РУБРИКИ |
Билеты на гос.экзамен по психологии |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Билеты на гос.экзамен по психологииБилеты на гос.экзамен по психологииБилет №1 ?1. Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Понятие "индивид" выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях жизни. Индивид как целостность- это продукт биологической эволюции, в ходе которого происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но так же и их интеграции, их взаимного "слаживания". Индивид- это прежде всего генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезе, прижизненно. В характеристику индивида входят так же свойства и их интеграции, складывающиеся онтогенетически. Речь идет о возникающих "сплавах" врожденных и приобретенных реакций, об изменении предметного содержания потребностей о формирующихся доминантах поведения. Общее правило состоит здесь в том, что чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, тем более выраженными становятся различия в их прирожденных и прижизненно приобретаемых особенностях, тем более что если можно так выразиться, индивиды индивидуализируются. Итак, в основе понятия индивид лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличие свойственных ему особенностей, представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития, продукт развития жизни, взаимодействия его со средой, а не среды, взятой самой по себе. Слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим "личность животного" или "личность новорожденного". Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном, как об индивиде, об индивидуальных особенностей (возбудимое, спокойное, агрессивное животное или новорожденный). Мы не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения: это обстоятельство лишь раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов. Понятие личности, также как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни, личность не состоит из кусочков. Личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Личность есть относительно поздний продукт общественно исторического и онтогенетического развития человека. Это положение может быть интерпретировано по разному. Врожденный, если можно так выразится, индивид не есть еще индивид вполне "готовый": процесс его формирования продолжается в ходе онтогенетического развития, пока у него не развернутся все его особенности, образующие относительно устойчивую структуру, личность якобы и является результатом процесса вызревания генотипических черт под влиянием воздействий социальной среды. Именно эта интерпритация свойственна в той или иной форме большинству современных концепций. Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде. Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности и многими другим чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью развертываются, а частью подавляются, словом многообразно меняются. Личность есть специальное человеческое образование, которое также не может быть выведено из его приспособительской деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, так и его потребности, личность человека тоже "производится"- создается общественными отношениями в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивид, составляет не причину, следствие формирования его личности. Так, особенности высшей нервной деятельности индивида не становятся особенностями его личности не определяют её. Хотя функционирование составляет необходимую предпосылку развития личности, но её тип вовсе не является тем "скелетом", на котором она "надстраивается". Сила или слабость нервных процессов, уравновешенность их и т.д. проявляют себя лишь на уровне механизмов, посредством которых реализуется система отношений индивида с миром. Это и определяет неоднозначность их роли в формировании личности. Личность, как индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует фундаментальное отличие того особого образования, которое мы называем личностью. Это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. При всем многообразии её видов и форм, все они характеризуются общностью своего внутреннего строения и предполагают сознательное их регулирование, т.е. наличие сознания, а на неизвестных этапах развития так же и самосознания субъекта. Невозможно противопоставлять личность порождающей её деятельности. Полностью уничтожается и господствующий в психологии фетишизм- приписывание свойства "быть личностью" самой натуре индивида так, что под действием внешней среды меняются лишь проявления этого мистического свойства. Субъект, вступая в обществе в новую систему отношений, обретает так же новые- системные качества, которые только и образуют действительную характеристику личности: психологическую, когда субъект рассматривается в системе деятельностей, осуществляющих его жизнь в обществе, социальную, когда мы рассматриваем в системе объективных отношений общества как их "персонофикацию". Главная проблема кроется за различием понятий индивид и личность. Речь идет о проблеме двойственности качеств социальных объектов, порождаемых двойственностью объективных отношений, в которых они существуют. Одна исходная постановка проблемы личности возвращает нас к положению о том, что внешние условия действуют через внутренние. Положение, согласно которому внешние воздействия связаны со своим психическим эффектом опосредованно, через личность, является тем центром, исходя их которого определяется теоретический подход ко всем проблемам психологии личности. Рубинштейн С.