РУБРИКИ

Билеты на гос.экзамен по психологии

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Билеты на гос.экзамен по психологии

Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Хотя примерно в 2-х летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности. Также совершенствуются и сами предметные действия.

Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками, а также тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Сознание «Я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития и начинается переходный период – кризис 3-х лет.

Кризис 3 лет – это один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Эльконину.

Выготский описывает 7 характеристик кризиса 7 лет:

1.      Негативизм – ребенок дает негативную реакцию не на само действие, а на требование или просьбу взрослого.

2.      Упрямство – ребенок хочет, чтоб с ним считались

3.      Строптивость – направлена против принятых в семье норм воспитания

4.      Своеволие – гипертрофированная тенденция к самостоятельности

5.      Протест-бунт – постоянные конфликты с родителями

6.      Ревность – нетерпимое отношение к другим детям

7.      Обесценивание – того, что раньше было привычно, интересно и дорого

Все эти явления свидетельствуют, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от других взрослых.

Жизненный мир на протяжении почти всего раннего детства остается простым: ребенок живет только ситуациями, каждое его побуждение связано с непосредственным восприятием. Однако в отличие от младенчества у значительной части детей появляется значимость трудности жизни.


?.27. Почему для предсказания поведения человека по результатам диагностического обследования нельзя рассчитывать на обыденный диспозиционизм и житейскую мудрость.

Прежде всего из-за субъективизма. Каждый человек обладает своей собственной призмой восприятия окружающего мира, набором установок и практически у каждого есть какие – то еще не до конца решенные проблемы. Формируется устойчивая предрасположенность к таковой социальной ситуации, к реализации определенных потребностей диагноста.

При определенной методологической установки, а именно обращенности субъекта на собственную внутри психическую активность, психодиагностическая проблема приобретает новое содержание, определившее специфику интроспективного направления в психологии.


Билет № 10.

 

?28 Потребности и мотивы

Потребность – функция побуждающая. Мотив функции: побуждающая, поправляющая, служнообразующая. Потребность в ходе активности опредмечивается (предметная деятельность). Мотив из поискового в целенаправленное. Появление нового мотива изменяет…

Гуманистическая психология – Маслоу – пирамида потребностей.

С точки зрения теории деятельности по Леонтьеву квазипотребностей, мотивов много.

Нет классификаций, нет делений на социальные и биологические, - все это продукт человеческой культуры. Есть деление на актуальные и значимые мотивы. Мотивы могут быть осознанными и неосознанными. Сдвиг мотива на цель (ребенка учат читать начала поощряя, затем ребенок читает и у него отбирают книгу. Он читает с фонариком под одеялом).

Теория бихевиоризма. Преимущества

Психоанализ. Потребности врожденны. Из физических потребностей возникают.

Когнитивизм. Фестингер когнитивный диссонанс. Конфликт внутри наших знаний является источником побуждений.

Роттер. Локус – контроль. Внешний – поведение ситуативное, зависит от обстоятельств.


?29.Психология развития ребёнка в дошкольном детстве.

Дошкольный возраст является периодом дальнейшего интенсивного формирования психики, возникновения различных качественных образований как в развитии психофизиологических функций, так и в личностной сфере. Новые качественные образования происходят благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и благодаря включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Все это способствует лучшей адаптации ребенка к социальным условиям и требованиям жизни. В то же время продолжают развиваться элементарные формы психики, сенсорика и перцепция.

Ведущей формой психики в это время становиться представление, которое интенсивно развивается в различных видах игровой и продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, ролевые, сюжетные игры). Представление накладывает отпечаток на весь процесс психического развития.

Этот период жизни чрезвычайно важен с точки зрения генеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения. В общении со взрослыми ребенок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять их в жизни по отношению к себе и другим. Это имеет существенное значение прежде всего для формирования у него личностных свойств. При  этом важны социально значимые эталоны поведения, которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребенка люди.

К 5 годам у детей возникает определенная позиция в группе, происходит их дифференциация по социометрическому статусу.

