РУБРИКИ |
Шпора: Шпоры по анатомии и физиологии человека |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Шпора: Шпоры по анатомии и физиологии человеканебольших количествах, но их отсутствие или недостаточность в пище нарушает образование соответствующих ферментов. Авитаминоз. Отсутствие определенных витаминов вызывает специфические нарушен.»! в организме и тяжелые заболевания. Для нормальной жизнедеятельности организма, его роста и развития необходимы следующие витамины: Витамин BI (тиамин) содержится в лесных орехах, неочищенном рисе, хлебе грубого помола, ячневой и овсяной крупах, особенно мно- 80 то его в пивных дрожжах и печени. При отсутствии в пище витамина В, развивается заболевание бери-бери. Больной теряет аппетит, быстро утомляется, постепенно появляется слабость в мышцах ног. Затем на-ст/пает потеря чувствительности в мышцах ног, поражение слухового и зрительного нервоз, гибнут клетки про долговатого и шинного мозга, наступает папаллч конечностей. Без своевременного лечения наступает смспть. Витамин В2 (рнбафлзвип) содержится в хлебе, гречневой крупе, молоке, яйцах, печени, шюе, томатах. У человека первым признаком огеутстсич витамина В2 является поражение кожи (чаще всего в области губ). Появляются трещины, которые мокнут и покрываются корочкой. Позднее развивается поражение глаз и кожи, сопровождающиеся отпадением роговых чешуек. В дальнейшем может развязаться злокачественное малокровие, поражение нервной системы, внезапное падение кровяного давления, судороги, потеря сознания. Витамин В12 (цинкобаламин) у человека синтезируется в кишечнике. Содержится в почках, печени млекопитающих и рыб. При его недостатке у -человека развивается злокачественное малокровие, связанное с нарушением образования эритроцитов. Витамин С (аскорбиновая кислота) широко распространен в природе в овощах, фруктах, в ягодах, особенно в шиповниуе, клюкве, в хзое и IB печени. Хорошо сохраняется аскопбинозая кислота в квашеной капусте. Недостаток витамина С проявляется общей слабостью, быстрой утомляемостью, разбитостью, снижением умственной и физической Трудоспособности. Хронический недостаток витамина С вызывает заболевание цингой. Обычно болезнь начинается с общего недомогания, угнетенности. Кожа приобретает грлзнавато-осрый оттенок, десны кровоточат, выпадают зубы. На теле появляются темные пятна кповоизли-яняй, некоторые из них изъязвляются и причиняют резкую боль. Витамин А (ретяиол) в организме человека образуется из распространенного в природе пигмента каротина, находящегося в больших количествах в свежей моркови, помидорах, салате, рыбьем жире, сливочном масле, печени, почках, желтке яиц. При недостатке витамина А замедляется рост детей, развивается «куриная слепота» т. е. резкое падсняе остроты зрения при неярком освещении, приводящей в некоторых случаях к полной необратимой слепоте. Витамин Д (кальциферол) содержится в желтках, коровьем молоке, гаыбьем жире. Одной из наиболее распространенных болевней детского возраста, поражающей детей в возрасте до 5 лет при недостаточности витамина Д является рахит. При рахите нарушается процесс формирования костей, кости черепа становятся мягкими и податливыми, конечности искривляются. Может деформироваться грудная клетка (куриная грудь) в области прикрепления реберных хрящей к грудине образуются утолщения «реберные четки». На размягченных участках черепа образуются гипертрофированные теменные и лобные бугры. Вялые, бледные, с неестественно большой головой, коротким телом, большим животом и кривыми ногами, такие дети резко отстают в своем развития. Отсутствие или недостаток в организме витамина Д вызывает тяжелые наоушенип. Концепция сб?лзнси:-озанного питают — количество потребляемо"! поташ должно соответствовать энергетическим затратам человека. В питании должен 'соблюдаться энергетический баланс. Энергия пищевых веществ. Энергия пищевых взщестз определяется на основе основного обмена человека, т. е. энергетических затрат 81 организма в условиях покоя, связанные с поддержанием минимального, необходимого для жизнедеятельности клеток, уровня обменных процессов. Основной обмен определяют у человека в состоянии мышечного покоя (лежа, натощак, т. е. через 12—16 часов после еды, при температуре окружающей среды 18—20°С). У человека среднего возраста основной обмен составляет 4187 Дж на 1 кг массы в час. В среднем это 7140—7560 тыс. Дж а сутки. Основной обмен у детей интенсивнее, чем у взрослых {у детей 8—9 лет оснозной обмен в 2—2,5 раза больше, чем у взрослого). Энергетическая ценность 1 г бзлиа — 17,17 кДж (4,1 ккал), 1 г жира — 38,94 кДж (9,3 ккал). Нормы питания. При составлении пищевого рациона учитывается калорийность принимаемой пищи, суточный расход Енерггаи, пол, возраст "и другие особенности организма (состояние после болезни, усиленная мышечная работа и т. д.). Для организма важно, чтобы в принимаемой пище были все необходимые пищевые вещества (белки, жиры и углеводы, вода, минеральные соли, витамины). Важню также и 'соотношение пищевых ве-щеетз в рационе Для детей младшего школьного возраста соотношение белков к жирам и углеводам должно быть 1:1:2, для детей более-старшего возраста 1:2:3, для взрослых 1:1:4. Физиологические потребности детей и подростков в питательных веществах (г в сутки) Возраст Пол Наименование пищевых веществ белки жкпы всего я-пзстяы-з всего животные углеводы
