РУБРИКИ

Шпора: Шпоры по анатомии и физиологии человека

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Шпора: Шпоры по анатомии и физиологии человека

человека, он становится вялым, апатичным, рассеянным. Резкое выражение

отрицательных эмоций — плачл

51

/Эмоции бывают кратковременными, длительными, умеренными^ (создающими

тот или иной фон настроения), или напротив, бурно* протекающими (так

наз. эффекты).

] Одни РМОЦИИ придают бодрость, силу, другие — ослабляют, при­водит к истощению^

Эмоции человека сложны и многогранны, поскольку в них нахо­дят свое выражение

не только самоощущениягв_физиологичэском смысле (например: удовольствие,

доставленное насыщением или при­ятное чувство физического благополучия,

которое сопутствует здо­ровью )\jio и общественные связи человека, его

миропонимание, ми­ровоззрение, его отношение к поступкам и высказываниям

других людей;^_взгляды людей на события общественной жизни, на весь

со­циальный уклад, которые всегда носят выраженную социальную ок-

ам процесс труда и его результаты вызывают либо радость, удо­вольствие, либо

досаду.

^Срдешкание своих переживаний человек выражает не только-речью. Эмоции внешне

проявляются мимикой, движениями, которые-служат сигналами для окружающих.

Наряду с этим, эмоции сопро­вождаются изменениями многих систем организма,

которые не под­властны воле. Всем известно, как учащается пульс, частота и

глу­бина дыхания, окраска лица в моменты подъема духа, счастья или стыда,

страха, возмущения и т± д.]

у_Р_асстройство эмоций является важным признаком психических заболеваний. У

некоторых больных отмечается обеднение эмоцио­нальной жизни вплоть до

душевного оцепенения, у других — вос­приятие внешних событий и явлений

лишается эмоциональной окрас­ки, все вокруг становится тусклым, безразличным.

При этом больной может сознавать свое состояние, что может вызвать у него

тяжелые-отрицательные эмоцииЛ^

/У_ некоторых больных эмоциональные проявления могут быть грубыми,

бессмысленными, сопровождающиеся действиями, опасны­ми для окружающих.

Тревога, страх, отчаяние могут достичь такой степени, что только бдительный

надзор спасает больного от самоубий­ств^

здоровье человека не только обуславливает его настроение, но и само в большей

мере зависит от настроения. Отрицательные пере­живания пусть даже и не

трагические, а будничные, если они час­ты, изо дня в день наслаиваются друг

на друга, очень вредны и даже-губительны для здоровья, так как ведут к

расстройству функций нервной и сердечно-сосудистой системы,

Общество, построенное на принципах соблюдения социальной спра­ведливости,

гарантирующее человеку уверенность в завтрашнем дне, материальное и духовное

благополучие, т. е. все то, что порож­дает положительные эмоции, является

основой духовного и физиче­ского здооовья человека. Однако, возможности

счастливой жизни должны быть реализованы самими людьми. Для того, чтобы тРУД

до­ставил радость, вызвал подъем духа и был высокопроизводительным, он должен

быть разумно, научно организован (для студента — на­учно-организованный труд

учебы, основанный на знании физиологии и гигиены).

И в быту люди должны оберегать друг друга от всего, что ппи-водит к

эмоциональным срывам, чувству обиды и раздражения. Для этого необходимы

взаимная вежливость, забота друг о друге, 'т. е..

52

•соблюдения кодекса о моральном облике человека. (Значение рели-

гии в воспитании человека).

В формировании мотиваций и эмоций важная роль принадлежит лимбической системе

мозга.

Установлено, эмоциональная жизнь зависит от некоторых под­корковых

образований головного мозга, расположенных в промежу­точном мозге (таламус,

гипоталамус, зрительный бугор и др.). При раздражении электрическим током

гипоталамуса и миндалевидного тела у животных отмечается реакция ярости,

агрессивного товеде-ния (фыркание, рычание, расширение зрачков, изменение

сердечно­го ритма).

Деятельность лимбических структур регулируется лобными от­делами больших

пллушарий, с функцией которых связаны формиро­вания высших познавательных

потребностей и регуляция эмоцио­нального состояния на основе

проанализированной в коре больших полушарий информации, оценки ее значимости.

Путем воздействия лекарственными препаратами на эти образо­вания можно

изменить эмоции е желательным направлением.

\/Особенности мотиваций и эмоций у детей. [£оль эмоций особен­но велика в

детском возрасте, когда доминируют процессы корковой эмоциональной активации. У

детей велика потребность к новизне. Удовлетворение потребности в новизне

способствует положительным эмоциям и те, в свою очередь, стимулируют

деятельность ЦЖХЭмо-ция, компенсируя недостаток сведений, необходимых для

достиже­ния' цели, обеспечивает продолжение действий, способствует поиску

ново"! информации и тем самым повышает надежность живой систе­мы. (Тесная связь

эмоций с потребностями определяет необходимость учета возрастных особенностей

эмоциональной сферы ребенка в про­цессе воспитания. Воспитание способно

существенно влиять даже на биологические воожденные способности^ изменять

степень и нормы их проявления. (_Ещс более велика роль воспитания в

формировании социально обусловленных, в том числе и познавательных

потребнос-тейд Расширение сферы потребности с помощью целенаправленных

воспитательных мероприятий, тесно связанных с эмоциями на этапе развития,

который характеризуется повышенной эмоциональной ак­тивацией, будет

способствовать расширению диапазона внешних воз­действий, привлекающих

внимание, и тем самым приведет к совер­шенствованию познавательных процессов в

целенаправленной дея­тельности ребенка.

