РУБРИКИ

Диплом: Сионизм

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Диплом: Сионизм

сионизма. Результат деятельности- организация массовой алии. Зарождению

поселенческого сионизма способствовали:

Отрицательное отношение и ассимиляционному движению со стороны видных

общественных деятелей П. Смоленскина, Л. Пинскера и других;

Идеи М. Гесса изложенные в книге «Рим и Иерусалим»; а также разгар

антисиметизма- погромы 1881.

Практические же успехи палестинофильского движения оказались слишком малы.

Многие из колонистов обнаруживали свою непригодность к земледелию. В начале

90-х годов колонизация пережила кризис, вызванный беспорядками закупкой

земель, а также распоряжением Турции, тогдашней обладательницы Палестины,

запретить русским евреям высадку в палистинских портах. В это тяжёлое время

для палестинофильства выдвигается мыслитель и организатор Ушер Гинцберг, с

1889 года он выступает под псевдонимом на иврите- Ахад-ха-Ам («один из

народа»). Он критикует практическое палестинофильство.

Его установка такова: «прежде, чем направить свои усилия к «возрождению на

земле», надо позаботиться о «возрождении сердец», об умственном и нравственном

усовершенствовании народа». «Установить в центре еврейства живое духовное

стремление к объединению нации, её возбуждению и свободному развитию в духе

национальном, но на основах общечеловеческих»31. Позже это

определили как «духовный» сионизм.

В 1889 году Ахад-Гаам создал лигу «Бней Моше» («Сыновья Моисея»). В её манифесте

возглашалось, что «национальное сознание имеет приматнад религиозным,

индивидуальные интересы подчиняются национальным»32. Практически эта

организация подготовила почву для восприятия политического сионизма Герцля,

которому так противостоял её руководитель.

В основе концепции еврейской национальной культуры, выработанной Ахад-ха-Амом,

лежала идея преемственности. Создающий культуру народ, по Ахад-ха-Аму, есть

живой организм. Единство народа обеспечивается присущим ему особым духом-

«духом народа»- и преемственностью поколений. «Дух народа» несёт в себе

основные национальные ценности, которые выражаются в языке и культуре.

Ключевыми ценностями еврейской национальной культуры Ахад-ха-Ам считал иврит,

Эрец-Исраэль, еврейскую литературу и историю, основные бытовые традиции народа.

«Дух народа»- порождение истории. Национальный характер не возникает внезапно,

он постепенно формируется условиями жизни народа, а с течением времени и сам

становится фактором истории. Прошлое все более и более воздействует на

настоящее. В ходе истории «дух народа» претерпевает изменения, но лишь медленно

и постепенно. Эти изменения не в состоянии полностью стереть с национальной

жизни печать, наложенную прошлым. «Дух народа» может вбирать в себя ценности

чужих культур, но при этом он перерабатывает их соответствующим его

потребностям образом33.

На этих предпосылках общего характера основывалось восприятие Ахад-ха-Амом

современной ему культурной ситуации: главную проблему он усматривал в

сохранении преемственности еврейской национальной культуры после крушения

религии, а отнюдь не в усвоении ценностей западной культуры. И залогом

успешного разрешения этой проблемы он считал национальную «жажду жизни»,

основанную на привязанности человека к той среде, в которой он родился.

Термин «жажда жизни» обозначает у Ахад-ха-Ама некий фактор исторического, а

не естественного, биологического порядка- солидарность каждого последующего

поколения со стремлениями предыдущих поколений народа, не обязывающая

отдельную личность. Принадлежность к народу обусловлена не необходимостью

принимать его верования или образ жизни, но внутренней верностью его истории.

Личность сохраняет верность духовным ценностям народа не в силу их

абстрактных достоинств, но постольку, поскольку они воплощают в себе «дух

народа». Национальная «самость» основана на памяти и знании, а не на

непрерывности существования тех или иных ценностей или постоянстве образа

жизни, которые могут изменяться в зависимости от потребностей каждого

поколения.

Ахад-ха-Ам верил, что изучение еврейской литературы и истории способно пробудить

национальные чувства и уважение к прошлому, которые займут место Галахи и

заповедей в качестве объединяющих народ факторов. Переход от религиозной к

сексуальной культуре, считал Ахад-ха-Ам, будет непрерывным и безболезненным.