Л. "Принципы и пути развития психологии. То, что внешне действует через внутреннее, верно и к тому же безоговорочно верно, когда мы рассматриваем эффект того или иного воздействия. Чтобы найти подход к проблеме, следует с самого начала обернуть исходный тезис: внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет. Субъект жизни выступает обладающий "самостоятельной силой реакции", но эта сила может действовать только через внешнее, в этом внешнем и происходит её переход из возможности в действительность: её конкретизация, её развитие, её обогащение- словом, её преобразования, которые суть преобразования и его носителя. Теперь, т.е. в качестве преобразованного субъекта он выступает как преломляющий в своих текущих состояниях внешние воздействия. Какой бы морфофизиологической организацией, какими бы потребностями и инстинктами не обладал бы индивид от рождения, они выступают лишь как предпосылки его развития, которые тотчас перестают быть тем, чем они были виртуально, "в себе", как только индивид начинает действовать. «Индивидуальность» (по Асмолову) : совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые порождается в ходе жизни человека в обществе при наличии: необходимых антропогенетических предпосылок, обеспечивает ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов, и воплощаются через д. и общение в продуктах культуры, др. людях, себе самом ради продолжения являющегося ценностью, для данного человека образа жизни. «Индивидуальность» - совокупность индивидуальных и личностных св-в человек, которая отличает его от других. Проявляется в чертах характера, привычках интересах и др. Нет двух людей с одинаковой индивидуальностью.Подобно тому, как понятие - "индивид "личность" не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. индивидом - рождаются Личностью - становятся Индивидуальность - отстаивают ?2. Кризисы ворастного развития. В общем жизненном цикле человека различаются отдельные возрастные стадии, смена которых – переходные периоды – может происходить достаточно бурно, сопровождаться трудностями и эмоциональными переживаниями. Эти моменты называются кризисными точками, или возрастными кризисами человека. Постепенно происходящие изменения в психических и личностных образованиях порождают новое качество. Например, ребенок, с трудом выговаривающий отдельные слова, речь которого во многом еще напоминает лепет, «вдруг» начинает говорить, подобно тому как «вдруг» начал говорить, а позже читать. Наиболее детальная и признанная в психологии периодизация возрастных кризисов принадлежит американскому ученому Эрику Эриксону, который выделяет в общем жизненном цикле восемь психосоциальных стадий. Главный критерий периодизации – кризис идентичности личности. 1. Орально-сенсорная (рождение – 1 год; психосоциальный кризис: базальное доверие – базальное недоверие, сильная сторона – надежда). 2. Мышечно-анальная (1-3 года; психосоциальный кризис: автономия – стыд, сомнение; сильная сторона - сила воли). 3. Локомоторно-генитальная (3-6 лет; психосоциальный кризис: инициативность - вина; сильная сторона - цель) 4. Латентная (6-12 лет; психосоциальный кризис: трудолюбие – неполноценность; сильная сторона - компетентность) 5. Подростковая (12-19 лет, психосоциальный кризис: эго-идентичность – ролевое смешение; сильная сторона - верность) 6. Ранняя зрелость (20-25 лет; психосоциальный кризис: интимность – изоляция; сильная сторона - любовь) 7. Средняя зрелость (26-64 года; психосоциальный кризис: продуктивность – застой; сильная сторона - забота) 8. Поздняя зрелость (65 лет – смерть; психосоциальный кризис: эго-интеграция – отчаяние; сильная сторона - мудрость). ?3. Какова процедура выявления референтнометрического выбора в группе? Референтнометрия – определение степени значимости члена группы для каждого участника группы (социометрия). 1 ЭТАП – сбор мнений по определенной значимой для членов группы проблемы. Либо проведение социометрии. 2 ЭТАП – индивидуально. Согласны ли они разглашать их мнение? С чьим бы опросным листом вы бы хотели ознакомиться (не он дал согласие на разглашение)? С чьим ещё мнением (он тоже не дал)? С чьим ещё? Составление матрицы выбора. Выявление степени значимости каждого члена группы, для челнов группы. Референтная группа и процесс социализации Референтная группа- группа в которой человек стремится быть или сохранить свое членство. 