Дошкольный период является начальым этапом формирования субхекта деятельности. Формируется целеполагание, волевой компонент субъекта деятельности. Проявляется сосредоточенность и последовательность в действиях, самооценка своих действий и полученного результата. В дошкольном возрасте формируются как общие, умственные, так и специальные способности к изобразительной, музыкальной, хореографической и др. видам деятельности. Их своеобразие состоит в том, что в их основе лежит развитие   разных форм представлений (зрительные, слуховые и др.)


?30. Темперамент как помощ и как помеха человеку в деле.

Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь и достоинства и недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.


Билет №11.

 

?31. Генез восприятия. Восприятие как система перцептивных действий.

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя.

. Выделяется четыре операции, или четыре уровня, перцептивного  действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным,  последние – к опознавательным действиям.

Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия- различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.

В зависимости оттого, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.

Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей –воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. П.), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение.

Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач.

Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность.

Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.


?32.Психология развития в младшем школьном возрасте.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются и перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. К девяти годам завершается наметившийся переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения (7-8 лет) дети много работают с наглядными образцами, то к третьему классу, т.е. к 9 годам, объем такого рода занятий сокращается.

В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

К 9-ти годам в процессе обучения у нормально развивающегося ребенка формируются научные понятия. Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у детей к концу младшего школьного возраста основ понятийного или теоретического мышления.

В начале младшего школьного возраста восприятие ребенка еще не достаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает одинаковые по написанию буквы и цифры (например, 6 и 9). К девяти годам при соответствующем обучение у детей формируется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект позволяет улавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины.

Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями. Но ребенок девяти лет способен целенаправленно запоминать материал, ему не интересный. В этом возрасте обучение все больше опирается на произвольную память. В 9 лет дети также как и более младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Многие из них механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах школы.

В младшем школьном возрасте развивается произвольное внимание. Произвольное внимание ребенка продолжает развиваться в процессе учебной деятельности. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, к концу начальной школы ребенок постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно - сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика. Если в 6-7 лет ребенок может заниматься одним делом 10-20 минут, то в 9-10 лет - уже 30-40 минут.

Основой формирования личности ребенка 9 лет является его включенность в общественно-значимую деятельность учения, результаты которой высоко или низко оцениваются взрослыми. Развитие личности ученика зависит непосредственно от школьной оценки его как плохого или хорошего учащегося. В первую очередь учебная деятельность влияет на развитие мотивационной сферы детей. К девяти годам, т. е. примерно третьему классу школы обнаруживаются значительные различия в мотивационном развитии детей. Мотивация неуспевающих школьников специфична, она отличается от мотивации их благополучных сверстников. При наличии сильного мотива получения отметки и одобрения круг их социальных мотивов (таких как, долг, ответственность, получение образования и т.д.) учения сужен, что обедняет мотивацию в целом. Широкие социальные мотивы соответствуют тем ценностям, которые дети берут у взрослых, главным образом усваивают в семье.

Формируется к 9-10 годам и определенный уровень притязаний ребенка. Дети с высоким уровнем притязаний и престижной мотивацией рассчитывают только на успех и переживают "четверку" как трагедию. Дети с низким уровнем притязаний не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.


?33. Что правильнее, с Вашей точки зрения, -подбирать человека к профессии или или профессию к человеку?

Правильнее – профессию к человеку. Человек обладает уникальным набором черт, положительными и отрицательными, он имеет предрасположенность, склонности, интересы, способности, которые могут реализоваться в какой-то конкретной деятельности. Но зачастую это очень сложно, так как количество профессий ограничено и невозможно найти идеальный вариант, но всегда можно найти оптимальный. В этом могу помочь методики определения направленности личности, анализ способностей человека и другие методы, с помощью которых можно понять чем человек интересуется, к чему склонен.

Зачастую происходит наоборот, подбирают человека к профессии. При этом человек обладает всеми необходимыми навыками для данной работы, но теряется личностный компонент – у него нет желания работать. А на работе надо не просто работать – надо жить!

Билет № 12.

 

?34 Основные направления изучения личности в отечественной психологии.

Асмолов 5 подходов к описанию личности. Психоаналитический ортодоксальный (Фрейд, Э.Эриксон).

1)      Личность рассматривается в рамках перехода в различных возрастных стадиях.

