РУБРИКИ |
Диплом: Сионизм |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Диплом: Сионизмконца Х1Х- начала ХХ века выдвинул концепцию существования единой еврейской нации, хотя и живущей в рассеянии, с целью создать идеологическое обоснование стремлению политических сионистов к созданию суверенного еврейского государства, которое должно было, по их расчётам, в случае необходимости стать прибежищем для всех евреев. Исторически, образованию национальных государств предшествовали процессы фактической консолидации наций; реальные социально-экономические и политические явления, связанные с формированием наций, порождали соответственно и идеологию национализма. Идеологов же сионизма не смутило то, что в исторической действительности не происходило реальных процессов консолидации всех евреев в единую социально-политическую общность-нацию. Порядок действий, они определили другой: вначале выдвигается идея нации как идеологическое обоснование права народа, живущего в рассеянии, обрести собственную государственность, затем в государстве уже естественным путём складывается нация. Однако идеология сионизма была построена не только на фундаменте чувственного порыва или химерических мечтаний, Х1Х век давал умам мыслителей и политиков веские основания для веры и возможность решать многие исторические проблемы с помощью политических и дипломатических средств, не дожидаясь естественного созревания всех объективных условий. Весьма характерно, что сионисты не выдвигали идею создания еврейского государства ни в Европе, ни в Северной Америке, а расчётливо рассматривали варианты образования такого государства на колониальной периферии: в Южной Америке, Африке, на Ближнем Востоке, где сила империалистической политики была в ту пору главным фактором исторического развития. Государство Израиль действительно обрело реальность. Однако нельзя сказать, что это случилось исключительно благодаря деятельности ВСО. Эта организация действительно умело использовала в своих интересах противоречия между крупными державами и другие обстоятельства в международной политике в период между двумя мировыми войнами и затем во время второй мировой войны; тем не менее она не могла решительным образом влиять на размеры иммиграционного процесса. Усиление эмиграции евреев в Палестину было прежде всего результатом практического воплощения германскими национал-социалистами их чудовищной расовой теории- методически осуществлявшего геноцида еврейского населения на оккупированных нацистами территориях, а также в союзных с ними странах. Разумеется, существовали и иные обстоятельства, сделавшие возможным образование суверенного еврейского государства. Евреи в диаспоре видят в Израиле «потенциальное прибежище»; для верующих это государство – «религиозный центр», неверующим же служение Израилю заменяет религию. Несомненно, государство Израиль самим фактом своего существования оказывает важное воздействие на жизнь еврейских общин в диаспоре, однако важно подчеркнуть, что воздействие это не столько политического свойства, сколько идейно-духовного. Существование Израиля способствует укреплению этнокультурных и этнопсихологических основ в жизни евреев диаспоры. Сам факт существования еврейского национального государства содействует ослаблению прогрессирующих ассимиляционистских настроений у еврейской молодежи диаспоры. Наличие государства Израиль способствует сохранению этнокультурной самобытности евреев в странах диаспоры. Но для успешного и длительного осуществления этих функций еврейское общество в Израиле должно быть образцом того, что идеологами сионизма определяется как «еврейский образ жизни». Это понятие, по-видимому, должно означать нечто большее, чем совокупность обычных этноопределительных признаков, а именно – языка народа, его культуры, образа мыслей, бытового уклада, религии, хотя ясно, что на практике невозможно добиться того, чтобы у всех евреев в мире был единый язык, общая культура, сходные образ мышления и бытовой уклад. Как известно, даже в самом Израиле евреи многоязычны; существуют также значительные отличия в культуре, психологии и бытовом укладе между ашкеназами и сефардами. Очень распространено понимание «еврейского образа жизни» и как исповедания иудаизма и почитания традиционного духовно-исторического наследия. Практика показывает, однако, что сохранять единство духовности, находясь в различных социальных и политических условиях, даже представителям одного этноса удается с большим трудом, а часто и вовсе не удается. Допустить возможность того, что у евреев в Израиле и в различных странах диаспоры в настоящее время может существовать идентичная или хотя бы сходная социальная и политическая жизнь, означает верить в нечто несбыточное. Таким образом, можно сделать заключение о том, что лидеры еврейских общин в диаспоре рассматривают факт существования суверенного еврейского государства, помимо прочего, с одной, весьма оригинальной точки зрения, а именно: они видят в нем своего рода объект культового поклонения, некий эквивалент иудаизма для неверующих евреев. Вот характерное свидетельство: «Все же, поскольку преданность и привязанность к Израилю стали главной основой поддержания еврейского самосознания у неверующих евреев в диаспоре, невозможно преувеличить значение связей между Израилем и диаспорой; в будущем роль этих связей в большой мере будет зависеть от полноты выражения еврейского образа жизни в самом Израиле». И далее: «В прошедшие три десятилетия Израиль служил для большинства евреев на Западе суррогатом традиционного иудаизма, от которого они отвернулись. Участие в судьбе Израиля, оказание ему поддержки постепенно стало для евреев на Западе главным источником и главным выражением их еврейского самосознания7. В отношениях между Израилем и еврейскими общинами в диаспоре, и в первую очередь с еврейской общиной в США, есть скрытый социальный подтекст: это отношения представителей политически консервативной крупной и крупнейшей буржуазии еврейского происхождения, задающих тон в США, к представителям буржуазии имеющим преобладающее политическое влияние в Израиле. Конечно, и тех и других объединяет сионизм, но, как показывает практика, идеология и политика международного сионистского движения не могут отменить или нейтрализовать серьезных противоречий между Израилем и диаспорой. Многие, если не все американские сионисты и крупные общественные и политические деятели из еврейской общины США усвоили снисходительно -покровительственный тон по отношению к Израилю, израильтянам и израильским лидерам. Вот характерный пример, что пишет Н.