РУБРИКИ

Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе

Уровни сформированности коммуникативной культуры студентов

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ

КУЛЬТУРЫ

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

0,1-0,45

0,46-0,55

0,56-0,65

0,66-0,75

0,76-1,0


Полученные данные также совпали с показателями предыдущих методик.52,2% имеют низкий уровень (0,1-0,45) коммуникативной культуры или ниже среднего (0,46-0,55). Средний уровень (0,56-0,65) имеют 36% исследуемых. Выше среднего (0,65-0,75) имеют 11,8% студентов. Высокого уровня развития коммуникативной культуры не имеет ни один студент (рис.4). Таким образом, после начальных срезов были выделены следующие проблемы:

•        низкий уровень общительности и коммуникабельности;

•        психологическая неготовность к организаторской и коммуникативной деятельности в профессиональной сфере;

•        неуверенность в себе и своих силах;

•        робость и замкнутость;

•        отсутствие самостоятельности в суждениях неумение общаться на профессиональном уровне.

Этап завершился разработкой экспериментальной программы спецкурса "Основы педагогического общения" (приложение 5).

2-й этап - формирующий.



Формирующий этап направлен на формирование у студентов коммуникативной культуры. Для этого необходимо учитывать следующие психологические условия:

1.  Создание и обеспечение благоприятного психологического климата в группе, инициирующего стремление членов коллектива к субъект-субъектным отношениям как доминирующим.

2.  Проявление педагогами психологической культуры, выражающейся в культуре чувств, в способности сопереживать и сострадать.

3.  Обеспечение комфортного и конструктивного взаимодействия преподавателей и студентов, предполагающего их взаимное внимание друг к другу, как к личности со своими достоинствами и недостатками, возможностями, проблемами, т.е. обеспечение взаимоотношений, требующих личностно-ориентированное общение.

4.  Использование в процессе обучения педагогических технологий, поддерживающих и реализующих психологическую культуру педагога: благоприятный психологический климат, коммуникативную культуру педагога и субъект-субъектные отношения.

Для целенаправленного формирования коммуникативной культуры у студентов необходимо сочетание различных форм учебно-преподавательской деятельности, проведение специально организованных спецкурсов и тренингов.

В связи с этим нами разработан и внедрен спецкурс "Основы педагогического общения" (см. приложение № 5).

Анализируя методику преподавания спецкурса, мы отмечаем, что лекции направлены на формирование научных знаний без лишнего упрощения или усложнения, расширение границ интеллектуальных возможностей студентов. Интерес к изучаемому, элементы эмоциональности и отсутствие однообразия в лекции создавали стимул для хорошего восприятия.

При проведении лабораторно-практических занятий широко использовались методы активного обучения - метод анализа ситуаций и ролевые игры.

Цель этих методов - формирование коммуникативной культуры будущих специалистов, приобретение умений и навыков быстрой и достаточно точной ориентировки в ситуации общения, решение проблемной ситуации.

Различие состоит в том, что метод анализа ситуации предполагает свободное высказывание мнений, дискуссию - все студенты становятся участниками обсуждения, решение коммуникативной задачи является как бы "коллективным продуктом". Метод ролевой игры отличается от анализа ситуаций внесением элементов театрализации, возможностью моделирования реальных условий педагогической деятельности, проигрывания той или иной роли (педагога, студента, родителя), что дает возможность "примерить на себя" роль преподавателя, почувствовать свои сильные и слабые стороны в культуре общения.

Ролевая игра, предлагая модели различных ситуаций общения, часто позволяла выйти за привычные рамки поведенческих стереотипов, находить и активно использовать новые неизвестные им и не применявшиеся прежде элементы культуры общения. С этой целью при разыгрывании каких-либо ситуаций предлагались каждому студенту обстоятельства, роль и действия, наименее характерные для сложившейся у него манеры общения.

Игровой характер способствовал также созданию на занятиях атмосферы психологического комфорта, раскрепощенности, непринужденности. В отличие от большей части дисциплин вуза, направленных почти исключительно на формирование интеллектуальных знаний и методик, спецкурс "Основы педагогического общения" в значительной мере обращен и к эмоциональной сфере студента-будущего специалиста, что предъявляет особые требования к психологическому климату занятий.

