РУБРИКИ

Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе

"Педагог в своей деятельности должен реализовать все функции общения - выступать и как источник информации, и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений" [96]. Обмен информацией достигается благодаря речевой деятельности, а точнее - языку как средству общения. Речевая (вербальная) коммуникация имеет ряд психологических особенностей, учет которых облегчает достижение цели общения, "усвоение передаваемой информации, воспитывает речевую грамотность у будущих специалистов, дисциплинирует их мышление" [87].

Речь следует рассматривать не только как процесс общения, но и как форму мышления. Поэтому такие особенности или свойства речи как логичность, ясность и последовательность выражения мысли играют важную роль в понимании обмениваемой информацией. При этом следует иметь в виду, что любая информация преломляется через опыт передающего (коммуникатора) и воспринимающего (реципиента). Следовательно, могут возникать разногласия в понимании ее сути, а при искаженных информациях развиваются конфликты.

Обмен информацией происходит в разных формах и условиях. В деятельности преподавателя важное место занимают не только уроки, но и публичные выступления. Причем, публичные выступления в форме лекций в Российской системе высшего образования продолжают оставаться центральным звеном обучения и требуют от преподавателя более тщательной подготовки.

Лекция (лат. lectio - чтение) определяется как "цельнооформленное речевое произведение публичной адресованности на научные темы, обладающее устойчивыми, повторяющимися и воспроизводимыми признаками, общезначимыми для носителя языка" [171].

К этим признакам относятся:

•       вид общения - объяснительный монолог, включающий анализ фактов, выделение их существенных признаков, сопоставление с другими фактами с целью установления обобщающих выводов;

•       цель лекции - передать знания так, чтобы они были усвоены;

•       четкое трехчастное членение: на зачин, среднюю часть и концовку;

•       порционная подача материала, дающая возможность ее письменного фиксирования слушателями;

•       зрительная наглядность объяснения с помощью чертежей, графиков, таблиц и т.д.;

•       подготовленный характер, т.е. лектор имеет четкий план лекции или весь ее текст, что не исключает элементов импровизации в лекции, связанных с наличием адресата в аудитории;

•       временная протяженность - 1 час 30 минут;

•       большое количество контактоустанавливающих средств, направленных на диалогизацию монолога и выражающихся не просто в использовании формальных приемов внешней диалогизации, а пронизывающих всю содержательную часть лекции [171].

Мы остановимся на основных психологических механизмах эффективности педагогического воздействия при чтении лекций. Многие считают, что умение публично выступать - это дар природы. Конечно, при функциональных и, тем более, органических нарушениях речевой деятельности добиться ораторского мастерства трудно, а порой и невозможно.

Но при настойчивости в овладении техническими и психологическими приемами ораторского искусства любой человек может овладеть вниманием аудитории и достаточно успешно выступать. Для этого важно осознать, что публичную речь нельзя рассматривать только как способ передачи информации в процессе одностороннего воздействия оратора на слушателей.

Особенностью хорошего устного выступления является то, что оно способно включить в непосредственный процесс творческого соразмышления. В этом состоит принципиальное различие между непосредственной коммуникацией и опосредованной через средства массовой информации. Конечно, средства массовой информации оперативно освещают наиболее важные события внутренней и международной жизни. Миллионные аудитории телезрителей, к примеру, становятся непосредственными свидетелями событий, происходящих в нашей стране и во всем мире. Таким образом, оперативная и широкая информация первого плана связана с развитием средств массовой информации и лекционная пропаганда ничего не дает слушателям, если будет удерживаться на этом уровне. Устная пропаганда в современных условиях должна вестись не только с позиций информирования людей, но и как своего рода познавательный процесс, цель которого состоит в управлении формированием системы знаний - как основы человеческого опыта.

Задача выступающего - дать вторичную логически упорядоченную информацию, помочь слушателям разобраться в потоке первичной информации, что позволит ему самому правильно анализировать услышанное и вызовет интерес к самостоятельной познавательной активности. В методическом плане творческое соразмышление достигается проблемным методом чтения лекций. Если лектор формулирует мысль на глазах аудитории, то между говорящими и слушателями возникает сопереживание, мыслительное содействие. Если лектор ставит проблемные задачи, если большинство слушателей принимает даже ограниченную активность в их решении, то в аудитории создается подлинный контакт.

Во-первых, лекция должна нести научную информацию, предлагать аудитории какие-то новые сведения о предмете рассуждения, то есть быть нормативной. Опираясь на единую научную основу решения содержания темы, лектор обязан в каждом выступлении находить новые повороты проблемы, помогающей конкретной аудитории получить дополнительную информацию в педагогическом воздействии следует учитывать тенденции развития общества, которые обязательно накладывают отпечаток на мышление людей. Если в публичном выступлении проявляются противоречия сложившимся установкам, то сознание людей отвергает эту информацию как не соответствующую их опыту. В результате резко снижается продуктивность восприятия лекции слушателями. Вот почему принцип объективности, основанный на глубоком понимании законов общественного развития, выступает в деловом общении как важное психологическое средство формирования убеждений.

