РУБРИКИ

Диплом: Сионизм

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Диплом: Сионизм

Руководство сионизма рассматривало создание государства Израиль как новый этап

в своей деятельности. На первом же после образования Израиля ХХ111 сионистском

конгрессе- 14-30 августа 1951 года была принята «Иерусалимская программа». В

ней были «заново» сформулированы цели и задачи сионизма- «усиление Израиля,

сбор изгнанников( то есть евреев, находившихся вне Израиля.) в Стране Израиля

(имеется в виду «исторический»31 или «великий» Израиль в библейских

границах) и обеспечение единства еврейского народа»32. Таким

образом, сионизм брал на себя миссию действовать в интересах Израиля и

выступать от имени единого «еврейского народа» (то есть от имени евреев,

проживающих в разных странах). Конгресс принял также специальную декларацию,

озаглавленную «Статус и деятельность ВСО в Израиле».

В декларации, состоявшей из пяти пунктов, заявлялось о возлагавшейся на

Всемирную Сионистскую Организацию миссии «осуществления. её исторических задач

в Стране Израиля»33. С указанной целью ВСО должна была наладить

тесное сотрудничество с правительством Израиля в соответствии с законами

Израиля (п.1). В пункте 2 указывалось на необходимость принятия государством

Израиль «специального законодательного акта», который предоставил бы ВСО

«особый статус»: тем самым ВСО получила бы право выступать в качестве

«представителя еврейского народа». Роль Израиля по отношению к ВСО определялась

пунктом 3: «В отношении любой деятельности еврейских общин вне Израиля,

необходимо, чтобы правительство Израиля координировало свои действия и

консультировалось со Всемирной Сионисткой Организацией». Пункты 4 и 5

гарантировали фактическое изъятие из-под юрисдикции израильских законов

собственности и предприятия ВСО в Израиле, и юридически закрепляли особые

формы её деятельности в стране. Таким образом, согласно декларации и

сионистскому конгрессу израильские правители должны лишь заключить в правовые

рамки статус ВСО в Израиле34.

Принятый кнессетом (парламентом) 24 ноября 1952 года «Основной закон о

статусе Всемирной Сионисткой Организации - Еврейского Агентства для Израиля»

определил правовые основы партнёрства между израильскими руководителями и

сионизмом. Закон сформулировал некоторые общие принципы, лежащие в основе

деятельности сионизма. В частности, подчёркивалось, что государство Израиль

рассматривается как «результат усилий всего еврейского народа» (ст.1);

определялась также основная задача государства Израиль и сионистского

движения в наши дни, а именно осуществление миссии «сбора изгнанников».

Законом определялись функции Всемирной Сионистской Организации, которая

формально призвана направлять свои усилия на поощрение иммиграции в Израиль и

ведать делом абсорбции (приспособления иммигрантов к условиям жизни в

стране.) и расселения вновь прибывших. Помимо осуществления указанных функций

ВСО, действуя в пределах Израиля, должна способствовать развитию страны и

координировать деятельность еврейских учреждений и ассоциаций, находящихся в

Израиле и занятых в упомянутых выше сферах; в международном плане ВСО

призвана объединять еврейские общины во всем мире, направлять усилия всех

евреев и еврейских организаций таким путем, чтобы обеспечить их участие в

построении государства Израиль и содействии массовой иммиграции в эту страну

(ст.3, 5 и 6).

Закон определял организационную структуру ВСО, которая одновременно выступала

в качестве Еврейского Агентства (ст.3). В статье 7, 8 указывалось, что

«основы статуса и формы сотрудничества» между ВСО в лице ее Исполкома и

правительством Израиля будут в последующем изложены в специальном соглашении

в духе решений ХХ111 сионистского конгресса.

По закону 1952г. ВСО получила также дополнительные преимущества, в частности

статус юридического лица с правом свободного заключения контрактов,

приобретения, владения и отчуждения собственности (ст. 11), освобождения всех

фондов и учреждений ВСО от налоговых обложений и иных принудительных

правительственных сборов (согласно условиям, которые должны быть изложены в

специальном соглашении между правительством Израиля и ВСО) (ст. 12).

Таким образом, Всемирная сионистская организация фактически получила в

Израиле привилегированное положение.

Но следует подчеркнуть, что закон 1952 г. о статусе ВСО никоим образом не

согласуется с нормами международного права, поскольку он закрепляет за ВСО

право представлять евреев, проживающих в других странах, и возлагает на

Израиль особую «интернациональную миссию», обеспечивает статус надсуверенного

государственного образования.

Распределение функций между Израилем и ВСО состоит в том, что сионистская

организаци имеет возможность и способна достичь того, что находится за

пределами власти и компетенции государства и в этом заключается превосходство

сионистской организации над государство. Государство и сионистское движение

дополняют друг друга, нуждаются друг в друге.

Таким образом, усилиями правящих кругов Израиля и лидеров ВСО в целях решения

новых политических задач сионизма был создан и весьма своеобразный и сложный

механизм. ВСО, действующая среди евреев диаспоры, подчинена израильским

законам; в самом Израиле ВСО выступает фактически как надгосударственная

организация.

Круг деятельности и функции Всемирной Сионистской Организации в Израиле, а также

её широкие права и полномочия были определены специальным «Соглашением между

правительством Израиля и Исполкомом сионистской организации- Еврейского

агентства»35, подписанным в июле 1954 года (на основе закона 1952

года).

