РУБРИКИ |
Диплом: Сионизм |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Диплом: СионизмДиплом: СионизмВведение. Общественные науки сегодня переживают трудный период пересмотра многих, еще недавно казавшихся хрестоматийными, бесспорными положений, отказа от стереотипов, навеянных догмами и политической конъюнктурой. Независимость исследования тем труднее достижима, чем ближе объект изучения современной сфере столкновения разных интересов и идеологических и политических сил. Здесь большинство исследователей оказывалось в плену традиционных декларативных схем, отступление от которых ранее рассматривалось как идеологический изъян, обрекавший автора на долгую и безнадежную борьбу за публикацию. Такие объекты исследования, как Израиль и сионизм и сегодня вызывают наиболее бурные столкновения между адептами тех или иных концепций. Крайняя напряженность на Ближнем Востоке и длительная обостренность ситуации в международных отношениях СССР и Израиля, делают объективное изучение связанных с этими объектами проблем делом весьма трудным. Данная работа является одним из первых трудов, в которой сделана попытка отойти от сверхидеологизированного подхода, характерного для работ прошлых лет. Ни идеологическое неприятие сионизма, ни осуждение израильского экспансионизма, которыми пронизаны эти работы, не побуждают к тому, чтобы вслед за некоторыми исследователями поставить знак равенства между всеми течениями сионизма и всеми этапами его развития или возложить на него вину за все беды, существующие в мире. Сравнительно недавно мы распространили принцип историзма на такое явление, как империализм; теперь настала очередь сионизма. Как свидетельствует само название работы, в ней описываются и анализируются основные концепции идеологии сионизма и сложная система их реализации. Хотя тема эта может представляться на первый взгляд довольно узкой, в действительности же она очень важна для полного и всестороннего изучения главных явлений и процессов истории еврейского народа и государства Израиль. В настоящей работе главным временным отрезком для изучения и анализа идеологии и практики сионистского движения избраны Х1Х- ХХ века. В отечественной литературе, научной и публицистической, как аксиома излагалось реакционная, шовинистическая сущность идеологии сионизма. Наиболее жесткое определение сионизму даётся советским энциклопедическим словарём: «. Сионизм - воинствующий шовинизм, расизм, антикоммунизм, антисоветизм.»1. Большая советская энциклопедия определяет современный сионизм как «националистическую идеологию», «идеологическая доктрина использует многие догмы иудаизма», «её основные положения сводятся» к исключительности еврейского народа, «. Идеологические концепции и политические классы сионизма проводятся в жизнь широко разветвленной.. системой сионистских и просионистских организаций.»2. «. Поскольку для сионизма, как и для любой другой разновидности буржуазной шовинистической идеологии у нас нет места.»3 «извращённая информация и тенденциозное освещение фактов, умолчание, полуправда и просто беспардонная ложь- всё пускается в ход»4. В соответствии с приведённой цитатой дана формулировка сионизма в литературе советского периода: «Сионизм- порождение крупной еврейской буржуазии»5. Не будет преувеличением сказать ,что разветвленная по всему миру и в то же время строго централизованная система организаций сионизма в какой-то мере является проводником политических и экономических интересов крупной буржуазии еврейского происхождения .Цель крупной буржуазии – влияние на позиции еврейских общин, на политику ряда ведущих капиталистических государств. На современном этапе государство Израиль, в некоторых случаях, выступает как орудие в конкурентной борьбе еврейской буржуазии за укрепление ее позиций в мире капитала, за получение максимальных прибылей и расширение своего влияния на Ближнем Востоке и в других странах «третьего мира». Из отчетного доклада ЦК ХХV1 съезду партии: «КПСС борется против таких чуждых проявлений., против любых националистических вывихов, будь то антисемитизм или сионизм»6. Подобная литература рекомендовалась для преподавателей, научных работников, аспирантов. Практиковался выпуск серийных изданий составляющих библиотечку «Против сионизма»». В 1983 году в Советском Союзе был создан Антисионисткий комитет советской общественности, призванный «бороться» с любыми проявлениями сионизма. Его председателем был дважды герой Советского Союза Драгунский Д.А. Наибольший интерес представляет Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона так как был составлен в первое десятилетие ХХ века, в данном им определении отсутствуют идеологические суждения: «Сионизм, общественное движение среди евреев, направленное к возрождению своего национального существования в Палестине»7. Это определение наиболее точно выражает сущность идеологии сионизма. Сам сионизм даёт определение самому себе: «Это политическая доктрина» с 1896 года сионизм соотносит себя с политическим движением, основанным Теодором Герцлем8 Х1Х века. Основатель политического сионизма Герцль не заявлял о себе как о религиозном человеке: «Я не следую религиозным импульсам» 9. К работе подключен блок документов - это программы партий, решения конгрессов, резолюции съездов, декларации. переписка лидеров сионистского движения, их речи и выступления. Одним из наиболее ценных источников являются воспоминания Голды Меир «Моя жизнь» 10,так как отражают историю сионистского движения. Для составления более чёткой и реалистической картины по изучаемому вопросу в работе широко используются материалы научных публицистических и периодических зарубежных изданий. Из литературы, главным образом, привлечены работы еврейских авторов, потому как в российской историографии данная тема отражена своеобразно: -либо работы выполнены в тенденциозном ключе, что заметно снижает их ценность; -либо это первые, немногочисленные объективно выполненные работы, в связи с этим мало доступные читателю. Ценный материал представлен в труде французского журналиста Бар-Зохара «Бен-Гурион»11 написанном на основе документов из личного архива Бен-Гуриона. Современные взгляды на эволюцию сионизма и процессы предшествующие образованию государства Израиль включает в себя «История еврейского национального движения»12.