Установлено, в-третьих, что информация, исходящая от лектора, должна удовлетворять так называемые "психологические нужды" слушателей. Именно нужды, а не мимолетные настроения данной аудитории. Если эти нужды не удовлетворяются, слушатели ищут другие источники и создают свою информацию в виде слухов. Из этого следует, что содержание лекции должно отражать уровень информированности аудитории и ее ценностные ориентации. Иначе говоря, любой лектор должен на деле реализовать принципы гласности, показать связь с жизнью, учесть реальные запросы слушателей, что и позволит снять "смысловой барьер" в восприятии лекции.

Указанные наиболее общие требования к содержанию лекции реализуются с учетом психологических особенностей речевой деятельности. На первое место по силе восприятия речи следует поставить ее эмоциональность. Эмоциональность речи достигается комплексом условий. Живым, ярким может быть только собственное слово. Слово, которое рождено творческой силой разума лектора, глубокими знаниями излагаемой проблемы, твердыми убеждениями. Именно глубокие знания, эрудиция и убежденность лектора являются определяющими условиями эмоциональности речевой деятельности. При этом существенную роль играет хорошая дикция, то есть чистое и ясное звучание каждого звука, четкое произношение слов.

Важным условием выразительности речи является ее темп и тон. Как медленный, так и быстрый темп утомляют аудиторию и гасят малейший стимул к непроизвольному восприятию. Большие паузы между словами и тональная однородность придает лекции монотонность, что усыпляет аудиторию. Но и быстрая речь, хотя и воспринимается аудиторией лучше, также затрудняет восприятие и требует проявления напряженности из-за чрезмерно большого потока информации. Обычно мы говорим со скоростью 110-130 слов в минуту. Для лекции желательно произносить примерно 100-110 слов в минуту, но при этом следует ускорять или замедлять темп, в зависимости от значимости текста: выводы и определения даются в более медленном темпе, чем изложение фактов и раскрытие содержания известных понятий. Путем изменения темпа речи достигается интонационная выразительность, которая может усилить внимание слушателя к наиболее важным положениям выступления.

На эмоциональную выразительность оказывают заметное влияние так называемые невербальные компоненты коммуникации, то есть мимика, жесты, интонация, поза, смех, слезы, контакт глазами и т.д. "Они выполняют функции выделения главного, передают эмоции и чувства говорящего. Большинство невербальных компонентов речи являются индивидуальными и непроизвольными, и только опытный лектор может пользоваться ими целенаправленно" [114].

На второе место по значимости речевого воздействия следует поставить грамотность и логическую стройность речи. Хорошая общая подготовка слушателей требует от лектора правильно, литературно выражать мысли. Если же в лекции допускаются неправильные ударения, отсутствует стилистическое богатство, то это резко снижает авторитет лектора. Культура речи означает умелое, свободное использование всех средств и выразительных возможностей литературного языка.

Из сказанного видно, что эффективность лекции или выступления прямо пропорциональна степени включенности выступающего и слушателей в информационное общение. И это зависит как от содержательности и информативности лекции, так и методов ее изложения. При этом существенную роль играет отношение аудитории к лектору, его привлекательности, авторитетности. В методическом плане следует иметь в виду стойкость первого впечатления о лекторе. Его оценка аудиторией и формирование образа в коллективном сознании начинается с восприятия внешности и заканчивается проникновением во внутренний мир выступающего. Слушатель, составив о лекторе чувственное представление, дает психологическую интерпретацию его личности. Все это вместе и определяет отношение слушателей к лектору и к его выступлению.

Конечно, искусство общения и его функции более ярко проявляются при разрешении конфликтов, в индивидуальных и коллективных беседах, протекающих в формах дискуссии, полемики, споров.

В деятельности педагогического работника все большее распространение получают активные формы общения, требующие более высокой культуры и корректности. Умение выслушивать собеседника, понимать его, искренне переживать за оппонента требуют от педагога выдержки, способности регулировать свое эмоциональное состояние. Нельзя допускать так называемого ролевого общения, когда с позиций своей должности преподаватель излишне категорично высказывает свое мнение, порой с металлическим оттенком в голосе. Студент, понимая разницу в занимаемом положении, может внешне принять ваше рассуждение, но в глубине души он останется на прежних позициях и в состоянии неудовлетворенности общением.

Вообще, открытый показ любым человеком своего превосходства в знаниях проблемы, в своей эрудиции затрудняет контакт с собеседником. И, наоборот, личностный подход в общении, проявление заинтересованности к беседе и к собеседнику, аргументированный, правдивый ответ даже с отрицательным результатом не оставляет разочарования от общения.

