РУБРИКИ |
Гиперактивное поведение младших школьников и его коррекция |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Гиперактивное поведение младших школьников и его коррекцияНе вызывает сомнения, что возможности компенсации свойственных данному заболеванию когнитивных и поведенческих нарушений существенно ограничиваются при отсутствии понимании родителями и другими родственниками причин и проявления этих нарушений, неправильном отношении и недостаточном внимании к детям с гиперактивностью, возникающим в результате вышеперечисленных обстоятельств. Таким образом, важная роль в формировании гиперактивности принадлежит раннему повреждению центральной нервной системы в период беременности и родов (84% случаев), и социально-психологическому фактору (63%). (15) 1.6. Лечение и коррекция гиперактивности После уточнения причин заболевания и выявления сопутствующих нарушений ставится диагноз с указанием преобладающих отклонений – дефицита внимания, гиперактивности/импульсивности или сочетания этих нарушений. На основе диагностических данных выстраивается индивидуальная схема лечения и психолого-педагогической коррекции. Взрослые часто не понимают, что происходит с ребёнком, но его поведение их раздражает. Не зная о наследственной природе гиперактивности, они объясняют поведение сына (дочери) «неправильным» воспитанием и обвиняют друг друга. Специалисты должны помочь родителям разобраться в поведении ребёнка, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребёнком. Необходимо использовать всё многообразие методик и выбрать наиболее эффективные при данных нарушениях. Психолог (врач) должен объяснить родителям, что улучшение состояния ребёнка зависит от назначаемого лечения, но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
Медикаментозная терапия. При нарушениях поведения (повышенной двигательной активности, агрессии, возбудимости) чаще всего назначают психостимуляторы, реже – антидепрессанты и нейролептики. Психостимуляторы стали применятся для лечения двигательной расторможенности и нарушений внимания с 1937 г. и до сих пор это самые эффективные препараты при этом заболевании: во всех возрастных группах (дети, подростки, взрослые) улучшение наблюдается в 75% случаев. К этой группе препаратов относятся метилфенидат (коммерческое название риталин), декстроамфетамин (декседрин) и пемолин (цилерт). При их приёме у гиперактивных детей улучшается поведение, когнитивные и социальные функции: они становятся более внимательными, успешно выполняют задания в классе, у них повышается успеваемость, улучшаются взаимоотношения с окружающими [Spencer T.J., Biederman J., 1996]. В нашей стране эти препараты пока не зарегистрированы и не используются. Других высокоэффективных медикаментозных препаратов пока не создано. Наши психоневрологи по-прежнему назначают аминалон, сиднокарб и другие нейролептики с гипертормозным действием, не улучшающим состояние этих детей. Кроме того, аминалон оказывает неблагоприятное воздействие на печень. Проведено несколько исследований по изучению влияния церебролизина и других ноотропов на симптомы СДВГ, однако в широкую практику эти препараты пока не внедрены [Заваденко Н.Н. и др., 1997]. Однако нельзя надеяться только на лекарственные препараты, так как: - не у всех больных наблюдается ожидаемый эффект; - психостимуляторы, как и любые лекарства, имеют ряд побочных действий; - применение одних только лекарств не всегда улучшает поведение ребенка. Поведенческая психотерапия Среди психолого-педагогических методов коррекции гиперактивного поведения главная роль отводится поведенческой психотерапии. Поведенческие программы требуют значительного умения, взрослым приходится прилагать всю свою фантазию и опыт общения с детьми, чтобы во время занятий поддерживать мотивацию постоянно отвлекающегося ребёнка. Коррекционные методики будут эффективны лишь при условии тесного сотрудничества семьи и школы, которое обязательно должно включать обмен информацией между родителями и учителями посредством совместных семинаров, курсов-тренингов и т.д. Успех в лечении будет гарантирован при условии поддержания единых принципов в отношении к ребёнку дома и в школе: система «вознаграждения», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности. Непрерывность лечебной терапии в школе и дома – главный залог успеха. Кроме родителей и учителей большую помощь в организации программы коррекции должны оказывать врачи, психологи, социальные педагоги – те, кто может оказать профессиональную помощь в индивидуальной работе с таким ребёнком. Коррекционные программы должны быть ориентированы на возраст 5 – 8 лет, когда компенсаторные возможности мозга велики и ещё не успел сформироваться патологический стереотип [Трошин В.