РУБРИКИ |
Шпора: Шпоры по анатомии и физиологии человека |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Шпора: Шпоры по анатомии и физиологии человека6—7 лет усиливающая активность второй сигнальной системы, о*а оказывает подавляющее влияние на первую сигнальную систему. Развитие второй сигнальной системы является одним из важных показателей готовности ребенка к школьному обучению. В младшем школьном возрасте по мере прогрессивного созревания больших полушарий совершенствуется сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Развитие процессов коркового торможения свздает условия для быстрого и дифференцированного образования условных связей. Формированию связей в высших отделах ЦНС -способствует интенсивное созревание в этом возрасте внутрикорковых ассоциативных путей, объединяющих различные корковые центры. В процессе обучения письму и чтению продолжают интенсивно развиваться обобщающая функция слова. Возрастает значение вто-iJoii сигнальной системы. Некоторые и членения условнорефлекторной деятельности отме-ч iiOTCi в по т^остковэм возрасте. Начинающееся половое созревание х"!}л;;гс::>лйуГ'тс:1 повышенной активностью ппота.Т-Шуса. Это вызывает п ..;e:ie:i:i;: бз'пнсн к^'ГжозО-пэцкоркового в .а'шодсйствпя, следствием чего является усиление генеоалнгованного возбуждения и ослабление внутреннего торможения. В сравнении с предыдущей возраст- 37 ной группой в подростковом периоде затрудняется образование временных связей. Уменьшается скорость образования условных рефлекг сов как на первосигнальные, так и на второсигнальные раздражители. Особенности высшей нервной деятельности подростков требуют внима-тельного к ним отношения, продуманной организации учебно-воспитательного процесса. ФИЗИОЛОГИЯ РЕЧИ И РЕЧЕОБРАЗОВАНИЯ. РАЗВИТИЕ И НАРУШЕНИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ — специфическая функция человека, возникающая в процессе общественного труда как средство общения между людьми. Человек воспринимает предметы и явления окружающего мира непосредственно с помощью органов чувств и посредством слов. Благодаря словесной сигнализации, т. е. речи, человек может воспринимать действительность отзлеченно, мысленнол /Различают речь — внешними; устную и писыиеннуюЛ ••Внешняя речь служит главным образом средством общения^ поэтому -она строится так, чтобы быть понятной слушателям. /Внутренняя речь — непроизносимая и не написанная, т. е. речь-для себя, играет важнейшую роль в процессе сознания, самосознания, мышления.! ^Письменная речь (письмо, чтение) функционально связана с внутренней речью (проговаривание для себя того, что нужно написать, чтение про себя), некоторые люди при этом шевелят губами. Деятельностью периферического речевого аппарата, состоящего из мышц языка, губ, мягкого неба, гортани и дыхательной мускулатуры, управляет кора головного мозга. Органы, осуществляющие функцию, речи, обеспечивают произношение членораздельных звуков — артику- ляцййет ^Развитие речи у детей. Первые попытки артикуляции появляются"^ детей на 2—3 месяце жизни. Однако понимание слов и выработка правильных реакций на них начинается не ранее 8-го месяца, а ар_ тикуляция отдельных слов — с 11 —12 мес. жизни. Фразы из двух слов ребенок начинает произносить с 15—18 месяцев.} Ребенок при нормальном развитии овладевает артикуляцией н£и основе слухового восприятия речи окружающих, даже при незначительных расстройствах слуха овладение речью у ребенка затруднено] Нарушения (расстройства) речи у детей чаще всего возникают впоследствии расстройства слуха (тугоухость) или полной его потерн (глухота). [JPaccTi-юйства речи могут быть также в результате дефектов и повреждений речевого аппарата и различных заболеваний, поражений центральной и периферической нервной системы. Вместе с тем. они могут возникнуть в результате неправильной речи окружающих.} [Диды речевых расстройств; / Заикание — плавное течение речи прерывается кратковременными непроизвольными остановками и повторениями звуков. ^Косноязычие — речь непонятная, с пропусками или неправильным произношением отдельных букв и слогов. 2> Гнусавость — утрачивается звучность голоса, и он принимает носовой оттенок, а также искажается произношение звуков. 38 Тахилалия — чрезмерно быстрая речь. Она возникает при неправильно^ речевом воспитании и невротических состояниях. Афазия — затруднение или невозможность произношения слов при понимании речи (при центральном параличе). Немота — возникает вследствие глухоты (глухонемота) или в результате поражения или недоразвития речевых центров мозга при нормальном слухе. Афония — отсутствие звонкого голоса. Расстройства устной речи часто сопровождаются расстройством письма и чтения. Лечение расстройств речи проводится врачом (логопедом) и педагогом. ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП КАК ОСНОВА ПРИВЫЧЕК И НАВЫКОВ, КАК ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕЖИМА ДНЯ Раздражители внешней среды, имеющие значение сигнализаторов действительности, как положительные, вызывающие возбуждение, так и отрицательные, связанные с торможением, адресуются к определенным анализаторам коры, определенным их участкам и клеточным группам. Поэтому, деятельную кору полушарий следует рассматривать, как грома'дную сигнализационную доску, на которой причудливо, как в мозаике, расположены возбужденные и заторможенные пункты. Поскольку возбуждение и торможение 'распространяются по коре, иррадиируют и концентрируются, мозаику коры следует представлять себе подвижной, перемещающейся по коре и изменяющей свои очертания в зависимости от изменений внешней среды. Ввиду того, что условия