знание физиологии и гигиены детского и подросткового возраста

поможет вам сохранить их здоровье, правильно воспитать ваших детей.

Гигиена тесно связана с медициной, так как ее рекомендации осно­вываются на

данных медицинских наблюдений/Причем, рекомендации о здоровом образе жизни,

разрабатываемые гигиенистами, базируются на физиологии здорового и больного

человека.

Физиология — биологическая наука, которая на основе изучения частных

процессов и механизмов жизнедеятельности человека-и жи­вотных вьпсняет

закономерности работы человеческого организма.

Физиология делится на два больших раздела: нормальную и пато­логическую

физиологию. Нормальная физиология изучает'жизнедея­тельность здорового

организма, нормальные основные закономерности деятельности живого организма,

его реакции на воздействие окружаю­щей среды.

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Предмет возрастной физиологии. Физиология — наука о функциях живого организма

как единого целого, о процессах, протекающих в нем и механизмах его

деятельности.

Возрастная физиология является самостоятельной ветвью физио­логии. Она

ксучазт особенности жизнедеятельности органлзма в раз­личные п-эриоды

онтогенеза (гэеч. — существо, особь;"

— индивидуальное развитие особи с момента зарождения в виде оплодотворенной

яйцеклетки до смерти), функции органов, систем ор­ганов и организма в целом

по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном

этапе.

Значение возрастной физиологии для психологии и педагогики.

Необходимость для педагогов и воспитателей знания возрастных осо­бенностей

функционирования организма ребенка не требует дискуссии. «Первое, что должен

знать педагог — это строение и жизнь чело­веческого тела и его развитие. Без

этого нельзя быть хорошим педа­гогом, правильно растить ребенка», — Н. К.

Крупская.

Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной

зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-фи-зиологические

особенности детей и подростков, периоды развития, для* которых характерна

наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также

периоды повышенной чувствительности; и пониженной сопротивляемости организма.

Знание физиологии ребенка необходимо и при физическом воспи­тании для

определения эффективных методов обучения двигательным действиям на уроках

физической культуры, для разработки формиро­вания двигательных навыков,

развития двигательных качеств .И

Важное значение возрастная физиология имеет и для возрастных особенностей

психологии ребенка. Объект.

•функций мозга детей различного возраста позволяет выяснить меха-ни-=мы

определяющие специфику осуществления психических и пси-ХО'^ОГЧ'ЧРСКЧХ функций

на разных этапах развития детского организма, установить этапы, наиболее

чувствительные к коррегирующим педаго-гнч-сч ™ воздействиям, направленным на

развитие такта важных для педлгогпческого процесса функций, как восприятие

информации, вни-ман-;с познавательные потребности.

Ш^кдс; чем перейти к школьной гигиене, кратко, еще раз, опре-что гиги":щ в

своей основе базируется ка физиологии нор-Р.ДОТЮЙОГО человека. Гигиена

связана, естественно, и с дру-гта~т HnvKiV-.i;-i Беи зпаичм анатомии

невозможно представить физио­логические процессы, протекающие в органах и

ткапчх, гигиена тесно связана с психологией, социологией и другими науками.

Ппедтет и задачи школьной гигиены. Школьная гигиена — наука, изучающая

взаимодействие организма ребенка с внешней средой с це­лью разработки на этих

основах гигиенических нормативов и требо­ваний направленных на охрану и

укрепление здоровья, гармоничное рашитие и совершенствование функциональных

возможностей организ­ма детей и подростков.

Гигиена детей и подростков вооружает педагогику научно обосно­ванными

рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса, режиму дня и

отдыху учащихся, питанию детей, оборудова­нию, планировке и благоустройству

детских учреждений. Основные полож-шия школьной гигиены используются также

при санитарно-технпческом оснащении детских учреждений — устройстве

отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции и освещения.

В решении задач гармонического развития учащихся и укрепления их здоровья

существенно важно не только обеспечить соответствие условий, режима обучения

анатомо-физиологическим особенностям де­тей, но и активное целенаправленное

влияние на рост и развитие, по­вышение работоспособности и функциональных

возможностей организ­ма, Расширение границ его адаптационных возможностей.

Задача изу­чаемого предмета заключается в том, чтобы вооружить студентов,

будущих воспитателей, современными сведениями о возрастных осо­бенностях

развивающегося организма, знаниями закономерностей, лежащих в основе

сохранения и укрепления здоровья школьников, поддержания их высокой

трудоспособности при различных видах учеб­но?! и трудовой деятельности.

Вместе с тем, одновременно будущие педагоги получат сведения по валеологии —

науке о сохранении здо­ровья, ибо знания основ медицины, гигиеническая

культура являются для современного общества непреложной частью гуманитарного

обра­зования.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА

Онтогенез, как жизненный цикл индивидуума. Закономерности роста и развития

организма.

