РУБРИКИ

Билеты на гос.экзамен по психологии

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Билеты на гос.экзамен по психологии

1). Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения (узнают неправильно произнесенные детские слова). Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов, звуков к концу дошкольного возраста ребенок слышит и говорит правильно- завершается процесс фонематического развития. 

2). Интенсивно растет словарный состав (в зависимости от индивидуальных различий) Штерн: активный словарь: 1,5 г.-100 слов, 3 года- 100-1100 слов, 6 лет- 2500-3000 слов. 

3). Развивается грамматический строй речи. Усваиваются закономерности построения слов и фраз. Ребенок 3-5 лет- словотворчество (способность к самоопределению, активное творческое овладение речью). Слова создаются по законам грамматики, всегда узнаваемы и оригинальны.  4. Освоение грамматических форм языка и приобретение большого активного словаря позволяет ребенку в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи (содержание раскрывается в контексте, вне зависимости от ситуации, которая понятна слушателям). Пересказ, передача  впечатлений, ситуативная речь сохраняется в разговорах на бытовые темы, при эмоциональных событиях. 

3.В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи. Появляются развернутые сообщения-монологи, рассказы (передача мыслей, переживаний, замыслов). В общении со сверстниками развивается диалогическая речь (указания, оценка, согласование игровых действий). Эгоцетрическая речь- помогает ребенку планировать и регулировать свои действия, т.е. в дошкольном возрасте возникает регулирующая функция речи (складывается между 4-5 годами). Монологи- констатируют затруднения, создаст план действий, рассуждает. Согласно концепции Выготского эгоцентрическая речь- это речь для себя и входе развития она не исчезает, а превращается во внутреннюю речь. Точка зрения Пиаже на эгоцентрическая речь- детская речь эгоцентрична потому, что ребенок говорит лишь "со своей точки зрения" и не пытается стать на точку зрения собеседника. Общение- фактор развития речи. (Новые формы речи, развернутые высказывания, усложнение содержания диалогов , вопросы на отвлеченные темы и рассуждения- ребенок учится думать вслух). 1. В школьном возрасте происходит совершенствование обобщающей функции речи (овладение системой новых значение).  2. Совершенствуется так же регуляторная функция речи, возникают новые аспекты в регуляции поведения (социально опосредуются) - это происходит через сознание своей социальной позиции (подростковый возраст).  3. Коммуникативная функция речи- все больше опосредуется внутренним миром. 4.Развивается контекстная речь- усложняется содержание речи. В школьном возрасте по сравнению с дошкольным- речь замедляется в развитии, хотя и не достигает совершенства.


?12. Оцените критически концепцию «черт лидера». Каковы границы её допустимости?

Лидерство – это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Сторонники теории черт лидера считают предпосылкой признания человека лидером обладание специфическими «лидерскими» чертами и способностями. Исследования, проведенные в русле этой теории, концентрировались на выявлении качеств, специфичных для лидеров. Вариантом такого подхода является харизматическая концепция лидера.

К лидерским качествам относятся:

1) уровень интеллекта, 2) имеющиеся знания, 3) впечатляющая, неординарная внешность, 4) честность, 5) здравый смысл, 6) инициативность, 7) социальное и экономическое образование, 8) высокая степень уверенности в себе, 9) надежность, 10) ответственность, 11) стремление к занятости, 12) активность, 13) эрудированность, 14) скромность, 15) устойчивость взглядов. 16) способность понимать других, 17) способность вызвать симпатию.

Основная проблема состоит в том, что не всегда лидер и руководитель – это одно и то же лицо. Руководитель должен обладать лидерским влиянием для эффективного руководства. Лидерство – это порожденный системой неформальных отношений процесс воздействия на людей. Руководство реализуется через четко определенные формальные (официальные) отношения. Руководитель направляет и координирует деятельность исполнителей, которые должны подчиняться ему в обязательном порядке и выполнять все его требования в рамках, определенных полномочиями. Используя свое положение лидера, неформально влияя на подчиненных, руководитель делает процесс управления  более эффективным.


Билет № 5.

?13. Механизмы психологической защиты.

Психологическая защита – система регуляторных механизмов, служащих устранению или сведению к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. Начало исследованиям механизмов было положено Фрейдом З., рассматривавшим их как формы разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериоризованными соц. требованиями и запретами. Всего описано более 20 видов механизмов.