Гольдман: «Во время одной оживленной беседы с Бен-Гурионом я заметил, что он рассматривает политические проблемы из своего маленького киббуца Сде Бокер; я же вижу эти проблемы с борта реактивного лайнера, совершающего полёт на высоте двенадцати тысяч метров. Это уже совсем другой подход»8. Причина, или одна из важных причин, ясна: политическая и дипломатическая зависимость государства Израиль от еврейских общин в диаспоре, - выражаясь точнее, крупных политиков и общественных деятелей еврейского происхождения и, наконец, от правительства США. Заслуживает внимание ситуация, порождённая изменениями, произошедшими в составе руководящих группировок международного сионистского движения в 60-70-е годы. Речь идёт о том, что в руководящих органах сионистских и несионистских еврейских общественных и политических организаций в диаспоре и в Израиле произошло снижение роли интеллектуалов- идеологов, журналистов, литераторов, юристов, учёных - и повысилась роль предпринимателей и высших управляющих. В диаспоре лидерство в еврейских организациях, за исключением религиозных, перешло в значительной мере в руки удачливых и богатых бизнесменов; эти люди существенными сторонами своего характера и своих интересов кардинально отличаются от лидеров прежних времён.9 Причины: бизнесмены и менеджеры «в состоянии собирать огромные суммы денег для нужд Израиля и других еврейских общин, испытывающих трудности; промышленники и коммерсанты имеют возможности легко заводить связи с крупными политиками и государственными деятелями10. Если в период до возникновения государства Израиль, то есть в тот период, когда идеи сионизма всецело владели помыслами еврейских масс, в жизни еврейских общин оправданно задавали тон наиболее яркие представители тех слоёв, которые разрабатывали и распространяли эти идеологические воззрения, то после образования государства Израиль, то есть после реализации главной цели сионизма, на первый план неизбежно выдвигались материальные потребности нового государства, а вопросы идеологии отодвигались на второй план. Соответственно изменившимся условиям изменились и функции лидеров всемирного сионистского движения- в нём произошло перемещение центра лидерства. Хотя признаётся существование двух равнозначных центров в жизни еврейского народа- Израиля и США, тем не менее в случае с определением духовного центра пальма первенства безоговорочно отдаётся Израилю. Какой же из двух центров более существен? Этот вопрос, в течении многих лет служит предметом дискуссий между Израилем и диаспорой. Ни одна из сторон не желает признать абсолютный приоритет другой стороны. Вопрос мог бы решиться признанием равнозначности обоих центров, однако израильтяне, признавая большую силу еврейской общины США не собираются произнести этого вслух, поскольку они видят в своём государстве воплощение вековой мечты еврейского народа; руководители же еврейской общины в США, на словах признавая центральную роль государства Израиль, на деле не упускают случая продемонстрировать лидерам Израиля полную зависимость еврейского государства. Своя точка зрения у диаспоры и на военный действия Израиля. Вполне естественно, что исходной точкой для рассмотрения израильско-арабских отношений является тезис о том, что государство Израиль вынуждено вести военный действия для обеспечения своего выживания. «Необходимость вести новые и новые войны за выживание и в перерывах между ними постоянно поддерживать готовность к отражению то и дело возобновляющих нападений взвалили на израильскую экономику и общество страшно тяжёлое бремя»11. Пагубные последствия милитаризации вредны, они не могут быть облегчены никакой внешней помощью: отвлечение части трудоспособного населения для службы в армии, использование таланта и изобретательности не для созидательной работы, а для военных нужд. Говорится и о том, что бесконечные войны отпугивают потенциальных иммигрантов. Н. Гольдман уверял в своём интервью, что если бы руководители сионистского движения своевременно оценили перспективу арабского противодействия созданию независимого еврейского государства на территории Палестины, если бы они «вложили в арабскую проблему хотя бы десятую долю тех энергий, страсти, изобретательности, находчивости, которые были употреблены для того, чтобы заручиться поддержкой со стороны Англии, Франции, США и Германии периода Веймарской республики, то судьбы евреев и Израиля могли бы быть совсем иными» 12. Анализ позиций Н. Гольдмана: хотя он и призывал заплатить самую высокую цену за мир с арабами вплоть до согласия на создание суверенного палестинского государства, главным смыслом и целью установления мира представлялось ему, конечно, не удовлетворение права палестинцев на самоопределение, а достижение договорённости с консервативными прозападными арабскими режимами, в первую очередь с нефтедобывающими странами Аравийского полуострова. Этот исход, по всей видимости, отвечает и интересам США на Арабском Востоке. Одной из самых болезненных проблем сионистов стала, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 ноября 1975 года резолюция № 3379 «О ликвидации всех форм расовой дискриминации», в которой специальный параграф содержал определение сионизма как формы расизма и расовой дискриминации. В ходе пропагандистской кампании против резолюции № 3379, утверждалось, что в ней извращена суть идеологии еврейского освободительного национализма, которая беспочвенно обвиняется в антигуманности, человеконенавистничестве и тому подобное, наносит оскорбление народу, естественно исповедующему идеологию своего национализма; в данном случае было нанесено оскорбление всему еврейскому народу. Однако надо принять во внимание, что резолюция была принята в связи с военными действиями израильских властей. Если взглянуть на резолюцию № 3379 в более широком контексте всего ближневосточного конфликта, то её можно счесть в определённой степени продолжением всех предшествующих резолюций ООН по палестинскому вопросу. Не следует возлагать всю вину за ближневосточный конфликт только на израильскую сторону и односторонне осуждать сионизм. Критики осуждают реактивные, фанатичные формы любого национализма, который даже в том случае, если он был порожден справедливым стремлением народа к свободе и суверенности, со временем может выродиться в агрессивный шовинизм, которому свойствен высокомерный или, более того, пренебрежительный взгляд на другие народы. Возможно, еврейские идеологи и политики в Израиле и вне его сами немало способствовали тому, что ближневосточный конфликт стал рассматриваться не только в военном и политическом аспектах, но и в аспекте идеологическом. Теоретики и активные сторонники сионизма выдвигают фактор сионистской идеологии и сионистского движения на первое место в общественно-политической и духовно-культурной жизни еврейского населения в Израиле и в странах диаспоры; акцентируют внимание еврейского, а через средства массовой информации и нееврейского населения на проблемы сионизма. Отсюда создаётся иллюзия того, что все стороны жизни евреев, где бы они ни жили и чем бы ни занимались, прочными узами связаны с сионизмом. В результате постепенно создавалась обстановка, которая способствовала тому, что сионизм стал часто восприниматься нееврейским населением как некое одиозное явление. Многочисленные пропагандистские рассуждения о значении сионизма для жизни еврейского народа, о его величайшей духовной ценности и тому подобное обернулись против самих же пропагандистов. Внешняя политика государства Израиль, определяемая отнюдь не идеологическими доктринами, а практическими расчетами, в немалой степени благодаря такому чрезмерному усердию сионистских идеологов стала рассматриваться как основанная на каких-то идеологических императивах. Резолюция № 3379 была разработана 111 комитетом Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1975 г. и принята большинством в 70 голосов при 29 против и 27 воздержавшихся. Итоги голосования свидетельствуют об отсутствии полного единодушия среди членов ООН в отношении проблемы сионизма, расизма и расовой дискриминации. «Последствия принятия этой резолюции