В педагогической деятельности часто приходится общаться со студентами на неприятные для собеседника темы. В таком случае психологи рекомендуют начать беседу с нейтральных, а лучше положительных факторов, связанных с деятельностью реципиента. Это позволяет сформировать позитивную установку на дальнейшее восприятие информации.

Более подробно мы остановимся на тактике общения при разрешении спорных вопросов, рассмотрим общение как межличностное взаимодействие.

Деловое общение в конфликтных ситуациях требует от собеседников высокой общей культуры, так как эмоциональная сфера человека окрашивает всю его психическую деятельность, включая и мышление. Поэтому в состоянии возбуждения общающимся трудно объективно оценивать обсуждаемую информацию, что часто переносится на восприятие личности и формирует неприятие друг друга. В таких случаях конфликт усиливается и вовлекает в свою орбиту других членов коллектива, придает психологическому климату напряженный характер. В этой связи, для педагогического работника возрастает необходимость знаний социально-психологических законов формирования и функционирования межличностных отношений, складывающихся в процессе совместной трудовой деятельности людей и способов общения при разрешении возникающих противоречий.

Такие взаимосвязи и взаимовлияния протекают на фоне социального контроля, который осуществляется на основе моральных норм, принятых в обществе, и который обеспечивает коррекцию поведения, если эти нормы нарушаются, включая механизмы социального контроля (осуждение, наказание или просто неодобрение). При этом существенную роль играют так называемые ролевые ожидания. Хочет того человек или нет, но окружающие ждут от него поведения, соответствующего принятым образцам. И если ролевые ожидания не оправдаются, между собеседниками возникает психологическое напряжение и, наоборот, соответствие слова и поведения взаимодействующих людей, приписываемым ожиданиям друг друга, обеспечивает успешность общения. Вот такое умение человека безошибочно приписывать другим ожидания того, что они готовы принять, называется тактом. Это не значит, конечно, что тактичный человек во всех случаях должен следовать предугадываемым ожиданиям. При расхождении принципов и убеждений тактичный человек вступает в противоречия, но делает это корректно, без оскорбления и унижения личности. Чаще же игнорирование приписываемых ожиданий ведет к бестактности, под которой понимается деструкция ожиданий в процессе общения, нарушающая взаимодействие собеседников.

В педагогической работе нарушение такта в общении приводит к крайне нежелательным последствиям - скрытым или открытым конфликтам, падению авторитета педагогического работника. Поведение, не соответствующее ролевым ожиданиям, приводит к межличностным конфликтам, что в свою очередь отрицательно сказывается на психологическом климате коллектива.

Под групповым конфликтом понимается столкновение различных тенденций в межличностных отношениях, связанных с выраженными отрицательными состояниями его участников. В субъективном плане любой конфликт оценивается человеком отрицательно, так как при этом возникает психологическое напряжение (стрессовое состояние), которое при длительном протекании с неизвестным результатом отрицательно влияет не только на жизнедеятельность организма, но и характер личности.

Вместе с тем, каждый педагог должен знать, что в объективном плане конфликт как разновидность проявления противоречий является источником развития. В основе этих противоречий могут быть предметно-деловые разногласия, способствующие активизации совместной деятельности, решению общественных задач, сближению точек зрения.

Во взглядах ученых на проблему конфликтов порой проявляются две противоположные линии: в одних случаях проявляются обоснования концепции конфликтов как неизбежного проявления групповой жизни, в других - считают, что с помощью психологических средств возможно полное устранение конфликтных ситуаций путем оптимизации межличностных отношений и повышения психологической грамотности.

"Существуют различные способы снятия психического напряжения: принесение извинений и обращение с просьбой о прощении; переключение одного или обоих субъектов конфликта на другие виды деятельности; предоставление каждому из них возможностей для подробного объяснения своей позиции и своих взглядов на предмет конфликта, а также права на свою особую точку зрения; демонстрация симпатии субъектам конфликта, готовности проявить к ним внимание и оказать поддержку" [135].

В качестве способов разрешения конфликтов ряд педагогов предлагают использовать такие, как юмор, признание достоинств субъекта конфликта, компромисс, третейский суд, обоюдный анализ и др. [139]. Грамотное разрешение конфликтов - одно из условий создания нормальной психологической атмосферы.

Наши исследования выявили, что при высоком авторитете руководителя коллектива резко снижается количество конфликтных ситуаций, как по вертикали, так и по горизонтали. В этом, несомненно, сказывается так называемый "эффект ореола" [171], порождаемый престижностью руководителя. "Престиж - это мера того, насколько подчиненные (или сотрудники) признают превосходство руководителя в его способностях, знаниях и умениях" [123]. В ходе исследований выявилось, что психологическая грамотность руководителя позволяет во многих случаях избежать перерастания противоречий в острый, а иногда и в длительный конфликт.

