РУБРИКИ

Билеты на гос.экзамен по психологии

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Билеты на гос.экзамен по психологии

Познание себя начинается в очень раннем детстве, но там оно имеет совершенно особые формы и содержание. Сначала ребенок учится отделять себя от физического мира: он еще не знает , что относится к его телу , а что к миру .

Позднее ребенок начинает осознавать себя уже в другом смысле - в качестве члена социальной микро группы . И здесь на первых порах наблюдается сходное явление: он еще плохо отделяет себя от других, а других от себя.

В подростковом возрасте начинается осознание "духовного Я", т.е. своих психических способностей , характера , нравственных качеств . Этот» процесс стимулируется активной ассимиляцией того слоя культурного опыта, который находится над слоем конкретных социально-ролевых норм, и выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем .

Именно в этом возрасте начинает формироваться "идеальное Я", т.е. осознанный личный идеал, сопоставление с которым часто вызывает неудовлетворенность собой и стремление себя изменить. 

Выработка такого идеала, а также соотнесение с ним, целей, поступков, линии жизни и представляют вторую из названных выше важнейших функций самосознания . А.Н. Леонтьев образно описывает ее как движение сознания по вертикали, имея в виду пространство собственных мотивов личности. Этот процесс сопровождается особыми переживаниями по поводу себя и своих поступков : угрызениями совести , недовольством собой , оценками и переоценками себя.

Борьба между "социальными" и "духовными" уровнями личности , как правило , стоит противоречивость и разноуровневость социальных "норм". Конструктивная переработка этих противоречий возможна только при участии самосознания и составляет один из важнейших моментов личностного творчества человека .

Перейдем к последней функции самосознания - осмыслению собственной жизни . Это активность особого рода : она направлена не просто на осознание ведущих мотивов , но и на координацию всей личности в целом.

Обычно нужно окунуться в жизнь, пройти некоторые этапы жизненного пути, чтобы началась внутренняя работа по осмыслению собственной жизни .Факты показывают , что этот вопрос встает не перед каждой личностью и не с равной силой . Редко он появляется в молодые годы . Часто случается , что вопрос о смысле жизни возникает вместе с появлением осязаемого ощущения ее конечности , т.е. неизбежной смерти

Этот поиск? можно представить как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности.


?44. Социально-психологические характеристики общения как интеракции.

Общение всегда предусматривает определенное влияние людей друг на друга, изменение их поведения, деятельности. в этом случае проявляется интерактивная функция, функция влияния на других людей.

Советы, инструкции, требования, приказы, выраженные в речевой форме и адресованные другому лицу, являются побуждениями к действию и регуляторами поведения.

Совместная деятельность, ее содержание и условия выполнения выстраивают такую модель взаимодействия личностей, когда каждый из участников последовательно влияет своими поступками на других и в свою очередь изменяет свои действия под их влиянием.

Социальный контроль – это оценка деятельности с точки зрения ее соответствия принятым в обществе нормам поведения, которые регламентируются нормами взаимоотношений людей.

Социальная роль – нормативно одобренный пример поведения, которого ждут от каждого, кто занимает ту или иную соц. позицию. Бестактность – это деструкция ролевых ожиданий в процессе общения, возбуждающая аффективное взаимодействие общающихся сторон, которое может приводить к конфликтным ситуациям.

В ходе коммуникационного процесса для участников важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строиться человеческая деятельность в широком проявлении, она – результат единичных действий. Единичное действие – есть некоторый элементарный акт, из них последствии складываются системы действий.


?45.Что такое «вторичная проекция» психодиагноста? Чем она опасна?

Проекция (от лат. projectio – бросание вперед) — психологический механизм, впервые рассмотренный З.Фрейдом, работа которого обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера самого индивида другим людям. Эффект проекции лежит в основе проективных психодиагностических методик.