Нерелигиозный еврей, стремящийся к самобытному национальному существованию, не

сможет отречься от прошлого своего народа. Прошлое- важный фактор в процессе

формирования самосознания человека, даже тогда, когда он перестаёт верить в

духовные ценности этого прошлого. Национально мыслящий еврей скажет: «я

чувствую», вместо: «я верую»; из чисто секулярных по своей природе побуждений

он будет хранить верность ключевым национальным ценностям и символам, будет

соблюдать некоторые религиозные праздники и ритуалы. И на этой основе можно

будет добиться терпимости и даже сотрудничества между религиозными и

нерелигиозными евреями. Если в Эрец-Исраэль возникнет общество, соблюдающее

основные религиозно-национальные традиции, если нерелигиозные евреи

воздержаться от публичного оскорбления религии, то оба лагеря смогут

сосуществовать «под одной крышей».34

Основной задачей «культурной работы» сионистского движения Ахад-ха-Ам считал

развитие еврейского культурного наследия. В споре с М. Бердичевским и его

единомышленниками Ахад-ха-Ам утверждал, что к этому сводится и задача новой

ивритской литературы, которая не должна обращаться к общечеловеческим

проблемам, не связанным с еврейской жизнью, но должна намеренно ограничить себя

чисто еврейскими темами. Ахад-ха-Ам полагал, что такая литература отвечает

запросам его поколения.35

Поэтому можно сделать вывод: отношение Ахад-ха-Ама к еврейскому наследию не

отличалось последовательностью. С одной стороны, он постоянно подчёркивал

непрерывность в развитии культуры и исходя из этого возражал против весьма

распространенного убеждения, что единственным историческим источником новой

еврейской культуры должна стать Библия. Но с другой стороны, стремясь выявить

глубинную основу еврейской традиции, сохраняющуюся и после таковую в

нравственных принципах народа, сформулированных в речах пророков Израиля. Но

таким образом Ахад-ха-Ам сам выразил то умонастроение, в приверженности

которому он упрекал своих оппонентов: подобно им, и он считал неравноценными

произведения еврейского духа, созданные в Эрец-Исраэль и в галуте. Этой

двойственности восприятия еврейской культуры Ахад-ха-Ам так никогда и не смог

преодолеть36.

1.3. Политический сионизм.

После французской революции, которая уравнивала в гражданских правах все

население вне зависимости от национальной идентификации, антисемитизм в Европе

долгое время считался чем-то не модным и даже неприличным. Однако ближе к концу

Х1Х века европейские евреи вновь почувствовали себя неуютно: антисемитские

журналы исчисляли своих подписчиков в десятках тысяч, а бестселлером 1881 года

стала книга австрийца Дюринга «Еврейский вопрос как вопрос расы, обычаев и

культуры», в которой проповедовался так называемый научный антисемитизм.

Наконец, сама «законодательница мод» – Франция в 1894 году сфабриковала

обвинение против офицера – еврея Альфреда Дрейфуса37, которого по

ложному обвинил и в измене родине. Вокруг здания собралась толпа французов и

специально приехавших иностранцев, которые выкрикивали лозунги: «Бей жидов -

спасай Францию!». В еврейских кварталах стали ждать погромов. На волне

антисемитизма происходит оформление политической идеи, о необходимости создания

национального еврейского государства. Основоположником политического сионизма

считается венский журналист, Теодор Герцль.

Теодор (Беньямин Зеев) Герцль родился в 1860 году в городе Будапеште в Венгрии.

Он получил европейское образование. Окончив Венский университет, где он изучал

право, Герцль не работал по профессии, а обратился к литературе. Он писал

статьи, а некоторые из созданных им пьес были поставлены на сцене. В 1891 году

популярная венская газета «Нойе фрайе прессе» направила Герцля как своего

корреспондента в Париж. Именно в Париже произошло событие, побудившее его

действовать, - процесс Дрейфуса. Герцлю довелось присутствовать при публичном

разжаловании Дрейфуса. Герцль поверил в его невиновность и был потрясён: «Если

отстранение неизбежно, сказал он себе, - то полное. Если мы страдаем от

бездомности- надо создать себе родину»38. Герцль мгновенно проникся

этой идеей- еврейского государства. «Словно молния, Герцля озарила новая мысль:

антисеметизм не есть случайное явление, встречающееся лишь в данной обстановке

и при данных условиях; нет, он- постоянное зло, он- вечный спутник Вечного

Жида», и «единственно возможное решение еврейского вопроса»- отдельное

еврейское государство39.

Впоследствии Герцль писал в своём дневнике: «Решение еврейского вопроса- у меня

в руках. И нет решения, кроме этого, единственного»40. Это решение в

1896 Герцль изложил в своей книге, которую назвал «Еврейское государство».

В книге была предложена стратегия создания национального государства, а также

в розовых тонах описывалось его устройство.

Но это носило утопический характер. Основной упор автор почему-то делает на том,

что в будущем государстве непременно должен быть семичасовой рабочий день. Эта

деталь должна была найти своё отражение даже в государственной символике

Израиля: «Я представляю себе белый флаг с семью золотыми звуздами. Белизна

символизирует новую жизнь и её чистоту, звезды же- это те самые золотые семь

часов, ибо именно под знаком труда войдут евреи в свою новую страну»41

- писал Герцль. Стратегия создания национального государства по Герцлю сводилась

к тому, что все евреи мира должны «скинуться» на покупку земли в Палестине

либо Аргентине или выкупить у крупной европейской метрополии какую-либо

отсталую колонию, куда затем переедут все пайщики этого проекта. Герцля

буквально носили на руках, хотя ничего нового он не изобрёл: уже существовало

30 еврейских поселений, землю для которых покупали локальные сионистские

организации: центрально-европейская «Ховевей Цийон», российский «Одесский

комитет» или богатые евреи- филантропы вроде английского банкира Эдмонта

Ротшильда.

Впрочем, Герцля евреи полюбили не за свежесть идеи, а за активную практическую

работу по их реализации. Он полностью отдался этой идее в оставшиеся годы

жизни, «порывает с самыми близкими людьми и отныне общается лишь с еврейским

народом., создает политическое движение. вносит в него партийный дух и

дисциплину, строит кадры будущей громадной армии и превращает конгрессы

колонистов в истинный парламент еврейского народа»42.

Герцль обладал широкими связями в политических и финансовых кругах, он был

отличным оратором и блестяще владел пером. Кроме, того, было совершенно ясно,

что создавать сионистскую организацию мирового масштаба и вести от её лица

переговоры с правительствами стран- продавцов должен был не местечковый

раввин с мешком мятых денег, а человек европейской культуры (австриец,

проживал Герцль в Вене), знакомый с искусством политической интриги. Под

такого сионистского лидера, даже если бы он оказался самозванцем, напуганные

грядущими погромами евреи готовы были давать свои деньги.