Оказалось, что в конфликтных ситуациях решающее значение имеет не сам факт разногласия, а скорее характер общения и способы разрешения возникших противоречий. Основываясь на изучении опыта лучших руководителей педагогических, студенческих коллективов, можно с уверенностью сказать, что при разрешении конфликтов решающее значение имеют переговоры с конфликтующими сторонами или оппонентами.

Законы психологии диктуют условия ведения переговоров, и они должны быть динамичными, не затянувшимися. Это правило, к сожалению, очень часто нарушается, так как напряженность переговоров не всегда позволяет реально оценивать течение времени. Вследствие этого, возникает состояние психологической утомленности, определяющее временно безразличие к результатам беседы. Не следует огорчаться, если в первый раз беседа не привела к окончательному устранению противоречий. Важно, чтобы собеседники ушли с чувством готовности к дальнейшим контактам. Вот почему переговоры должны заканчиваться на позитивной ноте. При подведении итогов руководитель должен подчеркнуть полезность такой беседы и выразить уверенность в том, что ее результаты приблизили ситуацию к разрешению конфликта. С психологической точки зрения этот прием влияет на формирование позитивных установок по отношению к будущим переговорам, исключает пессимизм и неверие в возможность стабилизации отношений.

Таким образом, предварительный анализ конфликтной ситуации, обдуманное поведение во время переговоров с учетом индивидуально-психологических особенностей собеседников является одним из важных средств разрешения постоянно возникающих противоречий и совершенствования социально-психологических отношений в трудовом коллективе. По мнению английских управленцев М. Вудкока и Д. Френсиса [54], эффективное разрешение конфликтов связано с умением руководителей убеждать людей, находить единственно верные аргументы, строго соблюдать единство слова и дела.

Руководитель и члены коллектива в целом должны чувствовать, как следует передать информацию, если ее смысл и без того сильно воздействует на эмоциональную сферу человека, то есть воспитанные люди должны обладать рефлексией, искусством педагогического общения [123].

Характер конфликтов и эффективность их разрешения во многом зависит от знания закономерностей внутригрупповой дифференциации в учебном коллективе. В организации любого коллектива важным элементом выступают те многообразные связи, в которые вступают люди в процессе совместной учебной деятельности.

Искусство общения, как и всякое искусство вообще, сопряжено с эмоциями, чувствами, переживаниями. Но в ситуации критики эти особенности общения проявляются особенно остро. Для любого педагогического работника полезно знать, что опыт руководящей работы, наряду с положительными сторонами, таит в себе опасность формирования жестких управленческих стереотипов, мешающих восприятию и приятию новых методов и стиля руководства. Установки и стереотипы во многом определяют характер общения человека, его реакцию на возникающие конкретные ситуации. "Под воздействием процесса социализации у человека формируются общие нравственно-эстетические требования и образуются воплощающие эти требования конкретные эталоны, пользуясь которыми он дает оценку окружающим людям" [31].

Великие русские писатели Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, М. Горький разделяли эти мнения. А.С. Макаренко говорил, что если мы не видим в человеке ничего положительного, то мы должны сами проектировать положительное и в соответствии с этим проектом вести человека, воспитывать его. А.С. Макаренко не отрицал значения негативной оценки, он предупреждал об умелом ее использовании для формирования новой личности [144].

В нашем исследовании выявилось, что несправедливость вызывает отрицательное отношение не только со стороны непосредственных участников, но и всего коллектива. Нельзя проходить мимо случаев, заслуживающих порицания. Но строгий разговор нужно вести, как правило, наедине. И только при повторных проявлениях отрицательных действий следует прибегнуть к публичному осуждению как наиболее сильному средству воспитательного воздействия на личность.

В новых условиях, для нахождения истины педагогическим работникам приходится часто общаться в форме полемики и дискуссий, что требует от собеседников знаний и соблюдения определенных этических правил.

Полемика и дискуссия - сходные виды коммуникации. Если полемика - это острый спор, столкновение мнений, то дискуссия также связана с публичным обсуждением спорных вопросов, хотя и в менее острой форме. Поэтому остановимся только на социально-психологических особенностях полемики.

Полемика - это активный способ закрепления и углубления знаний, развития творческого мышления, умение вести спор. В то же время полемика - эффективный метод убеждения, когда участники полемики как бы самостоятельно приходят к тому, или иному выводу. Полемика может планироваться по заранее определенным вопросам, но может возникать и при разногласиях в беседе, при обсуждении доклада, проведении круглого стола и других форм общения.

Какова же главная цель полемики? Цель только одна: найти в споре истину или приблизиться к ней. Но спор сам по себе, как известно, далеко не всегда рождает истину. Продуктивность полемики зависит, прежде всего, от эрудиции участников, уровня их подготовленности по проблеме спора. Если же оппоненты стоят на ошибочных и тем более антинаучных позициях, то от такого спора вряд ли стоит ожидать доброжелательного результата. Иногда истина сложна и трудно уловима. Поэтому разовая полемика может и не дать конкретного результата.