Такое понятие как «проекция» применим к психодиагносту как  бессознательная попытка освободиться от тенденций, оцениваемых личностью как отрицательные, путем приписывания их другим. Этот механизм мешает чистоте восприятия информации от диагностируемого. Ведь  психологический мир человека - это мир в человеке и человек в мире. Внутренний мир человека всегда неповторим,  но эта неповторимость есть в то же время активное воспроизведение, конструирование, понимание того мира, в котором реально живет и действует конкретный человек. Данный механизм обобщает результаты исследования, мешает абстрагированию от диагностируемого. В данном случае неизбежны погрешности измерений и, как след­ствие, признание множественности возможных причин искажения истинного результата измерения.

Традиционный пример механизма проекции - это представление об аморальности и сексуальной распущенности окружающих старой девой с ее подавленными, но отнюдь не уничтоженными сексуальными устремлениями и влечениями. Таким путем эти тенденции получают определенный выход, напряжение разряжается при том, что оценочные, моральные установки самосознания не страдают, остаются исходными.

 

 

Билет № 16.

?46.Мышление и речь. Формирование понятий.

Мышление - это высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе анализа и синтеза при обязательном участии языка (речи). Выжным признаком мыслительного процесса является использование в качестве опосредований разнообразных  средств, среди которым ведущая роль принадлежит языковым.

Виды мышления:

- наглядно – действенное мышление. низкая критичность по отношению к своим действиям, отсутствие иерархии признаков типа частное – общее, род – вид, противопоставление – эти показатель не всегда эффективны, если не подкреплены словесным мышлением.

- наглядно – образное, где основная единица – образ. как и действие, у ребенка характеризуется синкретичностью, обилием частных связей, случайностью в выборе признаков, большой дилей субъективизма с преобладанием эмоциональных компонентов.

- словесно – логическое – ведущий тип деятельности. У ребенка с 6-7 лет, то есть с момента обучения в школе, в качестве основной единицы понятийного мышления выделяется понятие, в котором отражаются наиболее общие, существенные признаки предметов.

Формирование понятий представляет собой высший уровень сформированности речевого мышления, а так же высший уровень функционирования как речи, так и мышления, если их рассматривать в отдельности.

Как формируются и развиваются понятия? Данный процесс представляет собой усвоение человеком того содержания, которое заложено в понятии. Развитие понятия состоит в изменении его объема и содержания, в расширении и углублении сферы применения данного понятия.

Образование понятий – результат длительной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса мышления. С помощью методики, проведенной Л.С.Сахаровым и Л.С.Выготским, было установлено, что формирование понятий у детей проходит через три основные ступени:

1) образование неоформленного множества отдельных предметов, их синкретического сцепления, обозначаемого одним словом.

2) образование понятий – комплексов наоснове объективных признаков. Комплексы такого рода имеют четыре вида: ассоциативный, коллекционный, цепной, псевдопонятие.

3) Образование настоящих понятий. Здесь предполагаются умения ребенка выделить, абстрагировать элементы и затем интегрировать их в целостное понятие. Включает стадию потенциальных понятий, истинных понятий, синтез.

?47.Наследственность и среда в межиндивидуальной вариативности психологических признаков.

Основное содержание онтогенеза составляет деятельность и общение ребенка, в ходе интериоризации ребенок «выращивает» и «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения на основе чего и формируется его сознание и личность.

Развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженные в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Факторы развития: наследственность, среда, активность.

Специфика возрастной эволюции психики: 1. Возрастная изменчивость различных форм психики, различается интенсивностью в зависимости от этапов жизни. 2. Возраст. Особенности проявляются в единстве с индивидуальной вариативностью. Чем старше человек тем значительнее вариативность

?48.Сравните номотетический и идиографический подходы в диагностике личности. Оцените преимущества и недостатки каждого из них.

Существует два подхода к изучению личности: номотетический и идиографический.

Номотетический подход – изучение совокупности черт человека. Личность характеризуется по различной выраженности черт. Человек рассматривается в контексте популяции. Недостатки: это вынужденно аналитический подход. Довольно плохо описывает индивидуальность.