Сразу же после выхода книги Теодор Герцль начал получать из еврейских общин

письма, в которые авторы обычно вкладывали небольшие денежные купюры на

«организационные расходы». За год из этих частных пожертвований скопилась

солидная сумма- около 20 тысяч фунтов стерлингов. Герцль уволился с работы

(работал журналистом) и учредил сионистский ежедневник «Die Welt» («Мир»).

Новоявленный политик заключил союз с «Ховевей Цийон», агитаторы которого

пользовались большим авторитетом в общинах. Теперь они пропагандировали идеи,

изложенные в «Еврейском государстве», и рекламировали 1-й сионистский

конгресс, который Герцль планировал провести в 1897 году.

В марте 1897 года евреям всего мира было предложено присылать делегатов на

Сионистский конгресс в августе того же года в Мюнхане. Западноевропейские евреи

были решительно против этой затеи. Протесты посыпались сначала со стороны

раввинов Германии, а затем и от мюнхенских евреев, так что пришлось перенести

конгресс в швейцарский город Базель. Реформированное еврейство Америки ещё за

два года до конгресса объявило, что оно «не ожидает ни возвращения в

Палестину.. Ни восстановления каких-либо законов, касающихся еврейского

государства». Когда раввин Стефан Уаиз (в будущем один из влиятельнейших

«советников» президента Франклина Рузвельта) хотел в 1899 году опубликовать

труд о сионизме, то Еврейского издательство Америки ответило ему через своего

секретаря, что оно не может взять на себя смелость издания такой книги43

.

В августе 1897 года на конгресс съехались 197 делегатов из 16 стран, а также

сотни наблюдателей, в числе которых были и несколько десятков бывших коллег

Герцля- журналистов. На этом конгрессе представители российского сионизма,

«составили треть участников.66»- несмотря на то, что для иных это могло

выглядеть как оппозиционный шаг по отношению к российскому правительству. К

сионизму примкнули все российские Ховевей Цийон, чем «способствовали

становлению мирового сионистского движения»44.

Вот что по этому поводу писала парижская пресса: «силу сионизм черпал. из кругов

угнетённого восточного еврейства, найдя лишь ограниченную поддержку среди

евреев западной Европы»45. Однако, «на конгрессе были представлены

еврейские общины 17 государств, в том числе всех крупнейших государств того

времени: Германии, Англии, США, Франции, Италии»46.

Возникновение масштабного еврейского движения стало сенсацией. Во вступительном

слове на первом Сионистском Конгрессе в Базеле Герцль определил основную задачу

конгресса и сионистского движения, с докладом о положении евреев выступил Макс

Нордау (писатель: Зюльфельд): «.всё, то что есть жизненного в еврействе, что

представляет из себя еврейский идеал, мужество и способность прогрессировать-

есть сионизм»47.

Делегаты участвовали в дискуссии и приняли важнейшие решения, которые стали

основой всей деятельности Сионистской организации.

Цели сионистского движения были сформулированы в программе деятельности,

которая получила название «Базельская», она попала на страницы наиболее

авторитетных европейских газет.

Базельская программа.

Сионистское движение стремится создать для еврейского народа обеспеченное

международным правом убежище в Палестине. Для достижения этой цели конгрессом

рекомендуется:

1) поощрение колонизации Палестины евреями- землепашцами, ремесленниками

и рабочими;

2) сплочение всего еврейства с помощью местных и международных

организаций, устроенных в соответствии с местными законами;

3) укрепление и развитие еврейского национального чувства и национального

самосознания;

4) разработка мер для получения согласия правительства на осуществление

целей сионизма48.

Было решено, что национальным флагом еврейского народа будет бело- голубой

флаг с Маген-Давидом (шестиконечной звездой).

Эта платформа была, по существу, компромиссом между сторонниками подхода,

предложенного Герцлем, то есть политического сионизма, и Ховевей-Цийон,

которые выступали за практический сионизм.

Была учреждена Всемирная Сионистская Организация и её высшей орган,

Сионистский Конгресс.

· Был основан выборный орган Сионистский организации- Исполнительный

комитет и избран президент сионистской организации.

Были выработаны правила выбора делегатов на Сионистский конгресс. В основу

этих правил был положен принцип, согласно которому Сионистский конгресс

обладает статусом национального собрания, представляющего весь еврейский

народ. Участниками конгресса должны быть выборные представители от различных

еврейских общин.

Был разработан план создания других учреждений, которые будут способствовать

достижению целей сионистского движения.

Впоследствии на этой основе были приняты решения о:

· создании банка для финансирования деятельности сионистского движения,

· создании Еврейского национального фонда для приобретения земель в

Эрец-Исраэль.

После 1-го Сионистского конгресса сионизм превратился в широкое

демократическое движение еврейского народа с широчайшим спектром

деятельности.

При помощи конгресса Герцль намечал:

а) наладить пропаганду сионизма в различных еврейских общинах;

б) обеспечить финансирование, необходимое для развертывания сионистской

деятельности;

в) вести планирование иммиграции и поселенчества евреев в Эрец- Исраэль в

преддверии получения «хартии» от правительства Османской империи.

Поскольку Герцль считал еврейскую проблему международной политической

проблемой, он придал Сионистскому конгрессу форму еврейского парламента,

соответственно его пост как президента Сионистской организации воспринимался

как аналогичный главе государства.

Значение 1-го Сионистского конгресса в Базеле.