По этому соглашению Исполком ВСО- Еврейского Агентства призван осуществлять

самую широкую деятельность. За границей он ведает вопросами иммиграции евреев

и перевода их собственности в Израиль, а в самом Израиле содействует

абсорбции переселенцев, осуществляет сельскохозяйственную колонизацию, а с

помощью своих учреждений - «Керен Кайемет» и «Керен Хайесод»- приобретает

земли, способствует их освоению и несёт ответственность за изыскание

финансовых и материальных ресурсов для своей деятельности. Исполком ВСО

оказывает помощь культурным учреждениям в Израиле. Кроме того, Исполком ВСО

участвует в создании и расширении предприятий, в развитии и поощрении

инвестирования частного капитала в Израиль, то есть осуществляет широкую

предпринимательскую деятельность; наконец, Исполком ВСО координирует работу

всех еврейских учреждений и организаций, которые действуют за счёт средств

общественных фондов.

Соглашением 1954 года оговаривается, что Исполком ВСО должен действовать в

соответствии с израильскими законами. Тем не менее имеют место особые

отношения между руководством ВСО и правительством Израиля. Так, правительство

Израиля обязано ставить в известность Исполком относительно всякого

касающегося его функций законопроекта ещё до того, как он будет внесён на

рассмотрение кнессета. Кроме того, Исполком ВСО может уполномочивать на

осуществление своих функций, а также передавать свои функции или права

фактически любому, по его усмотрению, пригодному для этого учреждения, лишь с

предварительной нотификацией об этом правительства.

Наконец, правительство обязано предоставлять Исполкому ВСО и его учреждениям все

предусмотренные законом в рамках данного соглашения разрешения и льготы,

например налоговые. Координация деятельности правительства и Исполкома ВСО в

предусмотренных соглашением сферах должна осуществляться через Координационное

Правление, создаваемое на паритетных началах из членов правительства Израиля и

Исполкома ВСО36.

Американский автор Ласки пишет, что «с юридической точки зрения ВСО является

органом государства; идеологически же оба образуют дуумвират, преследующая цель

установления контроля над единой нацией, рассеянной во всём мире»37.

По словам бывшего президента ВСО Н. Гольдмана, идея соглашения 1954 года

заключалась в том, что «сионистское движение» является приводным ремнем,

который связывает еврейский народ с государством и направляет его»38

. Иными словами, создан единый и взаимодействующий механизм, особая

политическая структура.

Таким образом, после образования государства Израиль сионисты свои усилия

направили в двух направлениях:

а) в региональном масштабе – на создание юридического и политического

единства государства Израиль и сионистской идеологии с целью превращения

Израиля в проводника целей сионистов;

б) в мировом масштабе – на создание некоего правового образования, которое

пользовалось бы правами надгосударственной организации и которое объединило

бы еврейские общины во всем мире, осуществляя над ними политический

контроль.

Идеологическое и политическое обоснование понятия «современный сионизм»,

сущности его политической программы было дано сионистскими идеологами сразу же

после создания государства Израиль. Уже на сессии Генерального совета в августе

– сентябре 1948 года было заявлено о начале «новой эры» в истории «еврейского

народа» и о необходимости «мобилизации всех материальных и моральных ресурсов

народа» при соблюдении «твердой дисциплины» во имя «достижения окончательной

победы»39.

ХХ111 сионистский конгресс также руководствовался необходимостью «вновь

сформулировать сущность сионизма перед ставшими очевидными фактами новой

действительности»40, то есть в условиях существования Израиля.

Понятие «современный сионизм», идеологическая концепция в толковании ее

теоретиками сионизма сводится к следующему: все евреи во всем мире образуют

одну нацию; государство Израиль является законным представителем той части

нации, которая находится в «Сионе»; сионистская же организация является

уполномоченным представителем нации, пребывающей в любом другом государстве.

Наконец, оба партнера могут вступать в договоры и соглашения и сотрудничать

друг с другом во имя достижения общей цели41.

Концепция «всемирной еврейской нации», единства «еврейского народа» и Израиля

получила конкретное выражение в качестве официальной политической практики

международного и израильского сионизма.

ХХ1V сионистский конгресс, проходивший с 24 апреля по 7 мая 1956 года в

Иерусалиме, уделил особое внимание организованной структуре системы

международного сионизма. На этом этапе организационной перестройки современного

сионизма решалась задача «преодоления кризиса в движении»42. Был

выдвинут план расширения ВСО путем включения в эту организацию и несионистских

организаций. Этот план лёг в основу нового Устава ВСО, одобренного сионистской

организацией в 1960 году.

Таким образом, во Всемирной Сионистской Организации отныне могли заседать как

сионисты, так и несионисты, хотя, как признавала газета «Джерузалем Пост»,

такое явление «выхолащивает идеологическое содержание движения»43. В

действительности же международный сионизм стремился распространить своё влияние

на еврейские общины в различных странах (Подобная практика предпринималась

движением Мизрахи).

Политические цели партнерства Израиля и сионизма зафиксированы в решениях

сионистских конгрессов. Так, на ХХ1V сионистском конгрессе была принята

политическая декларация, в которой конгресс выражал свою «глубокую

озабоченность опасностью, угрожающей государству Израиль» ввиду открыто

высказываемых «агрессивных намерений» арабских государств; при этом

подчёркивалась «нерасторжимость исторических связей между еврейским народом и

Страной Израиля»44.

Конгресс по сути дела санкционировал курс на интеграцию Израилем арабских

территорий, полученных в результате войны 1948-1949 годов.