Учитывая важную роль белков для организма и то обстоятельство,, что его нельзя заменить никакими другими питательными веществами,, поступление в организм с пищей белка не только в достаточном количестве, но и полноценного по качеству, по его аминокислотному составу — необходимое условие нормального развития и роста организма-ребенка. Белки животного происхождения считаются полноценными, так как входящие в них аминокислоты более близки к аминокислотам, из которых строятся белки организма человека. Однако но следует удовлетворять потребность организма в белках только зо счет пищи животного происхождения, ибо белки растительного происхождения также имеют существенное значение для организма человека. Белки животного происхождения в питании детей 6—17 лет должны составлять несколько больше полозины от установленной физиологической нормы потребления белка. Наличие жира в пище увеличивает ее калорийность и делает ее более вкусной, создает ощущение сытости, ограничивает распад белка 82 в организме. Жироподобные вещества — липоиды, содержащие в своем составе и фосфор, имеют большое значение для деятельности нервной системы. Жиры могут откладываться в организме в виде запасов — жировых депо в подкожной клетчатке, в сальнике, печени, в околооочечной клетчатке и других органах и тканях. Откладывается жар в организме не только за счет жкрга пищи, но и при обильном углеводном питании. Эти запасы шергетяческого материала мобилизуются организмом в случае длительной работы без принятия пищи, а также во вгремя голодания и тяжелых болезней. Расходуя в первую очередь запасы жира, организм там самым -сохраняет б-злки и предохраняет от разру-шения гажные органы и ткани. Наиболее ценны, особенно для детей, молочные жиры. Жиры яичного желтка, содержащего некоторые витамины, также имеют существенное значение для организма ребенка. Сурепная физиологическая .норма жиров для детей и подростков должна быть обеспечена преимущественно жирами животного происхождения. Чрезмерное употребление жиров, также как и значительный недостаток их в пище, неблагоприятно влияет на рост, развитие и деятельность организма ребенка. Ожирение, возникающее при питании избыточно жирной пищей, приводит к уменьшению выносливости организма и глубоким нарушениям обмена веществ, падению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, работоспособности и имунной реактивности. J3o время мышечной работы организм нуждается в углеводах. Они необходимы для работы мышц тела, сердечной мышцы, а также для эффективности мышечной работы. При достаточном поступлении углеводов с пищей организм покрывает свои .энергетические потребности прежде всего за их счет. Источником углеводов служат продукты, преимущественно растительного происхождения: хлеб, крупы, картофель овощи, фгэукты, ягоды. Клетчатка растительных тканей — целлюлоза также относится к углеводам. А пищезоэ значение ее для человека невелико, так как она не переваривается в кишечнике. Однако она увеличивает объем пищи способствует ощущению сытости, механически раздражая рецепторы кишечника, способствуют передвижению пищевой кашицы и опорожнению кишечника. Без удовлетворения физиологической потребности учащихся в минеральных веществах нарушаются нормальный рост, развитие и жизнедеятельность организма. Минеральные соли входят в состав продуктов питания, поэтому при рационально организованном сбалансированном литании нет потребности вводить их искусственно. Из числа минеральных солей только поваренную соль приходится 'вводить в пищу дололнительео, особенно растительную, так как растения бедны натрием. Ежедневная потребность учащихся в поваренной соли 8—10 г При длительном поступлении соли в организм в недостаточном или -избыточном; количестве '.могут наступить серьезные расстройства: нарушается работа сердца, изменяется возбудимость нервной системы, появляются головокружения и обмороки, изменяется мочеобразозавие Поваренная соль используется организмом для выработки соляной кислоты, которая является составной частью желудочного сока и ипра- 83 «ет существенную роль в першаризаяии пищи, а также защите организма от бактерий, поступающих в желудок с пищей и слюной. Соли кальция и фосфора являются главными составными частями костной ткана и имеют существенное значение для деятельности нервной системы. Пса недостатке з организме солей кальция, фосфора и витамина Д •костная Т;:РЛЬ не может правильно развиваться, процессы роста и (развитие организма замедляются. У детей развивается рахит. Кроме того фосфор, являясь составной частью белковых и жировых соединений, входит в состав КЛЕТОК нервной системы и других важных органов. Обогащение пищи детэй молоком и 'молочными продуктами!, а также фруктами и овощами обеспечивает потребности их растущего организма в кальции и фосфоре в нужном соотношении 1 : 1,5, 1:4. Солями фосфора .наиболее богаты яичный желток, мозги, мясо, орехи, овсяная мука, горох, цельная пшеница. Большое значение для жизнедеятельности организма имеют соли машин. Ими богаты грубые сорта пшеничного и ржаного хлеба*, фасоль, сыр и миндаль. Железо используется организмом для построения гемоглобина, содержащегося в зрщроцитах, без которого невозможно поглощение из вдыхаемого воздуха кислорода и снабжения им тканей. Недостаток в пище железа нередко приводит к возниизов-гнию различных степеней малокровия. Железо входит также в состав клеток организма. Наличие з питания детей таких богатых железом продуктов как яичный белок, картофель, мясо, капуста, горох, салат » яблоки совершенно не- • обходимо. Всего в сутки школьники должны получать 1100—1200 мг кальция, 1500—1800 мг фосфора, 250—350 мг магния, 15 мг железа. Существенное значение в регуляции содержания воды в тканях организма, а также для нормальной сердечной деятельности имеют соли калия, которые содержатся преимущественно в овощах (картофель, капуста), а ташке в кураге, изюме. Нормы потребления витаминов. Недостаточное потребление витаминов з пище (гиповитаминоз) приводит к возникновению тяжелых заболеваний, а затем и к гибели организма. Однако следует помнить, что избыточное потребление витаминов, особенно витаминных препаратов, вредно. В .