Идиографический подход рассматривает человека в контексте его жизни. Плюс этого подхода – раскрывается индивидуальность человека. Этот подход был предложен Штерном и подробно разработан Олпортом. Методы идиографического подхода ориентированы на исследование отдельных людей (а не групп) и имеют своей целью изображение индивидуальности как уникального целого.

 

Билет № 17.

?49. Модели внимания. Внимание и деятельность.

 Когнитивная модель внимания. Бродбер – внимание, как процесс отбора информации. А) фильтр (селективная модель внимания); Б) ресурса (распределения внимания). Можем делать 2 задачи, если они получают ресурс внимания из разных источников.

В)   внимание, как управление интеллектом, когнитивными ресурсами. Внимание всегда выше эффективность когнитивной деятельности.

Гальперин «Внимание и деятельность» Внимание – это интериоризированное действие контроля. (Сначала учимся нажимать кнопки компьютера, читаем книги о ПК, затем делаем это автоматически – внутреннее свернутое внимание).

?50. Надёжность и валидность психодиагностических методик.

Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.

Такими требованиями являются

1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности.

Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик.

Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.

Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом.

Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Критерии валидности:

- Поведенческие показатели – реакции, действия  и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.

- Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.

- Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.

- Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.

2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.

Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:

- путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми

- путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же  методике в различных условиях.

? 51. При каких условиях возможно осознание себя и своего поведения.

Б.В. Зейгарник Самосознание – это отношение человека к окружающему: к природе, социальной среде, к пониманию своего места в общественных отношениях. Самосознание  – высшая форма сознания по Рубинштейну. Генетическая форма сознания включает: - самоощущение и – самовосприятие. У ребенка формируется представление о своём собственном теле, он «разделяет» себя и мир.

1) На западе считают, что зачатки сознания формируются после рождения, когда ребенок ощущает свое тело.

2)  Рубинштейн – это высшая форма сознания.

3) Самосознание – начинает формироваться из сознания своего тела, из собственных ощущений, формироваться на протяжении всей жизни: всех уровнях развития личности.

Платонову по нему структура личности имеет 4 подструктуры:

Биологическая (индив.)

Биосоциальная (субъект

Социобиологическая

Социальная (личность)

Формируется под влиянием генетических факторов – пол, возраст, задатки.

Форм отражения. Связана с особенностями познавательных процессов.

На базе социального опыта, усваивание знаний, умений, навыков с учетом социума.

Направленности личности полностью социальна. Мировоззрения, личностные интересы, доминирующие мотивы.

Субъект – существо, обладающее психической активностью.

 Функции самосознания: 1) оценочная, 2) рефлексивная, 3) защитная. Когда все они слаженно функционируют,  перед нами полноценная личность. Осознание себя, своего поведения возможно при сохранении функции сознания. Адекватное сознание себя и своего поведения без патологии.

Нарушение самосознания: 1. Дереализация, 2. деперсонализация, 3. расщепление ядра личности, 4. неадекватная самооценка – относиться к тонким формам.

  1. Дереализация – осень Тяжелове нарушение самосознания, утрата чувства ощущений окружающего мира, потеря границ своего «я».
  2. Деперсонализация – у больного может быть ощущение сохранности отдельных свойств мира, отчуждение от собственных поступков (кто-то им управляет), нарушение схемы тела (синдром «Алисы»).
  3. Расщепление ядра личности (разделение личности). Внутри человека появляется 2 человека, которые не конфликтуют между собой и каждый из них имеет свою память, ощущения.
  4. Неадекватная самооценка. Оценка может быть завышена и занижена, а так же лабильной.

1. Дереализация  - нарушение восприятия, при косм внешний мир воспринимается как нереальный или отдаленный, лишенный своих красок, и происходят нарушения памяти. Часто сопровождается состояниями уже виденного или никогда не виденного. Может возникать при поражениях мозга головного (особенно глубинных отделов височной области), в состояниях просоночных и при заболеваниях психических.