Для успешного формирования коммуникативной культуры мы считали необходимым подробно анализировать результаты каждого упражнения, если возможно, пытаться находить другие варианты решения проблемы, обращая внимание не только на принципиальную правильность выполнения задания, но и на форму, в которую оно облачено. После разбора и обсуждения было полезно дать испытуемым возможность повторить упражнение с учетом высказанных замечаний и пожеланий, решить имеющуюся проблему иным способом (см. приложение № 6).3-й этап - контрольный.

Целью данного этапа является завершение экспериментальной работы, проведение контрольного среза, анализ и интерпретация данных, обобщение полученных результатов, формулировка выводов.

Для анализа результатов экспериментальной работы по формированию основ коммуникативной культуры у студентов вузов, были определены следующие критерии:

•        эмоциональность;

•        культура речи;

•        культура мышления.

Контрольный срез проводился с помощью теста "Диагностика уровня сформированности коммуникативной культуры личности".

Были выделены уровни сформированности коммуникативной культуры личности:

•        0,1 - 0,45 - низкий уровень;

•        0,46-0,55 - ниже среднего;

•        0,56-0,65 - средний уровень;

•        0,66-0,75 - выше среднего;

•        0,76 - 1,0 - высокий уровень. Количественный анализ показал (рис.5):

•        0 % исследуемых имеют низкий уровень развития коммуникативной культуры;

•        14% имеют уровень ниже среднего;

•        20% имеют средний уровень;

•        26% имеют уровень выше среднего;

40% имеют высокий уровень.

График анализа эффективности формирования коммуникативной культуры у студентов


Рисунок 5. График анализа эффективности формирования коммуникативной культуры у студентов


В том числе на это повлияли тренинговые занятия спецкурса: важнейшими направлениями работы было выявление и осознание студентами особенностей своих личностных качеств, своей коммуникативной деятельностью с помощью теста "Диагностика уровня коммуникативной культуры личности" результаты показывают, что некоторые исследуемые имеют достаточно высокий уровень сформированности коммуникативной культуры, следовательно, спецкурс достиг своей цели. Анализ наблюдений за студентами показал:

•        поведение студентов в условиях общения с одногруппниками и преподавателями стало более естественными, частично это связано с адаптацией к условиям вузовского обучения, а частично этому способствовал проведенный нами спецкурс;

•        студенты, у которых на начальных срезах были низкие показатели общительности, к завершению спецкурса стали более открытыми, уверенными в себе;

•        студенты, которые ранее были пассивными участниками общения (т.е. не вступали в дискуссию), в настоящее время стали более уверенными;

•        многие научились понимать психологическое состояние человека по выразительным движениям, мимике, жестам, пантомимике, в процессе занятий они совершенствовали дискуссию и интонацию как средство выразительности речи будущего педагога;

•        после проведения спецкурса "Основы педагогического общения" у будущих специалистов повысилась коммуникативная культура и психологическая компетентность, являющаяся следствием социальной подготовки к профессиональной деятельности и предоставляющая возможность успешного решения в будущем социально-психологических проблем.

Таким образом, анализ наблюдений показал, что результаты исследования, полученные после проведения диагностики уровня сформированности коммуникативной культуры студентов вузов, верные.

В итоге можно отметить, что цель исследования - формирование основ коммуникативной культуры у студентов в условиях спецкурса была достигнута.

Выдвинутая в ходе исследования гипотеза о том, что уровень коммуникативной культуры у студентов будет выше, если будет проведен спецкурс "Основы педагогического общения", подтвердилась. Результаты наблюдения показали, что при традиционной организации педагогического процесса коммуникативная культура у студентов будет ниже. Первая диагностика показала, что 52,2% исследованных имеет низкий уровень общительности, сформированности коммуникативной культуры. После проведения спецкурса "Основы педагогического общения" эта цифра упала до 14%.


Заключение


Выполненное диссертационное исследование подтвердило выбранную нами гипотезу и показало эффективность обоснованного и реализованного в ходе экспериментальной работы подхода к формированию коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе; изложены общие выводы проведенного эксперимента.

Данное исследование показало, что в педагогической деятельности такие свойства личности, как общительность и коммуникативная компетентность, коммуникативная культура, ставшие профессионально личностными качествами педагога, могут обеспечить продуктивность педагогического общения. Педагог с низким уровнем развития общительности, с отсутствием эмоциональной культуры, со слабо сформированными коммуникативными умениями, проявляющимися в невысокой культуре общения и профессиональной культуре, не способен создать культурно-развивающий потенциал среды, воздействующий на личности обучающихся, их познавательную мотивацию.

