РУБРИКИ

Билеты на гос.экзамен по психологии

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Билеты на гос.экзамен по психологии

 

?65 Неврозы. Проблемы и подходы в изучении невротических расстройств.

Душевные болезни. Франкл. Ноогенные неврозы – скука, как безблагодатное состояние.

Онтологический шок – страх, отчаяние, безнадежность, связанные с осознаванием бессмысленности существования. Невроз – это пограничное состояние.

Невроз – это расстройство с определенной психической симптоматикой или соматическое нарушение (если не решен внутриличностный конфликт, то может развиться соматическое заболевание).

Основные направления объяснения неврогенеза:

  1. Антипозологическая платформа – не рассматривает неврозы, как патологию. Нет четкой позиции по симптоматике и происхождению неврозов.  Вольтер –  Невроз – это плохая упорная привычка неадаптивного поведения в процессе научения.
  2. Психолоигческая платформа – к неврозам приводят психологические особенности, сложности.

- Фрейд «Психологическая каузальная, сексуальная теория неврозов».

- Адлер «Теория невротического превосходства».

- Хорни «Теория невротических наклонностей».

- Франкл «Ноогенная теория неврозов».

Неврозследствие неадекватно переработанного внутреннего конфликта.

  1. Нейрофизиологическая платформа – начало в работах Павлова. Причина неврозов в нарушении функций головного мозга. Проблема – нет четкого подхода, так как перестала рассматривать психиатрия.

Невроз – это болезнь неудовлетворимых или недоудолетворимых потребностей на фоне недостаточных защитных механизмов.

Ноогенные неврозы возникают при неудовлетворенности высших потребностей (например, самоактуализации). Уровни:

_ на физическом уровне,

_ на уровне поведения (много едят или не едят вовсе, сексуальные потребности),

_ на уровне переживаний.


?66.Сопоставте единицы психологического анализа бихевиоризм, когнитивистском, деятельностном  подход.

Когниция (знание, представление, мнение). Деятельность – действие.

Когнитивизм получает агрессию. В деятельностном подходе: враждебные агрессии – ради нанесения труда; агрессия в качестве операции, деятельности (когда делаем ремонт, сдираем обои).

Бихевиоризм – направление в американской психологии 20 века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Предметом изучения может быть поведение, активность. Все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции – с изменениями внутри организма и пр. За единицу поведения принимается связь стимула и реакции. Законы поведения фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (S - стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. Процессы внутри этой системы – как психические, так и физиологические – согласно позитивистской методологии, считаются не поддающимися научному анализу как недоступные прямому наблюдению.

Деятельностный подход рассматривает психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессе деятельности индивидов. При этом исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, исследуемой в филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном развитии.

Когнитивной или рационально-эмоциональной психотерапией называют совокупность психотерапевтических методов, в основе которых лежит представление о первичности сознательной, рациональной стороны психики в разрешении психологических проблем, в том числе личностных и эмоциональных.

Основные идеи когнитивной парадигмы были сформулированы в начале 60-ых годов психотерапевтами-американцами А. Беком и А. Эллисом в противовес психоаналитической и бихевиоральной теориям личности. И хотя в дальнейшем произошла весьма заметная интеграция когнитивной психотерапии с этими подходами (выразившейся в создании когнитивно-аналитической психотерапии), работы Эллиса и Бека следует считать оригинальным направлением теории и практики психологической помощи.

Взгляды А. Бека ближе к общим представлениям когнитивной психологии о психике как о присущей живым организмам системе получения, обработки и хранения информации. С этой точки зрения, психические и личностные расстройства (тревога, депрессия, фобические реакции, скука, ощущение неполноценности и т.п.) возникают вследствие нарушений и сбоев в информационных процессах, негативно влияющих на тесно связанные с ними эмоциональные и мотивационные аспекты деятельности и поведения.

Билет № 23.

?67. Мнестические процессы Эффекты памяти.

