РУБРИКИ

Гиперактивное поведение младших школьников и его коррекция

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Гиперактивное поведение младших школьников и его коррекция

8.Г. Ира

6

6

5

8

9

8

9

16

18

18

7

110

9.З. Оля

3

10

11

6

5

12

15

10

11

13

10

106

10.К. Дима

3

10

9

6

5

10

15

9

12

14

8

101


Группа 1, с которой проводилась коррекционная работа только в школе:

11.К. Вова

6

6

5

8

6

11

9

11

13

15

12

102

12.К. Андрей

7

7

6

9

4

11

6

4

15

9

10

78

13.М. Андрей

8

9

9

11

2

3

12

17

12

18

16

118

14.М. Паша

9

3

5

9

2

6

10

11

12

15

14

96

15.М. Илья

6

9

11

6

5

9

14

9

11

12

8

100

16.М. Ваня

3

3

10

8

4

9

9

8

10

13

11

88

17. Н. Антон

7

7

6

12

4

12

5

6

10

9

9

86

18.П. Денис

6

9

5

9

5

8

11

9

13

15

13

113

19.П. Ваня

8

4

8

9

6

6

11

8

12

17

16

105

20.Р. Игорь

6

5

3

8

9

10

8

14

13

16

13

105

Группа 2, с которой проводилась коррекционная работа с подключением родителей:

21.С. Света

6

6

9

10

2

6

9

6

10

12

11

75

22.С. Вика

5

6

6

9

3

8

6

6

10

9

9

77

23.С. Сережа

5

6

7

6

4

6

8

7

12

10

11

82

24.Т. Данила

6

5

8

7

5

10

11

9

14

12

10

97

25.Т. Алеся

7

9

6

10

4

11

6

6

10

9

9

87

26.Т. Инна

6

6

6

8

9

10

9

11

12

11

14

91

27. Ф. Илья

7

9

6

10

4

7

4

6

9

9

9

80

28.Ф. Рома

7

6

5

10

4

10

6

8

13

10

11

90

29.Щ. Эдик

8

9

9

11

2

6

10

9

8

8

12

92

30.Я. Денис

4

6

5

9

5

9

9

15

12

11

10

94



Таблица 9

Сводная таблица  итоговых баллов по методикам

 

Методики

"Да Нет"


"Вежливость"


"Обведение контура"


Анкета родителей


 

 

Вр. проведения

до кор.

после кор

до кор.

после кор

до кор.

после кор

до кор.

после кор


 

1Контрольная р.

42

48

24

17

68

67

1028

1129


 

2 Экcпер.гр.№1

41

16

27

7

60

147

1099

991


 

3 Экcпер.гр.№2

34

13

28

12

68

157

1211

970


 

Диаграммы по итоговым данным после коррекции

 

Методика "Да Нет"-произвольное внимание(количество ошибок)



 

до коррекции



после коррекции





 







 





 





 





 





 





 





 









 

Методика "Вежливость" - произвольная двигательная активность (количество ошибок)

 

до коррекции



после коррекции

























































Методика "Обведение контура"- моторно-двигательное развитие (количество баллов)

 

до коррекции



после коррекции















































Анкета родителей– выраженность симптомов гиперактивного поведения(количество баллов)

 

до коррекции



после коррекции























ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Программа коррекции гиперактивного поведения проводимая в школе.

  Занятия проводились в школе № 1114 г. Москвы после уроков, с  учениками у которых был выявлен синдромом дефицита внимания и гиперактивное поведение  2 раза в неделю по 30-40 минут в течение месяца.

Для занятий был выделен просторный класс, парты были расположены вдоль стены, середина была свободна для проведения подвижных игр. 

В программу вошли упражнения направленные на развитие внимания, мышления, координации движения, релаксацию, эмоционально-личностную сферу.

Занятие 1

1«Почесать спинку» (Фопель К., с. 108).

Цель: Снять напряжение, повысить групповую сплоченность, релаксация перед упражнением, в котором нужна концентрация внимания.

Инструкция: Встаньте, пожалуйста, в два больших круга так, чтобы каждый из вас оказался напротив ученика из другого — внешнего или внутреннего круга... Теперь я хочу, чтобы дети из внешнего кру­га одновременно повернулись направо. А теперь пусть повернутся на­право и все те, кто стоят во внутреннем кругу. Теперь каждый видит перед собой спину своего одноклассника.

Теперь мы начнем делать друг другу приятный и бодрящий мас­саж. (Назовите имена двух школьников из разных кругов, стоящих друг рядом с другом.) Пусть Олег и Ольга начнут растирать ладонями пле­чи стоящих перед ними учеников. Когда Олег и Ольга завершат мас­саж, те двое сделают такой же массаж двоим следующим — стоящим перед ними. И так далее по кругу, пока массаж не "вернется" к тем, кто его начал — к Олегу и Ольге.


2«Шершавые дощечки» (Локалова Н.П., с.36).

Цель: развитие осязательных ощущений и концентрации внимания.

Материал к заданию. Ящик с двумя наборами доще­чек по пять штук (10x9 см), которые оклеены шершавой бумагой пяти сортов. Ящик должен быть у каждого уче­ника. Дощечки одинаковы попарно.

а) Ученик с закрытыми глазами берет из одного на­бора дощечку, щупает ее, затем ищет путем ощупыва­ния подходящую дощечку в другом наборе и кладет ее рядом. Берет следующую дощечку из первого набора и подбирает такую же из второго и т.д.

б) Ученик с закрытыми глазами ищет дощечку с са­мой крупнозернистой поверхностью в одном из наборов и кладет ее в сторону. Из оставшихся снова выбирает дощечку с самой крупнозернистой поверхностью и кла­дет ее рядом с первой. Так до тех пор, пока не получит­ся равномерно упорядоченный ряд.

Задание можно начинать выполнять и с самой глад­кой дощечки.

Затем с открытыми глазами ученик проверяет себя. Для этого он переворачивает выложенные дощечки об­ратной стороной и смотрит на имеющиеся там цифры. Если задание выполнено верно, то цифры будут распо­ложены как в натуральном ряду.


4«Тряпичная кукла» (Фопель К., с. 116).

Цель: упражнение на релаксацию, дает детям нежно позаботиться друг о друге.

Инструкция: Вы можете рассказать мне, что такое нежность? Когда окружающие люди проявляют по отношению к вам нежность? А когда вы сами нежны по отношению к другим людям?

Я хочу предложить вам поиграть в игру, во время которой вы смо­жете быть особенно нежными и милыми по отношению к остальным ученикам. Сядьте все, пожалуйста, в круг. Кто из вас хотел бы отдох­нуть и расслабиться? Хорошо, Галя, ложись на пол в центр круга и хо­рошенько расслабься, как тряпичная кукла. Я покажу сейчас осталь­ным, как можно понежить тряпичную куклу.