Орт.;::эт;:; к .к ч,едоз. Организм ч'З.'кпака представляет собой слож-пелшую

систему иерархически (соподчиненно) организованных сис-

•",.Л1 ~ :i:>.,'•••;•"::•/.;, о''>:.':,::1'1,ч;нь!;.: о,~ш;.н.ктыо

строелпл и выполняемой функцие;;. Элементом системы является клетка. В

организме человека .более 100 триллионов клеток. Клетки представляют собой, в

свою оче.

редь, микросистему, отличающейся сложной структурно-функциональ­ной

организацией и многосторонним взаимодействием с другими клет­ками.

Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функции образуют

ткань. Основные типы тканей: эпчтел тальная, соединительная, костная,

мышечная и нервная. Каждая из тканей вы­полняет определенную функцию и

обладает специфическими свойст­вами.

Характерным свойством мышечной ткани является сократимость, нервной ткана —

возбудимость и проводимость.

Ткани образуют органы. Органы занимают в теле постоянное поло­жение, имеют

особое строение и выполняют определенную функцию. Так, сердце играет роль

насоса и обеспечивает поступление крови во все органы и ткани, почки

осуществляют выделение конечных продук­тов обмена веществ, легкие

осуществляют газообмен организма с внеш­ней средой, обеспечивая организм

кислородом и т. д.

Орган состоит из нескольких видов тканей, но одна из них всегда преобладает и

определяет его главную, ведущую функцию.

Органы, совместно выполняющие определенную функцию, образу­ют систему

органов. Например, слюнные железы, желудок, печень,. поджелудочная железа, к-

«печник объединены в систему пищеваре­ния, сердце и сосуды — в систему

кровообращения.

Деятельность всех структур организма, начиная с клетки и кон­чат системой

органов, согласована и подчинена единому целому. Каж­дая структурная единица

вносит свой вклад в функционирование ор­ганизма, но организм — не сумма

отдельных структур, а единое целое, и как целое приобретает своя особые

свойства, осуществляет-свою жиз­недеятельность и взаимодействует с внешней

средой.

Единство организма и с;еды. Функции целостного организма осу-т.естз л '-юте-!

только при тесном в:аямодепствпч со средой. Организм" реагирует на среду и

использует ее факторы длл своего существова­ния и развития. Основоположник

отечественной физиологии' И. М. Се­ченов з научное определение организма

включал и среду, влияющую на него. Физиология целостного организма изучает не

только внут­ренние иеханпсшл регуляции физиологических процессов, но и

меха­низмы, обеспечивающие взаимодействие и ед гпстсо с 'окружающей средой.

Го:-езстаз и ^егуллция фудкцнй з оГ-ганыз'те. Все процессы жизне­деятельности

организма могут осуществляться только при условии сохранения относительного

постоянства внутренней среды организма. К внутренней среде организма относят

кровь, лимфу и тканевую жид­кость, с которой клетки непосредственно

соприкасаются.

Способность организма сохранить постоянство химического соста­ва и

физико-химические свойства внутр-еиней среды называют гомео-стазом. Зто

постоянство поддерживается непрерывной) .работой систем органов кровообращения,

дыхания, пищеварения, выделения и др., выделением в кровь биологически активных

химических веществ, обес­печивающих взаимодействие клеток и органов. В

организме непре­рывно ш)о„:сход-т процессы саморегуляции -физиологических

функ­ции, создающие необходимые для существования'организма условия. Сэм

>:1есул имя — свойство биологических;.'Систем устанавливать и поддерживать

на определенном, относит#л^йф-йх>стоя»ном, уоозне те или иные фтнологичесие

или другие бйойогияеекие показатели.

С помощью механизма саморегуляв(йяу человека поддерживается

.'• -я.. ''<*'-•:.

6 •'>,' :--''"'

относительно постоянный уровень кровяного давления, температуры тела, физико-

химических свойств и др. Одним из условий саморегуля-цни является обратная

связь между регулируемым процессом и ре­гулирующей системой, поступление

информации о конечном сффекте в центральные регулирующие аппараты.

Гуморальная (лат. Humor — жидкость) регуляция — -один из ме­ханизмов

координации процессов жизнедеятельности в организме, осу­ществляемый через

жидкие среды организма — кровь, лимфу, тка­невую жидкость с помощью

биологически активных веществ, выделяе­мых клетками, тканями и органами. Этот

тип регуляции является наи­более древним. В процессе эволюции по мере

развития и усложнения организма в осуществлении взаимосвязи между отдельными

его частя­ми и в обеспечении всей его деятельности первостепенную роль

начи­нает играть нервная регуляция, осуществляемая нервной системой.

Нервная система объединяет и связывает все клетки и органы в единое целое,

изменяет и регулирует их деятельность, осуществляет связь организма с

окружающей средой. Центральная нервная система и ее ведущий отдел — кора

больших полушарий головного мозга, весь­ма тонко воспринимая изменения

окружающей среды, а также внут­реннего состояния организма, своей

деятельностью обеспечивает раз­витие и приспособление организма к постоянно

меняющимся услови­ям существования. Нервный механизм регуляции более

совершенен.