Состоявшийся в декабре 1960- январе 1961 года ХХV сионистский конгресс был

призван решать задачи идеологического и практического характера. Он прошёл под

лозунгом «Алия», особенно из стран Запада. Конгресс принял «Обращение ко всем

евреям мира»45, которое содержало призыв иммигрировать в Израиль во

имя «двоякого блага»: для страны и для самих себя. Подчёркивалось также, что

«иммиграция должна стать основным смыслом жизни еврейских общин во всем мире».

Укрепление союза Израиля и сионизма шло по мере того, как планы сионизма

трансформировались в официальный политический курс Израиля. Израильско-

сионистский альянс был окончательно оформлен путём подписания 15 марта 1964

года правительством Израиля и Исполкома ВСО официального «Коммюнике».

В «Коммюнике» подчёркивалось, что «усилия, имеющие целью внедрение сионистского

духа в жизнь евреев, являются совместными делами государства Израиль и

Всемирной Сионистской Организации»46. Поэтому правительство выражало

«жизненную заинтересованность» в деятельности сионистской организации среди

евреев «диаспоры» и «свою готовность оказывать всяческую поддержку»

осуществлению этой деятельности.

Таким образом, официально признав себя партнёром сионистского движения,

правительство Израиля взяло на себя ответственность за деятельность Всемирной

Сионистской Организации со всеми вытекающими отсюда последствими. Тогдашний

премьер-министр Израиля Л. Эшкол расценил «Коммюнике» 1964 года как наступление

нового этапа во взаимоотношениях между государством Израиль и сионисткой

организацией47. В свою очередь, международный сионизм получил

широкие возможности для осуществления своей политической практики.

ХХV1 сионистский конгресс, состоявшийся в декабре 1964- январе 1965 года, решал

задачи особой идеологической важности. Он прошёл под лозунгами «лицом к

диаспоре» и «единства евреев» по всему миру. В связи с этим основная задача

сионистов формировалась как необходимость способствовать «евреизации» евреев,

что рассматривалось как дело первостепенной важности. Конгресс торжественно

провозгласил наступление «новой эры» сотрудничества между Израилем и диаспорой.

Это означало, что на Израиль возлагалась обязанность оказания (совместно с ВСО)

помощи евреям диаспоры в борьбе против духовного разобщения и ассимиляции

48.

Разъяснение выдвинутых ХХV1 сионистским конгрессом задач с точки зрения их

идеологического обоснования было дано тогдашним президентом ВСО Н.

Гольдманом. По его словам, молодому поколению евреев особенно «угрожает

безымянный процесс эрозии, разъединения, проявляющийся не как теория или

философское мировоззрение, но как факт нашей сегодняшней жизни. Этот процесс,

если его не остановить, угрожает существованию евреев больше, чем

преследования, погромы и массовые убийства, имеющие место в прошлом. Тот факт,

что эти опасные явления не проявляются открыто, с драматическими последствиями,

что они не вызывают сопротивления, чувства солидарности или протеста, что их

воздействие происходит незаметно и почти неощутимо, делает их особенно

опасными»49. Таким образом, по словам Н. Гольдмана, главной

опасностью, угрожающей евреям диаспоры, являлась ассимиляция, которая была

равносильна их почти полному вымиранию.

Широкое идеологическое наступление сионистов на диаспору имело в виду «новую

атаку на евреев, чтобы вызвать у каждого еврея вспышку некой духовной искры .

искры сионизма»50. При этом «росту еврейского самосознания»

молодежи должно было способствовать прежде всего получение образования на

иврите, особенно изучение в подлиннике Торы, т.е. воспитание в

религиозно-иудейском духе. Реальный смысл обретали выдвигавшиеся на этой же

основе идеи «поощрения еврейской формы жизни» как средства «защиты от

ассимиляции», а также признания «ценности религии как связующего фактора в

еврейской жизни» и так далее. Осуществление данных задач возлагалось на

Израиль, который должен был приступить к практической реализации «основной цели

сионизма, а именно обеспечению выживания нашего (еврейского) народа». Такова

одна из ролей Израиля в системе международного сионизма. Как писал Н.Гольдман:

«Государство никогда не было целью движения. Оно всегда рассматривалось как

инструмент.»51. Израиль должен был стать центром для евреев всего

мира и «светочем для всех наций»; обеспечить еврейской молодежи « принадлежащее

ей по праву место под солнцем»52.

Успех, одержанный Израилем в союзе с сионизмом в июне 1967 года

активизировал усилия сионистов во всех направлениях. Это засвидетельствовал

ХХV11 сионистский конгресс, состоявшийся в июне 1968 года, который был

посвящён обсуждению двух основных вопросов: «шестидневная война» и

порождённые ею проблемы, а также поощрение беспрецедентной по своим размерам

алии. Следует подробней остановиться на ряде принятых сионистским конгрессом

резолюций.

В первой резолюции осуждались попытки «провести разграничение между сионизмом и

еврейским народом»53. В резолюции подчёркивалось, что «сионизм

является национально-освободительным движением еврейского народа».

Вторая резолюция содержала призыв к правительству Советского Союза «изменить

позиции» в отношении Израиля и советских евреев. Тем самым сионизм выдвигал

на повестку дня существующий в СССР «еврейский вопрос».

Третья резолюция призывала сионистский Исполком усилить работу в

международном плане, делая на этот раз основную ставку на «еврейских

студентов». Резолюция предлагала «использовать современные методы и средства

информации» с тем, чтобы представить Израиль в глазах мировой общественности

«в правильном свете». В остальных резолюциях содержались призывы оказывать

всяческую поддержку курсу правителей Израиля.