Нежно приподнимите по очереди руки и ноги Гали и мягко положите их обратно на пол. При этом прокомментируйте свои действия словами, например: "Я мягко прикасаюсь к твоему локтю и запястью и медленно и нежно поднимаю твою руку вверх. Ты можешь расслабить все свои мус­кулы и не помогать мне при этом. Теперь ты можешь почувствовать при­ятный вес своей руки, а я буду нежно и ласково поднимать, и опускать твою руку, а потом осторожно положу ее обратно на пол".

Ты хочешь, чтобы дети тоже подошли к тебе и по очереди нежно приподнимали твои руки и ноги подобно тому, как я это только что де­лала? (Пусть первая четверка детей продемонстрирует вам, что они мо­гут это делать столь же аккуратно, как и Вы.) Вы все видели, как нежно и осторожно ваши одноклассники делали это. Большое спасибо. Галя, ты можешь встать. Теперь вы все можете разбиться на пятерки. Каждый из вас должен хотя бы один раз побыть "тряпичной куклой". А осталь­ные четверо в это время сядут возле него, и по очереди будут нежно и ласково поднимать, и опускать его руки и ноги.

Проследите, пожалуйста, чтобы у детей, лежащих в центре каждой подгруппы, одновременно была расслаблена только одна конечность, то есть, чтобы только один из четверых поднимал его руку или ногу. Ребе­нок, лежащий на полу, в каждой подгруппе может при желании останавли­вать движение ноги или руки.


Занятие 2

1 «Разрывание бумаги» (Кэдьюсон Х., Шефер Ч. с. 242).

Цель: разрядка накопившейся энергии.

Инструкция: Для работы необходимо иметь старые газеты и журналы, либо дру­гую ненужную бумагу. Вначале я спрашиваю детей, кто из них обе­щает убрать помещение в конце занятия, и объясняю, что это упраж­нение позволит им освободиться от неприятных чувств и потребует значительной энергии. Несколько минут отводится на обсуждение разных чувств и вызывающих их ситуаций.

Затем я начинаю разрывать газеты или журналы, показываю де­тям, как лучше это делать. Я даю им понять, что размер кусочков не столь важен. Дети присоединяются ко мне, и мы вместе бросаем ку­сочки бумаги в кучу в центре комнаты. Когда куча становится боль­шой, мы все вместе принимаемся энергично подбрасывать кусочки бумаги в воздух. Они разлетаются по всему помещению, и дети при­ходят в неописуемый восторг. Те, кто отличается скованностью и ак­куратностью, поначалу ведут себя весьма осторожно, но через мину­ту и они раскрепощаются. Детям особенно нравится делать кучки и прыгать на них, обсыпать друг друга кусочками бумаги или бросать их горстками в воздух.

Обычно я разрешаю продолжать это занятие столько, сколько по­зволяет время. После наступает момент уборки. Я предлагаю детям вспомнить о том, какое обещание они давали мне в начале занятия. Когда уборка завершена, я прошу их поделиться впечатлениями от упражнения и сказать, что человек чувствует, когда дает выход своей энергии, и каким образом можно делать нечто подобное в домашних условиях. Я многократно прибегала к этому упражнению, и оно неиз­менно вызывало у детей радость и воодушевление. Кроме того, оно не требует какой-либо подготовки.


2 «Смеяться запрещается» (Фопель К. с. 28).

Цель: успокоить возбужденную группу, настроить на работу, которая требует концентрации внимания.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, широким кругом. Кто-то один встанет посередине, и будет водить. Его задача состоит в том, что­бы выбрать кого-нибудь из сидящих, и заставить его заговорить или улыбнуться. Для достижения своей цели он может пробовать все, что угодно, однако он не должен ни до кого дотрагиваться, и, разумеется, сам он не имеет права говорить. Те, кто сидит в кругу, не должны от­ворачиваться или закрывать глаза.

Каждый водит не более одной минуты. Если за это время водящий не сумеет рассмешить или заставить заговорить кого-либо, пусть с тем же ребенком попробуют свои силы еще 1-2 водящих. Если же водящий добивается успеха, он меняется местами с тем, кого заставил улыбнуть­ся или заговорить.


3«Штриховка» (Локалова Н.П., с. 45).

Цель: развитие зрительно-двигательной координации.

Материал к заданию. Лист бумаги, карандаши.

1 вариант. Учитель предлагает ученикам выполнить разные виды штриховки, используя при этом карандаши разного цвета (см. материалы к урокам, рис. 15, а).

2 вариант. Учитель предлагает детям, используя тра­фареты (геометрических фигур), обвести контуры фигур, а затем заштриховать их, не переходя границы контура. Линии штриховки могут быть разными: прямые, наклон­ные, волнистые (см. материалы к урокам, рис. 15, б).


4 «Тряпичная кукла и солдат» (Фопель К., с. 21).

Цель: упражнение на релаксацию.

Инструкция: Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпря­митесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (Пока­жите детям эту позу.)

А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они бол­тались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям и эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными...

Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсо­лютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.)

Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.

Снова станьте солдатом... (10 секунд.) Теперь опять тряпичной куклой...

Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Вас не сложится впечатление, что они уже вполне рассла­бились.

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стрях­ните воду с волос... Теперь — с верхней части ног и ступней...

Занятие 3

1«Путешествие на облаке» (Фопель К., с. 23).

Цель: упражнение на релаксацию, дает детям успокоиться и настроиться на работу.

Материалы: В качестве сопровождения желательно использовать

спокойную инструментальную музыку.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на бе­лое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. По­чувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднима­ется в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако пе­ренесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно "увидеть" это место как можно более то­чно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 се­кунд.)

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе... Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.


2«Зашифруй слова» (Локалова Н.П., с.36).

Цель: развитие произвольного внимания.

Материал к заданию: Каждому ученику выдаете; лист бумаги с напечатанными словами, цифрами и ключом (см. материалы к урокам, рис. 21). Детям нужно зашифровать слова, используя ключ, расположенный i верхней части листа. Задание требуется выполнить как можно быстрее и без ошибок.

3«Речка» (Локалова Н.П., с.73).

Цель: развитие зрительно-двигательной координации.

Материал к заданию: Набор бланков с рисунками (см. материалы к урокам, рис. 44 и 45), карандаш.

В задании «Речка» нужно «проплыть» по речке с извилистыми берегами, островами, камнями, опасными водоворотами (спиралевидные знаки), загромождениями лодками и плавающими бревнами. «Проплыть» нужно как можно быстрее, преодолев все препятствия. «Плавать» и по течению и против течения, не поворачивя лист, и выбирая каждый раз иной путь между препятствиями.

4«Черепаха» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., с.99).

Цель: Научить контролировать свои движения.

Инструкция: Тренер встает у стены помещения, осталь­ные участники располагаются вдоль противо­положной стены. По сигналу ведущего они начинают движение. Далее тренер говорит: «Представьте себе, что все мы — черепахи. Я— большая черепаха, а вы — маленькие че­репашки. Я пригласила вас в гости на день рож­дения. Я жду вас в гости. Но вот беда: празд­ничный торт еще не готов.

По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы — че­репахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов».

Тренер следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2—3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи-именинницы.

Игра может повторяться несколько раз. Затем ведущий обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.