 «Кривая забывания», «Эффект ряда» (запоминаются первые и последние), «Эффект незаполненного интервала» (последующее заучивание материала плохо сказывается на запоминании выученного до этого материала),

  • «Эффект разнородности» (лучше запоминается отличающийся материал – цифры и фон, слова на фоне чисел), «Эффект осмысленности» (быстрее и лучше запоминается осмысленный материал),
  • «Эффект Б.В.Зейгарника» - преимущество запоминания незавершенного действия;
  • «Эффект предмета деятельности» - Зинченко – лучше запоминается предмет действия, чем  все остальное (в зависимости от задания запоминаем цифры или картинки).

Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память “”чувств“”), образная и словесно-логическая.

Сущность процесса

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт.

Классификации

По времени хранении память подразделяют:

1.    Мгновенная (0,1-0,5с) - удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации. (память - образа).

2.    Кратковременная (до 20с) - представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация которая привлекает к себе повышенное внимание.

3.    Оперативная (до нескольких дней) - хранение информации в течении определенного, заранее заданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей вставшей перед человеком.

Долговременная (неогран.) - хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты.

Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности. И на прямую зависит от нормального функционирования и развития других ”познавательных“ процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.

Процессы памяти:

1. Запоминание - направлено на сохранение информации; бывает преднамеренное (цель) и непреднамеренное (входит в контекст деятельности или под воздействием эмоций).Запоминаются только существенные для человека, лучше запоминается при повторении

2. Сохранение материала в памяти. При сохранении материал преобразуется: а) ассимилирование материала - попытки уподобить известному, найти ассоциативнве связи с известным; б) преобразование матер. в плане его улучшения. На сохранение материала влияет характер нового материала это явление называется интерференция.

3. Воспроизведение: а)преднамеренное; б) непреднамеренное - стихийно всплывающий образ; в) припоминание - предполагает большие волевые затраты; г) узнавание - восстановление воспринятого при встречи с похожим объектом.

Среди характеристик выделяются такие природные св-ва: скорость запоминания, объем памяти, скорость забывания, длительность сохранения, точность.




?68 Развитие эмоционально - мотивационной сферы в онтогенезе.

Младший возраст – особенности общения с матерью. Комплекс оживления при виде материнского лица, ребенок эмоционально реагирует на всех людей, а затем дифференцирует. В конце младшего возраста появляется страх расставания.

От 1 до 3-х лет Эмоциональная напряженность, обусловлена ситуативностью ребёнка. Он интересуется всем, что видит. Очень эмоционален. Он манипулирует предметами, но не все у него получается. Когда не получается,  возникают негативные эмоции. У ребенка еще нет образных представлений.  Мотивы у ребенка проявляются примерно одинаковой силы. Эта особенность мотивации проявляется в том, что ребенка можно отвлечь. Ему трудно сделать выбор, привлекает все. Отсутствие иерархии мотивов.

Дошкольное детство 3-7 лет. В это время появляется механизм соподчинения мотивов. У ребенка появляется мотивационная система. Появляются мотивы намерения. Игровой мотив. Мотив, связанный с поощрением взрослого. Познавательный мотив (почемучки). Дошкольников мотивирует успех, а неуспех наоборот.

Младший школьный (7-11) Мотивационная сфера перестраивается. Ребенок имеет учебные мотивы. Деятельность полимотивирована.

Широкие социальные мотивы.

по Божович

а) желание быть грамотным

* образованным

* хорошо закончить школу

* отвечать перед родителями

* чувство долга

б) отметка, * похвала, *награда

в) престижная мотивация, желание быть первым.

2. Познавательная мотивация – ориентация ребенка на содержание и процесс учебной деятельности.

3. Мотивация достижения

Достижение успеха

Избегание неудач

 Получение качественного результата независимо от внешней оценки (чувство компетентности Эриксон)

Подростковый возраст Учебные мотивы менее сильны. 4 новых мотивационных тенденций:

  1. гипертрофированная потребность в общении со сверстниками (реализуется в подростковая дружба, группировании и подростковая влюбленность).
  2. гипертрофированная самостоятельность, независимость, связано с особой формой – самосознание чрезмерной взрослости.
  3. подростковые увлечения.
  4. потребность в самопознании.