медицинской практике, к сожалению, известны случаи пагубного избыточного потребления детьми витаминных препаратов, в частности, витамина Д. Избыточное его употребление приводит к нарушению деятельности почек. Избыточное потребление витамина В приводит к нарушению ферментативных процессов. ' В своих беседах с (родителями, классным руководителям, учителям и воспитателям следует обращать внимание на значение оптимальных и на вред избыточных доз витаминов в питании учащихся. Калорийность питания. При определении калорийности питания учитывают длину (рост) я массу тела (вес), возраст, пол, характер деятельности, время года, климат, температуру помещения и др. В тех случаях, когда масса тела ниже нормы, питание должно быть более калорийным, чтобы организм мог покрыть не только все свои энергетические затраты, но и довести массу тела до нормы. Наоборот, в случаях чрезмерного оитгнпл и повышения массы тела по сравнению с варкой, калорийность питания должна ограничиваться. В теплом климате ка 'мсийкость суточного питания детей должна быть меньшей, 84 чем в условиях холодного северного климата, где потери тепла даже-летом гао много раз оыше. В зимнее вроття потребность организма в выес:£сна;ю:н:1:нол пище пооылгает-'я. Значительно нарастает :;Н'еого-затраты у детей и подростков с увеличением интенсивности дспжеяил. В детских оздоровительных учреждениях, санаторно-лссяых 1лко-лах, для детей ослабленных, с тубаркулезнэД кнтоисикациен устаназ-дизаг'тся более аыеокая калорийность питанял (не менее 3500 ккал).. Высокая калорийность питания (не менее 4000—5000 ккал) необходима учащимся спорт!сменам, особенно в период соревнований и тренировок, в связи с большими энергетическими затратами. Калорийность питания детей и подростков в сутки Возраст, лет Пол Кал/день КДж/день
Своими /работами И. П. Павлов показал, что существенное значение для пищеварения и дальнейшего' усвоения пищевых вещсстз име-ет аппетит. Возбуждает аппетит и способствует пищеварению разнообразная,. правильно и вкусно прлготозленная пища. Вкус детей не следует поощрять чр-езмерно изысканными блюдами. Это изнежизает пищеварительный аппарат и в значительной мере понижает способность организма гггаелосаблизаться к различным изменяющимся условиям п.ита-иил. Отрицательно вгилет на пищеварение, снижая концентрацию желудочного сока, употребление воды до приема пищи. Хороший, здоровый аппетит вызывается также обстановкой, в которой происходит прием пищи. Ост/сое желание есть вызывает стол, накрытый скатертью, аккуратно нарезанный хлеб, аккуратно расставленные тарелки и другие столовые приборы. Детей и подростков следует приучать есть не спеша, хорошо прожевывать пищу и не заниматься во время еды посторонними делами (.разговаривать, читать книгу), так как это неблагоприятно отражается на выделение желудочного сока. Пищевой рефлекс имеет определенную периодичность, в соответствии с которой устанавливается и строго соблюдается решим питания детей — прием пищи через каждые 3,5—4 часа. Для подростков, юношей и девушек приемы пищи устанавливаются в количестве 3—4 раз в сутки. Не допускается еда урывками, раньше-времени, так как это приводит к снижению аппетита. Подобные нарушения в режиме питания могут привести к угасанию условного пищевого рефлекса и рас-сзролству пищеварения. Такие же последствия наблюдаются и в слу-' чаях беспорядочного двухразового питания. От количества приемов пищи в день зависит и усвоение питательных веществ. При четьврехразо-/вом питгени пища усваивается до 82—84%, а при трехразовом — 75—76%. Пища, богатая белком, лозышает возбудимость нервной системы,. 85 позтому ее следует давать детям в первую половину дня, в период их наиболее активной деятельности. Возбуждение же нервной системы перед сиом нежелательно, тан как оно препятствует быстрому наетупле-нию глубокого сна. Употребление пегред сном пищи, богатой белками, неблагоприятно и для пищеварения. Белковая пища дольше задерживается в желудке. Переработка ее до простейших веществ требует отделения больших количеств пищеварительных соков. В период же сна все процессы в организме замедляются, в том числе и отделение пищеварительных соков, что привадит к худшему перевариванию пищи. Поэтому ужин детям и подросткам дают малообъем.ный, из легких овощных и молочных блюд и не менее чем за 2,0—2,5 часа до отхода ко сну, Привитие учащимся гигиенических навыков в связи с питанием. Школьников необходимо приучать мыть руки перед едой, есть и лить из отдельной посуды, правильно пользоваться индивидуальными столовыми приборами, не торопясь, тщательно равжевыватъ пищу, полоскать рот после ириема пищи, не пить сырую воду, очищать и обмывать перед употреблением сырые овощи и фрукты, мыть руки после посещения туалета. Привитие детям этих гигиенических навыков, в том числе и навыков, связанных с приемом пищи, имеет существенное значение в профилактике глистных заражений и желудочно-кишечных инфекционных и неинфекционных заболеваний. Физиологические нормы суточной потребности учащихся в витаминах
ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО * АППАРАТА Определения опорно-двигательного аппарата. К опорно-двигатель-ному аппарату относятся скелет и мышцы, объединенные в единую костномьгшечную систему. Скелет и мышцы являются опорными структурами организма, ограничивающими полости, в которых расположены внутренние органы. С помощью опорно- двигательного аппарата осуществляется одна из важнейших функций организма — движение. Движение — основное внешнее проявление деятельности организма и вместе с тем необходимый фактор его развития. В условиях ограничения движений кезко замедляется как физическое, так и психическое развитие. Двигательная активность, особенно движение рук, является необходимым условием нормального развития мозга, его речевой функция и мышления. Двигательная активность играет также важнейшую роль в обменных процессах, положительно влияет на работу всех внутренних даганоз. Костная система. Костная система — опорный остов человека. Он не только обуславливает внешний вид и форму тела человека, но вместе с суставным аппаратом и мышечной системой в совокупности составляет cnoipaaдвигательный аппарат. Кость представляет собой сложное образование, состоящее из костной ткани, костного мозга, суставного хряща, нервов и сосудов. Свапужи ко:ти, за исключением суставных поверхностей, покрыты надкостницей. Надкостница — тонкая, крепкая соединительнотканная пленка, богатая сосудами и нартами. К надкостнице прикреплены связки и мышцы. Внутренний слой надкостницы состоит -из клеток, которые растут и размножаются, обеспечивая рост кости в толщину, а при