РУБРИКИ

Шпора: Шпоры по анатомии и физиологии человека

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Шпора: Шпоры по анатомии и физиологии человека

небольших количествах, но их отсутствие или недостаточность в пище нарушает

образование соответствующих ферментов.

Авитаминоз. Отсутствие определенных витаминов вызывает специ­фические

нарушен.»! в организме и тяжелые заболевания. Для нор­мальной

жизнедеятельности организма, его роста и развития необхо­димы следующие

витамины:

Витамин BI (тиамин) содержится в лесных орехах, неочищенном рисе, хлебе

грубого помола, ячневой и овсяной крупах, особенно мно-

80

то его в пивных дрожжах и печени. При отсутствии в пище витамина В,

развивается заболевание бери-бери. Больной теряет аппетит, быстро утомляется,

постепенно появляется слабость в мышцах ног. Затем на-ст/пает потеря

чувствительности в мышцах ног, поражение слухового и зрительного нервоз,

гибнут клетки про долговатого и шинного мозга, наступает папаллч конечностей.

Без своевременного лечения наступает смспть.

Витамин В2 (рнбафлзвип) содержится в хлебе, гречневой крупе, молоке, яйцах,

печени, шюе, томатах. У человека первым признаком огеутстсич витамина В2

является поражение кожи (чаще всего в облас­ти губ). Появляются трещины,

которые мокнут и покрываются короч­кой. Позднее развивается поражение глаз и

кожи, сопровождающиеся отпадением роговых чешуек. В дальнейшем может

развязаться злока­чественное малокровие, поражение нервной системы, внезапное

паде­ние кровяного давления, судороги, потеря сознания.

Витамин В12 (цинкобаламин) у человека синтезируется в ки­шечнике. Содержится

в почках, печени млекопитающих и рыб. При его недостатке у -человека

развивается злокачественное малокровие, свя­занное с нарушением образования

эритроцитов.

Витамин С (аскорбиновая кислота) широко распространен в приро­де в овощах,

фруктах, в ягодах, особенно в шиповниуе, клюкве, в хзое и IB печени. Хорошо

сохраняется аскопбинозая кислота в квашеной ка­пусте. Недостаток витамина С

проявляется общей слабостью, быстрой утомляемостью, разбитостью, снижением

умственной и физической Трудоспособности. Хронический недостаток витамина С

вызывает за­болевание цингой. Обычно болезнь начинается с общего недомогания,

угнетенности. Кожа приобретает грлзнавато-осрый оттенок, десны кро­воточат,

выпадают зубы. На теле появляются темные пятна кповоизли-яняй, некоторые из

них изъязвляются и причиняют резкую боль.

Витамин А (ретяиол) в организме человека образуется из распро­страненного в

природе пигмента каротина, находящегося в больших количествах в свежей

моркови, помидорах, салате, рыбьем жире, сли­вочном масле, печени, почках,

желтке яиц. При недостатке витамина А замедляется рост детей, развивается

«куриная слепота» т. е. резкое падсняе остроты зрения при неярком освещении,

приводящей в неко­торых случаях к полной необратимой слепоте.

Витамин Д (кальциферол) содержится в желтках, коровьем моло­ке, гаыбьем жире.

Одной из наиболее распространенных болевней дет­ского возраста, поражающей

детей в возрасте до 5 лет при недостаточ­ности витамина Д является рахит. При

рахите нарушается процесс формирования костей, кости черепа становятся

мягкими и податливы­ми, конечности искривляются. Может деформироваться

грудная клет­ка (куриная грудь) в области прикрепления реберных хрящей к

гру­дине образуются утолщения «реберные четки». На размягченных участках

черепа образуются гипертрофированные теменные и лобные бугры. Вялые, бледные,

с неестественно большой головой, коротким телом, большим животом и кривыми

ногами, такие дети резко отстают в своем развития. Отсутствие или недостаток

в организме витамина Д вызывает тяжелые наоушенип.

Концепция сб?лзнси:-озанного питают — количество потребляе­мо"! поташ должно

соответствовать энергетическим затратам человека. В питании должен

'соблюдаться энергетический баланс.

Энергия пищевых веществ. Энергия пищевых взщестз определяет­ся на основе

основного обмена человека, т. е. энергетических затрат

81

организма в условиях покоя, связанные с поддержанием минимально­го,

необходимого для жизнедеятельности клеток, уровня обменных про­цессов.

Основной обмен определяют у человека в состоянии мышечно­го покоя (лежа,

натощак, т. е. через 12—16 часов после еды, при тем­пературе окружающей среды

18—20°С). У человека среднего возраста основной обмен составляет 4187 Дж на 1

кг массы в час. В среднем это 7140—7560 тыс. Дж а сутки.

Основной обмен у детей интенсивнее, чем у взрослых {у детей 8—9 лет оснозной

обмен в 2—2,5 раза больше, чем у взрослого).

Энергетическая ценность 1 г бзлиа — 17,17 кДж (4,1 ккал), 1 г жира — 38,94

кДж (9,3 ккал).

Нормы питания. При составлении пищевого рациона учитывается калорийность

принимаемой пищи, суточный расход Енерггаи, пол, воз­раст "и другие

особенности организма (состояние после болезни, уси­ленная мышечная работа и

т. д.).

Для организма важно, чтобы в принимаемой пище были все необ­ходимые пищевые

вещества (белки, жиры и углеводы, вода, мине­ральные соли, витамины). Важню

также и 'соотношение пищевых ве-щеетз в рационе Для детей младшего школьного

возраста соотноше­ние белков к жирам и углеводам должно быть 1:1:2, для детей

более-старшего возраста 1:2:3, для взрослых 1:1:4.

Физиологические потребности детей и подростков в питательных веществах (г в

сутки)

Возраст Пол

Наименование пищевых веществ белки жкпы

всего я-пзстяы-з всего животные

углеводы

6_68446810272
7—1079477916375
11 — 13мальчики93569319370
девочки85518517340
14—17мальчики1006010020400
девочки90549018360

Учитывая важную роль белков для организма и то обстоятельство,, что его

нельзя заменить никакими другими питательными веществами,, поступление в

организм с пищей белка не только в достаточном коли­честве, но и полноценного

по качеству, по его аминокислотному соста­ву — необходимое условие

нормального развития и роста организма-ребенка.