Многие статистические данные приведены из этого издания. Цель работы- изучить возникновение сионизма,эволюцию данной идеологии и ее структуру. В работе обращается внимание на социально-политические предпосылки способствующие оформлению доктрины сионизма. Большое внимание уделено рассмотрению различных направлений в сионизме их совместной работе в деле реализации главной цели: построения национального еврейского государства на исторической родине в Эрец-Исраэль. Цель работы конкретизируется в следующих задачах: -выявить предпосылки сионизма; -проанализировать идейные установки и особенности различных направлений сионизма; -рассмотреть политику сионизма в первой половине XX века; -выяснить место сионизма в жизни еврейского народа и государства Израиль. В своём анализе рассмотренных в работе фактов и явлений автор исходит из убеждения в том, что должны существовать чёткие границы между областью научных социальных исследований и сферами пропаганды, внешнеполитической практики. Две последние в научном исследовании не допустимы. В заключении следует привести материалы Конференции ООН в Дурбане состоявшейся в сентябре 2001 года. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан подвёл неформальный итог обсуждения вопроса о приравнивании сионизма к расизму, заявив, что этот вопрос уже не является актуальным. Ещё в 1991 ООН опубликовало резолюцию полностью опровергающую резолюцию этой же международной организации от 1975 года, в которой было проведено подобное уравнивание13. Автор выражает искреннюю признательность и благодарность за предоставленные материалы Общинному Центру еврейской культуры Удмуртии. Список используемой литературы. 1 Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская Энциклопедия», 1981. 2 Большая советская энциклопедия. 3 М.А. Голденберг. «Сионизм: лицо и маски». М. 1985. с.68. 4 О дальнейшем улучшении идеологической и политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26.04.79. М., Политиздат, 1979. с.6. 5 Л.Е. Беренштейн. Обречённость политики и практики сионизма. Киев, 1980. с.4. 6 Материалы ХХV1 съезда КПСС. М. 1981. с.57 7 Малый энциклопедический словарь Блокгауза и Ефрона. 8 Цит по: Роже Гароди. Основополагающие мифы израильской политики. Русский антифашистский центр. 9 Герцль Т. Дневники (Воспоминания). Изд. Виктор Галлач, 1958, «Я агностик», с.54. 10 Меир Г.Моя жизнь. Чимкент, 1991. 11 Бар-Зохар М. Бен-Гурион. Серия «След в истории». Ростов-на-Дону: «Феникс»,1998. 12 История Еврейского национального движения 1870-1914.Иерусалим. Библиотека Алия,1994. История Еврейского национального движения 1914-1949.Иерусалим. Библиотека Алия,1993. 13 Сионизм не расизм, но виноватым останется израиль. http:// wwu/ mignews/ pollitic/ wored/ durbraft 209. html. 1. Истоки доктрины. 1.1.Социально – политические предпосылки. Возникновению сионизма предшествовали многие явления и процессы, в своей совокупности они образуют некий микромир. Однако этот микромир не изолирован от неизмеримо более обширного внешнего мира, следует помнить, что он подвержен воздействию внешних сил. Для того чтобы выявить предпосылки к появлению такой идеологии как сионизм, следует рассмотреть исторический отрезок времени, включающий в себя вторую половину Х1Х – первое десятилетие ХХ века. Это был период ускоренного распространения высших форм капитализма из стран Западной Европы в страны Восточной Европы и Россию. Хозяйственные занятия, социальная жизнь и общественная мысль еврейского населения в ту пору в значительной степени определялись двумя проявлениями исторической действительности. Во-первых, евреи, как и прочие национальные меньшинства, несмотря на развитие капитализма, из поколения в поколение все еще продолжали жить своей внутренней жизнью, формируемой этнической культурой, включая сюда и религию, и этнической психологией, что способствовало сохранению их быта, традиций и обычаев. Эта внутренняя жизнь была весьма консервативной и медлительной, поскольку регулировалась религиозными традициями, восходившими к глубокой древности. Во-вторых, евреев не могла не коснуться жизнь всего государства – экономические отношения, политика, более мощная культура крупных наций. Под воздействием коллективного инстинкта сохранения своей этнической общности (так называемого инстинкта этноцентризма) малые народы, и евреи в том числе, стремились к сплоченности, удержанию своей особенности, но изолировать себя полностью от воздействия более крупных народов они были не в состоянии. В результате взаимодействия этих двух потоков действительности- жизнь внутренней (этнической) и внешней (общественной и государственной)- евреи в Европе оказались вовлечёнными в борьбу двух взаимоисключающих тенденций: изоляционизма и эмансипации, ведущей к ассимиляции. В известном монументальном труде «История Х1Х века» под редакцией Лависса и Рамбо отмечается, что «почти повсюду начинается их (евреев) политическая и религиозная эмансипация»1. Затем