  Вытеснение — удаление из сознания чувств, мыслей и намерений к действию, потенциально вызывающих напряженность.

  Отрицание — это попытка не принимать за реальность события, нежелательные для Эго. Примечательна способность в таких случаях “пропускать” в своих воспоминаниях неприятные пережитые события, заменяя их вымыслом.    Рационализация — это нахождение приемлемых причин и объяснений для приемлемых мыслей и. действий.

  Реактивные образования  —  поведение, противопоставляемое желанию; это явная или неосознанная инверсия желания.

  Проекция — подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку.

  Изоляция — это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживании. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере не связывается с собственными переживаниями.

  Регрессия — соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления.

  Сублимация — это наиболее распространенный защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируются в различные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества. Разновидностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творчество.

  Таким образом, “механизмы защиты — это способ с помощью которых Эго защищает себя от внутренних и внешних напряжений”.



?14. Проблемы периодизации возрастного развития личности.

Классификация Выготского относится к периоду детства. Критерием разделения на периоды является понятие «новообразование» - тот новый тип строения личности, те психические изменения в познавательных функциях человека, которые появляются впервые на данной стадии развития. Выделяет критические (психическое развитие происходит интенсивно, быстро, скачкообразно) и стабильные (развитие происходит плавно, незаметно) периоды. 1 период – период новорожденности (от рождения до 1 месяца) – критический; 2 – период младенчества (1 месяц – 1 год) – стабильный; 3 – кризис 1 года; 4 – стабильный преддошкольный возраст (1-3 года); 5 – кризис 3-х лет; 6 – дошкольный возраст (3-7 лет) – стабильный; 7 – кризис 7-летнего ребенка; 8 – школьный возраст (7-17 лет) – он подразделяется на младший школьный возраст (7-10 лет) – стабильный; критический подростковый возраст (11-15 лет), который в свою очередь делится на младший подростковый (11-12 лет) и старший подростковый (13-15 лет); старший школьный возраст (16-17 лет).

Классификация Эльконина – с точки зрения категории деятельности человека. Главное понятие – «ведущий тип деятельности», который определяет все психическое развитие на данной стадии. 1 период – период младенчества (рождение – 1 год) – эмоциональное общение; 2 – преддошкольный период (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность; 3 – дошкольный возраст (3-7 лет) – игровая деятельность; 4 – школьный возраст (7-17 лет) – учебная деятельность. Выделяется еще подростковый период – интимно-личностная деятельность.

Бромлей: I цикл – утробный (стадия беременности): 1 – зигота; 2 – эмбрион; 3 – плод; 4 – момент рождения; II цикл детства: 1 – младенчество (рождение – 18 месяцев); 2 – дошкольное детство (18 месяцев – 5 лет); 3 – раннее школьное детство (5-11 лет); III цикл юности: 1 – половое созревание (ранняя юность) (11-15 лет); 2 – поздняя юность (15-21 год); IV – цикл взрослости: 1 – ранняя взрослость (21-25 лет); 2 – средняя взрослость (25-40 лет); 3 – поздняя взрослость (40-55 лет); 4 – предпенсионный возраст (55-65 лет); V цикл старения: 1 – «удаление от дел» (65-70 лет); 2 – старость (70 лет и более); 3 – дряхлость (около 110 лет).


?15 Характеристика 3-х ипостасей (репрезентаций) личности

По Джексону: я – физическое, я – социальное, я – духовное.

  1. Понимание личности как биопсихический индивид. (Индивид = личности).
  2. Личность как пересечение отношений (личность и характер – социальное псих.)
  3. Личность – субъект свободного и ответственного выбора по Петухову – читать надо!!!!!

Человека можно считать личностью:

1) если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. 2) способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов – целей и принципов.

Характеристика трех "ипостасей" (репрезентаций) личности:

Индивид - это прежде всего биологическое существо. принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. В отличае от других животных он наделен сознанием, т. е. способностью познавать внешний мир и свою собственную природу.

Общие характеристики индивида: 1. целостность психофизиологической организации. 2. устойчивость во взаимодействии с окружающим миром. 3. актуальность- способность индивида к самоизменению.

