РУБРИКИ

Шпора: Шпоры по анатомии и физиологии человека

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Шпора: Шпоры по анатомии и физиологии человека

6—7 лет усиливающая ак­тивность второй сигнальной системы, о*а оказывает

подавляющее влияние на первую сигнальную систему. Развитие второй сигнальной

системы является одним из важных показателей готовности ребенка к школьному

обучению.

В младшем школьном возрасте по мере прогрессивного созревания больших

полушарий совершенствуется сила, уравновешенность и по­движность нервных

процессов. Развитие процессов коркового тормо­жения свздает условия для

быстрого и дифференцированного образо­вания условных связей. Формированию

связей в высших отделах ЦНС -способствует интенсивное созревание в этом

возрасте внутрикорковых ассоциативных путей, объединяющих различные корковые

центры.

В процессе обучения письму и чтению продолжают интенсивно развиваться

обобщающая функция слова. Возрастает значение вто-iJoii сигнальной системы.

Некоторые и членения условнорефлекторной деятельности отме-ч iiOTCi в по

т^остковэм возрасте. Начинающееся половое созревание х"!}л;;гс::>лйуГ'тс:1

повышенной активностью ппота.Т-Шуса. Это вызыва­ет п ..;e:ie:i:i;: бз'пнсн

к^'ГжозО-пэцкоркового в .а'шодсйствпя, следстви­ем чего является усиление

генеоалнгованного возбуждения и ослаб­ление внутреннего торможения. В сравнении

с предыдущей возраст-

37

ной группой в подростковом периоде затрудняется образование вре­менных

связей. Уменьшается скорость образования условных рефлекг сов как на

первосигнальные, так и на второсигнальные раздражители. Особенности высшей

нервной деятельности подростков требуют внима-тельного к ним отношения,

продуманной организации учебно-воспита­тельного процесса.

ФИЗИОЛОГИЯ РЕЧИ И РЕЧЕОБРАЗОВАНИЯ. РАЗВИТИЕ И НАРУШЕНИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

— специфическая функция человека, возникающая в процес­се общественного труда

как средство общения между людьми. Чело­век воспринимает предметы и явления

окружающего мира непосредст­венно с помощью органов чувств и посредством

слов. Благодаря сло­весной сигнализации, т. е. речи, человек может

воспринимать действи­тельность отзлеченно, мысленнол

/Различают речь — внешними; устную и писыиеннуюЛ ••Внешняя речь служит

главным образом средством общения^ поэто­му -она строится так, чтобы быть

понятной слушателям.

/Внутренняя речь — непроизносимая и не написанная, т. е. речь-для себя,

играет важнейшую роль в процессе сознания, самосознания, мышления.!

^Письменная речь (письмо, чтение) функционально связана с внут­ренней речью

(проговаривание для себя того, что нужно написать, чте­ние про себя),

некоторые люди при этом шевелят губами.

Деятельностью периферического речевого аппарата, состоящего из мышц языка,

губ, мягкого неба, гортани и дыхательной мускулатуры, управляет кора

головного мозга. Органы, осуществляющие функцию, речи, обеспечивают

произношение членораздельных звуков — артику-

ляцййет

^Развитие речи у детей. Первые попытки артикуляции появляют­ся"^ детей на 2—3

месяце жизни. Однако понимание слов и выработ­ка правильных реакций на них

начинается не ранее 8-го месяца, а ар_ тикуляция отдельных слов — с 11 —12

мес. жизни. Фразы из двух слов ребенок начинает произносить с 15—18 месяцев.}

Ребенок при нормальном развитии овладевает артикуляцией н£и основе

слухового восприятия речи окружающих, даже при незначи­тельных расстройствах

слуха овладение речью у ребенка затруднено]

Нарушения (расстройства) речи у детей чаще всего возникают впоследствии

расстройства слуха (тугоухость) или полной его потерн (глухота).

[JPaccTi-юйства речи могут быть также в результате дефектов и по­вреждений

речевого аппарата и различных заболеваний, поражений центральной и

периферической нервной системы. Вместе с тем. они могут возникнуть в

результате неправильной речи окружающих.} [Диды речевых расстройств;

/ Заикание — плавное течение речи прерывается кратковременны­ми

непроизвольными остановками и повторениями звуков.

^Косноязычие — речь непонятная, с пропусками или неправильным произношением

отдельных букв и слогов.

2> Гнусавость — утрачивается звучность голоса, и он принимает но­совой

оттенок, а также искажается произношение звуков.

38

Тахилалия — чрезмерно быстрая речь. Она возникает при непра­вильно^ речевом

воспитании и невротических состояниях.

Афазия — затруднение или невозможность произношения слов при понимании речи

(при центральном параличе).

Немота — возникает вследствие глухоты (глухонемота) или в ре­зультате

поражения или недоразвития речевых центров мозга при нор­мальном слухе.

Афония — отсутствие звонкого голоса.

Расстройства устной речи часто сопровождаются расстройством письма и чтения.

Лечение расстройств речи проводится врачом (лого­педом) и педагогом.

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП КАК ОСНОВА ПРИВЫЧЕК И НАВЫКОВ, КАК ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ

ОСНОВА РЕЖИМА ДНЯ

Раздражители внешней среды, имеющие значение сигнализаторов действительности,

как положительные, вызывающие возбуждение, так и отрицательные, связанные с

торможением, адресуются к определен­ным анализаторам коры, определенным их

участкам и клеточным груп­пам. Поэтому, деятельную кору полушарий следует

рассматривать, как грома'дную сигнализационную доску, на которой причудливо,

как в мозаике, расположены возбужденные и заторможенные пункты.

Поскольку возбуждение и торможение 'распространяются по коре, иррадиируют и

концентрируются, мозаику коры следует представлять себе подвижной,

перемещающейся по коре и изменяющей свои очерта­ния в зависимости от

изменений внешней среды.