были глубокими и широко охватили всю систему учреждений ООН. Она повлияла на решения, принятые Исполкомом и Генеральной конференцией ЮНЕСКО, Всемирной ассамблеей Международной организации здравоохранения и международной конференцией МОТ. На этих конференциях члены автоматически действующего большинства одобрили поток резолюций и решений, враждебных Израилю, причем по вопросам, которые совершенно чужды кругу обязанностей этих специализированных организаций в обычное время» 13. Естественно, что мировая еврейская общественность была глубоко встревожена и уязвлена фактом принятия резолюции № 3379. Одним из последствий принятия резолюции № 3379 было упоминание сионизма в принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1979 года резолюции, осуждающей гегемонизм. Гегемонизм определялся в ней как обширная сфера политической и идеологической экспансии, включающая в себя такие явления как колониализм, неоколониализм, расизм, апартеид и сионизм. Таким образом, в резолюции сионизм был поставлен на одну доску уже не только с расизмом, но и колониализмом. О гегемонизме в резолюции говорилось как о совокупности сил, «которые стремятся увековечить неравноправные отношения и привелегии, полученные насилием, и которые поэтому представляют различные проявления политики и практики гегемонизма»14. Несомненно, что резолюция устанавливала связь сионизма, уже не как идеологии, а как практики, с насилием, экспансионизмом, беззаконием. Учитывая широкую критику израильской политики на оккупированных арабских территориях в достаточно влиятельных органах печати не только за пределами Израиля, но и в самой стране, доказывать необъективность и предвзятость этой резолюции было еще сложнее, чем в случае с резолюцией № 3379. Резолюция ООН № 3379 рассматривалась сионистами, как «направлена против стремления евреев к национальной самоидентификации и законного изъявления их права на самоопределение»15. Однако такая трактовка вызывает недоумение, потому что, во-первых, никакие резолюции не могут помешать самоопределению народа и уж тем более его самоидентификации; а во-вторых, еврейский народ Палестины давно - давно уже самоидентифицировался и самоопределился в государстве Израиль. К тому же следует подчеркнуть , что резолюция № 3379 была направлена не против евреев как народа, а только против экспансионистских и шовинистских элементов, содержащихся в идеологии различных сионистских группировках (наличие которых, в принципе возможно в любом течении). Материалы, использованные в данной работе, дают основание для следующего вывода. В среде самого еврейского народа такое историческое событие, как образование государства Израиль, оценивается преимущественно как факт обретения частью еврейского народа (ныне образующего израильскую еврейскую нацию) политического суверенитета. Однако это явление можно рассматривать и как акт политического и правового оформления определенного социально- исторического процесса. Впервые за всю средневековую, новую и новейшую историю сложилось полностью автономное в социально-политическом и культурном отношениях самодовлеющее общество, включившее в себя иммигрантские группы из различных субэтнических образований еврейского этноса. Это новое общество обладает развитой структурой собственных социальных связей, собственной развитой классовой структурой и полным набором собственных социальных институтов. Последнее обстоятельство должно быть отмечено особо, поскольку оно заметно влияет на отношения между евреями Израиля и диаспоры; евреи в диаспоре, как уже отмечалось, не образуют полностью автономных самодовлеющих общественных организмов, поскольку они включены в более обширные социальные образования. У еврейского народа в его современных общественных отношениях сильно выражено патриархальное начало (которое, впрочем, в той или мной степени проявляется и у многих других народов): благодаря особенностям своей истории евреи принесли и современную эпоху сильные традиции патернализма. Этот дух семейственности и родственности, уважения к старшим, более влиятельным и более богатым распространился и на отношения между Израилем и еврейскими кругами диаспоры. До определенного времени этим отношениями приписывался некий образ семейных отношений, покровительства со стороны богатых родственников по отношению к бедным родичам. В связи с нарастанием трудностей в экономике и политике израильского государства и в связи с обострением противоречий в отношениях между Израилем, и диаспорой стал более открыто проявляться кризис сионистской идеологии и политики, который развивался исподволь уже в течение многих лет. В декабре 1982 года Э. Бронфман выступил на страницах «Джерузалем Пост»: «Сионизм в течение всей истории по- разному истолковывался многими отличавшимися друг от друга людьми, представлявшими еврейский народ. Тот сионизм, который использовали Герцль, Вейцман, Бен-Гурион, Голда Меир или Менахем Бегин, никогда не был неизменной, абстрактной, статистической философией»16. Речь идёт не о чём ином, как о попытке соединить этнонационалистическую идеологию еврейского народа, зародившуюся в период его жизни в условиях гетто, с социальными и политическими потребностями современного развития мира. Кроме того, в деле обновления сионизма еврейская буржуазия диаспоры испытывает конкуренцию со стороны правящих кругов еврейского населения Израиля, которые сделали сионизм официальной государственной идеологией. Как это уже многократно происходило в истории человечества, когда разгоралась борьба между различными социальными группами за право интерпретировать то или иное идеологическое (например: марксизм), учение и приспосабливать его к своим социальным и политическим интересам, так ныне это происходит и с сионизмом. Государство счастливым образом было создано; те евреи, которые желали в нем жить, переселились туда; сложилось суверенное еврейское общество на земле праотцов. Стало быть, проект завершен, цель достигнута. Однако еврейский вопрос в странах диаспоры нельзя считать окончательно решенным, еврейский национализм продолжает существовать, и, следовательно, сионистское движение как еврейское всемирное националистическое движение должно быть переориентировано на служение интересам евреев диаспоры, обеспеченных, преуспевающих, но все еще не имеющих полной гарантии действительного (а не формального) национально-этнического равноправия. То есть, пока есть еще проявление антисемитизма, а с другой стороны, существует угроза ассимиляции, верхушечные слои еврейских общин в диаспоре нуждаются в существовании сильного националистического движения, поэтому они намерены использовать сионистское движение главным образом в своих интересах. Факт создания и существования государства Израиль осмысливается в этом контексте как символ национального освобождения и суверенного существования еврейского народа, но израиль отнюдь не рассматривается как единственное место на земле, где евреи должны жить. Таким образом, конфликт между сионистами Израиля и диаспоры в основе своей имеет две принципиально различных точки зрения на задачи и цели сионизма в современном мире. Израильские сионисты считают, что главной целью сионистского движения после создания государства Израиль является обеспечение значительной иммиграции и содействие укоренению иммигрантов на земле Израиля, иначе говоря, оказание финансовой помощи развитию израильский экономики и социальной инфраструктуры. Сионисты же диаспоры, как уже было сказано выше, рассматривают сионизм как средство сохранения этнической и религиозной консолидированности еврейского населения диаспоры и поддержания его культурно-духовной самобытности.