РУБРИКИ |
Шпора: Шпоры по анатомии и физиологии человека |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Шпора: Шпоры по анатомии и физиологии человекачеловека, он становится вялым, апатичным, рассеянным. Резкое выражение отрицательных эмоций — плачл 51 /Эмоции бывают кратковременными, длительными, умеренными^ (создающими тот или иной фон настроения), или напротив, бурно* протекающими (так наз. эффекты). ] Одни РМОЦИИ придают бодрость, силу, другие — ослабляют, приводит к истощению^ Эмоции человека сложны и многогранны, поскольку в них находят свое выражение не только самоощущениягв_физиологичэском смысле (например: удовольствие, доставленное насыщением или приятное чувство физического благополучия, которое сопутствует здоровью )\jio и общественные связи человека, его миропонимание, мировоззрение, его отношение к поступкам и высказываниям других людей;^_взгляды людей на события общественной жизни, на весь социальный уклад, которые всегда носят выраженную социальную ок- ам процесс труда и его результаты вызывают либо радость, удовольствие, либо досаду. ^Срдешкание своих переживаний человек выражает не только-речью. Эмоции внешне проявляются мимикой, движениями, которые-служат сигналами для окружающих. Наряду с этим, эмоции сопровождаются изменениями многих систем организма, которые не подвластны воле. Всем известно, как учащается пульс, частота и глубина дыхания, окраска лица в моменты подъема духа, счастья или стыда, страха, возмущения и т± д.] у_Р_асстройство эмоций является важным признаком психических заболеваний. У некоторых больных отмечается обеднение эмоциональной жизни вплоть до душевного оцепенения, у других — восприятие внешних событий и явлений лишается эмоциональной окраски, все вокруг становится тусклым, безразличным. При этом больной может сознавать свое состояние, что может вызвать у него тяжелые-отрицательные эмоцииЛ^ /У_ некоторых больных эмоциональные проявления могут быть грубыми, бессмысленными, сопровождающиеся действиями, опасными для окружающих. Тревога, страх, отчаяние могут достичь такой степени, что только бдительный надзор спасает больного от самоубийств^ здоровье человека не только обуславливает его настроение, но и само в большей мере зависит от настроения. Отрицательные переживания пусть даже и не трагические, а будничные, если они часты, изо дня в день наслаиваются друг на друга, очень вредны и даже-губительны для здоровья, так как ведут к расстройству функций нервной и сердечно-сосудистой системы, Общество, построенное на принципах соблюдения социальной справедливости, гарантирующее человеку уверенность в завтрашнем дне, материальное и духовное благополучие, т. е. все то, что порождает положительные эмоции, является основой духовного и физического здооовья человека. Однако, возможности счастливой жизни должны быть реализованы самими людьми. Для того, чтобы тРУД доставил радость, вызвал подъем духа и был высокопроизводительным, он должен быть разумно, научно организован (для студента — научно-организованный труд учебы, основанный на знании физиологии и гигиены). И в быту люди должны оберегать друг друга от всего, что ппи-водит к эмоциональным срывам, чувству обиды и раздражения. Для этого необходимы взаимная вежливость, забота друг о друге, 'т. е.. 52 •соблюдения кодекса о моральном облике человека. (Значение рели- гии в воспитании человека). В формировании мотиваций и эмоций важная роль принадлежит лимбической системе мозга. Установлено, эмоциональная жизнь зависит от некоторых подкорковых образований головного мозга, расположенных в промежуточном мозге (таламус, гипоталамус, зрительный бугор и др.). При раздражении электрическим током гипоталамуса и миндалевидного тела у животных отмечается реакция ярости, агрессивного товеде-ния (фыркание, рычание, расширение зрачков, изменение сердечного ритма). Деятельность лимбических структур регулируется лобными отделами больших пллушарий, с функцией которых связаны формирования высших познавательных потребностей и регуляция эмоционального состояния на основе проанализированной в коре больших полушарий информации, оценки ее значимости. Путем воздействия лекарственными препаратами на эти образования можно изменить эмоции е желательным направлением. \/Особенности мотиваций и эмоций у детей. [£оль эмоций особенно велика в детском возрасте, когда доминируют процессы корковой эмоциональной активации. У детей велика потребность к новизне. Удовлетворение потребности в новизне способствует положительным эмоциям и те, в свою очередь, стимулируют деятельность ЦЖХЭмо-ция, компенсируя недостаток сведений, необходимых для достижения' цели, обеспечивает продолжение действий, способствует поиску ново"! информации и тем самым повышает надежность живой системы. (Тесная связь эмоций с потребностями определяет необходимость учета возрастных особенностей эмоциональной сферы ребенка в процессе воспитания. Воспитание способно существенно влиять даже на биологические воожденные способности^ изменять степень и нормы их проявления. (_Ещс более велика роль воспитания в формировании социально обусловленных, в том числе и познавательных потребнос-тейд Расширение сферы потребности с помощью целенаправленных воспитательных мероприятий, тесно связанных с эмоциями на этапе развития, который характеризуется повышенной эмоциональной активацией, будет способствовать расширению диапазона внешних воздействий, привлекающих внимание, и тем самым приведет к совершенствованию познавательных процессов в целенаправленной деятельности ребенка. /Созревание высших отделов ЦНС в младшем школьном возрасте расширяет возможность формирования познавательных потребностей и способствует совершенствованию регуляции эмоций. ос ^*!