2)      Культурно- исторический подход. Выготский – усвоение чело веком опыта предыдущих поколений.

3)      По жизни человек  социализируется – усваивает нормы и правила общества, т.к. живет в этом обществе. Социализация – некая компетентность, которую нужно усваивать. Асоциальный человек не усваивает это.

4)      Описание личности естественных науках.  От простого к сложному. Условный рефлекс – формирование осознанного поведения. 

5)      Культурный подход. Вернадский – диалог культур.

Платонов

Ананьев – человек становиться личностью при освоении предыдущего опыта поколений и сам другим поколениям оставляет свой опыт.

Рубинштейн – личность развивается в деятельности.

Выготский – личностью человек становиться благодаря тому, что человек живёт в обществе, усваивает нормы общества. Развитие идет спокойно, когда идет усвоение поколений. И пики возрастных кризисов. Кризис, как влияние на развитие.

Высшие психические функции:

1)      Они обеспечивают выживание человека – натуральные функции. Создаёт базу развития человека.

2)      Натуральные функции уже управляемые. Ребенок не только видит, но и слышит. Это произвольное запоминание и развитие.

Л.И.Божович  Детство – это 70% личности. Человек становиться не после рождения. Мотив, воля – помогают управлять собой. 2 линии – социальная ситуация развития и деятельность, которой занимается человек. Развитие происходит, когда социальная ситуация и деятельность человека совпадают. Невозможно заставить ребёнка играть в то, что ему не интересно.

Запорожец – амплификация – дать детям возможность заниматься несколькими деятельностями. Когда он пресытиться ею, то можно давать определённую деятельность.

Петровский – адаптация

                          Интеграция в группе

                          Идентификация              

Как только человек переходит эти этапы, он может переходить в новую группу.

Фельдштейн «Я в обществе», Что я могу дать обществу»

Лучше рассказывать по направлениям!

ЛИЧНОСТЬ                                  В.А.М.

Из справочника психотерапевта. Уже в 40-годы насчитывается более 50 различных представлений о личности. Среди этих определений можно выделить:

  1. Биосоциальные (соответствие бытовому использованию термина, т.е. личность определялась по реакции на неё других людей).
  2. Биофизические (понятие личности описывается характеристиками и качествами субъекта).
  3. Электрические (термин «личность» используется для всего того, что касается «индивида», включая перечисление различных понятий).
  4. Интегрирующие (подчеркивание значения интегрирующий или организационной функции личности).
  5. Регулирующие (определение через регуляцию поведения).
  6. Сущностные (личность составляет сущность человека).

В настоящее время в психологии личность определяется на основе отдельных эмпирических представлений, выступающих как часть используемых тем.

 Большой психологические словарь. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко.

Личность (анг. Personality, от лат. Persona – маска, актёр, роль, положение, лицо, личность).

В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

В гуманистических, философских, психологических концепциях: личность – это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества (И.Кант)


?35. Стандартизация психодиагностических методик.