жизни животных и человека представляются упорядоченными, возникают одно за другим в определенной последовательности и через более или менее определенные отрезки времени (смена дня и ночи, бодрствования и отдыха, работы и приемов пищи, замена одних действий в работе другими и т. д.) изменения в процессе возбуждения и торможения в коре в окончательном результате также должны протекать в определенной динамической системе, уравновешиваться и иметь слаженное течение. Эту слаженную и уравновешенную систему внутренних процессов И. П. Павлов обозначил как динамический стереотип. Стереотипное слаженное течение условных рефлексов очень облегчает работу коры, а также образование новых реакций, если эти реакции являются близкими к ранее выработанной системе. Работа головного мозга сильно облегчена, если человек работает в определенной, знакомой ему системе навыков с определенным привычным чередованием отдельных рабочих актов. В этом случае все относительно новое дается ему легко потому, что входит в прежнюю систему действий в выработанной ранее динамический стереотип. Наоборот, все новое, что кардинальным образом изменяет привычный уклад жизни и работы, ломает установившийся стереотип, дается в человеческой жизни с трудом, иногда даже вызывает срывы в высшей нервной деятельности — служит причиной возникновения неврозов. С динамическим стереотипом — слаженным течением физиологических процессов в коре, связаны положительные и отрицательные чувства человека, чувства трудности и легкости, бодрости и усталости, удовлетворения и огорчения, радости, торжества и отчаяния. И. П. Павлов писал: «Мне кажется, что тяжелые чувства при из- 39 менении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей связаны с нарушением старого физиологического стереотипа и в трудности установки нового». На вопрос, как избежать последствий нарушения динамического стареотипа и связанных с этим отрицательных последствий отвечает и физиология, а в основном, гигиена, основанная на физиологических данных. Неимоверно важное значение при этом имеет соблюдение режима дня, питания, сна, отдыха, хороший моральный климат в семье и т. д. ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА АНАЛИЗАТОРОВ ^Анализаторы — сложная система нервных образований у высших животных и человека, воспринимающая и анализирующая явления, происходящие в окружающем мире и внутри самого организма.^ (Восприятие поступающей информации начинается в рецепторах — нервных окончаниях чувствительных (афферентных) нервов. Рецепторы яроводят энергию раздражающего воздействия в нервные импульсы, передающиеся затем по приводящим путям нервной системы в высшие (центральные) отделы анализатора — различные участки коры головного Mosraj, ^Анализаторы, воспринимающие информацию из окружающей среды, получили название — экстерорецепторы или экстероцептивные анализаторы^ К ним относятся |органы слуха, зрения, вкуса, осязанияЛ> [ЕЗторая часть анализаторов анализирует состояние внутренней среды организма — Они получили название интероцептивные анализаторы (интерорецепторы). Они контролируют буквально все органы и ткани: опорно-двигательный аппарат, органы дыхания, кровообращения и т. д^ /"Анализаторы снабжают головной мозг точной и достаточно подробной информацией о всех событиях как внутри организма, так и вне его, т. е. осуществляют сигнализационную функцию. На основании полученных сигналов мозг отдает соответствующие команды бессознательно (без ощущения, не отягощает сознания)у Пример — вегетативная нервная система. И лишь в тех случаях, когда для обеспечения нормального состояния необходимо изменение всего поведения всего организма, возникают такие ощущения как аппетит, боль, позыв на дефекацию (опорожнение кишечника), мочеиспускание и т. д. (^Характерным свойством анализаторов является принцип расширяющейся (экстенсивной) проекции — т. е., чем выше уровень нервной системы, тем большее количество элементов нервной системы в него входят. Минимальное количество нервных элементов находится на уровне рецепторов, максимальное — на уровне коры больших полушарий, в связи с чем высшие отделы центральной нервной системы способны осуществлять более тонкий и сложный анализ получаемой информации.^ /Каждый анализатор имеет определенную зону проекц,ии]яа всех уровнях центральной нервной системы. Однако на уровне высших ее отделов и в особенности в коре больших полушарий, эти зоны находят одна па другую —[они перекрываются.ДЭтим достигается более тес-поп взаимодействие различных анализаторов, и£тём самым и более точный р.нэлчз воспринимаемой информации и, как итог, создание пол. ной картины (образа) внешнего мира^ Пример: жипотные воспринимают запах хищника (обонятельный анализатор), слыша (слуховой ана- 40 лизатор) или видя его (зрительный анализатор), формирует целостный образ ситуации и принимает соответствующие меры (убегает), не дожидаясь укуса (боль). Х/ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР Строение глаза.