1. конгресс стал поворотным пунктом в отношении международного

общественного мнения к еврейской проблеме; он освещался в сотнях национальных

и местных газет. Конгресс укрепил идеологическую основу сионизма;

2. конгресс обозначил соединение политического сионизма с практическим;

3. конгресс сыграл роль национального собрания, выразившего волю

еврейского народа, который, подобно другим народам, стремился к национальному

самоопределению;

Согласно решению конгресса «Национальным очагом» послужит земля Ирания (Эрец-

Исраэль). За Палестину- провинцию Османской империи высказались большинство

делегатов. Сионисты надеялись выкупить земли под поселения примерно за 40

миллионов фунтов. Итак, сионистам предстояло собрать эту сумму ещё примерно

столько же на обустройство поселенцев в Палестине.

Герцль совершил поездку в Иерусалим, где добился встречи с великим визирем

Османского султана. Встреча закончилась безрезультатно: султан передал

сионистам, что не может распоряжаться ни одной пядью палестинской земли, так

как это не его собственность. «Мне легче ампутировать себе одну из конечностей,

чем видеть Палестину отделенной от мусульманского государства»- заявил султан

49. Герцль не стал оглашать результаты визита и денежные средства

продолжали собираться. В 1899 году в Базеле открыл работу 3-й конгресс ВСО.

Герцль открыл конгресс сообщением о своих встречах с кайзером Германии

Вингельмом 11 в Стамбуле и в Эрец-Исраэль. Хотя эти встречи не принесли

никаких практических результатов, они все же имели большое символическое

значение. Главное внимание было уделено обсуждению политических аспектов

сионизма, в особенности идеи «хартии»- разрешения на поселение евреев в

Палестине под верховным покровительством турецкого султана, хотя сторонники

практической поселенческой работы в Эрец-Исраэль высказывались против всецело

политической ориентации. В дебатах, посвященных Еврейскому колониальному

банку, было принято решение, что его средства могут расходоваться лишь в

Палестине и Сирии.

Многих делегатов волновал так называемый культурный вопрос- попытка

формирования у евреев сионистского национального самосознания, но Герцль был

поглощен решением политических задач. Однако некоторые историки полагают, что

Герцль отнюдь не пренебрегал проблемой культуры, а лишь опасался, что их

выдвижение может привести к расколу молодого движения.

У Османской империи были большие внешние долги. Герцль начинает искать контактов

с главным кредитором султана- британским правительством50. В Англии

сионистского лидера встретили приветливо: обещали всякую поддержку в реализации

его проекта, при условии размещения «еврейских» денег в Великобритании51

. Великобритания видела в этом свою выгоду и не экономическую, а политическую.

На Западе ждали скорого падения Османской империи и тогда ближневосточный

регион попадёт под контроль арабских эмиров и это могло стать вехой в создании

могущественной мусульманской империи, в этом случае англичане будут вытеснены

из Азии. В связи с этим англичане вынашивали план военной компании, 1-м этапом

которой должна стать оккупация Суэцского канала.

Несомненно евреи могли стать решением этой проблемы. Однако однозначного

мнения в английском правительстве не было:

· первые предлагали не вмешивать евреев в политику на Ближнем Востоке;

· вторые- предлагали продать им какую-нибудь бесполезную колонию,

например- Уганду.

Именно это предложение внесло раскол в сионистское движение. На шестом

Сионистском Конгрессе Герцль выступил с предложением Великобритании: «.

Предложение содержит автономную еврейскую колонию в Восточной Африке с

еврейским управлением, еврейским местным правительством во главе; всё это,

разумеется, под сюзеренным британским надзором»52.По мнению Герцля

Уганда лучший выход из положения так как в Палестине евреи окажутся втянутыми в

бесконечную войну за интересы Англии. Это предложение Герцля многими было

воспринято как предательство. Авторитет Герцля вскоре пошатнулся. Но он до

последних дней жизни возглавлял сионистскую организацию.

Для реализации планов сионистского движения Герцль обращается к барону Ротшильду

53 за поддержкой. Барон, который имел влияние при дворе и был известен

своими благотворительными проектами по переселению гонимых евреев из России,

отнёсся к Герцлю несерьёзно, хоть и согласился с его идеями. То что сионисты за

3 года смогли собрать «с миру по нитке» капитал не уступающий его личному

капиталу, стало для Ротшильда неприятным известием. Основы Еврейского

колониального банка - финансового органа для развития Палестины были заложены

ещё на втором конгрессе сионистов в 1898году, в Базеле. Тогда же были

сформулированы требования сосредоточить внимание не только на политической

деятельности в целях получения прав на Палестину, но и на практической работе

внутри еврейских общин.

В 1901 году в Лондоне зарегистрированы Еврейский колониальный банк54,

фонд «Керен каемет ле-Исраэль», для приобретения земель в Палестине, проект

которого был утвержден на 5-м сионистском конгрессе 1901года.

Общий капитал еврейских финансовых организаций к этому времени был около 100

миллионов фунтов. Сионисты стали серьёзными конкурентами Ротшильда. Многие

инвестиционные проекты отходили к евреям, акции самого Ротшильда падали в цене.

Поэтому возможно, что угандийский проект стал результатом интриг барона. По

решению конгресса 1903 года, не смотря на ожесточенные споры, в Восточную

Африку (Уганду) была направлена комиссия для изучения вопроса о возможности

создания там еврейского государства. У Угандийского проекта было много

противников как среди делегатов V1 конгресса, так и в еврейских массах вообще.

Вот что написал еврейский юноша Давид 17 лет, будущий премьер – министр

Израиля: «Мы пришли к выводу, что лучшим способом победить «угандизм» является

обоснование еврейского народа на земле Израилевой». Позже он напишет отцу:

«Единственным для меня проявлением семитизма является создание еврейских

поселений в Палестине; все остальное – не что иное, как ложь, болтовня и пустая

трата времени55.