ещё раз, что эмансипация вела, как правило, к ассимиляции- во всяком случае, представителей высших и средних классов. Этот процесс происходил потому, что евреи жили по большей части рассредоточено, в основном в крупных городах. Получая равные права с гражданами господствующих наций, евреи- городские жители постепенно интегрировались в крупные социальные организмы и утрачивали собственную этническую особенность. Тем не менее, несмотря на известный прогресс в эмансипации евреев повсеместно, юридически они были полностью эмансипированы лишь в Соединённых Штатах. Этим и объясняется тот факт, что в конце Х1Х столетия евреи массово стали эмигрировать главным образом в США. Для полной ясности следует сделать оговорку: под эмансипацией здесь нужно иметь в виду главным образом её правовое законодательное основание и соответствующую ему практику государственных учреждений: речь не идет о полном искоренении всяких националистических предрассудков на бытовом уровне- бытовой антисемитизм, к примеру, в США существует и до настоящего времени. В Соединенных Штатах сложились влиятельная еврейская буржуазия и преуспевающий еврейский «средний класс». Но несмотря на весьма благоприятные условия для ассимиляции евреев англосаксонским большинством страны, такой ассимиляции не произошло, и еврейская община в США сохраняет свою религиозную и духовную самостоятельность, хотя все американские евреи англоязычны и не имеют особой культуры, значительно отличающейся от общеамериканской. В конце Х\/111- начале Х1Х века было узаконено гражданское равноправие евреев во Франции. И все же в остальной Европе, исключая Францию и Англию в первой половине Х1Х веке эмансипация евреев шла довольно медленно, непоследовательно, прогресс часто прерывался попятным движением. Европейские революции дали новый толчок прогрессу эмансипации; в разных странах она продолжалась с различной степенью полноты и последовательности всю вторую половину столетия. Единственным и, так сказать, твёрдым исключением из общего правила оставалась Российская империя. Еврейское население на территориях, в разное время и при различных условиях вошедших в состав Российской империи, складывалось в течение долгих столетий, но все оно в конечном счёте достигло вполне определенного единообразия за счёт общности религиозного верования и единства древнего исторического прошлого. Достоверно известно, что еще в греческих колониях на Черноморском побережье Крымского полуострова было и еврейское население. Известно также, что с самых первых лет основания Киевского княжества в Киеве жили евреи. Предполагается, что эти группы еврейского населения проникли в Причерноморье и Приднепровье из Азии. На территории, заселявшиеся в основном славянскими племенами, евреи проникли и с Запада. В Х1- Х11 веках во времена крестовых походов евреи во все более возрастающем количестве переселялись из немецких княжеств на польские земли (известно, впрочем, что небольшие группы евреев жили здесь и прежде). В Х11 веке установились торговые, культурные и культурно-религиозные связи между евреями, жившими в Киевском княжестве, и еврейскими общинами на землях западных славян. Именно к этому периоду относится оформление религиозно- культурных центров еврейского населения на Руси, что означало его полную этническую самоидентификацию. Во время татаро- монгольского завоевания, после 1240 года, устанавливаются связи между еврейской общиной в Крыму и еврейским населением в Киеве. В Польше в Х11 веке еврейское население, несмотря на немногочисленность, также оформилось в самостоятельную этнокультурную и этнорелигиозную общность. Таким образом, ко времени оформления сионистской идеологии и других этноосвободительных течений в еврейской общественной мысли евреи уже примерно в течение семи с половиной столетий жили на землях Российской империи как окончательно сложившаяся, с богатыми историческими традициями, этнокультурная этноконфессиональная общность. В Х1Х веке в местах своего длительного и постоянного проживания они были такими же коренными жителями, как и представители других народностей. Общественная жизнь внутри еврейских общин в Европе и России формировалась не только в силу внутреннего саморазвития, но и под значительным влиянием внешних условий, в том числе демократическая политика правительства2. Буржуазная реформация общественных отношений в европейских странах, с различной степенью полноты, завершилась в целом уже к началу Х1Х века, а в России к концу того же Х1Х века вопросы буржуазно- демократической революции все ещё ожидали своего решения; в числе их был и вопрос национальный. Несмотря, однако, на консерватизм политической системы, развитие капитализма неумолимо шло и в России, что не могло не отразиться и на жизни еврейского населения. В связи со строительством железных дорог, освобождением крестьян от крепостной зависимости и развитием промышленности радикально изменялась экономика городков и местечек в западных губерниях России, бывшими ранее торгово-посредническими центрами для сельской периферии. По словам Дж. Сорина, «многие посреднические операции были по существу упразднены в связи с экономическими переменами и по декрету правительства; появление сельских кооперативов, современной кредитно-банковской системы, фабричного производства, серьёзно подорвало все традиционные сферы еврейского предпринимательства и ремесленного производства»3. Тем самым хозяйственной основе жизни еврейских общин был нанесен жестокий удар. Еврейская беднота могла выжить лишь благодаря сплочённости общин и организации внутренней социальной помощи, в том числе благодаря