Занятие 4

 1«Игра с коробками» (Кэдьюсон Х., Шефер Ч., с. 277) 

Цель: Применялась для: разрядки накопившейся энергии, развития концентрации внимания, сплочения группы

Описание техники: Ограничения предлагаемой техники связаны лишь с пределами детского воображения. Наличие всего нескольких или даже одной

коробки может давать простор фантазии. Наиболее интересны для ребенка коробки из-под столов и иной мебели. Так, например, длин­ная коробка, открывающаяся с одной стороны, может служить для ребенка «домом», на ее противоположном от «двери» конце и по бо­кам ребенок может нарисовать окна. В других случаях крупная ко­робка может изображать автобус, в который дети смогут заходить с той или другой стороны. При этом они могут вырезать по бокам окна. Удлиненная коробка, открывающаяся с обеих сторон, может изобра­жать «тоннель». Некоторые дети, особенно в ходе групповых заня­тий, любят прятаться в коробки


2«Камень мудрости» (Фопель К., с. 39) 

Цель: успокоить возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации внимания и произвольности.

Материалы: Красивый, не слишком маленький камень.

Инструкция: Я принесла вам что-то необыкновенное — это ка­мень мудрости. Сейчас, пока я его держу, я могу говорить. Когда кто-то другой захочет о чем-то рассказать — он должен сообщить об этом и взять у меня камень. Пока камень находится в руках у одно­го ребенка, остальные говорить не могут. Затем камень передается другому ребенку и т.д. Можно также передавать камень ребенку, кото­рый просто хочет что-то сказать.

Анализ упражнения:

— Нравится ли тебе, когда другой человек перебивает тебя?

— Что ты чувствуешь, когда хочешь что-то сказать, а в это время все заняты своими разговорами?

Что ты чувствуешь, когда все внимательно тебя слушают?


3 «Тряпичная кукла» (Фопель К. с. 116)

Цель: упражнение на релаксацию дает детям нежно позаботиться друг о друге.

Инструкция: Вы можете рассказать мне, что такое нежность? Когда окружающие люди проявляют по отношению к вам нежность? А когда вы сами нежны по отношению к другим людям?

Я хочу предложить вам поиграть в игру, во время которой вы смо­жете быть особенно нежными и милыми по отношению к остальным ученикам. Сядьте все, пожалуйста, в круг. Кто из вас хотел бы отдох­нуть и расслабиться? Хорошо, Галя, ложись на пол в центр круга и хо­рошенько расслабься, как тряпичная кукла. Я покажу сейчас осталь­ным, как можно понежить тряпичную куклу.

Нежно приподнимите по очереди руки и ноги Гали и мягко положите их обратно на пол. При этом прокомментируйте свои действия словами, например: "Я мягко прикасаюсь к твоему локтю и запястью и медленно и нежно поднимаю твою руку вверх. Ты можешь расслабить все свои мус­кулы и не помогать мне при этом. Теперь ты можешь почувствовать при­ятный вес своей руки, а я буду нежно и ласково поднимать, и опускать твою руку, а потом осторожно положу ее обратно на пол".

Ты хочешь, чтобы дети тоже подошли к тебе и по очереди нежно приподнимали твои руки и ноги подобно тому, как я это только что де­лала? (Пусть первая четверка детей продемонстрирует вам, что они мо­гут это делать столь же аккуратно, как и Вы.) Бы все видели, как нежно и осторожно ваши одноклассники делали это. Большое спасибо. Галя, ты можешь встать. Теперь вы все можете разбиться на пятерки. Каждый из вас должен хотя бы один раз побыть "тряпичной куклой". А осталь­ные четверо в это время сядут возле него, и по очереди будут нежно и ласково поднимать, и опускать его руки и ноги.

Проследите, пожалуйста, чтобы у детей, лежащих в центре каждой подгруппы, одновременно была расслаблена только одна конечность, то есть, чтобы только один из четверых поднимал его руку или ногу. Ребе­нок, лежащий на полу, в каждой подгруппе может при желании останавли­вать движение ноги или руки.




Занятие 5

1 «Путешествие на облаке» (Фопель К., с. 23)

Цель: упражнение на релаксацию дает детям успокоиться и настроиться на работу

Материалы: В качестве сопровождения желательно использовать

спокойную инструментальную музыку.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на бе­лое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. По­чувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднима­ется в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако пе­ренесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно "увидеть" это место как можно более то­чно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 се­кунд.)

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе... Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.


2«Запретная цифра» (Локалова Н.П., с.98)

Цель: формирование элементов самоконтроля

Инструкция: Выбирается какая-либо цифра, например, 4. Учени­ки встают в круг и по часовой стрелке считают по оче­реди: один, два, три…когда очередь доходит до четвер­того ученика, он не произносит цифру, а хлопает в ла­доши четыре раза. Ошибающийся ученик выбывает из игры.


3«Летает – не летает» (Локалова Н.П., с.87)

Цель: развитие произвольности  движений

Инструкция : Ученики кладут на стол пальцы. Учитель называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т.д. При назывании летающего объекта все должны, не отрывая ладоней от стола, поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при назывании нелетающего или же не поднимет пальцы при назывании летающего объекта, выбывает из игры. (Рекомендуется перед началом задания поговорить с учениками о некоторых летающих предметах, сделанных руками человека, о летающих сказочных существах, о некоторых нелетающих птицах и т.д.).

4«Тряпичная кукла и солдат» (Фопель К., с. 21) 

Цель: упражнение на релаксацию

Инструкция: Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпря­митесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (Пока­жите детям эту позу.)

А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они бол­тались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям и эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными...

Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсо­лютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.)

Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.

Снова станьте солдатом... (10 секунд.) Теперь опять тряпичной куклой...

Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Вас не сложится впечатление, что они уже вполне рассла­бились.

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стрях­ните воду с волос... Теперь — с верхней части ног и ступней...


Занятие 6

1«Камень мудрости» (Фопель К., с. 39) 

Цель: успокоить возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации внимания и произвольности.

Материалы: Красивый, не слишком маленький камень.

Инструкция: Я принесла вам что-то необыкновенное — это ка­мень мудрости. Сейчас, пока я его держу, я могу говорить. Когда кто-то другой захочет о чем-то рассказать — он должен сообщить об этом и взять у меня камень. Пока камень находится в руках у одно­го ребенка, остальные говорить не могут. Затем камень передается другому ребенку и т.д. Можно также передавать камень ребенку, кото­рый просто хочет что-то сказать.

Анализ упражнения:

— Нравится ли тебе, когда другой человек перебивает тебя?

— Что ты чувствуешь, когда хочешь что-то сказать, а в это время все заняты своими разговорами?

Что ты чувствуешь, когда все внимательно тебя слушают?


2«Графический диктант» (Локалова Н.П., с.97)

Цель: развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие двигательной сферы и концентрации внимания. 