1942 г. Хаймен- вводит понятие референтной группы. Американский исследователь ему принадлежит открытие самого феномена рефер. Группы. Такие группы в которые индивид не включен реально, но нормы которые он принимает. Хаймен назвал рефер. Группами. М. Шериф- понятие референтной группы связал с "системой отсчета", которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. Келли разрабатывая понятие референтной группы, выделил две функции, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней или для нормативной оценки его. Функции референтной группы: сравнительная и нормативная. В настоящее время, в том числе и в нашей психологии, встречается двоякое употребление термина "референтная группа" иногда как группа противостоящая группе членства, иногда как группа возникающая внутри группы членства. Во втором случае референтная группа определяется как "значимый круг общения", т.е. как круг лиц, выбранных из своего состава реальной группы как особо значимых для индивида. Шабутани- вносит понятие эталонной группы. Эталонная группа- такая группа, реальная или воображаемая, чья система взглядов используется действующим лицом как система эталонов. Эталонная группа придерживается ценностей, соотнесением с которым человек оценивает свои собственные поступки. Для каждого человека существует столь же много эталонных групп, как и каналов коммуникации, в которой он принимал участие. Эталонная группа может быть так же воображаемой. Художник, родившийся раньше своего времени, ученый, работающий для человечества, или филантроп, жертвующий для "будущих поколений", не рассчитывают на немедленное вознаграждение и иногда приносят невероятные жертвы, предполагая, что будут оценены какой-то будущей аудиторией. Иногда человек идентифицирует себя с какой-то категорией людей, которая настолько аморфна, что её можно рассматривать почти как воображаемую группу. Социализация- процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В результате социализации ребенок становится культурным, образованным и воспитанным человеком. Референтная группа- группа людей, в чем-то привлекательных для индивида, групповой источник индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения. Развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которым он общается, являются для ребенка носителями этого опыта и ни каким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Так, деловое общение формируется и развивает способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умения взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества. Личностное общение формируется человека как личность, даст ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и следовательно, взаимно обогащаются знаниями. Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека0 своеобразной его "подзарядкой". Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого. Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность. Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом. Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения условно-рефлекторного, викарного и вербального. Опосредствованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением. Влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем (далее эти положения раскрываются подробнее). 1.В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры. 2.Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений. 3.Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки. 4. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспитывать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в свей личности, избавляться от отрицательного и недостатков. 5. Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития. Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям.
Билет №2 ?4.Ощущения: функции, виды, взаимодействия. Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений матери Выделяют следующие основания классификации ощущений: I) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения - контактные. По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода. Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений. Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза - сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов - палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Слуховые ощущения. Эти ощущения также относятся к дистантным и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им, человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны -продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Слуховые ощущения отражают высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука - формы колебаний звуковых волн. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам - речевые, музыкальные, шумы. Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют "контактным слухом". Специальных вибрационных рецепторов / человека не обнаружено. В настоящее время считают, что отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной. Обонятельные ощущения. Они относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости. В группу контактных ощущений, как уже отмечалось, входят вкусовые, кожные (болевые, тактильные, температурные). Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы - вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба - различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького. Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Но более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание - специфически человеческую, выработавшуюся в труде систему познавательной деятельности руки. Если прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на него, то давление может вызвать болевое ощущение. Таким образом, тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон. Третий вид кожной чувствительности- температурные ощущения – связана с регулированим теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее - грудь. О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению. Особое место и роль в жизни и деятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека. Виды ощущений Шерингтон (по месту расположения рецепторов): интероцептивные (от внутренних органов), проприоцептивные, экстероцептивные (от органов чувств). Бывают контактные, дистантные. В. Вундт (основатель экспериментальной психологии). По типу рецептора: ороторецепция, хеморецепция -(вкус, запах), механорецепция – направления мышц, тактильные ощущения. Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение. Физиологическая
основа ощущений - сложная деятельность органов чувств. И.П.Павлов назвал эту
деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и
являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют
анализ раздражений, - анализаторами .Анализатор характеризуется наличием трех
специфических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового
)ицентрального (мозгового). В зависимости от
месторасположения рецептора различают внешние анализаторы (у которых рецепторы Хэд (эволюционная классификация) самая древняя 2 типа: протопатическая чувствительность – диффузность ощущений, оффективность (вкус), т.е.ощущения исходящие от проприорецепторов (что – то мне не хорошо). Эпикритическая чувствительность – зрение максимально критическое. Измерить расстояние до объекта точное. Существует пороговая проблема в психофизике. Фехнер был физиком. Пороги чувствительности. Насколько хорошо психика отражает реальность. Выявления параметров отражения (пламя свечи видят издалека). Закон Фехнера – интенсивность ощущения находящейся в логарифмической зависимости от силы раздражителя. ЗАКОН ФЕХНЕРА - 1. Сформулированный в 1860 г. Г. Т. Фехнером закон, согласно которому величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя - то есть возрастание силы раздражения в геометрической прогрессии соответствует росту ощущения в арифметической прогрессии. Эта формула измерения ощущений была выведена на основе исследований Вебера, где было показано постоянство относительной величины приращения раздражителя, вызывающего ощущение едва заметного различия. При этом был введен его собственный постулат о том, что едва заметный прирост ощущения является величиной постоянной и его можно применять использовать как единицу измерения ощущения. 2. Так иногда называют закон Вебера-Фехнера. Стивенс (100 лет спустя) – некоторое соответствие между интенсивностью ощущений и силой раздражителя. При малом шуме его увеличение улавливается человеком. На больших интенсивностях логарифмическая зависимость хуже отражает. При слишком большой громкости малое её снижение не ощущается. В современной психофизике порог понимается как критерий «Теория обнаружения сигналов». Критерий, принятый испытуемым для классификации своих ощущений (лор шепчет слова, одновременно шум за окном, другие посторонние слова; мы принимаем решение, что нужно слышать). Феномен ложной тревоги – когда испытуемый отвечает, что сигнал был, хотя его не было. В зависимости от ситуации порог чувствительности выше (повышается) или ниже (понижается). 1. Связано с мотивацией. 