Успешное управление педагогическим общением требует умений в распределении внимания и поддержании его устойчивости; умения выбора по отношению к аудитории и отдельным студентам наиболее подходящего способа поведения и обращения, который обеспечивал бы готовность студентов к восприятию информации, помогая снимать психологический барьер возраста и опыта, приближая педагога к обучающемуся; умения анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях, создавая опыт эмоциональных переживаний, обеспечивая в группе атмосферу благополучия.

В настоящее время в образовании происходит смена приоритетов, становится возможным усиление его культурообразующей роли, появляется новый идеал - человека образованного, в виде "человека культуры", человека, обладающего умственной, этической и общественно-духовной культурностью.

Средством и условием достижения этого идеала, самой целью образования становится формирование коммуникативной культуры личности.

Исходя из актуальности проблемы формирования основ коммуникативной культуры личности, была выбрана тема: "Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессионального образования в вузе".

Таким образом, коммуникативная культура является основой педагогической деятельности и определяет его успешность.


Выводы


1.   Эффективность формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в условиях современной профессиональной подготовки во многом зависит от знания норм, ценностей и установок, реализуемых в общении; отношения к человеку как субъекту общения; знания психологии общения, которое должно строиться на принципах доверия, взаимопонимания, сотрудничества.

2.   Согласно полученным нами данным, коммуникативная культура базируется на основных принципах педагогического общения, которое представляет собой взаимосвязанную систему психологических функций деятельности, практических методов и средств для самореализации личности. Важными принципами педагогического общения, лежащими в основе формирования коммуникативной культуры, является также система (приемы и навыки) организационного социально-педагогического взаимодействия педагога и воспитываемого и обмен информацией, сопровождаемый оказанием воспитательного воздействия с помощью коммуникативных средств.

3.   Условиями, влияющими на эффективность формирования коммуникативной культуры личности, являются:

-      ориентация процесса подготовки на повышение коммуникативной культуры будущих специалистов;

-      интеграция дисциплин психолого-педагогического цикла и педагогической практики, направленных на формирование у студентов коммуникативной культуры;

-      создание развивающей образовательной среды, системы психолого-педагогической диагностики, а также проведение спецкурсов, тренингов, спецсеминаров и других форм делового общения, способствующих познавательной эффективности учебного процесса;

-      использование в процессе обучения инновационных педагогических технологий, форм и методов, поддерживающих и регулирующих коммуникативную культуру студентов и повышающих качество образования на всех этапах коммуникативной подготовки (подготовительном, теоретическом и практическом);

-      выделение цели подготовки в различных ее аспектах (мотивационно-ценностном, содержательном и практическом), отражающих характер воздействия на мотивационную, интеллектуальную и поведенческую сферы личности студента в процессе формирования и совершенствования профессиональной культуры будущего специалиста.

5. Введение в учебные планы разработанного нами специального курса "Основы педагогического общения", предусматривающего осознание личностью ценности общения, овладение ею знаниями о природе, механизмах, формах и способах общения, правилах этикета, умение использовать их в общении, будет способствовать формированию коммуникативной культуры у студентов, повышению общей психологической культуры, уровня их общительности.


Библиография


1.     Аксенова Г.И. Студент как субъект образовательного процесса. - М., Рязань - 1998. - 176 с.

2.     Алексахина Е.М. Подготовка студентов педвузов к экологическому воспитанию учащихся начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. - 15с.

3.     Аминов Н.А. Социальный интеллект и социальная компетенция в подготовке социальных работников (факторные модели Дж. Гилфорда и Г. Морлоу) / Под ред. И.А. Зимней. - М., 1992. - Вып.5.

4.     Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 ч. - М., 1980. - Ч.1. 256 с.

5.     Андреев В.И. Конфликтология: (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. - М., 1995. - 360 с.

6.     Андреева Г.М. Принципы деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. - Прага, 1988. - С.56-58.

7.     Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1998. - 375 с.

8.     Андрохина Л.М. Педагогическая культура и стиль преподавания // Культура и мировоззрение учителя: Сб. статей. - Екатеринбург, 1992. - С.5 - 16.