з-е£1&ил*<л.<я . ^Дмоции детей из-за слабости контроля со стороны высших отделов ЦНС неустойчивы, их внешние проявления несдержаны. Ребенок легко и быстро плачет, и так же быстро от плача может перейти к см-эху. От радости ребенок громко смеется, кричит, машет руками. С возрастом сдержанность эмоциональных проявлений возрастает.^ В этом немалую роль играют воспитательные воздействия, направленные на совершенствование внутреннего торможения. Сдержанности ребенок учится у взрослых, и здесь так важно, чтобы взрослые являли образец в этом отношении. £_В организации учебно-воспитательного процесса следует учитывать, что положительные эмоции повышают общий уровень функцио- 53 нирования нервных структуа>в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации из внешнего мира. Опытным учителям известно, что t эмоциональное изложение материала обостряет внимание учеников и повышает их интерес к учебе. Каждый из нас хорошо знает: когда настроение хорошее, то и работа спорится! /Люди веселые, жизнерадостные реже болеют, а в периоды побед раны у солдат заживают быстрее и лучшэ|_ НЕИРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАМЯТИ способность к запечатлению, сохранению и последующему восприятию, воспроизведению (или узнаванию) того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали»,. ^Основной процесс памяти — это Еапоминание^так как именно оно обеспечивает полноту и прочность последующего воспроизведения .La такжэ длительность и прочность хранения запоминаемой информации.-Процесс запоминания имеет произвольный и непроизвольный харак-тедД /Непроизвольный характер запоминания — это нецеленаправленное заттаминание] Например, читая книгу, мы не стараемся запомнить чьи-либо слова или описание пейзажа, но тем не менее способны произвести некоторые фразы, описание пейзажей, ход повествования и т. д. ((Произвольный характер запоминания связан с предварительной установкой на запоминание чего-либо определенного и, как правило,. с применением специальных приемов и методов, помогающих процессу запоминания. Этот вид запоминания наиболее продуктивен, чем непроизвольное запоминание, но он требует определенных условий: - понимание и осмысливание запоминаемого материала, -** необходимость предельного внимания, -Ь- сосредоточенность (концентрирование памяти на изучаемом^ предмете, -*- наличие тишины и т. jjj (Важным условием продуктивности работы является интенсивность, заинтересованность (мотивация) и целенаправленность в работе (конкретно в учебе). Медлительная, вымученная работа не продуктивна, приводит к снижению усвояемости. Работать нужно активно, напряженно, быстро! Как же это сделать? Сначала надо просто возбуждать в себе интерес к изучаемому предмету, если его еще нет. Сохранить постоянный творческий интерес ко всем изучаемым предметам в вузе трудно. Но научиться заинтересовывать себя в том, что сегодня предстоит изучить, необходимо. Для этого, приступая к занятиям, надо ставить перед собой цель — изучить то-то и то-то, разобраться, чт-о это есть, откуда возникло, как, почему, характер действия, к чему это приводит (осмысливание запоминаемого материала). Все время ставить воппосы и искать на них ответы, а не просто прочитать заданное число страниц («копаться» в других источниках, «торчать» в библиотеке]^ /Непременным условием повышения продуктивности произвольного ^запоминания является систематическая-^тренировка памяти. Это означает заниматься регулярно, каждый день определенное количество часов. При этом одновременно с произвольным тренируется и непроизвольное запоминание и, так называемая, механическая память, 54 не с пониманием изучаемого материала. Это так называе-— заучивание, зазубривание чего-либо наизусть до автоматизма, ^некоторых случаях она является необходимым условием успешного обучения. Например, заучивание, зазубривание формул, уравнений, названий, дат и других постоянных констант. Считается, что зубрежка — это хороший способ тренировки всех видов па-' мяти, так как они тесно связаны. Сведения, накопленные памятью человека, его знания, опыт — результаты всех форм обучения реали-зуютст человеком в виде воспроизведения. Самой простой формой воспроизведения является узнавание предметов, явлений и событий, связанных с ними, при их повторном восприятии. [В индивидуальной памяти выделяют две формы — кратковременную (или оперативную) и долговременную память.д ЦЭяераткзная память удерживает сведения о раздражителе около получаса, после чего информация или переходит в долговременную память илл забывается.! Физиолог ля оперативной памяти. ( В основе оперативной памяти лежит циркуляция импульсов о-г одной нервной клетки центральной нервной системы к другой. При это одна нервная клетка центральной нервной системы воспринимает сведения от раздражи-тадей, другие управляют ответными реакциями, ДЭР.