ХХV11 сионистский конгресс принял также новую Иерусалимскую программу (

Приложение № 9), в которой нашли отражение цели сионизма:

1) достижение единства еврейского народа и превращение Страны Израиль в

центр притяжения для всех евреев;

2) содействие усилению государства Израиль;

3) собирание еврейского народа на его исторической родине - Стране

Израиль при помощи алии;

4) сохранение самобытности еврейского народа путём распространения

еврейского и ивритского образования и овладения духовными и культурными

ценностями евреев;

5) защита прав евреев во всех странах, где они проживают54.

Таким образом, в новой Иерусалимской программе впервые открыто заявлялось о

существовании исторической Страны Израиль. Имели место апелляции и к

«еврейскому народу» как реальному политическому фактору, и выступления от

имени этого народа. Следовательно, сионизм официально претендовал на

правомерность организационного оформления надгосударственной политической

системы на основе слагаемых: «Израиль и диаспора, центр и периферия»55

. Это означало, что сионизм поставил себя вне международной общности государства

56.

Сионистская деятельность на этом этапе, подкрепляется прочной финансовой базой.

Об этом наглядно свидетельствуют созываемые международные и региональные

совещания миллионеров еврейского происхождения из различных стран капитала,

образующие своего рода финансовый консорциум, обладающий огромными средствами и

чрезвычайно большой властью. Так, на совещании в 1967 году присутствовало около

60 бизнесменов из 14 стран, представлявших международные финансовые,

промышленные и торговые круги. Было принято решение о создании Постоянного

секретариата для осуществления регулярных контактов между правительством

Израиля и представителями мирового сионистского бизнеса. С этой же целью

учреждались три региональных комитета: для бизнесменов- евреев из США и

Канады, из Латинской Америки и Западной Европы. Создание всех этих учреждений

имело целью поощрение и расширение частных капиталовложений в экономику

Израиля. На совещании еврейских миллионеров в 1968 году присутствовали 800

бизнесменов, принявших решение о создании специальной компании-учредителя для

увеличения капиталовложений в Израиле. Политические цели евреев-миллионеров в

1968 году выразил председатель инициативного комитета английский сионист Зиф.

Он заявил: «Иерусалим воссоединенный является осуществлением вечного

пророчества. Мы собрались здесь ради экономических целей, но мы полностью

убеждены, что в их основе заложено духовное единство еврейского народа.»57

.

Следует отметить, что в созданной в 1968 году «компании для Израиля»

участвовали миллионеры еврейского происхождения из США, Канады, Франции, Южной

Африки. Это был пример оформления особой международной (многонациональной)

корпорации. Как подчеркнул ХV11 съезд Компартии Израиля, «международный состав

придаёт «компании для Израиля» значительную силу и мощь»58. Это

отражает процесс концентрации сионистского капитала в международных масштабах.

Итак, после образования Израиля союз международного и израильского сионизма,

если исходить из резолюций сионистских конгрессов, решал задачи: программные

– они были вызваны фактором образования Израиля; организационные – по

расширению членства в ВСО и поощрению иммиграции в Израиль; идеологические –

наступления на «еврейские умы», или осуществление задач по «евреизации»

евреев с целью их «духовного единения» (1965г.).

Совершенно очевидно, что новая ситуация порождала необходимость не только в

организационном оформлении сионистской политико-финансовой системы, но и в

создании своего рода «всемирного органа управления». Эта задача была

осуществлена путем «реорганизации», предпринятой в июне 1971 года. В связи с

этим следует в общих чертах охарактеризовать структуру Всемирной Сионистской

Организации – Еврейского Агентства. Согласно уставу, принятому в 1960 году,

ВСО является «федерацией организаций». Членство в ВСО предоставляется

сионистским ассоциациям, федерациям, как территориальным, так и

межтерриториальным (включая партийные конфедерации), а также территориальным

(«национальным») и международным еврейским организациям, признающим

иерусалимские программы (1951 и 1968 гг). При этом членство групп, не

считающих сионизм главной целью своей деятельности, по уставу ВСО

предусматривается на условиях согласованного меньшего представительства и с

меньшими правами, чем для сионистских организаций.

Верховным органом ВСО является Сионистский конгресс, избираемый от

сионистских федераций в «странах рассеяния». Израиль на конгрессе

представляют сионистские партии соответственно весу, занимаемому ими в

кнессете. Представительство на конгрессе распределяется в пропорции: 38% для

Израиля, 29% для США и 33% для других стран, где проживают евреи. Таким

образом, фактически вся власть находится в руках американо – израильского

консорциума сионистов (евреи России на данный момент лишены возможности

участвовать в управлении ВСО).

Конгресс избирает два органа: Исполком и Сионистский Генеральный Совет.

Исполком осуществляет постоянное руководство делами ВСО в Израиле и в

диаспоре и имеет штаб-квартиры в Нью-Йорке и Тель-Авиве; таким образом,

фактически существуют два Исполкома. Как в Израиле, так и за границей

Исполком действует через ряд департаментов. В период между сессиями конгресса

Сионистский Генеральный Совет (150 человек) определяет общую политическую

линию и бюджет; он заседает ежегодно, и ему подчинен Исполком.