2. Деперсонализация (обезличивание) – 1. Изменение самосознания индивида, для коего характерны утрата психологических и поведенческих особенностей, характерных для него как личности, ощущение потери своего Я и мучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения к близким, к работе и пр. Возможна при заболеваниях психических и состояниях пограничных. В легкой форме наблюдается у психически здоровых людей при эмоциональных перегрузках, заболеваниях соматических и пр. 2. Выраженная в большей или меньшей мере объективная утрата индивидом возможности быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, обнаружить способность быть личностью (-> персонализация).

Этапы самосознания:

1/ Осмысление отношений с внешним миром. Осмысление собственных поступков.

К 1/ этапу относиться – Выделение себя из окружающего мира, осознание своей автономности.


Также. Активность личности, сам управляет своими действиями и поступками.

2/ Рефлекторный этап обязательно протекает, сформировано мышление.

Ко 2/ этапу относиться – человек осознает себя через другого человека (а вдруг я тоже обладаю этими свойствами), осознание своего личного опыта.


                   Этапы связаны с критериями самосознания личности.


Билет № 18.


?52 Развитие высших нервных функций. Понятие интериоризация.

Интериоризация – присвоение чужого опыта, как своего. Также и ребёнок присваивает опыт человека как свой (делает так, как делает папа, дядя). Выготский рассматривал всю когнитивную сферу на В.П.Ф. В.п.ф. – овладевать знаниями, обучаться и т.п. Этапы интериоризации:  - сначала подражание (неосознанное),

¾    Передача опыта через научение и обучение (пользоваться зубной щеткой, вилкой)

¾    Присвоение опыта всего поколения (велосипед)

Присвоение опыта поколения не формирует критичность мышления (он проглатывает информацию и начинает ею пользоваться).

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры деятельности предметной в структуру внутреннего плана сознания. Иначе, превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой). Ее нужно отличать от любых форм получения «извне», переработки и хранения «внутри» психики знаковой информации (восприятие и память). В онтогене выделяются такие стадии интериоризации:

1) взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;

2) ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;

3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя. Эти стадии прослеживаются в частности при наблюдении за детской речью эгоцентрической. Позднее понятие интериоризации было распространено П. Я. Гальпериным на формирование умственных действий. Она составила основу понимания природы внутренней деятельности как производной от внешней, практической деятельности с сохранением того же строения, выразилась в понимании личности как структуры, образующейся путем интериоризации социальных отношений. В теории деятельности интериоризация - это перенос соответственных действий, относящихся к деятельности внешней, в умственный, внутренний План. При интериоризации деятельность внешняя, не меняя принципиального строения, сильно трансформируется - это особенно это относится к ее операциональной части. Понятия, сходные с интериоризацией, применяются в психоанализе при объяснении того, как в онтогенезе и филогенезе под влиянием структуры межиндивидуальных отношений, переходящей «внутрь» психики, формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), коя в свою очередь определяет структуру сознания.


?53. Социальные роли и ролевые поведения личности.

Усвоение опыта происходит через усвоение социальных ролей. Выдают понятия: социальный статус, социальные роли, ролевое поведение.

Статус – положение человека в общественной системе отношений. (Статус студента, статус преподавателя – отношение к вузу).

Социальная роль – связано с социальным статусом (определенная поведенческая модель). Норма поведения человека, занимающего определенный статус. (Общество задает стереотип поведения в определенном статусе: норма поведения студента; норма поведения преподавателя).

Ролевое поведение – конкретное исполнение человеком социальной роли находит отражение в индивидуальности.

Америк Мидд впервые предложил понятие социальная роль. Человек становиться личностью только тогда, когда он умеет посмотреть на себя глазами другой личности.

Структура роли: 1. Модель поведения человека, занимающий определенный статус со стороны общества. 2. Система представления поведения самого человека, занимающий определенный статус.

3. Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус. Кода согласованны компоненты, роли едины – поведение адаптивно. Кода рассогласование – ситуация ролевого конфликта. Поведение неадекватно, дезадаптивно. Ролевые конфликты: межролевой, внутриролевой.

Межролевой конфликт – возникает в том случае, когда человек является исполнителем нескольких ролей, требования которых несовместимы или нет сил, времени исполнять эти роли хорошо (профессионала, студента, дочери, жены, родителя). Человек должен выстроить приоритетность ролей в зависимости от ситуации, тогда снимается межролевой конфликт.