ТЬЦ^ (промежуточные или вставочные нервные клетки — нейроны), находящиеся между первыми и вторыми •клетками, /обрабатывают^ всю информацию. Эта деятельность осуществляется в среднем мозге (ги- ^Физиология долговременной памяти. (_в процессе запоминания (долговременная память) изменяется внешний вид и функция синапсов, передающих возбуждение от нейрона к нейрону. Сильно изменяются и химические процессы, происходящие в клетках. В процессе запоминания важную роль играет рибонуклеиновая кислота (РНК). Нервные импульсы, поступающие в нервные клетки, стимулируют (вызывают) выработку РНК, что ведет к образованию нового белка! высокочувствительного к образовавшим его нервным импульсам. Повторные, уже ранее знакомые, импульсы легче возбуждают клетку, и событие фиксируется в мозге. [_С_ течением времени, если такие импульсы не поступают, белок постепенно распадается, и следы запоминаемой информации стираются. Вот почему так важно при учебе nq- вторение пройденного материала: «Повторение — мать учения»_Х На индивидуальную память влияют много факторов. (^Способность к запоминанию и забыванию зависит от наследственности, степени тренированности памяти соблюдения гигиены умственного труда различных заболеваний и т. д. Качественной особенностью памяти человека, отличающей ее от памяти животных, даже высших приматов, является то, что человек способен запоминать не столько все подробности информации, сколько общие положения. В прочитанном тексте взрослый человек запоминает не словесную формулировку, а содержание. Это свойственная человеку „сдове_снр-Щ}Г^1ч^№ая.._айстрактная_ ламять^ «^Механизмы памяти претерпевают значительные изменения с возрастом. Память, основанная на хранении следов возбуждения в системе условных рефлексов, формируется на ранних этапах развития. Относительно простая система памяти в детском возрасте определяет устойчивость, прочность условных рефлексов, выработанных в раннем детстве. По мере структурно-функционального созревания мозга 55 происходит значительное усложнение системы памяти. Это может привести к неравномерному и неоднозначному изменению показателей памяти с возрастом. Так, в младшем школьном возрасте объем памяти достоверно возрастает, а скорость запоминания уменьшается, увеличиваясь затем к подростковому возрасту: Согревание высших корковых формаций с возрастом определяет постепенность развития и совершенствование словесно-логической абстрактной памяти.^ \ УТОМЛЕНИЕ И ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ /Утомление — физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрегмешюй деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Утомление может возникнуть ппи любом виде деятельности — и при физической, и при умственной работе^ /При умственном утомлении происходит снижение работоспособно- С71тГпродуктивноети умственного труда, нарушение внимания, проявляющееся трудностью сосредоточения, замедлением мышления, нер- BOSHOCTblOJ работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной той или иной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (шум, недостаток кислорода в помещении и др.). Быстрота утомления зависит от вида (специфики) труда. Значительно быстрее оно наступает от выполнения работы, сопровождающейся однообразной позой — напряжением мышц. Особенно важную роль в появлении утомления играет отношение чечозека к выполняемой р*боте. При эмоциональном подъеме (напряжении) не возникают признака утомления и усталости. Недостаточный по времени отдых или чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводит к хроническому утомлению и ян переутомлениюл Различают умственное и психическое переутомление.(У молодых людей и лиц с определенным складом нервной системы интенсивный s умственной труд может привести к развитию неврозов, которые воз- f пикают чаще при сочетании умственного переутомления с постоянным -психическим напряжением, большим чувством ответственности, физическим изнурением и т- ДА .^Психическое переутомление наблюдается у лиц,, чрезмерно обремененных «душевными» волнениями, различного рода обязанностя^иЛч, Успешная умственная деятельность возможна лишь при условии подчинения умственной работы строгому распорядку, при котором отводится определенное время для труда и для отдыха. Отсутствие строгого режима дня сильно утомляет человека. Тот, который дристу-пает к работе не в одно и то же время или откладывает наиболее трудное до лучших времен, устает и менее производительно работает. Труд вынужденный, выполняемый без интереса, скучен.[Однако, неинтересных работ не бывает. Они оказываются неинтересными до тех пор, пока не найдена и не осознана цель задания, котцрое человек выполняет. Увлеченность работой — один из основных факторов высокой производительности трудаД Результат от любого труда и, в особенности, умственного, зависит от настроения. От психического климата семьи, коллектива. В обстановка завистничества и недоброжелательности производительность умственного труда будет небольшой, а степень утомления будет не-соответствовать напряжению и времени работы. Создание благопри- 56 ятной психологической обстановки, условий, в которых каждый член коллектива полон доброжелательности и охвачен трудовым настроением •— осло-зноз условие гигиены умственного' труда. Одновременно' следует позаботиться о благоприятных условиях среды, в которой проводится работа. Накуренная комната, стук, шум, громкий разговор оказывают неблагоприятное действие на организм человек!, приводят к преждевременному переутомлению, порождают ошибки и промахи в работе. Пагубное влияние оказывают алкогольные напитки и всевозможные возбуждающие средства, неумеренное употребление крепкого чая и кофе. Они действуют лишь кратковременно, зато последствия их плохие — быстрая утомляемость, бессонница, раздражительность, неустойчивое внимание. Необходимым условием успешной творческой работы является постоянное умственное и духовное развитие, пополнение знаний. Все виды деятельности, осуществляемые человеком, подчиняются единым физиологическим закономерностям, поэтому для понимания особенностей умственного труда следует проводить аналогию (сравнение) с особенностями физического труда. Повышение