Неожиданно 3 июля 1904 года умирает Герцль. Весь еврейский мир был в трауре.

Тысячи людей прибывали в Вену, чтобы принять участие в похоронах, среди

которых писатели, философы, раввины, люди знаменитые и безвестные. «Таких

похорон не удостаивался ни один еврей в мире», - сообщали венские газеты.

Везде где жили евреи, проходили траурные церемонии и собрания, посвященные

памяти Герцля: и в России, и в городах Америки, и в новорожденных поселениях

Эрец-Исраэль.

Когда окончился траур, противники «Угандийского проекта», которые стали

называть себя Ционей Цион, то есть «сионисты Сиона», собрались в немецком

городе Фраибурге и приняли решение:

«1. Сионистское движение отвергает всякую возможность поселения евреев в

любой стране, кроме Эрец-Исраэль.

2. Необходимо усилить поселенческую деятельность в Эрец-Исраэль.

3. Членом Всемирной сионистской организации может считаться только тот, кто

согласен с основными принципами Базельской программы»56.

Таким образом решение Базельской программы о создании правового убежища для

еврейского народа в Палестине было реанимировано - и никогда в дальнейшем не

подвергалось сомнению.

Седьмой конгресс (1905г.) открылся речью памяти Т.Герцля, которую произнес

М.Нордау. сразу после этого возобновились дебаты по вопросу о создании

поселений за пределами Эрец-Исраэль. Конгресс заслушал доклад комиссии,

которая была направлена в Восточную Африку и пришла к выводу, что

предлагавшаяся территория не пригодна для массового еврейского поселения.

Конгресс принял резолюцию против создания еврейских поселений за пределами

Эрец-Исраэль и соседних с нею районов. Резолюцию Фрайбургской конференции,

принято считать, обязательной для всех членов Всемирной Сионистской

Организации. Противники этой резолюции (территориалисты), возглавляемые

Исраэлем Зангвилом, покинули конгресс и учредили Еврейское территориальное

общество (ЕТО), просуществовавшее до 1925 года. Ционей Цион одержали победу.

На Восьмом сионистском конгрессе Хаим Вейцман, будущий президент ВСО (1920-

1931г.) и первый президент государства Израиль (1949-1950г.), сумел примирить

«политиков» и «практиков». Конгресс открыл работу в Гааге в 1907 году.

Решение о проведении конгресса в Гааге было принято, исходя из того, что в

этом городе должна была проходить Вторая международная мирная конференция. В

центре внимания вновь оказались споры между сторонниками практического и

политического сионизма. Сторонники политического сионизма настаивали на том,

чтобы практическая работа в Эрец-Исраэле была начата лишь после получения

«хартии», их противники утверждали, что без значительной поселенческой

деятельности мало надежды на получение законных санкций от одной или

нескольких великих держав. В результате было решено поддержать усилия по

созданию поселений.

Хаим Вейцман сформулировал в своём выступлении концепцию «синтетического

сионизма», сочетавшую оба подхода, которая нашла широкий отклик среди

делегатов. Согласно решению этого конгресса Ротшильд возглавил ВСО.

Сторонники «синтетического» сионизма были убеждены, что не следует разделять

«практическую» и «политическую» деятельность. Осуществляя принципы

«практического» сионизма – переселяясь в страну Израиля, необходимо

продолжать дипломатические усилия и добиваться признания мировой

общественностью права евреев на заселение Эрец-Исраэль. Два этих направления

в сионистской деятельности дополняют одно другое. Реальные достижения

поселенцев увеличивают шансы на дипломатический успех, а дипломатические

успехи облегчают развитие поселенческой деятельности. Таким образом,

произошло объединение усилий направлений в сионистской деятельности, что

способствовало увеличению реальных достижений.

Решениями Седьмого и Восьмого конгрессов в 1908 году в Яффе было создано

Еврейское бюро, в задачи которого входило развитие поселенческого движения в

Эрец-Исраэль: приобретение земли и всесторонняя помощь поселениям.

Дипломатические усилия ВСО по международному признанию необходимости

заселения и развития Эрец-Исраэля не прекращались.

Вопрос о том, что существует другая территория, кроме Эрец-Исраэль, пригодная

для образования там еврейского государства, больше не поднимался.

Однако значение этого момента в истории сионистского движения нельзя умалять,

так как это был 1-й, значительный и продолжительный кризис. «Дискуссия об

Уганде» продолжалась 5 лет (1903-1907).

Дебаты по этому вопросу между отделившимися территориалистами и сионистами,

привели к аргументации конечной цели движения- создания еврейского

государства именно в Эрец-Исраэль.

Территориалисты видели в привязанности еврейского народа к Эрец-Исраэль

пройденный этап в его развитии. Они утверждали, что сионизм, то есть движение

за спасение и избавление народа, должен исходить лишь из реально имеющей место

ситуации. Эрец-Исраэль никогда в прошлом не была реальным центром притяжения

массовой еврейской эмиграции. Евреи всегда эмигрировали на те территории, где

они могли найти средства к существованию. И в настоящее время основной поток

эмигрантов поворачивает в Америку, а не в Эрец-Исраэль. Это показывает, что

жизнь народа направляют реальные факторы, интересы сегодняшнего дня, а не

романтическая тоска по прошлому. Наступает время, когда и в теории необходимо

отказаться от того, от чего уже отказались на практике57. Один из

главных доводов территориалистов выразил в своей книге видный сионистский

деятель Л. Пинскер: «Мы не должны поселятся именно там, где наша

государственная жизнь была некогда разбита и уничтожена...»58.