9.     Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учеб. пособие. - М., 1993. - 352 с.

10.           Асмолов А.Г. Культурно-историческая технология и конструирование миров. - М., 1996. - 258с.

11.           Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы: проблемы и перспективы. - Р-н-Д, 1997. - 143 с.

12.           Ащепков В.Т. Теоретические основы и прикладные аспекты профессиональной адаптации преподавателей высшей школы: Дис. д-ра пед. наук. - Майкоп, 1997. - 355с.

13.           Бабанский Ю.К. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1985. - 478 с.

14.           Балдынюк Д.И. Система исследования культуры общения педагога (теоретический аспект): Дис. канд. пед. наук. - Умань. 1989 - 165 с.

15.           ретический аспект): Дис. канд. пед. наук. - Умань. 1989 - 165 с.

16.           Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - 423 с.

17.           Белова С.В. Функции учебного диалога в усвоении ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: Автореф. канд. пед. наук. - Волгоград, 1995. - С.3-11.

18.           Белоусова Т.Ф. Педагогическая практика как фактор формирования основ педагогической культуры студента педвуза: Дис. канд. пед. наук. Р-н-Д, 1989. - 229 с.

19.           18. Беляев А.В. Воспитание гражданина в Демократической России: Пособие для самостоятельной работы / Министерство образования Р.Ф. СГУ. Ставрополь: СГУ, 2000. - 25 с.

20.           Бердяев Н. Воля к жизни и воля к культуре // Слово. - 1990. - № 1. - С.11.

21.           Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации: Монография. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - 183 с.

22.           Бескровная О.В. Формирование умений общения у подростков в учебной деятельности как фактор развития социальной активности: Автореф. канд. пед. наук. - М., 1985. - С.8.

23.           Библер В.С. Нравственность. Культура, современность: Философские рассуждения о жизненных проблемах. - М.: Политиздат, 1988. - 412 с.

24.           Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. - М., 1991. - С.289.

25.           Бодалев А.А. К вопросам психологии общения и познания людьми друг друга. - Краснодар, 1979. - 132 с.

26.           Бодалев А.А. Психология общения. - М., 1998. - 135 с.

27.           Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как о личности. Л., 1982. - 135 с.

28.            Бондаревская Е.В. В защиту "живой" методологии // Педагогика. - 1998. № 2. - С.3 - 6.

29.            Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - № 4. - С.12 - 15.

30.           Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. - Р-н-Д, 1997. - 28 с.

31.           Бондаревская Е.В. Педагогическая культура // Инновационная школа. 1997. - № 3. - С.7-8.

32.           Бондаревская Е.В. Теоретико-методические вопросы изучения и формирования педагогической культуры будущего учителя // Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Е.В. Бондаревской: - Р-н-Д, 1989. - С.30.

33.           Бондаревская Е.В. Уровень педагогической культуры - главное основание для аттестации учителя. - Р-н-Д, 1994. - 15 с.

34.           Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф. Основы педагогической культуры учителя: Программа и рекомендации к специализированному курсу. - Р-н-Д, 1989. - С.3.

35.           Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф. Программа и методика изучения педагогической культуры учителя. - Р-н-Д, 1988. - 26 с.

36.           Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф., Власова Г.И. Основы педагогической культуры: Программа и рекомендации по курсу "Образовательные программы общепедагогической подготовки бакалавра". - Р-н-Д, 1993. - 16 с.

37.           Бондаревская Е.В., Богомолова Г.П. Образовательное пространство малого города как среда развития и воспитания личности (концептуальная модель развития системы образования в г. Батайске): Науч. - метод. пособие. - Р-н-Д, 1997. - 97 с.

38.           Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Р-н-Д, 1999. - 560 с.

39.           Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб.: Питер - 2001. - 304 с.

40.           Борев В., Коваленко А. Культура и массовая коммуникация. - М.: 1982.

41.           Браже Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика. - 1993. - № 2. - С.15-17.

42.           Брудный А.А. Понимание и общение. - М, 1989. - 63 с.

43.           Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. (Философские проблемы психологии). [Исследования Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна]. - М.: Высшая школа. - 1968. - 104 с.

44.           Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Диалог в процессе познания // Познание и общение. - М.: Наука, 1988. - С.7-9.