Нервный и гуморальный механизмы регуляции взаимосвязаны. Лктивпыо "пмнческне

вещества, образующиеся в организме, способ­ны оказыпатъ свое воздействие и на

нервные клетки, изменяя их функ­циональное состояние. Образование и

поступление в кровь многих биологически активных веществ находится, в свою

очередь, под ре­гулирующим влиянием нервной системы. В этой связи правильно

го­ворить о единой нервно-гуморальной системе регуллцчн функций ор-га'.шгма,

создающей услозпя для взаимодействия отдеть-ты:' частей органпзг-ла,

связывающей их в единое целое и обеспечивающей взаимо­действие организма и

среды.

Понлтие роста и раз:;: тля. Процессы роста и развития являются

обтебиолоптчсскимн свойствами живой материи. Рост и развитие че­ловека,

начинающиеся с оплодотворения яйцеклетки, представляют собой но'перытзпый

поступательный процесс, протекаю!:1:;;;! в течение всей гг'зпн. ГГооцесс

развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами или

периодами жизни сводится но топько к количественным, но и качественным

изменениям.

Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных

физиологических систем ни в коей мерс не может яв­ляться показателем

неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именно

комплексом подобных особенностей харак­теризуется тот или иной возраст.

Под развитием в широком смысле слова, следует понимать про­цесс

количественных и качественных изменений, происходящих п ор­ганизме чалопек-а.

приводящих к повышению уровня сложности орга­низма и взаимодействия всех его

систем.

Р_зз;л'Еа включает в себя три основных фактора: гост, дпффсрен-цнровку

органов и тканей, формообразование (приобретение организ­мом характерных,

присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и

взаимозависимости.

Одной из основных физиологических особенностей процесса раз-

вития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, явля­ется рост, то

есть количественный процесс, характеризующийся не­прерывным увеличением массы

организма и сопровождающийся изме-нтгггем числа клеток или их размеров.

В процессе роста увеличивается число клеток, телесная масса и

антропометрячеекне показатели. В одних органах и тканях, таких как кгстч,

легкие, рост осуществляется преимущественно за счет увели-ч^н m числа клеток.

В дпугих (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров

самих клеток. Такое определение пмцесса ро;т'1 исключает те изменения массы и

размеров тела, кото­рые могут быть обусловлены жироотложением или задержкой

воды. Бочее точный показатель роста организма — это повышение в нем общего

котичества белка и увеличение размеров костей.

Закономерности онтогенетического развития. К важным законо­мерностям роста

и развития детей относится.|неравнрмеднрсть jLJifi-_лде£ывность роста и

развития;, гетерохрония и явления "опережающего созревания Жизненно" важных

функциональных систеду

И. А. Аршавский сформулировал «энергетическое правило скелет­ных мышц» в

качестве основного фактора, позволяющего понять не только специфические

особенности физиологических функций организ­ма в различные возрастные

периоды, но и закономерности индивиду­ального развития. Согласно его данным,

особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также

изменение и пре­образование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой

систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего

развития скелетной мускулатуры.

LA. А. Маркосян к общим законам индивидуального развития от­нес ненадежность

биологической систелш^

ГПод надежностью биологической системы поинято понимать такой уровень

регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное

протекание с экстренной иммобилизацией резервных возможностей и

взаимозаменяемостью, гарантирующей приспособле-у ние к новым условиям и быстрым

возвратом к исходному состоянию^ Согласно этой концепции,|д£сь путь

развития от зачатия до естествен­ного конца проходит при наличии запаса

жизненных возможностей/ Эти резервные возможности обеспечивают развитие и

оптимальное те­чение жизненных процессов при меняющихся условиях внешней среды.

П. К. Анохин выдвинул учение о гетерохронии (неравномерное созревание

функциональных систем) и вытекающее из него учение о системогенезе. Согласно

его представлениям, под функциональной сис­темой следует понимать широкое

функциональное объединение раз­лично локализованных структур на основе

получения конечного при-способительного эффекта, необходимого в данный момент

(например: функциональная система акта сосания, функциональная система,

обес­печивающая передвижение тела в пространстве и так далее).

Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно,

сменяются, обеспечивая организму приспособление в различ­ные периоды

онтогенетического развития.

Скстегдогенез как общая закономерность развития особенно четко выявттетея на

ста дни кмбппоиального par-яития. Однако, гетерохрон-нос созревание,

"оэтэлпое включение и с.метта функциональных сис­тем характерны и для других

этапов индивидуального развития.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Периоды развития организма. В процессе онтогенеза отдельные органы и системы

созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта

гетерохрония созревания обусловливает особенности' функционирования организма

.детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных

этапов развития: Основными этапами развития являются внутриутробный и

постнаталь-ный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного

периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференци-ровка.