Материал к заданию. Индивидуальный набор блан­ков (4 штуки 10x15 см). На каждом бланке изображены 3 ряда мелких геометрических фигур: верхний ряд со­стоит из 17 треугольников, средний ряд — из 16 круж­ков, нижний ряд — из 17 квадратов. Фигуры верхнего и нижнего рядов расположены друг против друга, сред­него — в промежутке между ними (см. материалы к урокам, рис. 63). Учитель говорит: «Мы будем рисовать узоры. У вас на листочках нарисованы ряды треуголь­ников, квадратов и кружков. Вы будете соединять их, чтобы получился узор. Запомните три правила:

1) два треугольника, два квадрата или квадрат с тре­угольником можно соединять только через кружок;

2) линия узора должна идти только вперед;

3) каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда в узоре не получится промежутков. Нарисуем пер­вый узор вместе».

Вместе с учениками учитель выполняет тренировоч­ный узор и анализирует его. Затем учащиеся под дик­товку учителя рисуют три основных узора.


3 «Быстрые превращения» (Фопель К., с.59) 

Цель: упражнение на снятие напряжения после «сидячей» работы

Материалы: Аудиокассета с записью бодрой инструментальной му­зыки.

Инструкция: Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете ходить по классу. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться. В этот момент я скажу вам, кого вы должны изобразить... (Включите му­зыку и остановите ее примерно через одну минуту.)

Теперь вы все должны превратиться в Бабу-Ягу. (Снова включите музыку на 30 секунд.)

Теперь все — роботы. Встаньте парами и покажите друг другу, что вы роботы... (Снова поставьте музыку на 30 секунд.)

Другие превращения: грустный клоун, веселый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун на короткую дистанцию, улыбающийся ма­некен, боксер перед борьбой, певец, заслуживший аплодисменты.


Занятие 7

1«Речка» (Локалова Н.П., с.73)

Цель: развитие зрительно-двигательной координации

Материал к заданию. Набор ^бланков с рисункам! (см. материалы к урокам, рис. 44 и 45), карандаш.

В задании «Речка» нужно «проплыть» по речке с извилистыми берегами, островами, камнями, опасным! водоворотами (спиралевидные знаки), загромождение! лодками и плавающими бревнами. «Проплыть» нужно как можно быстрее, преодолев все препятствия. «Плавать» и по течению и против течения, не поворачивав лист и выбирая каждый раз иной путь между препятствиями.


2 «Штриховка» (Локалова Н.П., с.45)

Цель: развитие зрительно-двигательной координации

Материал к заданию. Лист бумаги, карандаши.

1 вариант. Учитель предлагает ученикам выполнить разные виды штриховки, используя при этом карандаши разного цвета (см. материалы к урокам, рис. 15, а).

2 вариант. Учитель предлагает детям, используя тра­фареты (геометрических фигур), обвести контуры фигур, а затем заштриховать их, не переходя границы контура. Линии штриховки могут быть разными: прямые, наклон­ные, волнистые (см. материалы к урокам, рис. 15, б).


3«Разрывание бумаги» (Кэдьюсон Х., Шефер Ч., с.-242) 

Цель: разрядка накопившейся энергии

Инструкция: Для работы необходимо иметь старые газеты и журналы, либо дру­гую ненужную бумагу. Вначале я спрашиваю детей, кто из них обе­щает убрать помещение в конце занятия, и объясняю, что это упраж­нение позволит им освободиться от неприятных чувств и потребует значительной энергии. Несколько минут отводится на обсуждение разных чувств и вызывающих их ситуаций.

Затем я начинаю разрывать газеты или журналы, показываю де­тям, как лучше это делать. Я даю им понять, что размер кусочков не столь важен. Дети присоединяются ко мне, и мы вместе бросаем ку­сочки бумаги в кучу в центре комнаты. Когда куча становится боль­шой, мы все вместе принимаемся энергично подбрасывать кусочки бумаги в воздух. Они разлетаются по всему помещению, и дети при­ходят в неописуемый восторг. Те, кто отличается скованностью и ак­куратностью, поначалу ведут себя весьма осторожно, но через мину­ту и они раскрепощаются. Детям особенно нравится делать кучки и прыгать на них, обсыпать друг друга кусочками бумаги или бросать их горстками в воздух.

Обычно я разрешаю продолжать это занятие столько, сколько по­зволяет время. После наступает момент уборки. Я предлагаю детям вспомнить о том, какое обещание они давали мне в начале занятия. Когда уборка завершена, я прошу их поделиться впечатлениями от упражнения и сказать, что человек чувствует, когда дает выход своей энергии, и каким образом можно делать нечто подобное в домашних условиях. Я многократно прибегала к этому упражнению, и оно неиз­менно вызывало у детей радость и воодушевление. Кроме того, оно не требует какой-либо подготовки.

4«Черепаха» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.,  с.99) 

Цель: Научить контролировать свои движения.

Инструкция: Тренер встает у стены помещения, осталь­ные участники располагаются вдоль противо­положной стены. По сигналу ведущего они начинают движение. Далее тренер говорит: «Представьте себе, что все мы — черепахи. Я— большая черепаха, а вы — маленькие че­репашки. Я пригласила вас в гости на день рож­дения. Я жду вас в гости. Но вот беда: празд­ничный торт еще не готов.

По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы — че­репахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов».

Тренер следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2—3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи-именинницы.

Игра может повторяться несколько раз. Затем ведущий обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.


Занятие 8

1«Птенцы» (Фопель К., с. 24) 

Цель: Игра дает возможность установить в группе спокойную атмосферу и развивает концентрацию внимания. 

 Инструкция: Я хочу предложить вам игру, которая называется "Птенцы". Кто из вас хотел бы быть Птицей-мамой или Птицей-па­пой?

Птицы-родители идут к двери. Затем выбираются пять детей, которые будут Птенцами. Все опускают головы на руки, и Птица-ма­ма приглашается обратно в класс. Один из Птенцов очень тонким го­лосом пищит; остальные дети сидят очень тихо. Птица-мама идет вдоль круга и пытается найти своего Птенца. Когда она обнаружит одного, она кладет руку ему на плечо и говорит: "Вот ты где!". Этот Птенец может поднять голову. Когда все Птенцы будут найдены, мо­жно сыграть в эту игру еще раз.

При повторе можно обыгрывать других зверей, например щенят, ко­тят, телят, ягнят и т.д.

2«Найди одинаковые» (Локалова Н.П., с.42)

Цель: развитие произвольного внимания

Материал к заданию. Листы бумаги с изображением фигуры-образца и несколькими похожими, но отлича­ющимися малозаметными компонентами, фигурами (см. материалы к урокам, рис. 13).

Учитель просит учеников рассмотреть фигуру-об­разец слева на рисунке и найти точно такую же в пра­вой части.

3«Запретная цифра» (Локалова Н.П., с.98)

Цель: формирование элементов самоконтроля

Инструкция: Выбирается какая-либо цифра, например, 4. Учени­ки встают в круг и по часовой стрелке считают по оче­реди: один, два, три…когда очередь доходит до четвер­того ученика, он не произносит цифру, а хлопает в ла­доши четыре раза. Ошибающийся ученик выбывает из игры.