Ввиду того, что условия жизни животных и человека представля­ются

упорядоченными, возникают одно за другим в определенной по­следовательности и

через более или менее определенные отрезки вре­мени (смена дня и ночи,

бодрствования и отдыха, работы и приемов пищи, замена одних действий в работе

другими и т. д.) изменения в процессе возбуждения и торможения в коре в

окончательном резуль­тате также должны протекать в определенной динамической

системе, уравновешиваться и иметь слаженное течение. Эту слаженную и

урав­новешенную систему внутренних процессов И. П. Павлов обозначил как

динамический стереотип.

Стереотипное слаженное течение условных рефлексов очень облег­чает работу

коры, а также образование новых реакций, если эти реак­ции являются близкими

к ранее выработанной системе. Работа голов­ного мозга сильно облегчена, если

человек работает в определенной, знакомой ему системе навыков с определенным

привычным чередова­нием отдельных рабочих актов. В этом случае все

относительно новое дается ему легко потому, что входит в прежнюю систему

действий в выработанной ранее динамический стереотип. Наоборот, все новое,

что кардинальным образом изменяет привычный уклад жизни и работы, ломает

установившийся стереотип, дается в человеческой жизни с тру­дом, иногда даже

вызывает срывы в высшей нервной деятельности — служит причиной возникновения

неврозов.

С динамическим стереотипом — слаженным течением физиологиче­ских процессов в

коре, связаны положительные и отрицательные чув­ства человека, чувства

трудности и легкости, бодрости и усталости, удовлетворения и огорчения,

радости, торжества и отчаяния.

И. П. Павлов писал: «Мне кажется, что тяжелые чувства при из-

39

менении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере

близких людей связаны с нарушением старого физиологи­ческого стереотипа и в

трудности установки нового».

На вопрос, как избежать последствий нарушения динамического стареотипа и

связанных с этим отрицательных последствий отвечает и физиология, а в

основном, гигиена, основанная на физиологических данных. Неимоверно важное

значение при этом имеет соблюдение ре­жима дня, питания, сна, отдыха, хороший

моральный климат в семье и т. д.

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА АНАЛИЗАТОРОВ

^Анализаторы — сложная система нервных образований у высших животных и

человека, воспринимающая и анализирующая явления, происходящие в окружающем

мире и внутри самого организма.^

(Восприятие поступающей информации начинается в рецепторах — нервных

окончаниях чувствительных (афферентных) нервов. Рецепто­ры яроводят энергию

раздражающего воздействия в нервные импуль­сы, передающиеся затем по

приводящим путям нервной системы в высшие (центральные) отделы анализатора —

различные участки ко­ры головного Mosraj,

^Анализаторы, воспринимающие информацию из окружающей сре­ды, получили название

— экстерорецепторы или экстероцептивные ана­лизаторы^ К ним относятся |органы

слуха, зрения, вкуса, осязанияЛ> [ЕЗторая часть анализаторов анализирует

состояние внутренней среды организма — Они получили название интероцептивные

анализаторы (интерорецепторы). Они контролируют буквально все органы и ткани:

опорно-двигательный аппарат, органы дыхания, кровообращения и т. д^

/"Анализаторы снабжают головной мозг точной и достаточно под­робной

информацией о всех событиях как внутри организма, так и вне его, т. е.

осуществляют сигнализационную функцию. На основании по­лученных сигналов мозг

отдает соответствующие команды бессозна­тельно (без ощущения, не отягощает

сознания)у Пример — вегетатив­ная нервная система. И лишь в тех случаях,

когда для обеспечения нормального состояния необходимо изменение всего

поведения всего организма, возникают такие ощущения как аппетит, боль, позыв

на дефекацию (опорожнение кишечника), мочеиспускание и т. д.

(^Характерным свойством анализаторов является принцип расши­ряющейся

(экстенсивной) проекции — т. е., чем выше уровень нерв­ной системы, тем

большее количество элементов нервной системы в него входят. Минимальное

количество нервных элементов находится на уровне рецепторов, максимальное —

на уровне коры больших по­лушарий, в связи с чем высшие отделы центральной

нервной системы способны осуществлять более тонкий и сложный анализ

получаемой информации.^

/Каждый анализатор имеет определенную зону проекц,ии]яа всех уровнях центральной

нервной системы. Однако на уровне высших ее отделов и в особенности в коре

больших полушарий, эти зоны находят одна па другую —[они перекрываются.ДЭтим

достигается более тес-поп взаимодействие различных анализаторов, и£тём

самым и более точный р.нэлчз воспринимаемой информации и, как итог, создание

пол. ной картины (образа) внешнего мира^ Пример: жипотные воспринима­ют запах

хищника (обонятельный анализатор), слыша (слуховой ана-

40

лизатор) или видя его (зрительный анализатор), формирует целост­ный образ

ситуации и принимает соответствующие меры (убегает), не дожидаясь укуса

(боль).

Х/ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР

Строение глаза.^р-ительное восприятие начинается _£\проекционио-го

изображения на сетчатку глаза и ^возбужден ш фоторецепторов, трансформирующих

световую энергию в нервное вогбуждени^ЫСлож-ность зрительных сигналов,

поступающих из внешнего мира, необхо­димость активного их восприятия обусловила

формирование в эволю­ции сложного оптического прибора. Этим периферическим

прибором —

периферическим органом зрения — является

(„Форма глаза шаровидная. У взрослых диаметр его составляет око­ло 24 мм, у

новорожденных — около 16 мм. Форма глазного яблока у новорожденного более

шаровидная, чем у взрослых. В результате такой формы глазного яблока

новорожденные дети в 80 — 94% обла­дают дальнозоркой рефракцией

/Рост глазного яблока продолжается после рождения. Интенсивнее всего оно

растет в первые пять лет жизни, менее интенсивно до 9 — 12 лет4

(Глазное яблоко состоит из трех оболочек — наружной, средней и внутренней.