Постнатальный этая охватывает все детство, он характеризу­ется продолжающимся

созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными

качественными перестройками функционирования организма. Гетерохрония

созревания органов и сис­тем в постнатальном онтогенезе определяет специфику

функциональ­ных возможностей организма детей разного возраста, особенности

его взаимодействия с внешней средой. Периодизация развития детского организма

имеет важное значение для педагогической практики и охра­ны здоровья ребенка.

Распространенная в настоящее время возрастная периодизация с выделением

периода новорожденности, ясельного, дошкольного и школьного возраста,

подразделяющегося, в свою очередь, на младший, средний и старший школьный

возраст, отражает скорее существую­щую систему детских учреждений, нежели

системные возрастные осо­бенности. С точки же 'зрения физиологии ученые в

настоящее время в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста

выделя­ют следующие периоды:

1. Новорожденный

2. Груднол восраст

3. Раннее детство

4. Первое детство

5. Второе детство:

мальчики девочки

6. Подростковый возраст:

мальчики

7. Юношеский возраст:

девочки

1 — 10 дней 10 дней — один год 1 — 3 года 4 — 7 лет

8 — 12 лет 8 — 11 лет

13 — 16 лет 12 — 15 лет

мальчики (юноши) — 17 — 21 год девочки — 16 — 20 лет

Критерии такой периодизации включают в себя комплекс призна­ков,

расцениваемых как показатели биологического роста: размеры тела и органов,

массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, раз-витие желез внутренней

секреции, степень полового созревания, мы­шечную силу.

Каждый возрастной период характеризуется своими специфически­ми

особенностями. Переход от одного возрастного периода к последую­щему

обозначают как переломный этап индивидуального развития или критический

период.

Рос* и пропорции тела на разных этапах развития. Характерной особенностью

процесса роста детского организма является его неравно­мерность и

волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым

замедлением. Наибольшей интенсивностью рост ребенка

отличается в первый год жизни и в период полового созревания, т. е.' в 11 —15

лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого

года жизни он достигает 75—80 см, т. е. увели­чивается почти на 50%, масса

тела за год утраивается — при рожде­нии ребенка она равна в среднем 3,0—3,2

кг, а к концу года — 9,5—10,0 кг. В последующие годы до периода полового

созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5—

2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0—5,0 см.

Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина

тела увеличивается на 7—8 см, и даже до 10 см. При­чем, с 11 —12 лет девочки

несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового

созревания. В 13—14 лет де­вочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14—15

лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у

муж­чин над женщинами сохраняется в течение всей жизни. Пропорции те­ла с

возрастом также сильно меняются. С периода новорожденности и до достижения

зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 ра­за, длина туловища — в 3

раза, длина руки — в 4 раза, длина но­ги — в 5 раз.

Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими

конечностями, большим туловищем и большой головой. Вы­сота головы

новорожденного составляет 1/4 длины туловища, у ре­бенка 2 лет — 1/5, 6 лет —

1/6, 12 лет — 1/7, и у взрослых — 1/8. С возрастом рост головы замедляется, а

рост конечностей ускоряется. До начала полового созревания (предпубертатный

период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового

созре­вания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее,

туловище короче, и таз уже, чем у девушек.

Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от

4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если в

предпубертатный период общий рост увеличивает­ся за счет роста ног, то в

пубертатном периоде — за счет роста туло­вища.

Нарастание массы тела нередко претерпевает у детей значитель­ные отклонения

от типичных изменений. В период адаптации при пере­воде дошкольников из

младшей в последующие группы, а затем от воспитания в детском саду к

систематическому обучению и воспита­нию в школе у детей наблюдают не только

снижение интенсивности на­растания массы тела, но и даже ее падение (резкий

дефицит). Задерж­ка в интенсивности нарастания годичных приростов и

проявление, хотя и ничтожно малых (до 0,5 кг) отрицательных сдвигов в массе

тела у коллектива детей дает основание говорить о неблагоприятных изменениях

физического развития и требует реализации определенных гигиенических мер,

прежде всего режима воспитания и обучения.

Обычно, после устранения условий, задерживающих закономерное нарастание

антрометрических параметров, скорость их роста становит­ся в 3—4 раза

интенсивней обычной, а показатели через некоторое время достигают возрастных

нормативов.

Дети дисгармонического физического развития с избыточной мас­сой тела (за

счзт жироэтложенпя), как и дети, резко отстающие по длине и массе тела от

средних величин, свойственных данному возрас­ту и полу, направляются к

эндокаинологу, берутся на учет школьным врачом. Такие дети нуждаются в

проведении лечебно-оздоровительных мероприятий.

10

ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Значение нервной системы. Нервная система, основными функция­ми которой

являются! быстрая, точная передача информации и ее ин­теграция,

обеспечиваеттззаимосвязь между органами и системами ор­ганов:

функционирование организма как единого целого, его связь с внешней средой!