Успех полемики во многом зависит и от умения слушать оппонента, сопереживать его взгляды, выражая это средствами невербальной коммуникации. Нужно смотреть собеседнику в лицо. Пусть ваш взгляд будет спокойным, пусть он будет живым и выразительным, но на лице не должно появляться безразличие, отвращение, гримасничанье. "Если вы в разговоре хоть каким-нибудь жестом, интонацией голоса, незначительной, казалось бы, фразой дадите понять, что вы считаете себя умнее других, то вы пропали" [95].

Вообще, и мы об этом говорили выше, перцептивная сторона общения имеет большое значение для любого выступающего. Слушатели оценивают его не только по содержанию и форме полемических вопросов и ответов, но и восприятию внешнего облика спорящих, манере их держаться, говорить, выражать свои чувства и отношения.

Правду и честность в полемике никто не осудит.

Обобщая разговор о социально-психологических особенностях полемики, как одного из видов коммуникации, сформулируем основные правила ее проведения.

•       Прежде чем спорить, подумай, о чем будешь полемизировать. С особой точностью определи вопросы, чтобы не начать спорить беспредметно или по другой проблеме.

•       Выходи на трибуну уверенно, не ройся в записях. Не спеши, пусть тебя рассмотрят, выдержи паузу (3-4 сек.) и начинай речь с чего-нибудь удивляющего, имеющего отношение к теме выступления, но такого, о чем можешь говорить свободно, не читая с листа.

•       Начиная спор, решительно откажись от надежды на то, что тебе поверят на слово.

•       Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно.

•       Старайся говорить правильно, не допуская грубых речевых ошибок.

•       В споре все равны и никто не поучает.

•       Излагай позицию откровенно. Умолчание о чем-либо вызывает оживление оппозиции. Больше искренности и не скупись на чувства. Демонстрируй свою личную убежденность. Посеешь скрытость - пожнешь недоверие.

•       Показывай пользу твоих предложений не вообще, а конкретно, вплоть до деталей.

•       Чем дольше ты говоришь, тем меньше остается терпения у слушателей, и в итоге рассеивается их внимание.

•       Веди мысль по трем ступеням: в начале дай определение понятию (дефиниция), далее сравни предмет с чем-либо известным (идентификация), а после приводи аргументы. Этим ты обеспечишь доступность своей аргументации и логичность изложения.

•       Избегай неуместных острот, личных выпадов в адрес оппонента, пренебрежительного тона всего того, что может свидетельствовать о твоем неуважительном отношении к участникам полемики.

•       Если видишь ошибочность своего мнения, имей мужество признать правоту своего противника.

•       Заканчивая свое выступление, подведи итоги, кратко сформулируй выводы.

Из сказанного не трудно сделать вывод, что искусство делового общения имеет большое значение для продуктивности труда любого педагогического работника. В общении, как в фокусе, отражается культурный уровень и интеллект человека. Закономерное повышение роли "человеческого фактора", овладение социально-психологическими методами управления людьми вынуждает усилить внимание к развитию у преподавателя коммуникативных способностей и, прежде всего, умения установить контакты с людьми. Процессы установления и поддержания контакта составляют рамку общения, являются его универсальным компонентом.

В психологии общения различают взаимодействие людей в процессе совместной деятельности, их общения между собой, обеспечивающее это взаимодействие, наконец, контакты, в которые люди вступают независимо от содержания и функций общения. Педагог должен уметь войти в разговор, выйти из разговора, поддерживать определенный, так называемый, уровень интимности.

Умение обеспечить контакт, как уже было показано, достаточно сложно по своей структуре. Мы выделяли содержательные умения, т.е. понимание педагогом, когда и в каком направлении следует проявить коммуникативную активность. Но есть и другой круг таких умений - способность адекватно выразить это намерение (или, как еще его называют, коммуникативную интенцию) при помощи речи, жестов, мимики.

Часто, говоря о контакте, имеют в виду только одну сторону дела: как человек вступает в общение и как он поддерживает установленный контакт. В действительности все гораздо сложнее, можно вычленить следующие основные функции контакта в общении: включение собеседника в общение, установление уровня интимности, реконструкция достигнутого в предшествовавших актах общения уровня интимности, повышение уровня интимности (сознательная "интимизация" общения), перемена характера общения (от формального к неформальному и наоборот), обеспечение своего лидерства от одного собеседника к другому, выход из общения и т.п. Конечно, не все эти функции одинаково актуальны для социально-ориентированного вида общения, свойственного педагогическому работнику. Но все же большая часть в этом общении присутствует.

