РУБРИКИ |
Гиперактивное поведение младших школьников и его коррекция |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Гиперактивное поведение младших школьников и его коррекция |
970 |
-241 |
, где - сумма баллов по методике
- количество человек в группе
, где - балл по методике
Таблица 3
Уровень значимости различий между экспериментальной группы №1 и контрольной группой до коррекционной работы
Методики
Экспериментальная группа №1n=10
Контрольная группа
t-критерий Стьюдента
Уровень значимости
«Да и Нет» произвольное внимание (количество ошибок)
4,1
2,32
4,2
0,4
0,192
Не значимо
«Вежливость» произвольная двигательная активность
(количество ошибок)
2,7
0,68
2,4
0,93
0,748
Не значимо
«Обведение контура» моторно-двигательное развитие
(количество баллов)
6
12,9
6,8
10,8
0,520
Не значимо
Анкета выраженность симптомов гиперактивного поведения (количество баллов)
109,9
94,77
102,8
1450
0,571
Не значимо
Таблица 4
Уровень значимости различий между экспериментальной группы №2 и контрольной группой до коррекционной работы
Методики
Экспериментальная группа №2 n=10
Контрольная группа
t-критерий Стьюдента
Уровень значимости
«Да и Нет» произвольное внимание (количество ошибок)
3,4
2,71
4,2
0,4
1,435
Не значимо
«Вежливость» произвольная двигательная активность
(количество ошибок)
2,8
0,62
2,4
0,93
1,016
Не значимо
«Обведение контура» моторно-двигательное развитие
(количество баллов)
6,8
4,84
6,8
10,8
0,000
Не значимо
Анкета выраженность симптомов гиперактивного поведения (количество баллов)
108,5
102,1
102,8
1450
0,458
Не значимо
Таблица 5
Уровень значимости различий между экспериментальной группы №1 и экспериментальной группы №2 до коррекционной работы
Методики
Экспериментальная группа №1 n=10
Экспериментальная группа №2 n=10
t-критерий Стьюдента
Уровень значимости
«Да и Нет» произвольное внимание (количество ошибок)
4,1
2,32
3,4
2,71
0,987
Не значимо
«Вежливость» произвольная двигательная активность
(количество ошибок)
2,7
0,68
2,8
0,62
0,277
Не значимо
«Обведение контура» моторно-двигательное развитие
(количество баллов)
6
12,9
6,8
4,84
0,601
Не значимо
Анкета выраженность симптомов гиперактивного поведения (количество баллов)
109,9
94,77
108,5
102,1
0,316
Не значимо
Таблица 6
Уровень значимости различий между экспериментальной группы №1 и контрольной группой после коррекционной работы
Методики
Экспериментальная группа №1 n=10
Контрольная группа
t-критерий Стьюдента
Уровень значимости
«Да и Нет» произвольное внимание (количество ошибок)
1,6
1,38
4,8
1,07
6,465
0,001
«Вежливость» произвольная двигательная активность
(количество ошибок)
0,7
0,68
1,7
0,9
2,516
0,05
«Обведение контура» моторно-двигательное развитие
(количество баллов)
14,7
11,1
6,7
10,7
5,418
0,001
Анкета выраженность симптомов гиперактивного поведения (количество баллов)
99,1
153,2
112,9
162,5
2,456
0,05
Таблица 7
Уровень значимости различий между экспериментальной группы №2 и контрольной группой после коррекционной работы
Методики
Экспериментальная группа №2 n=10
Контрольная группа
t-критерий Стьюден
та
Уровень значимости
«Да и Нет» произвольное внимание (количество ошибок)
1,3
1,57
4,8
1,07
6,812
0,001
«Вежливость» произвольная двигательная активность
(количество ошибок)
1,2
1,07
1,7
0,9
1,127
Не значимо
«Обведение контура» моторно-двигательное развитие
(количество баллов)
14,1
19,2
6,7
10,7
4,280
0,001
Анкета выраженность симптомов гиперактивного поведения (количество баллов)
86,5
57,17
112,9
162,5
5,633
0,001
Таблица 6
Уровень значимости различий между экспериментальной группы №1 и экспериментальной группой№2 после коррекционной работы
Методики
Экспериментальная группа №1 n=10