Она регулирует и координирует деятельность различ­ных

органов,тч1исп'0сабливает деятельность всего организма как це­лостной системы

к изменяющимся условиям внешней и внутренней средыД/С помощью нервной системы

осуществляется прием и анализ разнообразных сигналов из окружающей среды(и

внутренних органов, форм чгтотсп ответные реакции ца эти сигналы:. С

деятельностью выс­ших отделов неовной системы связано имеющего два недифференцированных и неветвящихся отростка. Тело содержиту

Нейроны ^первичных проекционных полей выделяют отдельные признаки сягнала^В

области зрительной проекции, например, анали­зируются место объекта в поле

зрения, направление движения, кон­тур, цвет, контраст.

—_Вторичные сенсорные поля создают уже предмет в целом. При их поражении

человек отчетливо видит отдельные элементы изобра­жения, но не может

объединить их в целостный образ, узнать знако­мый предмет (агнозия).)

'.Седшсрные _зоны_)локалис0ваны в определенных областях коры — ^зрительная

сенсорная зона располагается в затылочной доле обоих полушарий^

— гслуховая — в височной области^

— -зона вкусовых ощущений — в нижней части теменных областей^

— |срматосенсорная зона, анализирующая импульсацию с рецеп­торов мышц,

суставов, сухожилий, кожи, располагается в задней цент­ральной извилине^

^Моторные области коры — это зоны, раздражение которых вызы­вает двигательную

реакпию^ Они ^расположены в области передне-центральной извилины.^ Моторная

зона имеет двухсторонние внутри-корколые связи со всеми сенсорными областями.

Это обеспечивает взаимодействие сенсорных и моторных зон.

Ассоциативные области коры. Кора больших полушарий человека характеризуется

наличием обширной области, не имеющей прямых афферентных и эфферентных связей

с периферией. Эти области, свя­занные обширной системой связей ассоциативных

волокон . с сенсор­ными и моторными зонами, получили название ассоциативных

или третичных КОРКОВЫХ полей. В задних отделах КОРЫ они расположены между

теменными, затылочными и височными областями, в передних отделах они занимают

основную поверхность лобных полей. Ассоциа­тивная кора либо отсутствует, либо

слабо развита у всех млекопитаю­щих вплоть до приматов. У человека

заднеассоциативная кора зани­мает примерно половину, а лобные обасти — 25%

всей поверхности коры. По строению они отличаются особенно мощным развитием

верх­них ассоциативных слоев клеток в сравнении с системой афферентных

18

л*.

и эфферентных нейронов. Их особенностью является также наличие полисенсорных

нейронов — клеток, воспринимающих информацию из различных сенсорных систем.

Ш~ассоциативной^коре расположены и центры, связанные с рече-

В'Ой/Геятельностыо. Ассоциативные области коры рассматриваются как структуры,

ответственные за синтез поступающей информации, и как аппарат, необходимый

для перехода от наглядного восприятия к абстрактным символическим процессам.

С ассоциативными зонами сзясано формирование свойственной только человеку

второй сигналь­ной системы!

^Развитие коры]больших полушарий происходит в течение длитель­ного периода

онтогенеза. [К моменту рождения ребенка]кора больших гюлушарий|_имеет такой

же тип строения, как у взрослого. Однако, по­верхность) ее после

рожденияущачительно увеличивается за счет фор­мирования мелких борозд и

извилщ^/В течение первых месяцев жиз­ни развитие коры идет очень

быстрымтГтемпами. Большинство нейро­нов приобретают зрелую форму, происходит

миелинизация нервных волокон. Различные корковые зоны созревают неравномерно^

Наибо­лее Ц1ано созревают самотосенсорная и двигательная кора, несколько

позже зрительная и слуховая^ ч Созревание проекционных (сенсорных и моторных

зон) в основном^аканчивается к 3 годам^ Значительно позже созревает

ассоциативная кора. JK_ 7 годам отмечается значитель­ный скачок в развитии

ассоциативных областей^ Однако их структур­ное созревание — [дифференцировка

нервных клеток, формирование нейронных ансамблей и связей ассоциативной коры

с другими отдела­ми мозга — происходит вплоть до подросткового возраста.

Наиболее поздно созревают лобные области коры. Постепенность созревания

структур коры больших полушарий определяет возрастные особенно­сти высших

нервных функций и поведенческих реакций детей дошколь­ного и младшего

школьного возраста.^

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Понятие об аиалитико-синтетической деятельности. Многочислен­ные раздражители

внешнего мира и внутренней среды организма вос­принимаются рецепторами и

становятся источниками импульсов, по­ступающих в кору больших полушарий, te

коре полученные импуль­сы анализируются, различаются и синтезируются,

объединяются, обоб­щаются.