?69. Чем на ваш взгляд опасно «диагностомания» практического психолога. (гипертрофированная установка на диагноз, стремление во что бы не стало поставить диагноз).

Практика «психиатрических клише» особенно опасна. Опасна своими антигуманными последствиями. Руководствуясь стереотипными представлениями психолог может навязать определенное «амплуа», задать маршрут развития, что снижает потенциал гибкой самоорганизации.

Психологический диагноз имеет смысл не сам по себе, а для психологического прогноза поведения и почти всегда содержит в себе прогноз в явном или неявном виде.

При постановке диагноза всегда необходимо учитывать комплекс параметров.

При таком методе психодиагностики как наблюдение, могут встречаться следующие ошибки, которые могут во многом повлиять на неправильность поставки диагноза: «эффект ореола», ошибка «ложного согласия», ошибка «средней тенденции», ошибка «первого впечатления» и т.д.

Опросные методы тоже могут давать искажения, связанные с интеллектуальными возможностями и мотивацией человека. Искажения результатов анкетирования может возникнуть из-за выраженного стремления к социальному признанию.

Применение тестов тоже имеет ряд ограничений. Результаты выполнения заданий зависят от многих косвенных, неучтенных причин, например, отношения к психодиагносту, негативного предшествующего опыта общения с психологами, переживаемого состояния, самочувствия, организации обследования и др. Негативное влияние на успешность выполнения заданий может оказать и возникающая в процессе обследования тестовая тревожность.

Интерпретация же проективных методик вообще требует особенного мастерства. И надо помнить, что она не может быть однозначной. Большой удельный вес в ней принадлежит субъективной позиции психодиагноста.

Билет № 24

?70. Теории мотивации. Классификация мотивов

Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином "мотивация" в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В современной психологической литературе существуют несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них- теория каузальной атрибуции.

Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее: а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные - внутренними факторами.

Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха - стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи -относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения. Локус контроля - характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля - поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля - локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем случае) - желаемый уровень самооценки личности (уровень "Я"), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация - стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти - стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм - стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод - эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность - стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действия как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.


?71.Интеллект и интеллектуальное тестирование.

Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде концепций отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности. Пиаже понимал И., как биопсихическую адаптацию к наличным обстоятельствам жизни. В н.,20 в., Бине и Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством спец. тестов. Спирмен предложил, что успешность интеллект деятельности определяется 1. некой общей способностью. 2. рядом спец способностей, характерных для конкретной деятельности. Двухфакторная модель.

Терстоун 7 факторная модель: 1. словесное понимание 2. беглость речи. 3. числовой фактор. 4. пространственный фактора. А. Успешность и скорость восприятие пространственных отношений. Б. Мысленное манипулирование зрительными представлениями в трехмерном пространстве.5. ассоциативная память. 6. скорость восприятия. 7. индуктивный фактор (задания на определения, правила)

Модель Гилфорда в основе 3 переменные: операции, содержания и результаты мышления. Структура проявления интеллекта: 1. познавательные процессы - операции. 2. виды информации – содержание 3. виды конечного мыслительного продукта. Более развернуто интеллектуальные операции состоят из познания, памяти, расходящегося мышления, оценки.

И. наиболее часто представляют в 3 –х аспектах:

1.                  как способность к обучению. И. – система обеспечивающая относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями.

2.                  как способность к абстрактному мышлению, понятийному.

3.                  Наиболее распространенный подход – определение И. через приспособительную деятельность, т.е. И. общая способность психического приспособления человека к новым условиям и жизненным задачам.

Векслер создал шкалу и считал, что И. – глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. Этой же т.зр. придерживался Пиаже, рассматривал И., как конструктивное отношение между средой и организмом. Рубинштейн рассматривал И. в плане конкретных действенных взаимосвязей с окружающей средой, акцент делал на активности деятельности..

И.- в широком смысле слова, целостная, интегральная синтезированная структура, которая образована совокупностью всех познавательных процессов. В узком смысле, влияние понятий как мысли, на все нижележащие уровни. Понятийное мышление сказывается на все психические процессы.