Субъект деятельности - ч. существо общественное. в обществе ч. и благодаря ему ч. оказывается способным не только познавать. но и трудиться. Субъект ( впервые выделил Ананьев) – активно действующий, познающий и преобразующий мир. Это носитель предметно практической деятельности. Носитель сознания. Способности – индивидуально психологические особенности чел-ка которые выражают готовность к овладению определенным видом деят-ти и их успешному осуществлению.

Индивидуальность - это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого. Она проявляется в чертах темперамента, характера , привычках, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Выражаются в индивидуальной истории развития, опыте, своеобразии продуктов творчества, в личном потенциале.

 

Билет № 6.

 

?16. Эмоциональное состояния: «тревожность,» «фрустрация», «стресс», «аффект».

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний отрожающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и к людям, процесс и результаты его практической деятельности.

  Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности, проявляется в нарушении сознательного контроля субъекта за поведением. Аффект развивается в реальных условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Аффект может подготавливаться исподволь: повторение ситуаций, вызывающих резко отрицательное эмоциональное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, который может разрядится и бурном неуправляемом аффективном взрыве. Аффект часто сопровождается феноменом. Так называемого »суженного сознания». Нарушения сознания могут привести в последствии к невозможности субъекта выполнить отдельные моменты вызвавшего этот аффект события и ход его протекания.

Стресс – состояние черезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Она появляется в ситуации угрозы , опасности, обиды, и т.д. Основатель учения о стрессах  Г.Селье, что стресс проходит в своем развитии 3 ступени. 

              1. реакцию тревоги во время, которой мобилизуются защитные системы организма.

2.      стадию сопротивления, отрожающую полную адаптацию к стессу.

3.      Стадию истощения, которая следует неизбежно, если стресс достаточно силен и воздействует на человека продолжительное время.

Под стрессом понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Это понятие было введено Г.Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. 0его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы – усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и т.д. вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Человек реагирует не только на действительную опасность. Но и на угрозу или напоминание о ней. В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют  различные виды стресса, которые в наиболее общем виде могут быть сведены к физическому и психологическому.      Психологический стресс в свою очередь можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать, верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда возникает  информационная перегрузка, может развиться информационный  стресс. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д. стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по разному реагируют  на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей появляется повышенная активность, мобилизация сил, повышенная активность. Это так называемый «стресс дела». Опасность подстерегает человека, заставляя его действовать смело и мужественно.

С другой стороны стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее  эффективности, пассивность и общее торможение «стресс кролика».

     Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации. Фрустрация – состояние человека вызываемое объективно непреодолимыми трудностями ,  возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание  и деятельность. В состояние фрустрации человек может проявлять озлобленность,  подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию. Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояние человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающщая значимые отношения личности.

  Устойчивость (толерантность) человека к фрустрациям зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

 Тревожность  - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образованиеричинах. Вопрос о причинах тревожности открыт, в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов. В школьном и младшем школьном возрастах причиной тревожности часто являются нарушения детско-родительских отношений.  В более взрослом возрасте тревожность может продолжаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера. Выделяется устойчивая тревожность в какой либо сфере – частная «связанная»  и общая «разлитая», свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. Различается также адекватная тревожность, являющаяся отражением неблагополучия человека в той или иной области, хотя конкретная ситуация может не содержать угрозы, и неадекватная тревожность – в благополучных для индивида областях действительности.

Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития и в свою очередь оказывает на него отрицательное влияние. Такое же влияние имеет и нечувствительность к реальному неблагополучию, «защищенность», возникающая под действием защитных механизмов, прежде всего вытеснения, и проявляющаяся в отсутствие тревоги даже в потенциально угрожающих ситуациях. Тревожность может являться предвестником невроза, а также его симптомом и механизмом развития. Входит в качестве одного из основных компонентов в «посттравматический синдром», т.е. комплекс переживаний, обусловленных пережитой психической или физической травмой. Среди других психических растройствс тревожностью связанны также фобии, ипохондрии, истерии, навязчивые состояния и др. Впервые тревожность была описанна З.Фрейдом.



?17. Основные теоретические подходы к проблеме социализации.

Ж. Пиаже рассматривал процесс социализации: ребенок социализируется не с рождения (стадия эгоцентризма). Возникает конфликт для удовлетворения своих потребностей. Определяется инструментами, которыми обладают взрослые ребенок вынужден вступать в конфликт. Итогом социализации ребенка развитие абстрактного мышления.