Белки животного происхождения считаются полноценными, так как входящие в них

аминокислоты более близки к аминокислотам, из ко­торых строятся белки

организма человека. Однако но следует удовле­творять потребность организма в

белках только зо счет пищи животно­го происхождения, ибо белки растительного

происхождения также име­ют существенное значение для организма человека.

Белки животного происхождения в питании детей 6—17 лет долж­ны составлять

несколько больше полозины от установленной физиоло­гической нормы потребления

белка.

Наличие жира в пище увеличивает ее калорийность и делает ее более вкусной,

создает ощущение сытости, ограничивает распад белка

82

в организме. Жироподобные вещества — липоиды, содержащие в сво­ем составе и

фосфор, имеют большое значение для деятельности нерв­ной системы.

Жиры могут откладываться в организме в виде запасов — жиро­вых депо в

подкожной клетчатке, в сальнике, печени, в околооочечной клетчатке и других

органах и тканях. Откладывается жар в организ­ме не только за счет жкрга

пищи, но и при обильном углеводном пи­тании. Эти запасы шергетяческого

материала мобилизуются организ­мом в случае длительной работы без принятия

пищи, а также во вгремя голодания и тяжелых болезней. Расходуя в первую

очередь запасы жира, организм там самым -сохраняет б-злки и предохраняет от

разру-шения гажные органы и ткани.

Наиболее ценны, особенно для детей, молочные жиры. Жиры яич­ного желтка,

содержащего некоторые витамины, также имеют сущест­венное значение для

организма ребенка.

Сурепная физиологическая .норма жиров для детей и подростков должна быть

обеспечена преимущественно жирами животного проис­хождения.

Чрезмерное употребление жиров, также как и значительный недо­статок их в

пище, неблагоприятно влияет на рост, развитие и деятель­ность организма

ребенка. Ожирение, возникающее при питании избы­точно жирной пищей, приводит

к уменьшению выносливости организ­ма и глубоким нарушениям обмена веществ,

падению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы,

работоспособности и имунной реактивности.

J3o время мышечной работы организм нуждается в углеводах. Они необходимы для

работы мышц тела, сердечной мышцы, а также для эффективности мышечной работы.

При достаточном поступлении угле­водов с пищей организм покрывает свои

.энергетические потребности прежде всего за их счет. Источником углеводов

служат продукты, пре­имущественно растительного происхождения: хлеб, крупы,

картофель овощи, фгэукты, ягоды.

Клетчатка растительных тканей — целлюлоза также относится к углеводам. А

пищезоэ значение ее для человека невелико, так как она не переваривается в

кишечнике. Однако она увеличивает объем пищи способствует ощущению сытости,

механически раздражая рецепторы кишечника, способствуют передвижению пищевой

кашицы и опорожне­нию кишечника.

Без удовлетворения физиологической потребности учащихся в ми­неральных

веществах нарушаются нормальный рост, развитие и жиз­недеятельность

организма. Минеральные соли входят в состав продук­тов питания, поэтому при

рационально организованном сбалансирован­ном литании нет потребности вводить

их искусственно. Из числа мине­ральных солей только поваренную соль

приходится 'вводить в пищу дололнительео, особенно растительную, так как

растения бедны натри­ем.

Ежедневная потребность учащихся в поваренной соли 8—10 г При длительном

поступлении соли в организм в недостаточном или -избы­точном; количестве

'.могут наступить серьезные расстройства: наруша­ется работа сердца,

изменяется возбудимость нервной системы, по­являются головокружения и

обмороки, изменяется мочеобразозавие

Поваренная соль используется организмом для выработки соляной кислоты,

которая является составной частью желудочного сока и ипра-

83

«ет существенную роль в першаризаяии пищи, а также защите организ­ма от

бактерий, поступающих в желудок с пищей и слюной.

Соли кальция и фосфора являются главными составными частями костной ткана и

имеют существенное значение для деятельности нерв­ной системы.

Пса недостатке з организме солей кальция, фосфора и витамина Д

•костная Т;:РЛЬ не может правильно развиваться, процессы роста и (раз­витие

организма замедляются. У детей развивается рахит. Кроме того фосфор, являясь

составной частью белковых и жировых соединений, входит в состав КЛЕТОК

нервной системы и других важных органов.

Обогащение пищи детэй молоком и 'молочными продуктами!, а так­же фруктами и

овощами обеспечивает потребности их растущего орга­низма в кальции и фосфоре

в нужном соотношении 1 : 1,5, 1:4. Соля­ми фосфора .наиболее богаты яичный

желток, мозги, мясо, орехи, овся­ная мука, горох, цельная пшеница.

Большое значение для жизнедеятельности организма имеют соли машин. Ими богаты

грубые сорта пшеничного и ржаного хлеба*, фа­соль, сыр и миндаль.

Железо используется организмом для построения гемоглобина, содержащегося в

зрщроцитах, без которого невозможно поглощение из вдыхаемого воздуха

кислорода и снабжения им тканей. Недостаток в пище железа нередко приводит к

возниизов-гнию различных степеней малокровия. Железо входит также в состав

клеток организма. Нали­чие з питания детей таких богатых железом продуктов

как яичный бе­лок, картофель, мясо, капуста, горох, салат » яблоки совершенно

не-

• обходимо. Всего в сутки школьники должны получать 1100—1200 мг кальция,

1500—1800 мг фосфора, 250—350 мг магния, 15 мг железа. Существенное значение

в регуляции содержания воды в тканях орга­низма, а также для нормальной

сердечной деятельности имеют соли калия, которые содержатся преимущественно в

овощах (картофель, капуста), а ташке в кураге, изюме.

Нормы потребления витаминов. Недостаточное потребление вита­минов з пище

(гиповитаминоз) приводит к возникновению тяжелых заболеваний, а затем и к

гибели организма. Однако следует помнить, что избыточное потребление

витаминов, особенно витаминных препара­тов, вредно.

В .медицинской практике, к сожалению, известны случаи пагубного избыточного

потребления детьми витаминных препаратов, в частности, витамина Д. Избыточное

его употребление приводит к нарушению дея­тельности почек.

Избыточное потребление витамина В приводит к нарушению фер­ментативных

процессов. '

В своих беседах с (родителями, классным руководителям, учителям и

воспитателям следует обращать внимание на значение оптимальных и на вред

избыточных доз витаминов в питании учащихся.