Внутриролевой конфликт – к исполнителю одной роли предъявляются разные требования различными социальными группами (студент – требования семьи к нему одни, студент – требования студентов другие). Снимает конфликт выбор значимых требований референтной группы.

 

?54.Чем оправдано применение понятия «проекция» по отношению к особому виду психодиагностических методик?

Проекция – 1. психологический механизм, заключающийся в бессознательном приписывании субъектом имеющихся у него неосознаваемых мыслей, переживаний, черт и мотивов другим людям. Наиболее широкое понимание проекции определяет ее как обусловленность восприятия человеком предметного мира и других людей собственными потребностями и личностными чертами; 2. методический принцип, лежащий в основе особого класса психодиагностических методик – проективных методик или техник.

Проективные методики названы таким образом, потому что все они основываются на едином психологическом механизме, который вслед за Фрейдом и Юнгом принято называть «проекция». Они доказали, что бессознательные переживания, порожденные неосознаваемыми влечениями человека, доступны объективной диагностике, так как отражаются в характере быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий.

При применении таких методик происходит проекция – символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир.

Суть проективных методик в том, что обследуемый помещается в ситуацию, на которую он реагирует прежде всего в зависимости от личностного смысла этой ситуации для себя, собственного видения сложившейся обстановки, своего психического состояния, прошлого жизненного опыта, собственных мотивов. Уникальность проективных методик заключается главным образом в возможности изучать личность в целом, включая неосознаваемые механизмы поведения, движущие силы поступков и действий, вытесняемых из сферы сознания.

Один из основных отличительных признаков проективного обследования заключается в том, что обследуемому показывают неструктурированный или малоструктурированный, неопределенный материал. Именно неопределенность побуждает обследуемого оценивать стимул не с точки зрения его объективного содержания, а исходя из субъективного отношения к нему, личного принятия или непринятия. Попав в неопределенную ситуацию, человек вынужден организовывать свое поведение с опорой на собственное восприятие, собственные чувства и другие качества только своей личности.

Билет № 19.

?55 Основные направления изучения личности в зарубежной психологии.

Для чего была введено понятие метакатегория личности. Это понятие было введено, чтобы объяснить сложный мир человека. Т. К. каждого отдельного человека нужно долго изучать. Чем отличается каждый человек в отдельности. Личность – человек, наделенный сознанием и осознающий себя в структуре общественных отношений. Должен оценивать себя объективно. Каждый автор описывал личность по своему, и давал свое определение к её механизму.

Много теорий личности. Первый кто описал личность: Фрейд.

Школа психоанализа. Потребность продолжения рода – сексопотребность (род не прекращал своё существование).

Человек имеет стимул, ответ  окружающий мир. Естественнонаучный подход: стимул – реакция. Скиннер, Тордайк – всё обучение строиться на подкреплении стимул – реакция.

Гештальтпсихология – Человек способен мыслить образами. Мышление есть у человека.

Гуманистический подходА.Маслоу, Хорни, Роджерс. Человек имеет свои мотивы, потребности. Индивидуальный подход к каждому человеку.


?56. Пограничное личностное расстройство, этиология, генез, защитные механизмы.

Классификация по МКБ -10. В отечественной психологии патохарактериология развития личности (ПХРЛ) психопатии – это и есть личностное расстройство. Ганнушкин заложил учение о психопатии (патологический характер). _____/____норма___/______акцентуации_____/___психопаталогия____/____

К норме относятся норма характера и акцентуации характера – крайнее проявление характера. Акцентуации бывают явные и скрытые (латентные).

Психопатия – (Кербиков, Ковалев, Шнейдер) определяют психические состояния, которые проявляются дисгармоническим складом личности от которых страдает сам больной и общество.

Ганнушкин выделил критерии определения психопатии:

  1. Нарушение адаптации в результате выраженных патологических свойств личности.
  2. Это тотальные психопатологические особенности (всегда, в любой ситуации и со всеми людьми).
  3. Стойкая данность психопатологической особенности и их малая обратимость. Психотерапия здесь мало помогает.