З.Фрейд Теория психосексуального развития личности. Взрослый человек является продуктом своего детства. Движущей силой социализации сексуальный прошлый инстинкт человека «либидо». Социализация взрослого проработка тех комплексов, которые приобретены в детстве. Стадии: оральная, анальная, фаллическая, генитальная. Когда человек последовательно проходит все стадии, не фиксируясь на них, иначе формируются определенные черты характера (долго сосет бутылочку, соску; фиксация на анальной стадии – (чистоплотность) у взрослого человека – скупость, педантичность, чрезмерное упорство). Фаллической стадии – выбор социального партнера (комплекс Эдипа и Электры). Четко ответил на вопрос социальной зрелой личности.

Фрейд 1. Способность человека любить (разделение сексуального влечения и романтически-духовного. Для взрослого не нормально, для подростка норма.)

2. Способность работать (создание полезного, ценного для общества).

Теория идентичности Э. Эриксона Процесс социализации длится от момента рождения до смерти личности. 8 стадий. Формирование определенной стороны идентичности.

  1. Формирование базовое доверие к миру – открытия к миру личность (мать + ребенок, качество их отношений). Человек без доверия следовательно закрытая личность, враждебна к миру.
  2. Чувство автономности личности (самостоятельность, отделение от родителей).
  3. Чувство инициативы (детская инициатива, из нее вытекает целеустремленность, осознанность выбора).
  4. Чувство компетентности (умелости). Противоположность – чувство неполноценности. Какова атмосфера школы, влияет на потенциал ребенка.
  5. Ключевая стадия – формирование идентичности (собрать воедино все знания и оценки о себе в единый образ, связать его с прошлым и выстроить перспективу будущего). от 11 до 20 лет.
  6. Чувство близости («мы»). Свою идентичность связать с чувством идентичности другого человека, чувство «мы». Противоположное – чувство изоляции. От 21 до 25 года.
  7. Стадия зрелости (развить свою способность к саморазвитию).  От 25 до 55 лет.
  8. От 65 далее. Целостность. Итог жизни по Эриксону  - целостность личности, покой и гармония. Спокойное принятие смерти. Противоположность – отчаяние – незрелая личность.

Самым главным критерием по Эриксону – зрелость личности степень ответственным за развитие чей-то личности (степень референтности личности).

Петровский теория психосоциальная развитие личности.

1)      Адаптация. (установка, нормы, роли, быть как все).

2)      Индивидуализм. (определяется в своей индивидуальности).

3)      Интеграция (юношеский возраст). Человек должен связать воедино требования, нормы общества со своим собственным индивидуальными потребностями (интегративная).

В отечественной психологии каждая стадия связана с новообразованиями у человека, определенный вид деятельности социальная ситуация.


?18 Каковы способы мотивационного ядра выбора в системе межличностных отношений.

1 этап – социаметрия. 2 этап – список личных характеристик (до 15). Каждому члену группы нужно дать определенную характеристику. Полученные данные   мотивационного ядра выбора соотносят с данными социометрии.

Для выявления межличностных отношений в коллективе используют такой метод, как социометрия (Морено). Однако социометрический анализ может дать лишь общее описание отношений, и его нельзя использовать для определения мотивов тех или иных выборов одних членов группы другими.

Благодаря методической процедуре выделения мотивационного ядра возникает возможность перейти от исследования поверхностного слоя общения к исследованию более глубинных его пластов. Под мотивационным ядром понимается система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочитаемости, проявляемой индивидами в социометрическом исследовании. Содержание мотивационного ядра выбора партнера в структуре межличностных отношений может служить показателем того уровня, которого достигла данная группа как коллектив. В диффузных сообществах при выборе партнера для взаимодействия и общения члены группы исходят, как правило, из эмоционально-личностных симпатий и антипатий, ориентируются скорее на внешние стороны выбираемого. В коллективе межличностные выборы обусловлены ориентацией преимущественно на моральные и деловые качества партнера, т.е. на его личностные особенности, формирующиеся и проявляющиеся в совместной деятельности.

Характер мотивационного ядра выбора определяется путем соотнесения ранжированного ряда межличностных предпочтений индивида с ранжированием им членов группы по различным основаниям.