45.           Бузаров В.В. Круговорот диалогической речи, или взаимодействие грамматики говорящего и грамматики слушающего. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 168 с.

46.           Бузаров В.В. Размышления о диалоге на исходе XX столетия // Вестник Пятигорского гос. лингв. ун-та. 1997, № 1-2. - С.8-9.

47.           Букатов В.М. Учителю о режиссуре // Педагогика. - 1996. - № 3. - С.11-12.

48.           Введение в педагогическую культуру / Под ред. Бондаревской Е.В. - Ростов н/Д, 1995. - 172 с.

49.           Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Р-н-Д, 1999. - 576с.

50.           Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Чихачев В.П. Культура и техника речи: Учеб. пособие. Р-н-Д, 1994. - 160 с.

51.           Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. - М., 1997.

52.           Викторова Л.Г. Теоретические основы становления интеллигенции в образовательной системе высшей школы: Дис. д-ра. пед. наук. - Красноярск, 1999. - С.223.

53.           Военная психология и педагогика / Под ред. Н.Ф. Кулакова. - М., 1998.

54.           Волчегурская Н.Б. Педагогическая культура учителя музыки (опыт системного исследования): Дис. канд. пед. наук. - Р-н-Д, 1996. - 245 с.

55.           Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 1991.

56.           Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1998.

57.           Гак В.Г. Русский язык в зеркале французского. Очерк шестой // Русский язык за рубежом, 1979. - № 3. - С.75.

58.           Гильбух Ю.З. Психологические предпосылки сотрудничества учителей и учащихся // Сов. педагогика. 1990. - №5. - С.81-87.

59.           Глебов А.А., Донсков А.А. Деловое общение старшеклассников на уроке // Обновление и развитие современного урока. - Волгоград, 1992. - С.45.

60.           Гогоберидзе Г.М. Диалог культур в системе литературного образования / Под ред.Г.М. Гогоберидзе. - М.: Наука, 2003. - 183 с.

61.           Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988. - 320 с.

62.           Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. - М., Просвещение, 1961. - 178 с.

63.           Горовая В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы. - Ставрополь, 1995. - 160 с.

64.           Горячкина Е.В. Тренинг как одна из форм обучения учителя общению // Начальная школа. - 1997. - № 3. - С.67-70.

65.           Государственный образовательный стандарт профессионального образования. - М., 2000.

66.           Граудина А.К. Русская риторика. - М., 1998. - 559 с.

67.           Греков А.А., Рогов Е.И. Рейтинг как показатель профессионального развития педагога. - Р-н-Д, 1991. - 61 с.

68.           Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993. - 32 с.

69.           Дридзе Т.М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью // Социол. исследования. - 1998. - № 10. - С.12-17.

70.           Ерасов Б.С. Российская культурология в контексте закрытия? Филос. науки. - 2000. - № 3.

71.           Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1998. - 228 с.

72.           Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. - М., 1972. - 352 с.

73.           Ершов П.М. Технология актерского искусства. - М., 1959. - 308 с.

74.           Жеребятьева Л.Ф. Подготовка будущих учителей к организации и проведению самостоятельной работы учащихся: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Алма-Ата, 1990. - 25 с.

75.           Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растяников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1990. - 104 с.

76.           Журавлев И.К. К проблеме организации урока // Сов. педагогика, 1986, №3. - С.88-91.

77.           Захарченко Е.Ю. Развитие педагогической культуры учителя в условиях обновления школы: Дис. канд. пед. наук. - Р-н-Д, 1995. - С.38.

78.           Звездунова Г.В. Колледж как среда становления основ педагогической культуры: Дис. канд. пед. наук. - Р-н-Д, 1998. - 183 с.

79.           Звездунова Г.В., Бондаревская Е.В. Концепция общепедагогической подготовки учителя в условиях многоуровневого образования в педагогическом вузе. - Р-н-Д, 1992. - 22 с.

80.           Землянова Л.М. О парадоксах коммуникативного разнообразия // Вестн. моск. ун-та. - 1998. - Сер.10. - № 4. - С.9-13.

81.           Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Р-н-Д, 1997. - 480 с.

82.           Знаков В.В. Понимание в познании и общении. - М., 1993. - С.267.

83.           Иванец И.И. Педагогические условия развития речевых коммуникаций старших дошкольников: Дис. канд. пед. наук. - Р-н-Д, 1997. - 173 с.