Политическая система современного сионизма организационно представлена ВСО – ЕА

(с филиалами в 80 странах) и примыкающим к ним Всемирным Еврейским Конгрессом

(ВЕК), имеющим филиалы в 67 странах. ВЕК был создан по инициативе ВСО в 1936

г.; при этом лидеры сионизма учредили параллельную международную организацию,

которая имела бы целью «обеспечивать и защищать гражданские, религиозные и

политические права евреев в диаспоре»59. Система ВСО – ЕА – ВЕК в

середине 70-х стала более единой. Так как, в феврале 1975 года между

исполкомами ВСО и ВЕК было подписано соглашение о совместной деятельности, а

ряд сионистских организаций, таких как, например, «Хадасса» (в США), стали

членами ВЕК. Израильскую секцию ВЕК представляют крайне правые и

националистические группы: «Свободный центр», «Государственный список»,

«Движение за гражданские права» и другие. На сессии ВЕК в феврале 1975 года в

повестку дня была включена тема «Иерусалим и его народ», т.е. по сути дела

обсуждалась сионистская доктрина о существовании « всемирной еврейской нации».

На этой же сессии было заявлено, что «ВЕК представляет 8 миллионов из 10

миллионов евреев, проживающих вне стран Восточной Европы60.

Число членов ВСО, как показала выборная кампания перед XXVIII сионистским

конгрессом, проведенная в 1971 г. в странах, где имеются сионистские фракции

(кроме Израиля), достигла около 1 млн. евреев. В Израиле насчитывала примерно

500 тыс. членов сионистских партий, входящих в ВСО, не считая израильские

филиалы различных сионистских организаций.

В июне 1971 года была проведена реорганизация ЕА путем включения в его

руководящие органы лидеров еврейских (несионистских) благотворительных

корпораций, занимающихся сбором пожертвований в пользу Израиля. Расширенное

Еврейское Агентство выделилось в самостоятельную организацию, хотя имело

место лишь разделение функций ЕА и ВСО. Реорганизация, однако, не затронула

правового статуса этой организации в Израиле. Было создано Правление

руководителей в составе 40 человек на паритетных началах из представителей

ВСО и руководителей ведущих, главным образом в США, организаций, занимающихся

сбором средств для Израиля. Его возглавил американский миллионер М.Фишер.

Таким образом, Правление руководителей Еврейского агентства, объединившее

лидеров сионизма является ныне распорядительным органом политической системы

сионизма.

XXVIII сионистский конгресс, проходивший с 28 по 31 января 1ё972 года в

Иерусалиме, был квалифицирован израильской и мировой сионистской прессой как

сессия «международного еврейского парламента»61. На повестке дня

конгресса стояли два основных вопроса:

1) иммиграция в Израиль в 70-е годы,

2) борьба за «советское еврейство»62.

В процессе дискуссии вокруг этих вопросов был выдвинут ряд положений, вносящих

некоторые новые нюансы в идеологическую концепцию современного сионизма и

имеющих политическое значение, например, было заявлено63:

а) сионистское движение представляет собой не просто организацию, а фактор

большей значимости; оно выступает с новой силой как «движущий фактор» в жизни

евреев диаспоры, как и в самом Израиле;

б) между иудаизмом и понятием «еврейская национальность» нет разницы;

В плане политической практики конгресс принял две резолюции, которые гласят:

«Права еврейского народа на Страну Израиль неоспоримы»; «В течении шестидневной

войны агрессоры были отброшены, земля наших предков была освобождена. Иерусалим

освобожден и воссоединен»64. В этой связи прозвучало заявление

заместителя премьер-министра Израиля И. Аллона, что все достигнутое сионизмом –

это лишь «предмостная позиция»65.

Несмотря на подобный оптимистичный настрой правящих кругов Израиля и

руководителей сионистских организаций ситуация и на данный момент остаётся

«предмостной». Безусловно сионизму удалось достичь небывалово- возродить спустя

2000 лет национальное еврейское государство, с другой стороны, не достигнута

главная цель- переселение большинства евреев в Эрец-Исраэль, ведь в диаспоре

всё ещё остаётся более значительная часть народа (американское реформистское

движение более ста лет назад выдвинуло лозунг:»Америка- наш Сион»). Самые

главные достижения сионистов во 2-й половине ХХ века это- организация массовой

алии с территорий бывшего СССР, а также обеспечение потребностей молодого

государства. Однако кризис идеологии сионизма – на данный момент признаётся

многими специалистами в этой области, в частности израильскими и американскими

66. Но жизнь идей имеет свою логику развития, и после своего «упадка» идея

не умирает- исчезает в никуда, а видоизменяется, в ней переставляются акценты,

возможно, меняются формы. Таким образом можно сделать некоторые выводы по

деятельности сионистов, эволюции организационных моментов и доктрины сионизма

во 2-й половине ХХ века.

Статус сионистской организации после образования государства был заключён в

правовые рамки.

Свои усилия сионисты направили на поощрение иммиграции в Израиль, ведали

делами абсорбции, расселением вновь прибывших.

Помимо этих функций согласно «Основному закону о статусе ВСО- ЕА для Израиля»

1952 года сионисты способствуют развитию страны; в международном плане ВСО

объединяет еврейские общины в мире.

По этому же закону ВСО получила весомые преимущества по сравнению с другими

организациями. В частности ей был предан статус юридического лица, все её

фонды учреждения освобождены от налоговых областей и иных принудительных

правительственных сборов. Круг деятельности, прав и полномочия ВСО в Израиле

определены «Соглашением между правительством Израиля и Исполкомом ВСО» 1954

года. Помимо норм закреплённых законом 1952 по этому соглашению сионисты

проводят сельскохозяйственную колонизацию путём приобретения земель, их

освоения. ВСО сама ведёт изыскание финансовых и материальных ресурсов для

этой деятельности. Исполком ВСО оказывает помощь культурным учреждениям

Израиля, участвует в создании и расширение предприятий, поощряя инвестиции

частичного капитала в Израиль.