Билет № 7.

 

?19.Развитие личности: движущие силы, периодизация.

Личность развивается как целое. Только тогда, когда личность овладевает той или иной формой поведения, только тогда она поднимает его на высшую ступень. Теория психического развития личности базируется на признании того, что движущие силы ее развития проявляются в противоречиях между потребностями, которые постоянно изменяются, и реальными возможностями их удовлетворения.

Приобретение речью социальных функций и выход за ее пределы через употребление орудий труда – вот два важнейших момента, подготавливающих в первые годы жизни два важнейших изменения, которые лягут в основу дальнейшего развития.

Вся эта пора в жизни ребенка  является переходом от натуральной к культурной жизни. Как показывает исследование Пиаже, у новорожденного ребенка отсутствует даже самое примитивное Я, то есть личность и мировоззрение, отношение к другим. То и другое у него, следовательно, нераздельно.

При необычайной силе памяти ребенка в этом возрасте впечатления первого года жизни, как известно, никогда не сохраняются и не удерживаются в продолжении последующий жизни ребенка. Это другая, как бы доисторическая эпоха в культурном развитии ребенка..

В следующую эпоху развития ребенка решающим моментом в смысле развития личности ребенка является осознание им собственного Я. Как известно, ребенок сначала называет себя собственным именем, он с некоторым трудом переходит на личное местоимение.

Понятие о Я развивается у ребенка из понятия о других. Понятие личности, есть таким образом, социальное, отраженное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те приемы, приспособления, которые он применял по отношению к другим.

Следующей типичной стадией в развитии детского мировоззрения мы возраст игры как особую форму поведения ребенка. На стадии игры ребенок еще чрезвычайно неустойчиво локализует свою личность и локализует свое мировоззрение.

Только в школьном возрасте у ребенка появляется впервые более устойчивая форма личности и мировоззрения. Появляется познавательная потребность, выражающаяся в желании учиться, приобретать новые знания, умения, и потребность в общении, принимающая форму желания выполнять общественно значимую деятельность. Это приводит к очень быстрому формированию у младших школьников различных качеств личности, необходимых для успешного выполнения школьных учебных обязанностей.

На протяжении всего раннего и дошкольного детства главным фактором формирования личности ребенка продолжает оставаться взрослый человек, поддержка и одобрение которого составляют необходимое условие  «уравновешенности» ребенка с окружающей его средой и переживания им эмоционального благополучия.

Общение со сверстниками, сравнение себя с другими при наличии уже достаточно развитых познавательных возможностей детей среднего школьного возраста приводят к тому, что важнейшим содержанием их психического развития становиться развитие самосознания. У подростков возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению свои возможностей и их оценке. В результате складывается относительно устойчивая самооценка и основанный на ней уровень притязаний.[1]

В своей обширной монографии «Психология развития» Г. Крайг приводит весьма подробные характеристики  возрастного развития личности:

-         Младенчество (до года)

-         Раннее детство (1-3 года)

-         Дошкольный период (3-6 лет)

-         Среднее детство (7-12 лет)

-         Подростковый и юношеский период (13-21 год)

-         Ранняя взрослость (22-35 лет)

-         Зрелость (35-60 лет)

-         Старость (от 60 лет)


 ? 20 Наследственность и среда в индивидуальном развитии.

Айзенк 67% определяет индивидуальные способности, 13% определяет среда. (Поколение мышей умных и глупых. Обогащенная среда – умные мыши, бедная среда – глупые мыши).

                                                                                                                                    

Развитие, по Энгельсу, представляет собой единство и борьбу внутренних противоречий – наследственности и изменчивости. Наследственность – готовность к функционированию и развитию отдельных структур и систем. В основе изменений, вызванных индивидуальным опытом, лежат возможности, созданные наследственным опытом. Во врожденном поведении хранится итог всего эволюционного пути. Совокупность генов образует целостную, исключительно слаженно и эффективно работающую систему, постоянно совершенствующуюся в процессе эволюции. Под контролем генотипа находятся все признаки организма. Однако становление признаков и их индивидуальное выражение зависят в пределах возможностей, заданных генотипом, от конкретных условий, которые складываются для каждой особи в процессе индивидуального развития.