Наружная оболочка глаза — склера или белочная оболоч-KctJ Это плотная

непрозрачная ткань белого цвета, толщиной около 1 мм. ^передней части она

переходит в прозрачную роговицу. Склера у детей тоньше и обладает большей

растяжимостью и эластичностью. Роговица у новорожденных детей более толстая и

выпуклая. К 5 го­дам толщина роговицы уменьшаете^: С возрастом роговица

становит­ся бояеа плотной, и ее преломляющая сила уменьшается.

1_Под склерой расположена сосудистая оболочка глаза^ Толщина ее 0,2 — 0,4

мм.^Она содержит большое количество кровеносных сосу­дов. В переднем отделе

глазного яблока сосудистая оболочка перехо­дит в ресничное (целиарное) тело и

радужную оболочку (радужку). В ресничном теле расположена мышца, связанная с

хрусталиком и ре-гулиоующая его кривизн^,

[Хрусталик — это прозрачное эластическое образование, имеющее Форму

двояковыпуклой линзы. Он покрыт прозрачной сумкой, по все­му его краю к

ресничному телу тянутся тонкие, но очень упругие во­локна. Они сильно

натянуты и держат хрусталик в растянутом состоя. ' нии. Хрусталик у

новорожденных и детей дошкольного возраста более выпуклой формы, прозрачен и

обладает большей эластичностью^

ЦЗ центре радужки имеется круглое отверстие — зрачок. Величи­на зрачка

изменяется; отчего в глаз может попадать большее или меньшее количество

света. Просвет зрачка регулируется мышцей, на­ходящейся в радужкеД Зрачок у

новорожденных узкий. В возрасте 6 — 8 лет зрачки широкие вследствие

преобладания тонуса сиптаяиче-ских нервов, иннервирующих мышцы радужной

оболочки. В 8 — 10 лет зрачок вновь становится узкшя и очень живо реагирует

на свет. Ш 12—13 годам быстрота и интенсивность зрачковой реакции на свет

такие жэ, как у взрослого^

(Л!кань радужной оболотки содержит особое красящее вещество — меланин. В

зависимости от количества этого пигмента цвет радуж­ной оболочки колеблется

от серого и голубого до коричневого, почти черного. Цветом радужной оболочки

определяется цвет глаз. При

41

отсутствии пигмента (альбиносы) лучи света проникают в глаз не толь­ко через

зрачок, но и через ткань радужки. У альбиносов глаза име­ют красноватый

оттенок. У них недостаток пигмента в радужке часто сочетается с недостаточной

пигментацией кожи и волос. Зрение у та­ких людей понижено!

Между роговицей и радужкой, а также между радужкой и хруста­ликом имеются

небольшие пространства, называемые соответственно передней и задней камерами

глаза. В них находится прозрачная жид­кость, которая снабжает питательными

веществами роговицу и хруста­лик, которые лишены кровеносных сосудов.

/Полость глаза позади хрусталика заполнена прозрачной желеобраз-ноймассой —

стекловидным телоЩ

Внутренняя поверхность глаза выстлана тонкой (0,2—0,3 мм), весь. ма сложной

по строению оболочкой — сетчаткой, или ретиной. Она содержит

светочувствительные клетки в виде колбочек и палочек. Нервные волокна"

отходящие от этих клеток, собираются вместе и образуют зрительный нерв,

который направляется в головной мозг. [_У новорожденных детей палочки в

клетчатке дифференцированы, чис­ло колбочек в желтом пятне (центральная часть

клетчатки) начинает нарастать после рождения и к концу первого полугодия

морфоловиче-ское развитие центральной части клетчатки заканчивается^

Оптическая система глаза../Поступающие в глаз световые лучи, прежде чем они

попадут на клетчатку, проходят через несколько пре­ломляющих сред. К ним

относятся роговица, водянистое вещество пе­редней и задней камер глаза,

хрусталик и стекловидное телД Каждая из этих сред имеет свой показатель

преломляющей силы. \Преломляю-щая сила выражается в диоптриях (Д). Одна

диоптрия —'преломляю­щая сила линзы с фокусным расстоянием 1 м. Преломляющая

сила глаза в целом равна 59 Д при рассмотрении далеких предметов и 70,5 Д при

рассмотрении близких предметов

^Изображение на сетчатке получается действительным, уменьшен­ным и обратным.

Ребенок в первые месяцы после рождения путает верх и низ предмета. Если

ребенку показать горящую свечу, то он, стараясь схватить пламя, протянет руку

не к верхнему, а к нижнему концу свечи. То обстоятельство, что мы видим

изображение не в пере­вернутом изображении, а в их естественном виде,

объясняется жиз­ненным опытом и взаимодействием анализаторов^ ' i

^Аккомодация./ Чтобы рассматриваемый предмет был ясно виден, надо, чтоб»-лучи

от всех его точек попадали на заднюю поверхность клетчатки, т. е. были здесь

фокусированы.

Когда человек смотрит вдаль, предметы, расположенные на близ­ком расстоянии,

кажутся расплывчатыми, они не в фокусе. Если глаз фиксирует близкие предметы,

неясно видны отдаленные.

£Глаз способен приспосабливаться к четкому видению предметов, находящихся

от него на разных расстояниях. Эту способность глаза называют аккомодацией.

Аккомодация осуществляется путем измене­ния КРИВИЗНЫ хрусталика] Хрусталик при

помощи цинновой связки соединен с мышцей, располагающейся широким кольцом

позади кор­ня радужной оболочки. /Благодаря деятельности этой мышцы хруста­лик

может менять свою форму, становиться более или менее выпуклым и соответственно

сильнее или слабее преломлять попадающие в глаз лучи свзта. При рассмотрении

близких предметов хрусталик делается более выпуклым, благодаря чему лучи от

предметов'сходятся на сек-

42

-чатке. При рассмотрении далеких предметов кривизна хрусталика а,

следовательно, преломляющая сила его, становится наименьшими.}

{Преломляющая способность глаза при покое, то есть когда хрус­талик

максимально уплощен, называется рефракцией глаз^Л

[^Благодаря аккомодации и рефракции обеспечивается бинокуляр­ное зрение, т.