2. Исследование темперамента, психофизической чувствительности. ?5. Развитие личности в зрелости. Формирование личности представляет собой процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательных стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным, неповторимым. Главное – он протекает совершенно по разному в зависимости от конкретно – исторических условий, от принадлежности индивида к той или иной соц. среде. Кризис середины жизни чаще всего грозит тем, кто склонен избегать самоанализа использует защитные механизмы отрицания, стараясь не замечать перемен, происходящих в его жизни и в организме. Одна из главных особенностей периода зрелости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке его возраста. Вместе с тем это совершенно не означает, что нет никаких изменений как на психологическом, так и на биологическом уровнях. Изменения происходят и влекут за собой изменения в личностной сфере. У людей, достигший возраста средней взрослости, отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособности, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность. Развитие отдельных способностей продолжается. Особенно это относится к тем из них, которые относятся к трудовой деятельности человека и его повседневной жизни. Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Те эмоции, которые играют в жизни обычно большую роль и сказываются на общем эмоциональном состоянии человека, настроении, связаны с ходом его трудовой деятельности, ее успехом или неуспехом. Этот период жизни обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса, который способствует развитию различных заболеваний. ?6. Как дифферинцировать конформное поведение индивида в группе и самоопределние личности? Конформизм или феномен группового давления. Америкаский психолог Аш (подставная группа). Группе из 5-7 человек предъявлялись отрезки, надо было найти эталон. 1 из группы был изучаемым, остальная группа подставная. Группа давала ему заведомо ложный ответ, в итоге он начинал повторять за группой. Все люди делятся на конформистов (подчиняются) и нонконформистов (не подчиняются). Формы конфорного поведения: 1) Одобрение (внешний конформизм) меняет свое поведение под воздействием группы. 2) Уступчивость (внешний конформизм) меняется только внешнее поведение, а внутренние установки остаются неизменными. 3) Негативизм (конформизм наизнанку) всегда не согласен с мнением и с требованиями группы. 4) Нон конформное 70-е Петровский Сравнивались пирамидки белого и черного цвета ( тоже с подставной группой). Каждый третий человек конформный. Формы социального поведения: 1. Внушаемость (принятие требования группы на веру, без критики, без осмысления). 2. Конформизм (внешнее следование требованиям группы). У Аша это внешний конформизм. 3. Коллективистическое самоопределение личности (осмысленное критическое отношение к требованиям группы, принятие их через осмысление и анализ). Наиболее желательное поведение человека в группе по Петровскому. Исследования Милграма (учитель – ученик привязан к стулу, электрический ток за неправильные ответы). Испытуемый был учитель, ученик (актер). В любой момент учитель мог прекратить эксперимент. Когда ученик был в другой комнате и кричал оттуда, то многие доходили до финала max значений тока. Если ученик был рядом, то меньше количество людей доходило до max. В тех культурах, где велико значение авторитетов – формируются конформные люди. Россия туда относиться, а Англия нет. Там нонконформизм. Конформизм проявляется: 1) когда мало человек в группе 3-5 человек. 2) в очень сплоченных группах. 3) в статусных группах. 4) неопределенность задачи. Деиндивидуализация: поглощение человека личности социальной ролью (человек утрачивает границы м/у исполнением роли к собственной личности). Почитать МАЙЕРС. Диапазон деиндивидуализма очень широк: я намусорил, и говорю все мусорят (не применяет действие к себе, а к группе). Понятие введено Зимбардо (импровизированная тюрьма – студенты, орел – надзиратель; решка – заключенные). Предлагалось две недели эксперимента, прекратили уже на 5-й день. Исполнение роли формирует определенные установки. Деиндивтдуализация проявляется в толпе, когда сохранена скопимность. Социальная леность: проявляется в ситуации, когда группа выполняет общие задания, а ответственность размыта. Люди вкладывают меньше усилий, чем работали бы одни. Огрубление мышления: проявляются сплоченные группы. Группа тратит все время на поддержание своей сплоченности, гармонии, а не на критический анализ того, что она делает. Групповая померизация: возникает в ситуации группового обсуждения, где люди с разными точками зрения. Усиление померных точек зрения, а не выделение среднего решения. Государственная Дума. Билет № 3. ?7. Основные теории эмоции. Эмоции и чувства, их сходства и различия. Эмоции – это изменение в мускулатуре и внутренних органов (Джеймс) ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ДЖЕМСА - ЛАНГЕ - выдвинута независимо американским философом и психологом У. Джемсом и датским психологом Г. Ланге (80-е - 90-е гг. XIX в.). Согласно ей появление эмоций обусловлено вызываемыми от внешних воздействий изменениями как в произвольной сфере двигательной, так и в сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой и секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание. Согласно