^р-ительное восприятие начинается _£\проекционио-го изображения на сетчатку глаза и ^возбужден ш фоторецепторов, трансформирующих световую энергию в нервное вогбуждени^ЫСлож-ность зрительных сигналов, поступающих из внешнего мира, необходимость активного их восприятия обусловила формирование в эволюции сложного оптического прибора. Этим периферическим прибором — периферическим органом зрения — является („Форма глаза шаровидная. У взрослых диаметр его составляет около 24 мм, у новорожденных — около 16 мм. Форма глазного яблока у новорожденного более шаровидная, чем у взрослых. В результате такой формы глазного яблока новорожденные дети в 80 — 94% обладают дальнозоркой рефракцией /Рост глазного яблока продолжается после рождения. Интенсивнее всего оно растет в первые пять лет жизни, менее интенсивно до 9 — 12 лет4 (Глазное яблоко состоит из трех оболочек — наружной, средней и внутренней. Наружная оболочка глаза — склера или белочная оболоч-KctJ Это плотная непрозрачная ткань белого цвета, толщиной около 1 мм. ^передней части она переходит в прозрачную роговицу. Склера у детей тоньше и обладает большей растяжимостью и эластичностью. Роговица у новорожденных детей более толстая и выпуклая. К 5 годам толщина роговицы уменьшаете^: С возрастом роговица становится бояеа плотной, и ее преломляющая сила уменьшается. 1_Под склерой расположена сосудистая оболочка глаза^ Толщина ее 0,2 — 0,4 мм.^Она содержит большое количество кровеносных сосудов. В переднем отделе глазного яблока сосудистая оболочка переходит в ресничное (целиарное) тело и радужную оболочку (радужку). В ресничном теле расположена мышца, связанная с хрусталиком и ре-гулиоующая его кривизн^, [Хрусталик — это прозрачное эластическое образование, имеющее Форму двояковыпуклой линзы. Он покрыт прозрачной сумкой, по всему его краю к ресничному телу тянутся тонкие, но очень упругие волокна. Они сильно натянуты и держат хрусталик в растянутом состоя. ' нии. Хрусталик у новорожденных и детей дошкольного возраста более выпуклой формы, прозрачен и обладает большей эластичностью^ ЦЗ центре радужки имеется круглое отверстие — зрачок. Величина зрачка изменяется; отчего в глаз может попадать большее или меньшее количество света. Просвет зрачка регулируется мышцей, находящейся в радужкеД Зрачок у новорожденных узкий. В возрасте 6 — 8 лет зрачки широкие вследствие преобладания тонуса сиптаяиче-ских нервов, иннервирующих мышцы радужной оболочки. В 8 — 10 лет зрачок вновь становится узкшя и очень живо реагирует на свет. Ш 12—13 годам быстрота и интенсивность зрачковой реакции на свет такие жэ, как у взрослого^ (Л!кань радужной оболотки содержит особое красящее вещество — меланин. В зависимости от количества этого пигмента цвет радужной оболочки колеблется от серого и голубого до коричневого, почти черного. Цветом радужной оболочки определяется цвет глаз. При 41 отсутствии пигмента (альбиносы) лучи света проникают в глаз не только через зрачок, но и через ткань радужки. У альбиносов глаза имеют красноватый оттенок. У них недостаток пигмента в радужке часто сочетается с недостаточной пигментацией кожи и волос. Зрение у таких людей понижено! Между роговицей и радужкой, а также между радужкой и хрусталиком имеются небольшие пространства, называемые соответственно передней и задней камерами глаза. В них находится прозрачная жидкость, которая снабжает питательными веществами роговицу и хрусталик, которые лишены кровеносных сосудов. /Полость глаза позади хрусталика заполнена прозрачной желеобраз-ноймассой — стекловидным телоЩ Внутренняя поверхность глаза выстлана тонкой (0,2—0,3 мм), весь. ма сложной по строению оболочкой — сетчаткой, или ретиной. Она содержит светочувствительные клетки в виде колбочек и палочек. Нервные волокна" отходящие от этих клеток, собираются вместе и образуют зрительный нерв, который направляется в головной мозг. [_У новорожденных детей палочки в клетчатке дифференцированы, число колбочек в желтом пятне (центральная часть клетчатки) начинает нарастать после рождения и к концу первого полугодия морфоловиче-ское развитие центральной части клетчатки заканчивается^ Оптическая система глаза../Поступающие в глаз световые лучи, прежде чем они попадут на клетчатку, проходят через несколько преломляющих сред. К ним относятся роговица, водянистое вещество передней и задней камер глаза, хрусталик и стекловидное телД Каждая из этих сред имеет свой показатель преломляющей силы. \Преломляю-щая сила выражается в диоптриях (Д). Одна диоптрия —'преломляющая сила линзы с фокусным расстоянием 1 м. Преломляющая сила глаза в целом равна 59 Д при рассмотрении далеких предметов и 70,5 Д при рассмотрении близких предметов ^Изображение на сетчатке получается действительным, уменьшенным и обратным. Ребенок в первые месяцы после рождения путает верх и низ предмета. Если ребенку показать горящую свечу, то он, стараясь схватить пламя, протянет руку не к верхнему, а к нижнему концу свечи. То обстоятельство, что мы видим изображение не в перевернутом изображении, а в их естественном виде, объясняется жизненным опытом и взаимодействием анализаторов^ ' i ^Аккомодация./ Чтобы рассматриваемый предмет был ясно виден, надо, чтоб»-лучи от всех его точек попадали на заднюю поверхность клетчатки, т. е. были здесь фокусированы. Когда человек смотрит вдаль, предметы, расположенные на близком расстоянии, кажутся расплывчатыми, они не в фокусе. Если глаз фиксирует близкие предметы, неясно видны отдаленные. £Глаз способен приспосабливаться к четкому видению предметов, находящихся от него на разных расстояниях. Эту способность глаза называют аккомодацией. Аккомодация осуществляется путем изменения КРИВИЗНЫ хрусталика] Хрусталик при помощи цинновой связки соединен с мышцей, располагающейся широким кольцом позади корня радужной оболочки. /Благодаря деятельности этой мышцы хрусталик может менять свою форму, становиться более или менее выпуклым и соответственно сильнее или слабее преломлять попадающие в глаз лучи свзта. При рассмотрении близких предметов хрусталик делается более выпуклым, благодаря чему лучи от предметов'сходятся на сек- 42 -чатке. При рассмотрении далеких предметов кривизна хрусталика а, следовательно, преломляющая сила его, становится наименьшими.