Человек одновременно является и представителем биологического вида, имеющего длинную эволюционную историю и членом общества, которое является результатом исторического развития, и поэтому принципиальным для понимания структуры психологических свойств является представление о взаимодействии биологических и социальных факторов в формировании индивидуальности.

По Ломову: Существует 3 точки зрения на психическое развитие:

1.      оно не зависит ни от биологического, ни от социального;

2.      зависит от биологического;

3.      зависит от социального (воспроизводит основные ступени исторического развития).

Нужно помнить, что человек рождается как биологическое существо, его развитие социально опосредовано.

Роль биологического и социального в разные периоды жизни различны.

По Ананьеву, Индивид – как биологический организм; личность как социальный


?21.Обсудите проблему взаимодействия (интеграции) массового и специального образования.

Конечной целью любой образовательной системы является обучение, воспитание и развитие личности. Мерилом достижения этой цели является результат, который надо искать в личности выпускника, а не в безличных новообразованиях типа технологий обучения, методик воспитания и др.

Развитие учащегося как личности, как субъекта деятельности является важнейшей целью и задачей любой образовательной системы и может рассматриваться в качестве системообразующего компонента. Развитие подменяется передачей знаний учащимся.  Однако школа как соц. институт должна готовить к жизни. Социализация не сводится лишь к передаче знаний об основах наук. Развитие человека как личности и субъекта деятельности – это обязательно развитие: 1) интеллекта; 2) эмоциональной сферы; 3) устойчивости; 4) уверенности в себе; 5) позитивного отношения к миру и принятия других; 6) сомостоятельности; 7) мотивации маактуализации, саморазвития.

А так же основная проблема взаимодействия массового и специального образования состоит в том, что в школе, даже в старших классов не подготавливают детей к поступлению. Необходимо ввести больше мероприятий, направленных на самоопределение школьника по поводу своей будущей профессии.


Билет № 8.

?22. Основные свойства восприятия.

Восприятие- отражение в коре головного мозга предметов и явлений в совокупности их свойств при непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В основе восприятия лежат межполушарные связи, связи между различными анализаторами. Сначала возникает субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов. Затем идет процесс формирования этого образа. Если воспринимаемое явление по самой своей природе воздействует только на один анализатор (воспроизведение мелодии), то в основе восприятия лежат системы внутрианализаторных связей, связей в пределах одного анализатора. Это связи на отношение элементов. Образование таких связей в слуховом анализаторе дает возможность узнавать мелодию по соотношению входящих в нее  звуков, хотя мелодия звучит в голосе, то в исполнении на различных инструментах. Осмысленность восприятия связана с работой вторичных корковых полей анализаторов. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которых дает ощущение, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмыслении его. Различают виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и т.д. Особенности восприятия:

4)      роль прошлого опыта восприятия тесно связано с прошлым опытом человека, прежними восприятиями. Под влиянием таких факторов как индивидуально-психологические особенности человека (потребности, склонности, интересы) знания, содержания и задачи выполняемой деятельности, создается характерная для каждого человека апперцепция- т.е. свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного человека. Апперцепция обуславливает различные различия при восприятии одних и тех же предметов различными людьми или же одним  и тем же человеком в разное время. Восприятие :

1.Неспецифическое, когда человек определяет только род предметов, к которым относится данный предмет ( это автомобиль, дом, человек).

2.Специфическое, человек узнает конкретный предмет (автомобиль моего брата).

2) Избирательность восприятия. Это преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, называют объектом восприятия, а все остальное- фон.

3) Иллюзии- неправильное, искаженное восприятие. Истинность восприятия проверяют практикой. Чайная ложка в стакане чая или весло, погруженное в воду, кажутся нам переломленными, но мы извлекая  их из воды убеждаемся в их целостности.

4) Наблюдение и наблюдательность. Наблюдательность- целенаправленное, планомерное восприятие. Наблюдательность, как свойство личности есть стремление и умение с наибольшей полнотой подмечать особенности предметов, явлений.  Наблюдение- это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления- сравнением, анализом. Иначе его называют «думающим восприятием». Наблюдение всегда осуществляют с той или иной познавательной целью, связанной с ясным представлением  задач и предварительной разработкой плана наблюдения. Наблюдательность тесно связана с любознательностью, живым, пытливым интересом к предметам и явлениям.


?23. Психодиагностика, её задачи, возможности и области применения.