Этиология психопатологии: 1) имеет место наследственный фактор,

2)имеет место внутриутробная, натальная и постнатальная патология.

3)      Ранее патологическое развитие личности.

Кербиков выделил: - ядерные психопатии, - ПХРЛ

3 формы психопатии: 1.конституционные (генетические, наследственные, циклоидные, эпилептоидные).                      2. органические (внутриутробное развитие, ранее детство, парапин. ЦНС).

  3. краевые. У них разная этиология.

ПХРЛ возникает в результате длительного воздействия неблагоприятных средовых условий. Обычно связанно с психотравмой.  Особенности развития связаны с содействием психотравмы.

Другая классификация:

·        Личностные расстройства (МКБ-10) формируются в детском возрасте и переносятся на подросковый.

Этиология:

  1. Генетическая предрасположенность.
  2. Не грубая неврологическая симптоматика (имеет место поражение ЦНС).
  3. Особенности обменных процессов (повышенный уровень тестостерона, серотанина).

Защитные механизмы являются одним из механизмов, которые формируются от личностного расстройства. Защитный механизм закрепляется и становиться важнейшей формой реакции на патологическую вредность. Больными используются дезадаптивные защитные механизмы.

Критерии по которым выделяются личностные расстройства КБ -10:

1)      Стойкие стереотипы восприятия и поведения отличаются от принятых культурных норм.

2)      Негибкое, дезадаптивное поведение.

3)      Наличие собственного субъективного страдания, негативного воздействия на окружающих, отчетливо связано с поведением.

4)      Отклонения стабильное давнее ведет начало из детского подросткового возраста.

5)      Отклонения не связано с расстройствами взрослого возраста.

Клиника личностных расстройств МКБ – 10:

У больного укоренились дезадаптивные черты, именно они определяют восприятие, отношение к себе и к другим, субъективный дистресс, в котором он постоянно находиться, резкое снижение социальной адаптации. Нарушение самооценки, неадекватная, нарушение эмпативных взаимоотношений. Больные дезадаптивны во всех социальных проявлениях.

        I.      Специфические расстройства:

- параноидное, - шизоидное, - диссоциальное

     II.      Эмоционально неустойчивое (импульсивное)

   III.      Обсессивно – компульсивное расстройство. (ОБСЕССИЯ (ананказм)-разновидность состояний навязчивых, выявляющихся в переживаниях и действиях, не требующих для появления определенных ситуаций (например, навязчивое мытье рук; страх перед числом 3, потому что в слове рак три буквы; страх наступить на черту, и пр.).  Обсессия наблюдаются у многих больных, коим характерны скрупулезность, педантизм, склонность к формализму – наряду с душевной инертностью, тревожной неуверенностью в себе.

  IV.      Тревожное (уклоняющееся).

     V.      Зависимое.

  VI.      Другие специфические расстройства: - нарцистическая, - пассивно-агрессивное (жертва-тиран).

VII.      Хроническое влечение личности (повреждение или заболевание мозга).

VIII.      Расстройство привычек и влечений (клептомания, пиромания).

  IX.      Половой идентификации (транссексуализм).

     X.      Расстройство сексуального предпочтения (зоофилия, фетишизм, садомазахизм).


?57. Сопоставьте понятия «развитие» и «усвоение».

Развитие – процесс закономерного изменения процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Усвоение – основной путь приобретения индивидом общественно – исторического опыта. В процессе усвоения человек овладевает социальными значениями предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми. Усвоение значений предметов человеческой материальной и духовной культуры и способов действий с ними составляет основное внутреннее содержание процесса обучения.

Развитие – более объемное понятие, чем усвоение, так как развитие человека включает в себя и развитие как субъекта деятельности, и как индивидуальности, и как личности. Но все же эти понятия очень тесно взаимосвязаны. Так как развития психических функций не может происходить без усвоения, а усвоения не может быть без определенного набора инструментов.


Билет № 20.