М. и др., 1994]. Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности их нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Хотя способы вознаграждения и поощрения ребёнка надо постоянно менять. В разговоре с ребёнком и, особенно, при выдаче ему задания, необходимо избегать директивных указаний, желательно повернуть ситуацию таким образом, чтобы ребёнок почувствовал: он сделает полезное дело для всей семьи, ему всецело доверяют, на него надеются. При разговоре с ребёнком необходимо избегать постоянных одёргиваний типа «сиди спокойно» или «не болтай, когда я с тобой разговариваю» и другие неприятные для него вещи. Несколько примеров поощрений и вознаграждений: разрешить ребёнку посмотреть телевизор вечером на полчаса больше положенного времени, угостить специальным десертом, дать возможность поучаствовать в играх вместе с взрослыми (лото, шахматы), позволить лишний раз сходить на дискотеку, купить ту вещь, о которой он давно мечтал. Если ребёнок в течении недели ведёт себя примерно, в конце недели он должен получить дополнительное вознаграждение. Это может быть какая-то поездка вместе с родителями за город, экскурсия в зоопарк, в театр и другие. Приведённый вариант поведенческого тренинга является идеальным и не всегда его использование возможно у нас в настоящее время. Но родители и учителя могут использовать отдельные элементы этой программы, взяв её основную идею: поощрение ребёнка за выполнение поставленных целей. Причём не имеет значения, в каком виде это будет представлено: материальное вознаграждение или просто ободряющая улыбка, ласковое слово, повышенное внимание к ребёнку, физический контакт (поглаживание). При неудовлетворительном поведении рекомендуется лёгкое наказание, которое должно быть немедленным и неизбежным. Это может быть просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий». Родителям рекомендуется написать список того, чего они ожидают от ребёнка в плане поведения. Этот список в доступной манере объясняется ребёнку. После этого всё написанное неукоснительно соблюдается, и ребёнок поощряется за успех в его выполнении. От физического наказания необходимо воздерживаться. Специальное обучение: за и против Если ребенку трудно учиться в обычном классе, то по решению медико-психолого-педагогической комиссии его переводят в специализированный класс. Гиперактивному ребёнку может помочь обучение в особых условиях, соответствующих его способностям. Основные причины плохой успеваемости при данной патологии – невнимательность и отсутствие должной мотивации и целеустремлённости, иногда в сочетании с парциальными задержками развития школьных навыков. В отличии от обычной «задержки психического развития» они являются временным явлением и при интенсивных занятиях могут успешно нивелироваться. При наличии парциальных задержек рекомендуется класс коррекции, а при нормальном интеллекте – класс для догоняющих [Ясюкова Л.А., 1997]. Обязательным условием обучения гиперактивных детей в коррекционных классах является создание благоприятных условий для развития: наполняемость не более 10 человек в классе, обучение по специальным программам, наличие соответствующих учебников и развивающих материалов, индивидуальные занятия с психологом, логопедом и другими специалистами. Класс желательно изолировать от внешних раздражителей, в нем должно быть минимальное количество отвлекающих и стимулирующих предметов (картин, зеркал и т.д.); ученики должны сидеть отдельно друг от друга, учащихся с более выраженной двигательной активностью следует усаживать за предметные столы ближе к учителю, чтобы исключить их влияние на других детей. Продолжительность занятий сокращается до 30–35 минут. В течение дня обязательно проводятся занятия по аутогенной тренировке. Однако, организовывать класс исключительно для гиперактивных детей нецелесообразно, так как в своём развитии они должны опираться на успевающих учеников. Особенно это касается первоклассников, которые развиваются главным образом путём подражания и следования авторитетам. В последнее время в связи с недостаточным финансированием организация классов коррекции нерациональна. Однако надо помнить, что отсутствие вообще какой-либо коррекции может привести к развитию хронической