с. одинаковое изображение в том и другом глаз^

^Различают три вида рефракции: соразмерную, дальнозоркую и бли­зорукую^

(Соразмерная рефракция — параллельные лучи, идущие от пред­метов,

пересекаются на сетчатке. При этом происходит отчетливое ви­дение предмета^

\ Дальнозоркая рефракция — глаз обладает относительно слабой преломляющей

способностью. При этом параллельные лучи, идущие от далеких предметов,

пересекаются за сетчаткой. Поэтому дально­зоркий глаз видит отдаленные

предметы отчетливее близких^

^Близорукая рефракция — параллельные лучи, идущие от отдален­ных предметов,

преломляются впереди сетчатки, не доходя до нее. Близорукий, глаз отчетливо

видит ближайшие предметы и неясно —

•отдаленные^

[Д степени близорукости и дальнозоркости судят по оптической силе линзы,

которая, будучи представленной к глазу в условиях покоя аккомодации так

изменяет направление попадающих в него параллель­ных лучей, что они

пересекаются на сетчатке. Оптическая сила опре­деляется в диоптриях.

Различают дальнозоркость или близорукость слабой степени (до 3 дитр),,

средней величины (от 4 до 6 дитр) и высо­кой степени (более 6 дитр)#

/рефракция обоих глаз не всегда бывает одинаковой. Например, близорукость

одного глаза и дальнозоркость другого или неодинаковая их степень на обоих

глазах — анизометропияХ

Для различения деталей предмета необходимо, чтобы его изобра­жение попало на

область желтого пятна сетчатки, расположенного про­тив зрачка. Центральный

участок желтого пятна является "местом наилучшего видения. Воображаемую

линию, соединяющую рассматри­ваемый предмет с центром желтого пятна, называют

зрительной ли-ние'1 или зрительной осью, а способность одновременно

направлять на рассматриваемый предмет зрительные линии обоих глаз —

конвер­генцией. Чем ближе рассматриваемый предмет, тем больше должна быть

конвергенция, т. е. степень схождения зрительных линий.

Дальнозоркость — особенность проявления зрения в старческом возрасте

(старчэскзя дальнозоркость).

V/Ьлизорукость. [У_новорожденных глаза, как правило, дальнозор­кие. По мере

роста ребенка размер его глазного яблока увеличивает­ся, и к 9—12 годам глаз

приобретает строго сферическую формуй /^Однако иногда глазное яблоко

несколько удлиняется в переднезаднем направлении, в результате чего

увеличивается расстояние от зрачка до сетчатки. В таких случаях изображение

фиксируется кпереди от сетчатки, и изображение становится неотчетливым

(близорукость).. Если глазное яблоко продолжает удлиняться, то увеличивается

и сте­пень близорукости (прогрессирующая близорукость). На развитие

бли­зорукости влияет состояние аккомодацииЛ,Близорукость1_обычно раз­вивается

у лиц с ослабленной аккомодацией при длительной и беспо­рядочной работе на

близком расстоянии, обусловленное главным обра­зом плохим 'освещением, при

неправильной посадке, при чтении или

43

письме, при мелком шрифте, т. е. при всем том, что заставляет чрез­мерно

приближать глаза к книге или тетради__1

^М^жэт разорваться и так наз. «наследственная» близорукость^ Если" близорукость

восникла,£то главная задача — приостановить или замедлить ее дальнейшее

развитие. Устранить близорукость уже нель­зя. Поэтому учителям и роцнтеллм

важно знать первые признаки бли­зорукости. Школьник говорит, что он стал плохо

видеть написанное на ктассной доскз, п'оосит пересадить его на первую парту,

прищури­вается при рассмотрении предметов. Пои чтении он приближает кни­гу к

глазам, сипьчо наклоняет голову при письме, в кино или у теле-визоча оп

стремится занять место ближе к экрану. В этом случае ро­дители и педагоги

должны покатать ребенка глазному вра'чу;, который произведет оптическую

коррекцию зрения при помощи очко"в".{_3ритель-ная нагрузка вне школы должна

быть уменьшена. Противопоказаны тяжелые виды гимнастики и cnopj^Lj

^СДля профилактики развития близорукости, кроме правильного освещения в

школах, нужно предусмотреть и окраску стен в светлые тона, преимущественно в

светлый желто-зеленоватый свет. В вечер­нее время нужно использовать

настольную лампу 40—60 Вт с кол-пачкэм. Свет должен падать слева и спереди

только на рабочую по­верхность, а глаза должны оставаться в тени. Расстояние

от глаз до-книги должно быть в среднем 30—35 см. Очень важно чепедовать

зрительную работу с отдыхом для глаз. Через каждые 30—40 минут' сделать отдых

и посмотреть вдаль. При просмотре телевизора нужно находиться не ближе 2—2,5

метров от экрана. Комната при этом долж­на быть освещена.Ч

ч, —^

Дзльнозоркссть.£Далыгозоркость бывает связана либо с неправиль­но!! формой

глаза (укороченное глазное яблоко), либо с неправильной кривизной роговицы или

хрусталика. В этих случаях изображение фиксируется сзади глащз\

/На сетчатке при этом получается расплывчатое изображзние пред­мета^ Для

перемещения изображения на сетчатку, дальнозоркий глаз должен усилить свою

преломляющую способность за счет увеличения кривизны хрусталика\ уже при

рассматривании отдаленных'предметов. VEme большее напряжение аккомодации

потребуется для ясного виде­ния близко расположенных предметов^ Если

аккомодация не в состоя­нии обеспечить получение на сетчатке глаза четких

изображений рас­сматриваемых предметов, необходимы очки с собирательными

двояко­выпуклыми линзами, придающими проходящим через них лучам схо­дящее

направление.