?72. Определите в чем заключается сплоченность группы, и перечислите способы её диагностики.

Сплоченность - один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей С. г., как правило, рассматриваются: 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях — чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; 2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов — чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, т. е. тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий, тем выше сила ее притяжения, а следовательно, и сплоченность. Согласно представлениям родоначальников концепции С. г. — американских психологов К. Левина, Л. Фестингера, Д. Картрайта, А. Зандера и их многочисленных последователей, С. г. является своего рода «результирующей» тех сил, к-рые удерживают людей в группе. При этом считается, что группа удовлетворяет человека в той мере и до тех пор, пока он полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превалируют над «издержками», но превалируют в большей степени, чем это могло бы быть в какой-либо другой группе или вообще вне ее. С этой точки зрения силы сплочения определены «балансом» степеней привлекательности собственной и других доступных групп. К числу основных факторов С. г. чаще всего относят: сходство базовых ценностных ориентации членов группы, ясность и определенность групповой цели, демократический стиль лидерства (руководства), кооперативную взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности, относительно небольшой объем группы, ее престиж.

Методический аппарат измерения С. г. представлен в основном социометрической техникой в различных модификациях, а также другими разновидностями процедуры опроса. В отечественной психологии существует трактовка С. г. как ценностно-ориентациопного единства и предметно-ценностного единства.


Билет № 25

?73. Виды и формы мышления. 

Виды мышления  

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. важная особенность образного мышления - становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление - это познание законов, правил. Основная задача практического мышления - подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом -житейские, ситуационные обобщения.

Проводится   также   различие   между   интуитивным   и   аналитическим

(логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин "эгоцентрическое мышление", оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным    является    различение    продуктивного    и    репродуктивного мышления, основанного на "степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта".

Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

По С.Л.Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.

Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы.

Первый признак мыслящего человека - умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.

В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения.

Применение правила включает две мыслительные операции:

• определить, какое именно правило привлечь для решения;

• применение общего правила к частным условиям задачи.

 Автоматизированные схемы действия можно считать навыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например при решении математических задач.


?74. Классификация и характеристика основных типов психодиагностических методов.

Ведущим основанием методической классификации методик является мера «объективности – субъективности», которой обладают ее результаты. В случае объективных методик влияние исполнителя (психолога-диагноста) на результаты минимально. В случае субъективных методик результаты зависят от опыта и интуиции исполнителя. Данная классификация называется операциональной. Не существует жесткой границы между двумя этими классами – объективными и субъективными методиками. Существует ряд промежуточных вариантов методик.

1. приборные психофизиологические методики. Это косвенный вид диагностики. Регистрируются не сами поведенческие реакции, а их физиологические индикаторы.

2. аппаратурные поведенческие методики – диагностируют элементарные психические функции и свойства нервной системы.

3. объективные тесты с выбором ответа – тесты обрабатываются по ключу, имеются объективно «правильные» и «неправильные» ответы.

4. тесты-опросники – ответы тоже заданы, но ключ определяется с помощью особых психометрических процедур.

5. методики субъективного шкалирования – шкальные оценки выносит сам испытуемый. Эти методики следует считать такими же объективными, как и тесты, ведь в этом случае речь идет о субъективности испытуемого, а не диагноста.

Фактически субъективные методы экспертной оценки:

6. проективные методики – со свободным ответом. В структуру проективных методик всегда входит более или менее структурированная и формализованная экспертная оценка результатов.

7. стандартизированное аналитическое наблюдение – исполнитель следует строгой методике.

8. контент-анализ – подсчитывается частота появления определенных элементов в материале наблюдения, а затем по соотношению этих частот делаются психологические выводы.

9. включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием – к вынесению суждений об объектах привлекаются участники педагогического процесса.

10. психологическая беседа (интервью) – самый субъективный метод.

11. ролевая игра комплексный коррекционно-диагностический метод.

12. активный обучающий эксперимент.