Борьба внутри сионистского движения есть проявление соперничества двух течений в современном еврейском национализме: израильского государственного национализма и неофициального «этнического» национализма еврейского населения в странах диаспоры. Эти противоречия возникли не вдруг, а постепенно оформлялись по мере взросления израильского общества и повышения уровня зрелости израильской структуры управления. Вспомним, что еще первый премьер министр израильского правительства Бен-Гурион почувствовав неумолимо нараставший кризис внутри сионистского,движения, в 60-е годы предложил отказаться от названия «сионистское» и принять наименование «произраильское», что будет точнее соответствовать назначению движения16. Список цитируемой литературы. 1. The Implications of Israel-Arab Yeace for World Jewry/ A Report of the International Economik and Comision of the Wortd Congress. N. Y., 1981, c.68 2. Нахум Гольдман-доктор, презедент ВЕК с1954-1977г. 3. В данном случае речь идёт о связях и отношениях между отдельными еврейскими общинами как целостными этносоциальными образованиями. 4. The Implications. , c.61. 5. Там же, с.69. 6. Tам же, c.69. 7. Tам же, c.59, 61. 8. Goldmann N. Le Paradoxe Juif. [P.], 1976, c.73/ 9. The Implications. , c.63 10. Tам же c.63-64. 11. Tам же, c.56. 12. New Outloor. 1974, № 9, c.16. 13. Activities of the World Jewish Congress. 1975-1980. Report to the Seventh Plenary Assembly. W. J.C., Office of the Secretary-General. Geneva,1981,c.8. 14. Там же, c.9. 15. Там же,c.60. 16. The Jerusalem Post. 27.12.1982. 17. Бар-Зохар М. Бен-Гурион. Серия «След в истории».Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.-512с. Заключение Идеология сионизма представляет несомненный интерес для ученых в силу возобновления дипломатических отношений между Израилем и Россией (1991), отказа от тенденциозности в отечественном израилеведении и неспокойной ситуации на Ближнем Востоке. Приоритетными по – прежнему остаются вопросы о концепции данной идеологии о ее роли в истории и современной жизни еврейского народа. Такие международные организации как ООН переодически поднимали вопрос о сионизме как форме расизма, расовой дискриминации и шовинизма. Несмотря на отмену подобной формулировки изложенной в резолюции № 3379 от 10.11.1975 года Генеральной Ассамблеи ООН, резолюцией этой же организации в 1991 году, данный вопрос вновь был поднят на всемирной конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимостью, прошедшей в Дурбане. «”Юг” выступил за публичную порку и маргинализацию Израиля. А дорогую каждому еврею идеологию общенационального возрождения – сионизм – попытался классифицировать как главную «современную форму расизма», ставшую государственной политикой Израиля»1. Проведённое исследование позволяет проследить эволюцию данной идеологии на притяжении Х1Х- ХХ веков. Несмотря на то, что государство Израиль, как результат деятельности сионистского движения было создано довольно необычным образом, идеология сионизма никогда не являлась шовинистической и расистской. Сионизм является национальной идеей и политикой вокруг неё. На определённом этапе эта национальная идея помогла не только спасти народ от геноцида, затем сплотить воедино довольно разнородное сообщество людей, но и добиться впечатляющих успехов этого сообщества в самых различных сферах жизни. Сионизм выступил в роли «толчка» и организатора движения еврейского народа за сохранение своей самобытности религии и создания для него еврейского государства Палестине. Как и в любом национальном движении в сионизме были разные фракции и направления. Причина подобных разногласий в существовании трёх разных видов сионизма: сионизма поселенческого, сионизма политического, сионизма религиозного. Эти три вида сионизма возникли в разное время, ставили перед собой разные цели, общим для них являлось то, что все они считали создание еврейского государства подходящим средством для достижения своих целей. Началом поселенческому сионизму было объединение Ховевей Цийон «возникшее в 80-90-е годы Х1Х века в России, Европе и США. Его концепция переселения в Палестину с целью политико-экономического и национально- духовного возрождения еврейского народа. В поселенческом сионизме в 1889 году выделяется сионизм духовный. В основе его концепции лежит идея Ахад-ха-Ама, основателя лиги «Бней Моше»: прежде возрождения ценностей еврейской национальной культуры- изучение иврита, еврейской литературы и истории. Наиболее сложным явлением является религиозный сионизм. Сторонники этого направления в сионизме никогда не имели единой точки зрения по решению еврейского вопроса, единой концепции. Основанием религиозного сионизма можно считать (нет единой точки зрения) Цви Хирша Калишера. Идея рава Калишера была провозглашена в 1850 году: приход Машиаха является не «чудесным единовременным моментом», а длительным и естественным историческим процессом. Ортодоксальные круги создают 1-е сионистские организации в 1900 году. Их концепция- исполнение Божественного замысла: «Господь заключил завет с Авраамом, сказав: потомству твоему даю я землю сию от реки египетской, до великой реки, реки Ефрата» (книга Бытия ХV, 18-21). Наиболее демократичные проявления религиозного сионизма стало движение Мизрахи. Руководители движения пытались ослабить сопротивление ортодоксов сионизму. Мизрахи трудно назвать сионистской партией со своим видением на концепцию сионизма, но оно являлось выразителем общего требования всех религиозных сионистов: добиваться отказа от культурной работы светскими сионистами, т.к. еврейское общество должно жить в соответствии с Торой. В 1896 году выходит в свет книга Теодора Герцля «Еврейское государство», в которой дана стратегия создания национального государства евреев. Эта книга послужила началом политическому сионизму. В марте 1897 года по инициативе Герцля состоялся 1-й сионистский конгресс. По решению которого создана Всемирная Сионистская Организация, определена концепция движения: создание для еврейского народа обеспеченного международным правом убежища в Палестине (Базельская программа). Таким образом, с созданием ВСО локальные течения сионизма были объединены на базе общей программы в рамках единого транснационального формирования. Сионистскому Конгресу (Высший орган ВСО) предана форма еврейского парламента, соответственно пост президента ВСО воспринимался (до образования Израиля) как аналогичный главе государства. С образованием государства Израиль сионистская идеология в своих прежних формах и интерпретациях перестает играть роль действующего фактора. В соответствии со сложившейся ситуацией происходит модернизация доктрины сионизма во второй половине ХХ века. Согласно «Иерусалимской программе» (1968г.) Израиль занимает центральное место в жизни еврейского народа. В программе определены цели сионизма, поставленные в соответствии с новым временем: собирание еврейского народа на исторической родине в Эрец-Исраэль; укрепление государства Израиля; сохранение самобытности еврев; защита прав евреев во всех местах их проживания. ВСО остается основным действующим звеном в деле реализации поставленных целей перед сионизмом. ВСО играет огромную роль в политическом, экономическом и культурной жизни Израиля. Рассмотрев эпоху зарождения, эволюции доктрин идеологии сионизма, можно сделать следующие выводы: 1. Важную роль в зарождении данной идеологии сыграл разгар антисемитизма, как на бытовом, так и на государственном уровне в Восточной Европе, во второй половине Х1Х века, как результат – принудительное переселение евреев в установленную черту оседлости. В учебных заведениях введена процентная норма в отношении еврейских детей. Для еврейской молодежи во многие высшие учебные заведения Европы дорога была закрыта. 