/Созревание высших отделов ЦНС в младшем школьном возрасте расширяет возможность

формирования познавательных потребностей и способствует совершенствованию

регуляции эмоций. ос ^*!з-е£1&ил*<л.<я .

^Дмоции детей из-за слабости контроля со стороны высших отде­лов ЦНС

неустойчивы, их внешние проявления несдержаны. Ребенок легко и быстро плачет,

и так же быстро от плача может перейти к см-эху. От радости ребенок громко

смеется, кричит, машет руками. С возрастом сдержанность эмоциональных

проявлений возрастает.^ В этом немалую роль играют воспитательные

воздействия, направлен­ные на совершенствование внутреннего торможения.

Сдержанности ребенок учится у взрослых, и здесь так важно, чтобы взрослые

явля­ли образец в этом отношении.

£_В организации учебно-воспитательного процесса следует учиты­вать, что

положительные эмоции повышают общий уровень функцио-

53

нирования нервных структуа>в обеспечении их мобилизационной го­товности к

восприятию информации из внешнего мира.

Опытным учителям известно, что t эмоциональное изложение ма­териала обостряет

внимание учеников и повышает их интерес к уче­бе. Каждый из нас хорошо знает:

когда настроение хорошее, то и работа спорится!

/Люди веселые, жизнерадостные реже болеют, а в периоды побед раны у солдат

заживают быстрее и лучшэ|_

НЕИРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАМЯТИ

способность к запечатлению, сохранению и последую­щему восприятию,

воспроизведению (или узнаванию) того, что мы раньше воспринимали, переживали

или делали»,.

^Основной процесс памяти — это Еапоминание^так как именно оно обеспечивает

полноту и прочность последующего воспроизведения .La такжэ длительность и

прочность хранения запоминаемой информации.-Процесс запоминания имеет

произвольный и непроизвольный харак-тедД

/Непроизвольный характер запоминания — это нецеленаправленное заттаминание]

Например, читая книгу, мы не стараемся запомнить чьи-либо слова или описание

пейзажа, но тем не менее способны произ­вести некоторые фразы, описание

пейзажей, ход повествования и т. д. ((Произвольный характер запоминания

связан с предварительной установкой на запоминание чего-либо определенного и,

как правило,. с применением специальных приемов и методов, помогающих

процес­су запоминания. Этот вид запоминания наиболее продуктивен, чем

не­произвольное запоминание, но он требует определенных условий:

- понимание и осмысливание запоминаемого материала,

-** необходимость предельного внимания,

-Ь- сосредоточенность (концентрирование памяти на изучаемом^ предмете,

-*- наличие тишины и т. jjj

(Важным условием продуктивности работы является интенсивность,

заинтересованность (мотивация) и целенаправленность в работе (кон­кретно в

учебе). Медлительная, вымученная работа не продуктивна, приводит к снижению

усвояемости. Работать нужно активно, напря­женно, быстро! Как же это сделать?

Сначала надо просто возбуждать в себе интерес к изучаемому предмету, если его

еще нет. Сохранить постоянный творческий интерес ко всем изучаемым предметам

в вузе трудно. Но научиться заинтересовывать себя в том, что сегодня

пред­стоит изучить, необходимо. Для этого, приступая к занятиям, надо ставить

перед собой цель — изучить то-то и то-то, разобраться, чт-о это есть, откуда

возникло, как, почему, характер действия, к чему это приводит (осмысливание

запоминаемого материала). Все время ставить воппосы и искать на них ответы, а

не просто прочитать задан­ное число страниц («копаться» в других источниках,

«торчать» в биб­лиотеке]^

/Непременным условием повышения продуктивности произвольно­го ^запоминания

является систематическая-^тренировка памяти. Это означает заниматься

регулярно, каждый день определенное количест­во часов. При этом одновременно

с произвольным тренируется и не­произвольное запоминание и, так называемая,

механическая память,

54

не

с пониманием изучаемого материала. Это так называе-— заучивание, зазубривание

чего-либо наизусть до ав­томатизма, ^некоторых случаях она является

необходимым услови­ем успешного обучения. Например, заучивание, зазубривание

фор­мул, уравнений, названий, дат и других постоянных констант. Счита­ется,

что зубрежка — это хороший способ тренировки всех видов па-' мяти, так как

они тесно связаны. Сведения, накопленные памятью человека, его знания, опыт —

результаты всех форм обучения реали-зуютст человеком в виде воспроизведения.

Самой простой формой воспроизведения является узнавание предметов, явлений и

событий, связанных с ними, при их повторном восприятии.

[В индивидуальной памяти выделяют две формы — кратковремен­ную (или

оперативную) и долговременную память.д

ЦЭяераткзная память удерживает сведения о раздражителе около получаса, после

чего информация или переходит в долговременную память илл забывается.!

Физиолог ля оперативной памяти. ( В основе оперативной памяти лежит

циркуляция импульсов о-г одной нервной клетки центральной нервной системы к

другой. При это одна нервная клетка цент­ральной нервной системы воспринимает

сведения от раздражи-тадей, другие управляют ответными реакциями, ДЭР.ТЬЦ^

(проме­жуточные или вставочные нервные клетки — нейроны), нахо­дящиеся между

первыми и вторыми •клетками, /обрабатывают^ всю информацию. Эта деятельность

осуществляется в среднем мозге (ги-

^Физиология долговременной памяти. (_в процессе запоминания (долговременная

память) изменяется внешний вид и функция синап­сов, передающих возбуждение от

нейрона к нейрону. Сильно изменя­ются и химические процессы, происходящие в

клетках. В процессе запоминания важную роль играет рибонуклеиновая кислота

(РНК). Нервные импульсы, поступающие в нервные клетки, стимулируют (вызывают)

выработку РНК, что ведет к образованию нового белка! высокочувствительного к

образовавшим его нервным импульсам. По­вторные, уже ранее знакомые, импульсы

легче возбуждают клетку, и событие фиксируется в мозге. [_С_ течением

времени, если такие им­пульсы не поступают, белок постепенно распадается, и

следы запоми­наемой информации стираются. Вот почему так важно при учебе nq-

вторение пройденного материала: «Повторение — мать учения»_Х

На индивидуальную память влияют много факторов. (^Способность к запоминанию и

забыванию зависит от наследственности, степени тренированности памяти

соблюдения гигиены умственного труда раз­личных заболеваний и т. д.