Калорийность питания. При определении калорийности питания учитывают длину

(рост) я массу тела (вес), возраст, пол, характер де­ятельности, время года,

климат, температуру помещения и др. В тех случаях, когда масса тела ниже

нормы, питание должно быть более калорийным, чтобы организм мог покрыть не

только все свои энерге­тические затраты, но и довести массу тела до нормы.

Наоборот, в слу­чаях чрезмерного оитгнпл и повышения массы тела по сравнению

с варкой, калорийность питания должна ограничиваться. В теплом кли­мате ка

'мсийкость суточного питания детей должна быть меньшей,

84

чем в условиях холодного северного климата, где потери тепла даже-летом гао

много раз оыше. В зимнее вроття потребность организма в

выес:£сна;ю:н:1:нол пище пооылгает-'я. Значительно нарастает

:;Н'еого-затраты у детей и подростков с увеличением интенсивности дспжеяил. В

детских оздоровительных учреждениях, санаторно-лссяых 1лко-лах, для детей

ослабленных, с тубаркулезнэД кнтоисикациен устаназ-дизаг'тся более аыеокая

калорийность питанял (не менее 3500 ккал).. Высокая калорийность питания (не

менее 4000—5000 ккал) необходи­ма учащимся спорт!сменам, особенно в период

соревнований и трени­ровок, в связи с большими энергетическими затратами.

Калорийность питания детей и подростков в сутки

Возраст, лет

Пол

Кал/день

КДж/день

6_19708077
7—1023009430
11 — 13мальчики270011070
девочки245010045
14—17юноши290011890
девушки260010660

Своими /работами И. П. Павлов показал, что существенное значе­ние для

пищеварения и дальнейшего' усвоения пищевых вещсстз име-ет аппетит.

Возбуждает аппетит и способствует пищеварению разнообразная,. правильно и

вкусно прлготозленная пища. Вкус детей не следует поощрять чр-езмерно

изысканными блюдами. Это изнежизает пищева­рительный аппарат и в значительной

мере понижает способность орга­низма гггаелосаблизаться к различным

изменяющимся условиям п.ита-иил. Отрицательно вгилет на пищеварение, снижая

концентрацию же­лудочного сока, употребление воды до приема пищи.

Хороший, здоровый аппетит вызывается также обстановкой, в ко­торой происходит

прием пищи. Ост/сое желание есть вызывает стол, накрытый скатертью, аккуратно

нарезанный хлеб, аккуратно расстав­ленные тарелки и другие столовые приборы.

Детей и подростков следует приучать есть не спеша, хорошо про­жевывать пищу и

не заниматься во время еды посторонними делами (.разговаривать, читать

книгу), так как это неблагоприятно отражается на выделение желудочного сока.

Пищевой рефлекс имеет определенную периодичность, в соответ­ствии с которой

устанавливается и строго соблюдается решим питания детей — прием пищи через

каждые 3,5—4 часа. Для подростков, юно­шей и девушек приемы пищи

устанавливаются в количестве 3—4 раз в сутки. Не допускается еда урывками,

раньше-времени, так как это приводит к снижению аппетита. Подобные нарушения

в режиме пита­ния могут привести к угасанию условного пищевого рефлекса и

рас-сзролству пищеварения. Такие же последствия наблюдаются и в слу-' чаях

беспорядочного двухразового питания. От количества приемов пи­щи в день

зависит и усвоение питательных веществ. При четьврехразо-/вом питгени пища

усваивается до 82—84%, а при трехразовом — 75—76%.

Пища, богатая белком, лозышает возбудимость нервной системы,.

85

позтому ее следует давать детям в первую половину дня, в период их наиболее

активной деятельности. Возбуждение же нервной системы пе­ред сиом

нежелательно, тан как оно препятствует быстрому наетупле-нию глубокого сна.

Употребление пегред сном пищи, богатой белками, неблагоприятно и для

пищеварения. Белковая пища дольше задерживается в желудке. Переработка ее до

простейших веществ требует отделения больших количеств пищеварительных соков.

В период же сна все процессы в организме замедляются, в том числе и отделение

пищеварительных соков, что привадит к худшему перевариванию пищи. Поэтому

ужин детям и подросткам дают малообъем.ный, из легких овощных и молоч­ных

блюд и не менее чем за 2,0—2,5 часа до отхода ко сну, Привитие учащимся

гигиенических навыков в связи с питанием.

Школьников необходимо приучать мыть руки перед едой, есть и лить из отдельной

посуды, правильно пользоваться индивидуальными столовыми приборами, не

торопясь, тщательно равжевыватъ пищу, по­лоскать рот после ириема пищи, не

пить сырую воду, очищать и обмы­вать перед употреблением сырые овощи и

фрукты, мыть руки после посещения туалета. Привитие детям этих гигиенических

навыков, в том числе и навыков, связанных с приемом пищи, имеет существенное

значение в профилактике глистных заражений и желудочно-кишечных инфекционных

и неинфекционных заболеваний.

Физиологические нормы суточной потребности учащихся в витаминах

Возраст

лет

ПолВитамины, мг
ВВ2РРВ6САД мг
61,01,3121,350500по назн.
7—101,41,6151,660700врача по назн.
11 — 13 14—17мальч. Дев. юноши1,6 1,5 1,71,9 1,7 2,018 16 191,9 1,7 2,070 60 751000 1000 1000врача 0,0125 0,0125 0,0125
дев.1,61,8171,86510000,025

ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО * АППАРАТА

Определения опорно-двигательного аппарата. К опорно-двигатель-ному аппарату

относятся скелет и мышцы, объединенные в единую костномьгшечную систему.

Скелет и мышцы являются опорными стру­ктурами организма, ограничивающими

полости, в которых расположе­ны внутренние органы. С помощью опорно-

двигательного аппарата осуществляется одна из важнейших функций организма —

движение. Движение — основное внешнее проявление деятельности организма и

вместе с тем необходимый фактор его развития. В условиях ограниче­ния

движений кезко замедляется как физическое, так и психическое развитие.

Двигательная активность, особенно движение рук, является необходимым условием

нормального развития мозга, его речевой функ­ция и мышления. Двигательная

активность играет также важнейшую

роль в обменных процессах, положительно влияет на работу всех вну­тренних

даганоз.

Костная система. Костная система — опорный остов человека. Он не только

обуславливает внешний вид и форму тела человека, но вмес­те с суставным

аппаратом и мышечной системой в совокупности со­ставляет cnoipaaдвигательный

аппарат.