?75 Значение раннего выявления и ранней коррекции отклонении в развитии детей.

Связь восприятия, обучения. Первый социум, в который попадает ребенок – семья. Любой патологический симптом может усложняться в ходе развития и превращаться в синдром (у глухого ребенка не формируется речь). На самом первом этапе проявления симптома важно выявить коррекцию

Ранний возраст (от 0 до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи.

Наличие ранней комплексной помощи ребенку позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии малыша группы риска (в результате коррекции в раннем возрасте до 30 % детей к 6 месяцам достигают показателей нормы, у 90 % детей наблюдается стойкий положительный эффект) и, следовательно, позволит сократить долю детей, которые по достижению школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Результаты отечественных и зарубежных научных исследований и практика со всей очевидностью показывают: раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии с первых дней жизни позволяют предупредить появление отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скорригировать уже имеющиеся трудности и в результате – значительно снизить степень социальной недостаточности детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество.

Раннее выявление нарушений позволяет провести раннюю коррекцию и отправить детей в специальные учреждения. Дети, посещающие службу раннего вмешательства (психо-социальную реабилитацию), также при необходимости проходят курсы восстановительного лечения (медицинскую реабилитацию), т.е. полную и комплексную коррекцию. Дети, прошедшие такую комплексную поддержку, отличаются от сверстников более быстрой адаптацией к условиям окружающей среды, меньшей подверженности стрессам, лучшим восстановлением нарушенных функций, лучшим контактом с родителями.


Билет № 26

?76.Мышление как процесс решения задач.

 ВУДВОРТС и ЕГО схема:

  1. ЭТАП 1. Ознакомление с условиями. 2. Обнаружение конфликта в условиях.
  2. ЭТАП усмотрения принципа решения, нахождение функционального значения данных.
  3. ЭТАП воплощения принципа нахождения окончательного решения – Келлер и шимпанзе (банан, муки?, толпа?)                      2-х фазное решение задачи:

При решении задач играют предвосхищение эмоций. Внешняя мотивация и мотивация достижения успеха разрушают познавательную мотивацию и препятствуют творческому решению задачи.

Ананашвили  Без оценочная школа для малышей.

Гиппекрейтер, Леонтьев Роль подсказки.

Процесс решения познавательной задачи начинается с форулирования вопроса, на который необходимо ответить, исходя из конкретных условий проблемной ситуации.

Важную роль на этом этапе играет способность человека видеть неопределенность в тех или иных предметах и явлениях действительности, его умение ставить вопросы, проблемы, которые нуждаются в разрешении.

Второй этап решения задачи начинается с поика путей анализа поставленного вопроса и построения гипотезы. Выдвижение гипотезы дает человеку возможность предусмотреть направление решения задачи и возможные результаты. В случае, если гипотезы не подтверждаются, их отбрасывают.

Решение задачи – завершающий этап процесса – может происходить по разному. Возможны случаи, когда чел. действует  методом проб и ошибок, проверяя эффективность выдвинутых гипотез.

Решение задачи может превращаться в творческий процесс. В этом случае он требует преодоления энертности мышления и построения новой стратегии решения. Решение задачи иногда возникает внезапно как инсайт.

Решение задачи требует от человека значительных волевых усилий. От его настойчивости, силы воли и целенаправленности зависят эффективность познавательной деятельности, общая культура умственного труда.


?77. Психологические аспекты изучения внутренней картины болезни.

Р.А.Лурия выделил во внутренней картине болезни: о Сенситивную (как я переживаю), чувственный,

  • Интеллектуальную (за что мне это), эмоциональный,
  • Мотивационный (подчинение болезни – роль больного; или борьба с болезнью).

Внутренняя картина здоровья – позитивная, ресурсы для здоровья (находить удовольствие от овсяной каши).  Внутренняя картина болезни связана с субъективным восприятием мира. Если она ориентированна на позитивы, сотрудничает с ними, то на фоне этого формируется внутренняя картина здоровья.

1929 год Гольдшейдер (Германия) учение аутопластическая картина болезни. Больной создает свое собственное представление о том, что есть болезнь (основании переживание ощущений).