О том что никакой другой путь, кроме поселения в Эрец-Исраэль, не приведет к

еврейскому национальному возрождению, писал в статье «Прошлое и будущее»,

опубликованной еще за двенадцать лет до начала «дискуссий об Уганде», Ахад-

ха-Ам. Народ, проживший многотысячелетнюю историю, утверждал Ахад-ха-Ам, не

может снова начать все сначала, найти себе новую национальную территорию,

чтобы вести там новую национальную жизнь, ибо «народ, то есть национальное

«я», сформировавшееся исторически, хочет существовать в своем настоящем виде,

таким, каков он есть, со всеми своими воспоминаниями и надеждами, и если бы

мог народ перемениться и стать другим, то он уже давно нашел бы способ это

сделать». Хотя еврейский народ не жил на своей родине уже долгое время, но в

его сознании она остается неотъемлемой частью его национального «я», и отказ

от нее означал бы отказ от продолжения самобытного существования еврейского

народа, то есть полную ассимиляцию.

Сходную аргументацию можно найти и в статьях З.Жаботинского. Национальное

движение, писал он, должно отражать желания народа. Если всмотреться в

еврейскую историю, мы увидим, что главным ее мотивом является борьба народа за

сохранение своей национальной самобытности. Национальный характер еврейского

народа сформировался в Эрец-Исраэль, а не в галуте. Именно Эрец-Исраэль

оказала на него определяющее влияние, и лишь там возможно здоровое развитие

этого народа. Поэтому сионизм и ставит Эрец-Исраэль во главу своих устремлений,

поэтому Эрец-Исраэль является символом, выражающим стремление еврейского народа

сохранить свою национальную самобытность59.

Все из упомянутых теоретиков сионизма, соглашались с тем, что лишь часть

еврейского народа сможет сосредоточиться в еврейском государстве, многие

останутся жить в «рассеянии».

Чтобы новое еврейское государство было действительно еврейским, оно должно

стать достоянием всего еврейского народа, а не только своих граждан. Только в

таком случае оно сможет исполнять роль основы политического и национального

единства евреев (ранее эту роль выполняла религия). Поэтому необходимо, чтобы

все евреи в мире были связаны с ним общей традицией, средоточием и символом

которой станет само это государство. Политическое образование, основанное за

пределами Эрец-Исраэль без религиозной основы, не будет иметь никакого

влияния на евреев, живущих вне этого образования. В конечном итоге оно

окажется полностью оторванным от еврейского народа, поскольку в нем

сформируется своя собственная культура, которая со временем будет все более и

более отдаляться от общей культурной традиции евреев. Таким образом, для того

чтобы еврейское государство – и в собственных глазах, и в глазах всего мира –

могло быть государством всего еврейского народа, в его основе должна лежать

еврейская традиция в широком смысле этого слова. Только еврейское государство

в Эрец-Исраэль, в стране, само название которой доказывает, что она занимает

центральное место в сознании народа и в его традиции, в стране, где народ

имел свою государственность, в стране, которую на протяжении всех веков

рассеяния народ продолжал считать своей, - только такое еврейское государство

и может считаться настоящим.

Территориализм основывается на реальном факторе – страдании евреев, не имеет

никаких идеалов. Только страдания не способны породить всеобщего массового

движения.

Территориализм не принимал в расчет психологического фактора, отсюда

негативное отношение к эмоциональной связи с Эрец-Исраэль.

Таким образом, «дискуссия об Уганде» привела к глубокому расколу в

сионистском движении, а затем и к выходу из него значительного числа

сторонников территориализма. Внутри движения произошла перегруппировка сил,

ускорилось формирование фракций. Главным итогом дискуссии стало укрепление и

возмужание сионистского движения, которое отныне стало более четко осознавать

свои цели.

После смерти Герцля в движении победила тенденция, лозунгом которой была

«повседневная работа». Преодолев иллюзорную надежду добиться своей цели с

помощью некоего всеобъемлющего и немедленного политико-дипломатического

решения, сионистское движение осознало, что путь к цели будет долгим, что для

ее достижения потребуется многолетняя пропагандистская и просветительская

деятельность в общинах диаспоры, многолетняя практическая деятельность по

укреплению существующих и созданию новых поселений в Эрец-Исраэль –

многолетняя повседневная работа.

Десятый конгресс (Базель) состоялся в 1911году. Этот конгресс часто называли

«мирным», так как споры между сторонниками политического и практического

сионизма затихли, и большинство делегатов поддержало «синтетический» подход

(см. 8-й конгресс). Значительное внимание было уделено практической работе в

Эрец-Исраэль, а также развитию культурной работы. Это заседание впервые

полностью проходило на иврите и был поднят вопрос о взаимоотношениях между

сионистами и арабами Палестины. Одиннадцатый конгресс состоялся в Вене,

1913год; был посвящен обсуждению поселенческой деятельности в Эрец-Исраэль. В

конгрессе впервые не принял участие М.Нордау, обвиняя руководителей ВСО в

отходе от линии Герцля.

«Сионизм в лице ВСО к 1914 году представляла собой серьезную силу. На время 11

Сионистского конгресса (1913 г.) ВСО официально насчитывала 130.000 членов; ее

филиалы имелись как минимум в 20 странах. В целом бюджет ВСО к 1913 году вырос

(с 1910 года) вдвое и достиг 350.000 марок. Сионистский капитал созданного на V

Сионистском Конгрессе «Еврейского национального фонда» для приобретения земель

в Палестине увеличился с 380.000 марок в 1903 до 2.614.000 марок в 1911 году.