переломах — образование костной мозоли. По форме и строению различают четыре основные вида костей: трубчатые, губчатые, плоские (широкие), и смешанные. Трубчатая кость состоит из тела (диафиза) — компактная, твер-дая*ко:ть, внутри которой находится костный моет, и двух концов (эпифизов), покрытых хрящем. Такое строение имеют кости верхних и яшинглх конечностей. Губчаты кости состоят преимущественно из трубчатого вещества (рыхлые пластинки, ячеистое строение) покрытые тонким слоем компактного вещества. Такое строение имеют ребра, позвонки, мелкие кости стопы и кисти. Плосиие или широкие кости образуют полости для внутренних органов (кости черепа и таза). К смешанным относятся кости, состоящие из нескольких частей (например, кости основания черепа). Кости скелета соединены между собой с помощью суставов, связок, перепонок. В скелете взрослого челов^ека находится более 200 костей. Роль костей не ограничивается функцией опоры. Входящие в состав их тканей минеральные соли — один из важнейших элементов обменных процессов, происходящих в организме. В костях находится также один из основных органов крозетвогае.вия — костный мозг. Каждая кость — сложный орган, состоящий из костной ткани, надкостницы, костного мосга, кровеносных и лимфатических сосудов. Строение костей обеспечивает их основное свойство — механическую прочность. Кость состоит из органических и неа~эганичееких (минеральных) веществ. Кости содержат 60% минеральных веществ, 30% органических, 10% составляет вода. Эластичность кости зависит от органических веществ, минеральные вещества обеспечивают ее твердость. Сочетание этих компонентов в кости придает ей значительную твердость и ущругость. Минеральные вещества кости представлены солями кальция, фосфора, магния, а также многими микроэлементами (алюминий, фтор, марганец, свинец, стганций, кобальт, жеяе'зо и др.). У взрослого человека в скелете сосредоточено около 1200 г кальция, 530 г фосфора, 11 г магния; 99% всего кальция, имеющегося в теле организма, содержится в костях. Важно отметить, что кость не инертная масса, она несет в себе и биологическую функцию, которая 'состоит в ее участии в процессах кроветворения и обмене веществ. Костная система пожимает НС-посредственное участие в обмене минеральных веществ, яз- 87 ляясь подвижным депо минеральных веществ, снабжающим остальные -органы и ткани сйшералыныли компонентами. О'ргзвлческая часть коли состоит на 95%' из белка коллагена, 5% приходится ,на неко.члагенозыс белки, углеводы, жиры и Фээменты. У детей в костной Т'.гани .преобладают ос-гаки-жиме вещества, их скелет гибкий, эластичный и ьто надо иметь взиду, так как ол легко де- сроссйи'эусгся, искривляется црл длительной и тяжелой нагрузке и неправильных положениях тела. С возрастом содержание миноталь-ных вэщситз в костях увеличивается, эластических "элементов уменьшается, вследствие чего .сии становятся, менее эластичными и более хрупкими. Рост н развитие костей. Молодые кости растут в ширину за счет клеток надкостницы, в длину — за счет х^рлщей, расположенных между их костями и телом. К моменту окончания роста костей хрящи .замещаются костной тканью. Развитие скелета у мужчин завершается к 20—24 годам. Цри STCIM прекращается рост костей в длину, а юг хрящевые части замещаются костной тканью. Развитие скелета у женщин заканчивается на 2—3 года раньше. Строение и функции суставов. Различают неподвижные, малоподвижные и подвижные соединения костей, или суставы. Непозвижные соединения костей происходят путём их срастания. Движения при стом крайне ограничены или козсе отсутствуют. Неподвижность костей мозгового черепа, на'Жкшер, достигается теш, что-миаготисленныз выступы одной кости входят в соответствующие углубления гругол. Ето, так называемый, шов. Небольшая подвижность достигается упругими хрящевыми ПРО-кладками между костями. Это так называемый синхсгадюоз. Такие прокладки находятся между отдельными позЕдаками-. При союза щей ли мышц зти прокладки сжимаются, и позвонки сближаются, что оЗеспо-1жаэт изменение кривизны лозэоно-тайка, его сгибание, разгибание и наклоны в стороны. При ходьбе, беге, прыжках хшщ действует как г.'.адстшат-ор-, смягчая резкие толчки и предохраняя тэпэ от сотрясения. В некоторых случаях коля соединяются между собой очень плотной соединительной тканью — синдесмоз. Подвижные соединения костей относятся к истинным суставам. Цри этом соединяющиеся концы костей покрыты гиалиновым хрящем толщиной 0,2—0,3 мм. Этот хрящ эластичен, имеет гладкую блестящую поверхность, что значительно уменьшает трение между костями и тем самым облегчает их движение. Область сочленения костей окружена суставной сумкой (капсулой) из очень плотной соединительной ткани. Изнутри суставная сумка выстлана так называемой синовиальной оболочкой, которая продуцирует в полость сустава синовиальную- жидкость, обладающую очень высокой вязкостью. Синовиальная жидкость выполняет роль смазки сустава, тем самым предохраняет хрящ от разрушения. Подвижные суставы укрепляются связками из плотвой соедините-, льной ткани, которые удерживают суставные концы костей в правильном положении. Частя скелета и их развитие. Основными частями скелета является скелет туловища, состоящий из позвоночного столба и грудной клетки, скелет верхних и нижних конечностей и скелет головы — череп. Позвоночный столб человека является осевой частью, стержнем скелета, ЕС-РАНИМ концом соединяющегося с черепом, нижним — с 88 костями таза. Позвоночный столб занимает 40% длины тела. В нем различают следующие отделы: — шейный, состоящлй из 7 позвонков, — грудной — из 12 ооззонков, — поясничный — из 5 позвонков, — крестцовый — из 5 лозэсшюв, — копчиковый — из 3 позвонков. У взрослого человека крестцовые позвонки срастаются в одну кость — крестец, а копчиковые — в копчик. Каждый позвонок солюит из более массивной части — тела, сзади на тэле позвонка находится остистый отросток, по бокам — два поперечных отростка, к которым прикрепляются сухожилия мышц спины. Позвонки соединяются между собой в области тела хрящем (меж-•позвожпяый джзк), внутри которого имеется эластичное образование <пульпозное ядря? и при помощи суставных отростков, отходящих от дужек позвонка. Позвоночные отверстия всех позвонков образуют позвоночный канал, в котором помещается спинной мозг. Через парные боковые отверстия из позвоночника выходят 22 пары спинномозговых нервов. Рост позвоночного столба наиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни. В течение первых полутора лет жизни рост раз-.