Следовательно представляется возможность определить направление деятельности

ВСО во 2-й половине ХХ:

а) в региональном масштабе- на создание юридического и политического единства

Израиля и сионизма;

б) в мировом масштабе- на создание правового образования объединяющего

еврейские общины во всём мире.

Основная задача сионистов на данный момент-способствовать «евреизации»

евреев, путём «поощрения еврейской формы жизни», как «средство защиты от

ассимиляции».

Цели современного сионизма:

1) достижение единства еврейского народа, превращение страны Израиля в

центр притяжения для всех евреев;

2) содействие усилению государства Израиль;

3) собирание еврейского народа в Стране Израиля;

4) сохранение самобытности еврейского народа;

5) защита прав евреев во всех странах где они проживают.

Список цитируемой литературы.

1. Турки признавали покровительство иностранным гражданам консульствами,

существовавшими в Эрец-Исраэль с Х1Х века, поэтому большинство евреев

оставались подданными европейских государств.

2. История Еврейского национального движения 1914-1949г. Библиотека Алия,

Иерусалим, 1993 – 250 с. 16с.

3. Там же, с. 17с.

4. Гайсинович М.Д. «Мифы и действительность». Львов, 1980 с.13.

5. Премьер-министр государства Израиль. 1969 по 1974 года.

6. Меир Г., Моя жизнь. Чимкент, 1997.

7. Идеология и практика международного сионизма: сборник научных трудов.

Киев. 1981- с.112.

8. Ранее Хаим Вейцман заручился поддержкой политических деятелей Англии,

которые в 1916 году вошли в правительства Великобритании, среди них: Ллойд

Джордж,- примьер-министр, Бальфур- министр иностранных дел, Марк-Сайке- член

военного кабинета министров и советник правительства по делам Ближнего

Востока, Ян Смате- член военного кабинета.

9. История Еврейского национального движения 1914-1949г. С. 38

10. Корнеев А.А. Классовая сущность сионизма. Политиздат Украины, 1982.

с.105-106.

11. Против сионизма и израильской агрессии (сборник материалов прогрессивной

печати).М., 1974, с.13.

12. История Еврейского национального движения 1914-1949г. , с.62

13. Там же, с.67.

14. Меир Г., Моя жизнь. Чимкент, 1997.

15. Там же .

16. Там же.

17. Там же.

18. Horizont, 1970, №3, S. 29.

19. Меир Г., Моя жизнь. С.161.

20. Сионизм: теория и практика. М., 1973, с.58.

21. Akftn zur Deutschen Auswartigen Politik 1918 – 1945? Serie D, Bd.5, 665f.

Ww 575/1542/37521-529.

22. За русское дело. Санкт-Петербург, № 10 (42), 1996.

23. Премьер-министр Израиля 1948-1954, 1955-1963гг.

24. Меир Г., Моя жизнь. С. 195,200.

25. История Еврейского национального движения 1914-1949г. С.167.

26. Меир Г., Моя жизнь. С.242

27. Там же, с.254.

28. Там же, с. 255

29. Там же, с.255.

30. Факты об Израиле. Иерусалим, 1992г.

31. Сионизм. Иерусалим, 1973, с.270.

32. Who’s Who in Israel, 1973-74, Тель-Авив, 1974, с.461.

33. Lasky М. Between Truth and Respose San Francisco, 1956, стр.47-48.

34. The World Zionist Organisation/ Jewis Agency for Israel. Status

(Law),5713-1952 (24 November),- “Laws of the State of Israel, 5713-1952/53,

t. V11, Jerusalem, 1953, с.3-4

35. The Jewis Agency for Israel, Иерусалим, 1960, №16, с.32-35.

36. Координационное правление было создано ещё в 1951 году, а его правовой

статус был установлен Законом 1952 года и подтверждён соглашением 1954 года.

37. Lasky М., Between Truth and Respomse.,с.48.

38. Issues, Нью-Йорк, 1965, №32, с.39.

39. The Palestine Year-Book and Israel Annual, New York, 5709 (1948-49). стр.

25-26.

40. The Jerusalem Post, 27. Х11.1964.

41. Lasky М., Between Trusth and Response., стр.49.

42. The Jerusalem Post, 2.VI.1959.

43. The Jerusalem Post, 5.VI.1959.

44. Энциклопедия сионизма и Израиля, Т. 1, Иерусалим,1970, с. 211.

45. The Jerusalem Post, 9.1.1960.

46. The Jerusalem Post, 16.111.1964.

47. The Jerusalem Post, 25.X11.1964.

48. Там же.

49. The Jerusalem Post, 31. XII. 1964.

50. The Jerusalem Post, 3. 1. 1965.

51. The Jerusalem Post, 31. XII. 1964.

52. The Jerusalem Post, 3. I. 1965.

53. The Jerusalem Post, 19. \/1. 1968.

54. The Jerusalem Post, 1. \/1. 1968.

55. New Middle East, February 1972.

56. Моджорян Л.А. Преступная политика сионизма и международное право, М., 1973.

57. The Jerusalem Post, 5. \/1. 1968.

58. Х11 съезд Коммунистической партии Израиля, М., 1972, стр.123.

59. Энциклопедия сионизма и Израиля, Т. 11, Иерусалим,1970 с. 1231.

60. The Jerusalem Pos, 3. II. 1975.

61. Blumbergn N.M., The Congress: Can Israel Survive without Zionism,-New

Middle East, 1972, February, стр.9.

62. Там же, стр.9.