Выделил уровни пласт. к болезни:

1.      Сенситивный (базируется на чувственных ощущениях),

2.      Интеллектуальный уровень (создание конструкта болезни).

Роман Альбертович Лурия «внутренняя картина болезни» часто не соответствует тем симптомам, которые использует (исполняет) больной. Она связана с чувственным уровнем, интеллектуальным уровнем. Внутренняя картина болезни соотноситься от личности больного и принятых в социуме эталонов, его знаниями, воспитанием.

Рохлин, Скворцов «отношение к болезни», осознание болезни. Отношение формируется: из восприятия и оценки симптомов болезни, из действий и намерений.

В.В. Ковалёв переживание болезни, восприятие всех лечебных процедур. Внутренняя картина болезни – отражение в психике больного своей болезни.

Николаева Внутренняя картина болезни определяется как концепция болезни, созданная самим больным: его ощущения, эмоции,   познания болезни отношение к ней.

Характеристика внутренней  картины болезни (универсальная):

  1. Универсальная,
  2. Это психологическое явление,
  3. Вторичность (производная от самой болезни),
  4. Динамичность (тяжесть заболевания, длительность болезни, возраст больного),
  5. Продукт – акт творчества больного.

Внутренняя картина болезни – это объект, которым занимаются психологи. Представляет собой некую структуру со своей подструктурой.

Структура внутренней картины болезни:

1 уровень сензитивный (сигналы организма),

2 уровень эмоциональный (переживание болезни, означение болезни),

3 уровень интеллектуальный (вторичное означение болезни – концепция болезни),

4 уровень личностный – мотиваций (формирования мифа болезни и мифа лечения).

Внутренняя картина болезни в детском возрасте: 1. чувствительный, 2. эмоциональный.

- Уже с 6 месяцев ребёнок переживает свою болезнь (отказ от еды). В раннем возрасте болезнь связывается с ограничением двигательной активности и с неприятными процедурами.

- В дошкольном возрасте: ограничение активности и мешает игре.

- В младшем школьном возрасте: ограничение собственной активности и общения, активного познания мира.

- Подростковый возраст: болезнь, твоя некрасивость, твоя несостоятельность. Они пытаются жить будущим, прошлым, но не настоящим. В тяжелых болезнях ребенок ощущает смерть своего тела. «Болезнь иногда помогает осознавать ребёнку свою личность».



?78 Зарубка на дереве, «узелок на память», жребий…- все это примеры психологических орудий, при помощи которых человек овладевает своим поведением. Попытайтесь Самостоятельно продлит этот ряд.  

Выготский высшие психические функции – опосредованы по строению, произвольные по протеканию, социальные по происхождению. Возникают в результате интериоризации средств интеллектуальной деятельности.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры деятельности предметной в структуру внутреннего плана сознания. Иначе, превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой). Ее нужно отличать от любых форм получения «извне», переработки и хранения «внутри» психики знаковой информации (восприятие и память). В онтогенезе выделяются такие стадии интериоризации:

1) взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;

2) ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;

3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя. Эти стадии прослеживаются в частности при наблюдении за детской речью эгоцентрической. Позднее понятие интериоризации было распространено П. Я. Гальпериным на формирование умственных действий. Она составила основу понимания природы внутренней деятельности как производной от внешней, практической деятельности с сохранением того же строения, выразилась в понимании личности как структуры, образующейся путем интериоризации социальных отношений. В теории деятельности интериоризация - это перенос соответственных действий, относящихся к деятельности внешней, в умственный, внутренний План. При интериоризации деятельность внешняя, не меняя принципиального строения, сильно трансформируется - это особенно это относится к ее операциональной части. Понятия, сходные с интериоризацией, применяются в психоанализе при объяснении того, как в онтогенезе и филогенезе под влиянием структуры межиндивидуальных отношений, переходящей «внутрь» психики, формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), коя в свою очередь определяет структуру сознания.