обязательной благотворительности со стороны богатых. В еврейских поселениях существовали общинные советы (на иврите - «кехилла»), которые управляли общественными делами. Чаще всего в них заправляли раввины совместно с самыми зажиточными согражданами, которые, разумеется, извлекали из этого выгоду. Тем не менее и беднейшим членам общины оказывалась поддержка. «Кехилла, однако, действительно содержала сиротские приюты и школы для бедных. Несколько комитетов (на иврите - «хевра») ведали такими делами, как предоставление беспроцентных займов, выплата безвозвратных ссуд на приданое бедным невестам, распределение пасхальных подарков и одежды среди нуждающихся. Состоятельные люди были обязаны участвовать в деятельности тех комитетов, за которыми они были закреплены» 4. Следует сказать несколько слов о благотворительности в еврейской среде, ибо она практикуется в широких масштабах и поныне. Согласно еврейской религиозной этике, благотворительность рассматривается не только как сострадание, милосердие, а как исполнение нравственного долга. Верующий еврей, согласно этой этической философии, должен с радостью использовать возможность оказать помощь нуждающимся; благодарить следует не того, кто оказывает помощь, а того, кто её принимает, ибо он предоставил дающему благую возможность совершить этот акт справедливости. «Получающие помощь, - пишет Э. Чериковер, - никоим образом не становились обязанными дающим, ибо дающие лишь исполняли свой долг. Слово, означающее на иврите благотворительность- «цедака», происходит от слова, означающего справедливость. По существу, дающий обязан благодарить берущего у него за предоставленную возможность исполнить одно из 613 обязательств («мицва»)5. В литературе, описывающей жизнь еврейских общин в России и в странах Восточной Европы, отмечается очень важный для понимания социальных отношений факт: даже самые бедные евреи, жившие на пожертвование, не испытывали от этого чувства унижения- они были равноправными, равноценными членами общины. Филантропия не калечила их души, не растлевала их. Поэтому еврейский буржуа был для еврея- пролетария нанимателем, хозяином, но не господином; господином всех евреев был один лишь бог. Хотя с развитием капитализма среди евреев росло число наемных рабочих большинство их составляли рабочие мелких ремесленных мастерских и небольших фабрик мануфактурного типа. Один из видных специалистов по истории социальных отношений среди евреев России пишет: «На стыке Х1Х- ХХ века в северо-западном регионе черты оседлости насчитывалось примерно 200 тысячи еврейских рабочих; около 90% их составляли ремесленники, работавшие в маленьких мастерских в таких традиционных видах производства, как портновское и столярное дело. Очень низкий процент фабричных рабочих среди евреев был в значительной мере следствием отсталости северо-западного региона, который был в последнюю очередь захвачен промышленным развитием в Европейской России (правда, в черте оседлости он мог считаться сравнительно высокоразвитым в промышленном отношении краем). Только Белосток, главный центр текстильной промышленности в Гродненской губернии, выделялся как исключение. Однако в этом городе владельцы и управляющие самых крупных и наиболее современных фабрик предпочитали нанимать рабочих- христиан, а не евреев; значительный еврейский текстильный пролетариат в Белостоке оставался пролетариатом ремесленных мастерских и мелких предприятий мануфактурного типа»6. Экономические затруднения были одной из причин, побуждавших евреев покидать Россию, однако эти трудности не шли ни в какое сравнение с теми бедами, которые обрушила на головы евреев черносотенная, расистская политика российского самодержавия. В 80-х годах Х1Х века в России наступил период жестокой политической реакции, которая очень болезненно отразилась на положении еврейского населения. Весною 1880 года обер-прокурором Синода был назначен К.П. Победоносцев- «реакционер, яростный поборник самодержавия; вдохновитель самой чёрной дворянско-крепостнической реакции 80-90-х годов, вождь воинствующего мракобесия и черносотенства, злейший и активнейший враг не только социализма, но и буржуазной демократии»7. Для решения еврейского вопроса Победоносцев К.П. выдвинул такую формулу: одна треть евреев, проживавших в пределах Российской империи, должна быть обращена в православие, другая - эмигрировать, а последняя треть должна умереть.8. Гонения на евреев приняли самый свирепый характер. «Временные правила», введенные в мае 1882 года, отняли у евреев право селиться даже в пределах черты оседлости вне городов и местечек; в сельских местностях им было запрещено приобретать недвижимость. В 1887 году из черты оседлости были выведены города Ростов-на-Дону и Таганрог с уездом. В 1891 году было запрещено селиться в Москве евреям-ремесленникам, что было дозволено им законом 1865 года. Из Москвы принудительно было выселено 17 тыс. евреев самым варварским образом, без всякой компенсации понесенных убытков. В 1887 году в учебных заведениях была введена так называемая «процентная норма» для еврейских детей. Систематические жестокие притеснения еврейского населения царскими властями, в особенности зверские еврейские погромы, наряду с экономическими бедствиями, принуждали евреев эмигрировать из России. Царизм отлично использовал гнуснейшие предрассудки самых невежественных слоев населения против евреев. Так возникли погромы, в большинстве случаев поддержанные полицией, если не руководимые ею непосредственно, - в 100 городах за это время насчитывается более 4000 убитых, более 10000 изувеченных, - эти чудовищные избиения мирных евреев, их жён