2. Евреи подвергались гонениям не как социальный слой, а как этническая и конфессиональная общность, следовательно протест еврейского населения, в целом, мог выразиться только в национальной форме идеологии. 3. Велика роль Т.Герцля. Он объединил различные направления сионизма, превратив его в мощное национальное движение. 4. В провозглашенном еврейском государстве Израиль у власти встали сионисты стоявшие у руководства ишувом, следовательно государство становится проводником идей сионизма и покровителем ВСО, возведя в рамки закона привилегированное положение этой организации. 5. Несмотря на активную работу по вопросам иммиграции евреев, главная цель поставленная программными документами ВСО – собирание всего еврейского народа в Израиле, остается невыполненной. Как следствие невозможности достижения этой цели в силу разных причин, ученые выдвигают версию о кризисе идеологии сионизма. Несомненно, тема о идеологии и практике сионизма является малоизученной. Недостаточно рассмотрены дипломатические отношения сионистов с различными державами до момента образования государства Израиль. Тенденциозное рассмотрение данной темы в советский период способствовало написанию заказных политических пасквилей типа «Осторожно: сионизм!». Надеемся что в будущем ученые будут заниматься этой темой более объективно, без предвзятости, идеологической окраски, путем погружения в историю. Список используемой и цитируемой литературы: 1. Авшалумова П.Х.«Критика иудаизма м сионизма». Махачкала, 1986. 2. Алестин Ф. Палестина в петле сионизма. М. 1988. 3. Баканурский Г.П. Ложные доктрины, реакционная политика, критика союза иудейской религии и сионизма.- Одесса: Маяк, 1982. 4. Большаков В. Сионизм на службе антикоммунизма. М. 1972. 5. БСЭ. 1 изд. Т. 24. 6. БСЭ. 1 изд. Т. 45. 7. Гайсинович М.Д. «Мифы и действительность». Львов, 1980. 8. Гегемонизм: с эпохой в конфликте. М. 1982. 9. Герцль Т. Еврейское государство (опыт современного разрешения еврейского вопроса). Петроград. 1917. 10. Герцль Т. Полное собрание речей и статей о сионизме. Белосток, 1905. 11. Меир Г., Моя жизнь. Чимкент, 1997. 12. Горелик М. Сионизм жив, а коммунизм уже нет//Новое время.- 1997.- №36. 13. Государство Израиль в 80-е годы. М. 1992. 14. «Х11 съезд Коммунистической партии Израиля», М., 1972. 15. Еврейская Энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. СПб/без года. 16. Еврейская Энциклопедия, Т.2. 17. Еврейская Энциклопедия, Т.3. 18. Еврейская Энциклопедия. Т.6. 19. Еврейская Энциклопедия, Т. 11. 20. Еврейская Энциклопедия. Т.14. 21. Евсеев Е. Сионизм: идеология и политика. М. 1971. 22. Жаботинский В. Еврейское государство. Харбин, 1938. 23. Жудро А. Теодор Герцль. Он основал сионизм // Эхо планеты. - 1997.- №49. 24. За русское дело. Санкт-Петербург, № 10 (42), 1996. 25. Звавич А.И., Фих Б.М. «Сионизм: идеология и политика». М., 1974. 26. Звянльская И.Д. Роль военной верхушки в формировании государственной политики Израиля. М. 1982. 27. Иванов Ю. Осторожно сионизм. М. 1970. 28. Идеология и практика международного сионизма: сборник научных трудов. Киев, 1981. 29. Израиль 2000. Иерусалим, 1991 30. Израиль 2000. Тель-Авив. 1991. 31. Израиль сегодня. Иерусалим, 1993. 32. История Х1Х века. Под редакцией проф. Лависса и Рамбо. Т. 4. М., 1938. 33. История еврейского национального движения 1870-1914. Иерусалим. «Библиотека - Алия», 1994. 34. История Еврейского национального движения 1914-1949г. Библиотека Алия, Иерусалим, 1993. 35. Карасова Т.А. , Ленский Б.В. Израиль: некоторые аспекты внутренней и внешней политики. М. 1988. 36. Клаузнер И.Л. Книга о русском еврействе: 1860-х годов до Революции 1917 года. Нью Йорк: Союз Русских Евреев. 1960. 37. Когда исчезают миражи? Сионизм: практика тёмных дел. М., 1987. 38. Корнеев Л.А. Классовая сущность сионизма» Киев: Политиздат Украины, 1982. 39. Краткая Еврейская энциклопедия, Т.1. 40. Краткая Еврейская Энциклопедия, Т.7. 41. Ладейкин В.П. Источник опасного кризиса. М. 1973. 42. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 30. 43. Медведко Л. Этот ближний бурлящий Восток. М., 1986. 44. Международные связи /Израильский центр информации. Иерусалим, 1992. 45. Бар-Зохар М. Бен-Гурион. Серия «След в истории». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. 46. Моджорян Л.А. Преступная политика сионизма и международное право, М., 1973. 47. Моше Бела. Мир Жаботинского.М.: Восточная литература. 1992. 48. Нойбергер Б. Власть и политика в Государстве Израиль. Открытый университет. Израиль. 1997. 49. Никитина Г.С. Государство Израиль. 50. Обзор израильской и еврейской прессы № 18. Еврейский информационный центр в Москве, 1989. 51. Общество /Израильский центр информации. Иерусалим, 1992. 52. Остроущенко С.В. как обитают на «земле» обетованной. Одесса, 1985. 53. Паркс Д. Евреи среди народов: Обзор причин антисемитизма. Париж:,YMCA- Press, 1932. 54. Пинскер Л. Автоэмансипация. – Петроград, 1917. 55. Против сионизма и израильской агрессии (сборник материалов прогрессивной печати).М., 1974. 56. Рабинович В.И. Реакционная сущность сионизма. М., 1985. 57. Рид Д. Спор о сионизме. М., 1993. 58. Романенко А.З. О классовой сущности сионизма. М., 1985. 59. Савцов В.Я. Преступлением и обманом. Киев. 1989. 60. Седов С. Сионизм ставка на террор. М. 1984. 61. Семенюк В.А. Современный сионизм. Минск. 1986. 62. Сионистические сеятели лжи. Кишенёв, 1986. 63. Сионизм: «Идеология и политика». М. «Московский рабочий», 1971. 64. Сионизм: правда и вымыслы. М. 1986. 65. Сионизм: слова и дела. М. 1987. 66. Сионизм в системе империализма. М. 1988. 67. Сионизм: теория и практика. М., 1973, с.58. 68. Современная идеологическая борьба: Словарь. Под общ. ред. Н.В. Шишлина; Сост. С.И. Беглов.- М.: Политиздат, 1988. 69. Солженицын А.И. Двести лет вместе(1795-1995). - М.: Русский путь, 2001. 70. Солодарь Ц. Тёмная завеса. М. 1987. 71. Цвенг С.. Вчерашний мир. Воспоминания европейца// «22», 1994, № 92. 72. Телушкин И. Еврейский мир. Иерусалим. 1998. 73. Факты об Израиле. Иерусалим, 1992. 74. Членов Е. Сион и Африка на шестом конгрессе. М., 1905. 75. Широков А.И. Социально-политическая доктрина сионизма. Киев. 1988. 76. Луз.Э. Пересекающиеся параллели. Религия и национальная идея в эпоху формирования сионистского движения в Восточной Европе (1882-1904). Библиотека - Алия, 1991. 77. Сионизм, Иерусалим, 1973. 78. Энциклопедия сионизма и Израиля, Т. 1, Иерусалим,1970. 79. Энциклопедия сионизма и Израиля, Т. 11, Иерусалим,1970. 80. Сионизм-не рассизм, но виноватым останется Израиль.http://www. mignews. ru/news/politic/world/durb draft 209. html. 81. Еврейская Энциклопедия. Т. 6. Нью-Йорк.- L., 1904. 