производительности умственного труда достигается тренированностью, постепенным возрастанием нагрузки, поддерживанием ее высокого уровня. Длительные периоды бездеятельности отрицательно отражаются на производительности. Как спортсмен, прекративший тренировки, так и школьник, и студент после каникул с началом занятий испытывают большие затруднения. Поэтому отдых в процессе умственного труда разумен лишь в виде смены формы умственного труда или снижения умственной нагрузки. Для повышения работоспособности, помимо строгого распорядка дня, целесообразно сочетание умственного труда с физическим. Физические упражнения на свежем воздухе, прогулка не только снимают напряжение, возникающее при длительном сохранении однообразной погы, но и повышают общий тонус организма. Иногда действенным ^называется хождение по комнате при обдумывании какой-либо задачи. Часто прочные навыки умственной работы компенсируют недостаток способностей. В дифференцированных рекомендациях нуждается каждый человек, занятый умственной работой. При этом нужно иметь в виду его индивидуальные особенности. Людям, рано и бодро просыпающимся, следует рано ложиться спать, а ответственную работу выполнять только утром или в первую половину дня. Другой тип людей наиболее производительно работает во вторую половину дня, поздно вечером. В соответствии с этим ему и следует планировать свою работу. Наиболее активным людям разумно решать трудные задачи вначале работы, поскольку наступающее утомление снижает работоспособность. Медлительным людям, которые постепенно входят в работу, целесообразно начинать работу с простейших заданий. НЕИРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СНА И БОДРСТВОВАНИЯ. ГИГИЕНА СНА \В состоянии бодрствования человек активно взаимодействует с внешней средой, воспринимает сигналы внешнего мира и отвечает адекватными реакциями. Необходимыми условиями нормальной жизне- 57 деятельности организма являются чередования бодрствования и сна. Сон — жизненная необходимость каждого человека: треть его жизни проходит в состоянии периодически наступающего ежесуточного ела. Сон — состояние, характеризующееся значительным ослаблением связе'1 с внешним миром. Сон играет роль восстановительного процесса. Нормальный сон — это восстановление сил и работоспособности всех систем организма. Сон — периодически наступающее состояние, при котором замедляются физиологические процессы и создаются наилучшие условия для восстановления работоспособности организма и, в частности, центральной нервной системы. Во время сна отмечается понижение мышечного тонуса (большинство мышц, спящего человека ослаблено), резко ослаблены все виды чувствительности — зрения, слуха, вкуса, обоняния, кожной чувствительности. Безусловные и условные рефлексы затормаживаются. Ды-ханае при глубоком сне становится более редким, частота сердечных сокращений и артериальное давление снижаются. Уменьшение поступления крови к тканям во время сна сопровождается снижением интенсивности обмена веществ на 8—10%. Все это свидетельствует о том, что в состоянии сна вместе с мозгом получают отдых все внутренние органы, обеспечивающие жизнедеятельность клеток и тканей. Однако, согласно современным представлениям, сон не только отдых, но и работа, направленная на переработку самой различной информации, накопленной за день с тем, чтобы мозг человека мог быть способен воспринимать ее и на следующий день. Во время сна снижается интенсивность обменных процессов, мышечный тонус, уменьшается частота сердечных сокращений. Сон необходим для нормальной умственной деятельности. При длительном сокращении сна снижается умственная работоспособность, появляется раздражительность, могут наступить отклонения психики. Работами И. П. Павлова и его учеников показано1, что сон и внутреннее торможение по своей природе являются единым процессом. Внутреннее торможение во время бодрствования охватывает лишь отдельные группы 'клеток, а во время сна иррадирует по коре больших полушарий и на б.гажайшяе отделы головного мозга, обеспечивав необходимы'"' покой и возможность восстановления. И. П. Павлов расценивал сои как охранительное тоаможснне, распространяющееся в высших отделах нервной системы. Он писал: «Клетки больших по-лущяли:-! в высшэй степени чувствительны к малейшим колебаниям внешнем счоды и должны быть тщательно оберегаемы от перенапря-зкзнич, чтобы не дойти до органического разрушения. Таким охранительным средством для клеток больших полушарий и является торможение». В настоящее время установлено существование в стволовой части головного мозга формирований, ока-ывающих влияние на наступление сна и бодпствсаания. Поддержание состояния бодрствования связано с функцией ретикулярной формации ствола мозга. Ретикулярная фор-мацич. получая сигналы из всех сенсорных систем по неспецифическим афферентным волокнам, оказывает генерализированное активизирующее вл мине на кооу больших полушарий. Перерезка мозга выше ретиктлчрной формации вызывает у животного непрерывный сон. Наступление сна связывается такжз с возбуждением определенных структур мозга, так нач. центров сна, расположенных в базальных •отделах переднего мозга, таламуса и задней части ретикулярной формации. Их раздражение подавляет активность ретикулярной формации и наступает глубокий сон. Повреждение центров сна вызывает •бессонницу. УЭледтроэнцефалограгама сна. Медленноюлновый и быстрый сон. \S~ Для илуч- эния уровня и характера активности высших отделов ЦНС ПРИ разных функциональных состояниях широко используетвя метод регистрации биотоков (электроэнцефалография). У^о