?58. Развитие психике в филогенезе. Происхождение сознания.

Существовали различные подходы к проблеме возникновения психики:

1. Антропопсихизм - психика существует только у человека. Направление пошло от Декарта.

2. Панпсихизм - весь мир одухотворен, психика - свойство природы вообще (французские материалисты).

3. Биопсихизм - психика - свойство живой материи (Гобс, Гегель, Вундт).

4. Нейропсихизм - психика есть у тех, у кого есть нервная система (Дарвин, Спенсер).

Психика является продуктом длительного, но сложного процесса развития органического мира. Простейшие организмы не обладают психикой. Для них характерна более элементарная форма отражения - раздражимость - способность как-то реагировать на воздействия внешней среды.

Появление психической формы отражения связано с возникновением простейшей нервной системы: у кишечнополостных (гидра, медуза) н.с. - это отдельные н. клетки с отростками или сетевидная н. с.; здесь наблюдаются недифференцированные реакции всего организма на различные раздражители;

Дальнейший шаг - гаглиозная н. с. или узловая с управляющим центром (черви).

У насекомых уже отчетливо выделяются брюшной. грудной и головной участки. У высших насекомых (пчелы, муравьи) имеются обонятельные, вкусовые, осязательные и зрительные ощущения.

Развитие психики у животных:

1.Стадия элементарной сенсорной психики: поведение ж. побуждается свойством, кот. непосредственно не совпадает со свойством от кот. зависит жизнь. На этой стадии отражается отдельное свойство и нет еще отражения предмета в целом. Паук: реагирует на вибрацию паутины от мухи, но нет отражения мухи как предмета.

Эта стадия присутствует у инфузорий, червей. ракообразных. насекомых. Для этой стадии характерно инстинктивное поведение - наследственное поведение не требующее научения; оно совершается под влиянием определенных раздражителей заданным образом, одинаково у всех представителей данного вида, способствует выживанию. И. - это ответ всего организма в отличии от рефлекса; и. - шаблонны, слепы. проявляются одинаково в одинаковых действиях.

2. Перцептивная психика.

Характеризуется способностью отражения уже в форме отражения объектов, поведение становится более сложным; появляется новая форма закрепления опыта - двигательные навыки - закрепленные операции, автоматизированные способы выполнения действия, сформированные в процессе упражнения. Впервые двиг. навыки обнаруживаются у ж.. имеющих кору г. м. Навыки формируются методом проб и ошибок; возможны переносы навыков.

3. Стадия интеллекта (обезьяны. дельфины).

Этим ж. доступно целостное отражение отдельных предметов. а также отражение связей между предметами. Особенности решения задач на этой стадии:

1. После ряда безуспешных попыток, вдруг находится успешное решение.

2. При аналогичной ситуации успешное решение воспроизводится.

3. Решение легко переносится в др. ситуации.

4. Способность решать двухфазные задачи (первая часть действийж непосредственно не ведет к достижению желаемого результата - она подготовительная; фаза использования.

4 Стадия сознания: отражаются существенные связи между объектами, отражение опосредованно речью, возникает логическое мышление.(Детье, Стеллар)

Существуют качественные особенности психики человека, которые существенно выделяют его из животного мира. Эти особенности возникают в результате антропогенеза и культурно-исторического развития человечества, и непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный путь развития. Главным событием здесь явилось возникновение сознания.

Классики марксизма: ведущие факторы возникновения сознания – труд и язык. (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев и т.д.).

Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания. Согласно его определению сознательное отражение – это такое отражение действительности, в котором выделяются ее «объективные устойчивые свойства».

Для животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к какому-либо биологическому мотиву. У человека же, по мнению Леонтьева, с появлением сознания информация начинает отражаться как таковой, независимо от биологических целей, и в этом смысле «объективно».

В соответствии с общим положением, согласно которым всякое изменение отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности.

Всякий совместный труд предполагает разделение труда. В условиях качественного труда возникают такие операции, которые не направлены прямо на предмет (биол. мотив), а имеют в виду лишь промежуточные действия.