84.           Ильенков Э.В. Учиться мыслить // Философия и культура. - М., 1991. - 48 с.

85.           Ильяева И.А. Культура общения: опыт философско-методического анализа. - Воронеж, 1989. - 167 с.

86.           Исаев И.Ф. Культурологический подход к исследованию педагогической деятельности // Педагогическое образование 21 век. - М., 1994. - С.34 - 40.

87.           Исаев И.Ф. Сущность и основные тенденции формирования профессионально-педагогической культуры // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология: Материалы Всерос. науч. - практ. конф. - Белгород, 1996. - С.8-13.

88.           Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: Учеб. пособие. - Белгород, 1992. - 204 с.

89.           Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М., Белгород, 1993. 180 с.

90.           Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация личности учителя: Культорологический подход. - Белгород, 1999. - 206.

91.           Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 208 с.

92.           Кабрин В.И. Исследования саморегуляции личности в системе коммуникативного мира: Дисс. канд. псих. наук. - Л., 1978. - 194 с.

93.           Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М., 1988.315 с.

94.           Каган М.С. Морфология искусства. - С. - Петербург, 1996.

95.           Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996.

96.           Калинин М.И. О коммунистическом воспитании. - М. 1958. - С.26.

97.           Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987. - 190 с.

98.           Кан-Калик В.А. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. 144 с.

99.           Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. - М., 1982. - 704 с.

100.      Карпова Г.Ф. Культурообразовательные ориентации России в контексте ее государственности // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология: Материалы Всерос. науч. - практ. конф. - Белгород, 1996. - С.86-88.

101.      Качан Г.А. Личностно-педагогическая саморегуляция как фактор повышения педагогической культуры учителя: Дис. канд. пед. наук. - Р-н-Д, 1995. - 173 с.

102.      Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. - Спб, 1998. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессии. - Обнинск, 1992. - 47с.

103.      Кнебель М.О. Поэзия педагогики. - М.: ВТО, 1984. - 527 с.

104.      Кольцова В.А. Общение и познавательные процессы // Познание и общение. - М., 1988. - С.12.

105.      Коменский Я.А. Правила поведения // Коменский Я.А. Избр. пед. соч. - М., 1982. - Т.11. - С.165.

106.      Кондратьева С.В. Педагогическая и возрастная психология. - Гродно, 1996.

107.      Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. - Р-н-Д, 1997. - 112 с.

108.      Кохтерев Н.Н. Риторика. - М., 1994. - 207 с.

109.      Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского - М., 1995. - 213 с.

110.      Кривцов С., Мухаматулина Е. Воспитание: наука хороших привычек. - М., 1996. - 230 с.

111.      Крижанский Ю.С., Третьяков Г.П. Грамматика общения. - Л., 1990.

112.      Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М. 1976. - 303 с.

113.      Кугукина Л.П. Педагогические основы самовоспитания будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки: Дис. канд. пед. наук. -

114.      Р-н-Д, 1996. - 228 с.

115.      Кузин Ф.А. Культура делового общения. - М., 1997. - 118 с.

116.      Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие. - Л.: ЛГУ, 1980. - 172 с.

117.      Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990. - 17 с.

118.      Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985. - 32 с.

119.      Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания. - Воронеж, 1997. - 236 с.

120.      Культурология. XX век. Словарь. - СПб., Университетская книга, 1997.

121.      Культурология XX век: Антология. - М., 1995.

122.      Курбатов В.И. Искусство управлять общением. - Р-н-Д, 1997. - 352 с.

123.      Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. - Минск, 1988. - 304 с.

124.      Кхол Иозеф. Эффективность управленческих решений. - М., 1978.

125.      Лабунская В.А. Невербальные средства общения. - Ростов н/Д, 1979. - 67 с.

126.      Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. - М., 1994.

127.      Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979. - 47 с.

128.      Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту, 1974. - 44 с.

129.      Леонтьев А.Н. Философия психологии: изучение научного наследия / Под ред.А. А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. - М.: Из-во МГУ, 1994. - 285 с.

130.      Леонтьев А.Н. Человек и культура. - М., 1961.

131.      Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - 143 с.

132.      Литвак М.Е. Искусство быть счастливым. - Р-н-Д, 1995. - 447 с.

133.      Лифинцева Н.И. Формирование профессионально-педагогической культуры учителя. - М., Курск, 2000.