4«Замри» (Локалова Н.П., с.120)

Цель: формирование элементов самоконтроля

Инструкция: Играет веселая, подвижная музыка. Ученики сво­бодно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обры­вается. Дети замирают в тех позах, в которых их застал музыкальный перерыв. Затем через 7—10 сек, музыка вновь возникает, и ученики продолжают движение.


Занятие 9

1 «Летает – не летает» (Локалова Н.П., с.87)

Цель: развитие произвольности  движений

Инструкция :Ученики кладут на стол пальцы. Учитель называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т.д. При назывании летающего объекта все должны, не отрывая ладоней от стола, поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при назывании нелетающего или же не поднимет пальцы при назывании летающего объекта, выбывает из игры. (Рекомендуется перед началом задания поговорить с учениками о некоторых летающих предметах, сделанных руками человека, о летающих сказочных существах, о некоторых нелетающих птицах и т.д.).


 2«Разрывание бумаги» (Кэдьюсон Х., Шефер Ч., с. 242) 

Цель: разрядка накопившейся энергии

Инструкция: Для работы необходимо иметь старые газеты и журналы, либо дру­гую ненужную бумагу. Вначале я спрашиваю детей, кто из них обе­щает убрать помещение в конце занятия, и объясняю, что это упраж­нение позволит им освободиться от неприятных чувств и потребует значительной энергии. Несколько минут отводится на обсуждение разных чувств и вызывающих их ситуаций.

Затем я начинаю разрывать газеты или журналы, показываю де­тям, как лучше это делать. Я даю им понять, что размер кусочков не столь важен. Дети присоединяются ко мне, и мы вместе бросаем ку­сочки бумаги в кучу в центре комнаты. Когда куча становится боль­шой, мы все вместе принимаемся энергично подбрасывать кусочки бумаги в воздух. Они разлетаются по всему помещению, и дети при­ходят в неописуемый восторг. Те, кто отличается скованностью и ак­куратностью, поначалу ведут себя весьма осторожно, но через мину­ту и они раскрепощаются. Детям особенно нравится делать кучки и прыгать на них, обсыпать друг друга кусочками бумаги или бросать их горстками в воздух.

Обычно я разрешаю продолжать это занятие столько, сколько по­зволяет время. После наступает момент уборки. Я предлагаю детям вспомнить о том, какое обещание они давали мне в начале занятия. Когда уборка завершена, я прошу их поделиться впечатлениями от упражнения и сказать, что человек чувствует, когда дает выход своей энергии, и каким образом можно делать нечто подобное в домашних условиях. Я многократно прибегала к этому упражнению, и оно неиз­менно вызывало у детей радость и воодушевление. Кроме того, оно не требует какой-либо подготовки.

3«Камень мудрости» (Фопель К., с. 39) 

Цель: успокоить возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации внимания и произвольности.

Материалы: Красивый, не слишком маленький камень.

Инструкция: Я принесла вам что-то необыкновенное — это ка­мень мудрости. Сейчас, пока я его держу, я могу говорить. Когда кто-то другой захочет о чем-то рассказать — он должен сообщить об этом и взять у меня камень. Пока камень находится в руках у одно­го ребенка, остальные говорить не могут. Затем камень передается другому ребенку и т.д. Можно также передавать камень ребенку, кото­рый просто хочет что-то сказать.

Анализ упражнения:

— Нравится ли тебе, когда другой человек перебивает тебя?

— Что ты чувствуешь, когда хочешь что-то сказать, а в это время все заняты своими разговорами?

Что ты чувствуешь, когда все внимательно тебя слушают?

4«Черепаха» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., с.99)

Цель: Научить контролировать свои движения.

Инструкция: Тренер встает у стены помещения, осталь­ные участники располагаются вдоль противо­положной стены. По сигналу ведущего они начинают движение. Далее тренер говорит: «Представьте себе, что все мы — черепахи. Я — большая черепаха, а вы — маленькие че­репашки. Я пригласила вас в гости на день рож­дения. Я жду вас в гости. Но вот беда: празд­ничный торт еще не готов.

По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы — че­репахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов».

Тренер следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2—3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи-именинницы.

Игра может повторяться несколько раз. Затем ведущий обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.


Занятие 10

1«Смеяться запрещается» (Фопель К., с. 28) 

Цель: успокоить возбужденную группу и настроить на работу, которая требует концентрации внимания.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, широким кругом. Кто-то один встанет посередине и будет водить. Его задача состоит в том, что­бы выбрать кого-нибудь из сидящих и заставить его заговорить или улыбнуться. Для достижения своей цели он может пробовать все, что угодно, однако он не должен ни до кого дотрагиваться, и, разумеется, сам он не имеет права говорить. Те, кто сидит в кругу, не должны от­ворачиваться или закрывать глаза.

Каждый водит не более одной минуты. Если за это время водящий не сумеет рассмешить или заставить заговорить кого-либо, пусть с тем же ребенком попробуют свои силы еще 1-2 водящих. Если же водящий добивается успеха, он меняется местами с тем, кого заставил улыбнуть­ся или заговорить.


2«Графический диктант» (Локалова Н.П., с. 97)

Цель: развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого;

Материал к заданию. Индивидуальный набор блан­ков (4 штуки 10x15 см). На каждом бланке изображены 3 ряда мелких геометрических фигур: верхний ряд со­стоит из 17 треугольников, средний ряд — из 16 круж­ков, нижний ряд — из 17 квадратов. Фигуры верхнего и нижнего рядов расположены друг против друга, сред­него — в промежутке между ними (см. материалы к урокам, рис. 63). Учитель говорит: «Мы будем рисовать узоры. У вас на листочках нарисованы ряды треуголь­ников, квадратов и кружков. Вы будете соединять их, чтобы получился узор. Запомните три правила:

1) два треугольника, два квадрата или квадрат с тре­угольником можно соединять только через кружок;

2) линия узора должна идти только вперед;

3) каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда в узоре не получится промежутков. Нарисуем пер­вый узор вместе».

Вместе с учениками учитель выполняет тренировоч­ный узор и анализирует его. Затем учащиеся под дик­товку учителя рисуют три основных узора.


3 «Штриховка» (Локалова Н.П., с.45)

Цель: развитие зрительно-двигательной координации

Материал к заданию. Лист бумаги, карандаши.

1 вариант. Учитель предлагает ученикам выполнить разные виды штриховки, используя при этом карандаши разного цвета (см. материалы к урокам, рис. 15, а).

2 вариант. Учитель предлагает детям, используя тра­фареты (геометрических фигур), обвести контуры фигур, а затем заштриховать их, не переходя границы контура. Линии штриховки могут быть разными: прямые, наклон­ные, волнистые (см. материалы к урокам, рис. 15, б).


4«Тряпичная кукла и солдат» (Фопель К., с. 21) 

Цель: упражнение на релаксацию

Инструкция: Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпря­митесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (Пока­жите детям эту позу.)

А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они бол­тались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям и эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными...

Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсо­лютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.)

Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.

Снова станьте солдатом... (10 секунд.) Теперь опять тряпичной куклой...

Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Вас не сложится впечатление, что они уже вполне рассла­бились.

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стрях­ните воду с волос... Теперь — с верхней части ног и ступней...


Занятие 11

1«Камень мудрости» (Фопель К., с. 39)  

Цель: успокоить возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации внимания и произвольности.

Материалы: Красивый, не слишком маленький камень.

Инструкция: Я принесла вам что-то необыкновенное — это ка­мень мудрости. Сейчас, пока я его держу, я могу говорить. Когда кто-то другой захочет о чем-то рассказать — он должен сообщить об этом и взять у меня камень. Пока камень находится в руках у одно­го ребенка, остальные говорить не могут. Затем камень передается другому ребенку и т.д. Можно также передавать камень ребенку, кото­рый просто хочет что-то сказать.

Анализ упражнения:

— Нравится ли тебе, когда другой человек перебивает тебя?

— Что ты чувствуешь, когда хочешь что-то сказать, а в это время все заняты своими разговорами?

Что ты чувствуешь, когда все внимательно тебя слушают?


2«Зашифруй слова» (Локалова Н.П., с.36)

Цель: развитие произвольного внимания

Материал к заданию. Каждому ученику выдаете; лист бумаги с напечатанными словами, цифрами и ключом (см. материалы к урокам, рис. 21). Детям нужно зашифровать слова, используя ключ, расположенный i верхней части листа. Задание требуется выполнить как можно быстрее и без ошибок.


3 Шершавые дощечки» (Локалова Н.П., с.36)

Цель: развитие осязательных ощущений и концентрации внимания

Материал к заданию. Ящик с двумя наборами доще­чек по пять штук (10x9 см), которые оклеены шершавой бумагой пяти сортов. Ящик должен быть у каждого уче­ника. Дощечки одинаковы попарно.

а) Ученик с закрытыми глазами берет из одного на­бора дощечку, щупает ее, затем ищет путем ощупыва­ния подходящую дощечку в другом наборе и кладет ее рядом. Берет следующую дощечку из первого набора и подбирает такую же из второго и т.д.

б) Ученик с закрытыми глазами ищет дощечку с са­мой крупнозернистой поверхностью в одном из наборов и кладет ее в сторону. Из оставшихся снова выбирает дощечку с самой крупнозернистой поверхностью и кла­дет ее рядом с первой. Так до тех пор, пока не получит­ся равномерно упорядоченный ряд.

Задание можно начинать выполнять и с самой глад­кой дощечки.

Затем с открытыми глазами ученик проверяет себя. Для этого он переворачивает выложенные дощечки об­ратной стороной и смотрит на имеющиеся там цифры. Если задание выполнено верно, то цифры будут распо­ложены как в натуральном ряду.


4 «Тряпичная кукла» (Фопель К., с. 116)

Цель: упражнение на релаксацию дает детям нежно позаботиться друг одруге.

Инструкция: Вы можете рассказать мне, что такое нежность? Когда окружающие люди проявляют по отношению к вам нежность? А когда вы сами нежны по отношению к другим людям?

Я хочу предложить вам поиграть в игру, во время которой вы смо­жете быть особенно нежными и милыми по отношению к остальным ученикам. Сядьте все, пожалуйста, в круг. Кто из вас хотел бы отдох­нуть и расслабиться? Хорошо, Галя, ложись на пол в центр круга и хо­рошенько расслабься, как тряпичная кукла. Я покажу сейчас осталь­ным, как можно понежить тряпичную куклу.

Нежно приподнимите по очереди руки и ноги Гали и мягко положите их обратно на пол. При этом прокомментируйте свои действия словами, например: "Я мягко прикасаюсь к твоему локтю и запястью и медленно и нежно поднимаю твою руку вверх. Ты можешь расслабить все свои мус­кулы и не помогать мне при этом. Теперь ты можешь почувствовать при­ятный вес своей руки, а я буду нежно и ласково поднимать, и опускать твою руку, а потом осторожно положу ее обратно на пол".

Ты хочешь, чтобы дети тоже подошли к тебе и по очереди нежно приподнимали твои руки и ноги подобно тому, как я это только что де­лала? (Пусть первая четверка детей продемонстрирует вам, что они мо­гут это делать столь же аккуратно, как и Вы.) Вы все видели, как нежно и осторожно ваши одноклассники делали это. Большое спасибо. Галя, ты можешь встать. Теперь вы все можете разбиться на пятерки. Каждый из вас должен хотя бы один раз побыть "тряпичной куклой". А осталь­ные четверо в это время сядут возле него, и по очереди будут нежно и ласково поднимать, и опускать его руки и ноги.

Проследите, пожалуйста, чтобы у детей, лежащих в центре каждой подгруппы, одновременно была расслаблена только одна конечность, то есть, чтобы только один из четверых поднимал его руку или ногу. Ребе­нок, лежащий на полу, в каждой подгруппе может при желании останавли­вать движение ноги или руки.




Занятие 12

1«Быстрые превращения» (Фопель К., с. 59) 

Цель: упражнение на снятие напряжения после «сидячей» работы

Материалы: Аудиокассета с записью бодрой инструментальной му­зыки.

Инструкция: Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете ходить по классу. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться. В этот момент я скажу вам, кого вы должны изобразить... (Включите му­зыку и остановите ее примерно через одну минуту.)

Теперь вы все должны превратиться в Бабу-Ягу. (Снова включите музыку на 30 секунд.)

Теперь все — роботы. Встаньте парами и покажите друг другу, что вы роботы... (Снова поставьте музыку на 30 секунд.)

Другие превращения: грустный клоун, веселый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун на короткую дистанцию, улыбающийся ма­некен, боксер перед борьбой, певец, заслуживший аплодисменты.


2«Речка» (Локалова Н.П. с. 73)

Цель: развитие зрительно-двигательной координации

Материал к заданию. Набор бланков с рисунками (см. материалы к урокам, рис. 44 и 45), карандаш.

В задании «Речка» нужно «проплыть» по речке с извилистыми берегами, островами, камнями, опасными водоворотами (спиралевидные знаки), загромождениями лодками и плавающими бревнами. «Проплыть» нужно как можно быстрее, преодолев все препятствия. «Плавать» и по течению и против течения, не поворачивая лист и выбирая каждый раз иной путь между препятствиями.


3 «Замри» (Локалова Н.П. с. 120)

Цель: формирование элементов самоконтроля

Инструкция: Играет веселая, подвижная музыка. Ученики сво­бодно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обры­вается. Дети замирают в тех позах, в которых их застал музыкальный перерыв. Затем через 7—10 сек, музыка вновь возникает, и ученики продолжают движение.


4«Летает – не летает» (Локалова Н.П. с. 87)

Цель: развитие произвольности  движений

Инструкция: Ученики кладут на стол пальцы. Учитель называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т.д. При назывании летающего объекта все должны, не отрывая ладоней от стола, поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при назывании нелетающего или же не поднимет пальцы при назывании летающего объекта, выбывает из игры. (Рекомендуется перед началом задания поговорить с учениками о некоторых летающих предметах, сделанных руками человека, о летающих сказочных существах, о некоторых нелетающих птицах и т.д.).