Сионистская пресса выходила в 17 странах на 13 языках»60. «Такими

результатами не могла похвастать никакая организация в мире в указанный период»

61.

1.4. Религиозный сионизм.

Одним из лидеров, весьма распространённых в нашем обществе, является

представление о том, что сионизм с самого начала был нерелигиозным движением,

основанным совершенно нерелигиозным евреем Т. Герцлем.

Свою книгу «Еврейское государство» Герцель написал в 1896 году, после дела

Дрейфуса. Но уже за 14 лет до этого, в 1882 году, группа еврейских студентов

из Харькова («билуйцы») начала Первую сионистскую Алию. Конечно, и до этой

Первой Алии евреи ехали в Палестину и в Х\/111 и в Х1Х веках. Однако тот

период нельзя отнести к началу сионизма, так как они ехали для того, чтобы

изучать Тору на Святой Земле и не ставили перед собой цели перевести в Эрец-

Исраэль весь еврейский народ.

Однако, и сторонники Первой Алии, начавшие воплощение сионизма на практике,

не были собственно создателями идеологии сионизма. Сионистская концепция- а

именно идея о том, что еврейский народ, не дожидаясь прихода Машиаха в

галуте, должен сам переехать в Эрец-Израиль и построить там современное

еврейское государство- была провозглашена в 1850 году, более чем за 30 лет до

начала Первой Алии, раввином из Восточной Прусии Цви Хиршем Калишером. Идеи

рава Калишера- состоявшие в том, что приход Машиаха является не «чудесным

единовременным моментом», а длительным и естественным историческим

процессом, в котором возможны локальные подъёмы и спады и в котором евреи

должны являться не пассивной, а чрезвычайно активной стороной; иными словами,

приведение Машиаха своими руками- стала в дальнейшем основой религиозного

сионизма. Таким образом, религиозный сионизм является исторически первой,

сформировавшейся в середине 19 века схемой сионизма.

Очень важно подчеркнуть, что отнюдь не антисемитизм в его современном виде и

не опасности физического уничтожения повлияли на раввина Калишера и его

сподвижников, раввина Гутмахнра и раввина Алкалая. Они жили в эпоху расцвета

либерализма, когда в широких кругах, особенно в среде реформистского иудаизма

и сторонников «hаскалы» (Просвещения), еще сильна была вера в то, что евреи

смогут хорошо приспособиться к новым условиям европейской жизни (в Эрец-

Исраэль в то время евреи ехали исключительно по религиозным соображениям). До

1870-х годов они ни разу в своих трудах не прибегали к аргументу, что евреи

нуждаются в независимой стране для обеспечения своего физического

существования. (А ведь мы знаем, что позже этот довод был одним из основных в

сионистском движении).

Калишер Цви Хирш (1795-1874)- раввин, поборник идеи еврейского национального

возрождения в Эрец-Исраэль. Считал, что не только приход Мессии принесёт

Избавление, но и целенаправленные человеческие усилия. Возвращение в Эрец-

Исраэль и занятие там продуктивным трудом он рассматривал как естественный

акт спасения, за которым наступит чудесное избавление «в конце времён», то

есть в конце мессианской эры. Свои взгляды он изложил в книге «Дришат Цион»

(Стремление к Сиону», 1862).

Алкалай Иехуда бен Шломо Хай (1798-1878)- раввин, один из провозвестников

сионизма. Проповедовал возвращение евреев в Эрец-Исраэль, утверждая, что

избавление народа прежде всего в руках самих сынов народа и что спастись

евреи могут только переселившись в Палестину до пришествия Мессии, которое

будет лишь последним этапом национального освобождения.

Гутмахер Элияху (1796-1874) - раввин, сторонник Ц. Калишера, один из

предшественников палестинофилов.

В своё время раву Калишеру казалось, что его программу смогут реализовать

именно религиозные круги (а отсюда не ассимилированные и светские, которые

тогда, в середине 19 века, надеялись на интеграцию в Европе и потому были

настроены резко антисионистски). История, однако, распорядилась иначе. Лишь

небольшая часть религиозных кругов восприняла вначале идеи рава Калишера, и

религиозный сионизм не был сначала массовым явлением. В то же время к

сионизму неожиданно повернулись «светские» евреи- хотя не по своей воле.

Погромы в России 1881 года (после покушения на императора Александра 111)

вытолкнули в Эрец-Исраэль Первую Алию - уже не вполне религиозную, хотя,

конечно, далеко и не атеистическую. Погромы 1906 года, после неудачи первой

русской революции, вытолкнули в Эрец-Исраэль Вторую Алию, а приход к власти

большевиков в 1917 году- Третью; обе они уже состояли, в основном, из евреев-

социалистов, настроенных резко против иудаизма. И поэтому к тому времени,

когда Катастрофа (разгар антисемитизма) придала еврейству тот импульс,

который позволил создать государство, - религиозные сионисты были в

меньшинстве и сионизм был осознан и закреплён как совершенно нерелигиозная

идеология.

В 1881 году, в движении Ховевей-Цион выделяется основоположник религиозного

течения - Могилевер Самуил, раввин и общественный деятель. Один из крупнейших

талмудических авторитетов своего времени. После погромов 1881 года, он приходит

к выводу, что евреи бегущие из России, должны обосноваться в Палестине.Рабби

С.Могилевер (1824-1898) был сторонником программы продуктивизации62

еврейской экономической жизни и коренной реформы школьного образования - под

контролем раввинов и в духе сочетания принципов Хаскалы и «страха Божьего».