Джемсу, человек печален потому, что плачет; боится потому, что дрожит; радуется потому, что смеется. Эмоции рассматриваются как субъективное отражение органических процессов, утверждается их производность от процессов, происходящих в организме. Если У. Джемс связывал эмоции с широкой сферой периферических изменений, то Ланге - только с состоянием иннервации и просветом сосудов. Итак, периферические органические изменения, кои обычно рассматривались как следствие эмоций, объявлялись их причиной. Теория эмоций Джемса - Ланге представляла собой попытку превратить эмоции в объект, доступный естественному изучению. Но, связав эмоции исключительно с телесными изменениями, она перевела их в разряд явлений, не имеющих отношения к потребностям и мотивам, и лишила эмоции их адаптивного смысла, регулирующей функции. Проблема произвольной регуляции эмоций трактовалась упрощенно: считалось, что нежелательные эмоции можно подавить, если намеренно совершать действия, характерные для положительных эмоций. Основные возражения психологов против теории эмоций Джемса - Ланге относятся к механистическому пониманию эмоций как совокупности ощущений, вызываемых периферическими изменениями, и к объяснению природы высших чувств. Критика теории физиологами основана на данных, полученных в экспериментах с животными. Главные из них свидетельствуют о том, что одни и те же периферические изменения происходят при самых разных эмоциях, а также при состояниях, с эмоциями не связанных. Теория критикуется также за противопоставление «низших», элементарных эмоций, как обусловленных сдвигами в организме, «высшим», истинно человеческим - эстетическим, интеллектуальным, нравственным и прочим, будто бы не имеющим материальных оснований. «Мы огорчаемся, потому что плачем. А не плачем, потому что огорчены». Организм собирается что-то сделать, а эмоции (гнев, радость) помогают это сделать. Когнитивная психология Шехтер, Лазарус Шехтер «2-х» факторная теория эмоций: 1) физиологический сдвиг, 2) когнитивная интерпретация (если вы знаете, что вы заболели гриппом и от всех людей вас тошнит, то вы понимаете, что это влияние температуры (когнитивная интерпретация). Если свое раздражение вы не объясняете своим самочувствием, то это физиологический сдвиг. Лазарус «3-х» факторная теория эмоций. Два первых как у Шехтера, а 3-й – поведенческий. Возможность человека владеть ситуацией. Мы смотрим фильм, понимаем, что от нас ничего не требуется, что угроза не для нас. Рубинштейн, Леонтьев – рассказать, как понимаются эмоции в их теориях деятельности. Оценка отношения результата действия к мотиву деятельности. Эмоции позволяют определить, правильным ли путем идет человек. Рубинштейн – чувства связаны с личностью. Эмоции с ситуацией. Дифференциальная теория эмоций – Изорт Эмоции обладают побудительной силой. Выделяются базовые эмоции: ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ - концепция, согласно коей эмоции определяются некоей актуальной потребностью и возможностью ее удовлетворения, характеризуемой вероятностью достижения цели. Субъект оценивает эту вероятность на базе врожденного и ранее обретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно надобных для удовлетворения потребности, с текущей информацией. Вероятность достижения цели может прогнозироваться и на осознаваемом, и на неосознаваемом уровне. Возрастание вероятности при поступлении новой информации порождает положительные эмоции, падение вероятности ведет к отрицательным эмоциям. Стремление максимизовать - усилить, продлить, повторить положительные эмоции и минимизовать - ослабить, прервать, предотвратить отрицательные определяет регуляторные функции эмоций, их роль в организации поведения целенаправленного. Теория эмоций информационная разработана в 1964 г. П. В. Симоновым на основе психофизиологических экспериментов. В 1984 г. Д. Прайс и Дж! Баррелл в результате количественной обработки данных психологических опытов подтвердили существование зависимости, которую назвали общим законом человеческих эмоций. Теория эмоций информационная позволяет использовать регистрируемые правления эмоций - мимику, голос, изменения физиологических функций и активности электрической мозга как индикаторы потребности субъекта и степени их удовлетворения, уточнить классификацию этих потребностей, процесс их формирования и взаимодействия. Анализ многообразных эмоций с позиций этой теории привел к выводу о существовании трех основных групп потребностей - витальных, социальных, идеальных (познания и творчества) и двух вспомогательных - потребности в компетентности (вооруженности знаниями и умениями) и потребности в преодолении препятствий на пути к цели (именуемой обычно волей). Среди социальных различаются потребности «для себя», осознаваемые субъектом как права, и потребности «для других», осознаваемые в качестве обязанностей. В ходе экспериментальной разработки теории эмоций информационной: 1) выявлены структуры мозга головного, преимущественно связанные с мотивационными и информационными факторами генеза состояний эмоциональных; 2) проанализированы закономерности и механизмы появления стресса эмоционального, его роль в формировании заболеваний невротических и психосоматических. Теория эмоций информационная позволила предложить методы диагностики степени напряжения эмоционального у человека, выполняющего ответственную операторскую деятельность (летчик, диспетчер аэропорта, космонавт и пр.), и меры профилактики этого напряжения. ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ КЕННОНА - БАРДА - утверждает, что эмоции суть результат переработки сигналов, поступающих в мозг из среды внешней и внутренней. Переключаясь в таламусе на нервные пути, одновременно идущие к коре мозга головного и к внутренним органам, эти сигналы порождают эмоции и сопутствующие им органические изменения. Эта теория выступает как альтернатива теории эмоций Джемса - Ланге. ?8. «Я - концепция», её структура и становление в онтогенезе. Я-концепция – это устойчивое, внутренне согласованное и непротиворечивое, зафиксированное в словесных определениях, представление человека о самом себе. В исследованиях Я-концепции выделяются 2 основные позиции: 1. «Я» рассматривается как средство для удовлетворения требований социального мира. При решении вопроса о механизмах формирования «Я» преимущественно подчеркивается роль социальной категоризации и самонаблюдения; 2. центрирована в основном на изучении процессов включения в «Я» отраженных оценок и суждений других людей, в том числе в процессе не реального, а символического взаимодействия. «Я» при этом рассматривается как средство интеграции внутренней картины социального мира, конструирования социальной реальности и самоконструирования. Наиболее комплексное видение проблемы структурных составляющих «Я» представлено в концепции Бернса. Он предлагает рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Выделяет 3 составляющих Я-концепции: 1. образ «Я» - представления индивида о самом себе; 2. самооценка – аффективная сторона этого представления, обладающая различной степенью интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик; 3. поведенческая реакция – те действия, которые вызываются образом «Я» и самооценкой. Каждый из этих трех компонентов может быть представлен в 3-х модальностях: 1. реальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с актуальными способностями, ролями, статусами; 2. социальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с мнением человека о том, как его видят другие; 3. идеальное «Я», отражающее установки, которые связаны с представлениями человека о желаемом «Я». Я-концепция формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений, однако достаточно рано она сама приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта. Первым шагом на пути формирования Я-концепции является осознание того, что человек – это отдельный, отделенный от других индивид. Понимание этого начинает формироваться в раннем детстве. ?9. Как соотносится личностный и профессиональный рост? Развитие личности определяется тем количеством социальных ролей, которые освоил и пережил человек, в том числе и профессиональных ролей. Хотя в целом поведение каждой личности складывается из отдельных действий в рамках тех или иных социальных ролей, все же можно сказать, что любая социальная роль существует отдельно от личности, выполняющей ее. Любая личность привносит индивидуальное своеобразие в процесс выполнения то или иной социальной роли. Не только личность со своими особенностями влияет на формирование социальной роли, имеется и обратное влияние роли на личность в целом и, в частности, на ее Я-концепцию. Продолжительное выполнение индивидом роли способствует более яркому проявлению одних свойств личности и маскировке других. Так, К.К.Платонов и К.М.Гуревич употребляют такие понятия как «профессиональный характер», и «профессиональный тип личности», подчеркивая тем самым огромное формирующее влияние профессиональной роли на личность. Продолжительное выполнение одной и той же деятельности могут приводить к личностной деформации. Имеются в виду, когда профессиональные стереотипы действий, отношений становятся настолько характерными для человека, что в других социальных ролях он не может выйти за рамки сложившихся стереотипов, перестроить свое поведение сообразно изменившимся условиям. В подобных ситуациях минимизируется дистанция между личностью и ее профессиональной ролью. Последняя завладевает личностью, определяя ее поведение и в других социальных ролях. Ответственность является важнейшей характеристикой личности. Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений.
Билет № 4.