Кость представляет собой сложное образование, состоящее из кост­ной ткани,

костного мозга, суставного хряща, нервов и сосудов.

Свапужи ко:ти, за исключением суставных поверхностей, покрыты надкостницей.

Надкостница — тонкая, крепкая соединительнотканная пленка, богатая сосудами и

нартами. К надкостнице прикреплены связ­ки и мышцы. Внутренний слой

надкостницы состоит -из клеток, кото­рые растут и размножаются, обеспечивая

рост кости в толщину, а при переломах — образование костной мозоли.

По форме и строению различают четыре основные вида костей: трубчатые,

губчатые, плоские (широкие), и смешанные.

Трубчатая кость состоит из тела (диафиза) — компактная, твер-дая*ко:ть,

внутри которой находится костный моет, и двух концов (эпифизов), покрытых

хрящем. Такое строение имеют кости верхних и яшинглх конечностей.

Губчаты кости состоят преимущественно из трубчатого вещества (рыхлые

пластинки, ячеистое строение) покрытые тонким слоем ком­пактного вещества.

Такое строение имеют ребра, позвонки, мелкие кости стопы и кисти.

Плосиие или широкие кости образуют полости для внутренних ор­ганов (кости

черепа и таза).

К смешанным относятся кости, состоящие из нескольких частей (например, кости

основания черепа). Кости скелета соединены между собой с помощью суставов,

связок, перепонок.

В скелете взрослого челов^ека находится более 200 костей. Роль костей не

ограничивается функцией опоры. Входящие в состав их тканей минеральные соли —

один из важнейших элементов обменных процессов, происходящих в организме. В

костях находится также один из основных органов крозетвогае.вия — костный

мозг.

Каждая кость — сложный орган, состоящий из костной ткани, над­костницы,

костного мосга, кровеносных и лимфатических сосудов. Строение костей

обеспечивает их основное свойство — механическую прочность.

Кость состоит из органических и неа~эганичееких (минеральных) веществ. Кости

содержат 60% минеральных веществ, 30% органичес­ких, 10% составляет вода.

Эластичность кости зависит от органичес­ких веществ, минеральные вещества

обеспечивают ее твердость. Соче­тание этих компонентов в кости придает ей

значительную твердость и ущругость.

Минеральные вещества кости представлены солями кальция, фос­фора, магния, а

также многими микроэлементами (алюминий, фтор, марганец, свинец, стганций,

кобальт, жеяе'зо и др.). У взрослого чело­века в скелете сосредоточено около

1200 г кальция, 530 г фосфора, 11 г магния; 99% всего кальция, имеющегося в

теле организма, содер­жится в костях. Важно отметить, что кость не инертная

масса, она не­сет в себе и биологическую функцию, которая 'состоит в ее

участии в процессах кроветворения и обмене веществ. Костная система пожи­мает

НС-посредственное участие в обмене минеральных веществ, яз-

87

ляясь подвижным депо минеральных веществ, снабжающим остальные -органы и

ткани сйшералыныли компонентами.

О'ргзвлческая часть коли состоит на 95%' из белка коллагена, 5% приходится

,на неко.члагенозыс белки, углеводы, жиры и Фээменты.

У детей в костной Т'.гани .преобладают ос-гаки-жиме вещества, их скелет

гибкий, эластичный и ьто надо иметь взиду, так как ол легко де-

сроссйи'эусгся, искривляется црл длительной и тяжелой нагрузке и неправильных

положениях тела. С возрастом содержание миноталь-ных вэщситз в костях

увеличивается, эластических "элементов умень­шается, вследствие чего .сии

становятся, менее эластичными и более хрупкими.

Рост н развитие костей. Молодые кости растут в ширину за счет клеток

надкостницы, в длину — за счет х^рлщей, расположенных меж­ду их костями и

телом. К моменту окончания роста костей хрящи .за­мещаются костной тканью.

Развитие скелета у мужчин завершается к 20—24 годам. Цри STCIM прекращается

рост костей в длину, а юг хрящевые части замещаются костной тканью. Развитие

скелета у жен­щин заканчивается на 2—3 года раньше.

Строение и функции суставов. Различают неподвижные, малопод­вижные и

подвижные соединения костей, или суставы.

Непозвижные соединения костей происходят путём их срастания. Движения при

стом крайне ограничены или козсе отсутствуют. Непод­вижность костей мозгового

черепа, на'Жкшер, достигается теш, что-миаготисленныз выступы одной кости

входят в соответствующие углу­бления гругол. Ето, так называемый, шов.

Небольшая подвижность достигается упругими хрящевыми ПРО-кладками между

костями. Это так называемый синхсгадюоз. Такие про­кладки находятся между

отдельными позЕдаками-. При союза щей ли мышц зти прокладки сжимаются, и

позвонки сближаются, что оЗеспо-1жаэт изменение кривизны лозэоно-тайка, его

сгибание, разгибание и наклоны в стороны. При ходьбе, беге, прыжках хшщ

действует как г.'.адстшат-ор-, смягчая резкие толчки и предохраняя тэпэ от

сотрясе­ния. В некоторых случаях коля соединяются между собой очень плот­ной

соединительной тканью — синдесмоз.

Подвижные соединения костей относятся к истинным суставам. Цри этом

соединяющиеся концы костей покрыты гиалиновым хрящем толщиной 0,2—0,3 мм.

Этот хрящ эластичен, имеет гладкую блестя­щую поверхность, что значительно

уменьшает трение между костями и тем самым облегчает их движение. Область

сочленения костей окру­жена суставной сумкой (капсулой) из очень плотной

соединительной ткани. Изнутри суставная сумка выстлана так называемой

синовиаль­ной оболочкой, которая продуцирует в полость сустава синовиальную-

жидкость, обладающую очень высокой вязкостью. Синовиальная жид­кость

выполняет роль смазки сустава, тем самым предохраняет хрящ от разрушения.

Подвижные суставы укрепляются связками из плотвой соедините-, льной ткани,

которые удерживают суставные концы костей в правиль­ном положении.

Частя скелета и их развитие. Основными частями скелета являет­ся скелет

туловища, состоящий из позвоночного столба и грудной клет­ки, скелет верхних

и нижних конечностей и скелет головы — череп.