вчемя сна были отмечены два вида электроэнцефалограммы: медленные и высокие волны (ритмы) и частые небольшие волны (ритмы). На основании этого сон, сопровождающийся высокими медленными ритмами, получил название медленного сна, сопровождающийся частыми ритмами — быстрого сна. Медленный сон называют еще и глубоким сном «ортодоксальным». Медлэнноволновый сон (глубокий) характеризуется снижением всех функций организма, отсутствием сновидений и быстрого движения глаз. Хотя это и глубокий сон, но человек может быстро проснуться пои действии особенно важных для него раздражителей, например, при звуке шагов, детском плаче, скрипе дверей, при этом он может не просыпаться от громких, но привычных для него раздражителей. И. JI. Павлов объяснял это явление наличием в коре больших полушарий на фоне общего торможения «бодрствующих» центров, которые он назвал сторожевыми пунктами. Быстроволнозый сон (парадоксальный), при котором регистрируются такие же волны (ритмы), как и при активном бодрствовании, но при этом восприятие внешних сигналов резко угнетено. В это время регистрируются быстрые движения глаз, увеличивается частота пульса и дыхания. Быстрый сон является более глубоким по сравнению с медленным. Спящего труднее разбудить, мышцы предельно расслаблены, поэтому он получил название «парадоксальный». Наиболее важной особенностью, парадоксального сна является наличие сновидений. Предполагается, что характерные для этой фазы сна «ак-тивчыа» ЭЭГ отражают непродинамические процессы, связанные со сновидением. Периодические возникновения во время ночного сна •сновидений при парадоксальном сне объясняются возникновением о:Тредел°шюн нейрохимической системы. При изучении энцефалограммы во время сна было замечено, что п сои одически через каждые 90 минут медленные ритмы сменяются быстрым;! высокочастотными ритмами, сходными с ритмами бодрствующего мозга. В целэм ночной сон складывается из циклов, а каждый цикл из пяти стадий: одной — быстрого и четырех — медленного сна. Эти периоды образуют биологический ритм продолжительностью 1,5 часа. Быстпый (парадоксальный) сон хотя и составляет одну часть стадий сна, крайне необходим организму человека. Если взрослого человека лишить быстрого сна в течение только одной ночи, то появляется резкая раздражительность. Более длительное отсутствие быстрого сна может привести к расстройству психики. Чередование быстаого и медленного сна характерно для здоровых людей, при этом человек чувствует себя выспавшимся и бэдрым. Отклонения в продолжительности быстрого и медленного сна, недостаточная глубина медленного сна, частые пробуждения в периоды быстрого сна приводят к самым различным на-эушен шм нервной системы человека, влияют на состояние его психики, внимание, эмоциональное состояние. 59 К наиболее частым расстройствам сна относится повышенная сонливость и бессонница. Бессонница раЕвивается в результате различных заболеваний: функциональные расстройства нервной системы, связанный с сильным:! эмоциональными травмами, неврозами, психозами. Расстройства сна при бессоннице могут быть трех видов: затрудненное засыпание, поверхностный беспокойный сон с частыми пробуждениями и раннее окончательное пробуждение. Это сильно изматывает органигм человека, и он при этом должен обратиться к врачу. Однако, нужно помнить, что на качество сна влияет весь цикл: сон — бодрствование. От уровня бодрствования, распорядка для и состояния, в котором находится человек, зависит характер ночного сна. Поэтому рациональный режим труда и отдыха днем — основа полноценного ночного сна. На основании данных академии педагогических наук принято считать, что продолжительность сна для детей в зависимости от возраста должна составлять: в возрасте 7—10-ти лет — 10—11 часов, 11 —12-ти лет — 9—10 часов, 13—14-ти лет — 9—9,5 часоз, 15-ти лет — 8,5—9,5 часов, 16_ти лет — 8—8,5 часов. Потребность в суточном сне у взрослого составляет 7—8 часов. Если дети спят меньше (7—8 часов), уровень их трудоспособности падает на 30%. Иногда школьники, кроме выполнения домашнего задания, много времени уделяют му?ыкальным занятиям, чтению, изучению иностранного ягыка. телевидению, в последнее время просмотру видеофильмов, компьютерным играм. Ши этом они сильно утомляются, плохо засыпают, спят тревожно. Нельзя разрешать детям школьного возраста читать в постели. Это не только вредно отража-жается на зрении, но и мешает нормальному сну. Младшим школьникам ни в коем случае нельзя разрешать смотреть телевизионные передачи для взрослых, так как волнения, страхи могут быть причиной тревожных снов. Неспокойный сон, скрежет зубами во время сна — частый признак того, что у ребенка повышена возбудимость нервной системы. Благоприятно влияет на сон вечерняя прогулка. Сокращение продолжительности сна у детей на 2—4 часа и более резко отрицательно сказывается на функциональном состоянии мозга. Потребность детей во сне тем больше, чем младше ребенок. Вместе с тем потребность во сне зависит и от состояния здоровья и от физического развития. Поэтому, устанавливая определенную продолжительность сна,, следует также учитывать и индивидуальные особенности детей. Все дети с ослабленным здоровьем, выздоравливающие после острых инфекционных заболеваний, с туберкулезной интоксикацией, повышенной возбудимостью нервной системы, быстро утомляющиеся должны спать более продолжительное время, чем здоровые. Для этих детей должен быть предусмотрен сон в течение часа днем, желательно на открытом воздухе. Учащимся 6 лет необходим дневной двухчасовой сон. Дневной сон показан также практически здоровым младшим школьникам. Крайне важно обеспечить и достаточную глубину сна, которую можно обеспечить выполнением следующих правил. Нужно приучать детей ложиться и вставать в одно и то же время,. 