134.      Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. - Самара, 1997.

135.      Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1998. - 463 с.

136.      Лобанов А.А. Основы профессионально - педагогического общения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 260 с.

137.      Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976. - С.130.

138.      Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии. - М., 1981. - С.3-23.

139.      Лотман Ю.М. К проблеме типологии культуры // Труды по знаковым системам. - Тарту, 1967, - Вып.3. - С.30-38.

140.      139. Лукашенок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя.

141.      М., 1998.

142.      Львова С.И. Язык в речевом общении. - М., 1991.

143.      Львова Ю.С. Как рождается урок. - М., 1976.

144.      М. М Бахтин. и проблемы современного гуманистического знания / Под ред. Н.Д. Забабуровой: Материалы межвуз. науч. конф. - Р-н-Д, 1995. - 75 с.

145.      Майерс Д. Социальная психология. - Л., 1998. - 684 с.

146.      Макаренко А.С. О моем опыте // Педагогические сочинения в 8-ми томах. - М.: Педагогика, 1984. - Т.4. - С.248-267.

147.      Макарская Л.В. Подготовка будущего учителя к нравственному воспитанию учащихся: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Минск, 1988. - 19 с.

148.      Максимова Р.А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности: Дис. канд. психол. наук. - Л., 1981. - 191 с.

149.      Малашихина И.А., Соколова И.Ю. Педагогические теории и системы. Ч.1: Учебно-методическое пособие для педвузов. - Ставрополь: СГПУ, 1996. - 81с.

150.      Маргулис Е.Д. Обучение учащихся коллективной деятельности // Советская педагогика. - 1986. - №7. - С.23.

151.      Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М.: Мысль, 1983. - 285 с Маркова А.К. Психология профессионализма. - М, 1996. - 166 с.

152.      Маркова Л.Н. Преподаватель высшей школы: Индивидуальность, стиль, деятельность. - М., 1998. - 172 с.

153.      Мартин Л. Общение со сверстниками и решение задач // Психол. журнал. - 1983. - Т.4. - № 6. - С.84-89.

154.      Масленникова Н.Н. Становление профессионально-педагогической культуры преподавателя педагогического университета: Дис. канд. пед. наук. - Р-н-Д, 1999. - 181 с.

155.      Мерлин В.С., Вяткин Б.А. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1976.

156.      Мерцалова Т.А. Самосознание и педагогическая поддержка // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. - 1992. - С.42. Михайлычев Е.А. Терминология педагогической диагностики: Система и словарь. - Р-н-Д, 1997. - 86 с.

157.      Михайльская А.К. Русский Сократ. - М., 1996.

158.      Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.

159.      Мудрик А.В. Проблемы подготовки к общению / Материалы симпозиума. - Таллин, 1979. - С.9-18.

160.      Мурашов А.А. Риторические принципы А.С. Макаренко // Нар. образование. - 1998. - № 4.

161.      Мурашов А.А. Речевые средства формирования учебного интереса // Педагогика. - 1997. - № 3. С.22-24.

162.      Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. / Психологическая наука в СССР. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - Т.2. - 110-125 с.

163.      Немов Р.С. Психология: В 3 т. - М., 1998.

164.      Нечаева Л.В. Подготовка студентов педагогических институтов к взаимодействию с учащимися: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Харьков, 1991. - 18 с.

165.      Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике / Сов. педагогика. - М., 1990. - № 9. - С.41-47.

166.      Никандров Н.Д. Ценности общества на рубеже XXI века. - М., 1997.

167.      Носенко Э.А. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. - Днепропетровск, 1975. - 46 с.

168.      Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е.В. Бондаревской. - Р-н-Д, 1995. - 218 с.

169.      Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. - М., 1995. - 142 с.

170.      Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для спец. высш. учеб. заведений / Под ред. И.А. Зязюна. - М., 1989. - 302 с.

171.      Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2003. - 615 с.

172.      Педагогика и психология высшей школы / Под ред.С.И. Самыгина. Р-н-Д, 1998. - 544 с.

173.      Пиз А. Язык телодвижений. - Новгород, 1992. - 165 с.

174.      Плескунов В.М. Функция организационных форм обучения в формировании у учащихся умения работать в коллективе: Дис. канд. пед. наук. 1986. - С.44-45, 82-83.