Качественной особенностью памяти чело­века, отличающей ее от памяти животных,

даже высших приматов, является то, что человек способен запоминать не столько

все подроб­ности информации, сколько общие положения. В прочитанном тексте

взрослый человек запоминает не словесную формулировку, а содер­жание. Это

свойственная человеку „сдове_снр-Щ}Г^1ч^№ая.._айстрактная_ ламять^

«^Механизмы памяти претерпевают значительные изменения с воз­растом. Память,

основанная на хранении следов возбуждения в сис­теме условных рефлексов,

формируется на ранних этапах развития. Относительно простая система памяти в

детском возрасте определя­ет устойчивость, прочность условных рефлексов,

выработанных в ран­нем детстве. По мере структурно-функционального созревания

мозга

55

происходит значительное усложнение системы памяти. Это может при­вести к

неравномерному и неоднозначному изменению показателей памяти с возрастом.

Так, в младшем школьном возрасте объем памя­ти достоверно возрастает, а

скорость запоминания уменьшается, уве­личиваясь затем к подростковому

возрасту: Согревание высших кор­ковых формаций с возрастом определяет

постепенность развития и со­вершенствование словесно-логической абстрактной

памяти.^

\ УТОМЛЕНИЕ И ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ

/Утомление — физиологическое состояние организма, возникающее в результате

чрегмешюй деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности.

Утомление может возникнуть ппи любом виде дея­тельности — и при физической, и

при умственной работе^

/При умственном утомлении происходит снижение работоспособно-

С71тГпродуктивноети умственного труда, нарушение внимания, прояв­ляющееся

трудностью сосредоточения, замедлением мышления, нер-

BOSHOCTblOJ

работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной той

или иной работы, но и вследствие болезни или не­обычных условий труда (шум,

недостаток кислорода в помещении и др.). Быстрота утомления зависит от вида

(специфики) труда. Значи­тельно быстрее оно наступает от выполнения работы,

сопровождаю­щейся однообразной позой — напряжением мышц. Особенно важную роль

в появлении утомления играет отношение чечозека к выполняе­мой р*боте. При

эмоциональном подъеме (напряжении) не возникают признака утомления и

усталости. Недостаточный по времени отдых или чрезмерная рабочая нагрузка в

течение длительного времени не­редко приводит к хроническому утомлению и ян

переутомлениюл

Различают умственное и психическое переутомление.(У молодых людей и лиц с

определенным складом нервной системы интенсивный s умственной труд может

привести к развитию неврозов, которые воз- f пикают чаще при сочетании

умственного переутомления с постоянным -психическим напряжением, большим

чувством ответственности, фи­зическим изнурением и т- ДА

.^Психическое переутомление наблюдается у лиц,, чрезмерно обре­мененных

«душевными» волнениями, различного рода обязанностя^иЛч,

Успешная умственная деятельность возможна лишь при условии подчинения

умственной работы строгому распорядку, при котором от­водится определенное

время для труда и для отдыха. Отсутствие строгого режима дня сильно утомляет

человека. Тот, который дристу-пает к работе не в одно и то же время или

откладывает наиболее трудное до лучших времен, устает и менее производительно

работает. Труд вынужденный, выполняемый без интереса, скучен.[Однако,

неин­тересных работ не бывает. Они оказываются неинтересными до тех пор, пока

не найдена и не осознана цель задания, котцрое человек вы­полняет.

Увлеченность работой — один из основных факторов высо­кой производительности

трудаД

Результат от любого труда и, в особенности, умственного, зави­сит от

настроения. От психического климата семьи, коллектива. В об­становка

завистничества и недоброжелательности производительность умственного труда

будет небольшой, а степень утомления будет не-соответствовать напряжению и

времени работы. Создание благопри-

56

ятной психологической обстановки, условий, в которых каждый член коллектива

полон доброжелательности и охвачен трудовым настрое­нием •— осло-зноз условие

гигиены умственного' труда.

Одновременно' следует позаботиться о благоприятных условиях среды, в которой

проводится работа. Накуренная комната, стук, шум, громкий разговор оказывают

неблагоприятное действие на организм человек!, приводят к преждевременному

переутомлению, порождают ошибки и промахи в работе. Пагубное влияние

оказывают алкоголь­ные напитки и всевозможные возбуждающие средства,

неумеренное употребление крепкого чая и кофе. Они действуют лишь

кратко­временно, зато последствия их плохие — быстрая утомляемость,

бес­сонница, раздражительность, неустойчивое внимание.

Необходимым условием успешной творческой работы является постоянное

умственное и духовное развитие, пополнение знаний.

Все виды деятельности, осуществляемые человеком, подчиняются единым

физиологическим закономерностям, поэтому для понимания особенностей

умственного труда следует проводить аналогию (срав­нение) с особенностями

физического труда. Повышение производитель­ности умственного труда

достигается тренированностью, постепенным возрастанием нагрузки,

поддерживанием ее высокого уровня. Дли­тельные периоды бездеятельности

отрицательно отражаются на про­изводительности. Как спортсмен, прекративший

тренировки, так и школьник, и студент после каникул с началом занятий

испытывают большие затруднения. Поэтому отдых в процессе умственного труда

разумен лишь в виде смены формы умственного труда или снижения умственной

нагрузки.