и детей, вызвавшие такое отвращение во всем цивилизованном мире.9 Начиная с эпохи царствования императора Александра 11, с самого конца 60-х годов, налаживается устойчивая эмиграция евреев из России. В это время в стране выдалось несколько неурожайных лет, и, как следствие, разразился жесточайший голод, который больно ударил по неимущим слоям еврейского населения. Помощь евреям-мигрантам оказывали известный парижский Альянс («Альянс израэлит юниверсэль»)10 и благотворительный комитет в Кенигсберге. Из общего числа евреев, выехавших в конце 60-х годов из России, немногие осели в Германии, а большинство- в среднем по 4 тысячи ежегодно - отправлялись в Америку. В 80-е и 90-е годы переселение евреев из России в Америку продолжалось непрерывно. Каждую неделю сотни еврейских семей высаживались с кораблей в портах Атлантического побережья США. В Европе видные филантропы, представители богатейших еврейских семейств, взяли на себя создание и финансирование учреждений, целью которых была помощь еврейским беженцам из России. Например, барон Морис де Гирш, один из крупнейших европейских промышленников и финансистов второй половины Х1Х века11, широко финансировавший деятельность Альянса, учредил в Лондоне Ассоциацию еврейской колонизации с основным капиталом в 2 млн. фунтов ст. Целями Ассоциации, как это сформулировал сам Гирш, были: «Способствовать и оказывать помощь эмиграции евреев из любой части Европы или Азии, и в особенности из стран, где они могут в настоящее время подвергаться обложению особыми налогами или страдать от политического или иного неравенства, в любые части света, а также основывать и развивать колонии в различных частях Северной и Южной Америки и в иных странах в целях занятия сельским хозяйством, торговлей или в иных целях»12. По завещанию барона Ассоциация унаследовала после его смерти в 1896 году ещё 6 млн. ф. Ст. Кроме того, в самих США, в Нью-Йорке, Гирш учредил «Фонд барона де Гирш» с основным капиталом в 2,5 млн. долларов для помощи евреям- иммигрантам из России и Румынии. В Австрии он основал фонд в 12 млн. франков для оказания вспомоществования галицийским евреям. Э. Ротшильд обеспечивал «золотой поток» средств для колонизации Палестины13. К исходу Х1Х столетия из России, Румынии и Галиции эмигрировал почти миллион евреев; основная масса направилась в США, остальные- в Великобританию и её колонии, немногие- в Палестину. События периода русской революции 1905- 1907 годов и последовавшей за ней реакции вызвали новую волну еврейской эмиграции из России. За десятилетие 1905- 1914 гг. только в США переселилось около 750 тысяч эмигрантов из России. Для сдерживания иммиграции правительство США значительно повысило въездные пошлины: если в 1882 году пошлина составляла 50 центов с человека, то в 1903 году она поднялась до двух долларов, а в 1906 году до четырех долларов. Был также введен ценз грамотности. Выдвинутые ограничения породили естественную ответную реакцию: в 1906 году для содействия еврейской иммиграции в США был учрежден Американский еврейский комитет. В его создании активную роль сыграл глава всемирно известной банковской фирмы «Кун, Лоб и Ко» Джекоб Шифф. Начиная с последней четверти Х1Х века в среде еврейского населения Европы и США начинается активная деятельность, направленная на создание крупных учреждений взаимопомощи и содействия эмиграционным процессам. Естественно, что организацию и финансирование этого движения возглавили крупные богачи- филантропы, принадлежавшие к известным буржуазным и даже аристократическим еврейским семьям. Но масштаб дела обусловил вовлечение в него также обширных групп еврейской интеллигенции и еврейского среднего класса. Дело не ограничивалось филантропией - стали формироваться и различные виды идеологических движений в духе общееврейского родства, единства, взаимосвязи. Постепенно движение за оказание помощи еврейским общинам, переживавшим разного рода тяготы и бедствия, приобретало все более широкий размах. Вопрос об исторических и социальных истоках еврейского национализма в нашей литературе основательно запутан. С одной стороны настойчиво подчёркивается, что евреи не образуют единой нации, а с другой- критикуется еврейский национализм как идеология, общая для евреев во всех странах мира. Отсюда выходит так, что нации вроде и не существует, но национализм есть. В попытках преодолеть подобное противоречие приписывается появление националистической идеологии некоему сговору евреев, которые – де в своих целях разработали эту идеологию и навязали её еврейским народным массам. Однако понятие нации не является неподвижным - с развитием общества оно меняет свое значение. В частности, в данное время понятие нации как культурно-исторической общности (то есть в качестве синонима понятия народ) отделилось от понятия нации как общности территориально- политической и хозяйственной (то есть в качестве синонима понятия гражданского общества). В реальной действительности эти два понятия могут совпадать, но могут и не совпадать- в частности, в случае так называемых «разъединенных» наций. В современной этнографии в отношении народов, не живущих компактно на одной территории, вроде евреев или цыган, употребляется понятие «дисперсный (то есть «разбросанный») этнос». На примере дисперсных этносов очень хорошо выявляется различие между общностями социального типа и общностями этнического типа. Дисперсный этнос социально раздроблен и включён в инонациональные (в политико-территориальном и хозяйственном значении слова «наци») социальные структуры и общности, но этнически, то есть культурно, религиозно, этнопсихически, он обособлен