ли'чных отделов позвоночника относительно равномерен. Усиление роста позвоночника отмечается в 7 — 9 лет и в период полового созревания. Структура тканей позвоночного столба существенно изменяется с возрастом. Окостенение, начинающееся еще во внутриутробном периоде, продолжается в течение всего детского возраста. До 14 лет окостеневают только средние части позвонжог. В период полового созревания появляются новые точки окостенения в виде пластинок, которые сливаются с телом позвонка после 20 лет. Процесс окостенения отдельных позвонков завершается к 21 — 23 годам. Позднее окостенение позвоночника обеспечивает его подвижность и гибкость в детском возрасте. Кривизна позвоночника, являющаяся характерной особенностью, формируется в процессе его индивидуального развития. В самом раннем возрасте, когда ребенок начинает держать головку, появляется шейный изгиб, направленный выпуклостью вперед (лордоз). К 6 месяцам, когда ребенок начинает сизеть, образуется грудной изгиб с выпуклостью кзапи (кифоз). Когда ребенок начинает стоять и ходлть, образуется поясничный лордоз С появлением поясничного лордоза центр тяжести перемещается кзади, препятствуя падению тела При вертикальном положении. К году имеются уже все изгибы позвоночника. Но образовавшиеся изгибы еще не фиксированы и исчезают пги расслаблении мускулатуры. К 7 годам уже имеется четко выраженный шейный я грудной изгибы, фиксация поясничного изгиба происходит позже — в 12 — 14 .лет. Изгибы позвоночника составляют специфическую особенность че- ловека и возникли в связи с вертикальным -положением тела. Благода- ря изгиба^! ттоз1?очо".ный стспб нгт/жинит. Уданы и толчки пои хопьбе, t>ere, прыжках ослабляются и гптухэтт, что п.че'Д'Ггг^ачтет м-озг от со- " тЬяоеплй Hnpyinerrm кггг.пплнм полоненного гтотба, которые могут вознжт'-гь в результат0 <т1'-:н'\т,здлы1пн посадки ргбетика рд сто л ом или 'партой, поиводчт к н.отт;>и"тным послелствтигм в его одопочье. . ' Грудная клетка, грудная клетка образует костную основу грудной 89 Наркомания ведет к грубому нарушению жизнедеятельности организма и социальной деградации. Это болезнь с хроническим течением, она возникает исподволь. Причиной болезни является способность наркотических веществ вызывать состояние опьянения, сопровождающееся ощущением полно, го физического и психического комфорта и благополучия. Отмечаются два пути развития болезни: — злоупотребление возникает по неведению; — сознательным путем: — прием наркотиков с целью получения эффекта наркотического опьчнешя. К Етому, как правило, склонны личности эмоционально неустойчивые, психически незрелые, несамостоятельные, склонные к подражательным действиям, крайне эгоистичные, интересы КОТОРЫХ ограничиваются элементарными потребностями. Самоконтроль у них отсутствует, поэтому стремление к опьянению у них не встречает внутреннего сопгютизг.ения. Определенную роль играет любопытство. Без приема наркотиков, раз оно уже было начато, человек испытывает неудовлетворенность, ему «чего-то не хватает» и успокоение и удовольствие приносит только очередной прием наркотиков. Так формируется пристрастие к н.-такотику. По мере углубления действия нар-котиков слабеет, и больной для достижения прежнего Еффекта увеличивает его дозу. Постепенно интенсивность ощущений неотвратимо падает. Опьянение становится приятно скорее потому, что неприятно ощущение трезвости, больной беспокоен, напряжен, не в силах на чем-либо сосредоточиться, отвлечься от мысли о наркотиках. Лишь введение очередной дозы приводит его в нормальное состояние. Если в начале приема наркотика влечение к нему выражалось в расстройстве психики (раздражительность, подавленное настроение, неспособность сосредоточиться), то затем появляются признаки нарушения физического состояния: усиливается сердцебиение, сухость во рту, мышечная слабость, дрожание конечностей, бледность, расширенные зоачки. Наркоман способен на все — унижение, обман, предательство, воровство, насилие. Если наркотика нет — развивается абстинентный синдром — тягостное расстпойство психики и физического состояния, опасное для жизни (судорожные припадки, остоый психоз с нарушением сознания, галлюцинации, сильные мышечные боли, подергивания, сущороги). Смерть может наступить не только в далеко зашедших случаях, но и в начале, от передозировки. Лечение в психиатрическом стадиона ре. МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ Периоды полозого развития детей. Особенности полового развития мальчиков и девочек. Половое развитие у детей происходит в подрост-новом периоде с 12—13 до 16—18 лет. В физиологическом отношении половое развитие характеризуется созреванием и началом функционирования половых желез, деятельность которых находится под регулирующим воздействием центральной нервной системы. Гормоны потовых желез влияют на течение всех процессов в организме, в то?.т числе на состояние вегетативной и центральной нервной системы. У девочек половое созревание начинается приблизительно с 12—14 113 лет и заканчивается к 16—18 годам, у мальчиков с 13—15 до 18—2О лет. Прежде всего появляются так называемые вторичные половые признаки: вырастают волосы на лобке и подмышечных впадинах, у девочек развиваются молочные железы, у мальчиков — «ломается» гшос. Признаком зрелости половых желез и их готовности к функционированию служат появление менструаций у девочек и поллюций у мальчиков. В Е.