Для повышения работоспособности, помимо строгого распорядка дня,

целесообразно сочетание умственного труда с физическим. Физи­ческие

упражнения на свежем воздухе, прогулка не только снимают напряжение,

возникающее при длительном сохранении однообразной погы, но и повышают общий

тонус организма. Иногда действенным ^называется хождение по комнате при

обдумывании какой-либо за­дачи.

Часто прочные навыки умственной работы компенсируют недо­статок способностей.

В дифференцированных рекомендациях нуж­дается каждый человек, занятый

умственной работой. При этом нуж­но иметь в виду его индивидуальные

особенности.

Людям, рано и бодро просыпающимся, следует рано ложиться спать, а

ответственную работу выполнять только утром или в первую половину дня. Другой

тип людей наиболее производительно работает во вторую половину дня, поздно

вечером. В соответствии с этим ему и следует планировать свою работу.

Наиболее активным людям разумно решать трудные задачи вна­чале работы,

поскольку наступающее утомление снижает работоспо­собность. Медлительным

людям, которые постепенно входят в работу, целесообразно начинать работу с

простейших заданий.

НЕИРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СНА И БОДРСТВОВАНИЯ. ГИГИЕНА СНА

\В состоянии бодрствования человек активно взаимодействует с внешней средой,

воспринимает сигналы внешнего мира и отвечает адекватными реакциями.

Необходимыми условиями нормальной жизне-

57

деятельности организма являются чередования бодрствования и сна.

Сон — жизненная необходимость каждого человека: треть его жизни проходит в

состоянии периодически наступающего ежесуточ­ного ела.

Сон — состояние, характеризующееся значительным ослаблением связе'1 с внешним

миром. Сон играет роль восстановительного про­цесса.

Нормальный сон — это восстановление сил и работоспособности всех систем

организма. Сон — периодически наступающее состояние, при котором замедляются

физиологические процессы и создаются наилучшие условия для восстановления

работоспособности организма и, в частности, центральной нервной системы.

Во время сна отмечается понижение мышечного тонуса (большин­ство мышц,

спящего человека ослаблено), резко ослаблены все виды чувствительности —

зрения, слуха, вкуса, обоняния, кожной чувстви­тельности. Безусловные и

условные рефлексы затормаживаются. Ды-ханае при глубоком сне становится более

редким, частота сердечных сокращений и артериальное давление снижаются.

Уменьшение по­ступления крови к тканям во время сна сопровождается снижением

интенсивности обмена веществ на 8—10%. Все это свидетельствует о том, что в

состоянии сна вместе с мозгом получают отдых все внут­ренние органы,

обеспечивающие жизнедеятельность клеток и тканей.

Однако, согласно современным представлениям, сон не только отдых, но и

работа, направленная на переработку самой различной информации, накопленной

за день с тем, чтобы мозг человека мог быть способен воспринимать ее и на

следующий день.

Во время сна снижается интенсивность обменных процессов, мы­шечный тонус,

уменьшается частота сердечных сокращений. Сон не­обходим для нормальной

умственной деятельности. При длительном сокращении сна снижается умственная

работоспособность, появляет­ся раздражительность, могут наступить отклонения

психики.

Работами И. П. Павлова и его учеников показано1, что сон и внутреннее

торможение по своей природе являются единым процес­сом. Внутреннее торможение

во время бодрствования охватывает лишь отдельные группы 'клеток, а во время

сна иррадирует по коре боль­ших полушарий и на б.гажайшяе отделы головного

мозга, обеспечи­вав необходимы'"' покой и возможность восстановления. И. П.

Павлов расценивал сои как охранительное тоаможснне, распространяющееся в

высших отделах нервной системы. Он писал: «Клетки больших по-лущяли:-! в

высшэй степени чувствительны к малейшим колебаниям внешнем счоды и должны

быть тщательно оберегаемы от перенапря-зкзнич, чтобы не дойти до

органического разрушения. Таким охрани­тельным средством для клеток больших

полушарий и является тор­можение».

В настоящее время установлено существование в стволовой части головного мозга

формирований, ока-ывающих влияние на наступление сна и бодпствсаания.

Поддержание состояния бодрствования связано с функцией ретикулярной формации

ствола мозга. Ретикулярная фор-мацич. получая сигналы из всех сенсорных

систем по неспецифичес­ким афферентным волокнам, оказывает генерализированное

активизи­рующее вл мине на кооу больших полушарий. Перерезка мозга выше

ретиктлчрной формации вызывает у животного непрерывный сон. Наступление сна

связывается такжз с возбуждением определенных структур мозга, так нач.

центров сна, расположенных в базальных

•отделах переднего мозга, таламуса и задней части ретикулярной фор­мации. Их

раздражение подавляет активность ретикулярной форма­ции и наступает глубокий

сон. Повреждение центров сна вызывает

•бессонницу.

УЭледтроэнцефалограгама сна. Медленноюлновый и быстрый сон. \S~ Для илуч-

эния уровня и характера активности высших отделов ЦНС ПРИ разных

функциональных состояниях широко используетвя метод регистрации биотоков

(электроэнцефалография).

У^о вчемя сна были отмечены два вида электроэнцефалограммы: медленные и

высокие волны (ритмы) и частые небольшие волны (рит­мы). На основании этого

сон, сопровождающийся высокими медлен­ными ритмами, получил название

медленного сна, сопровождающийся частыми ритмами — быстрого сна. Медленный

сон называют еще и глубоким сном «ортодоксальным».