и представляет собой единство. Среди вопросов, которые требуют осмысления в данной работе, есть и вопрос о том, почему большое число трудящихся евреев в России предпочло путь бегства от национального гнёта, путь эмиграции, а не совместной борьбы с угнетаемыми других национальностей за революционное решение национального вопроса в борьбе с самодержавным гнётом. Необходимо попытаться найти ответ и на вопрос о том, почему среди еврейских масс столь сильное влияние приобрели националистические идеологические концепции, в том числе и различные концепции сионизма. Общий ответ на эти вопросы можно сформулировать следующим образом. Значительная часть еврейского населения в России, даже в период подъема революционного движения в 1905-1907гг., не могла органически воспринимать идею совместной общероссийской борьбы с самодержавием за решение вопросов первой буржуазно-демократической революции, в том числе национального вопроса. Явление это объясняется многими причинами, но главным образом тем, что еврейское население самими условиями своего существования было поставлено в стороне от центральной задачи буржуазно-демократической революции- решения аграрного вопроса. Как известно, в российском освободительном движении в течении двух столетий аграрный вопрос находился в центре идейной и политической борьбы. Еврейское население России в силу исторических особенностей стояло в стороне от этого главного вопроса буржуазно-демократической революции в России. Еврейских мелкобуржуазных и полупролетарских масс, в результате сложившейся веками специфики их социальной жизни, не коснулась проблема социального освобождения российского крестьянства. Это обстоятельство наверняка должно было повлиять на известную отстраненность масс еврейского населения в черте оседлости от активного участия в революционном движении и на его склонность решать задачу своего национального освобождения и спасения от преследований и погромов через эмиграцию. Ранний, то есть народнический, социализм в России не мог привлечь к себе евреев, поскольку это был социализм крестьянский, стремившийся опереться на крестьянскую сельскую общину, которой у евреев не существовало. Сказывалось и различие в религиозных основах: русское православие и иудаизм по мировоззрению и обрядности были далеки друг от друга и официально противопоставлялись. Еврейская интеллигенция, остановившись на национальной почве, увлеклась всецело национализмом (в основном в форме сионизма). Разбирая причины того, почему многие активные, мыслящие представители еврейского населения в России были за программу сионизма, надо, очевидно, поставить в первую очередь такой вопрос: против каких явлений в общественно-политической жизни России был направлен сионизм. Самый общий ответ на этот вопрос: против российского самодержавия. Иначе говоря, в еврейском национализме в России в последние три десятилетия Х1Х- первые полтора десятилетия ХХ века, безусловно общедемократическое содержание, как и в национализме других угнетенных народов Российской империи. Для еврейского же населения самодержавный строй был не только социальным злом, как для русских, но и национальным, и при этом национальным по преимуществу, ибо репрессии против еврейского населения носили не социально направленный, а национально направленный характер. Евреи подвергались гонениям, по крайней мере по внешнему выражению этих гонений, не как социальный слой, а как этническая и конфессиональная общность. «Еврейский вопрос- вопрос национальный, а не социальный.»- писал Теодор Герцль14 . Протест еврейского населения, взятого в целом, мог выделиться только в национальной по форме идеологии, так как самодержавие противопоставляло себя не какому-то одному классу еврейского населения, а всему народу в целом. В умах еврейских националистов в России происходило совмещение представлений о социальном и национальном развитии, а соответственно этому происходило и отождествление идеала социального с идеалом национальным. Замечу, что упорное стремление к реализации идеала заложено в еврейской общественной мысли и в характере народа ещё в древности. Сионизм не был явлением исключительно российским, но именно в России он обрел наиболее развитые формы. Идеология сионизма начала формироваться в тот исторический период, когда освободительное движение в России и его идеология проходили предпролетарский, «разночинский» период своего развития (1861-1895). В развитии общественной мысли еврейского населения России в этот период происходят чрезвычайно важные перемены- угасание просветительства («хаскала») 15 и зарождением националистического мировоззрения. Провозвестником перехода от просветительства к национализму стал Перец Смоленскин (1842-1885), «который в своём журнале «Хашахар» (по-русски «Заря») наряду с отстаиванием традиций просветительства и разоблачением «святош и ханжей» стал проводить идеи воинствующего национализма»16. Таким образом можно сделать вывод, что возникновению сионизма предшествовали: 1. Гражданское неравноправие евреев Европы. 2. Ускоренное распространение высших форм капитализма. 3. Жёсткая политическая реакция в России 80-х годов Х1Х века. 4. Создание и финансирование различных учреждений цель которых- помощь еврейским беженцам. 5. Формирование освободительных движений. «Социальной опорой сионизма была средняя и мелкая буржуазия. Именно указанный слой подвергался, наряду с трудящимися евреями, максимальной дискриминации, особенно страдал от антисемитизма»17. 