ТОТ период происходит глубокая перестройка всего организма: усиливается рост тела в длину, у мальчиков увеличивается размер кадыка («адамова яблока»), у девочек округляются контуры тела за счет отложения жира в подкожной клетчатке (в первую очередь на бодрах и ягодицах), увеличиваются молочные железы, кости таза раздаются в ширину. Происходят усиленный рост веса и рост скелета, за чем не всегда поспевает развитие внутренних органов. Сердце обычно опережает.в росте кгозснзсные сосуды, что может быть причиной повышения артериального давления (юношеская гипертония) и затруднения в работе самого сердца, что может сопровождаться головокружениями, некоторым цианозом и похолоданием конечностей, головной болью, утомляемостью. Роль учителя в нравственном пологом воспитании ребенка. В период полового разэития особенно заметные перемены происходят в психике подростка. На фоне закономерного обогащения ее за счет новых впечатлений (в порвую очередь, к а счет полового влечения) и переживаний у подростков отмечается неустойчивость эмоциональной сферы, подвижность, изменчивость и противоречивость настроений. Подростки неоедко проявляют повышенную чувствительность, которая может сочетаться с черствостью, а застенчивость может сочетаться' с нарочитой развязностью, вызывающим поведением. У подростка появляется скептицизм и критическое отношение ко всему общепризнанному, -непримиримость к родительской опеке и преподавателям. В этот период нередки нзврсзоподобныз состоянич, снижение работоспособности, раздражительность, плаксивость у девочек (особенно в период, менструаций). Указанные особенности развития организма подростка в период полового созревания требуют от родителей и педагогов правильного чуткого отношения. Не фиксируя особого внимания подростков на всех ЕТИХ измененных, ПРОИСХОДЯЩИХ в нем, надо деликатно разъяснять их сущность и биологический смысл. Очень важно, чтобы в этот пеоиод подросток видел в родителях и педагогах друзей, к которым можно обратиться по любому вопросу. Поэтому воспитание в этом возрасте должно приобретать такие формы и использовать такие методы, которые могут переключить внимание подростков на самые разнообразные виды деятельности, отвлекающие их от п-О'ювых переживаний. !!олозоз воспитание — система медици-лск-нх и педагогических мер, наплавленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отно:г,эт1и:1 к вол-осам пола, Зад;г'н полового коспитаиня: способствовать гармоничному развитию подозстающого поколения, полноценному формированию детородной функции, повышению сексологи-чоских знаний, содействовать укреплению брака и семьи. Представление о том, что половым воспитанием надо заниматься 114 тогда, когда дети вступают в период полового созревания, являются направильными. Его надо начинать в раннем детстве. От полового воспитания следует отличать половое просвещение,. которое заключается в подробном ознакомлении подростков с анатомо-фи'зиологичеекйми, сексологическими, гигиеническими и др. сведениями по вопросам пола и половой жизни. В возрасте 2—3 лет у детей постепенно формируется сознание принадлежности к определенному полу, появляется интерес к проблемам пола. Дети задают родителям различные ВОПРОСЫ и этим ставят родителей в затруднительное положение. Наиболее типичный вопрос: «Откуда я взялся?». Как правило, за зтим следует шаблонный ответ рб «аистах, капусте» и т. д. Вместе с тем более правильным будет ответ: «Ты вырос у меня в животике, я родила тебя в роддоме». При этом следует отвечать в простой доступной форме, н>е прибегая к детализации. Излишняя детализация и разъяснения процесса рождения детей могут пробудить в детях интерес к сексуальным подробностям, о которых они даже не подозревали и не могли спрашивать, и они начинают искать ответ у более осведомленных товарищей. Для объяснения факта рождения ребенка дошкольного возраста можно провести сравнение из жизни животных. Млад пий школьный возраст. В .этот период необходимо формировать у детей такие нравственные качества как совестливость, сдержан--ность, готовность всегда оказывать помощь и т п. Установлению здоровых отношений между мальчиками и девочками способствуют организованные ВЗРОСЛЫМИ совместные посещения театров, музеев, прогулки и др., вследствие которых у них формируются общие взгляды и ин-терегы. При «влюбленности», что бывает ПРИ влечении к более старшему (красота, интерес и т. д.), надо стараться переключить ребенка на новые интересы: книги, ИГР-Ы и т. д. Полозов воспитание в период полового созревания. Оно должно учитывать в первую очеоедь те изменения в организме и личности подростка, которые происходят в о тот период. Девочки вступают в подростковый период в 12—14 лет, мальчики в 13—15 лет. Этот возраст характеризуется интенсивным обогащением внутреннего мира подростков, усилением функции эндокринных желез, особенно половых, способствующих постепенному пробуждению полового влечения- — либидо. Либидо является отражением лежащих в его основе полового ин-стивкта и половых потребностей, т. е. врожденных, генетически обусловленных, механизмов. В этот период в личности подростка, наряду с другими, особенно выражена дисгармония между процессом полового созпевааия, проявлением полового влечения и уровнем зрелости. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы правильно? представление о половом развитии и гигиенических навыках ПОДРОСТОК получил от родите лай, а не случайных Пр?ж™е всего в период полового созревания девочку следует подготовить к тому, что у нес п-олвятся менструации, а мальчика — к появлению поллюций. Поллюции — непРОИ'З'РОлыюе семяизвержение (ЭЯКУЛЯЦИЯ), происходящие обычно во время сна на фоне эротических сновидений и н? прерывающие сна. Поллюции у юноши свидетельствуют о начале поло-вой зрелости. Матери должны научить девочек правилам специального туалета 115 •при менструациях, ведению менструального дневника, рассказать,о физиологии этого явления, об одежде, питании и режиме в этот период. Мальчики должны знать, что поллюции — это закономерное, естественное явление, при котором необходимо соблюдение правил элементарной гигиены. Очень важно для правильного воспитания полового влечения в период полового созревания оберегать подростков от преждевременного пробуждения чувственности, в чем решающую роль играют условия жизни подростка в семье, школе, на улице. Нездоровая атмосфера в семьо (пьянство, брань, безнравственное поведение взрослых) формируют распущенность, цинизм. Возбуждающе действуют на детей эротические сцены в кино и в жизни, а такж-з неконтролируемое чтение эротической литературы. Вредное влияние оказывает также предоставление взрослыми детям возможности подолгу нежиться в .