175.      Подласый И.П. Педагогика. - М., 1998.

176.      Полозова А.И. Выразительность речи как компонент речевой культуры учителя // Формирование педагогической культуры будущего учителя: Межвуз. сб. науч. тр. - Р-н-Д, 1989.

177.      Попова Е.А. Культурологическая направленность профессионально-педагогической подготовки студентов: Дис. канд. пед. наук. - Р-н-Д, 1999. - 211 с.

178.      Попова Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Р-н-Д, 1996. - 17 с.

179.      Пузырев А.А. Культурно-историческая теория Выготского и современная психология. - М., 1986.

180.      Радзиховский Л.А. Диалог как единица анализа сознания // Признание и общение. - М., 1988. - С.27.

181.      Радугин А.А. Хрестоматия по культурологии: Учебное пособие / под ред.А. А. Радугина. - М.: Центр, 1998. - 278 с.

182.      Радченко И.П. Диагностика развития педагогического творчества учителя. - Ставрополь, 1992. - 184 с.

183.      Рапопорт С.Х. Эстетика общения // Эстетическая культура и эстетическое воспитание. - М., 1983. - 119 с.

184.      Рачков Н.С. Критический анализ коммуникативной педагогики ФРГ. - Л., 1989. - 42 с.

185.      Реан А.А. Анализ вербального взаимодействия как метод исследования педагогической деятельности // Проблемы диагностики факторов продуктивной деятельности педагогического коллектива. - Л., 1988.

186.      Реан А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. - СПб., 1996.

187.      Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопр. психологии. - 1997. - № 1.

188.      Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999.

189.      Регуш Л.А. Тренинг педагогической наблюдательности // Вопр. психологии. 1983. - № 3.

190.      Рогов Е.И. Личностно - профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности: Дис. д-ра пед. наук. - Р-н-Д, 1999. - 338

191.      Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Р-н-Д, 1996. - 512 с.

192.      Рогов Е.И. Профессионализация процесса общения в педагогической деятельности // Личность в деятельности и общении. - Р-н-Д, 1997. - С.22.

193.      Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. - М., 1984.

194.      Розина И.Н. Компьютерные телекоммуникации в образовательных технологиях для систем подготовки учителей России и США: Дис. канд. пед. наук. - М., 1999. - 262 с.

195.      Российский вуз: в центре внимания - личность: Материалы межвуз. на-уч. - практ. конф. - Р-н-Д, 1999. - 343 с.

196.      Российский вуз: в центре внимания - личность: Тез. докл. Всерос. меж-вуз. науч. - практ. конф. - Р-н-Д, 1999. - 354 с.

197.      Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - В 2-х т. - Т.1. - М.: Педагогика, 1989. - 488 с.

198.      Рубцов В.В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психол. журнал. - 1989. - Т.10. - № 3. - С.8-16.

199.      Руденский Е.В. Социальная психология. - М., 1998. - 224 с.

200.      Рудь М.Г. Формирование коммуникативной культуры будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже: Дис. канд. пед. наук. - Р-н-Д, 1999. - 132 с.

201.      Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1991.

202.      Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - Минск, 1998. - 319 с.

203.      Рыжов В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки: Автореф. дис. д-ра психол. наук. - Новосибирск, 1995. - 36 с.

204.      Семенова М.А. Формирование общего способа решения класса задач в условиях коллективной деятельности // Вопр. психологии, 1997. № 3. С.64-65.

205.      Сепир Э. Язык. - М., 1934. - С.15.

206.      Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1993. - 656 с.

207.      Серебренников Б.А. К проблеме сущности языка // Общее языкознание / Под ред. Б.А. Серебренников. - М.: Наука, 1970. - С.10.

208.      Симонов А.А. Коллективная техническая деятельность как фактор формирования творческой индивидуальности: Автореф. канд. пед. Челябинск, 1990. - С.10-11.

209.      СИС - Словарь иностранных слов. - М., 1990.

210.      Сластенин В.А. Интегративные тенденции в системе психолого-педагогической подготовки учителя // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. - Воронеж, 1992. -  С.6-9.

211.      Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М., 1976. - 210 с.

212.      Сластенин В.А., Мищенко А.И. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя // Сов. педагогика. - 1991. - № 10. - С.78-84.

213.      Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 1998.

214.      Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - Гродно, 1995. - 138 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.