Экспериментальная группа №2 n=10
t-критерий Стьюдента
Уровень значимости
«Да и Нет» произвольное внимание (количество ошибок)
1,6
1,38
1,3
1,57
0,552
Не значимо
«Вежливость» произвольная двигательная активность
(количество ошибок)
0,7
0,68
1,2
1,07
1,195
Не значимо
«Обведение контура» моторно-двигательное развитие
(количество баллов)
14,7
11,1
14,1
19,2
0,345
Не значимо
Анкета выраженность симптомов гиперактивного поведения
(количество баллов)
99,1
153,2
86,5
57,17
2,747
0,02
Уровень значимости после коррекции
Методика «Да и Нет» - произвольное внимание
(количество ошибок)
Экспериментальная группа №1
(без включения взрослых)
n=10
не значимо 0,001
Экспериментальная группа №2 0,001 Контрольная группа
(с включением взрослых) (работа не проводилась)
n=10 n=10
Методика «Вежливость» - произвольная двигательная активность
(количество ошибок)
Экспериментальная группа №1
(без включения взрослых)
n=10
не значимо 0,05
Экспериментальная группа №2 не значимо Контрольная группа
(с включением взрослых) (работа не проводилась)
n=10 n=10
Методика «Обведение контура» - моторно-двигательное развитие
(количество баллов)
Экспериментальная группа №1
(без включения взрослых)
n=10
не значимо 0,01
Экспериментальная группа №2 0,001 Контрольная группа
(с включением взрослых) (работа не проводилась)
n=10 n=10
Анкета родителей - выраженность симптомов гиперактивного поведения
(количество баллов)
Экспериментальная группа №1
(без включения взрослых)
n=10
0,02 0,05
Экспериментальная группа №2 0,001 Контрольная группа
(с включением взрослых) (работа не проводилась)
n=10 n=10
3.3. Обсуждение полученных результатов
Проведя конечную диагностику и посчитав критерий Стьюдента, мы получили следующие результаты: экспериментальная группа№1 (без включения взрослых) показала снижение уровня гиперактивности: по методикам «Да и Нет» и «Вежливость» количество допущенных ошибок сократилось в среднем на 3 балла, что позволяет нам сделать вывод о развитии произвольного внимания и произвольной двигательной активности, по методике «Обведение контура» количество баллов увеличилось, что позволяет нам сделать вывод о развитии моторно-двигательной системы, а так же анкетирование родителей показало значительное снижение выраженности симптомов гиперактивного поведения.
Экспериментальная группа №2 (с включением родителей) показала снижение уровня гиперактивности: по методике «Да и Нет» количество допущенных ошибок сократилось в среднем на 3 балла, что позволяет нам сделать вывод о развитии произвольного внимания, по методике «Обведение контура» количество баллов увеличилось, что позволяет нам сделать вывод о развитии моторно-двигательной системы, а так же анкетирование родителей показало значительное снижение выраженности симптомов гиперактивного поведения. Но также необходимо отметить, что методика «Вежливость» в этой группе показала не значительный уровень снижения ошибок.
Контрольная группа, где не проводились занятия, осталась практически без изменений.
Уровень значимости между экспериментальной группой№1 (без включения взрослых) и контрольной группой показывает наличие реального снижения гиперактивного поведения
Это подтверждает эффективность разработанной нами методики и коррекционной программы, и то, что она может быть использована психологами в практической работе с детьми младшего школьного возраста, уровень гиперактивности которых превышает допустимые нормы.
Уровень значимости между экспериментальной группой№2 (с включением взрослых) и контрольной группой показывает наличие реального снижения гиперактивного поведения по трем выбранным нами методикам, исключением является методика «Вежливость».