формы заболевания, а значит, к проблемам в жизни этих детей и окружающих. Двигательная активность Лечение гиперактивных детей обязательно должно включать физическую реабилитацию. Это специальные упражнения, направленные на восстановление поведенческих реакций, выработку координированных движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры. Положительный эффект физических упражнений, особенно на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма, хорошо известен всем врачам. Большинство проведённых экспериментов показало, что механизм улучшения самочувствия связан с усиленной продукцией при длительной мышечной активности особых веществ – эндорфинов, которые благотворно влияют на психическое состояние человека. Однако, не все виды физической активности могут быть полезны для гиперактивных детей. Для них не показаны игры, где сильно выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления). Рекомендуются физические упражнения, носящие аэробный характер, в виде длительного, равномерного тренинга лёгкой и средней интенсивности: длительные прогулки, бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде и другие. Особое предпочтение следует отдавать равномерному длительному бегу, который благоприятно влияет на психическое состояние, снимает напряжённость, улучшает самочувствие. Перед тем как ребёнок начнёт заниматься физическими упражнениями, он должен пройти медицинский осмотр с целью исключения заболеваний, прежде всего, сердечно-сосудистой системы. Давая рекомендации по рациональному двигательному режиму гиперактивным детям, врач должен учитывать не только особенности данного заболевания, но и росто-весовые данные детского организма, а также наличие гиподинамии. Известно, что только мышечная активность создаёт предпосылки для нормального развития организма в детском возрасте, а дети с синдромом, вследствие общей задержки развития, часто отстают в росте и массе тела от здоровых сверстников. Психотерапия Гиперактивность – это заболевание не только ребенка, но и взрослых, прежде всего матери, которая наиболее часто с ним контактирует. Существует множество психотерапевтических методик, которые могут принести пользу как матери, так и ребенку. Остановимся на некоторых из них. Визуализация – создает условия для восстановления умственного и физического равновесия; Медитация – снижает активность симпатической системы, способствует снижению тревожности и расслаблению. При этом замедляются сердечный ритм и дыхание, снижается потребность в кислороде, меняется картина мозгового напряжения, реакция на стрессовую ситуацию уравновешивается; Аутогенная тренировка – способствует снижению двигательной расторможенности, эмоциональной возбудимости, улучшают координацию в пространстве, двигательный контроль, усиливает концентрацию внимания; Семейная психотерапия – необходима родителям, которые чувствуют вину за «плохое» воспитание ребенка, и самому ребенку. Метод метафоры, целью которого являются инициация сознательного или подсознательного транс деривационного поиска, который может помочь человеку в использовании своих личностных ресурсов для такого обогащения внутренней картины мира, что бы суметь справится с проблемой. Иногда применяют туманные метафоры, чтобы люди использовали собственные ресурсы. Так же в качестве метафор могут использоваться истории о других семьях. Выводы 1. Психофизиологической основой гиперактивного поведения у ребенка может являться незрелость, несовершенство, нарушения или расстройства работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций). Ведущую роль в формировании таких дисфункций играет патология беременности и/или родов. 2. Социально – психологической фактор гиперактивного поведения у ребенка может являться неблагоприятная семейная обстановка: воспитание в неполной семье; частые конфликты; низкий уровень материальной обеспеченности семьи; низкий уровень образования у родителей. 3. Проявление гиперактивного поведения ребенка, захватывает несколько сфер, среди которых чаще всего встречается разные варианты сочетания трех симптом: избытка двигательной активности с нарушением координации движения; нарушения эмоционального поведения - быстрая смена настроения; дефицит внимания. 4. Для лечения и коррекции гиперактивного поведения применяются: медикаментозная терапия (психостимуляторы); психотерапия (медитация, аутогенная тренировка, семейная психотерапия, поведенческая терапия); специальное обучение (классы - коррекции )