Занятие 13

1«Речка» (Локалова Н.П., с. 73)

Цель: развитие зрительно-двигательной координации

Материал к заданию. Набор бланков с рисунками (см. материалы к урокам, рис. 44 и 45), карандаш.

В задании «Речка» нужно «проплыть» по речке с извилистыми берегами, островами, камнями, опасными водоворотами (спиралевидные знаки), загромождениями лодками и плавающими бревнами. «Проплыть» нужно как можно быстрее, преодолев все препятствия. «Плавать» и по течению и против течения, не поворачивая лист, и выбирая каждый раз иной путь между препятствиями.


2 «Штриховка» (Локалова Н.П., с. 45)

Цель: развитие зрительно-двигательной координации

Материал к заданию. Лист бумаги, карандаши.

1 вариант. Учитель предлагает ученикам выполнить разные виды штриховки, используя при этом карандаши разного цвета (см. материалы к урокам, рис. 15, а).

2 вариант. Учитель предлагает детям, используя тра­фареты (геометрических фигур), обвести контуры фигур, а затем заштриховать их, не переходя границы контура. Линии штриховки могут быть разными: прямые, наклон­ные, волнистые (см. материалы к урокам, рис. 15, б).


3«Разрывание бумаги» (Кэдьюсон Х., Шефер Ч., с. 242) 

Цель: разрядка накопившейся энергии

Инструкция: Для работы необходимо иметь старые газеты и журналы, либо дру­гую ненужную бумагу. Вначале я спрашиваю детей, кто из них обе­щает убрать помещение в конце занятия, и объясняю, что это упраж­нение позволит им освободиться от неприятных чувств и потребует значительной энергии. Несколько минут отводится на обсуждение разных чувств и вызывающих их ситуаций.

Затем я начинаю разрывать газеты или журналы, показываю де­тям, как лучше это делать. Я даю им понять, что размер кусочков не столь важен. Дети присоединяются ко мне, и мы вместе бросаем ку­сочки бумаги в кучу в центре комнаты. Когда куча становится боль­шой, мы все вместе принимаемся энергично подбрасывать кусочки бумаги в воздух. Они разлетаются по всему помещению, и дети при­ходят в неописуемый восторг. Те, кто отличается скованностью и ак­куратностью, поначалу ведут себя весьма осторожно, но через мину­ту и они раскрепощаются. Детям особенно нравится делать кучки и прыгать на них, обсыпать друг друга кусочками бумаги или бросать их горстками в воздух.

Обычно я разрешаю продолжать это занятие столько, сколько по­зволяет время. После наступает момент уборки. Я предлагаю детям вспомнить о том, какое обещание они давали мне в начале занятия. Когда уборка завершена, я прошу их поделиться впечатлениями от упражнения и сказать, что человек чувствует, когда дает выход своей энергии, и каким образом можно делать нечто подобное в домашних условиях. Я многократно прибегала к этому упражнению, и оно неиз­менно вызывало у детей радость и воодушевление. Кроме того, оно не требует какой-либо подготовки.

4«Черепаха» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., с.99) 

Цель: Научить контролировать свои движения.

Инструкция: Тренер встает у стены помещения, осталь­ные участники располагаются вдоль противо­положной стены. По сигналу ведущего они начинают движение. Далее тренер говорит: «Представьте себе, что все мы — черепахи. Я— большая черепаха, а вы — маленькие че­репашки. Я пригласила вас в гости на день рож­дения. Я жду вас в гости. Но вот беда: празд­ничный торт еще не готов.

По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы — че­репахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов».

Тренер следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2—3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи-именинницы.

Игра может повторяться несколько раз. Затем ведущий обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.


Занятие 14

1«Почесать спинку» (Фопель К., с. 108) 

Цель: Снять напряжение, повысить групповую сплоченность, релаксация перед упражнением, в котором нужна концентрация внимания. 

Инструкция: Встаньте, пожалуйста, в два больших круга так, чтобы каждый из вас оказался напротив ученика из другого — внешнего или внутреннего круга... Теперь я хочу, чтобы дети из внешнего кру­га одновременно повернулись направо. А теперь пусть повернутся на­право и все те, кто стоят во внутреннем кругу. Теперь каждый видит перед собой спину своего одноклассника.

Теперь мы начнем делать друг другу приятный и бодрящий мас­саж. (Назовите имена двух школьников из разных кругов, стоящих друг рядом с другом.) Пусть Олег и Ольга начнут растирать ладонями пле­чи стоящих перед ними учеников. Когда Олег и Ольга завершат мас­саж, те двое сделают такой же массаж двоим следующим — стоящим перед ними. И так далее по кругу, пока массаж не "вернется" к тем, кто его начал — к Олегу и Ольге.


2«Шершавые дощечки» (Локалова Н.П., с.36)

Цель: развитие осязательных ощущений и концентрации внимания

Материал к заданию. Ящик с двумя наборами доще­чек по пять штук (10x9 см), которые оклеены шершавой бумагой пяти сортов. Ящик должен быть у каждого уче­ника. Дощечки одинаковы попарно.

а) Ученик с закрытыми глазами берет из одного на­бора дощечку, щупает ее, затем ищет путем ощупыва­ния подходящую дощечку в другом наборе и кладет ее рядом. Берет следующую дощечку из первого набора и подбирает такую же из второго и т.д.

б) Ученик с закрытыми глазами ищет дощечку с са­мой крупнозернистой поверхностью в одном из наборов и кладет ее в сторону. Из оставшихся снова выбирает дощечку с самой крупнозернистой поверхностью и кла­дет ее рядом с первой. Так до тех пор, пока не получит­ся равномерно упорядоченный ряд.

Задание можно начинать выполнять и с самой глад­кой дощечки.

Затем с открытыми глазами ученик проверяет себя. Для этого он переворачивает выложенные дощечки об­ратной стороной и смотрит на имеющиеся там цифры. Если задание выполнено верно, то цифры будут распо­ложены как в натуральном ряду.


3«Графический диктант» (Локалова Н.П., с. 97)

Цель: развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие двигательной сферы и концентрации внимания. 

Материал к заданию. Индивидуальный набор блан­ков (4 штуки 10x15 см). На каждом бланке изображены 3 ряда мелких геометрических фигур: верхний ряд со­стоит из 17 треугольников, средний ряд — из 16 круж­ков, нижний ряд — из 17 квадратов. Фигуры верхнего и нижнего рядов расположены друг против друга, сред­него — в промежутке между ними (см. материалы к урокам, рис. 63). Учитель говорит: «Мы будем рисовать узоры. У вас на листочках нарисованы ряды треуголь­ников, квадратов и кружков. Вы будете соединять их, чтобы получился узор. Запомните три правила:

1) два треугольника, два квадрата или квадрат с тре­угольником можно соединять только через кружок;

2) линия узора должна идти только вперед;

3) каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда в узоре не получится промежутков. Нарисуем пер­вый узор вместе».