} {Преломляющая способность глаза при покое, то есть когда хрусталик максимально уплощен, называется рефракцией глаз^Л [^Благодаря аккомодации и рефракции обеспечивается бинокулярное зрение, т. с. одинаковое изображение в том и другом глаз^ ^Различают три вида рефракции: соразмерную, дальнозоркую и близорукую^ (Соразмерная рефракция — параллельные лучи, идущие от предметов, пересекаются на сетчатке. При этом происходит отчетливое видение предмета^ \ Дальнозоркая рефракция — глаз обладает относительно слабой преломляющей способностью. При этом параллельные лучи, идущие от далеких предметов, пересекаются за сетчаткой. Поэтому дальнозоркий глаз видит отдаленные предметы отчетливее близких^ ^Близорукая рефракция — параллельные лучи, идущие от отдаленных предметов, преломляются впереди сетчатки, не доходя до нее. Близорукий, глаз отчетливо видит ближайшие предметы и неясно — •отдаленные^ [Д степени близорукости и дальнозоркости судят по оптической силе линзы, которая, будучи представленной к глазу в условиях покоя аккомодации так изменяет направление попадающих в него параллельных лучей, что они пересекаются на сетчатке. Оптическая сила определяется в диоптриях. Различают дальнозоркость или близорукость слабой степени (до 3 дитр),, средней величины (от 4 до 6 дитр) и высокой степени (более 6 дитр)# /рефракция обоих глаз не всегда бывает одинаковой. Например, близорукость одного глаза и дальнозоркость другого или неодинаковая их степень на обоих глазах — анизометропияХ Для различения деталей предмета необходимо, чтобы его изображение попало на область желтого пятна сетчатки, расположенного против зрачка. Центральный участок желтого пятна является "местом наилучшего видения. Воображаемую линию, соединяющую рассматриваемый предмет с центром желтого пятна, называют зрительной ли-ние'1 или зрительной осью, а способность одновременно направлять на рассматриваемый предмет зрительные линии обоих глаз — конвергенцией. Чем ближе рассматриваемый предмет, тем больше должна быть конвергенция, т. е. степень схождения зрительных линий. Дальнозоркость — особенность проявления зрения в старческом возрасте (старчэскзя дальнозоркость). V/Ьлизорукость. [У_новорожденных глаза, как правило, дальнозоркие. По мере роста ребенка размер его глазного яблока увеличивается, и к 9—12 годам глаз приобретает строго сферическую формуй /^Однако иногда глазное яблоко несколько удлиняется в переднезаднем направлении, в результате чего увеличивается расстояние от зрачка до сетчатки. В таких случаях изображение фиксируется кпереди от сетчатки, и изображение становится неотчетливым (близорукость).. Если глазное яблоко продолжает удлиняться, то увеличивается и степень близорукости (прогрессирующая близорукость). На развитие близорукости влияет состояние аккомодацииЛ,Близорукость1_обычно развивается у лиц с ослабленной аккомодацией при длительной и беспорядочной работе на близком расстоянии, обусловленное главным образом плохим 'освещением, при неправильной посадке, при чтении или 43 письме, при мелком шрифте, т. е. при всем том, что заставляет чрезмерно приближать глаза к книге или тетради__1 ^М^жэт разорваться и так наз. «наследственная» близорукость^ Если" близорукость восникла,£то главная задача — приостановить или замедлить ее дальнейшее развитие. Устранить близорукость уже нельзя. Поэтому учителям и роцнтеллм важно знать первые признаки близорукости. Школьник говорит, что он стал плохо видеть написанное на ктассной доскз, п'оосит пересадить его на первую парту, прищуривается при рассмотрении предметов. Пои чтении он приближает книгу к глазам, сипьчо наклоняет голову при письме, в кино или у теле-визоча оп стремится занять место ближе к экрану. В этом случае родители и педагоги должны покатать ребенка глазному вра'чу;, который произведет оптическую коррекцию зрения при помощи очко"в".{_3ритель-ная нагрузка вне школы должна быть уменьшена. Противопоказаны тяжелые виды гимнастики и cnopj^Lj ^СДля профилактики развития близорукости, кроме правильного освещения в школах, нужно предусмотреть и окраску стен в светлые тона, преимущественно в светлый желто-зеленоватый свет. В вечернее время нужно использовать настольную лампу 40—60 Вт с кол-пачкэм. Свет должен падать слева и спереди только на рабочую поверхность, а глаза должны оставаться в тени. Расстояние от глаз до-книги должно быть в среднем 30—35 см. Очень важно чепедовать зрительную работу с отдыхом для глаз. Через каждые 30—40 минут' сделать отдых и посмотреть вдаль. При просмотре телевизора нужно находиться не ближе 2—2,5 метров от экрана. Комната при этом должна быть освещена.Ч ч, —^ Дзльнозоркссть.£Далыгозоркость бывает связана либо с неправильно!! формой глаза (укороченное глазное яблоко), либо с неправильной кривизной роговицы или хрусталика. В этих случаях изображение фиксируется сзади глащз\ /На сетчатке при этом получается расплывчатое изображзние предмета^ Для перемещения изображения на сетчатку, дальнозоркий глаз должен усилить свою преломляющую способность за счет увеличения кривизны хрусталика\ уже при рассматривании отдаленных'предметов. VEme большее напряжение аккомодации потребуется для ясного видения близко расположенных предметов^ Если аккомодация не в состоянии обеспечить получение на сетчатке глаза четких изображений рассматриваемых предметов, необходимы очки с собирательными двояковыпуклыми линзами, придающими проходящим через них лучам сходящее направление. \/Астигматязм. К аномалии рефракции относят и астигматизм — невозможность схождения всех лучей в одной точке. Астигматизм является следствием неодинаковой кривизны роговицы в различных ее