63. Там же , стр.9.

64. The Jerusalem Post, 1. II. 1972.

65. Blumberg N.М., The Congress: Can Israel Survive without Zionism. , стр.11.

66. Сионизм не расизм, но виноватым останется Израиль. http://www. mignews.

ru/news/politic/world/durb draft 209. html.

3. Израиль и диаспора:

разные взгляды на доктрину сионизма.

Поскольку описываемое мною явление столь своеобразно, понятны, очевидно, и

трудности, которые появились при отыскании наиболее адекватных форм

истолкования многообразия и противоречивости этого явления.

Многочисленные факты, относящиеся к самым разным областям жизни: социальным

отношениям, политике, культуре, общественной мысли, общественной психологии и

так далее, показывают, что в настоящее время вся сложность отношений между

евреями Израиля и диаспоры определяется в первую очередь следующим

фундаментальным обстоятельством: в Израиле евреи образовали нацию, обрели

государственность- в диаспоре же они продолжают вести существование как

этнические меньшинства, включённые в инонациональные общества и подчиненные

инонациональной государственной власти. Вряд ли есть необходимость в рамках

узкоспециального исследования пространно излагать хорошо известные в

общественной науке общие положения о той роли, которую играет суверенное

национальное государство в ХХ веке в развитии производительных сил народа,

его национальной, общественной и политической жизни, идеологии и культуры.

Роль эта весьма значительна в обычных условиях, а в условиях Израиля, когда

образование государства произошло чрезвычайно специфическим, уникальным

образом, роль государственной власти, государственных институтов приобрела

повышенную значимость.

Идеологи сионизма полагали, что государство, в котором евреи будут составлять

всё население или по меньшей мере будут властвующим большинством, разрешит

все исторические, социальные, культурные, психологические и моральные

проблемы еврейского народа. Однако они, по вполне понятным причинам, не

предвидели, да и вряд ли могли предвидеть, все последствия, вытекающие из

факта создания национального государства. Чем дольше существует государство

Израиль, тем очевиднее становится, что национальное государство не только

открывает народу новые возможности развития, но и подвергает его сложным, а

подчас и тяжёлым испытаниям, налагает на народ большую ответственность.

Известно что в современную эпоху международное экономическое, политическое и

даже культурное общение и взаимодействие народов осуществляется с помощью

государственных органов, при покровительстве государственной власти. Такой

способ межнационального общения предполагает разработку специальной

государственной политики в каждой из отдельных сфер международных связей. С

повышением роли государства во внутренней жизни наций развилось явление,

называемое национальным, точнее сказать, национально-государственным,

эгоизмом. Государство по самой логике вещей должно прежде всего и более всего

беспокоиться о своём укреплении, о своей безопасности- оно само себя хранит,

опекает, воспроизводит. В государственной идеологии и политике и находит

проявление национально-государственный эгоизм, то есть самодовлеющая забота о

своём самосохранении, о своём самовоспроизводстве.

Одним из факторов, осложняющих отношения между Израилем и диаспорой, служит как

раз израильский национально-государственный эгоизм, проявляющийся в действиях и

образе мышления израильских государственных, политических и общественных

деятелей, представителей израильских политических, военных и культурных

элитарных групп. Среди еврейского населения диаспоры слышатся обидчивые и

раздраженные нарекания на эгоизм израильтян, которые смотрят на еврейские

общины вне Израиля как на «дойную корову», которая-де обязана постоянно питать

израильскую нацию: «.многие евреи в диаспоре, тем не менее чувствуют, что

Израиль всегда расценивал как нечто само собой разумеющееся приоритет своих

собственных нужд, интересов и взглядов; взгляды, интересы и потребности

еврейских общин в диаспоре израильской стороной не принимаются в расчёт в

достаточной мере, а порою совершенно игнорируются»1.

Чтобы избежать подобных неприятностей в будущем - иначе говоря, чтобы

«обуздать» израильские правящие круги и привить им надлежащее уважение к

еврейским лидерам в диаспоре, Н. Гольдман2 предложил создать

консультативную ассамблею, которая обсуждала бы важнейшие проблемы, касающиеся

в одинаковой степени и Израиля, и евреев диаспоры.

Израиль представляет собой государство, сложившееся не в результате

естественного исторического развития какой-то части еврейской народности, а

обязанное своим существованием в большой мере международному сионистскому

движению. Это государство в одно и то же время суверенное и зависимое. Оно, с

одной стороны, обладает всеми признаками суверенитета: территорией, верховной

властью, экономикой, правовыми нормами и т. д.; а с другой – это государство

в очень сильной степени зависит от политической и моральной поддержки евреев

диаспоры, и в первую очередь еврейской общины в США.

К сожалению, в недавнем прошлом в нашей политической науке широко был

распространен поверхностный, упрощенный подход к ряду сложных явлений из

области международных отношений. При таком подходе, скажем, к проблеме

отношений между Израилем и диаспорой могло складываться впечатление, что они

просты и прямолинейны, что осложнения в этих отношениях в основном из-за

личных столкновений, в результате борьбы честолюбивых стремлений руководящих

деятелей Израиля и еврейских общин в диаспоре. Несомненно, элемент личных или

групповых трений имеет место, но не он играет главную роль. Существует более

важная сторона связей Израиля и диаспоры, как формальная, так одновременно и

сущностная. Речь идет о постоянно, независимо от любых привходящих моментов

существующем противоречии- об объективной трудности соблюдать равноправие и

равнозначность в отношениях между численно меньшей частью еврейского этноса в

Израиле и большинством этого же этноса, живущего в странах диаспоры. Дело, не

только в том, что большая часть евреев живёт вне Израиля, а в том, что

меньшая часть их живёт в суверенном, по всем формальным и по многим

неформальным признакам, государстве; таким образом, эта меньшая часть

благодаря существованию государства образовала политическое единство- нацию;

сложилась в особое социально-экономическое единство- еврейское гражданское

общество в государстве Израиль. Государственный суверенитет, автономные

социально-экономическая и политическая структуры породили особые, им только

присущие социальную психологию, идеологию, общественное сознание.