Позвоночный столб человека является осевой частью, стержнем скелета, ЕС-РАНИМ

концом соединяющегося с черепом, нижним — с

88

костями таза. Позвоночный столб занимает 40% длины тела. В нем различают

следующие отделы:

— шейный, состоящлй из 7 позвонков,

— грудной — из 12 ооззонков,

— поясничный — из 5 позвонков,

— крестцовый — из 5 лозэсшюв,

— копчиковый — из 3 позвонков.

У взрослого человека крестцовые позвонки срастаются в одну кость — крестец, а

копчиковые — в копчик.

Каждый позвонок солюит из более массивной части — тела, сза­ди на тэле позвонка

находится остистый отросток, по бокам — два по­перечных отростка, к которым

прикрепляются сухожилия мышц спи­ны. Позвонки соединяются между собой в области

тела хрящем (меж-•позвожпяый джзк), внутри которого имеется эластичное

образование <пульпозное ядря? и при помощи суставных отростков, отходящих от

дужек позвонка.

Позвоночные отверстия всех позвонков образуют позвоночный ка­нал, в котором

помещается спинной мозг. Через парные боковые от­верстия из позвоночника

выходят 22 пары спинномозговых нервов.

Рост позвоночного столба наиболее интенсивно происходит в пер­вые 2 года

жизни. В течение первых полутора лет жизни рост раз-.ли'чных отделов

позвоночника относительно равномерен.

Усиление роста позвоночника отмечается в 7 — 9 лет и в период по­лового

созревания. Структура тканей позвоночного столба существен­но изменяется с

возрастом. Окостенение, начинающееся еще во внут­риутробном периоде,

продолжается в течение всего детского возраста. До 14 лет окостеневают только

средние части позвонжог. В период по­лового созревания появляются новые точки

окостенения в виде пласти­нок, которые сливаются с телом позвонка после 20

лет. Процесс окос­тенения отдельных позвонков завершается к 21 — 23 годам.

Позднее окостенение позвоночника обеспечивает его подвижность и гибкость в

детском возрасте. Кривизна позвоночника, являющаяся характерной особенностью,

формируется в процессе его индивидуального развития. В самом раннем возрасте,

когда ребенок начинает держать головку, появляется шейный изгиб, направленный

выпуклостью вперед (лор­доз). К 6 месяцам, когда ребенок начинает сизеть,

образуется грудной изгиб с выпуклостью кзапи (кифоз). Когда ребенок начинает

стоять и ходлть, образуется поясничный лордоз С появлением поясничного

лор­доза центр тяжести перемещается кзади, препятствуя падению тела При

вертикальном положении.

К году имеются уже все изгибы позвоночника. Но образовавшиеся изгибы еще не

фиксированы и исчезают пги расслаблении мускулату­ры. К 7 годам уже имеется

четко выраженный шейный я грудной из­гибы, фиксация поясничного изгиба

происходит позже — в 12 — 14 .лет.

Изгибы позвоночника составляют специфическую особенность че-

ловека и возникли в связи с вертикальным -положением тела. Благода-

ря изгиба^! ттоз1?очо".ный стспб нгт/жинит. Уданы и толчки пои хопьбе,

t>ere, прыжках ослабляются и гптухэтт, что п.че'Д'Ггг^ачтет м-озг от со-

" тЬяоеплй Hnpyinerrm кггг.пплнм полоненного гтотба, которые могут

вознжт'-гь в результат0 <т1'-:н'\т,здлы1пн посадки ргбетика рд сто л ом или

'партой, поиводчт к н.отт;>и"тным послелствтигм в его одопочье. .

' Грудная клетка, грудная клетка образует костную основу грудной

89

Наркомания ведет к грубому нарушению жизнедеятельности орга­низма и

социальной деградации. Это болезнь с хроническим течением, она возникает

исподволь.

Причиной болезни является способность наркотических веществ вызывать

состояние опьянения, сопровождающееся ощущением полно, го физического и

психического комфорта и благополучия. Отмечаются два пути развития болезни:

— злоупотребление возникает по неведению;

— сознательным путем:

— прием наркотиков с целью получения эффекта наркотического опьчнешя.

К Етому, как правило, склонны личности эмоционально неустойчи­вые, психически

незрелые, несамостоятельные, склонные к подража­тельным действиям, крайне

эгоистичные, интересы КОТОРЫХ ограничи­ваются элементарными потребностями.

Самоконтроль у них отсутству­ет, поэтому стремление к опьянению у них не

встречает внутреннего сопгютизг.ения. Определенную роль играет любопытство.

Без приема наркотиков, раз оно уже было начато, человек испыты­вает

неудовлетворенность, ему «чего-то не хватает» и успокоение и удовольствие

приносит только очередной прием наркотиков. Так фор­мируется пристрастие к

н.-такотику. По мере углубления действия нар-котиков слабеет, и больной для

достижения прежнего Еффекта увели­чивает его дозу.

Постепенно интенсивность ощущений неотвратимо падает. Опья­нение становится

приятно скорее потому, что неприятно ощущение трезвости, больной беспокоен,

напряжен, не в силах на чем-либо со­средоточиться, отвлечься от мысли о

наркотиках. Лишь введение оче­редной дозы приводит его в нормальное

состояние.

Если в начале приема наркотика влечение к нему выражалось в расстройстве

психики (раздражительность, подавленное настроение, неспособность

сосредоточиться), то затем появляются признаки нару­шения физического

состояния: усиливается сердцебиение, сухость во рту, мышечная слабость,

дрожание конечностей, бледность, расширен­ные зоачки.

Наркоман способен на все — унижение, обман, предательство, во­ровство,

насилие. Если наркотика нет — развивается абстинентный синдром — тягостное

расстпойство психики и физического состояния, опасное для жизни (судорожные

припадки, остоый психоз с нарушени­ем сознания, галлюцинации, сильные

мышечные боли, подергивания, сущороги). Смерть может наступить не только в

далеко зашедших слу­чаях, но и в начале, от передозировки. Лечение в

психиатрическом ста­диона ре.

МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Периоды полозого развития детей. Особенности полового развития мальчиков и

девочек. Половое развитие у детей происходит в подрост-новом периоде с 12—13

до 16—18 лет. В физиологическом отношении половое развитие характеризуется

созреванием и началом функциони­рования половых желез, деятельность которых

находится под регулиру­ющим воздействием центральной нервной системы. Гормоны

потовых желез влияют на течение всех процессов в организме, в то?.т числе на

состояние вегетативной и центральной нервной системы.