меридианазд Резкие степени астигматизма, нарушающие зрение, исправляются при помощи цилиндрических стекол, которые располагаются по соответствующим меридианам роговицы. \Юфталыно-яетраж — система упражнений для глаз. Упражнение учащиеся выполняют 2—3 раза в учебный день и во время производственной работы, связанной со сборкой проводниковых приборов, интегральных схем и др. точной работы, связанной с напряжением зрения. В основе упражнений, которые включают и фи-культм-д-туттш, лежит многократный (15—20 раз в течение 3 минут) перевод взора с 44 мелкого (3—5 мм) ближнего (удаленного от глаз на 20 см) предмета на другой предмет, находящийся как и первый, на линии взора, но на расстоянии 7—10 м От глаз. \ ———_—1 СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР Ослозные функции. Слуховой анализатор — это второй по значению анализатор в обеспечении адаптивных реакций и познавательной цечтппьности человека. Его особая роль связана с членораздельной речью. Гргухозое восприятие — основа членораздельной речлд Ребенок, потерявший слух в раннем детстве, утрачивает и речевую способность, хотя весь артикуляционный аппарат у него остается не нарушенным. Органы слухаЛ^рган слуха состоит из трех частей: наружного, среднего и внутреннего ухаД \Наружное' ухо состоит из ушной раковины и наружного слухов<о-го прохода. Наружное ухо служит для улавливания звуков^ Определение 'направления звука у человека связано с так называемым ;би^ науральным слухом\т. е. со слышанием двумя ушами. |Всякий звук, ' идущий сбоку, поступает в одно ухо раньше на несколько Долей мил-лисекунды, чем в друго^д Разница во времени прихода звуковых волн, воспринимаемых левым и правым ухом, дает возможность человеку определить' направление звука. Если у человека одно ухо поражено и не функционирует, то он определяет направление поворачивая голо- Т, "ТБарабакаал перепонка находится на границе между наружным и стте—на ухомд Это тонкая соединительнотканная пластинка (0,1 мм), которая снаружи покрыта эпителием, а изнутри — слизистой оболочкой. 1_Барабанна-л перепонка начинает колебаться^ когда на нее попадают со стороны наружного слухового прохода звуковые колебания. /Среднее ухо представляет собой барабаняую полость неправиль-нояформы в виде маленького плоского барабана^ на который туго натянута колеблющаяся перепонка. /Барабанная полость соединена с носоглоткой при помощи слуховой Ими евстахиевой трубы длиной 3,5 см и шириной 0,3 ммД /Внутри полоети среднего уха расположены сочленяющиеся между собой косточки — молоточек, наковальня и ст^земетао^. Внутреннее ухо отделено от среднего перепонкой овального окна. /Система слуховых, косточек обеспечивает давление звуковой вол-ны'Ттри передаче с барабанной перепонки на перепонку овального окна примерно в 30—40 раз, что позволяет улавливать даже самые слабые звуки. \ •JSgcTaxsieBa труба^ поддерживает одинаковое давление на барабанную перепонку снаружи и изнутри, что создает наиболее благоприятные условия для ее колебания. [Щюход воздуха в барябанную полость происходит во время акта глотания и зевания, когда открывается просвет трубы и давление в глотке и барабанной полости выравнивает£яА /.Внутреннее ухр)расположено в каменистой чясти височной кости {(представляет собой )к_остный лабиринт, внутри которого находится перепончатый лнбиринт из соединительной тканиДМежду костным и перепончатым лабиринтом имеется жидкость — перилимфа, а внутри перепончатого лабиринта — эндолимфа_л^ \В стенке, отделяющей среднее ухо от внутреннего, кроме оваль- 45 ного окошка, находится еще и круглое окно, которое дает возмеж-ность колебания жидкости^ ^Костный лабиринт состоит из трех частей: в центре — предверие, спереди от него находится улитка, а сзади — полукружные каналы. Внутри улитки находятся чувствительные клетки, которые являются собственно слуховыми рецепторами^ Механизм восприятия звука. Для слухового анализатора адекватным раздражителем является звук. Звуковые волны возникают как чередование сгущений и раздражений воздуха, которые распространяются во все стороны от источника звука. \_Bce вибрацидУвоздуха, воды пли другой улругой среды, распадаются на-1-периодические (тоны) и нспер:юдиче»;ие (шумы}.у.Тоны бывают высокие и низкие, последним соответствует меньшее число колебаний в секунду^_ Основной характеристикой^каждого звукового тона явТшется длина звуковой волны, которой соответствует определенное число колебаний в секунду^Длину звуковой волны определяют расстоянием, которое проходит Авук в секунду, деленным на число полных колебаний, которое совершает звучащее тело в секунду. Чем больше число колебаний, тем короче длина волны. У высоких звуков длина короткая, измеряемая в миллиметрах, у низких — длинная, измеряемая метрами^ ЦЗысота звука определяется его частотой или числом волн за 1 с. Частота измеряется в герцах (Гц). 1 Гц соответствует одному полному колебанию в секунду. Чем больше частота звука, тем звук выше. Сила звука пропорциональна амплитуде колебаний звуковой волны и измеряется в децибелдазу (_Самый высокий звук, который мы в состоянии услышать, имеет 20 тыс. колебаний в секунду (20 тыс. Гц), самый низкий — 12—24 Гц. У детей верхняя граница слуха достигает 22 тыс. Гц, у пожилых людей она ниже — около 15 тыс. Г^Д, [_3вук характеризуется тембром или окраской. Каждый источник звука, будь то струна скрипки, медная тРуба или деревянная пластинка, наряду с основным колебанием производит целый ряд других, дополнительных колебаний. Звуку каждого инструмента сопутствуют дополнительные колебания — обертоны. Обертон — звук, число колебаний которого в 2, 4, 8 и т. Д. превосходит число колебаний основного тона. В зависимости от того, какой нз обертонов сильнее выражен, звук инструмента получает свою особую «окраску», которую можно узнать среди массы других звуков. То же самое относится и к звукам человеческого голоса.