Медлэнноволновый сон (глубокий) характеризуется снижением всех функций

организма, отсутствием сновидений и быстрого движе­ния глаз. Хотя это и

глубокий сон, но человек может быстро прос­нуться пои действии особенно

важных для него раздражителей, на­пример, при звуке шагов, детском плаче,

скрипе дверей, при этом он может не просыпаться от громких, но привычных для

него раздражи­телей. И. JI. Павлов объяснял это явление наличием в коре

больших полушарий на фоне общего торможения «бодрствующих» центров, ко­торые

он назвал сторожевыми пунктами.

Быстроволнозый сон (парадоксальный), при котором регистриру­ются такие же

волны (ритмы), как и при активном бодрствовании, но при этом восприятие

внешних сигналов резко угнетено. В это вре­мя регистрируются быстрые движения

глаз, увеличивается частота пульса и дыхания. Быстрый сон является более

глубоким по срав­нению с медленным. Спящего труднее разбудить, мышцы

предельно расслаблены, поэтому он получил название «парадоксальный».

Наи­более важной особенностью, парадоксального сна является наличие

сновидений. Предполагается, что характерные для этой фазы сна «ак-тивчыа» ЭЭГ

отражают непродинамические процессы, связанные со сновидением. Периодические

возникновения во время ночного сна

•сновидений при парадоксальном сне объясняются возникновением о:Тредел°шюн

нейрохимической системы.

При изучении энцефалограммы во время сна было замечено, что п сои одически

через каждые 90 минут медленные ритмы сменяются быстрым;! высокочастотными

ритмами, сходными с ритмами бодрст­вующего мозга. В целэм ночной сон

складывается из циклов, а каж­дый цикл из пяти стадий: одной — быстрого и

четырех — медленно­го сна. Эти периоды образуют биологический ритм

продолжитель­ностью 1,5 часа.

Быстпый (парадоксальный) сон хотя и составляет одну часть стадий сна, крайне

необходим организму человека. Если взрослого человека лишить быстрого сна в

течение только одной ночи, то по­является резкая раздражительность. Более

длительное отсутствие быстрого сна может привести к расстройству психики.

Чередование быстаого и медленного сна характерно для здоровых людей, при этом

человек чувствует себя выспавшимся и бэдрым. Отклонения в про­должительности

быстрого и медленного сна, недостаточная глубина медленного сна, частые

пробуждения в периоды быстрого сна приво­дят к самым различным на-эушен шм

нервной системы человека, влия­ют на состояние его психики, внимание,

эмоциональное состояние.

59

К наиболее частым расстройствам сна относится повышенная сон­ливость и

бессонница. Бессонница раЕвивается в результате различ­ных заболеваний:

функциональные расстройства нервной системы, связанный с сильным:!

эмоциональными травмами, неврозами, психо­зами.

Расстройства сна при бессоннице могут быть трех видов: затруд­ненное

засыпание, поверхностный беспокойный сон с частыми про­буждениями и раннее

окончательное пробуждение. Это сильно изма­тывает органигм человека, и он при

этом должен обратиться к вра­чу. Однако, нужно помнить, что на качество сна

влияет весь цикл: сон — бодрствование. От уровня бодрствования, распорядка

для и состояния, в котором находится человек, зависит характер ночного сна.

Поэтому рациональный режим труда и отдыха днем — основа полноценного ночного

сна.

На основании данных академии педагогических наук принято счи­тать, что

продолжительность сна для детей в зависимости от возраста должна составлять:

в возрасте 7—10-ти лет — 10—11 часов,

11 —12-ти лет — 9—10 часов,

13—14-ти лет — 9—9,5 часоз,

15-ти лет — 8,5—9,5 часов,

16_ти лет — 8—8,5 часов.

Потребность в суточном сне у взрослого составляет 7—8 часов. Если дети спят

меньше (7—8 часов), уровень их трудоспособности падает на 30%. Иногда

школьники, кроме выполнения домашнего за­дания, много времени уделяют

му?ыкальным занятиям, чтению, изу­чению иностранного ягыка. телевидению, в

последнее время просмот­ру видеофильмов, компьютерным играм. Ши этом они

сильно утом­ляются, плохо засыпают, спят тревожно. Нельзя разрешать детям

школьного возраста читать в постели. Это не только вредно отража-жается на

зрении, но и мешает нормальному сну. Младшим школьни­кам ни в коем случае

нельзя разрешать смотреть телевизионные пе­редачи для взрослых, так как

волнения, страхи могут быть причиной тревожных снов. Неспокойный сон, скрежет

зубами во время сна — частый признак того, что у ребенка повышена

возбудимость нервной системы.

Благоприятно влияет на сон вечерняя прогулка. Сокращение про­должительности

сна у детей на 2—4 часа и более резко отрицатель­но сказывается на

функциональном состоянии мозга. Потребность детей во сне тем больше, чем

младше ребенок. Вместе с тем потреб­ность во сне зависит и от состояния

здоровья и от физического раз­вития. Поэтому, устанавливая определенную

продолжительность сна,, следует также учитывать и индивидуальные особенности

детей.

Все дети с ослабленным здоровьем, выздоравливающие после ост­рых инфекционных

заболеваний, с туберкулезной интоксикацией, по­вышенной возбудимостью нервной

системы, быстро утомляющиеся должны спать более продолжительное время, чем

здоровые. Для этих детей должен быть предусмотрен сон в течение часа днем,

желатель­но на открытом воздухе. Учащимся 6 лет необходим дневной

двухча­совой сон. Дневной сон показан также практически здоровым млад­шим

школьникам. Крайне важно обеспечить и достаточную глубину сна, которую можно

обеспечить выполнением следующих правил. Нужно приучать детей ложиться и

вставать в одно и то же время,.