\/Астигматязм. К аномалии рефракции относят и астигматизм — невозможность

схождения всех лучей в одной точке. Астигматизм яв­ляется следствием

неодинаковой кривизны роговицы в различных ее меридианазд Резкие степени

астигматизма, нарушающие зрение, ис­правляются при помощи цилиндрических

стекол, которые располага­ются по соответствующим меридианам роговицы.

\Юфталыно-яетраж — система упражнений для глаз. Упражнение учащиеся выполняют

2—3 раза в учебный день и во время производ­ственной работы, связанной со

сборкой проводниковых приборов, ин­тегральных схем и др. точной работы,

связанной с напряжением зре­ния.

В основе упражнений, которые включают и фи-культм-д-туттш, ле­жит

многократный (15—20 раз в течение 3 минут) перевод взора с

44

мелкого (3—5 мм) ближнего (удаленного от глаз на 20 см) предмета на другой

предмет, находящийся как и первый, на линии взора, но на расстоянии 7—10 м От

глаз. \

———_—1

СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР

Ослозные функции. Слуховой анализатор — это второй по значе­нию анализатор в

обеспечении адаптивных реакций и познавательной цечтппьности человека. Его

особая роль связана с членораздельной речью. Гргухозое восприятие — основа

членораздельной речлд Ребе­нок, потерявший слух в раннем детстве, утрачивает

и речевую способ­ность, хотя весь артикуляционный аппарат у него остается не

нару­шенным.

Органы слухаЛ^рган слуха состоит из трех частей: наружного, среднего и

внутреннего ухаД

\Наружное' ухо состоит из ушной раковины и наружного слухов<о-го прохода.

Наружное ухо служит для улавливания звуков^ Определе­ние 'направления звука у

человека связано с так называемым ;би^ науральным слухом\т. е. со слышанием

двумя ушами. |Всякий звук, ' идущий сбоку, поступает в одно ухо раньше на

несколько Долей мил-лисекунды, чем в друго^д Разница во времени прихода

звуковых волн, воспринимаемых левым и правым ухом, дает возможность человеку

определить' направление звука. Если у человека одно ухо поражено и не

функционирует, то он определяет направление поворачивая голо-

Т,

"ТБарабакаал перепонка находится на границе между наружным и

стте—на ухомд Это тонкая соединительнотканная пластинка (0,1 мм),

которая снаружи покрыта эпителием, а изнутри — слизистой оболочкой.

1_Барабанна-л перепонка начинает колебаться^ когда на нее попадают

со стороны наружного слухового прохода звуковые колебания.

/Среднее ухо представляет собой барабаняую полость неправиль-нояформы в виде

маленького плоского барабана^ на который туго натянута колеблющаяся

перепонка. /Барабанная полость соединена с носоглоткой при помощи слуховой

Ими евстахиевой трубы длиной 3,5 см и шириной 0,3 ммД

/Внутри полоети среднего уха расположены сочленяющиеся между собой косточки —

молоточек, наковальня и ст^земетао^. Внутреннее ухо отделено от среднего

перепонкой овального окна.

/Система слуховых, косточек обеспечивает давление звуковой вол-ны'Ттри

передаче с барабанной перепонки на перепонку овального окна примерно в 30—40

раз, что позволяет улавливать даже самые слабые звуки. \

•JSgcTaxsieBa труба^ поддерживает одинаковое давление на барабан­ную перепонку

снаружи и изнутри, что создает наиболее благоприят­ные условия для ее

колебания. [Щюход воздуха в барябанную полость происходит во время акта

глотания и зевания, когда открывается про­свет трубы и давление в глотке и

барабанной полости выравнивает£яА /.Внутреннее ухр)расположено в

каменистой чясти височной кости {(представляет собой )к_остный лабиринт, внутри

которого находится перепончатый лнбиринт из соединительной тканиДМежду костным

и перепончатым лабиринтом имеется жидкость — перилимфа, а внутри перепончатого

лабиринта — эндолимфа_л^

\В стенке, отделяющей среднее ухо от внутреннего, кроме оваль-

45

ного окошка, находится еще и круглое окно, которое дает возмеж-ность

колебания жидкости^

^Костный лабиринт состоит из трех частей: в центре — предверие, спереди от

него находится улитка, а сзади — полукружные каналы. Внутри улитки находятся

чувствительные клетки, которые явля­ются собственно слуховыми рецепторами^

Механизм восприятия звука. Для слухового анализатора адекват­ным

раздражителем является звук. Звуковые волны возникают как чередование

сгущений и раздражений воздуха, которые распростра­няются во все стороны от

источника звука. \_Bce вибрацидУвоздуха, воды пли другой улругой среды,

распадаются на-1-периодические (то­ны) и нспер:юдиче»;ие (шумы}.у.Тоны бывают

высокие и низкие, по­следним соответствует меньшее число колебаний в

секунду^_

Основной характеристикой^каждого звукового тона явТшется дли­на звуковой

волны, которой соответствует определенное число коле­баний в секунду^Длину

звуковой волны определяют расстоянием, ко­торое проходит Авук в секунду,

деленным на число полных колеба­ний, которое совершает звучащее тело в

секунду. Чем больше число колебаний, тем короче длина волны. У высоких звуков

длина корот­кая, измеряемая в миллиметрах, у низких — длинная, измеряемая

метрами^

ЦЗысота звука определяется его частотой или числом волн за 1 с. Частота

измеряется в герцах (Гц). 1 Гц соответствует одному пол­ному колебанию в

секунду. Чем больше частота звука, тем звук выше. Сила звука пропорциональна

амплитуде колебаний звуковой волны и измеряется в децибелдазу

(_Самый высокий звук, который мы в состоянии услышать, имеет 20 тыс.

колебаний в секунду (20 тыс. Гц), самый низкий — 12—24 Гц. У детей верхняя

граница слуха достигает 22 тыс. Гц, у пожилых людей она ниже — около 15 тыс.