Глава 2 Комплексная программа коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста. 2.1. Программа коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивного поведения проводимая в школе. Занятия проводились в школе № 1114 г. Москвы после уроков, с учениками у которых был выявлен синдромом дефицита внимания и гиперактивное поведение 2 раза в неделю по 30-40 минут в течение месяца. Две групп по 10 человек (экспериментальная группа №1 и экспериментальная группа №2). В программу вошли упражнения направленные на развитие внимания, мышления, координации движения, релаксацию, эмоционально-личностную сферу. Полная версия программы (см. приложение) Занятие 1 1«Почесать спинку» (Фопель К., с. 108) Цель: Снять напряжение, повысить групповую сплоченность,, релаксация перед упражнением в котором нужна концентрация внимания. 2«Шершавые дощечки» (Локалова Н.П., с. 36) Цель: развитие осязательных ощущений и концентрации внимания 3«Графический диктант» (Локалова Н.П., с. 97) Цель: развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие двигательной сферы и концентрации внимания. 4«Тряпичная кукла» (Фопель К., с. 116) Цель: упражнение на релаксацию дает детям нежно позаботиться друг одруге. Занятие 2 1 «Разрывание бумаги» (Кэдьюсон Х., Шефер Ч., с. 242) Цель: разрядка накопившейся энергии 2 «Смеяться запрещается» (Фопель К., с. 28) Цель: успокоить возбужденную группу и настроить на работу, которая требует концентрации внимания. 3«Штриховка» (Локалова Н.П.,с.45) Цель: развитие зрительно-двигательной координации 4 «Тряпичная кукла и солдат» (Фопель К., с. 21) Цель: упражнение на релаксацию Занятие 3 1«Путешествие на облаке» (Фопель К., с. 23) Цель: упражнение на релаксацию дает детям успокоиться и настроиться на работу 2«Зашифруй слова» (Локалова Н.П., с. 36) Цель: развитие произвольного внимания 3«Речка» (Локалова Н.П., с. 73) Цель: развитие зрительно-двигательной координации 4«Черепаха» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., с. 99) Цель: Научить контролировать свои движения. Занятие 4 1«Игра с коробками» (Кэдьюсон Х., Шефер Ч.,с. 277) Цель: Применялась для: разрядки накопившейся энергии, развития концентрации внимания, сплочения группы 2«Камень мудрости» (Фопель К., с. 39) Цель: успокоить возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации внимания и произвольности. 3 «Тряпичная кукла» (Фопель К., с. 116) Цель: упражнение на релаксацию дает детям нежно позаботиться друг одруге. Занятие 5 1 «Путешествие на облаке» (Фопель К., с. 23) Цель: упражнение на релаксацию дает детям успокоиться и настроиться на работу 2«Запретная цифра» (Локалова Н.П., с. 98) Цель: формирование элементов самоконтроля 3«Летает – не летает» (Локалова Н.П., с. 87) Цель: развитие произвольности движений 4«Тряпичная кукла и солдат» (Фопель К., с. 21) Цель: упражнение на релаксацию Занятие 6 1«Камень мудрости» (Фопель К., с. 39) Цель: успокоить возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации внимания и произвольности. 2«Графический диктант» (Локалова Н.П., с. 97) Цель: развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие двигательной сферы и концентрации внимания. 3 «Быстрые превращения» (Фопель К., с. 59) Цель: упражнение на снятие напряжения после «сидячей» работы Занятие 7 1«Речка» (Локалова Н.П., с. 73) Цель: развитие зрительно-двигательной координации 2 «Штриховка» (Локалова Н.П., с. 45) Цель: развитие зрительно-двигательной координации 3«Разрывание бумаги» (Кэдьюсон Х., Шефер Ч., с. 242) Цель: разрядка накопившейся энергии 4«Черепаха» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., с.99) Цель: Научить контролировать свои движения. Занятие 8 1«Птенцы» (Фопель К., с. 24) Цель: Игра дает возможность установить в группе спокойную атмосферу и развивает концентрацию внимания. 2«Найди одинаковые» (Локалова Н.П., с. 42) Цель: развитие произвольного внимания 3«Запретная цифра» (Локалова Н.П., с. 98) Цель: формирование элементов самоконтроля 4«Замри» (Локалова Н.П., с. 120) Цель: формирование элементов самоконтроля Занятие 9 1 «Летает – не летает» (Локалова Н.П., с.87) Цель: развитие произвольности движений 2«Разрывание бумаги» (Кэдьюсон Х., Шефер Ч. с. 242) Цель: разрядка накопившейся энергии 3«Камень мудрости» (Фопель К. с. 39) Цель: успокоить возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации внимания и произвольности. 4«Черепаха» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., с.99) Цель: Научить контролировать свои движения. Занятие 10 1«Смеяться запрещается» (Фопель К., с. 28) Цель: успокоить возбужденную группу и настроить на работу, которая требует концентрации внимания. 