60 У ребенка легко образуются условные рефлексы на обстановку сна. Условным раздражителем становится время отхода ко сну. Вид часов со стрелками, показывающими это время, уже способствует засыпанию. Условным раздражителем становится весь комплекс процедур, входящих в вечерний туалет (умывание, чистка зубов, мытье ног, раздевание). Перед сном следует исключить возбуждающие игры, усиленную умственную работу. Время после ужина должно протекать в спокойно."! обстановке, исключающей сильное вэсбуждение нервной системы. Лучше всего перед сном на 20—30 манут выйти на прогулку. Ужин должен быть легким, не позднее чем за 2—1,5 часа до сна. Шоколад, кофе и крепкий чай на ночь детям давать не рекомендуется. Свежий прохладный воздух в помещении, где спят дети (температура воздуха 15—16°), способствует засыпанию и глубокому сну. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА /Биологические ритмы — циклические изменения состояний различных функций организма, которые имеют большое значение при приспособлении к тем факторам окружающей среды, которые меняются с четкой цикличностью^ [Вращение Земли вокруг Солнца (с периодом около 1 года), вращение вокруг своей оси (с периодом около 24 часов), вращение Луны вокруг Земли (с периодом около 28 дней) приводят к появлению в окружающей среде колебаний освещенности, температуры, влажности, напряженности электрических и магнитных полей и т. _пл Время, необходимое для того, чтобы колебательная система совершила полный цикл и вернулась в исходное положение, называют пернатом биологического ритма, а положение этой системы в данный .период — фазой. Число циклов в единицу времени называют частотой ритма, размах колебаний — амплитудой. Биологические ритмы подразделяются на несколько типов. Г Высокочастотные биологические ркт:,:ы — периоды колебаний на-хок^тся в пределах от секунды до получаса. Примеры: колебания, характеризующие активность головного мозга, сердца, мышц,) /_Колеб.-лия средней частоты — длительность периода находится в пределах от получаса до 20—28 часов (циркадные или околосуточные). Примеры: периодичность приема пищи, связанная с наступлением чувства голода, колебания на протяжении суток температуры тела и артериального давления, работоспособность человека на протяжении рабочей смены или сутокУ ^Колебания низкой частоты — это околонедельные, оцоломесяч-ные, сезонные, окологодовые и многолетние биологические ритмы. Примерами последних являются рост и развитие дете!й| [Диркадный (околосуточный) биологический ритм. Установлен факт цирнадыых колебаний около 300 физиологических функций организма. Например: ночью у человека самая низкая температура тела. К утру она повышается и достигает максимума во второй половине дня. В свою очередь, температура тела определяет скорость биохимических реакций, днем обмен веществ в организме идет более интенсивно, что обеспечивает человеку большую активность в дневное время. Температурный биоритм повторяют многие системы организ- 61 ма: днем большая частота сердечных сокращений, выше артериальное давление, чаще дыхание. (Природа добилась удивительного совершенства в управлении биоригмами: изо дня в день к моменту пробуждения, как бы предвосхищая возрастающую потребность организма, в крови повышается ее держание адреналина — вещества, которое увеличивает частоту сердечных сокращений, повышает артериальное давление, активизирует весь организм, накапливаются в организме и другие биологические «стимуляторы». Однако к вечеру снижается концентрация этих веществ, что составляет непременное условие снаД Например: человек не может долго заснуть, если он незадолго до "сна выпьет кофе или крепкий свежий чай. Содержащийся в них кофеин ведет к возбуждению физиологических процессов в организме и снижению тормозных процессов в центральной нервной системе. Волнение и тревога ведут к бессоннице, так как при этих состояниях в крови нарастает концентрация адреналина и др. биологически активных веществ, организм длительное время находится в состоянии «боевой готовности». В связи с этим возникают некоторые общие предпосылки рациональной организации труда и отдыха. 1. Придерживаться постоянного распорядка дня — ложиться спать и вставать приблизительно в одно и то же время. 2. Ритмичным должен быть и прием пищи. 3. Преодоление импульсов ко сну или дремоте в период бодрствования, так как даже короткие периоды сна или дремоты во время бодрствования у многих людей могут нарушить ночной сон, ломая тем самым распорядок дня. В циркадном биологическом ритме меняется и работоспособность человека. Утром и днем она, как правило, максимальна, а в ночные часы значительно ниже. Однако имеются и индивидуальные особенности. Одни люди («жаворонки») лучше работают в первой половине дня. Это они любят говорить: «Утро вечера мудренее». Другие («совы») предпочитают трудиться вечером. Про них существует немецкая поговорка: «К вечеру лентяи становятся прилежными». «Жаворонки» к вечеру становятся сонливыми и рано ложатся спать, затем рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня. «Совы» засыпают поздно, утром просыпаются и встают с тРУДом,, наибольшая трудоспособность у них во второй половине дня, а у некоторых поздно вечером и даже ночью. Из этого видно, что свой домашний режим каждый человек должен строить по принципу соответствия своей трудовой активности с биологическим ритмом организма. Например, ночью работали Мендель, Моц.