Г^Д,

[_3вук характеризуется тембром или окраской. Каждый источник звука, будь то

струна скрипки, медная тРуба или деревянная пластин­ка, наряду с основным

колебанием производит целый ряд других, до­полнительных колебаний. Звуку

каждого инструмента сопутствуют дополнительные колебания — обертоны. Обертон

— звук, число ко­лебаний которого в 2, 4, 8 и т. Д. превосходит число

колебаний основ­ного тона. В зависимости от того, какой нз обертонов сильнее

выра­жен, звук инструмента получает свою особую «окраску», которую мож­но

узнать среди массы других звуков. То же самое относится и к зву­кам

человеческого голоса.^_Кяждый"человек имеет свой особый, инди­видуальный

тембр, свои обертоны, свою окраску голосового звука, по которому его можно

узнать, даже не видя в лидо^

/Наибольшей возбудимостью обладает ухо к звукам частотой ко-лебан iii в

пределах от 1000 до 4000 Гц. Ниже 1000 и выше 4000 Гц возбудимость уха сильно

снижается^

^Воздушные слуховые волны, "попадая в наружный слуховой про­ход, вызывают

колебания барабанной перепонки. Далее колебания ба­рабанной перепонки

передаются через среднее ухо.' Система слуховых косточек, действуя, как

рычаг, усиливает звуковые колебания и пере­дает их жидкости, находящейся

между костным и перепончатыми ла­биринтами улитки. ПРИ распространении

звуковых волн в улитке сме­щается основная мембрана, и ее колебания вызывают

колебания рес­ничек волосковых клетокч В результате этого возникает

рецепторный потенциал, возбуждающий окончания нервных волокон. Колебания ос-

46

новной мембраны зависят от высоты звука. Эластичность ее на раз­ных отрезках не

одинакова. Ближе к овальному окну мембрана уже и жестче, дальше — шире и

эластичнее. Поэтому ее более узкие участки восприимчивы к высоким частотам,

более широкие — к низ­ким ,От высоты звука зависит, какой участок мембраны

ответит на этот ^вук колебанием наибольшей амплитуды.>Соответственно на

зву­ки разной частоты реагируют разные волосковидные клетки.[Длетки,

реагирующие на высокие тоны, расположены на узкой, туго натяну- С той части

основной мембраны, вблизи овального окна; рецепторы низ­ких ЗВУКОВ — на

широких, менее туго натянутых отрезках мембраны^

; Возникшее возбуждение по нервным волокнам через систему пе­реключательных ядер

передается в слуховую ко]э^ где соотносятся частота и сила зв\гковых стимулов и

осуществляется распознавание сложных звуков 4£мысл услышанного

интерпретируется в ассоциатив­ных корковых зонахА

• Таким образомТ" информация, содержащаяся в звуковом стимуле в виде

нейронного возбуждения проходит по различным уровням слу­ховой системы^ При

этом различные типы нейронов выделяют спе­цифические свойства звуковых

стимулов.

£_При длительном воздействии сильных звуков возбудимость звуко­вых

анализаторов понижается, а при длительном пребывании в тишине возбудимость

нарастает. Это адаптация. Наибольшая адаптация на­блюдается в зоне более

высоких звуков^

^Чрезмерный шум ведет не только к снижению слуха, но и вызы-ва^т психические

нарушения у людей. Реакция на шум может про­являться в изменении деятельности

внутренних органов, но особенно сердечно-сосудистой системы. При сильном шуме

снижается работо­способность челове^а\

\/Гигиена слуха, — система комплексных мер, направленных на охрану

слуха,"создание оптимальных условий для деятельности слу­хового аппарата,

способствующему нормальному его развитию и функ­ционированию.

Различают специфические и неспецифические воздействия шума на организм

человека^пецифическое действие проявляется в различ­ной степени нарушения

слуха, неспецифическое — разного рода от­клонений со стороны ЦНС,

вегетативной реактивности, в эндокринных расстройствах, функциональном

состоянии сердечно-сосудистой сис­темы и пищеварительного тракт^

(У диц молодого и среднего возраста уровни шума в 90 дБЛ, воз­действуя в

течение часа, понижают возбудимость клеток коры голов-вого мозга, ухудшают

координацию движений, отмечается снижение остроты зрения, устойчивости ясного

видения и чувствительно­сти к оранжевому свету, удлиняется латентный период

зрительно- и слухомоторной реакции, нарастает частота срывов дифференцировоч-

ной реакции. При такой же длительности работы в условиях воздейст­вия шума в

96 дБЛ наблюдается еще более резкое нарушение корко­вой динамики,

запредельное торможение, расстройство вегетативной реакции. Ухудшаются

показатели мышечной трудоспособности (вы­носливости, утомляемости), и

появляются частые изменения ее по не­благоприятным типам, снижается

производительность труда) Труд в условиях действия шума в 120 рБЛ через 4—5

лет может вызвать нарушения, характеризующиеся астеническими невротическими

про­явлениями. Появляются раздражительность, головные боли, бессони-ца,

расстройства эндокринной системы. Выраженными окажутся и из-

47

менения со стороны сердечно-сосудистой системы: нарушается тонус сосудов и

ритм сердечных сокращений, возрастает или наоборот сни­жается артериальное

давление.

Специфическое действие шума сказывается на состоянии слуха. Повышается порог

слышимости, снижается как костная, так и воздуш­ная ПРОВОДИМОСТЬ. При стаже

работы в 5—6 лет чдсто развивается профессиональная тугоухость. У

трактористов понижение слуха, шум в унтах и головные боли стойко держатся на

протяжении 0.2—2 часа по о:;энччнни рабочего дня. По мере увеличения срока

работы функ­циональные отклонения перерастают в неврлты слухового неРва.

Достаточно пробыть всего 6 часов в зоне шума 90 дБЛ. чтобы си.?з!'лясь

острота звука (90 дБЛ — шум, испытываемый пешеходом на сельпо загруженной

транспортом уллцэ).

На взрослых и особенно на детей чрезвычайно отрицательно воз­действие

(специфическое и неспецифическое) шума высокой громкос­ти в помещениях, где

включены на поляую мощность радиоприемни­ки, телевизоры и магнитофоны.