Стандартизация – это единообразие процедуры проведение и оценки выполнения теста: 1. Выработка единых требований к процедуре эксперимента, 2. Определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний. Требования, которые необходимо соблюдать при проведение эксперимента: 1. Инструкции следует сообщять испытунемым одинаковым образом, как правило письменно; в случае усных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере. 2. Ни одному испытуемому не следует давать ни каких преимуществ перед другими. 3. В процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения. 4. Эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое, по возможности, время дня, в сходных условиях. 5. Временные ограничения в выполнение задачи для всех испытуемых должны быть одинаковы и т.д. Другим наиболее важным  фактором в стандартизации является выбор критерия, по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытаний. Нужно располагать точкой отсчета и какими-то дозированными мерами, чтобы с их помощью оценивать полученные результаты. она добывается статистическим путем и называется – статистическая норма. Стандартизация диагностич. методики, ориентированной на норму, осуществляется путем ее проведения на большой репрезентативной выборке того типа, для которого данная методика предназначена. Относительно этой группы испытуемых, называемой выборкой стандартизации, вырабатываются нормы, указывающие не только средний уровень, но и его относительную вариативность выше ниже среднего уровня. В результате можно оценить разные степени успешности или не успешности в выполнении диагностич. пробы. Это позволяет определить положение конкретного испытуемого относительно нормативной выборки или стандартизации (Анастази). Гуревич разрабатывал тесты, в которых в качестве точки отсчета выступает не статистич. Норма, а независимый от результатов испытания, объективно заданный соц. – психологический норматив. Он реализуется в совокупности заданий, составляющих тест. Сам тест в полном объеме является таким нормативом. Все сопоставление индивидуальных и групповых результатов тестирования проводится с тем максимум, который представлен в тесте. В качестве критерия оценки выступает показатель,  отражающий степень близости результатов к нормативу. В тестах Бине-Симона и далее в шкале Стенфорд-Бине было введено понятие тестовой нормы – это была попытка стандартизировать тест. Второе нововведение в качестве показателя по тесту коэффициента интеллектуальности  IQ – ОЦЕНКА ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ УМСТВЕННЫМ И ХРОНОЛОГИЧЕСКИМ ВОЗРОСТОМИ. Коэффициент IQ был предложен Штерном, вскрывшим существенные недостатки процедуры вычисления показателя умственного возроста по шкале Бине-Симона. Недостаток: одна и та же разность для различных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Чтобы устранить недостаток, Штерн стал определять неабсолютную меру интеллекта –разность, а относительную, т.е. частное, получаемое при делении показателя умственного возраста на хронологический и назвал его интеллектуальным коэффициентом.


?36. Проблема «ведущей деятельности», её обоснование и критическое рассмотрение.

Ведущая деятельность – термин, выдвинутый А.Н.Леонтьевым для обозначения деятельности, с которой связано возникновение психологических новообразований. Понятие. Понятие «В.д.» в дальнейшем использовалась Д.Б.Элькониным для построения периодизации развития психики, основанной на поочередной смене В.д, в одном возрастном периоде. При этом предполагалось, что каждому периоду соответствует фиксированная для него В.д.1) непосредственно – эмоциональное общение младенца. 2) предметно – манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства. 3) сюжетно – ролевая игра – дошкольный возраст. 4) учебная деятельность школьников. 5) интимно – личностные отношения подростков. 6) профессионально – учебная деятельность. Считается, что в.д не возникает в развитой форме, а проходит путь становления, а возникновение новой – не означает исчезновение той, которая была ведущей. Критическое рассмотрение представлений о роли В.д. в возрастном развитии не предполагает отрицания ее значения, однако подвергает сомнению представление о жестком закреплении какой – либо одной В.д, априорно выделенной в каждом возрастном этапе.

 

Билет № 13.

?37. Внимание, его виды и свойства.

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание.

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.

Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

В психологической литературе употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, в других эмоциональным. Оба синонима помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания. Когда говорят о пассивности, то оттеняют зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение: объект внимания выделяется в силу соответствия его причинам, побуждающим человека к деятельности.

Итак, непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.

Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.
Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.          

Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное или волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать.

Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением

произвольное внимание обязано труду.


Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности.

Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

Итак, причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.

Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания.

Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием.

Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека.


 Свойства внимания

Когда говорят о развитии, воспитании внимания, то имеют в виду совершенствование свойств внимания. Различают следующие свойства внимания:         объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.

Обычно объем внимания зависит от специфически практической деятельности человека, от его жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. 

Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.

Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение. Такими являются профессии шофера, летчика, педагога. Учитель объясняет урок и одновременно следит за классом, нередко он еще и пишет что-нибудь на классной доске.

С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями.

Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.

Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес.

Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Физиологически это объясняется тем, что под влиянием длительного действия одного и того же раздражителя возбуждение по закону отрицательной индукции вызывает в том же участке


коры торможение, что и ведет к снижению устойчивости внимания.

Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания. «Внимание к объекту, - пишет Станиславский, - вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом».

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости – это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.

Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Как свидетельствуют исследования психологов, даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1-5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15-20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.

К свойствам внимания относится и переключение внимания.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.

Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.



?38. Психология отрочества.