82. Activities of the World Jewish Congress. 1975-1980. Report to the Seventh Plenary Assembly. W. J.C., Office of the Secretary-General. Geneva,1981. 83. Akftn zur Deutschen Auswartigen Politik 1918 – 1945. Serie D, Bd.5, 665f. Ww 575/1542/37521-529. 84. Assembly. W. J.C., Office of the Secretary-General. Geneva,1981. 85. Barbour N. Nisi Pominus. A. Survey of the Palestine Controversu/ Beirut, 1979. 86. Blumberg N.M. The Congress: Can Israel Survive without Zionism,-New Middle East, 1972, February. 87. Goldmann N. Le Paradoxe Juif. [P.], 1976. 88. Horizont, 1970, №3. 89. Issues, Нью-Йорк, 1965, №32. 90. Keesing’ s Contemporary Archives Weekly Diary of World Enents, January 1- 5, 1975. 91. Lasky М. Between Truth and Respose San Francisco, 1956. 92. Margolis M.Z., Marx A. A History of the Jewish People. N.Y., 1965. 93. Mendelson E. The Russian Jewish Labor Movement.- YIVO Annual, 1969, №14. 94. New Middle East, February 1972. 95. New Outlook. 1974, № 9. 96. Sorin G. The Prophetic Minority. American Jewish Immigrant Radicals, 1880- 1920. Bloomington, 1985. 97. Tcherikover E. The Early Jewish Labor Movement in the United States. N. Y., 1961. 98. The Implications of Israel-Arab Yeace for World Jewry/ A Report of the International Economik and Comision of the Wortd Congress. N. Y., 1981. 99. The Jerusalem Post, 2.6.1959. 100. The Jerusalem Post, 5.6.1959. 101. The Jerusalem Post, 9.1.1960. 102. The Jerusalem Post, 16.3.1964. 103. The Jerusalem Post, 25.12.1964. 104. The Jerusalem Post, 27. 12.1964. 105. The Jerusalem Post, 31.12. 1964. 106. The Jerusalem Post, 3. 1. 1965. 107. The Jerusalem Post, 1. 6. 1968. 108. The Jerusalem Post, 5. 6. 1968. 109. The Jerusalem Post, 19. 6. 1968. 110. The Jerusalem Post, 1. 2. 1972. 111. The Jerusalem Post, 3. 2. 1975. 112. The Jerusalem Post. 27.12.1982. 113. The Jerusalem Post, 27. 12.1964. 114. The Jewis Agency for Israel, Jerusalem, 1960, №16. 115. The Palestine Year-Book and Israel Annual, New York, 5709 (1948-49). 116. The World Zionist Organisation/ Jewis Agency for Israel. Status (Law),5713-1952 (24 November),- “Laws of the State of Israel, 5713-1952/53, t. V11, Jerusalem, 1953 117. Who’s Who in Israel, 1973-74, Tel-Aviv, 1974. Приложение № 1. Уважаемый лорд Ротшильд! С чувством глубокого удовлетворения я передаю Вам от имени правительства Его Величества следующую декларацию о доброжелательном отношении Великобритании к сионистским устремлениям евреев, которая представлена военному кабинету министров и одобрена им: «Правительство Его Величества относится благосклонно к восстановлению национального очага для еврейского народа в Палестине и приложит все усилия к облегчению достижения этой цели. Вполне понятно, что не должно быть предпринято ничего, что может повредить интересам, как гражданским, так и религиозным, нееврейских общин в Палестине или правам и политическому статусу евреев в какой – либо другой стране». Я буду благодарен Вам, если Вы доведете содержание этой декларации до сведения Сионистской организации.
Ваш Артур БальфурПриложение № 2В январе 1919 года в Петрограде состоялась конференция нового движения. Она постановила: 1. «Хе-халуц» – беспартийная организация трудящихся, принявших решение совершить алию и строить в Эрец-Исраэль свой дом собственными силами без использования наемного труда. «Хе-халуц» занимается организацией и подготовкой алии. 2. Цель «Хе-халуца» – создание в Эрец-Исраэль нового общества в соответствии с политико - национальными и общественно - экономическими интересами трудящихся. 3. Секретариат «Хе-халуца» регистрирует всех халуцим, способных нести охрану еврейских поселений в Эрец-Исраэль. 4. Конференция считает, что создавать поселения в Эрец-Исраэль можно только на основах коллективного владения землей. 5. Конференция признает верховный авторитет сионистских конгрессов и считает, что «Хе-халуц» должен следовать их решениям. 6. «Хе-халуц» признает иврит национальным языком еврейского народа в Эрец-исраэль. Приложение № 3 Состав Третьей алии по странам исхода (в процентах)
1- Европа 2- Иран, Йемен, Бухара 3- Балканы, страны средиземноморья 4- Другие страны Состав третьей алии по профессиям ( в процентах к общему числу олим)
1- Грузчики 2- Чиновники 3- Неквалифицированные рабочие 4- Торговцы 5- Строительные рабочие 6- Представители свободных профессий 7- Сельскохозяйственные рабочие и изучающие с/х профессии 8- Промышленные рабочие и ремесленники.
Приложение № 4Программа Билтморской конференции. Новый мировой порядок, который утвердился после победы, порядок, предусматривающий мир, справедливость, равенство для всех народов, не сможет восторжествовать, пока не будет решена проблема предоставления родины бездомному еврейскому народу. Для решения этой проблеммы необходимо: 1. Открыть ворота Эрец-Исраэль для еврейской иммиграции. 2. Передать Еврейскому агентству право руководства делами алии и полномочия, необходимые для развития и заселения страны, включая приобретение всех незаселенных и необрабатываемых земель. 3. Принять Эрец-Исраэль в качестве еврейского государства в новое демократическое содружество народов.
Приложение № 51. Действие английского мандата на Эрец-Исраэль прекращается не позднее 1 мая 1948 года, и английская армия должна покинуть этот район в течении трех месяцев после этой даты. Управление Эрец-Исраэль временно передается специальному комитету ООН. 2. С прекращением действий мандата, не позднее 1 октября 1948 года, Палестина будет разделена на два государства – арабское и еврейское – в границах, определенных по рекомендации комиссии ООН. Иерусалим будет включен в особый район, находящийся под международным контролем. 3. На рабочей сессии ООН будут избраны временные государственные советы для двух государств, и власть перейдет к ним не позднее 1 октября 1948 года. 4. Порты и подъездные пути к ним, которые находятся в границах будущего еврейского государства, должны быть не позднее 1 февраля 1948 года переданы ишуву, чтобы обеспечить свободную иммиграцию. 5. В переходный период управление Эрец-Исраэль будет осуществляться специальным рабочим комитетом ООН и постепенно перейдет к временным правительствам обоих государств.
Приложение № 6ЗАПИСКА ЗАВЕДУЮЩЕГО БЛИЖНЕВОСТОЧНЫМ ОТДЕЛОМ МИД СССР И.В.САМЫЛОВСКОГО ЗАМЕСТИТЕЛЮ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР Я.А.МАЛИКУ 14марта1947г. Совершенно секретно При этом представляю справку по палестинскому вопросу. В связи с обращением Трюгве Ли к т.Громыко относительно мнения советского правительства по вопросу создания специального комитета Организации Объединенных Наций для обсуждения палестинской проблемы 6 марта с.г. т.Громыко была послана за подписью т.В.М.Молотова телеграмма с указанием дать согласие Трюгве Ли на создание упомянутого комитета. Наша позиция по палестинскому вопросу в докладной записке на имя т.Вышинского А.Я. была сформулирована следующим образом: 1. Британский мандат на Палестину должен быть отменен, так как от является препятствием для разрешения вопроса о Палестине. 2. Британские войска должны быть выведены из Палестины в целях создания там нормального положения. 3. Организация Объединенных Наций должна разработать статус единой независимой демократической Палестины с обеспечением равных национальных и демократических прав народам, ее населяющим. И.САМЫЛОВСКИЙ АВП РФ, ф.018,оп.9, п.17, д.77, л.1.