Вместе с учениками учитель выполняет тренировоч­ный узор и анализирует его. Затем учащиеся под дик­товку учителя рисуют три основных узора.


 4«Тряпичная кукла» (Фопель К., с. 116)

Цель: упражнение на релаксацию дает детям нежно позаботиться друг о друге.

Инструкция: Вы можете рассказать мне, что такое нежность? Когда окружающие люди проявляют по отношению к вам нежность? А когда вы сами нежны по отношению к другим людям?

Я хочу предложить вам поиграть в игру, во время которой вы смо­жете быть особенно нежными и милыми по отношению к остальным ученикам. Сядьте все, пожалуйста, в круг. Кто из вас хотел бы отдох­нуть и расслабиться? Хорошо, Галя, ложись на пол в центр круга и хо­рошенько расслабься, как тряпичная кукла. Я покажу сейчас осталь­ным, как можно понежить тряпичную куклу.

Нежно приподнимите по очереди руки и ноги Гали и мягко положите их обратно на пол. При этом прокомментируйте свои действия словами, например: "Я мягко прикасаюсь к твоему локтю и запястью и медленно и нежно поднимаю твою руку вверх. Ты можешь расслабить все свои мус­кулы и не помогать мне при этом. Теперь ты можешь почувствовать при­ятный вес своей руки, а я буду нежно и ласково поднимать, и опускать твою руку, а потом осторожно положу ее обратно на пол".

Ты хочешь, чтобы дети тоже подошли к тебе и по очереди нежно приподнимали твои руки и ноги подобно тому, как я это только что де­лала? (Пусть первая четверка детей продемонстрирует вам, что они мо­гут это делать столь же аккуратно, как и Вы.) Бы все видели, как нежно и осторожно ваши одноклассники делали это. Большое спасибо. Галя, ты можешь встать. Теперь вы все можете разбиться на пятерки. Каждый из вас должен хотя бы один раз побыть "тряпичной куклой". А осталь­ные четверо в это время сядут возле него и по очереди будут нежно и ласково поднимать и опускать его руки и ноги.

Проследите, пожалуйста, чтобы у детей, лежащих в центре каждой подгруппы, одновременно была расслаблена только одна конечность, то есть, чтобы только один из четверых поднимал его руку или ногу. Ребе­нок, лежащий на полу, в каждой подгруппе может при желании останавли­вать движение ноги или руки.


Занятие 15

1«Смеяться запрещается» (Фопель К., с.28) 

Цель: успокоить возбужденную группу и настроить на работу, которая требует концентрации внимания.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, широким кругом. Кто-то один встанет посередине, и будет водить. Его задача состоит в том, что­бы выбрать кого-нибудь из сидящих, и заставить его заговорить или улыбнуться. Для достижения своей цели он может пробовать все, что угодно, однако он не должен ни до кого дотрагиваться, и, разумеется, сам он не имеет права говорить. Те, кто сидит в кругу, не должны от­ворачиваться или закрывать глаза.

Каждый водит не более одной минуты. Если за это время водящий не сумеет рассмешить или заставить заговорить кого-либо, пусть с тем же ребенком попробуют свои силы еще 1-2 водящих. Если же водящий добивается успеха, он меняется местами с тем, кого заставил улыбнуть­ся или заговорить.


2«Найди одинаковые» (Локалова Н.П., с. 42)

Цель: развитие произвольного внимания

Материал к заданию. Листы бумаги с изображением фигуры-образца и несколькими похожими, но отлича­ющимися малозаметными компонентами, фигурами (см. материалы к урокам, рис. 13).

Учитель просит учеников рассмотреть фигуру-об­разец слева на рисунке и найти точно такую же в пра­вой части.


3«Штриховка» (Локалова Н.П., с. 45)

Цель: развитие зрительно-двигательной координации

Материал к заданию. Лист бумаги, карандаши.

1 вариант. Учитель предлагает ученикам выполнить разные виды штриховки, используя при этом карандаши разного цвета (см. материалы к урокам, рис. 15, а).

2 вариант. Учитель предлагает детям, используя тра­фареты (геометрических фигур), обвести контуры фигур, а затем заштриховать их, не переходя границы контура. Линии штриховки могут быть разными: прямые, наклон­ные, волнистые (см. материалы к урокам, рис. 15, б).

4«Черепаха» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., с. 99) 

Цель: Научить контролировать свои движения

Инструкция: Тренер встает у стены помещения, осталь­ные участники располагаются вдоль противо­положной стены. По сигналу ведущего они начинают движение. Далее тренер говорит: «Представьте себе, что все мы — черепахи. Я — большая черепаха, а вы — маленькие че­репашки. Я пригласила вас в гости на день рож­дения. Я жду вас в гости. Но вот беда: празд­ничный торт еще не готов.

По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы — че­репахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов».

Тренер следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2—3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи-именинницы.

Игра может повторяться несколько раз. Затем ведущий обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.


Занятие 16

1«Быстрые превращения» (Фопель К., с. 59) 

Цель: упражнение на снятие напряжения после «сидячей» работы. 

Материалы: Аудиокассета с записью бодрой инструментальной му­зыки.

Инструкция: Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете ходить по классу. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться. В этот момент я скажу вам, кого вы должны изобразить... (Включите му­зыку и остановите ее примерно через одну минуту.)

Теперь вы все должны превратиться в Бабу-Ягу. (Снова включите музыку на 30 секунд.)

Теперь все — роботы. Встаньте парами и покажите друг другу, что вы роботы... (Снова поставьте музыку на 30 секунд.)

Другие превращения: грустный клоун, веселый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун на короткую дистанцию, улыбающийся ма­некен, боксер перед борьбой, певец, заслуживший аплодисменты.


 2«Зашифруй слова» (Локалова Н.П., с. 36)

Цель: развитие произвольного внимания

Материал к заданию. Каждому ученику выдаете; лист бумаги с напечатанными словами, цифрами и ключом (см. материалы к урокам, рис. 21). Детям нужно зашифровать слова, используя ключ, расположенный i верхней части листа. Задание требуется выполнить как можно быстрее и без ошибок.


3«Найди одинаковые» (Локалова Н.П., с.42)

Цель: развитие произвольного внимания

Материал к заданию. Листы бумаги с изображением фигуры-образца и несколькими похожими, но отлича­ющимися малозаметными компонентами, фигурами (см. материалы к урокам, рис. 13).

Учитель просит учеников рассмотреть фигуру-об­разец слева на рисунке и найти точно такую же в пра­вой части.


4«Тряпичная кукла и солдат» (Фопель К., с. 21) 

Цель: упражнение на релаксацию

Инструкция: Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпря­митесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (Пока­жите детям эту позу.)

А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они бол­тались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям и эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными...

Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсо­лютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.)

Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.

Снова станьте солдатом... (10 секунд.) Теперь опять тряпичной куклой...

Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Вас не сложится впечатление, что они уже вполне рассла­бились.

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стрях­ните воду с волос... Теперь — с верхней части ног и ступней...


 



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.