постели, обильная жирная и пряная пища, сладости. Совершенно недопустим алкоголь, который оказывает коайне пагубное влияние на формирующийся организм подростка. Необходимо настойчивое разъяснение недопустимости нередкого в период полового созревания явления — онанизма. Основная цель полового воспитания подростков — научить их со-.знательно управлять половым чувством, воспитать в них моральную устойчивость ко всякого рода развращающим влияниям. Необходимо правильно организовать период жизни подростка до наступления половой зрелости, чтобы подготовить их к тому моменту, когда возникают реальные условия удовлетворения полового влечения. Поэтому половое воспитание подростков старшего школьного возраста и юношей, и девушек, кончивших школу, должно заключаться в освещении вопросов 'взаимоотношения полов с их нравственным, социальным и гигиеническими аспектами, изучением основ гигиены и физиологии половой жизни, морально-этических проблем и гигиены брака. В зтот период у девушек возникает желание нравиться окружающим и, в первую очередь, представителям мужского пола, стремление к сопереживанию, любви и ласки. Большое внимание они уделяют своей внешности. Усиливается интерес к «тайнам» любви. Юноши присматриваются к девушкам, стараются выглядеть взрослее, в связи с чем нередко перенимают привычки взрослых, в том числе и вредные (кусение, употребление алкоголя). Прежние привязанности мальчиков к друзьям и девочек к подругам отступают, обычно, на второй план. Возникающие неясные желания молодые люди не всегда могут подавить, чувствуют себя неловко в обществе сверстников противоположного пола. Поэтому особенно важно тактично помочь им в этой сложной ситуации. При правильной организации .режима в этот период, если жизнь молодых людей заполнена увлекательными делами, пронизана доброжелательным отношением друг к другу, чрезмерного интереса к вопросам пола не возникает. В связи с этим исключительное значение пни-обретает воспитание в каждом человеке творческих наклонностей, разносторонних интересов. Следует активно толагатадиоовать занятия физкультурой и спортом, которые поглощают избыточную энергию подростка, пособстзуют гармоничному развитию его организма, воспитанию ценных волевых качеств. Юношеский возраст характеризуется расширением круга интересов, приближающихся к интересам взрослого. Юноши и девушки до- 116 статочно рассудительны и самостоятельны в своих решениях, более-критичны к себе и другим. Родители и педагоги должны уважать молодых людей, считаться с их мнением, тактично руководить ими в по вседневной жикы, помогать им избавляться как от излишнего самомнения, так и от нерешительности. Между юношей и девушкой могут установиться глубокие дружеские отношения, носящие романтический оттгнок. Взрослые должны правильно относиться к этому явлению, проявляя при этом деликатность и такт. Подобная дружба, однако, нередко мучает родителей и педагогов, которые становятся на путь «борьбы с любовью», устанавливают всевозможные запреты, создают так называемое общественное' мнение. Такое отношение взрослых приводит к конфликтам с молодыми людьми. Вместе с тем, оберегая дружбу мальчиков и девочек, взрослые не должны занимать позицию полного невмешательства, так как такой дружбе надо помогать, направлять ее. - . .-Если к периоду юношества у мальчиков и девочек сформировались такие 'качества как честность, скромность, уважение к человеку, гордость, то у взрослых не будет оснований опасаться за чистоту их отношений. Половая жизнь. Для укрепления семьи знания правильного веде-нил полосой жизни имеет исключительное значение. Половая жизнь человека в отличие от животных служит не только инстинкту продолжения рода, но и предполагает личностное объединение между мужчиной и женщиной, духовное объединение между ними. В формировании полового поведения человека и характера полосой жизни решающую роль играют индивидуальный опыт, воспитание и морально.стичсские взгляды личности. Нормально:'! формой по;;озой жизни является половой акт (половые-сношения, коитус) между мужчиной и женщиной, который вместе с их духовным единением входит в понятие «полноценная половая жизнь». Наиболее тиличным проявлением мужской сексуальности является эрекция и семяизвержение (эякуляция). Эрекция представляет собой рефлекторный акт, в результате которого мужской половой член увеличивается в объеме и приобретает твердость для введения его во влагалище. В процессе полового сношения, длительность которого колеблется от нескольких секунд до нескольких минут, вследствие раздражения головии полового члена при его движении, наступает резкое нарастание полового возбуждения, которое приводит к эякуляции (извержение семенной жидкости во влагалище), сопровождающееся оргазмом (оргазм.— ,.зт.о высшая степень сладострастного ощущения, возникающего в период завершения полового акта). Особенности женской сексуальности предполагают психологическую подготовку женщины мужчиной к проведению полового акта с те!(Ц чтобы она могла получить наиболее полное удовлетворение. В этой' связи, большое значение имеют предварительные ласки, особенно если' сексуальность женщины еще не пробудилась. Большую роль играют так называемые эрогенные зоны, т. е те части тела, раздражение которых вызывает половое возбуждение. Ха-рафгерно, что у женщин, в отличие от мужчин, эти зоны приобретают большое значение, а иногда даже преобладают над генитальными. .