И все же центральное место в публичной коммуникации занимают умения реализовать план общения. Эти умения включают следующие компоненты:

1.  Выбор и последовательное соблюдение определенного стилистического регистра. Один и тот же лектор в различных аудиториях, выступая на различные и даже на одну и ту же тему, то академичен, подчеркнуто следует нормам официально-делового или научного стиля, то допускает элементы разговорности, ведет как бы непринужденную беседу со слушателями. Умение в том и заключается, чтобы найти нужный в данном случае регистр, в наибольшей степени обеспечивающий эффективность воздействия.

2.  Полное и дифференцированное использование необходимых языковых средств - лексических, грамматических, фонетических и др. Полное - есть привлечение максимума таких средств, предоставляемых языком. Дифференцированное - есть выбор среди них тех, которые наилучшим образом выражают мысль и настроение лектора и наиболее эффективны в данной аудитории.

3. Сознательное и целенаправленное применение паралингвистических и других невербальных средств (громкость речи, логическое ударение, интонация, паузы, мимика, жесты и т.д.).

4. "Технические" навыки фонации, то есть умение владеть своим голосом.

Успех публичной коммуникации зависит, наконец, от социально-психологических умений. Эти умения обеспечивают способность создавать и поддерживать в глазах аудитории такой свой образ, который наиболее выгоден с точки зрения эффективности педагогического воздействия. В социальной психологии это называется самоподачей.

Каждая форма общения имеет свои психологические возможности и особенности. Тем не менее, выделенные нами основные группы коммуникативных умений в решающей степени обеспечивают эффективность общения.


1.3. Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях


Термин "культура" относится к числу самых многозначных, и объясняется это тем, что сама культура - крайне сложное и многогранное явление, выражающее все стороны человеческого бытия. Именно поэтому ее изучают многие науки, каждая из которых выделяет в качестве предмета своего изучения одну из ее сторон, формулируя при этом свое понимание и определение культуры. К настоящему времени ученые насчитывают более 500 таких определений.

В отечественной литературе культура чаще всего рассматривается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [171].

Это предельно широкое понимание культуры, которое может быть использовано для характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, народностей и наций, специфических сфер человеческой деятельности. В более узком смысле понимают сферу духовной жизни людей.

Как отмечает С.Г. Тер-Минасова, практически во всех английских определениях слова culture (культура) повторяется слово customs (обычаи, традиции), неоднократно употребляется слово beliefs (верования), а также словосочетание the way of life (образ жизни) [233].

В немецком языке слово "культура" (Kultur) имеет следующие основные значения:

•        совокупность всех духовных, художественных, творческих достижений общества как выражение высокого уровня человеческого развития;

совокупность созданных в определенную общественную эпоху характерных духовных, художественных, творческих достижений (восточная культура, культура эпохи Возрождения и т.п.); утонченность, изысканность человеческого поведения, речи и т.п. (культурный человек, культурно выражается) [268]. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом:

1.  Описательные определения, восходящие в своей основе к концепции основоположника культурной антропологии Э. Тейлора. Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

2.  Исторические определения, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди произвели, и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

3.  Нормативные определения, акцентирующие значение принятых правил и норм. Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

4.  Ценностные определения: культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.

5.  Психологические определения, исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям, и складывается она из всех результатов такого приспособления.

6.   Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

7.   Структурные определения, выделяющие важность моментов организации и моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.

8.   Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражаний.

9.   Символические определения: культура - это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.

Каждая из перечисленных групп определений охватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен, она ускользает от определения [274].

Философский энциклопедический словарь дает следующее определение культуры: "Культура - (лат. cultura) возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда; в системе социальных норм и учреждений; в духовных ценностях; в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе" [237].

Категория "культура" привлекала и привлекает многих исследователей глубиной своего содержания и значимостью для каждого аспекта человеческой жизни и деятельности. Широта охватываемых ею общественных явлений вызывает эффект закрепления за этим понятием множества смысловых оттенков, что в свою очередь накладывает свой отпечаток на понимание и употребление термина "культура".

В отечественной культурологии доминируют два исследовательских направления. С середины 60-х годов культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Аксиологическая интерпретация культуры заключается в вычислении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Именно к этому миру, с точки зрения сторонников этой концепции, и применимо понятие культуры. Оно предстаёт как итог предшествующей деятельности человека, являющий собою сложную иерархию значимых для конкретного общественного организма духовных и материальных образований.

Вторая трактовка понятия культуры основывается на деятельностном подходе. Культура рассматривается как специфический (культурный) способ деятельности, как качественная характеристика способов жизнедеятельности человека - как общественной, так и индивидуальной. Поиски содержательного определения культуры привели к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно, к человеческой деятельности как подлинной субстанции человеческой истории. С этой точки зрения культура понимается как система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе, другими словами, как способ, или технологический контекст деятельности.

Е.В. Бондаревская называет третий - личностный - подход к определению понятия "культура". Этот подход состоит в рассмотрении культуры как среды, растящей и питающей развитие личности [28].