Способность коры разделять, вычленять и различать отдельные раздражения, их

дифференцировать и есть проявление аналитической деятельности головного

мозга|

^ аналитической деятельностью? коры больших полушарий времени действия возникает процесс возбуждения. Возниктее^возбуждениеV.r"Ut 'MJ.i '&*'- /•-<: "''(Хм-.*- А'Ъ'.^ря -" И ВТОРАЯ

СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

раздражитель при определенных условиях может стать сигналом ч тем самым

помочь организму подготовиться к восприятию какого-либо измечекич в

окружающей срец^(как бы «предвидеть» эти изменекия).Ц1р'инцип сигнализации,

введённый И. П. Павловым, на­шел наиболее широкое применение при анализе

психических процес­сор свойственных человеку.

32

^Условнорефлекторные реакции образуются на базе безусловно-рефлекторной

деятельности, т. е. инстинктивной деятельности: пище­вой, оборонительной,

половой, родительской и т. д.,1на большом раз­нообразии безусловных

рефлексов. —

(Однако/австрийский патолог Фрейд при производстве «психоана­лиза» объяснял

все реакции человека как нормальные, так и патоло­гические, исходя только из

полового инстинкта^что является научно неправомерным, ошибочным. Во первых,

потому, что базу условно-рефлекторной деятельности составляют все инстинкты,

а не только один половой инстинкт. Во-вторых, потому, что в человеческом

поведе­нии исключительная роль принадлежит социальным реакциям — по­ведению,

определяемому положением человека в обществе, коллективе, социальной среде. К

сожалению, зарубежные физиологи зачастую стро­ят свои нейрефизиологические

концепции, исходя из психоанализа Фрейда.

[функцию коры, общую для человека и животных, обуславливаю- . щую восприятие

сигналов действительности, переживаемых человеком ' (субъективно в виде

конкретных впечатлений, ощущений от окружаю­щей среды, за исключением слова),

И. П. Павлов назвал первой сиг- -;. нальной системойЦ_В отличие от этих

непосредственных сигналов дей-Л ствительнзсти слова и речь представляют

отвлечение от действитель-' ности, являются сигналами опосредованными,

сигналами сигналов. Эту словесную деятельность и обусловленное ею мышление

И. П. Пав-.' лов назвал «второй сигнальной системой^ -

Слова и речь по И. П. Павлову представляют собой отвлечение от

действительности и допускают обобщение, что составляет наше (по сравнению с

животными) специально человеческое, высшее мышле­ние.

^Возникновение речи означало в эволюционном процессе громад­ный скачок,

переход от животного мира к человек^с развитием речи человек несравненно

дальше отошел от животного мира, чем, напри­мер, высшие обезьяны от собаки.

^Причиной возникновения и разви­тия речи были социальные условия]) при

которых совместный труд и необходимость сношения друг с другом обусловили

возникновение сло­ва и развитие членораздельной речи.|[«Труд и связанное с

этим слово сделали нас людьми», — И. П. Павловд

,'физвологический механизм образования членораздельной речи и его""анатомо-

физиологическая структура, по И. П. Павлову, представ­ляется следующим

образом. Чтобы произносить слова, человек дол­жен управлять своим речевым

аппаратом, дыханием, глотанием. Управлять же органами речи он может, если

будет чувствовать свои речевые органы, иметь комплекс проприоцептивных

раздражений дви­гательного аппарата. По этому признаку И. П. Павлов назвал

речь «речевым движением»^

|_рторым необходимым компонентом в анатомо физиологической структуре речи

является звуковой. Для того, чтобы понимать речь, че­ловек должен сам слышать

других. Без этого условия речь не разви­вается, как это имеет место у глухих

от рождения, которые на всю жизнь остаются глухонемыми^

Для того, чтобы речь развивалась, должна устанавливаться связь кинетической

(двигательной) области коры со слуховым анализатором,, «кинетическая форма

слова» должна связываться со «звуковой ее формой».

[_С введением в качестве общения между людьми письменности к

33

кинетическим и слуховым компонентам речи присоединяется и зри­тельный аппарат

— результат зрительного раздражения от начертания слову

^Гаким образом, в осуществлении речи необходимо, по крайней ме­ре, участие

трех обширных областей коры — анализаторов двигатель­ного, слухового и

зрительногу В процессе развития речи\первым фор­мируется слуховой анализатор

речи. Он располагается в заднем отде­ле левой височной извилины. При

нарушении этого отдела патологи­ческим процессом человек утрачивает

возможность воспринимать зна­чение слов (сенсорная афазия), хотя способность

восприятия слов, как звуков, при этом сохраняется^ Благодаря связи этого

анализатора речи с двигательным и зрительным анализатором, при изолированном

его поражении нарушается также и письменная речь (чтенче и письмо).