У девочек половое созревание начинается приблизительно с 12—14

113

лет и заканчивается к 16—18 годам, у мальчиков с 13—15 до 18—2О

лет.

Прежде всего появляются так называемые вторичные половые при­знаки: вырастают

волосы на лобке и подмышечных впадинах, у дево­чек развиваются молочные

железы, у мальчиков — «ломается» гшос. Признаком зрелости половых желез и их

готовности к функционирова­нию служат появление менструаций у девочек и

поллюций у мальчи­ков.

В Е.ТОТ период происходит глубокая перестройка всего организма: усиливается

рост тела в длину, у мальчиков увеличивается размер ка­дыка («адамова

яблока»), у девочек округляются контуры тела за счет отложения жира в

подкожной клетчатке (в первую очередь на бодрах и ягодицах), увеличиваются

молочные железы, кости таза раздаются в ширину.

Происходят усиленный рост веса и рост скелета, за чем не всегда поспевает

развитие внутренних органов. Сердце обычно опережает.в росте кгозснзсные

сосуды, что может быть причиной повышения арте­риального давления (юношеская

гипертония) и затруднения в работе самого сердца, что может сопровождаться

головокружениями, некото­рым цианозом и похолоданием конечностей, головной

болью, утомляе­мостью.

Роль учителя в нравственном пологом воспитании ребенка. В пе­риод полового

разэития особенно заметные перемены происходят в психике подростка. На фоне

закономерного обогащения ее за счет новых впечатлений (в порвую очередь, к а

счет полового влечения) и переживаний у подростков отмечается неустойчивость

эмоциональной сферы, подвижность, изменчивость и противоречивость настроений.

Подростки неоедко проявляют повышенную чувствительность, которая может

сочетаться с черствостью, а застенчивость может сочетаться' с нарочитой

развязностью, вызывающим поведением. У подростка по­является скептицизм и

критическое отношение ко всему общепризнанно­му, -непримиримость к

родительской опеке и преподавателям. В этот период нередки нзврсзоподобныз

состоянич, снижение работоспособ­ности, раздражительность, плаксивость у

девочек (особенно в период, менструаций).

Указанные особенности развития организма подростка в период полового

созревания требуют от родителей и педагогов правильного чуткого отношения. Не

фиксируя особого внимания подростков на всех ЕТИХ измененных, ПРОИСХОДЯЩИХ в

нем, надо деликатно разъяснять их сущность и биологический смысл. Очень

важно, чтобы в этот пеоиод подросток видел в родителях и педагогах друзей, к

которым можно об­ратиться по любому вопросу. Поэтому воспитание в этом

возрасте должно приобретать такие формы и использовать такие методы, кото­рые

могут переключить внимание подростков на самые разнообразные виды

деятельности, отвлекающие их от п-О'ювых переживаний.

!!олозоз воспитание — система медици-лск-нх и педагогических мер,

наплавленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правиль­ного

отно:г,эт1и:1 к вол-осам пола, Зад;г'н полового коспитаиня: способ­ствовать

гармоничному развитию подозстающого поколения, полноцен­ному формированию

детородной функции, повышению сексологи-чоских знаний, содействовать

укреплению брака и семьи.

Представление о том, что половым воспитанием надо заниматься

114

тогда, когда дети вступают в период полового созревания, являются

направильными. Его надо начинать в раннем детстве.

От полового воспитания следует отличать половое просвещение,. которое

заключается в подробном ознакомлении подростков с анатомо-фи'зиологичеекйми,

сексологическими, гигиеническими и др. сведения­ми по вопросам пола и половой

жизни.

В возрасте 2—3 лет у детей постепенно формируется сознание принадлежности к

определенному полу, появляется интерес к пробле­мам пола. Дети задают родителям

различные ВОПРОСЫ и этим ставят родителей в затруднительное положение. Наиболее

типичный вопрос: «Откуда я взялся?». Как правило, за зтим следует шаблонный

ответ рб «аистах, капусте» и т. д. Вместе с тем более правильным будет от­вет:

«Ты вырос у меня в животике, я родила тебя в роддоме». При этом следует

отвечать в простой доступной форме, н>е прибегая к де­тализации. Излишняя

детализация и разъяснения процесса рождения детей могут пробудить в детях

интерес к сексуальным подробностям, о которых они даже не подозревали и не

могли спрашивать, и они на­чинают искать ответ у более осведомленных товарищей.

Для объяснения факта рождения ребенка дошкольного возраста можно провести

сравнение из жизни животных.

Млад пий школьный возраст. В .этот период необходимо формиро­вать у детей

такие нравственные качества как совестливость, сдержан--ность, готовность

всегда оказывать помощь и т п. Установлению здо­ровых отношений между

мальчиками и девочками способствуют орга­низованные ВЗРОСЛЫМИ совместные

посещения театров, музеев, прогул­ки и др., вследствие которых у них

формируются общие взгляды и ин-терегы.

При «влюбленности», что бывает ПРИ влечении к более старшему (красота,

интерес и т. д.), надо стараться переключить ребенка на но­вые интересы:

книги, ИГР-Ы и т. д.

Полозов воспитание в период полового созревания. Оно должно учитывать в

первую очеоедь те изменения в организме и личности подростка, которые

происходят в о тот период. Девочки вступают в подростковый период в 12—14

лет, мальчики в 13—15 лет. Этот возраст характеризуется интенсивным

обогащением внутреннего мира подростков, усилением функции эндокринных желез,

особенно поло­вых, способствующих постепенному пробуждению полового влечения-

— либидо.

Либидо является отражением лежащих в его основе полового ин-стивкта и половых

потребностей, т. е. врожденных, генетически обус­ловленных, механизмов.

В этот период в личности подростка, наряду с другими, особенно выражена

дисгармония между процессом полового созпевааия, прояв­лением полового

влечения и уровнем зрелости. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы правильно?

представление о половом развитии и гигие­нических навыках ПОДРОСТОК получил

от родите лай, а не случайных

Пр?ж™е всего в период полового созревания девочку следует под­готовить к

тому, что у нес п-олвятся менструации, а мальчика — к по­явлению поллюций.

Поллюции — непРОИ'З'РОлыюе семяизвержение (ЭЯКУЛЯЦИЯ), происходящие обычно во

время сна на фоне эротических сновидений и н? прерывающие сна. Поллюции у

юноши свидетельст­вуют о начале поло-вой зрелости.