Психодиагностика- это раздел психологии, изучающий принципы, методические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значения некоторых психологических феноменов, позволяющих установить диагноз. Задачи психодиагностики:

1.Фиксирование и описание в упорядоченном виде индивидуальных психологических различий между людьми и между группами людей, объединенных по какому-то признаку.

2.Конструирование психодиагностических методик, уточнение требований, которым должны они удовлетворять: определение границ применения методик, совершенствование результатов, которые получается при применении психодиагностических методик.

3.Уменьшение разрыва между теорией и практикой.

4.Ввести в психологическую науку, обогатить ее однозначными по своим результатам математическими методами.

5.Решение внутри психологических проблем (методологических) Таким образом, Психодиагностика- наука о методах классификации и ранжировании психологических и психодиагностических особенностей людей. Области применения психодиагностики:

6.Школьная психодиагностика. Цель- оптимизация процесса обучения. Задачи-  определение психологической готовности детей к школе или  школьной зрелости. Школьная зрелость включает в себя несколько сфер, требующих диагностирования :  а) мотивационно-потребностная сфера: в какой степени у ребенка формирована школьная мотивация ( беседы с ребенком, опросники, рисуночные тесты),  б) интеллектуальная сфера ( тестовые методы),  в) речевая сфера: как ребенок владеет повествовательной речью, способность составить рассказ, богатство словарного запаса, сформирован ли фонематический слух,  г) произвольная  сфера: насколько ребенок способен подчиняться требованиям взрослого, избавиться от своей импульсивности, копировать образец: сформированы ли сенсорно- моторные комбинации, владение рукой.

1). Контроль за развитием конкретного ученика в школе,

2) Отбор в спец. Классы и спецшколы,

3) Выяснения проблем и трудностей, которые возникают ученика,

4)Сравнительная эффективность программ и методов обучения,

5)Отбор детей, нуждающихся в коррекционно- развивающей работе,

6)Отбор детей, которые могут учиться по индивидуальной  программе.

2.Клинико- консультативная работа. (психиатрическая и нейроклиники). Психодиагностическое исследование здесь- вспомогательное, подчинение задачам клинической работы. Посредством медико-психологических исследований решаются следующие диагностические задачи:  а) примерами задач на классификацию является определение типов отношения к болезни, осуществляемое с помощью личностного опросника Бехтеревского института (ЛОБИ), или типов акцентуаций характера у подростков посредством патохарактерологического диагностического опросника (ПДО). Примером решения задачи на ранжирование может служить определение уровня невротизации и психонатизации (УНН), показателя психологической склонности к алкоголизации у подростков с помощью (ПДО), показателей развития интеллекта по методу Векслера.  Б) выявление психопатологических симптомов, которые трудно обнаружить при клиническом, врачебном обследовании. Эта задача решается посредством методов патопсихологической и нейропсихологической диагностики. Диагностическая задача здесь не сводится только к установлению наличия или отсутствия признака. Этому признаку всегда дается особая качественная квалификация ( например, в чем нарушения при выполнении определенного патопсихологического теста). В) использование методов психодиагностики для оценки эффективности лечения и реабилитационных программ.

3.Судебная экспертиза. При судебной экспертизе используются все методы психодиагностики: беседа, наблюдение, тесты и т.д. Высокая ответственность психолога- требования к его компетентности. Судебная экспертиза включает: 1) Выявление культурного социально-экономического  уровня испытуемого (доходы, семья, имущество).  2) Выявление возможных расстройств : отдельных органов, сознания, поведения (сведения об основной деятельности испытуемого).  3) Выявление изменений обусловленных патологией мозга, травмами, психическими заболеваниями.  4) Изучение личности испытуемого.  5) Выдается заключение, отвечающее основному запросу суда (не должно быть отношения виновен- невиновен)

4.Профконсультирование и профориентация. Профпригодность- соответствие требований профессии- свойствам.  1) Определение профпригодности проводится для ознакомления человека с его способностями, для облегчения обучения.  2) Помочь выбрать профессию (если человек не знает что выбрать).  3) Если человек выбирает профессию требующую определенных качеств, свойств (например: летчик- должна быть сильная нервная система).  4) Подбор кадров при приеме на высококвалифицированную работу(мотивация, способности, навыки, умения).  5) Сегодня психодиагностические методики стали применять для работы с персоналом различных учреждений.  6) Растет использование тестов как средства самопознания личности (показатели тестов могут стать средством, облегчающим человеку принятие решения).