2«Графический диктант» (Локалова Н.П., с. 97) Цель: развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого; 3 «Штриховка» (Локалова Н.П., с. 45) Цель: развитие зрительно-двигательной координации 4«Тряпичная кукла и солдат» (Фопель К., с. 21) Цель: упражнение на релаксацию Занятие 11 1«Камень мудрости» (Фопель К., с. 39) Цель: успокоить возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации внимания и произвольности. 2«Зашифруй слова» (Локалова Н.П., с. 36) Цель: развитие произвольного внимания 3 Шершавые дощечки» (Локалова Н.П., с. 36) Цель: развитие осязательных ощущений и концентрации внимания 4 «Тряпичная кукла» (Фопель К., с. 116) Цель: упражнение на релаксацию дает детям нежно позаботиться друг о друге. Занятие 12 1«Быстрые превращения» (Фопель К. с. 59) Цель: упражнение на снятие напряжения после «сидячей» работы 2«Речка» (Локалова Н.П., с. 73) Цель: развитие зрительно-двигательной координации 3 «Замри» (Локалова Н.П., с. 120) Цель: формирование элементов самоконтроля 4«Летает – не летает» (Локалова Н.П., с. 87) Цель: развитие произвольности движений Занятие 13 1«Речка» (Локалова Н.П., с.73) Цель: развитие зрительно-двигательной координации 2 «Штриховка» (Локалова Н.П., с. 45) Цель: развитие зрительно-двигательной координации 3«Разрывание бумаги» (Кэдьюсон Х., Шефер Ч., с. 242) Цель: разрядка накопившейся энергии 4«Черепаха» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., с.99) Цель: Научить контролировать свои движения. Занятие 14 1«Почесать спинку» (Фопель К., с.108) Цель: Снять напряжение, повысить групповую сплоченность,, релаксация перед упражнением в котором нужна концентрация внимания. 2«Шершавые дощечки» (Локалова Н.П., с.36) Цель: развитие осязательных ощущений и концентрации внимания 3«Графический диктант» (Локалова Н.П., с.97) Цель: развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие двигательной сферы и концентрации внимания. 4«Тряпичная кукла» (Фопель К., с.116) Цель: упражнение на релаксацию дает детям нежно позаботиться друг одруге. Занятие 15 1«Смеяться запрещается» (Фопель К., с.28) Цель: успокоить возбужденную группу и настроить на работу, которая требует концентрации внимания. 2«Найди одинаковые» (Локалова Н.П., с.42) Цель: развитие произвольного внимания 3«Штриховка» (Локалова Н.П., с.45) Цель: развитие зрительно-двигательной координации 4«Черепаха» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., с.99) Цель: Научить контролировать свои движения Занятие 16 1«Быстрые превращения» (Фопель К., с. 59) Цель: упражнение на снятие напряжения после «сидячей» работы. 2«Зашифруй слова» (Локалова Н.П., с. 36) Цель: развитие произвольного внимания 3«Найди одинаковые» (Локалова Н.П., с. 42) Цель: развитие произвольного внимания 4«Тряпичная кукла и солдат» (Фопель К., с. 21) Цель: упражнение на релаксацию 2.2. Рекомендации для оптимизации общения между родителями и детьми, у которых выявлен синдром дефицита внимания с гиперактивным поведением. 1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах. 2. Говорите сдержанно, спокойно. Не прибегайте к физическому наказанию. Стройте ваши отношения на доверии, а не на страхе. Совместно решайте возникшие трудности. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка 3. Избегайте повторения слова «нет», «нельзя» 4. Давайте ребенку только одно задание на короткий промежуток времени, чтобы он мог его завершить. 5. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно и ни в коем случае не выполняйте их за него. 6.Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию 7. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание, мозаика и др.) 8. Ведите бальную или знаковую систему вознаграждений (можно каждый поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать сладостями, игрушкой и пр.) 9. Избегайте повышенных или пониженных требований. Ставьте перед ним задачи, соответствующие его способностям. 10. Определите вместе с ребенком рамки поведения – что можно и чего нельзя 11. Соблюдение четкого распорядка дня 12. Избегайте большого скопления людей, шумных компаний 13. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. 14. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно ведет к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. 15. Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