Этот период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Особенности развития подростка:

1) возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов и др. возникновение представления о себе как «не о ребенке», подросток начинает чувствовать себя взрослым. Нет еще подлинной взрослости, но есть желание, чтобы его таковым признавали..

2) развитие рефлексии и на его основе самосознания.

3) общение со сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы соц. поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства. Учебная деятельность отходит на второй план. Деятельность общения важна, так как она формирует самосознание. Основное новообразование – социальное сознание, перенесенное внутрь.

4) расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации.

5) кардинальные изменения в мотивационной сфере. На первый план выступают мотивы, которые связаны с планами будущей жизни. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы.

6) новообразование – «самоопределение» (Божович). Характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции.



?39. При каком понимании личности верно утверждение, что «личность рождается дважды»

В педагогической и психологической литературе постоянно указывается то младший дошкольный возраст, то подростковый возраст как переломные в этом отношении. Личность действительно рождается дважды: первый раз – когда у ребенка появляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий (феномен «горькой конфеты»), второй раз – когда возникает его сознательная личность. В последнем случае имеется в виду какая – то особая перестройка сознания. Возникает – задача – понять необходимость этой перестройки, в чем именно она состоит.

Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими мотивами. Они образуют так называемые кризисы развития – кризис трех лет, семи лет, подросткого периода, как и гораздо меньше изученные кризисы зрелости. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов – новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, действия перестают существовать, либо превращаются в безличные операции.

 

 

Билет № 14

 

?40.Структура личности 

Структура личности: структура личности не сводится к понятию "индивидуальности", оно значительно шире. Поэтому в структуру личности сле­дует включать не только черты и общее строение его индивидуальности, наиболее полно представленное в темпераменте, характере, способностях и т.д. ,но и проявления личности, зафиксированные в группах разного уровня развития, в меж индивидуальных отношениях, опосредствованных ведущей для этой группы Д. В структуре личности выделяют 3 составляющие:

-внутри индивидная подсистема /интра - индивидная/ включает: темперамент, характер, способности

-интер-индивидная

сферой ее определения и существования становится "пространство меж-,индивидных связей"

-мета индивидная воздействие индивида на др. людей посредством д.

                                     структура личности в разных психологических теориях.

В разных психол. теориях структура личности рассматривается по разному. Так в психоанализе, основоположником является З. Фрейд, личность состоит из трех компонентов - Оно-Ид- бессознательное - инстинкты, биологический опыт, вытесненные из сознания неблагоприятные опыты человека. Я - Эго - это сознание, самосознание, восприятие и оценка человеком себя. Сверх-Я - итог воздействия общества на сознание и подсознание, принятие норм и ценностей, общественной морали.        Представителями Неофрейдизма были Юнг и Адлер. Юнг разделял психику на три составляющие - сознание , личное бессознательное и коллективное бессознательное. Наличие коллективного бессознательного и отсутствие разделения сознания и личного бессознательного и отличает теорию Юнга от фрейда.. Коллективное бессознательное состоит из национального расового и общечеловеческого наследования . Личное бессознательное состоит из переживаний бывших когда-то осознанными, а затем забытых или вытесненных из сознания. Юнг ввел понятие Я как архетипа представляющего стремление человека в целостности и единстве и находящего свое выражение в различных символах ( сновидении творчестве). Благодаря ему достигается равновесие между сознательным и бессознательным.

            Адлер подчеркивая , что структура личности едина выступал против расчленения на тир инстанции.

            В бихевиоризме (СТИМУЛ - РЕАКЦИЯ) отстаивается мысль о непрерывном влиянии на человека его социального окружения, личность развивается под этим влиянием.

             В отечественной психологии наиболее известные исследования связаны с теоретическими работами представителями школы Выгодского, Леонтьева А.Н., Л.И. Божович, которые представители свою концепцию структуры развития личности, в котором центральное место отведено понятию деятельности. Основными внутренними характеристиками личности у Леонтьева является мотивационная сфера, личностный, который выражает отношение  целей деятельности человека. т.е. того на что она направлена в данный момент, к ее мотивам, к тому, что ее побуждает. По словам Леонтьева личность рождается дважды , Первое рождение в дошкольном возрасте, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями, т. е. возникает возможность действовать вопреки непосредственным побуждениям соответственно со. мотивам . Второе рождение происходит в подростковом возрасте и связано с осознание мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания.