?59. Социально- культурные аспекты психодиагностики.

Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований.

1)Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

2) Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.

3) Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человекцу трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

4) Наличие тестовых норм для данного теста –репрезентативные средние показатели по данному тесту, -  т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографических характеристик.


?60. Представления о природе детской игры в контексте психоаналитической, когнитивной и  культурно исторической теорий.

Фрейдистские теории игры видят в ней реализацию вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни. Считается, что развитие игры в дошкольном возрасте определяется сменой основных стадий психосексуального развития ребенка (оральная, анальная и фаллическая). Нарушения развития на каждой стадии обязательно проявляются в игре.

Аддлеровское понимание игры исходит из того, что в игре проявляется неполноценность субъекта, бегущего от жизни, с которой он не в силах совладать.

Бюлер ввел теорию «функционального удовольствия» - стремление к игре, к повторению одних и тех же действий поддерживается удовольствием, получаемым от самой деятельности.

Выготский считает исходным, определяющим в игре то, что ребенок, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.

Эльконин в своих исследованиях показал, что игра, и, прежде всего игра ролевая, возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Возникновение игры происходит в результате появления сложных форм разделения труда и оказывается следствием невозможности включения ребенка в производительный труд.

Рубинштейн: Ребенок играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития, это процесс познания того, что ново и еще недостаточно понятно ребенку.


Билет №21

 

?61. Теория деятельности, структура сознания.

СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ: Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.  Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

  1. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я».

Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Функции сознания:

   1.  отражательная,

2.   порождающая (творчески-креативная),

3.   регулятивно-оценочная,

4.   рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать:

1.  отражение мира,

2.  мышление о нем,

3.  способы регуляции человеком своего поведения,

4.  сами процессы рефлексии,                      

5.  свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.


?62. Морально – этические проблемы в работе психодиагноста.

Профессионально-этические стандарты и требования к диагносту:

Профессиональная компетентность

Ответственность за конфиденциальность и нераспространение психодиагностической информации, сохранение профессиональной тайны и ограничение доступа непрофессионалов к психодиагностическим методам.

Принцип объективности – обследование должно быть абсолютно беспристрастным.

Соблюдение принципа благополучия клиента (не навреди) и права клиента на получение информации о целях и основных результатах обследования.

Принцип психокоррекционного эффекта обратной связи.

Соответствие используемых методик целям обследования и психометрическим требованиям.


?63. Рассмотрите взаимодействие когнитивных и личностных процессов на примерах забывания и мативации, восприятия и ценностей.

Фрейд «Забывание» Забывается не спроста. Есть внутри личностный конфликт. Бруннер «Эффект ореола» - Высоко статусный мужчина в своих линейных размерах преувеличивается.

То, что важно находиться на сетчатке глаза при восприятии.

Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведение заученного материала. Темп забывания зависит от многих факторов, в том числе и от степени значимости запоминаемого материала, а соответственно и от мотивации его заучивания.

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную эмоционально – аффективную окраску. Ценности же – это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество. Функции ценностей: они являются ориентиром жизни человека, выступают как механизм социального контроля; воплощаются в поведение и участвуют в норма образовании. Таким образом, взаимодействие когнитивных и личностных процессов в этом случае состоит в следующем: наше восприятие в основном направляется именно на то, что имеет большую ценность. То есть оно избирательно.


Билет № 22

?64. Характеристика способностей. Общие и специальные способности.

 Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Способности- это то, что не сводится к значениям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Классификации способностей человека. В первую очередь необходимо различать природные или естественные способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно- историческое происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например: у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей, оперантного обуславливания, импринтинга  и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования, человек и животные принципиально отличаются друг от друга. У человека кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные. Общие способности включают те, которыми определяются успехи в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития взаимно дополняя и обогащая друг друга. Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые- к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонние талантливых людей. Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом- индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Способности к общению, взаимодействию с людьми, а так же предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности – в небольшой степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в её коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оперированиями людей, способности социально-психологической, адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п. До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельные способности, хотя способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.