^Двигательный анализатор речи расположен в нижнем отделе пе­редней

центральной извилины, поражение которого вызывает паралич речевой мускулатуры

и неспособность произнесения слов (моторная афазия^

• Процессы письма и чтения связаны с рядом областей коры: заты­лочной,

височной обоих полушарий и нижнетеменной и нижнелобной областей обоих

полушарий. Деятельность второй сигнальной системы охватывает не только

указанные анализаторы коры, но и фактически всю кору полушарий, так как

вторая сигнальная система связана с работой первой сигнальной системы и

получает в первой сигнальной системе постоянное свое подкрепление. «Наши

рассужде-лия должны все время проверяться действительностью ...сила мысли

должна не­пременно давать связь с действительногтью», — И. П. Павловд

Jp3 поведении человека первостепенную роль играет вторая сигналь­ная система:

получая подкрепление в первой сигнальной системе, а че­рез нее — в

действительности (слово подкрепляется делом), она яв­ляется регулятором

человеческой жизни, она управляет эмоциями, ставит их в надлежащие

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ.

Приспособительные реакции родившегося ребенка на внешние воз­действия

обеспечиваются ориентарозочньши рефлексами. Условные рефлексы в период

новорожценности носят ограниченный характер и вырабатываются только ня ж'-

гнен то важные стимулы. Уже в первые дни жч.чни ребенка можно отметить

образование натурального услов­ного рефлекса на время кормления, выражающееся

в пробуждении детей и повышенной двигательной активности. Сосательные

движения губ появляются до того, кэк сосок вложен в рот. Понятно, что такой

рефлекс проявляется только при СТРОГОМ режиме кормления детей. При строгом

режиме кормления на 6—7 день у младенцев происхо­дит условнорефлекторное

повышение лейкоцитов уже за 30 минут до кормлэния, у них повышается газообмен

перед приемом пищи. При положении ребенка для кормления у него к концу второй

недели по­является условны"! рефлекс в виде сосательных движений. Здесь

сиг­налом является комплекс раздражителей, действующих с рецепторов кожт,

двигательного и вестибулярного аппаратов, постоянно сочетаю­щихся с пищевым

подкреплением.

С середины первого месяца жизни возникают условные рефлексы

34

на различные первосигнальные стимулы: свет, звук, обонятельные раз­дражения.

Скорость образования условных рефлексов на первом месяце жиз. ни очень мала и

быстро увеличивается с возрастом. Так, защитный рефлекс на свет возникает

только после 200 сочетаний, если его вы­работка начата на 15 сутки после

рождения, и требуется меньше 40 сочетаний, если выработка того же рефлекса

начата у полуторамесяч­ного ребенка. С первых дней жизни ребенка появляется,

безусловное (внешнее) торможение. Ребенок перестает сосать, если внезапно

раз­дается внешний звук. Условное (внутреннее торможение) вырабатыва­ется

позже. Его появление и упрочение определяется созреванием нервных элементов

коры больших полушарий.

* Первые проявления дифференцировочных двигательных условных рефлексов

отмечены к 20-му дню жизни, когда ребенок начинает диф­ференцировать

положение для кормления от процедуры перепелена­ния. Четкое дифференцирование

зрительных и слуховых условных раз­дражителей наблюдается в 3—4 месяца.

Другие виды внутреннего торможения формируются после дифференцировок. Так,

выработка запаздывающего торможения становится возможной с 5-месячного

возраста ребенка. Выработка у ребенка запаздывающего торможения является

фактором воспитания. На первом году жизни целесообразно воспитывать

торможение, привлекая мимику и жесты, характеризую­щие отрицательное

отношение взрослых или раздражители, отвлекаю­щие внимание ребенка, т. е.

являющиеся внешним тормозом.

Для правильного развития ребенка первого года жизни очень важ­ным является

строгий режим — определенная последовательность че­редования сна,

бодрствования, кормления, прогулок. Это направлено на создание в этом

возрасте стереотипа интерорецептивных условных рефлексов.

К концу первого года важное значение приобретают комплексы внешних

экстероцептивных раздражителей, характеризующих ситуа­цию в целом. Одним из

важных компонентов комплекса раздражите­лей становится слово.

А первые признаки развития второй сигнальной системы — слово проявляются у

ребенка во второй половине первого года жизни. В про­цессе развития рзбенка

сенсорные механизмы речи, определяющие возможность восприятия слова,

формируются раньше, чем моторные, с которыми связано умение говорить. Период

становления функции речи особенно чувствителен к формирующим воздействиям,

поэтому ГОВОРИТЬ с ребенком нужно с первых дней его жизни. Ухаживая за

ребенком, надо называть все свои действия, называть окружающие предметы. Это

очень важно, так как для формирования связей вто­рой сигнальной системы

необходимо сочетать словесное обозначение предметов, явлений, окружающих

людей с их конкретным образом — сочетать раздражения первосигнальные с

раздражителями второсиг-нальными.

К концу первого года жизни слово становится значимым раздра­жителем. Однако,

в этот период реакция детей на слово не имеет са­мостоятельного значения, она

определяется комплексом раздражений и только последнее слово приобретает

значение самостоятельного сиг­нала.

На протяжении первого года жизни происходит активная трени­ровка ребэнка в

произношении сначала отдельных звуков, затем сло­гов и, наконец, слов.

Становление речевой функции требует опреде-

35

ленной зрелости периферического аппарата — языка, мышц гортани, губ, их

согласованной деятельности.