Это подтверждает эффективность разработанной нами коррекционной программы, и то, что она может быть использована психологами в практической работе с детьми младшего школьного возраста, уровень гиперактивности которых превышает допустимые нормы. А разработанная методика нуждается в доработке.
Уровень значимости между экспериментальной группой№1 (без включения взрослых) и экспериментальной группой№2 (с включением взрослых)не значимый по всем методикам, кроме анкетирования родителей, где уровень является значимым.
Это подтверждает эффективность разработанной нами коррекционной программы, и то, что она может быть использована психологами в практической работе с детьми младшего школьного возраста, уровень гиперактивности которых превышает допустимые нормы. А разработанная методика нуждается в доработке.
Выводы:
В данной работе мы разработали и апробировали коррекционную программу для гиперактивных детей младшего школьного возраста. Задачи, поставленные в начале работы, выполнены.
Мы рассмотрели феномен гиперактивного поведения с точки зрения современной психологии, выяснили, какая на сегодняшний день проводится работа с гиперактивным поведением детей в рамках практической психологии, психиатрии и педагогики.
Затем, в практической части мы разработали и апробировали коррекционную программу, проводимую только школьным психологом, а также, включили блок рекомендаций для близкого взрослого, который занимается наибольшим воспитанием гиперактивного ребенка.
Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод о том, что разработанная нами коррекционная программа может быть использована психологами в качестве методического пособия в практической работе с гиперактивными детьми младшего школьного возраста. Родители, которые были включены в коррекционный процесс оценивают результат коррекции значительно выше, чем те родители, которые небыли включены в коррекционный процесс. Разработанными методиками, значительной разницей выраженности гиперактивности между группами не подтверждается. Можно сделать вывод о субъективности родителей в оценке выраженности симптомов гиперактивности; а так же о незначительности влияния близкого взрослого на гиперактивное поведение ребенка, что дает повод, говорить о перспективе дальнейших исследований.
Относительно перспектив дальнейших исследований. Мы видим их в следующем:
1. Проверить данное исследование на большей выборке испытуемых;
2. Выдвижение и проверка новых гипотез влияющих на гиперактивное поведение ребенка;
3. Продолжить более глубокое исследование, влияния близкого взрослого на выраженность гиперактивности ребенка;
4. Дополнить методику диагностики для выявления и отбора гиперактивных детей
5. Разработать целенаправленную программу взаимодействия для родителей гиперактивных детей;
6. Относительно «методов оказания воздействия» в нашей методике может быть пополнен новыми техниками;
7. Коррекционная программа может быть дополнена новыми упражнениями
Заключение
Наша работа посвящена гиперактивному поведению младших школьников и методам ее коррекции.
Мы рассмотрели феномен гиперактивного поведения с точки зрения современной психологии, выяснили, какая на сегодняшний день проводится работа с гиперактивным поведением детей в рамках практической психологии, психиатрии и педагогики.
Проанализировав литературу можно сказать, что причин возникновения гиперактивного поведения у ребенка может быть несколько: психофизиологическая - незрелость, несовершенство, нарушения или расстройства работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций); социально-психологическая - неблагоприятная семейная обстановка: воспитание в неполной семье; частые конфликты; низкий уровень материальной обеспеченности семьи; низкий уровень образования у родителей.
Для лечения и коррекции гиперактивного поведения применяются разные методы: медикаментозная терапия, психотерапия, специализированное обучение.
Затем, в практической части мы разработали и апробировали коррекционную программу. Проанализировав полученные результаты, сделали вывод о том, что разработанная нами коррекционная программа может быть использована психологами в качестве методического пособия в практической работе с гиперактивными детьми младшего школьного возраста.
Разработанная нами коррекционная программа носит практический характер и может быть использована, как методическое пособие для педагогов-психологов и тех людей, кто посвящает себя детям и работе с ними. А так же эта работа поможет наметить пути дальнейшего исследования проблемы гиперактивности.