^_Кяждый"человек имеет свой особый, индивидуальный тембр, свои обертоны, свою окраску голосового звука, по которому его можно узнать, даже не видя в лидо^ /Наибольшей возбудимостью обладает ухо к звукам частотой ко-лебан iii в пределах от 1000 до 4000 Гц. Ниже 1000 и выше 4000 Гц возбудимость уха сильно снижается^ ^Воздушные слуховые волны, "попадая в наружный слуховой проход, вызывают колебания барабанной перепонки. Далее колебания барабанной перепонки передаются через среднее ухо.' Система слуховых косточек, действуя, как рычаг, усиливает звуковые колебания и передает их жидкости, находящейся между костным и перепончатыми лабиринтами улитки. ПРИ распространении звуковых волн в улитке смещается основная мембрана, и ее колебания вызывают колебания ресничек волосковых клетокч В результате этого возникает рецепторный потенциал, возбуждающий окончания нервных волокон. Колебания ос- 46 новной мембраны зависят от высоты звука. Эластичность ее на разных отрезках не одинакова. Ближе к овальному окну мембрана уже и жестче, дальше — шире и эластичнее. Поэтому ее более узкие участки восприимчивы к высоким частотам, более широкие — к низким ,От высоты звука зависит, какой участок мембраны ответит на этот ^вук колебанием наибольшей амплитуды.>Соответственно на звуки разной частоты реагируют разные волосковидные клетки.[Длетки, реагирующие на высокие тоны, расположены на узкой, туго натяну- С той части основной мембраны, вблизи овального окна; рецепторы низких ЗВУКОВ — на широких, менее туго натянутых отрезках мембраны^ ; Возникшее возбуждение по нервным волокнам через систему переключательных ядер передается в слуховую ко]э^ где соотносятся частота и сила зв\гковых стимулов и осуществляется распознавание сложных звуков 4£мысл услышанного интерпретируется в ассоциативных корковых зонахА • Таким образомТ" информация, содержащаяся в звуковом стимуле в виде нейронного возбуждения проходит по различным уровням слуховой системы^ При этом различные типы нейронов выделяют специфические свойства звуковых стимулов. £_При длительном воздействии сильных звуков возбудимость звуковых анализаторов понижается, а при длительном пребывании в тишине возбудимость нарастает. Это адаптация. Наибольшая адаптация наблюдается в зоне более высоких звуков^ ^Чрезмерный шум ведет не только к снижению слуха, но и вызы-ва^т психические нарушения у людей. Реакция на шум может проявляться в изменении деятельности внутренних органов, но особенно сердечно-сосудистой системы. При сильном шуме снижается работоспособность челове^а\ \/Гигиена слуха, — система комплексных мер, направленных на охрану слуха,"создание оптимальных условий для деятельности слухового аппарата, способствующему нормальному его развитию и функционированию. Различают специфические и неспецифические воздействия шума на организм человека^пецифическое действие проявляется в различной степени нарушения слуха, неспецифическое — разного рода отклонений со стороны ЦНС, вегетативной реактивности, в эндокринных расстройствах, функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы и пищеварительного тракт^ (У диц молодого и среднего возраста уровни шума в 90 дБЛ, воздействуя в течение часа, понижают возбудимость клеток коры голов-вого мозга, ухудшают координацию движений, отмечается снижение остроты зрения, устойчивости ясного видения и чувствительности к оранжевому свету, удлиняется латентный период зрительно- и слухомоторной реакции, нарастает частота срывов дифференцировоч- ной реакции. При такой же длительности работы в условиях воздействия шума в 96 дБЛ наблюдается еще более резкое нарушение корковой динамики, запредельное торможение, расстройство вегетативной реакции. Ухудшаются показатели мышечной трудоспособности (выносливости, утомляемости), и появляются частые изменения ее по неблагоприятным типам, снижается производительность труда) Труд в условиях действия шума в 120 рБЛ через 4—5 лет может вызвать нарушения, характеризующиеся астеническими невротическими проявлениями. Появляются раздражительность, головные боли, бессони-ца, расстройства эндокринной системы. Выраженными окажутся и из- 47 менения со стороны сердечно-сосудистой системы: нарушается тонус сосудов и ритм сердечных сокращений, возрастает или наоборот снижается артериальное давление. Специфическое действие шума сказывается на состоянии слуха. Повышается порог слышимости, снижается как костная, так и воздушная ПРОВОДИМОСТЬ. При стаже работы в 5—6 лет чдсто развивается профессиональная тугоухость. У трактористов понижение слуха, шум в унтах и головные боли стойко держатся на протяжении 0.2—2 часа по о:;энччнни рабочего дня. По мере увеличения срока работы функциональные отклонения перерастают в неврлты слухового неРва. Достаточно пробыть всего 6 часов в зоне шума 90 дБЛ. чтобы си.?з!'