Приложение № 6/1Д И Р Е К Т И В Ы ДЕЛЕГАЦИИ СССР НА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ПО ВОПРОСУ О ПАЛЕСТИНЕ Советская делегация должна в своей работе на специальной сесии Генеральной Ассамблеи руководствоваться следующим: 1. Добиваться избрания в Комитет по проверке полномочий одного представителя от советских делегаций или от Польши или Чехословакии. 2. Кандидатуры на пост председателя Ассамблеи не выдвигать. Вопрос о поддержке выдвигаемого кандидата решить делегации на месте в зависимости от обстановки. 3. Добиваться избрания в Генеральный Комитет, кроме СССР, его двух представителей от стран Восточной Европы, из них в зависимости от обстановки: двух вице-председателей Ассамблеи и одного председателя Комитета или двух председателей Комитетов и одного вице-председателя Ассамблеи. 4. Отстаивать резолюцию Генеральной Ассамблеи от 29.Х1.1947г. о разделе Палестины, руководствуясь при этом директивами, данными советским делегациям на Специальной и Второй сессиях Генеральной Ассамблеи 1. Указать, что в течение периода, прошедшего после принятия указанной резолюции, Великобритания всячески препятствовала ее осуществлению и, в частности, воспротивилась приезду в Палестину Палестинской Комиссии, которая вследствие этого не имела возможности начать на месте подготовительную работу по проведению раздела. Указать также, что Совет Безопасности, со своей стороны, не исчерпал имевшихся в его распоряжении средств для проведения этой резолюции в жизнь. 5. Подвергнуть критике американское предложение об опеке над Палестиной, отметив следующее: а) Новое предложение США по вопросу Палестины, направленное на отмену решения Генеральной Ассамблеи, принятого большинством двух третей голосов, не только не обеспечивает установление мира в Палестине, но ведет к обострению борьбы между евреями и арабами и вместе с тем создает угрозу миру и усиление беспокойства на Ближнем Востоке. При этом Генаральная Ассамблея, принявшая свое решение при активном Участии США после детального обсуждения вопроса о Палестине, ставится в ложное положение как объект политических маневров со стороны правящих кругов США, пытающихся навязать Генеральной Ассамблеи новое решение вопроса о Палестине, не считаясь с законными национальными интересами народов Палестины. б) Продолжение США об установлении опеки над Палестиной не соответствует нынешнему культурно-политическому уровню развития еврейского и арабского населения, в силу чего встречает отрицательное к себе отношение и сопротивление как со стороны евреев, так и арабов. Установление опеки над Палестиной не является шагом вперед от мандатной системы к национальному самоопределению народов Палестины, а оставляет Палестину в положении полуколонии. в) Что касается той части американских предложений, где говорится об основах организации власти в Палестине, то она противоречит принципу самоуправления и проникнута недоверием к способности местного населения собственными силами организовать управление Палестиной на демократических началах. 6. Заявить, что в силу указанных соображений советские делегации будут голосовать против американского предложения. 7. Настаивать на подтверждении резолюции 29 ноября и на принятии членами ООН эффективных мер по ее проведению в жизнь. АВП РФ, ф.06, оп.10, п.15, д.160, л.4-7.
Приложение № 7ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ. В стране Израиля возник еврейский народ. Здесь сложился его духовный, религиозный и политический облик. Здесь он жил в своем суверенном государстве, здесь создавал ценности национальной и общечеловеческой культуры и завещал миру нетленную Книгу Книг. Насильно изгнанный со своей родины, народ остался верен ей во всех странах рассеяния, не переставал надеяться и уповать на возвращение на родную землю и на возрождение в ней своей политической независимости. Проникнутые сознанием этой исторической связи, евреи из поколения в поколение пытались вновь обосноваться на своей древней родине. Последние десятилетия ознаменовались массовым возвращением в родную страну. Пионеры-репатрианты, прорвавшие все преграды на пути к родине, и защитники ее оживили пустыню, возродили древнееврейскую речь, построили города и села. Они создавали развивающееся общество, самостоятельное в экономическом и культурном отношении, миролюбивое, но способное оборонять себя, приносящее благо прогресса всем жителям страны и стремящееся к государственной независимости. В 1897 году по призыву Теодора Герцля, провозвестника идеи еврейской государственности, собрался первый Сионистский Конгресс, провозгласивший право евреев на национальное возрождение на своей земле. Это право было признано в Декларации Бальфура от 2 ноября 1917 года и подтверждено мандатом Лиги Наций, придавшим особую силу международного признания исторической связи еврейского народа со Страной Израиля и права евреев на воссоздание своего национального очага. Катастрофа, в которой погибли миллионы евреев в Европе, вновь непреложно доказала необходимость разрешить проблему еврейского народа, лишенного родины и самостоятельности, путем возобновления еврейского государства в Стране Израиля – государства, которое распахнуло бы ворота отечества перед каждым евреем и обеспечило бы еврейскому народу статус равноправной нации в семье народов мира. Евреи, уцелевшие от ужасной нацистской бойни в Европе, а также евреи других стран мира наперекор всем трудностям, препятствиям и опасностям продолжали пробиваться всевозможными путями в страну Израиля и беспрестанно добиваться права на достойное существование, свободу и честную трудовую жизнь в родной стране. Во время Второй мировой войны еврейское население Страны Израиля в полной мере внесло свой вклад в дело борьбы свободолюбивых народов против черных сил нацизма. Кровью своих бойцов и военным усилием евреи приобрели право числиться среди народов, положивших основу союзу Объединенных Наций. 29 ноября 1947 года генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию о создании еврейского государства в стране Израиля. Ассамблея возложила на жителей этой страны обязанность принять все необходимые меры к осуществлению этой резолюции. Это признание ООН права еврейского народа на создание своего государства непреложно. Еврейский народ, как и всякий другой народ, обладает естественным правом быть независимым в своем суверенном государстве. На этом основании мы, члены Народного Совета, представители еврейского населения Страны Израиля и сионистского движения, собрались в день окончания британского мандата на Палестину и в силу нашего естественного и исторического права и на основании решения Генеральной Ассамблеи ООН настоящим провозглашаем создание Еврейского Государства в Стране Израиля – Государства Израиль. Мы постановляем, что с момента истечения срока мандата, сегодня ночью, в канун субботы, 6 ияра 5708 года, 15 мая 1948г. и впредь до создания выборочных и нормально функционирующих государственных органов – в соответствии с конституцией, которая будет установлена избранным Учредительным Собранием не позже 1 октября 1948 г. Народный Совет будет действовать как временный Государственный Совет, его исполнительный орган – Народное правление – будет являться Временным Правительством Еврейского Государства, которое будет именоваться Израилем. Государство Израиль будет открыто для еврейской иммиграции и для возвращения в него рассеянных по свету евреев; оно приложит все старания к развитию страны на благо всех ее жителей. Оно будет зиждиться на основах свободы, справедливости и мира, в соответствии с идеалами израильских пророков. Оно осуществит полное общественное и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола. Оно обеспечит свободу вероисповедания и совести, право пользования родным языком, право образования и культуры. Оно будет охранять святые места всех религий и будет верно принципам Хартии ООН. Государство Израиль изъявляет готовность сотрудничать с органами и представителями ООН в деле проведения в жизнь