Мы видим их в следующем:
1. Проверить данное исследование на большей выборке испытуемых;
2. Выдвижение и проверка новых гипотез относительно факторов, влияющих на гиперактивное поведение ребенка;
3. Продолжить более глубокое исследование, влияния близкого взрослого на выраженность гиперактивности ребенка;
4. Дополнить методику диагностики для выявления и отбора гиперактивных детей
5. Разработать целенаправленную программу взаимодействия для родителей гиперактивных детей;
6. Блок методов оказания воздействия в нашей методике может быть пополнен новыми техниками;
7. Коррекционная программа может быть дополнена новыми упражнениями.
Литература
48. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.Лебединский, О.С.Никольский, Е.Р.Баенская, М.М.Либлины - М., 1990.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Результаты диагностике по каждому испытуемому
Методика «Да и Нет», в которой экспериментатор задает ребенку 10 вопросов, при ответе на которые нельзя употреблять запрещенные слова «Да», «НЕТ». Каждая ошибка оценивается в 1 балл.
Таблица 1
Результаты методики «Да и Нет» до коррекционной работы
ФИО
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
баллы
1.А. Ира
0
0
1
0
1
1
0
0
1
1
5
2.А. Антон
1
0
0
0
0
1
0
1
1
0
4
3.А. Артур
0
1
1
0
0
0
1
0
1
1
5
4.Б. Вадим
0
0
1
1
1
0
0
1
0
0
4
5.Б. Коля
0
0
0
1
1
0
0
0
1
0
3
6.В. Паша
0
1
0
0
1
1
0
0
0
1
4
7.В. Настя
1
0
1
1
0
0
1
0
0
0
4
8.Г. Ира
1
1
0
0
0
1
1
0
0
0
4
9.З. Оля
1
0
0
0
0
1
0
1
1
0
4
10.К. Дима
0
0
1
1
0
1
1
1
0
0
5
11.К. Вова
0
0
0
0
1
0
0
1
0
0
2
12.К. Андрей
0
0
0
1
0
1
0
0
1
0
3
13.М. Андрей
1
0
0
1
1
1
1
0
0
0
5
14.М. Паша
0
1
0
0
0
1
1
0
0
1
4
15.М. Илья
0
1
0
0
1
0
0
0
1
1
4
16.М. Ваня
0
0
1
0
0
0
1
0
0
1
3
17. Н. Антон
0
0
0
0
1
1
0
1
0
1
4
18.П. Денис
1
1
0
1
1
1
0
1
1
0
7
19.П. Ваня
0
0
1
1
1
1
0
0
1
1
6
20.Р. Игорь
0
0
0
0
1
0
1
1
0
0
3
21.С. Света
0
0
0
1
1
1
0
1
0
1
5
22.С. Вика
1
1
0
1
1
1
0
0
0
0
5
23.С. Сережа
0
0
1
0
1
1
0
0
0
0
3
24.Т. Данила
1
0
0
0
0
1
0
0
1
0
3
25.Т. Алеся
1
0
1
0
1
0
0
1
0
1
5
26.Т. Инна
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
1
27. Ф. Илья
0
0
0
1
0
0
0
0
0
1
2
28.Ф. Рома
1
1
0
1
0
0
1
0
1
0
5
29.Щ. Эдик
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
1
30.Я. Денис
1
0
0
0
1
1
1
0
0
0
4
1-10 - №вопросов
- Методика «Вежливость» - предназначена для диагностики уровня произвольной сферы. Команды ведущего выполняются только тогда, когда ведущий говорит слово «пожалуйста». Содержание 8 команд связано с физическими упражнениями.
Обработка результатов проводится путем подсчета балов, начисляющихся за ошибки, по которыми понимаются выполнение команды без слова «пожалуйста». Каждая ошибка оценивается в 1 балл. Чем больше ребенок допустил ошибок, тем выше его суммарный балл.
|
© 2010 |
|