Глава 3 Экспериментальное исследование с целью оценки эффективности разработанной нами комплексной программы коррекции гиперактивного поведения младших школьников. 3.1. Программа исследования Цель исследования: оценить эффективность разработанной программы Объект: дети младшего школьного возраста с гиперактивным поведением школа №1114 г. Москва, 30 человек, 7 – девочек и 23 – мальчика возраст 6 – 7 лет; Предмет: гиперактивное поведение ребенка младшего школьного возраста; Практическая значимость: разработанная коррекционная программа может быть использована в качестве методического пособия для групповой работы с гиперактивными детьми по снижению проявлений гиперактивности Задачи исследования: 1. Разделить отобранную группу гиперактивных детей на три равные (по усредненному показателю гиперактивности) группы с приблизительно равным количеством членов 2. с одной из этих групп провести работу по разработанной нами методике без вовлечения в коррекционный процесс родителей (экспериментальная группа №1) 3. с другой группой провести работу по разработанной нами методике с вовлечением в коррекционный процесс родителей (экспериментальная группа №2). В процесс работы должен вовлекаться именно тот родитель, который играет наибольшую роль в воспитании ребенка. 4. с третьей группой никакая работа проводиться не должна (контрольная группа) 5. по окончанию работы с экспериментальными группами произвести повторные замеры степени гиперактивности поведения детей по разработанному нами блоку методик 6. исследовать степень значимости различий между двумя экспериментальными группами и одной контрольной группой (Т-критерий Стьюдента) 7. на основе анализа полученных результатов, наметить пути дальнейших действий по совершенствованию методике
Методический инструментарий Для оценки степени склонности ребенка к гиперактивному поведению использовалась следующая батарея методик: 1. Методика «ДА и НЕТ» использовалась для диагностики степени произвольности внимания детей, что позволяет судить о степени их склонности к гиперактивному поведению. Выполняется методика следующим образом: ребенку предлагается поиграть в игру, где я (психолог) буду задавать вопросы, а ты (ребенок) отвечая на них, не должен произносить слова «ДА» или «НЕТ». Какие слова нельзя будет произносить, повтори, пожалуйста. (Ребенок повторяет). Теперь будь внимателен, я буду задавать вопросы. Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются два слова «ДА» и «НЕТ». За каждую ошибку начисляется 1 балл. Чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл. Употребление детьми слов таких, как «ага», «неа» и т.п. в качестве ошибки не считается; 2. Методика «Вежливость» использовалась для диагностики уровня произвольности детей, что позволяет судить о степени их склонности к гиперактивному поведению. Выполняется методика следующим образом: ребенку предлагается выполнять те команды, в которых ведущий, говорит слово «пожалуйста». Содержание команд связано с физическими упражнениями. Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются выполнение команды без слова «пожалуйста». За каждую ошибку начисляется 1 балл. Чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл. 3. Методика «Обведение контура» использовалась для диагностики уровня концентрации внимания и моторно-двигательного развития детей, что позволяет судить о степени их склонности к гиперактивному поведению. Выполняется методика следующим образом: ребенку предлагается рисунки с изображением геометрических фигур наложенных друг на друга. Необходимо найти и обвести каждую фигуру цветным карандашом. Обработка результатов: в № 1-2 каждая правильно и ясно обведенная фигура оценивается в 2 балла, в № 3-4 – 1 балл, если ребенок обвел ясно контур фигуры, нет значительных перерывов в линиях; 0 балл – при отступлении от контура фигур, при пропуске части контура или пропуске самих фигур. 4. Анкетирование родителей детей для выявления степени выраженности симптомов гиперактивного поведения у ребенка. Выполняется следующим образом: родителям предлагается опросный лист в виде таблицы. Он содержит перечень вопросов по 72 симптомам, которые могут наблюдаться при гиперактивном поведении. При наличии симптома, родитель отмечает степень выраженности его в баллах. 1- выражен мало; 2- выражен значительно; 3- выражен очень сильно. Обработка результатов: Оценки по шкалам вычисляются путем суммирования оценок по отдельным симптомам. 3.2. Результаты исследования и их анализ методом и математической статистики Таблица 2 Сводная таблица результатов по методикам до и после коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методики ФИО |