60

У ребенка легко образуются условные рефлексы на обстановку сна. Условным

раздражителем становится время отхода ко сну. Вид часов со стрелками,

показывающими это время, уже способствует засыпа­нию. Условным раздражителем

становится весь комплекс процедур, входящих в вечерний туалет (умывание,

чистка зубов, мытье ног, раз­девание).

Перед сном следует исключить возбуждающие игры, усиленную умственную работу.

Время после ужина должно протекать в спокой­но."! обстановке, исключающей

сильное вэсбуждение нервной системы. Лучше всего перед сном на 20—30 манут

выйти на прогулку. Ужин должен быть легким, не позднее чем за 2—1,5 часа до

сна. Шоколад, кофе и крепкий чай на ночь детям давать не рекомендуется.

Свежий прохладный воздух в помещении, где спят дети (темпера­тура воздуха

15—16°), способствует засыпанию и глубокому сну.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА

/Биологические ритмы — циклические изменения состояний раз­личных функций

организма, которые имеют большое значение при приспособлении к тем факторам

окружающей среды, которые меня­ются с четкой цикличностью^

[Вращение Земли вокруг Солнца (с периодом около 1 года), вра­щение вокруг

своей оси (с периодом около 24 часов), вращение Лу­ны вокруг Земли (с

периодом около 28 дней) приводят к появлению в окружающей среде колебаний

освещенности, температуры, влажно­сти, напряженности электрических и

магнитных полей и т. _пл

Время, необходимое для того, чтобы колебательная система совер­шила полный

цикл и вернулась в исходное положение, называют пе­рнатом биологического

ритма, а положение этой системы в данный .период — фазой. Число циклов в

единицу времени называют часто­той ритма, размах колебаний — амплитудой.

Биологические ритмы подразделяются на несколько типов.

Г Высокочастотные биологические ркт:,:ы — периоды колебаний на-хок^тся в

пределах от секунды до получаса. Примеры: колебания, ха­рактеризующие

активность головного мозга, сердца, мышц,)

/_Колеб.-лия средней частоты — длительность периода находится в пределах от

получаса до 20—28 часов (циркадные или околосуточ­ные). Примеры:

периодичность приема пищи, связанная с наступлени­ем чувства голода,

колебания на протяжении суток температуры тела и артериального давления,

работоспособность человека на протяже­нии рабочей смены или сутокУ

^Колебания низкой частоты — это околонедельные, оцоломесяч-ные, сезонные,

окологодовые и многолетние биологические ритмы. Примерами последних являются

рост и развитие дете!й|

[Диркадный (околосуточный) биологический ритм. Установлен факт цирнадыых

колебаний около 300 физиологических функций организ­ма. Например: ночью у

человека самая низкая температура тела. К утру она повышается и достигает

максимума во второй половине дня. В свою очередь, температура тела определяет

скорость биохи­мических реакций, днем обмен веществ в организме идет более

ин­тенсивно, что обеспечивает человеку большую активность в дневное время.

Температурный биоритм повторяют многие системы организ-

61

ма: днем большая частота сердечных сокращений, выше артериаль­ное давление,

чаще дыхание.

(Природа добилась удивительного совершенства в управлении биоригмами: изо дня

в день к моменту пробуждения, как бы пред­восхищая возрастающую потребность

организма, в крови повышает­ся ее держание адреналина — вещества, которое

увеличивает часто­ту сердечных сокращений, повышает артериальное давление,

активи­зирует весь организм, накапливаются в организме и другие

биологи­ческие «стимуляторы». Однако к вечеру снижается концентрация этих

веществ, что составляет непременное условие снаД Например: человек не может

долго заснуть, если он незадолго до "сна выпьет ко­фе или крепкий свежий чай.

Содержащийся в них кофеин ведет к возбуждению физиологических процессов в

организме и снижению тормозных процессов в центральной нервной системе.

Волнение и тревога ведут к бессоннице, так как при этих состоя­ниях в крови

нарастает концентрация адреналина и др. биологически активных веществ,

организм длительное время находится в состоянии «боевой готовности».

В связи с этим возникают некоторые общие предпосылки рацио­нальной

организации труда и отдыха.

1. Придерживаться постоянного распорядка дня — ложиться спать и вставать

приблизительно в одно и то же время.

2. Ритмичным должен быть и прием пищи.

3. Преодоление импульсов ко сну или дремоте в период бодрст­вования, так как

даже короткие периоды сна или дремоты во время бодрствования у многих людей

могут нарушить ночной сон, ломая тем самым распорядок дня.

В циркадном биологическом ритме меняется и работоспособность человека. Утром

и днем она, как правило, максимальна, а в ночные часы значительно ниже.

Однако имеются и индивидуальные особен­ности. Одни люди («жаворонки») лучше

работают в первой половине дня. Это они любят говорить: «Утро вечера

мудренее». Другие («со­вы») предпочитают трудиться вечером. Про них

существует немецкая поговорка: «К вечеру лентяи становятся прилежными».

«Жаворонки» к вечеру становятся сонливыми и рано ложатся спать, затем рано

просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работо­способными в первой половине

дня.

«Совы» засыпают поздно, утром просыпаются и встают с тРУДом,, наибольшая

трудоспособность у них во второй половине дня, а у не­которых поздно вечером

и даже ночью.

Из этого видно, что свой домашний режим каждый человек дол­жен строить по

принципу соответствия своей трудовой активности с биологическим ритмом

организма. Например, ночью работали Мен­дель, Моц.арт, рано утром — Толстой,

Чехов, Хэмингуэй.