Зарубка на дереве – способ воспроизвести материал (мышление). Жребий – является средством принятия решений. Средство мотивационной сферы. «Узелок на память» - произвольное запоминание (ассоциативная память). Указатель на улице – средство направления внимания. Классификации – есть средства для мышления. Стоп-сигнал – средство привлечения внимания.


Билет № 27

 

? 79. Образ мира  Способы репрезентации.

Образ мира – целостная, многоуровневая система преставлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. В понятии «образ мира» воплощена идея целостности и преемственности в зарождении, развитии и функционировании познавательной сферы личности. Образ мира и близкие к нему понятия – картина мира, модель универсума, схема реальности, познавательная картина и т.п. – имеют в контексте различных психологически теорий неодинаковое содержание.

В психологии понятие Образа используется в нескольких значениях. Наряду с расширительным толкованием, синонимичным понятиям «отражение» и «психика», существует традиция, связывающая с Образом преимущественно перцептивные  формы знания. Так, при описании развития мышления ребенка выделяют стадию наглядно-образного мышления, отличие которой от более ранних и последующих стадий состоит в опоре на зрительные представления и их трансформации как средства решения мыслительных задач. Выделяется также категория умственного О., каковым, в частности, является значение. С точки зрения исследования онтогенетического развития. О. предполагает интериоризацию схем действия с предметами (Дж. Бруннер, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже). В работах А. Н. Леонтьева была выдвинута гипотеза об О. как многомерном психологическом образовании. К числу пяти его «квазиизмерений» относятся координаты пространства-времени и «квазиизмерение» значения. Последняя из этих образующих, в свою очередь, может быть представлена с помощью соответствующих средств математической обработки (многомерное шкалирование, кластерный анализ и т. д.) в виде разнообразных геометрических моделей — субъективных семантических пространств.

                                                                                                             


?80 Социальная установка. Понятия, структура, функции.

Её характеристики. В психологической науке существует понятие: установка (в общественной психики – готовность сознания к определенной реакции. Бессознательный феномен связан с удовлетворением простейших потребностей человека). Изучал Узнадзе. Аттиппад (социальная установка). В 1918 г. польский психолог Томас, Знанецкий. Психологическое переживание человеком ценности, значения, смысла, социальных объектов (способность обобщенно оценивать окружающий мир). Установка выполняет регулирующую направленность. Через усвоение установок формирование социализации личности.

Базовые и периферические установки: базовые установки – ядро личности формируются в семье, системность в подростковом возрасте, окончательно формируется после 20 лет; периферические – изменяется под влиянием ситуации. Установочная система индивидуальна для каждого человека и есть результат социализации.

Исследование социальных установок: Олпорт, Катц (Кетц?), Смит. Асмолов (отечественный психолог, социальные установки). Дмитрий Леонтьев.

Любая установка имеет свою структуру:

- Когнитивный компонент (на что направлен объект установки).

- Эмоциональный (аффективный) – оценка объекта установки.

- Поведенческий (последовательные отношения к объекту установки).

Когда наблюдается согласование всех компонентов, человек ведёт себя в соответствии с установкой.

Функции установки: 1. Инструментальная – установка направляет человека на удовлетворение определенных потребностей.  2. Организация знаний (когнитивная) – с помощью обобщения оценок построить знания по принципу приоритетности.

3. Защитная (эгозащитная) – через установки происходит разрешение внутренних конфликтов личности.

4. Ценностная – через установки личность показывает себя окружающему миру. Демонстрирует свою систему планов, знаний, ожиданий.

O     В каких случаях установка будет определять поведения человека.

Лапьер (исследование 30-е годы) Гипотеза: установка предопределяет поведение. Взял пару китайцев и с ними посещал отели. Все отели 250 приняли всех нормально, а 1 отель негативно. Через год просит отели забронировать места. Ответы были из 128 отелей и 1 отель согласился их принять. Гипотеза не подтвердилась. В 60-ые г. Надо изучать при каких условиях установка влияет на поведение. Ответа пока не найдено. Возможно не с той стороны подходят к её изучению.



?81 Какая роль семьи в воспитании ребенка с отклонениями в развитии.