Механизм воспроизведения речи свяран со сложной работой нерв­ных центров

коры, становлением определенных связей речевых цент­ров с моторными зонами.

Имеется тесная связь речевой функции с двигательной активностью, в

особенности с тонкокоординированными движениями пальцев рук. Развивая

тонкокоординированные действия, можно ускорить формиро­вание речевых навыкэв.

Речь ребенка особенно интенсивно развивается в возрасте от 1 до 3 лет. В этом

возрасте поведение ребенка характеризуется выражен­ной последовательной

деятельностью. Ребенок тянется к каждому предмету, ощупывает, заглядывает

внутрь, пробует поднять, берет в рот. В этом возрасте легко возникают травмы

в силу любознательно­сти, но отсутствия опыта, растет частота острых инфекций

в связи с расширением контактов ребенка с другими детьми и окружающей его

средой.

Существенно меняется условнорефлекторная деятельность детей этого возраста.

На втором году жизни из обобщенного недефференци-рованного мира, окружающего

ребенка, начинают вычленяться отдель­ные предметы как обособленные комплексы

раздражений. Это стано­вится возможным благодаря манипулированию с

предметами. Поэто­му не следует ограничивать детей: пусть сами одеваются,

умывают­ся, едят.

Благодаря действиям с предметами у детей начинает формиро­ваться функция

обобщения. Широкое пользование предметами разви­вает у ребенка двигательный

анализатор.

На втором году жизни ребенка формируется большое количество условных

рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов (вычленение

более быстрых и медленных раздражителей, больших или меньших по сравнению с

другими).

Особенное значение имеет выработка систем условных связей на стереотипы

окстероцептивных раздражений. В раннем детском воз­расте динамические

стереотипы имеют наиболее важное значение. При недостаточной силе и

подвижности нервных процессов стереотипы облегчают приспособление детей к

окружающей среде, они являются основой формирования привычек и навыков.

Обращает на себя внимание большая прочность системы условных связей,

выработанных у детей до 3 лет, и связанная с этим болезнен­ность в связи с

нарушением стереотипа: дети капризничают, плачут,, если с ними долго

задержаться в гостях: долго не засыпают, если их положили на новом месте. Для

детей в возрасте до 3 лет выработка большого числа различных стереотипов не

только не представляет трудностей, но на каждый последующий стереотип

вырабатывается все легче. Однако, изменение порядка следования раздражителей

в одном стереотипе является крайне тяжелой задачей. Системы условных свя­зей,

выработанные в это время, сохраняют свое значение в течение всей последующей

жизни человека, поэтому формирование стереоти­пов, целесообразных для

здоровья и имеющих воспитательное значе­ние, особенно важно в этом возрасте.

На втором году начинается усиленное развитие речи, усвоение ре-бэнком

грамматического строя языка, пм этом большая роль при­надлежит

подражательному рефлексу. Взрослый, .общаясь с ребен­ком, должен особенное

внимание уделять правильности своей речи,.

36

На этом этапе развития овладение действием с предметами оказы­вает решающее

влияние и на формирование обобщения предметов словом, т. е. формирование

второй сигнальной системы.

В процессе развития ребенка в выработке новых реакций все боль­шее значение

приобретает использование ранее образованных свя­зей. Системы условных

связей, выработанные в раннем и дошколь­ном возрасте (до 5 лет), особенно

прочны и сохраняют свое значение в течение всей жизни. Этот факт имеет важное

значение для педаго­гической практики. Воспитанные в этом возрасте привычки,

навыки, возникшие на основе прочных условнорефлекторных связей, во мно­гом

определяют дальнейшее поведение человека.

В дошкольном возрасте очень велика роль подражательного и игрового рефлекса.

Дети копируют взрослых, их жесты, слова, ма­неры.

К концу дошкольного периода происходят значительные пере­стройки во

взаимодействии возбудительных и тормозных процессов. По мере развития коры

больших полушарий снимается постепенно ге­нерализация возбудительного

нроцесса. Формируется и принимает все большее значение внутреннее, условное

торможение. Лучше выраба­тываются дифференцяровки, длительнее становятся

периоды удержа­ния торможения. Все это способствует более избирательному и

адек­ватному реагированию ребенка на внешнее воздействие. В этом перио­де

усиливается обобщающая функция слова, возможность обобщать словом не только

конкретные предметы, но и многие предметы внеш­него мира, категории

предметов. Так, ребенок начинает понимать, что кукла, мишка, машинка — все

это игрушки, а одежда, вещи, посуда — вещи.

В старшем дошкольном возрасте отражение действите'льности уже опирается на

развитие сложных систем связей, включающих взаимо­действие первой и второй

сигнальных систем.

К 6—7 годам улучшается активность на словесные стимулы. Из­меняется характер

взаимодействия первой и второй сигнальной сис­тем. У детей 3—4 лет первая

сигнальная система превалирует и ока­зывает тормозящее влияние на вторую. В

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.