В этих концепциях под культурой понимаются все проявления человеческой субъективности, свойства и качества, характеризующие меру культурности общества, культурно-исторической эпохи в её человеческом измерении: уровень свободы, образованности, нравственности, духовности людей, их способностей к культурному саморазвитию. Человек выступает здесь как истинный творец культуры [28, 29, 30].

Б.С. Ерасов выделяет следующие функции культуры:

1) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений;

2) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений;

3) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;

4) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;

5) социализация общества через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами;

6) как дополнительная форма социализации выделяется рекреативная, или игровая, культура, действующая в отведённой для неё сфере [69, 70].

Таким образом, исходя из всех трёх подходов к определению культуры, а именно, аксиологического, деятельностного и личностного, опираясь на её функции, выделим те составляющие культуры, которые необходимы нам для определения понятия "коммуникативная культура" преподавателя:

1. Духовные и нравственные ценности, идеалы, нормы.

2.  Знания, умения, навыки осуществления профессиональной деятельности, куда входит и коммуникативная деятельность.

3.  Личностные качества, способности и отношения человека к природе, себе и другому.

Все три аспекта культуры отражаются в профессиональной подготовке, профессиональной деятельности и профессиональном развитии человека. Охарактеризуем каждый аспект культуры применительно к педагогическому труду.

Культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей. Ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценность - это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, относиться с уважением, признанием, почтением. Ценности - это предпочтения определённых смыслов и построенных на их основе способов поведения. Человек, находясь в ситуации выбора одного из альтернативных решений, критерием такого выбора полагает ценность. Ценности делятся на позитивные и негативные, на относительные и абсолютные, на субъективные и объективные [30]. Ценности бывают витальные, социальные, политические, моральные, религиозные, эстетические [70]. Н.Д. Никандров анализирует нравственные и образовательные ценности в воспитательных системах Востока и Запада, даёт характеристику общечеловеческим ценностям в их современной Е.В. Бондаревская в основу личностных ценностей человека кладёт "ценностную лестницу потребностей" А. Маслоу, а также три основных класса универсалий В. Франкла: ценности творчества (в том числе и труда), ценности переживаний (прежде всего, любви), ценности отношений (в первую очередь, педагогических) [29].

н. Считаем, что для понимания сущности коммуникативной культуры преподавателя наибольшую важность имеют эти три вида ценностей, ценности нравственные, ценности, определяемые потребностями и ценности переживаний, которые зиждутся на идеалах добра, любви к человеку, творческого отношения к труду.

2. Основной характеристикой любого, в том числе и педагогического, труда является профессиональная компетентность субъекта деятельности. Под педагогической компетентностью Л.М. Митина понимает "знания, мнения, навыки, а также способы и приёмы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Или, иными словами, гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения".

Говоря о коммуникативной культуре преподавателя, предполагаем, что наличие знаний норм и правил педагогического общения, а также представлений о структуре, сущности и функциях коммуникативной культуры преподавателя, наличие коммуникативных умений и навыков также входят в её структуру наряду с вышеназванными ценностями.

3. Личность как носитель культуры имеет внутренние - нравственные - и внешние - поведенческие и речевые характеристики. Нравственная культура человека зависит от прочности заложенных в нём обществом нравственных понятий и проверяется нравственными поступками. Нравственность всегда формируется с личностью, составляет принцип её бытия и неотделима от содержания "Я". "Культура поведения - совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этике, эстетической культуре. В культуре поведения проявляется единство внешних факторов, регулирующих деятельность и поведение, и внутренних - индивидуальные возможности личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности и бытовая культура" [85].

Речевая культура - это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи [48].

Таким образом, культура - это сложный сплав ценностных, деятельностных и личностных аспектов, не имеющий однозначного и универсального определения, который, вместе с тем, можно, проанализировать и определить в контексте той или иной области человеческой жизни. Поскольку объектом нашего исследования является коммуникативная культура преподавателя, то эта область - профессионально-педагогическая культура преподавателя и ещё конкретнее - культура педагогического общения. Отсюда следующий вопрос: как соотносятся между собой понятия "общение" и "коммуникация"?

Термин "коммуникация" (лат.communicatio - делать общим; связывать; общаться) в наши дни используется в трёх значениях:

1) путь сообщения;

2) форма связи;

3) акт общения, сообщения информации. Применяется это понятие в самых различных областях человеческой деятельности, где есть процесс циркуляции информации.

Энциклопедический словарь так определяет коммуникацию: Коммуникация - 1) пути сообщения, транспорта, связи, сети коммунального хозяйства.2) Общение - передача информации от человека к человеку в процессе деятельности.

Словарь русского языка также даёт определение коммуникации: Коммуникация - 1. Спец.: Путь сообщения, связь одного места с другим.2. Общение, сообщение [217].

Более полно определено понятие "коммуникация" в "Философском энциклопедическом словаре": Коммуникация (лат.communicatio - связь, сообщение), то же, что и общение; процессы социального взаимодействия, взятые в их знаковом аспекте [237].