лясь острота звука (90 дБЛ — шум, испытываемый пешеходом на сельпо загруженной транспортом уллцэ). На взрослых и особенно на детей чрезвычайно отрицательно воздействие (специфическое и неспецифическое) шума высокой громкости в помещениях, где включены на поляую мощность радиоприемники, телевизоры и магнитофоны. Особенно ощутимо влияние шума на детей и подростков. Изменения состояния слухового аппарата и других анализаторов у детей и ПОДРОСТКОВ наблюдаются при меньшей громкости и частоты шума. Изменения существенны под влиянием «школьного шума». Уровень интенсивности шума в отдельных основных помещениях школы колеблется от 40 до 110 дБЛ. На уроках он находится в пределах от 50 до 80 дБЛ, в мастерских и гимнастическом зале — от 74 до 90, то же самое и вэ время переяен. Профилактика отрицательного воздействия шума. Снижение уровней школьного шума и неблагоприятного воздействия его на учащихся достигается проведением ряда комплексных мероприятий: строительных, архитектурных, технических и организационных.. Участок общеобразовательных школ, школ-интернатов и ПТУ ог-ражгают живой изгородью высотой не менее 2,2 м. Ширина зеленой зо-лы со стороны улицы не менее 6 м. Целесообразна вдоль этой полосы, на расстоянии не менее 10 м от здания, посадка деревьев, кроны которых задерживают распространение шума. Большое влияние на величину звукоизоляции оказывает плотность, с какой закрыты классные двери. Если они плохо закрыты (щели 3—5 см), в пРнтворе дверей двух смежных классов звукоизоляция снижается на 5—7 дБЛ. Важное значение в снижении школьного шума имеет гигиенически правильное размещение учебных помещений в здании школы. Мастерские (столярные, слесарные, швейные), комнаты машинописи, гим-настичесие залы размещаются на первом этаже здания, в отдельном крыле или пристройке. Гигиеной зрения и слуха учащихся и учителей диктуются размеры учебных помещений: длина (размер от доски до противоположной стены) и глубина классных комнат. Длина классной комнаты не более 8 м обеспечивает учащимся, 'обладающим нормальным зрением и слухом, но сидящим на последних партах, четкое восприятие речи учителя и ясное различение написанного на доске. За первыми и вторыми партами (столами) в любом ряду отводятся рабочие места учащимся со сниженной остротой слуха (разговорная речь воспринимается от 2 до 4 м, а шепот — от 0,5 до 2 метров). Вне зависимости от типа здания обязательно осуществление совокупности акустических мероприятий: уменьшение шума в источнике 48 его образования, устранение передачи шума из источника и из помещения, где установлены шумные агрегаты, рациональная планировка шумных помещений. Восстановлению функционального состояния слухового анализатора и сдвигов в других физиологических системах организма подростка способствуют небольшие перерывы (10—15 мин.) — отдых в тихих комнатах на"первом году обучения через 50 мин. — 1 час работы, на втором году — через 1,5 часа, на третьем — через 2 часа работы. Выязление состояния слуха у детей и подростков производится при диспансеризации врачом-отоларингологом. Состояние слуха проверяется и при очередной диспансеризации детей 6—7 лет перед поступлением в школу, затем в 4, 5, 6 и 8—9 классах. Последующие наблюдения и диагностические исследования проводятся подросагко-вым кабинетом. Все подростки, работающие в условиях непрерывного и прерывистого воздействия шума, обязательно подвергаются медицинскому осмотру подростковым врачом, невропатологом и отоларингологом. Значение речи учителя для слухового восприятия. Негромкая, ясная небыстрая речь учителя, эмоционально окрашенная, способствует наилучшему ее слуховому восприятию учащимися и усвоению учебного материала. Слова следует произносить четко. Монотонная речь учителя способствует возникновению у учащихся дремотного состояния, во время которого учебный материал воспринимается с трудом. Речь учителя должна быть живой, богатой разнообразными интонациями, образной и как можно чаще адресовываться к зрительному воображению учащихся. С образом и действием необходимо связывать, особенно у начинающих обучение, не только слова, но и числа. Ребенок 6—7 лет не может усвоить числа-символы до тех пор, пока он не представит себе обозначаемое число предметов. Наибольшая нагрузка во время уроков у школьников, теоретических и практических занятий у учащихся ПТУ падает на слуховой и двигательный анализаторы, в то время как возможности зрительного анализатора используются не полностью. Понижение слуха — тугоухость. Тугоухость может развиваться постепенно и долго оставаться незамеченной. Это особенно опасно в детском возрасте, так как отражается на развитии ребенка. Нарушение слуха снижает восприятие предмета на уроке. Родители и педагоги должны обращать серьезное внимание на то, как слышит ребенок и при подозрении на снижение слуха обращаться к врачу. Снижение слуха способствует и нарушению осанки, так как для того, чтобы лучше слышать, ребенок принимает вынужденную позу на уроке. Таких детей надо рассаживать на первую парту. Реакцию на слух можно определить даже у грудных детей — ребенок поворачивает голову в сторону звучащего предмета. Исследование слуха у более взрослых детей можно произвести при помощи шепотной речи (см. выше). В больнице слух ребенка проверяется при помощи аппарата-аудиометра. Снижению слуха у детей могут способствовать различные заболевания. Наиболее частым заболеванием является воспаление среднего уха (отит), которое проявляется сильными пульсирующими болями, при этом нужно как можно раньше показать ребенка врачу. Самолечение здесь опасно не только с точки зрения потери слуха, но и потому, что воспалительный процесс может из серозного перейти в гнойный и вызвать гнойное воспаление мозговых оболочек (менингит) и 49 заражение крови (сепсис), проявляющийся в виде гнойников в мозговой ткани и, как правило, со смертельным исходом. Частыми причинами тугоух-ости и глухоты являются инфекционные заболевания (грипп, менингит, корь, свинка), а также бесконтрольное применение антибиотиков при самолечении. Довольно часто у детей в ухо попадают инородные тела (металлические шарики, маленькие пуговицы и т. п.) и заползают мелкие насекомые. Насекомых