Кроме того, при предварительных, ласках существенное значение приобретает участие тех или иных органов чувств. У мужчин при этом 117 на первый план выступает зрение, а для женщин наиболее возбуждающим действием обладают слуховые раздражители. Бытует следующая пословица: «Мужчина любит глазами, а женщина — ушами». Инициатива в проведении предварительных ласк обычно принадлежит мужчине, который нэ должен руководствоваться эротическими соображениями, сокращая период предварительных ласк, упрощая их или вовсе игнорируя. Благополучие половой жизни во многом зависит от того, насколько гармонично сочетаются между собой индивидуальные особенности муж-пины и женщины, т. е. от наличия так называемой психологической совместимости партнеров. Индивидуальная несовместимость в супружеской жизни нередко является основой наиболее острых конфликтов с их пагубным влиянием на сексуальную сферу и микросоциальный климат семьи. По мнению многих специа.тизтов- секс'оаатологоз, в значительной части случаев половых расстройств имеют место не просто заболевания половой сферы, а именно побочные несоответствия между партнерами, отсутствие адаптации друг к другу. Причин много. При отсутствии адаптации нужно обратиться к психологу и сексопатологу. Половая жизнь может и должна быть для мужчины и женщины источником величайшего наслаждения и удовлетворения, однако она тре- •бует и определенного умения, понимания, чуткости и даже жертвенности. Особенности женской сексуальности заключаются в том, что для • большинства женщин характерно (стремление к ласке и нежности (нередко чуждое для молодых мужчин), выраженность полового влечения у них, в отличие от мужчин, подвержено циклическим колебаниям, усиливаясь либо в предменструальный период, либо в первые дни после менструации. Можно ли продолжать половые сношения, если у жены наступила беременность? Не обязательно полностью воздерживаться от гениталь-ной близости, хотя, безусловно, известная осторожность при совершении полового акта необходима. Полностью воздерживаться от полового акта следует в первые и последние 2—3 месяца беременности, а также в первые 2 месяца после родов. Необходимо добиться полного взаимопонимания в половой жизни. Упрощение половой жизни, сведение ее время от времени к повторяющемуся половому акту, и, как следствие этого, скука и однообразие, возникающее в отношениях между супругами, иногда толкают их на путь супружеской измены, заставляют искать новые увлечения, вступать во внебрачные половые связи. Кроме морального ущерба, внебрачные связи чреваты также опасностью заражения венерическими заболеваниями, что фактически приводит семейную жизнь к катастрофе. Пагубное влияние на половую жизнь оказывает и алкоголь, который действует на половые железы как яд. Около трети людей, злоупотребляющих алкоголем, страдают снижением половой функции, а у женщин рано прекращаются менструации, снижается способность к деторождению, возникают осложнения беременности и родов. Человек в состоянии алкогольного опьянения теряет стыдливость, он не в состоянии критически оценивать последствия своих поступков, его влечения, в т. ч. сексуальное. В этом состоянии наиболее часто возникают случайные связи, последствием которых бывают нежелательная беременность и заражение венерическими заболеваниями. 118 Установлено, что около полазины первых абортов у незамужних женщин являются результатом случайных связей, возникающих в состоянии алкогольного опъянения, 90% случаев венерических заболеваний также происходит вследствие подобных связей. Следует также помнить, что дети, зачатые в нетрезвом состоянии, как правило, медленнее развиваются физически и психически, у них чаще наблюдается умственная отсталость и различные пороки развития. ВЕНЕРИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ Трихомоноз — воспалительное заболевание органов мочеполовой системы, вызванное влагалищной трихомонацой. Возбудитель заболезанит передается половым путем. Влагалищная •ррихомонада неустойчива к действию различных фактотксз внешней среды (например, солнечных луч-эй) и под их влиянием быстро погибает, но при нарушении саниташо гигиенического режима (общие с больным предметы гигиены и туалета, постель и т. д.) возможно внеполо-вое заражение. Таким путем больная мать может заразить деввчиу. Болеют мужчины и женщины, хотя у мужчин болезнь протекает, как правило, незаметно. Вызываемое тпихомонадой воспаление мочеиспускательного канала (уретрит) может сопровождаться лишь незначительными слизистыми выделениями, не причиняющими беспокойства. Оставаясь практически здоровым, мужчина, не подозревая о болезни, не лечится и служит постоянным источником заражения. Нелеченный трихомоноз может распространяться на придатки яичек, вследствие которого часто возникает бесплодие . У женщин трихомоноз вызывает ряд нарушений. Чаще всего поражается влагалище (кольпит). Заболевание сопровождается выделениями белей, нередко разъедающих, с неприятным запахом, ощущается зуд и жжение в области вульвы (влагалища). При снижении сопротивляемости организма, а также во время менструаций воспаление может перейти на матку и ее придатки. Лечение длительное, следует строго выполнять указания врача. Лечиться следует обоим супругам. В период лечения необходимо строго соблюдать правила личной гигиены: ежедневно менять белье, проглаживать его 'Горячим утюгом, принимать гигиенический душ (желательно с мылом), обмывая тело, необходимо половое воздержание. После лечения в течение 2—3 месяцев, нужно явиться к врачу на контрольное обследование. Гонорея — венерическое заболевание, вызванное микшбом гонококком. Это результат случайных половых связей. Поражаются половые отзганы и мочеиспускательный канал. Источник заражения — больные мужчина или женщина. Во время полового акта гонококки попадают на слизистую оболочку половых органов и мочеиспускательного канала и вызывают в них местное воспаление. Возможна и вяеполовая передача гонококка через предметы домашнего обихода: общая с больным постель, белье, мочалка, полотенце и т. д. Так нередко заражаются девочки от больной матери, что вызывает заболевание половых органов, гонорейное воспаление слизистой оболочки глаз. Первые признаки заболевания появляются через 3—5 дней после заражения. У мужчин они выражаются ощущением жара, зуда 119 |
|
© 2010 |
|