Краткий психологический словарь трактует общение как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [109].

Автор "Современного словаря по психологии" В.В. Юрчук так определяет понятие "коммуникация": "Коммуникация индексно - ориентировочно-смысловой модус социовзаимодействия-социовоздействия; практически все индивидуальные действия субъектов осуществляются в условиях их корреляционных отношений с другими индивидами, поэтому в относе-социуме константно осуществляется мультикоммуникативный аспект, а сами действия - акты поведения, которые сознательно ориентированы на идейно-смысловое их интерпретирование - восприятие субъектами и можно называть коммуникативными действиями, коммуникативными актами поведения" [260].

М.Р. Битянова рассматривает коммуникацию как аспект общения: "Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле того слова, состоит в обмене информацией между партнерами по общению: передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств. Интерактивная сторона общения заключается в обмене действиями между общающимися сторонами, то есть организации межличностного взаимодействия. Перцептивная сторона общения есть процесс воспитания и познания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений".

Проанализировав все эти определения, мы пришли к выводу, что точного единого определения понятию "коммуникация" нет. Но существуют два подхода к этому термину: Коммуникация в узком смысле как передача информации с использованием различных каналов и знаковых систем, как аспект общения и коммуникации в широком смысле - это общение между людьми.

На уровне человеческого общения средствами коммуникации становятся различные социально выработанные и фиксированные в данной культуре знаковые системы; важнейшая из них - язык (речь устная и письменная). Значительную информационную нагрузку могут нести системы пара - и экстралингвистической коммуникации (интонации, паузы), оптико-кинетических знаков (жесты, мимика, пантомимика) и т.д.

Различается коммуникация межличностная, публичная, массовая. Выделяются следующие основные функции коммуникации: побудительная (убеждение, внушение, приказ, просьба), информативная (передача истинных или ложных сведений), экспрессивная (возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний), фатическая (установление или поддержка возможности коммуникативного контакта).

Была выявлена роль коммуникативных барьеров - психологических препятствий на пути распространения и принятия информации, возникающих в результате предубеждений, социальных, политических, нравственных и других различий между людьми. Современная наука располагает обширной литературой, раскрывающей отдельные виды коммуникации. Так Н.К. Ващекин выделяет следующие виды коммуникации:

•        формальная и неформальная;

•        устная и письменная;

•        межличностная и безличная;

•        непосредственная и опосредованная;

•        планируемая и спонтанная.

Он говорит также о социальной, экономической и научной коммуникации, определяя последнюю как "движение (т.е. транспортизацию и передачу) результатов научной деятельности по каналам социального общения".

Р. Конечный и М. Боухал, раскрывая особенности конфликтных ситуаций, называют виды коммуникации, которые ведут к её нарушению: деструктивная, авторитарная, разрушительная, псевдокоммуникация, резисторная коммуникация.

В западной литературе в течение последних 50 лет сложилась наука, обобщающая, систематизирующая, структурирующая все существующие теории и виды коммуникаций. Американский исследователь S. W. Littljohn различает следующие классы коммуникаций: межличностная коммуникация, коммуникация малых групп, коммуникация организаций и объединений (корпоративная), массовая коммуникация.

Поскольку главный инструмент профессионально-педагогической деятельности - это педагогическое общение во всех его проявлениях, постольку успех работы преподавателя будет зависеть от уровня культуры его педагогического общения. Поэтому, употребляя термин "коммуникативная культура преподавателя", мы имеем в виду культуру педагогического общения и сознательно употребляем термин "коммуникация" в широком смысле слова, ставим знак равенства между понятиями "коммуникация" и "общение", а, следовательно, коммуникативная культура преподавателя - это следовательно, коммуникативная культура преподавателя - это ничто иное, как культура педагогического общения.

В отечественной психолого-педагогической литературе феномен "общение-коммуникация" вызывает разногласия в основном подходе. В отечественной науке понятие "общение" традиционно связывается с категорией деятельности. Утверждается, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей (А.Н. Леонтьев) [126,127]. Современные психологи - В.В. Знаков [81], Б.Ф. Ломов [137], А.А. Реан [175, 176] рассматривают категорию "общение - коммуникация" как нечто самоценное, не сводимое к деятельности. Например, фатическое общение имеет своей целью поддержание самого процесса общения, которое необходимо человеку, чтобы поделиться своими чувствами, что-то вместе вспомнить, обсудить, поддержать, посочувствовать.

Основное различие понятий "деятельности" и "общения" заключается в том, что деятельность схематически представлена формулой "субъект - объект", а общение - "субъект - субъект". Так называемое "манипулятивное" общение, в сущности, строится по деятельностной схеме и как таковое общением не является. "В общении же никто из партнёров не может рассматриваться в качестве объекта, так как каждый из них является активным субъектом этого процесса, определяющим его динамику и содержание." [185].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.