1.2. Поселенческий сионизм. В Х1Х веке среди еврейских обществ сильны ассимиляционные движения «Цель движения была такой: создать еврея, который оставаясь евреем, мог бы жить общечеловеческой жизнью в той стране, гражданином которой он является»18 . Однако в конце 60-х годов Х1Х века публицист и беллетрист Перец Смоленскин выражает резкое отрицательное отношение к ассимиляционному движению еврейской интеллигенции, которое сперва он наблюдал в Одессе, затем в Германии. Смоленскин разом объявляет войну: как против «святош и ханжей» которые, стремятся искоренить всякое знание из дома Якова, так и против «просвещенных ханжей» которые, своими речами стараются отдалить евреев от наследия отцов. Перец Смоленскин восклицает: «Нет! Не надо стыдиться своего происхождения, надо дорожить своим языком и своим национальным достоинством, а национальная культура может сохраниться только с помощью древнееврейского языка. Это тем более важно, что «еврейство, лишенное своей территории», является особым видом духовной нации19. Еврей сближает не религиозная принадлежность, а то что они единая нация. Смоленскин выдвинул доктрину «еврейского прогрессивного национализма»20. Одной из «внешних» причин произошедших перемен была реакционная вообще и по отношению к евреям в частности внутренняя политика царского правительства, а также усиление антисемитизма. Вследствие ухудшения положения евреев в России, когда надежды на их эмансипацию развеялись как дым, еврейские просветители, за некоторым исключением, стали сторонниками национализма, а хаскала со временем стала чуть ли не синонимом сионизма. Разумеется, отожествление было скорее поверхностным, чем глубинным. Из хаскалы вышло такое течение, как «культурный сионизм», во главе с Ашером Гинзбергом, который был и сионистом, и выдающимся «маскилом» (просветителем). Видным идейным основоположником сионизма был Мозее Лозо Лилиенблюм (1843-1910). Эта фигура весьма любопытна с точки зрения изучения истории размежевания социализма и национализма в еврейском национально-освободительном движении в России в последней четверти Х1Х века. До 80-х годов Лилиенблюм был участником общероссийского освободительного движения, поклонялся Писареву и сотрудничал в еврейском журнале социалистического направления «Асефат хахомим». Еврейские погромы, случившиеся осенью 1881 года, произвели на него ужасающее впечатление. Под влиянием пережитого Лилиенблюм написал брошюру «О возрождении еврейского народа в Святой земле древних праотцов», в которой призывал к переселению евреев в Палестину, если даже для этого понадобится целое столетие. «Погромы усилили националистическую реакцию не только среди мелкобуржуазной радикальной демократической интеллигенции, но и среди социалистического её крыла»21 . В 1882 году известный сионистский деятель в России Лео Пинскер (1821-1891) также поднял свой голос в пользу национального самоуправления евреев на особой территории. Пинскер считал, что предпочтительнее всего избрать место для еврейской «автоэмансипации», как он именовал акт обретения национального единства и суверенитета, на берегах реки Иордан, но, что весьма примечательно, он не исключал вероятности того, что это будет и какая-то иная территория, например на берегах Миссисипи22. В этот период (в начале 80- х годов Х1Х века) с призывом к русскому и немецкому еврейству он пишет, что «вера в эмансипацию рухнула и надо погасить в себе отблески веры в братство народов. Ныне «евреи не составляют живой нации; они всюду чужие, и этим объясняется тот гнёт и то презрение, которое они встречают со стороны окружающих народов». Еврейский народ- «как призрак мертвеца, бродящего среди живых». «Надо быть слепым, чтобы не видеть, что евреи- «избранный народ» для всеобщей ненависти». Евреи не могут «ассимилироваться ни с одной нацией, вследствие чего ни одной нацией не могут быть терпимы». «Стараясь слиться с другими народами, они до известной степени легкомысленно пожертвовали своей национальностью», но «нигде не добились того, чтобы сограждане признали их равными себе коренными жителями». Судьбы еврейства не должны зависеть от милости других народов. А практически выход: «создание народа на собственной территории». И так, надо: приобрести и заселить евреями какую-либо подходящую территорию, «безразлично, в какой части света»23 . Как первый знак отворота евреев от ставки исключительно на ассимиляцию было создание в 1860 году Всемирного Еврейского Союза. В Германии Мозес Гесс (1812-1875)- общественный деятель, журналист, издатель «Новой Рейнской газеты», человек, чьи политические убеждения постоянно развивались и, наконец, пришли к еврейскому национализму, издал в 1862 году в Лейпциге стяжавшую большую популярность книгу «Рим и Иерусалим». Основные идеи Гесса, изложенные им в этом труде, были следующие: 1. Евреи всегда останутся чужими для европейских народов. Европейцы могут эмансипировать евреев по соображениям гуманности и справедливости, но никогда не будут уважать их до тех пор, пока евреи будут основывать свою жизнь на выдающихся ценностях своего собственного духовного исторического развития и следовать принципу «где хорошо, там и родина». 2. Еврейский тип личности неуничтожим, и еврейское национальное чувство неискоренимо, хотя евреи в Германии в целях более широкой эмансипации и стараются убедить себя и других в противоположном. 