резолюции Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 г. и примет шаги к осуществлению экономического единства всей Палестины. Мы призываем ООН оказать содействие еврейскому народу в строительстве его государства и принять Государство Израиль в семью народов мира. Мы призываем сынов арабского народа, проживающих в Государстве Израиль, даже в эти дни кровавой агрессии, развязанной против нас много месяцев тому назад, блюсти мир и участвовать в строительстве Государства на основе полного гражданского равноправия и соответствующего представительства во всех его учреждениях, временных и постоянных. Мы протягиваем руку мира и предлагаем добрососедские отношения всем соседним государствам и их народам и призываем их к сотрудничеству в своей стране. Государство Израиль готово внести свою лепту в общее дело прогресса всего Ближнего Востока. Мы призываем еврейский народ во всех странах рассеяния сплотиться вокруг евреев Израиля, участвуя в репатриации в страну, в ее строительстве, и поддерживая Израиль в великой борьбе за осуществление многовекового стремления еврейского народа к избавлению. Подписи: Давид Бен- Гурион Даниэль Остер Герцль Варди Аарон Цизлинг Мордехай БенТов Рахель Коэн Моше Колодный Ицхак Бен-Цви р. Калман Кахана Элиэзер Каплан Элиягу Берлин Саадия Кобаши Авраам Фриц Бернштейн р. Ицхак Меир Каценельсон р. Вольф Голд Левин Феликс Грабовски Меир Розенблат Ицхак Гринбойм Левинштейн Давид Ремез д-р Авраам Грановски Цви Лурье Берл Репетор Элиягу Добкин Голда Меерсон Мордехай Меир Вильнер-Ковнер Нахум Нир Шатнер Церах Вархавтиг Цви Сегал Бен-Цион р.Иегуда Лейб Стернберг Акоэн Фишман Бехор Шитрит Давид Цви Моше Шапира Пинкас Моше Черток
Приложение № 8ТЕЛЕГРАММА МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ИЗРАИЛЯ М. ШЕРТОКА МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В.М. МОЛОТОВУ 15 мая 1948 г. Имею честь сообщить Вам и прошу довести до сведения Вашего Правительства, что Национальный Совет еврейского государства, состоявший из членов избранных представительных организаций евреев Палестины, собрался вчера, 14 мая, в связи с окончанием британского мандата и на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года и провозгласил создание независимого еврейского государства в Палестине, которое будет называться Государство Израиль. Совет решил, что до создания государственных органов, избранных должным образом, согласно конституции, которая будет выработана Учредительным Собранием не позже 1 октября 1948 года, настоящий Совет будет действовать в качестве временного государственного совета и его исполнительный орган будет являться временным правительством Государства Израиль. Совет заявил, что Государство Израиль будет открыто для иммиграции евреев всех стран, в которых они рассеяны, что он будет способствовать развитию страны для блага всех её жителей, что он будет основываться на принципах свободы, справедливости и мира, что он будет поддерживать полное социальное и политическое равенство всех граждан без различия расы, религии и пола, что он будет гарантировать полную свободу совести, религии, образования, культуры, языка, что он будет охранять священность и неприкосновенность реликвий и святых мест всех религий и что он будет следовать принципам Устава Объединенных Наций. Совет также заявил, что Государство Израиль готово сотрудничать с органами и представителями Объединенных Наций в осуществлении резолюции Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 года и что он сделает необходимое для обеспечения эффективности экономического союза для всей Палестины. Совет обращается с призывом ко всем жителям-арабам Государства Израиль вернуться к мирной жизни и способствовать, таким образом, в том, что их касается, развитию этого государства на основе неотъемлемых и равных прав граждан и надлежащего представительства во временных и постоянных правительственных органах этого государства. Совет также предлагает мир всем соседним странам и их народам и приглашает их сотрудничать с Государством Израиль для общего блага. От имени Временного правительства Израиля я прошу Правительство Союза Советских Социалистических Республик официально признать Государство Израиль и его Временное правительство. Я смею надеяться, что это признание Государства Израиль будет иметь место в ближайшее время, и я уверен, что оно укрепит дружественные отношения между Советским Союзом и его народами, с одной стороны, и Государством Израиль и еврейским народом Палестины, с другой стороны, и что это признание будет также служить делу мира и справедливости в международных отношениях вообще. Я пользуюсь этим случаем, чтобы выразить Вам чувство глубокой благодарности и признательности еврейского народа Палестины, которые разделяют евреи всего мира, за ту твёрдую позицию, которую заняла делегация СССР в ООН, направленную в пользу установления суверенного и независимого еврейского государства в Палестине, и за её упорную защиту этого положения, несмотря на все трудности; за выражение искреннего сочувствия страданиям еврейского народа в Европе под пятой его фашистским палачей и за поддержку того принципа, что евреи Палестины являются нацией, имеющей право на суверенитет и независимость. От имени Временного Правительства Израиля МОШЕ ШЕРТОК, министр иностранных дел. АВП РФ, ф.3а-Израиль, оп.1, п.1, д.1, л.1-2. Перевод с французского. Приложение № 8.1. ТЕЛЕГРАММА МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В. М. МОЛОТОВА МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ИЗРАИЛЯ М. ШЕРТОКУ. 18 мая 1948г. Подтверждаю получение Вашей телеграммы от 16 мая, в которой Вы доводите до сведения Правительства СССР о провозглашении на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года создания в Палестине независимого Государства Израиль и обращаетесь с просьбой о признании Союзом Советских Социалистических Республик Государства Израиль и его временного правительства. Настоящим сообщая, что Правительство Союза Советских Социалистических Республик приняло решение об официальном признании Государства Израиль и его временного правительства. Советское Правительство надеется, что создание еврейским народом своего суверенного государства послужит делу укрепления мира и безопасности в Палестине и на Ближнем Востоке, и выражает уверенность в успешном развитии дружественных отношений между СССР и Государством Израиль. В. МОЛОТОВ, Министр иностранных дел СССР. АВП РФ, ф.89, оп.1, п.1, д.4,, л.5. Приложение № 8.2. ТЕЛЕГРАММА МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В. М. МОЛОТОВА МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ИЗРАИЛЯ М. ШЕРТОКУ. 25 мая 1948г. Подтверждаю получение Вашей телеграммы от 24 мая 1948 г., в которой Вы просите согласия правительства Союза Советских Социалистических Республик на то, чтобы Государство Израиль незамедлительно учредило свою миссию в Мостку и чтобы одновременно была учреждена в Тель-Авиве советская миссия. Настоящим имею честь сообщить, что советское правительство согласно на учреждение миссии Государства Израиль в Москве во главе с посланником или поверенным в делах, включая и исполнение консульских функций, и, в свою очередь, готово учредить в Тель-Авиве советскую миссию. В. МОЛОТОВ, Министр иностранных дел Союза Советских Социалистических Республик.
Приложение № 9Иерусалимская программа (1968г.) Цели сионизма: *Единство еврейского народа и центральное место государства Израиль в жизни народа. · Собирание еврейского народа на его исторической родине в Эрец- Исраэль путем репатриации из всех стран. · Укрепление государства Израиль на основе идеалов справедливости и мира, предсказанных пророками. · Сохранение уникальности народа с помощью прогресса еврейского и ивритского образования и привития еврейских духовных и культурных ценностей. · Защита прав евреев во всех местах их проживания. 1 «Эксперт» № 33, 10 сентября 2001. 1 Речь идет о Второй специальной сессии ГА ООН по вопросу о Палестине, состоявшейся в апреле-мае 1948г. |
|
© 2010 |
|