Особенно ощутимо влияние шума на детей и подростков. Измене­ния состояния

слухового аппарата и других анализаторов у детей и ПОДРОСТКОВ наблюдаются при

меньшей громкости и частоты шума. Из­менения существенны под влиянием

«школьного шума».

Уровень интенсивности шума в отдельных основных помещениях школы колеблется

от 40 до 110 дБЛ. На уроках он находится в пре­делах от 50 до 80 дБЛ, в

мастерских и гимнастическом зале — от 74 до 90, то же самое и вэ время

переяен.

Профилактика отрицательного воздействия шума. Снижение уров­ней школьного

шума и неблагоприятного воздействия его на учащихся достигается проведением

ряда комплексных мероприятий: строитель­ных, архитектурных, технических и

организационных..

Участок общеобразовательных школ, школ-интернатов и ПТУ ог-ражгают живой

изгородью высотой не менее 2,2 м. Ширина зеленой зо-лы со стороны улицы не

менее 6 м. Целесообразна вдоль этой по­лосы, на расстоянии не менее 10 м от

здания, посадка деревьев, кро­ны которых задерживают распространение шума.

Большое влияние на величину звукоизоляции оказывает плот­ность, с какой

закрыты классные двери. Если они плохо закрыты (ще­ли 3—5 см), в пРнтворе

дверей двух смежных классов звукоизоляция снижается на 5—7 дБЛ.

Важное значение в снижении школьного шума имеет гигиенически правильное

размещение учебных помещений в здании школы. Мастер­ские (столярные,

слесарные, швейные), комнаты машинописи, гим-настичесие залы размещаются на

первом этаже здания, в отдельном крыле или пристройке.

Гигиеной зрения и слуха учащихся и учителей диктуются разме­ры учебных

помещений: длина (размер от доски до противоположной стены) и глубина

классных комнат. Длина классной комнаты не бо­лее 8 м обеспечивает учащимся,

'обладающим нормальным зрением и слухом, но сидящим на последних партах,

четкое восприятие речи учителя и ясное различение написанного на доске.

За первыми и вторыми партами (столами) в любом ряду отводят­ся рабочие места

учащимся со сниженной остротой слуха (разговор­ная речь воспринимается от 2

до 4 м, а шепот — от 0,5 до 2 метров).

Вне зависимости от типа здания обязательно осуществление сово­купности

акустических мероприятий: уменьшение шума в источнике

48

его образования, устранение передачи шума из источника и из поме­щения, где

установлены шумные агрегаты, рациональная планировка шумных помещений.

Восстановлению функционального состояния слухового анализато­ра и сдвигов в

других физиологических системах организма подрост­ка способствуют небольшие

перерывы (10—15 мин.) — отдых в тихих комнатах на"первом году обучения через

50 мин. — 1 час работы, на втором году — через 1,5 часа, на третьем — через 2

часа работы.

Выязление состояния слуха у детей и подростков производится при

диспансеризации врачом-отоларингологом. Состояние слуха прове­ряется и при

очередной диспансеризации детей 6—7 лет перед по­ступлением в школу, затем в

4, 5, 6 и 8—9 классах. Последующие наблюдения и диагностические исследования

проводятся подросагко-вым кабинетом.

Все подростки, работающие в условиях непрерывного и прерывис­того воздействия

шума, обязательно подвергаются медицинскому ос­мотру подростковым врачом,

невропатологом и отоларингологом.

Значение речи учителя для слухового восприятия. Негромкая, яс­ная небыстрая

речь учителя, эмоционально окрашенная, способствует наилучшему ее слуховому

восприятию учащимися и усвоению учеб­ного материала. Слова следует

произносить четко. Монотонная речь учителя способствует возникновению у

учащихся дремотного состоя­ния, во время которого учебный материал

воспринимается с трудом. Речь учителя должна быть живой, богатой

разнообразными интонация­ми, образной и как можно чаще адресовываться к

зрительному вооб­ражению учащихся. С образом и действием необходимо

связывать, особенно у начинающих обучение, не только слова, но и числа.

Ребе­нок 6—7 лет не может усвоить числа-символы до тех пор, пока он не

представит себе обозначаемое число предметов.

Наибольшая нагрузка во время уроков у школьников, теоретиче­ских и

практических занятий у учащихся ПТУ падает на слуховой и двигательный

анализаторы, в то время как возможности зрительного анализатора используются

не полностью.

Понижение слуха — тугоухость. Тугоухость может развиваться постепенно и долго

оставаться незамеченной. Это особенно опасно в детском возрасте, так как

отражается на развитии ребенка. Наруше­ние слуха снижает восприятие предмета

на уроке. Родители и педа­гоги должны обращать серьезное внимание на то, как

слышит ребе­нок и при подозрении на снижение слуха обращаться к врачу.

Сни­жение слуха способствует и нарушению осанки, так как для того, что­бы

лучше слышать, ребенок принимает вынужденную позу на уроке. Таких детей надо

рассаживать на первую парту.

Реакцию на слух можно определить даже у грудных детей — ре­бенок поворачивает

голову в сторону звучащего предмета. Исследо­вание слуха у более взрослых

детей можно произвести при помощи шепотной речи (см. выше). В больнице слух

ребенка проверяется при помощи аппарата-аудиометра.

Снижению слуха у детей могут способствовать различные заболе­вания. Наиболее

частым заболеванием является воспаление среднего уха (отит), которое

проявляется сильными пульсирующими болями, при этом нужно как можно раньше

показать ребенка врачу. Самоле­чение здесь опасно не только с точки зрения

потери слуха, но и по­тому, что воспалительный процесс может из серозного

перейти в гной­ный и вызвать гнойное воспаление мозговых оболочек (менингит)

и

49

заражение крови (сепсис), проявляющийся в виде гнойников в мозго­вой ткани и,

как правило, со смертельным исходом.