?10. Психика как форма отображения действительности Панпсихизм – душа есть у всех. Биопсихизм – психикой обладают биологические объекты. Нейропсихизм – существа с высшей нервной системой. Леонтьев – наличие сигнальной функции, или способность отражать биологические нейтральные воздействия, объективно связанные с биологическими значимыми воздействиями. (Подсолнух реагирует на биологически значимое – солнце. Паук реагирует на вибрацию паутины, т.к. в нее попалась пища). Свойства психики:
Работы Фехнера Чувственное познание непосредственное познание свойств реальности. Рациональное – познавать объектом и собой, ставят еще один объект (при помощи топора определяем мягкость древесины). Главная проблема современной психики в описании предмета психологии Предмет – закономерности психологии развития человека. То, как человек отражает закономерности действительности. Психологи не изучают душу человека и не лечат её. Среди законов развития психики трудности как человек отражает мир. Если мир – материя, то как она превращается в факт сознания. Психика – отражение субъективного мира объективным образом. Если мы отражаем яблоко, то у каждого человека оно разное. Человек не может отражать объективно мир, он отражает его субъективно. Факт сознания это идеальное отражение мира. Локализация функций позволила соотносить образ с тем, что у нас есть в коре больших полушарий. Не случайно после рождения закладывается отпечатки ощущений. Человек все, что видит, называет словом, каждое слово – это свойство, которое отражено в коре больших полушарий. Образы могут быть созданы на основе действий. Не умственные образы. Любая психологическая категория опирается на материальное и идеальное. Психология единственная наука, соединяющая в себе и то и другое. Она объясняет образы объективного мира. Субъективные образы присущи каждому человеку. Человек не может управлять возникающими образами, они возникают сами по себе. Образ это уже результат закономерности, на базе которого возникает психическое. Описанием которого занимается психология. ?11. Речь и её развитие в онтогенезе Речь- исторически сложившаяся форма общения людей посредстовм языка. Речь рассматривают как процесс общения людей и как механизм мыслительной деятельности. Выделяют две неразрывные функции речи: 1) общение (коммуникативная), 2) мышление. Речь является высшей психической функцией, социальной по своему происхождению. Поэтому развитие речи в онтогенезе всецело зависит от восприятия ребенком речи взрослых окружающих людей. Без этого речь у ребенка развиваться не будет (пример:маугли, дети с нарушением слуха). В процессе речевого развития происходит дифференция функций речи и обслуживающих и формирующих (письменная, устная, внутренняя речь). 1.Младенческий возраст (до 1 года). Социальный характер направленности речевых реакций. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу первого года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослым и сам произносит несколько слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. Первая речь ребенка является новообразованием 1-го года называется автономной речью (Выготский). Автономная речь отличается от взрослой речи: 1)По звуковой форме. Слова по звучанию иногда напоминают "взрослые", иногда отличны от них, обрывки слов, слова-искажения, сохраняющие общий контур слова. 2)Семантические различия. Ребенок вкладывает в слово не тот смысл, что взрослый. У ребенка своя логика- слова становятся (1)-многозначными и (2)-ситуативными. В (1-ом)- одним словом обозначаются несколько предметов (по какому-то своему признаку), во (2-ом)слово вплетается в целую ситуацию (нужно знать ее, чтобы понять ребенка). 3)Аграмотичность языка. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия (бессвязные восклицания). 4) Автономная речь. Возникает только при яркой эмоциональной окраске ситуации и активности самого ребенка. 2.Ранний возраст (от1 до 3-х лет). Сензитивный возраст к усвоению речи. Автономная речь отмирает ( в течение полугода, если ребенок находится в благоприятной языковой среде). Если нет общения со взрослыми или если взрослые ориентируется на автономную речь ребенка, она задерживается, освоение речи-замедляется. Ребенок овладевает фонетической и семантической сторонами речи : а) произнесение слов становится более правильным. К 3-м годам ребенок усваивается все основные звуки языка. б) Слово приобретает для ребенка предметное значение. Быстро растет пассивный словарь (понимает названия окружающих предметов, объяснения (инструкции) взрослых). К 2-3 г- понимание речи- рассказа, интенсивно развивается активная речь (словарь меньше, чем пассивный). Появляются первые фразы, вопросы. К 3-м годам- активный словарь- 1000-1500 слов, в 1,5 г.- предложения из 2-3-х слов (субъект и его действие " мам идет" или действие и объект действия "дай…", действие и место действия "…"). К тем же 3-м годам- усваиваются основные грамматические формы и синтаксические конструкции языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи языка, разные типы предложений. Речевая активность резко возрастает между 2-3 годами. Расширяется круг общения- может общаться не с близкими (другие взрослые и дети). О чем говорят ? Практические действия ребенка (в совместной деятельности со взрослым). Отвечает на вопросы и сам их задает ( о том, что делает). 3. Дошкольный возраст (от3 до 7 лет). В основном завершается процесс овладения речью. К 7-ми годам язык становится средством общения и мышления ребенка, предметом сознательного изучения (чтение, письмо). |
|
© 2010 |
|