Матери должны научить девочек правилам специального туалета

115

•при менструациях, ведению менструального дневника, рассказать,о фи­зиологии

этого явления, об одежде, питании и режиме в этот период. Мальчики должны

знать, что поллюции — это закономерное, естест­венное явление, при котором

необходимо соблюдение правил элемен­тарной гигиены.

Очень важно для правильного воспитания полового влечения в пе­риод полового

созревания оберегать подростков от преждевременного пробуждения

чувственности, в чем решающую роль играют условия жизни подростка в семье,

школе, на улице. Нездоровая атмосфера в семьо (пьянство, брань,

безнравственное поведение взрослых) форми­руют распущенность, цинизм.

Возбуждающе действуют на детей эротические сцены в кино и в жизни, а такж-з

неконтролируемое чтение эротической литературы. Вредное влияние оказывает

также предоставление взрослыми детям возможности подолгу нежиться в .постели,

обильная жирная и пряная пища, сладости.

Совершенно недопустим алкоголь, который оказывает коайне пагу­бное влияние на

формирующийся организм подростка. Необходимо настойчивое разъяснение

недопустимости нередкого в период полового созревания явления — онанизма.

Основная цель полового воспитания подростков — научить их со-.знательно

управлять половым чувством, воспитать в них моральную устойчивость ко всякого

рода развращающим влияниям.

Необходимо правильно организовать период жизни подростка до наступления

половой зрелости, чтобы подготовить их к тому моменту, когда возникают

реальные условия удовлетворения полового влечения. Поэтому половое воспитание

подростков старшего школьного возраста и юношей, и девушек, кончивших школу,

должно заключаться в осве­щении вопросов 'взаимоотношения полов с их

нравственным, социаль­ным и гигиеническими аспектами, изучением основ гигиены

и физио­логии половой жизни, морально-этических проблем и гигиены брака.

В зтот период у девушек возникает желание нравиться окружаю­щим и, в первую

очередь, представителям мужского пола, стремление к сопереживанию, любви и

ласки. Большое внимание они уделяют своей внешности. Усиливается интерес к

«тайнам» любви.

Юноши присматриваются к девушкам, стараются выглядеть взрос­лее, в связи с

чем нередко перенимают привычки взрослых, в том чис­ле и вредные (кусение,

употребление алкоголя).

Прежние привязанности мальчиков к друзьям и девочек к подру­гам отступают,

обычно, на второй план. Возникающие неясные жела­ния молодые люди не всегда

могут подавить, чувствуют себя неловко в обществе сверстников

противоположного пола. Поэтому особенно ва­жно тактично помочь им в этой

сложной ситуации.

При правильной организации .режима в этот период, если жизнь молодых людей

заполнена увлекательными делами, пронизана добро­желательным отношением друг

к другу, чрезмерного интереса к вопро­сам пола не возникает. В связи с этим

исключительное значение пни-обретает воспитание в каждом человеке творческих

наклонностей, раз­носторонних интересов. Следует активно толагатадиоовать

занятия физкультурой и спортом, которые поглощают избыточную энергию

подростка, пособстзуют гармоничному развитию его организма, вос­питанию

ценных волевых качеств.

Юношеский возраст характеризуется расширением круга интере­сов,

приближающихся к интересам взрослого. Юноши и девушки до-

116

статочно рассудительны и самостоятельны в своих решениях, более-критичны

к себе и другим. Родители и педагоги должны уважать мо­лодых людей,

считаться с их мнением, тактично руководить ими в по вседневной жикы,

помогать им избавляться как от излишнего само­мнения, так и от

нерешительности.

Между юношей и девушкой могут установиться глубокие дружес­кие отношения,

носящие романтический оттгнок. Взрослые должны правильно относиться к этому

явлению, проявляя при этом деликат­ность и такт. Подобная дружба, однако,

нередко мучает родителей и педагогов, которые становятся на путь «борьбы с

любовью», устанав­ливают всевозможные запреты, создают так называемое

общественное' мнение. Такое отношение взрослых приводит к конфликтам с

молоды­ми людьми. Вместе с тем, оберегая дружбу мальчиков и девочек, взрослые

не должны занимать позицию полного невмешательства, так как такой дружбе надо

помогать, направлять ее.

- . .-Если к периоду юношества у мальчиков и девочек сформировались такие

'качества как честность, скромность, уважение к человеку, гор­дость, то у

взрослых не будет оснований опасаться за чистоту их отно­шений.

Половая жизнь. Для укрепления семьи знания правильного веде-нил полосой жизни

имеет исключительное значение. Половая жизнь человека в отличие от животных

служит не только инстинкту продол­жения рода, но и предполагает личностное

объединение между мужчи­ной и женщиной, духовное объединение между ними. В

формировании полового поведения человека и характера полосой жизни решающую

роль играют индивидуальный опыт, воспитание и морально.стичсские взгляды

личности.

Нормально:'! формой по;;озой жизни является половой акт (половые-сношения,

коитус) между мужчиной и женщиной, который вместе с их духовным единением

входит в понятие «полноценная половая жизнь».

Наиболее тиличным проявлением мужской сексуальности является эрекция и

семяизвержение (эякуляция). Эрекция представляет собой рефлекторный акт, в

результате которого мужской половой член уве­личивается в объеме и

приобретает твердость для введения его во вла­галище.

В процессе полового сношения, длительность которого колеблется от нескольких

секунд до нескольких минут, вследствие раздражения головии полового члена при

его движении, наступает резкое нараста­ние полового возбуждения, которое

приводит к эякуляции (извержение семенной жидкости во влагалище),

сопровождающееся оргазмом (ор­газм.— ,.зт.о высшая степень сладострастного

ощущения, возникающего в период завершения полового акта).

Особенности женской сексуальности предполагают психологичес­кую подготовку

женщины мужчиной к проведению полового акта с те!(Ц чтобы она могла получить

наиболее полное удовлетворение. В этой' связи, большое значение имеют

предварительные ласки, особенно если' сексуальность женщины еще не

пробудилась.

Большую роль играют так называемые эрогенные зоны, т. е те части тела,

раздражение которых вызывает половое возбуждение. Ха-рафгерно, что у женщин,

в отличие от мужчин, эти зоны приобретают большое значение, а иногда даже

преобладают над генитальными.