Частыми причинами тугоух-ости и глухоты являются инфекцион­ные заболевания

(грипп, менингит, корь, свинка), а также бесконт­рольное применение

антибиотиков при самолечении.

Довольно часто у детей в ухо попадают инородные тела (металли­ческие шарики,

маленькие пуговицы и т. п.) и заползают мелкие на­секомые. Насекомых можно

умертвить. Для этого в слуховой проход нужно влить несколько капель масла

(вазелинового, глицеринового, оливкового), или борного спирта. Удалять

инородные тела из уха дол­жен только врач, так как при неумелых попытках

извлечь инородное тело можно протолкнуть его внутрь и тогда удалить его очень

трудно.

Большое значение для профилактики заболеваний уха и сохране­ния слуха имеет

нормальное носовое дыхание. Нужно своевременно лечить аденоиды, полипы и

искривления носовой перегородки.

Даже такое обычное заболевание, как острый насморк, может привести к

тугоухости вследствие повышения давления в носовой по­лости и попадании

носовой слизи в среднее ухо через евстахиеву тру­бу. Поэтому нельзя

сморкаться сразу обеими половинками носа, а нужно делать это попеременно,

прижимая каждое крыло носа к пере­городке.

НЕИРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ МОТИВАЦИИ И

ЭМОЦИИ

Образование условных рефлексов — сложный и многогранный про­цесс, требующий

ряда условий. Непременным условием любого пове­денческого условно-

рефлекторного акта является наличие определен­ной мотивации.

уИотлвация — активные состояния мозговых структур, побуждаю­щие совершать

действия (акты поведения), направленные на удовлет­ворение своих

потребностей. Мотивации создают необходимые пред­посылки поведенияД Мотивации

могут создаваться как биологически­ми потребностями (например: пищевая

мотивация), так и высшими познавательными потребностями. Например,

накормленная собака не будет реагировать на раздражение свгтом (условный

раздражи­тель). Это значит, что условный рефлекс может возникнуть только на

фоне соответствующего желания. В частности, |д_ля реализации пи­щевого

условного рефлекса необходимо появление ощущения голода или, по ктайней мере,

аппетиту Такие желания есть субъективные отражения субъективной потребности,

и именно в них находится при­чина — мотивировка дальнейшего поведения,

направленного на удов­летворение потребности (в данном случае пищевой).

Поэтому их на­зывают мотивациями.

1_И высшие животные, и человек получают от органов чувств необ­ходимые

сведения о всей совокупности внешних факторов, определя­ющих параметры

реальной обстановки. Затем включается механизм, извлекающий из памяти

сведения о случаях удовлетворения данной мотивации в сходных условиях в

прошлом. В частности, именно па­мять показывает, что прежде удовлетворение

мотивации (например, еда) происходило всегда после определенного какого-либо

дополни­тельного раздражителя — условного раздражителя (запах пищи, чув­ство

голода и т. д.)^

50

[Любая информация, прежде чем организуется поведение, сопостав­ляется с

доминирующей в данный момент мотивацией. У сытого жи­вотного нельзя

выработать условный пищевой рефлекс потому, что у него нет пищевой мотивации.

Мотивация всегда возникает в услови­ях какой-либо конкретной обстановки^

Бывает и так, что конкретных сведений из окружающей обстанов­ки становится

недостаточно. Тогда с помощью ориентировочно-иссле­довательской реакции

животное (или человек) активно ищет дополни­тельную информацию.

)[Данные мотивационного возбуждения, обстановки, памяти и, на­конец? сигналы

условного раздражителя — все это тщательнейшим образом обрабатывается в

высших отделах головного мозга;. Из раз­нородных возбуждений на этой стадии

поведенческого акта формиру­ется решение к действию, решение о том, что и как

следует делать для удовлетворения данной мотивации.

Итак, первым этапом условного рефлекторного акта является не • только

условный раздражитель, но и синтез из различных возбужде­ний вполне

определенного решения к действию. •

[Действие производится для достижения определенного результа­та. ^Значит,

очень важно знать, привело ли действие к определенным результатам. В процессе

получения сведений о результатах действия возможно два крайних варианта: либо

результаты полностью соот­ветствуют намеченным, либо отличаются от них до

неузнаваемости^ В первом случае действие оценивается как выполненное,

нехорошо поработавший организм сам себя награждает положительной эмо­цией, а

проделанная реакция фиксируется в памяти как позитивный (положительный) опыт

(так надо). Во втором случае действие вы­полненного неудовлетворительно, в

результате чего возникает отри­цательная эмоция, а ход реакции становится

частью негативного (отрицательного) опыта (так не надо)(.

Таким образом, не необъективный условный раздражитель, а субъ­ективная

мотивация окончательно решает быть или не быть реф­лексу.

Виднейший русский физиолог П. К. Анохин доказал, что^давным условием

формирования целенаправленного поведения является воз­можность достижения

биологически важного результата действия.!

J_£ мотивациями неразрывно связаны эмоции. Эмоции — субъек­тивные

переживания состояний и поступков человека. Эмоции могут быть положительными и

отрицательными^

^Достижение цели, удовлетворение потребности вызывает положи­тельные эмоции.

Недостижение цели приводит к отрицательным эмо­циям. Эмоции изменяют

состояние всего органищаД

|_Положительные эмоции, выражением которых является улыбка, смех,

сопровождаются радостью, хорошим настроением, увеличивают интенсивность

энергетических процессовд Соответственно возрастают потенциальные возможности

организма.'Шолее тонко работает интел­лектуальная сфера, особенно четко

воспринимаются воздействия внеш­ней среды, облегчается память. Одной из

важнейших потребностей человека является потребность в информации. Этот

источник поло­жительных эмоций неисчерпаем в течение всей жизни человек^

^Отрицательные эмоции сопровождаются грустью, печалью, неудо-воЖствием,

плохим настроением. Отрицательные эмоции плохо влия­ют на здоровье, угнетают

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.