Главную причину тяжелого положения евреев он видел в существовании пропасти

между ортодоксальным и просвещённым еврейством. С. Могилевер обвинял оба лагеря

в нетерпимости и непонимании целей оппонентов: он упрекал раввинов в равнодушии

к общественным проблемам, в том, что им недостаёт мужества высказать свои

мнения на страницах печати; от маскилим63 он требовал уважения к

иудаизму и раввинам.

Рабби Могилевер пытался убедить других ортодоксальных евреев присоединиться к

движению. Он считал, что это было бы гарантией того, что новое еврейское

поселение в Палестине будет управляться по религиозному закону. На съезде

Ховевей Цийон в 1893 году он отстаивал идею создания комитета за сохранение

ценностей Торы. Впоследствии его позиция послужила основой движения Мизрахи.

Некоторые раввины поддержали сионистскую идею на раннем этапе её

существования. Одним из них был рабби Ицхак Райнес (1839-1915), стремившийся

распространить идею возвращения в Палестину в религиозных кругах. Раввин И

Райнес родился в Карлине, в Литве (ныне Белоруссия) и ещё ребенком был

привезен в Эрец-Исраэль. После того, как во время землетрясения в Цфате

погибла большая часть семьи, а отец потерял весь свей капитал, семья Райнесов

была вынуждена вернуться в Литву.

И. Райнес учился в Воложинской иешиве64 и служил раввином сначала в

местечке Шукяны, а потом- в Свянцянах. Плодовитый литератор, рав Райнес написал

десятки книг по различным вопросам иудаизма. Он прославился и как учёный-

открыватель путей в изучении Талмута.

Уже в 1872 году рав Райнес стал одним из основателей школ «талмуд-тора»

нового типа, где помимо Библии, Талмута, комментариев Раши и Тосафот изучали

также русский язык и арифметику. В то время он сотрудничал с раввином

Калишером в «Обществе по заселению Эрец-Исраэль». Он основал в Свянцянах

первую иешиву нового типа, где наряду с традиционными дисциплинами изучались

и светские науки. этим он восстановил против себя ортодоксальное руководство,

которое вскоре добилось закрытия его иешивы. Когда возникло движение Ховевей-

Цион, рав Райнес поддержал его и даже собирался приехать на Катовицкую

конференцию, но ему не удалось пересечь границу. В деятельности самого

движения он не принимал активного участия - по-видимому, прежде всего потому,

что не считал его достаточно масштабным. И в сионистскую организацию,

основанную Герцлем, он не спешил вступать, пока не пригляделся к ней поближе.

Но вступив в неё после 11 сионистского конгресса, он стал активным и

преданным участником движения, большим почитателем Герцля.

Для вступления в сионистское движение именно в период усиливавшихся нападок

на него со стороны ортодоксов требовалось немалое мужество. Участие р Райнеса

в сионистском движении беспокоило противников сионизма, поскольку придавало

движению авторитет в глазах религиозных евреев.

После 111 сионистского конгресса рав Райнес стал наиболее авторитетным

лидером религиозных сионистов. Хотя он не занимал никакой официальной

должности в руководстве , многие религиозные сионисты обращались за советом

именно к нему, поскольку он был известен своей учёностью, широкими взглядами

и имел за плечами немалый опыт борьбы за модернизацию еврейского общества.

Рав Райнес включился в битву с противниками сионизма. Ему удалось объединить

группу людей, большинство из которых умеренными маскилим. Но он не был

человеком действия, не обладал политическим чутьём. Именно поэтому раву

Райнесу не удалось придать основанному им движению чёткий политический и

идеологический облик. На протяжении всего периода его руководства, движение

Мизрахи было, скорее, «ответственным за кашрут» в сионистском движении, чем

партией с определённой религиозно-сионистской программой. Но Райнес был очень

недоволен намерением сионистов осуществлять культурную программу. Он считал,

что сионистское движение должно заниматься исключительно вопросами

безопасного и надежного существования еврейского населения в Палестине,

предоставив культурную сферу религиозным кругам. Выступления виднейших

лидеров ортодоксии против сионизма формировали в еврейском общественном

мнении представление с тождественности поддержки сионизма и религиозного

отступничества. Религиозные сионисты остро ощущали необходимость преодолеть

это представление. Именно поэтому происходит политическое и организационное

отречение религиозных сионистов. Многие ортодоксы, готовые поддержать

политический сионизм, избегали вступать в сионистское общество, поскольку

отрицательно относились к их культурной деятельности.

В 1900 году возникли первые чисто ортодоксальные сионистские общества в

Минске, Ковно, Белостоке, Вильне и Варшаве, которые и стали зародышами

движения Мизрахи.

Изменения, внесенные в устав Всемирной сионистской организации на её

Vконгрессе, устранили препятствие на пути создания самостоятельной

организации религиозных сионистов. Они верили, что приложив большие усилия и

проявив большую твёрдость, они смогут стать большинством в сионистской

организации. Именно эти соображения привели религиозных сионистов к идеи

организационного объединения по образу Демократической фракции. Результатом

осуществления этой идеи стало образование движения Мизрахи.

В середине 1902 года рав Райнес созвал в Вильне конференцию «умеренных

сионистов», на которой было основано движение Мизраха. В ней приняли участие

72 религиозных сиониста из разных городов России (в том числе 24 раввина), по

большей части из Литвы. Среди участников конференции была группа политических

сионистов, протестовавших против культурной деятельности сионистского

движения, что помогало им найти общий язык с религиозными сионистами.

Религиозные сионисты предлагали поставить перед Мизрахи три основные задачи:

1) борьба за отказ Всемирной сионистской организации от культурной

деятельности;

2) культурно-просветительская деятельность в духе религиозного сионизма;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.