арт, рано утром — Толстой, Чехов, Хэмингуэй. 4. Для биологических часов человека важен правильный ход не тояъко в суточном пертюце, но и в низкочастотных ритмах. Напри-мет: в околт'сдельном ритме. Выработанная еще в древнем Вавилоне семидневная неделя стала основой ритма труда и отдыха. Человек продуктивнее работает среди недели, чем в начале или в конце ее. В основе Ритма работоспособности — четкий ритм гормональной активности, более высокий среди недели. Аналогичные изменения лежат в основе околомесячных ритмов, наиболее ярко проявляющимися в женском организме. Например, авариально-менструальный цикл, с которым связаны периодические 62 изменения продолжительности сна, эмоциональная неустойчивость и т. п. У мужчин на протяжении месяца также отмечены колебания веса тела, работоспособности и даже скорости роста усов и бороды. 5. Для многих физиологических процессов установлена и сезонная ритмичность. Например, рождаемость максимальна в марте — мае, минимальна в ноябре — феврале. Отмечаются сезонные обострения не-котооых болезней, таких, как заболевания суставов, язвенная болезнь желудка, ангина. Вот почему этой категории больных нужно обязательно весной и осенью проводить профилактическое лечение. Самонаблюдение за биологическими ритмами каждому человеку может принести ощутимые результаты. Использование наиболее продуктивных периодов для работы, своевременный отдых и прием пищи помогут не только сохранить, но и укрепить здоровье. ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА ШКОЛЬНИКА Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы максимально облегчить преодоление трудностей, вставших перед ним. Каждое нару-ше-:ше гигиены умственного труда школьника ведет за собой отрицательные последствия. Превышение допустимого уровня учебной нагрузки, отсутствие режима учебной работы, полноценного отдыха, физического труда, достаточной двигательной активности веду? к истощению нервной системы, переутомлению и истощению организма, к снижению его сопротивляемости к различным инфекциям. Утомление — физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, нарушением внимания — главным образом; трудностью сосредоточения, замедлением мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц, снижением силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений. Одним из видов физического утомления является выполнение работы, сопровождающейся однообразной позой, что так характерно для школьников. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная нагрузка в течение длительного времени нередко приводит к хроническому утомлению или переуто'ллению. Кроме того, различают еще, кроме умственного, психическое (душевное) переутомление. У молодых людей и лиц с определенным складом непв'той системы интенсивный умственный труд может привести к развитию неврозов, которые возникают чаще всего при сочетании умственного переутомления с постоянным психическим перенапряжением, что ведет к развитию наврозов. Неврозы — заболевания нервной системы, обусловленные длительным психическим перенапряжением и проявляющиеся в одних случаях тревожностью, мнительностью, нерешительностью, робостью, застенчивостью или раздражительностью, эгоцентризмом, эмоциональной неустойчивостью — с другой. Это в свою очередь происходит в результате неправильного воспитания ребенка в семье. В одних случаях речь идет о таких условиях воспитания, при ко- 63 торых грубо подавляют интересы ребенка, не считаются с его привязанностями, постоянно унижают его. При этом у ребенка появляется робость, неуверенность в себе, застенчивость, нерешительность. Эти черты характера затрудняют приспособление к условиям окружающей среды и общение со сверстниками, способствуют возникновению Б других случаях пагубное влияние на развитие ребенка оказывает взелитас;г!е его в качество «кумира семьи», которому все разрешается, удовлетворяются все его желания, любым его поступкам ВОСТОРГ, нотся, ем1/ внушают, что- он «исключительное создание», необык-ноте'кп способны"!, красивый и т. д. В этих условиях у ребенка не вырабатываются трудовые навыки, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, не тренируются волевые качества, возникает переоценка собственной личности. Такой ребенок, став взрослым и вступая в самостоятельную жизнь, часто переживает тяжелые конфликты в связи с несоответствием между его непомерными, большими требованиями и объективно малыми возможностями. Для снятия утомления и профилактики переутомления огромное значение имеет правильная организация физичаского и умственного труда и отдыха, чередование физического и умственного труда, что облегчает учебную работу и поетому имеет особое гигиеническое и педагогическое значение (Ф. Ф. Эрисман, И. П. Павлов). После отдыха работоспособность повышается, достигая даже более высокого уровня, чем в предшествующий период работы. Отдых должен быть активным. Активный отдых приводит к более быстрому восстановлению работоспособности, что убедительно показал русский физиолог И. М. Сеченов. Активный отдых, основанный на переключении с одного вида деятельности на другой, обеспечивает осуществление длчтелы-ioii, но разнообразной деятельности баз наступления утомления. У детей в связи с аиатомо-физиологическчми особенностями организма утомление возникает быстрее, даже без особенно активной деятельности (например, при вынужденном сидении за партой, стоянии на линейке). Неправильный режим днт, однообразные занятия, а также н-злшшше развлечения тсже быстро приводят к утомлению. При повышенных нагрузках (занятия в двух школах, нескольких кружках и т. д.) у детей утомление легко переходит в переутомление. Признаки уто-лления у детей часто проявляются в нарушении поведения: они становятся неусидчивыми, невнимательными, на уроках разговаривают, нарушают дисциплину. Гигиена учебного процесса в общеобразовательной школе. Гигиена преподавания и режим дня. В дошкольном возрасте процесс воспитания и обучения требует особой осторожности при нормировании различных видов деятельности. В детских садах в режиме дня младших групп (3 — 4 года) продолжительность занятий рисованием, леп-кой и др. составляет 10 — 15 минут, в более старших группах она увеличивается до 20 — 25 минут, причем проводятся с перерывом два занятия, а характер трудовой деятельности постепенно усложняется. В средних школах при организации учебно-воспитательной работы также исходят из возрастных анатомофизиологических особенностей учащихся и закономерности динамики умственной и физической работоспособности. С возрастом физическая и умственная работоспособность постепенно повышается и улучшается качество работы, что 64 позволяет увеличивать интенсивность, продолжительность и сложность учебных нагрузок. При построении учебного процесса необходимо учитывать периодичность в работоспособности учащихся, которая меняется на про-тякеччи года, не/дели, дня вследствие ряда эндогенных и экзогенных ц'Злчнн. Различия и изменения, обусловленные функциональными и психо-фиаиологическими особенностями организма, характерны для каждого возраста и связаны с величиной учебной нагрузки, режимом •га:;ят:н и гигиеническими условиями, в которых они прозодятся. К КЭШУ учзбното года, главным образом, с января, умственная трудоспособность снижается и ухудшаются другие физиологические роак'щн. Происходящие изменения обратимы, и организуемые три раза в го'Д каникулы, особенно летние, обеспечивают восстановление трудоспособности. Наиболее высокий уровень трудоспособности наблюдается с 8 до 11 часов, т. е. на первых двух-трех уроках. В это время следует проводить занятия по более трудным предметам (математика, иностранные языки, физика, химия), чередуя их с б»лее легкими. В предобеденное время и послеобеденное время происходит снижение трудоспособности, но некоторый подъем ее наблюдается во вторую половину дня, хотя по уровню ниже, чем бывает утром. Выраженное утомление у младших школьников отмечается на 3—4 уроках, а у остальных — на пятых уроках. Типовой учебный план предусматривает следующую нагрузку: в 1 — 5 ктассах — 24 чтса в неделю, в 6—7 классах — 30 часов, в 8-х классах — 31 час, в 9-х классах — 32 часа, в 10—11 классах — 32 часа. Продолжительность упокоз — 45 минут, большой перемены — 30 минут и малой — 15 липнут. Для предупреждения утомления и повышения работоспособности рекомендуется проводить в процессе уроков физкультурные паузы продолжительностью 3—4 минуты. Они улучшают функциональное состочниз нервной системы, снимают утомление, восстанавливают работоспособность и также устраняют застойные явления в области таза, живота и нижних конечностях, которые наблюдаются при длительном сидении за партой или учебным столом. В младших классах их следует обязательно проводить на 2—3 уроках, в старших — на 4-м, во второй половине дня. Перемены нужно проводить в форме активного отдыха, дети должны больше двигаться, чтобы отдохнуть от длительной статической нагрузки, т. е. неподвижного состояния во время учебных занятий в классе. Вместе с тем, не рекомендуются шумные игры и другие интенсивные физические нагрузки, вызывающие сильное возбуждение и мешающие сосредоточиться на последующих занятиях. Перемены лучше всего (по возможности) проводить на свежем воздухе. Работа школьников во внеучебное время занимает важное время в режиме дня школьников. В первую очередь это касается подготовки ушков дома. Важно научить ребенка правильно регламентировать время дополнительной учебной работы, чередовать виды занятий по различным 65 предметам. Начинать приготовление уроков нужно с письменных работ, а затем переходить к устным заданиям. В первую очередь выполняют работу средней трудности, затем самые трудные, и, наконец, самые легкие. Приступать к приготовлению домашних уроков школьнику нужно спустя 2— 3 часа по возвращению из школы, после обеда и некоторого пребывания на свежем воздухе. Через каждые 45 МИНУТ, а для учащихся младших классов через 35 минут делаются 20-минутые перерывы, во впемя которых снимается напряжение, отдыхают глаза, выполняются физические упражнения. В общей сложности все виды учебно-воспитательной и общественной деятельности учащихся в школе и дома, включая пребывание на свеж-зм воздухе (прогулки, игры, спорт и т. д. нэ менее 2—3 часов в день), должны занимать у школьников младших классов 10,5—11,5 часов в день, средних и старших классов — 11,5—14 ч. Оставшееся время предназначается для самообслуживания, приема пищи, помощи семье, чтения художественной литературы и т. д., а также для сна. Следует правильно организовать отдых школьников на воздухе. ПРОГУЛКИ, игры на воздухе должны продолжаться не менее 3 часов в день, причем половина этого времени должна падать на перерыв межту занятиями в школе и дома. Не рекомендуется чрезмерная двигательная активность. Например, катание на лыжах не должно превышать полутора—двух часов,, игра в футбол — одного часа. Организация выходного дня требует серьезного внимания. В выходные дни следует дать ребенку выспаться. Влжнейшим условием восстановления ут'оаченных сил является пребывание на свежем воздухе, участие в походах и экскурсиях, |
|
© 2010 |
|