?41. Феномены группового влияния.

На человека влияет даже присутствие других людей (на их деятельность). Социальная фацилитация (влияние других полож.) ФАЦИЛ ИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (фасилитация) - повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие воображаемого или реального присутствия другого человека или группы людей (без вмешательства в его действия), выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями (-> субъектность отраженная). Впервые зафиксирована в конце XIX в. в опытах французского физиолога Фере, затем подробно описана Ф. Олпортом, В. Меде, В. М. Бехтеревым и пр. Иногда реальное или воображаемое присутствие других, не вмешивающихся в действия индивида, ведет к ухудшению результатов деятельности; это явление получило название ингибиции социальной (подавления). Установлено, что возникновение феномена фацилитации социальной зависит от характера выполняемых задач. Присутствие наблюдателя (соперника) положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно - на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Выявлена зависимость фацилитации социальной от пола, возраста, статуса и других характеристик субъекта, а также от его отношения к присутствующим. В зарубежной психологии для объяснения механизма фацилитации социальной пользуются в основном теориями Р. Зайонца и Н. Коттрелла. Социальная ингибиция (отриц влияние других). ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - понижение (подавление), ухудшение продуктивности выполняемой индивидом деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, реальных или воображаемых (без вмешательства в его действия), выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями (-> субъектность отраженная). Феномен, противоположный фацилитации социальной.

При определенных условиях бывает фацилитация: 1) при выполнении хорошо знакомой или простой работы (спортсмен-зритель). Условия для ингибиции: выполнение сложной или незнакомой работы. Улучшается в присутствии людей. 1. сила мышечного напряжения; 2. долговременная память;

5)      ассоциативное мышление; 4. продуктивность внимания.

Ухудшается в присутствии людей: 1. концентрируется внимание; 2. чувствительность; 3. показатели сложных интеллектуальных действий; 4. генерирование определенных идей.


?42. В чём основные причины ограниченной прогностичности результатов диагностических методик?

Понимание уровня общности заданных в методике диагностических категорий необходимо, в частности, для обоснованно выбора глубины прогноза по результатам диагностики. Более обобщенные диагностические свойства обладают более «широким полем прогноза». Но важно учитывать, что при увеличении «ширины» поля прогноза, как правило, снижается.

Более узкий по «области валидности», более конкретный тест даст нам гораздо более точный, хотя и узкий прогноз, который будет распространяться на один какой-то предмет.

По структуре интеллекта мы можем прогнозировать, к примеру, относительную легкость и быстроту усвоения арифметики и трудности в грамматике. Но при этом всегда необходимо учитывать комплекс параметров. Такой комплексный учет параметров не под силу дилетанту, не знающему как параметры связаны и взаимодействуют между собой. Именно поэтому науке интерпретации нужно долго учиться.


Билет № 15.

?43. Самосознание: его функции, характеристики, развитие в онтогенезе.

по Гиппенрейтер

Самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Такие образ и отношение неразрывно связаны со стремлением изменить, усовершенствовать себя . Пожалуй , одна из высших форм работы самосознания заключается в попытках найти смысл собственной деятельности ; нередко эти попытки вырастают в поиск смысла жизни .

Главные функции самосознания - познание себя , усовершенствование себя , поиск смысла жизни . Конечно , они не исчерпывают всех форм работы самосознания, но вполне их представляют.

Познание себя - одна из самых сложных и в то же время субъективно очень важных задач. Сложность этой задачи вызвана многими причинами . Во-первых , человек должен развивать свои познавательные способности . накопить соответствующие средства, чтобы потом применять их к познанию себя. А это приходит с возрастом и предполагает определенное умственное развитие . Во-вторых , должен накопиться материал для познания, т.е. человек должен кем-то стать ; вместе с тем он находится в непрерывном развитии, и самопознание все время отстает от своего объекта. В-третьих, всякое знание о себе уже фактом своего получения меняет субъекта : узнав нечто о себе , он становится другим .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.