4. Для биологических часов человека важен правильный ход не тояъко в суточном

пертюце, но и в низкочастотных ритмах. Напри-мет: в околт'сдельном ритме.

Выработанная еще в древнем Вавилоне семидневная неделя стала основой ритма

труда и отдыха. Человек продуктивнее работает среди недели, чем в начале или

в конце ее. В основе Ритма работоспособности — четкий ритм гормональной

ак­тивности, более высокий среди недели.

Аналогичные изменения лежат в основе околомесячных ритмов, наиболее ярко

проявляющимися в женском организме. Например, авариально-менструальный цикл,

с которым связаны периодические

62

изменения продолжительности сна, эмоциональная неустойчивость и т. п. У

мужчин на протяжении месяца также отмечены колебания ве­са тела,

работоспособности и даже скорости роста усов и бороды.

5. Для многих физиологических процессов установлена и сезон­ная ритмичность.

Например, рождаемость максимальна в марте — мае, минимальна в ноябре —

феврале. Отмечаются сезонные обострения не-котооых болезней, таких, как

заболевания суставов, язвенная болезнь желудка, ангина. Вот почему этой

категории больных нужно обяза­тельно весной и осенью проводить

профилактическое лечение.

Самонаблюдение за биологическими ритмами каждому человеку может принести

ощутимые результаты. Использование наиболее про­дуктивных периодов для

работы, своевременный отдых и прием пищи помогут не только сохранить, но и

укрепить здоровье.

ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА ШКОЛЬНИКА

Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Задача педагогов и

родителей состоит в том, чтобы максимально об­легчить преодоление трудностей,

вставших перед ним. Каждое нару-ше-:ше гигиены умственного труда школьника

ведет за собой отрица­тельные последствия.

Превышение допустимого уровня учебной нагрузки, отсутствие режима учебной

работы, полноценного отдыха, физического труда, достаточной двигательной

активности веду? к истощению нервной системы, переутомлению и истощению

организма, к снижению его сопротивляемости к различным инфекциям.

Утомление — физиологическое состояние организма, возникаю­щее в результате

чрезмерной деятельности и проявляющееся в сни­жении работоспособности.

Умственное утомление характеризуется снижением продуктивно­сти

интеллектуального труда, нарушением внимания — главным об­разом; трудностью

сосредоточения, замедлением мышления и др.

Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц, снижением силы,

скорости, точности, согласованности и ритмичности движений. Одним из видов

физического утомления является выполне­ние работы, сопровождающейся

однообразной позой, что так характер­но для школьников.

Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная нагрузка в течение

длительного времени нередко приводит к хроническому утом­лению или

переуто'ллению.

Кроме того, различают еще, кроме умственного, психическое (ду­шевное)

переутомление. У молодых людей и лиц с определенным скла­дом непв'той системы

интенсивный умственный труд может привести к развитию неврозов, которые

возникают чаще всего при сочетании умственного переутомления с постоянным

психическим перенапряже­нием, что ведет к развитию наврозов.

Неврозы — заболевания нервной системы, обусловленные дли­тельным психическим

перенапряжением и проявляющиеся в одних случаях тревожностью, мнительностью,

нерешительностью, робостью, застенчивостью или раздражительностью,

эгоцентризмом, эмоцио­нальной неустойчивостью — с другой. Это в свою очередь

происхо­дит в результате неправильного воспитания ребенка в семье.

В одних случаях речь идет о таких условиях воспитания, при ко-

63

торых грубо подавляют интересы ребенка, не считаются с его привя­занностями,

постоянно унижают его. При этом у ребенка появляется робость, неуверенность в

себе, застенчивость, нерешительность. Эти черты характера затрудняют

приспособление к условиям окружаю­щей среды и общение со сверстниками,

способствуют возникновению

Б других случаях пагубное влияние на развитие ребенка оказы­вает взелитас;г!е

его в качество «кумира семьи», которому все разре­шается, удовлетворяются все

его желания, любым его поступкам ВОС­ТОРГ, нотся, ем1/ внушают, что- он

«исключительное создание», необык-ноте'кп способны"!, красивый и т. д. В этих

условиях у ребенка не вырабатываются трудовые навыки, целеустремленность и

настойчи­вость в достижении цели, не тренируются волевые качества, возника­ет

переоценка собственной личности. Такой ребенок, став взрослым и вступая в

самостоятельную жизнь, часто переживает тяжелые конф­ликты в связи с

несоответствием между его непомерными, большими требованиями и объективно

малыми возможностями.

Для снятия утомления и профилактики переутомления огромное значение имеет

правильная организация физичаского и умственного труда и отдыха, чередование

физического и умственного труда, что облегчает учебную работу и поетому имеет

особое гигиеническое и педагогическое значение (Ф. Ф. Эрисман, И. П. Павлов).

После отдыха работоспособность повышается, достигая даже бо­лее высокого

уровня, чем в предшествующий период работы. Отдых должен быть активным.

Активный отдых приводит к более быстрому восстановлению работоспособности,

что убедительно показал русский физиолог И. М. Сеченов. Активный отдых,

основанный на переклю­чении с одного вида деятельности на другой,

обеспечивает осуществ­ление длчтелы-ioii, но разнообразной деятельности баз

наступления утомления.

У детей в связи с аиатомо-физиологическчми особенностями орга­низма утомление

возникает быстрее, даже без особенно активной дея­тельности (например, при

вынужденном сидении за партой, стоянии на линейке). Неправильный режим днт,

однообразные занятия, а также н-злшшше развлечения тсже быстро приводят к

утомлению. При повышенных нагрузках (занятия в двух школах, нескольких

кружках и т. д.) у детей утомление легко переходит в переутомление.