3. Если эмансипация евреев несовместима с сутью еврейского национального характера, то они должны пожертвовать эмансипацией ради сохранения своей национальной особости24. Исходя из своего представления о природе национального характера евреев и невозможности для евреев достичь полной эмансипации, Гесс полагал, что единственное средство решить еврейский вопрос следует искать в колонизации Палестины. В организационном плане предшественником движения политического сионизма и Всемирной Сионистской Организации было объединение, назвавшее себя «Ховевей Цийон» («Возлюбившие Сион»). Его отделения – палестинофильские организации возникли в 80-90-е годы помимо России, Франции и Великобритании и в других великих державах: в Германии, США25. Эта организация объединяла таких людей, которые питали интерес к идеям еврейской сельскохозяйственной колонизации в Палестине и будущего евреев на святой земле, то есть, если так позволительно сказать, «ранних» сионистов. Организация «Ховевей Цийон» наиболее активно действовала в России: среди её руководителей выделялись упомянутый Л. Пинскер и раввин Самуил Могилевер из Белостока. Финансовую помощь деятельности «Ховевей Цийон» оказывал барон Эдмунд де Ротшильд26. После того как Теодор Герцль провозгласил весной 1896 года основание движения политического сионизма, члены «Ховевей Цийон» присоединились к этому движению. Своей целью Ховевей Цийон ставит практическое переселение евреев в Палестину и основание там образцовой земледельческой колонии. Такова история возникновения так называемого, «поселенческого» сионизма. Общая идея сионистской колонизации в Палестине и связанные с ней концепции созидания обновленного и перерожденного еврейского национального общества в условиях нового существования разрабатывались представителями еврейского интеллигенции в странах диаспоры; эти идеи и концепции отражали настроения и упования трудящихся и пауперизованных масс еврейского населения европейских, в основном восточноевропейских стран. Наиболее активную часть «практических» сионистов, переселяющихся в Палестину, составляла молодежь из «черты оседлости». В их сионизме воедино сплелись романтическое влечение к свободе, стремление к социальной справедливости и чувство тяжело оскорблённого национального достоинства. У социалистов- сионистов, как они сами себя называли, под влиянием специфических условий еврейской жизни в России, Австро-Венгрии, Румынии социальные надежды были сильно окрашены националистическими чувствами. Нация, народ как собирательные понятия стали у романтически настроенной сионистской молодежи чем-то священным. Первой группой движения Ховевей Цион реально осуществившей сионистское переселение в Палестину была «Билу» (сокращение фразы из пророка Исайи (- 2,5): «Дом Якова, двиньтесь и найдём»), возникшая в Харькове в среде молодежи и студентов, потрясенных погромом 1881 года. Целью «Билу» была организация массовой алии в Эрец-Исраэль27. В опубликованном билуйцами воззвании говорилось: «. Все мы, подписавшие это воззвание, - представители молодого поколения. Мы полны свежих сил, и перед нами открыт весь мир. Мы можем посвятить наши душевные и физические силы возрождению родной земли. мы знаем, что великая цель достигается нелегко. мы знаем, что потребуется много лет упорного труда, прежде чем настанет великий день праздника. Но только на этом пути мы найдём своё будущее, только в этом наша надежда, которая даёт нам силу и мужество вступить на новый путь. Мы обращаемся к вам, сын Израиля, и всей душой призываем: «Поднимите знамя Сиона.» (Ирмияху, 4:6). Нашим горьким скитаниям придёт конец, и после тысячи лет страданий изгнанники найдут отдохновение на земле предков. Мы будем есть хлеб, выращенный нашими руками. мы больше не будем здесь чужими. Народ Израиля.. У тебя один путь, и только на нём ты найдешь вечное спасение. Этот путь ведёт к Сиону. К Сиону, к Сиону, в страну отцов- в Эрец-Исраэль!»28 . Из устава общества «Билу». 1. Цель общества - политико-экономическое и национально-духовное возрождение еврейского народа в Эрец-Исраэль. 2. Общество стремиться объединить всех людей, без различия социального положения, верующих и неверующих, во имя осуществления этой святой цели, иначе, - во имя заселения и освоения Эрец-Исраэль29. Они переселялись в Палестину и после нескольких лет трудностей, в 1884 году основали поселение Хадра. Среди билуйцев, как и вообще во всём движении Ховевей Цийон, совместно работали как религиозные так и полу- религиозные люди. Билуйцы пригласили к себе работать раввином поселения ортодоксального р. Меира Белкинда (который позже защищал билуйцев от нападков по религиозным проблемам исходивших от Старого ишува: раввины требовали, по древнему обряду, прекращать обработку земли каждый седьмой год)30. Пинскер поддерживая палестинофильцев, созвал в 1884 году в Каторицах 1-й палестинофильский съезд, в 1887 в Друскениках- второй. По городам стали разъезжать агитаторы с речами в синагогах и на общественных собраниях. Колонизация проводилась путем закупки земель на средства пожертвований. Понятно и то что страстными проповедниками палестинофильского движения становиться Смоленскин. Он связывался с различными англо-еврейскими деятелями, а когда движение столкнулось с сопротивлением Всемирного Еврейского Союза, желавшего не колонизации Палестины, а направления еврейской эмиграционной волны в Америку, он обвинил его в измене народному делу. У палестинофильского движения были и противники, к ним можно отнести консервативные круги, в том числе раввинат, который видели в этом течении преступление против божественной воли, «посягательства на веру в Мессию, который один должен вернуть евреев в Палестину. Сторонники ассимиляции видели в палестинофильстве реакционное стремление обособить евреев от всего культурного человечества. Таким образом можно сделать вывод, «Билу- группа движение Ховевей Цийон, была первой реально осуществивший сионистское переселение в Палестину. Устав «Билу» можно считать основой поселенческого |
|
© 2010 |
|