Методика «Да Нет» - произвольное внимание (количество ошибок) |
Методика«Вежливость»- произвольная двигательная активность (количество ошибок) |
Методика «Обведение контура»- моторно-двигательное развитие (количество баллов) |
Анкета родителей – выраженность симптомов гиперактивного поведения (количество баллов) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Время проведения |
До кор. |
После кор |
До кор. |
После кор |
До кор. |
После кор |
До кор. |
После кор |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольная группа |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.А. Ира |
5 |
6 |
2 |
2 |
10 |
11 |
118 |
113 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.А. Антон |
4 |
5 |
4 |
1 |
4 |
4 |
108 |
107 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.А. Артур |
5 |
6 |
1 |
1 |
5 |
4 |
97 |
97 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Б. Вадим |
4 |
5 |
3 |
0 |
6 |
6 |
107 |
105 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Б. Коля |
3 |
5 |
2 |
2 |
3 |
3 |
125 |
125 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.В. Паша |
4 |
4 |
3 |
2 |
14 |
13 |
132 |
133 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.В. Настя |
4 |
6 |
3 |
1 |
7 |
7 |
133 |
132 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.Г. Ира |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
114 |
110 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9.З. Оля |
4 |
3 |
1 |
2 |
8 |
8 |
107 |
106 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10.К. Дима |
5 |
4 |
2 |
3 |
7 |
7 |
105 |
101 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экспериментальная группа №1 (без включения родителей) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.К. Вова |
2 |
1 |
3 |
2 |
4 |
16 |
119 |
102 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.К. Андрей |
3 |
2 |
3 |
0 |
3 |
12 |
98 |
78 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13.М. Андрей |
5 |
3 |
1 |
0 |
4 |
10 |
114 |
118 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14.М. Паша |
4 |
2 |
4 |
1 |
10 |
22 |
105 |
96 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15.М. Илья |
4 |
1 |
3 |
1 |
7 |
16 |
114 |
100 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.М. Ваня |
3 |
0 |
3 |
0 |
6 |
16 |
99 |
88 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. Н. Антон |
4 |
1 |
3 |
0 |
2 |
13 |
97 |
86 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.П. Денис |
7 |
3 |
2 |
2 |
5 |
12 |
114 |
113 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19.П. Ваня |
6 |
3 |
2 |
1 |
5 |
14 |
113 |
105 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20.Р. Игорь |
3 |
0 |
3 |
0 |
14 |
16 |
126 |
105 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экспериментальная группа №2 (с включением родителей) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21.С. Света |
5 |
1 |
2 |
0 |
8 |
12 |
117 |
75 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22.С. Вика |
5 |
2 |
4 |
0 |
4 |
9 |
96 |
77 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23.С. Сережа |
3 |
2 |
2 |
1 |
10 |
12 |
105 |
82 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24.Т. Данила |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
18 |
114 |
97 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.Т. Алеся |
5 |
2 |
3 |
1 |
5 |
10 |
97 |
87 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.Т. Инна |
1 |
0 |
3 |
3 |
7 |
22 |
125 |
91 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27. Ф. Илья |
2 |
0 |
4 |
2 |
8 |
20 |
98 |
80 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28.Ф. Рома |
5 |
0 |
2 |
1 |
10 |
12 |
104 |
90 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29.Щ. Эдик |
1 |
0 |
3 |
2 |
6 |
12 |
110 |
92 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30.Я. Денис |
4 |
3 |
3 |
0 |
6 |
14 |
119 |
94 |
Обсуждение результатов:
Методики
"Да Нет" произвольное внимание
"Вежливость"-произвольная двигательная активность
"Обведение контура" моторно-двигательное развитие
Анкета родителей
(выраженность симптомов ГА повед.)
Вр. проведения
до кор.
после кор
Кол-во
ошибок
до кор.
после кор
Кол-во
ошибок
до кор.
после кор
Кол-во баллов
До кор.
после кор
1Контрольная гр.
42
48
+ 6
24
17
-7
68
67
-1
1028
1129
+101
2 Экcпер.гр.№1
41
16
-25
27
7
-20
60
147
+87
1099
991
-108
3 Экcпер.гр.№2
34
13
-21
28
12
-16
68
157
+89
1211
|
© 2010 |
|