Большая часть этноса разделена на группы- общины, которые ощущают своё родство

благодаря единому этническому самосознанию, единой религии, общим элементам

исторической памяти, культуры и этнической психологии, единой идеологии

сионизма (те, кто её исповедуют)3. В диаспоре, связи между

различными группами- общинами еврейского населения основаны главным образом на

духовном фундаменте и лишь отчасти на материальных и политических расчётах. В

целом же евреи диаспоры экономически и политически включены в инонациональные

среды, а их культуры испытывают влияние культур тех народов, вместе с которыми

они составляют гражданское общество. При этом еврейский этнос в странах

рассеяния, несмотря на различия в местных условиях, существует в состоянии

постоянного напряжения, порождаемого противоборством двух главных тенденций: к

полной ассимиляции и сохранению в какой-то степени культурной и духовной

обособленности.

Противоборство этих двух тенденций развивается в форме попеременного

возобладания то одной из них, то другой - явного перевеса пока не

обнаруживается. Тем не менее это состояние напряженности серьёзно беспокоит

лидеров диаспоры. В одном из докладов комиссии ВЕК мы читаем: «В течение

длительного времени евреи в странах Запада претерпели серьёзную эволюцию в

вопросах веры, убеждений и житейского уклада. Они переходили от

ортодоксальности к реформизму или всецело отходили от иудаизма и традиционных

ценностей- привязанности и синагоге, соблюдения понятий о «чистоте» пищи, от

других обязательных предписаний, а также от практики вступления в брак

исключительно с единоверцами. Расширение практики смешанных браков и

ассимиляции усиливалось в течение многих десятилетий, а соответственно

мало-помалу ослабевало и сознание принадлежности к еврейскому этносу; это

продолжалась до того исторического периода, когда был осуществлён нацистский

геноцид и создано государство Израиль»4.

Стороны, взаимодействующие в системе связей Израиль- диаспора, нуждаются друг

в друге; эти связи двусторонние, однако степень и характер зависимости

партнёров различны. Израильская точка зрения на диаспору кратко сводится к

тому, что диаспора представляется источником поддержки государства Израиль и

эмиграции; диаспора же смотрит на Израиль в основном как на духовный центр

для всех евреев.

Можно даже говорить об определённом идеологическом обосновании и истолковании

системы отношений между государством Израиль и диаспорой.

Одним из краеугольных камней идеологического обоснования системы отношений

«Израиль-диаспора» является концепция центральной роли государства Израиль в

жизни еврейского населения во всем мире. Она вытекает из основного тезиса

политического сионизма: только существование суверенного еврейского

государства может гарантировать физическое выживание и духовное

самоопределение всего еврейского народа.

Уже после создания государства Израиль доктрина о его центральной роли была

закреплены в «Иерусалимской программе» ВСО. Главный смысл этой доктрины

заключается в следующем: жизнь в диаспоре является для евреев жизнью в

изгнании, поэтому существует необходимость собрать всех «изгнанных и

рассеяных» на их исторической родине, где ныне создано государство Израиль. С

концепцией центральной роли Израиля связана еще одна важная доктрина –

«всемирного единства еврейского народа», которую сокращенно именуют «мы -

одно целое».

Эти две доктрины по-разному истолковываются в Израиле и в диаспоре. Евреи

диаспоры отстаивают такое толкование тезиса центральной роли Израиля, при

котором диаспора отнюдь не рассматривается в качестве только резервуара для

строительства государства; напротив, подразумевается, что «заботы и тревоги о

государстве есть главное условие сохранения диаспоры»5. Такое

толкование доктрины центральной роли Израиля означает не что иное, как

признание равного значения Израиля и диаспоры для существования еврейского

народа. По поводу доктрины «мы – одно целое» тоже существует расхождение во

мнениях. В Израиле полагают, что из признания этнического единства всех евреев

в мире закономерно следует вывод о полном единстве их интересов и мнений по

важным вопросам экономики и политики, причем это единство должно служить

интересам Израиля в полном соответствии с доктриной центральной роли Израиля. В

диаспоре же считают иначе: «Однако для некоторых израильских лидеров концепция

этнического единства имеет продолжение. Она, к примеру, используется для того,

чтобы внушать мысль о том, что в пределах этой концепции нет места каким –

нибудь оттенкам независимого или обособленного образа мыслей, который

предполагает употребление противоположения «мы» и «они» в диалоге между

Израилем и диаспорой; вторым следствием концепции является то, что все должны

быть едины и солидарны, в особенности в тех вопросах, которые касаются Израиля.

Многие лидеры в диаспоре, однако, считают, что существование весьма важного

единства и общих ценностей еврейского народа вполне совместимо с наличием

внутри его определенных групп с очевидными различиями в условиях существования,

интересах и взглядах»6.

Позиция упорно отстаиваемая еврейскими лидерами в диаспоре, а задают здесь

тон, вне всякого сомнения, лидеры еврейской общины в США, может быть

истолкована в системе представлений следующим образом. Первоначальный сионизм

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.