можно умертвить. Для этого в слуховой проход нужно влить несколько капель масла (вазелинового, глицеринового, оливкового), или борного спирта. Удалять инородные тела из уха должен только врач, так как при неумелых попытках извлечь инородное тело можно протолкнуть его внутрь и тогда удалить его очень трудно. Большое значение для профилактики заболеваний уха и сохранения слуха имеет нормальное носовое дыхание. Нужно своевременно лечить аденоиды, полипы и искривления носовой перегородки. Даже такое обычное заболевание, как острый насморк, может привести к тугоухости вследствие повышения давления в носовой полости и попадании носовой слизи в среднее ухо через евстахиеву трубу. Поэтому нельзя сморкаться сразу обеими половинками носа, а нужно делать это попеременно, прижимая каждое крыло носа к перегородке. НЕИРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИИ Образование условных рефлексов — сложный и многогранный процесс, требующий ряда условий. Непременным условием любого поведенческого условно- рефлекторного акта является наличие определенной мотивации. уИотлвация — активные состояния мозговых структур, побуждающие совершать действия (акты поведения), направленные на удовлетворение своих потребностей. Мотивации создают необходимые предпосылки поведенияД Мотивации могут создаваться как биологическими потребностями (например: пищевая мотивация), так и высшими познавательными потребностями. Например, накормленная собака не будет реагировать на раздражение свгтом (условный раздражитель). Это значит, что условный рефлекс может возникнуть только на фоне соответствующего желания. В частности, |д_ля реализации пищевого условного рефлекса необходимо появление ощущения голода или, по ктайней мере, аппетиту Такие желания есть субъективные отражения субъективной потребности, и именно в них находится причина — мотивировка дальнейшего поведения, направленного на удовлетворение потребности (в данном случае пищевой). Поэтому их называют мотивациями. 1_И высшие животные, и человек получают от органов чувств необходимые сведения о всей совокупности внешних факторов, определяющих параметры реальной обстановки. Затем включается механизм, извлекающий из памяти сведения о случаях удовлетворения данной мотивации в сходных условиях в прошлом. В частности, именно память показывает, что прежде удовлетворение мотивации (например, еда) происходило всегда после определенного какого-либо дополнительного раздражителя — условного раздражителя (запах пищи, чувство голода и т. д.)^ 50 [Любая информация, прежде чем организуется поведение, сопоставляется с доминирующей в данный момент мотивацией. У сытого животного нельзя выработать условный пищевой рефлекс потому, что у него нет пищевой мотивации. Мотивация всегда возникает в условиях какой-либо конкретной обстановки^ Бывает и так, что конкретных сведений из окружающей обстановки становится недостаточно. Тогда с помощью ориентировочно-исследовательской реакции животное (или человек) активно ищет дополнительную информацию. )[Данные мотивационного возбуждения, обстановки, памяти и, наконец? сигналы условного раздражителя — все это тщательнейшим образом обрабатывается в высших отделах головного мозга;. Из разнородных возбуждений на этой стадии поведенческого акта формируется решение к действию, решение о том, что и как следует делать для удовлетворения данной мотивации. Итак, первым этапом условного рефлекторного акта является не • только условный раздражитель, но и синтез из различных возбуждений вполне определенного решения к действию. • [Действие производится для достижения определенного результата. ^Значит, очень важно знать, привело ли действие к определенным результатам. В процессе получения сведений о результатах действия возможно два крайних варианта: либо результаты полностью соответствуют намеченным, либо отличаются от них до неузнаваемости^ В первом случае действие оценивается как выполненное, нехорошо поработавший организм сам себя награждает положительной эмоцией, а проделанная реакция фиксируется в памяти как позитивный (положительный) опыт (так надо). Во втором случае действие выполненного неудовлетворительно, в результате чего возникает отрицательная эмоция, а ход реакции становится частью негативного (отрицательного) опыта (так не надо)(. Таким образом, не необъективный условный раздражитель, а субъективная мотивация окончательно решает быть или не быть рефлексу. Виднейший русский физиолог П. К. Анохин доказал, что^давным условием формирования целенаправленного поведения является возможность достижения биологически важного результата действия.! J_£ мотивациями неразрывно связаны эмоции. Эмоции — субъективные переживания состояний и поступков человека. Эмоции могут быть положительными и отрицательными^ ^Достижение цели, удовлетворение потребности вызывает положительные эмоции. Недостижение цели приводит к отрицательным эмоциям. Эмоции изменяют состояние всего органищаД |_Положительные эмоции, выражением которых является улыбка, смех, сопровождаются радостью, хорошим настроением, увеличивают интенсивность энергетических процессовд Соответственно возрастают потенциальные возможности организма.'Шолее тонко работает интеллектуальная сфера, особенно четко воспринимаются воздействия внешней среды, облегчается память. Одной из важнейших потребностей человека является потребность в информации. Этот источник положительных эмоций неисчерпаем в течение всей жизни человек^ ^Отрицательные эмоции сопровождаются грустью, печалью, неудо-воЖствием, плохим настроением. Отрицательные эмоции плохо влияют на здоровье, угнетают |
|
© 2010 |
|