?24. Особенности зависимости эффективности групповой деятельности от её размера и эмоциональных взаимоотношений в ней.

Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях, а также на высокой эмоцианальной вовлеченности членов в дела группы. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих, группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. Если лица, занимающие эти должности, справляются со своей работой, организация может функционировать. Индивидуальные особенности каждого почти ничего не значат для организации и наоборот. Их личностные качества играют важную роль, ни одного нельзя заменить кем-то другим.

В силу того, что роли во вторичной группе четко определены, ее члены нередко очень мало знают друг о друге. Поскольку личная беседа не эффективна, коммуникация часто носит более формальный характер и осуществляется с помощью письменных документов или телефонных звонков. Важной характеристикой группы, связанной с эффективностью ее деятельности, является количественный размер группы, его нижняя и верхняя границ. Часть психологов считает нижней границей малой группы количество в два человека Диады.

Диада, или группа, состоящая из двух человек, (например, влюбленных или двух лучших друзей), отличается некоторыми уникальными чертами. Она является очень хрупкой и разрушается, если один из членов выбивает из группы. Члены диады должны поддерживать устойчивые отношения между собой, иначе их сообщество перестанет существовать. Члены более крупных групп знают, что группа сохранится в случае их выхода, исключения из группы или смерти. Будучи хрупкой по своей природе, диада требует более тесном, упорядоченном и позитивном взаимодействия между ее членами, чем группа любого другого типа. В то же время в ней создаются условия для более глубокого эмоциональном удовлетворения, чем в любой другой группе.

Часть психологов считает, что группа должна состоять не менее, чем из 3 человек

Триады. Когда к группе из двух человек присоединяется третий, образуется триада, в которой обычно складываются ложные отношения. Рано или поздно произойдет сближение между двумя членами группы и исключение из нее третьего.

Так, известный психолог К.К.Платонов считает, что обучающая или экскурсионная группа является наиболее эффективной при составе в 20-25 человек; оптимальное количество группы ученых, которые разрабатывают конкретную проблему - 5-7 человек; группы по изучению иностранного языка - 3-5 человек.

Увеличение размера группы влияет на поведение ее членов во многих отношениях. Получены данные, что более крупные группы (состоящие из пяти или шести человек) более продуктивны, чем диады и триады. Члены более крупных групп обычно вносят больше ценных предложений, чем представители меньших групп. В более крупной группе, вероятно, меньше согласия, но также меньше и напряженность. Эти различия, возможно, связаны с тем, что для крупных групп решение организационных проблем более необходимо. Члены такой группы, вероятно, понимают, что их поведение должно быть подчинено определенной цели, поскольку они вынуждены прилагать усилия, чтобы координировать свои действия. Кроме тот, крупные группы оказывают большее давление на своих членов, усиливая их конформизм. В таких группах наблюдается неравенство между членами; каждый испытывает больше трудностей, стремясь наравне с другими участвовать в обсуждении проблем и влиять на принятие решений

 

 

Билет № 9.

?25 Эмоциональные процессы: их функции, компоненты и закономерности протекания.

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Самая     старая      по      происхождению,      простейшая      и      наиболее  распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства - высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать; чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Страсть   -   еще   один   вид   сложных,   качественно   своеобразных   и

встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

С.Л.Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности

можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.



?26. Психология развития ребенка от рождения до 3-х лет.

В раннем детстве наступает этап психологического отделения от матери. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки самосознания).

Речь. Автономная речь ребенка довольно быстро трансформируется и исчезает. Необычные по звучанию и смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Произнесенные слова становятся более правильными, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Быстро растет пассивный словарь - количество понимаемых слов. Позже – в 2-3 года возникает понимание речи-рассказа. Также растет активный словарь – количество произносимых слов.

Помимо речи в раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. В раннем детстве  из всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие. Ребенок максимально связан наличной ситуацией – тем, что он непосредственно воспринимает.

В этот процесс активного восприятия включается память. В основном это узнавание, хотя ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное ранее. Важная характеристика восприятия в этом возрасте – его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предмет притягивают ребенка, взывая у него яркую эмоциональную реакцию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.