.Кроме того, при предварительных, ласках существенное значение приобретает

участие тех или иных органов чувств. У мужчин при этом

117

на первый план выступает зрение, а для женщин наиболее возбуждаю­щим

действием обладают слуховые раздражители. Бытует следующая пословица:

«Мужчина любит глазами, а женщина — ушами».

Инициатива в проведении предварительных ласк обычно принадле­жит мужчине,

который нэ должен руководствоваться эротическими со­ображениями, сокращая

период предварительных ласк, упрощая их

или вовсе игнорируя.

Благополучие половой жизни во многом зависит от того, насколько гармонично

сочетаются между собой индивидуальные особенности муж-пины и женщины, т. е.

от наличия так называемой психологичес­кой совместимости партнеров.

Индивидуальная несовместимость в су­пружеской жизни нередко является основой

наиболее острых конфлик­тов с их пагубным влиянием на сексуальную сферу и

микросоциаль­ный климат семьи. По мнению многих специа.тизтов-

секс'оаатологоз, в значительной части случаев половых расстройств имеют место

не прос­то заболевания половой сферы, а именно побочные несоответствия между

партнерами, отсутствие адаптации друг к другу. Причин много. При отсутствии

адаптации нужно обратиться к психологу и сексопато­логу.

Половая жизнь может и должна быть для мужчины и женщины ис­точником

величайшего наслаждения и удовлетворения, однако она тре-

•бует и определенного умения, понимания, чуткости и даже жертвен­ности.

Особенности женской сексуальности заключаются в том, что для

• большинства женщин характерно (стремление к ласке и нежности (не­редко

чуждое для молодых мужчин), выраженность полового влечения у них, в отличие

от мужчин, подвержено циклическим колебаниям, усиливаясь либо в

предменструальный период, либо в первые дни пос­ле менструации.

Можно ли продолжать половые сношения, если у жены наступила беременность? Не

обязательно полностью воздерживаться от гениталь-ной близости, хотя,

безусловно, известная осторожность при соверше­нии полового акта необходима.

Полностью воздерживаться от полового акта следует в первые и последние 2—3

месяца беременности, а также в первые 2 месяца после родов.

Необходимо добиться полного взаимопонимания в половой жизни. Упрощение

половой жизни, сведение ее время от времени к повторяю­щемуся половому акту,

и, как следствие этого, скука и однообразие, возникающее в отношениях между

супругами, иногда толкают их на путь супружеской измены, заставляют искать

новые увлечения, всту­пать во внебрачные половые связи. Кроме морального

ущерба, вне­брачные связи чреваты также опасностью заражения венерическими

заболеваниями, что фактически приводит семейную жизнь к катастро­фе.

Пагубное влияние на половую жизнь оказывает и алкоголь, кото­рый действует на

половые железы как яд. Около трети людей, злоупо­требляющих алкоголем,

страдают снижением половой функции, а у женщин рано прекращаются менструации,

снижается способность к де­торождению, возникают осложнения беременности и

родов. Человек в состоянии алкогольного опьянения теряет стыдливость, он не в

состоя­нии критически оценивать последствия своих поступков, его влечения, в

т. ч. сексуальное. В этом состоянии наиболее часто возникают слу­чайные

связи, последствием которых бывают нежелательная беремен­ность и заражение

венерическими заболеваниями.

118

Установлено, что около полазины первых абортов у незамужних женщин являются

результатом случайных связей, возникающих в со­стоянии алкогольного

опъянения, 90% случаев венерических заболе­ваний также происходит вследствие

подобных связей. Следует также помнить, что дети, зачатые в нетрезвом

состоянии, как правило, мед­леннее развиваются физически и психически, у них

чаще наблюдается умственная отсталость и различные пороки развития.

ВЕНЕРИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Трихомоноз — воспалительное заболевание органов мочеполовой системы,

вызванное влагалищной трихомонацой.

Возбудитель заболезанит передается половым путем. Влагалищная •ррихомонада

неустойчива к действию различных фактотксз внешней среды (например, солнечных

луч-эй) и под их влиянием быстро погиба­ет, но при нарушении саниташо

гигиенического режима (общие с боль­ным предметы гигиены и туалета, постель и

т. д.) возможно внеполо-вое заражение. Таким путем больная мать может

заразить деввчиу.

Болеют мужчины и женщины, хотя у мужчин болезнь протекает, как правило,

незаметно.

Вызываемое тпихомонадой воспаление мочеиспускательного кана­ла (уретрит)

может сопровождаться лишь незначительными слизисты­ми выделениями, не

причиняющими беспокойства. Оставаясь практи­чески здоровым, мужчина, не

подозревая о болезни, не лечится и слу­жит постоянным источником заражения.

Нелеченный трихомоноз мо­жет распространяться на придатки яичек, вследствие

которого часто возникает бесплодие .

У женщин трихомоноз вызывает ряд нарушений. Чаще всего пора­жается влагалище

(кольпит). Заболевание сопровождается выделения­ми белей, нередко

разъедающих, с неприятным запахом, ощущается зуд и жжение в области вульвы

(влагалища).

При снижении сопротивляемости организма, а также во время менструаций

воспаление может перейти на матку и ее придатки.

Лечение длительное, следует строго выполнять указания врача. Лечиться следует

обоим супругам. В период лечения необходимо стро­го соблюдать правила личной

гигиены: ежедневно менять белье, про­глаживать его 'Горячим утюгом, принимать

гигиенический душ (жела­тельно с мылом), обмывая тело, необходимо половое

воздержание.

После лечения в течение 2—3 месяцев, нужно явиться к врачу на контрольное

обследование.

Гонорея — венерическое заболевание, вызванное микшбом гоно­кокком. Это

результат случайных половых связей. Поражаются поло­вые отзганы и

мочеиспускательный канал.

Источник заражения — больные мужчина или женщина. Во вре­мя полового акта

гонококки попадают на слизистую оболочку половых органов и

мочеиспускательного канала и вызывают в них местное вос­паление.

Возможна и вяеполовая передача гонококка через предметы дома­шнего обихода:

общая с больным постель, белье, мочалка, полотенце и т. д. Так нередко

заражаются девочки от больной матери, что вы­зывает заболевание половых

органов, гонорейное воспаление слизи­стой оболочки глаз.

Первые признаки заболевания появляются через 3—5 дней после заражения. У

мужчин они выражаются ощущением жара, зуда

119

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.