Признаки уто-лления у детей часто проявляются в нарушении по­ведения: они

становятся неусидчивыми, невнимательными, на уроках разговаривают, нарушают

дисциплину.

Гигиена учебного процесса в общеобразовательной школе. Гигие­на преподавания

и режим дня. В дошкольном возрасте процесс вос­питания и обучения требует

особой осторожности при нормировании различных видов деятельности. В детских

садах в режиме дня млад­ших групп (3 — 4 года) продолжительность занятий

рисованием, леп-кой и др. составляет 10 — 15 минут, в более старших группах

она увеличивается до 20 — 25 минут, причем проводятся с перерывом два

занятия, а характер трудовой деятельности постепенно усложняется.

В средних школах при организации учебно-воспитательной рабо­ты также исходят

из возрастных анатомофизиологических особеннос­тей учащихся и закономерности

динамики умственной и физической работоспособности. С возрастом физическая и

умственная работоспо­собность постепенно повышается и улучшается качество

работы, что

64

позволяет увеличивать интенсивность, продолжительность и слож­ность учебных

нагрузок.

При построении учебного процесса необходимо учитывать перио­дичность в

работоспособности учащихся, которая меняется на про-тякеччи года, не/дели,

дня вследствие ряда эндогенных и экзогенных ц'Злчнн. Различия и изменения,

обусловленные функциональными и психо-фиаиологическими особенностями

организма, характерны для каждого возраста и связаны с величиной учебной

нагрузки, режимом •га:;ят:н и гигиеническими условиями, в которых они

прозодятся.

К КЭШУ учзбното года, главным образом, с января, умственная трудоспособность

снижается и ухудшаются другие физиологические роак'щн. Происходящие изменения

обратимы, и организуемые три раза в го'Д каникулы, особенно летние,

обеспечивают восстановление трудоспособности.

Наиболее высокий уровень трудоспособности наблюдается с 8 до 11 часов, т. е.

на первых двух-трех уроках. В это время следует про­водить занятия по более

трудным предметам (математика, иностран­ные языки, физика, химия), чередуя их

с б»лее легкими.

В предобеденное время и послеобеденное время происходит сни­жение

трудоспособности, но некоторый подъем ее наблюдается во вторую половину дня,

хотя по уровню ниже, чем бывает утром. Вы­раженное утомление у младших

школьников отмечается на 3—4 уро­ках, а у остальных — на пятых уроках.

Типовой учебный план предусматривает следующую нагрузку:

в 1 — 5 ктассах — 24 чтса в неделю, в 6—7 классах — 30 часов, в 8-х

классах — 31 час, в 9-х классах — 32 часа, в 10—11 классах — 32 часа.

Продолжительность упокоз — 45 минут, большой перемены — 30 минут и малой — 15

липнут.

Для предупреждения утомления и повышения работоспособности рекомендуется

проводить в процессе уроков физкультурные паузы продолжительностью 3—4

минуты. Они улучшают функциональное состочниз нервной системы, снимают

утомление, восстанавливают ра­ботоспособность и также устраняют застойные

явления в области та­за, живота и нижних конечностях, которые наблюдаются при

длитель­ном сидении за партой или учебным столом. В младших классах их

следует обязательно проводить на 2—3 уроках, в старших — на 4-м, во второй

половине дня.

Перемены нужно проводить в форме активного отдыха, дети должны больше

двигаться, чтобы отдохнуть от длительной статичес­кой нагрузки, т. е.

неподвижного состояния во время учебных заня­тий в классе. Вместе с тем, не

рекомендуются шумные игры и другие интенсивные физические нагрузки,

вызывающие сильное возбужде­ние и мешающие сосредоточиться на последующих

занятиях. Пере­мены лучше всего (по возможности) проводить на свежем воздухе.

Работа школьников во внеучебное время занимает важное время в режиме дня

школьников. В первую очередь это касается подготов­ки ушков дома.

Важно научить ребенка правильно регламентировать время допол­нительной

учебной работы, чередовать виды занятий по различным

65

предметам. Начинать приготовление уроков нужно с письменных ра­бот, а затем

переходить к устным заданиям. В первую очередь вы­полняют работу средней

трудности, затем самые трудные, и, нако­нец, самые легкие.

Приступать к приготовлению домашних уроков школьнику нужно спустя 2— 3 часа

по возвращению из школы, после обеда и некото­рого пребывания на свежем

воздухе. Через каждые 45 МИНУТ, а для учащихся младших классов через 35 минут

делаются 20-минутые пе­рерывы, во впемя которых снимается напряжение,

отдыхают глаза, выполняются физические упражнения.

В общей сложности все виды учебно-воспитательной и обществен­ной деятельности

учащихся в школе и дома, включая пребывание на свеж-зм воздухе (прогулки,

игры, спорт и т. д. нэ менее 2—3 часов в день), должны занимать у школьников

младших классов 10,5—11,5 часов в день, средних и старших классов — 11,5—14

ч. Оставшееся время предназначается для самообслуживания, приема пищи,

помо­щи семье, чтения художественной литературы и т. д., а также для сна.

Следует правильно организовать отдых школьников на воздухе. ПРОГУЛКИ, игры на

воздухе должны продолжаться не менее 3 часов в день, причем половина этого

времени должна падать на перерыв межту занятиями в школе и дома.

Не рекомендуется чрезмерная двигательная активность. Напри­мер, катание на

лыжах не должно превышать полутора—двух часов,, игра в футбол — одного часа.

Организация выходного дня требует серьезного внимания. В вы­ходные дни

следует дать ребенку выспаться. Влжнейшим условием восстановления ут'оаченных

сил является пребывание на свежем воз­духе, участие в походах и экскурсиях,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.