Ребенок в семье усваивает нормы социума, которые он видит в семье: -мама – родители – семья по Эриксону

Ребенок, как субъект психологической семейной помощи. Эта помощь должна быть адекватной. У ребенка есть свои обязанности, но есть и свои права. Родители обучают ребенка социальным нормам6 сначала вместе ребенок+родители, затем ребенок самостоятелен. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал ответственность за свои поступки. Запрещающих правил не должно быть слишком много. Нормы и правила не должны противоречить естественному развитию ребенка, быть динамичными и гибкими (меняться в зависимости от возраста и состояния ребенка). Семья, которая имеет больного ребенка является проблемной семьей. Требует особой коррекции воздействия. Функции семьи:

  1. Рождение и воспитание человека.
  2. Сохранение, развитие и передача социального опыта.
  3. Удовлетворение членов семьи в психическом комфорте, социальной поддержки, в осознании значимости своего «Я» каждым её членом.
  4. Создание условий для развития личности каждого члена семьи.

Нередки ситуации эмоциональной депривации, обусловленные своеобразными личностными реакциями родителей на факт обнаруженных у ребенка отклонений. Отчаяние, безнадежность, бессилие иногда сопровождаются эмоциональным отвержением ребенка со стороны одного или сразу двух родителей. Ребенок воспринимается как источник незаслуженных страданий, а потому внутренне не принимается. Отвержение может быть как неосознаваемым, так и тщательно скрываемым. И в том и другом случае ребенок становится лишь объектом ухода, но не любви и воспитания. Эмоциональная черствость родителей представляет собой дополнительный негативный фактор, усугубляющий и без того сложную ситуацию развития детской психики.

Хорошо известно, что отклонения в развитии выступают не только следствием исходного нарушения, будь то глухота или недостатки в двигательной сфере, но и во многом определяются неблагоприятными социально-психологическими условиями, к числу которых, прежде всего, следует отнести дисгармоничный характер семейного воспитания особого ребенка. Неблагополучие ребенка часто провоцирует специфическое отношение к нему со стороны родителей и других окружающих его лиц. Не всегда зная возможности своего ребенка и делая акцент на слабых сторонах, родители излишне сковывают его активность, ограничивают сферы деятельности и общения. Нередки и иные варианты, в частности эмоциональное отвержение. Указанные обстоятельства сами по себе дополнительно осложняют развитие ребенка, сказываясь, прежде всего, на формировании эмоциональной сферы личности. Кроме того, развитие особого ребенка чаще, чем обычного, сопряжено с психической травматизацией.

Рождение в семье ребенка с явными нарушениями развития связано с глубокими переживаниями всех членов его семьи. Это драма принятия или непринятия нарушений развития ребенка неизбежно происходит в семьях, где родился ребенок с выраженными нарушениями. Родители, которые принимают ребенка таким, как он есть, и внимательно следят за его реакциями, радуясь любым активным и самостоятельным действиям ребенка, как правило, добиваются больших успехов.

Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых много терпения, душевной доброты, наблюдательности и определенного круга знаний об особенностях и возможностях ребенка. Основная масса детей с отклонениями в развитии нуждается в организации специфического коррекционного воздействия, без которого их продвижение будет замедленным и недостаточно успешным.

Очень большое значение имеет семья, в которой растет ребенок с тем или иным дефектом. Именно семья может оказать ему существенную помощь, способствующую успешной интеграции в окружающую социальную среду. В связи с этим родителям важно знать и основные психологические особенности ребенка, имеющего отклонения, и те учреждения, куда следует обратиться за консультацией и квалифицированной помощью.


                                                                 Билет № 28                                       

 

?82. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ.

Описал явление Аристотель, а понятие ввел Декарт. ВОЛЯ – это способность человека принимать решения в ситуации трудности, неопределённости. Одни считают, что эта способность привноситься извне, а другие, что она развивается у каждого человека. В xix веке учёные проблему воли рассматривают, как осознанную активность, которая направлена на преодоление внешних и внутренних трудностей. В разных школах рассматривали по разному:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.