РУБРИКИ

: Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

: Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)

вне роддома к числу принятых родов);

— медицинская помощь при родах (доля родов с медикаментозным обезболиванием

от общего числа принятых родов в %);

— удельный вес женщин с осложненными родами и частота осложнений в

послеродовом периоде на 1000 родивших;

— частота мертворождений (отношение числа родившихся мертвыми к числу всех

родившихся живыми и мертвыми, умноженное на 1000);

— частота недоношенности (отношение числа родившихся недоношенными к общему

числу родившихся, умноженное на 100);

— заболеваемость новорожденных на 1000 (доношенных, недоношенных);

— смертность новорожденных на 1000 (доношенных, недоношенных);

— перинатальная смертность (отношение суммы числа родившихся мертвыми и числа

умерших в первые 168 ч к числу родившихся живыми и мертвыми, умноженное на

1000);

— материнская смертность (отношение числа умерших беременных, рожениц и

родильниц (в течение 42 дней после родов) к числу родившихся живыми,

умноженное на 100000.

Организация амбулаторно-поликлинической помощи детям.

Функциональные обязанности и показатели работы педиатра

Основными принципами лечебно-профилактической помощи детям являются:

непрерывность в наблюдении за здоровьем ребенка с первых дней жизни;

преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь

детям; этапность в лечении — поликлиника, стационар, санаторий.

К типовым учреждениям, оказывающим лечебно-профилак­тическую помощь детям,

относятся: детские городская и областная больницы, специализированные детские

больницы (инфекционные, психиатрические, туберкулезные, ортопедо-

хирургические, восстановительного лечения), диспансеры, детские городские

поликлиники, детские стоматологические поликлиники, учреждения по охране

материнства и детства (дома ребенка, родильные дома, молочные кухни), детские

бальнеологические лечебницы, грязелечебницы, санатории, специализированные

санаторные учреждения круглогодичного действия, детские отделения стационаров

и поликлиник общего профиля.

Детская городская поликлиника в районе деятельности обеспечивает: организацию

и проведение комплекса профилактических мероприятий (динамическое медицинское

наблюдение за здоровыми детьми, профилактические осмотры, диспансеризация,

профилактические прививки); лечебно-консультативную помощь на дому и в

поликлинике, в том числе специализированную медицинскую помощь, направление

детей на лечение в стационары; лечебно-профилактическую работу в дошкольных

учреждениях и школах; проведение противоэпидемических мероприятий совместно с

центрами ГСЭН. Детская поликлиника (поликлиническое отделение) оказывает

медицинскую помощь детям до 14 лет включительно. Оказание лечебно-

профилактической помощи детям предусмотрено непосредственно в поликлинике, на

дому, в дошкольных учреждениях, школах.

В детской городской поликлинике должны быть предусмотрены следующие

помещения: фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами; кабинеты

педиатров и других врачей-специалистов; кабинет по профилактической работе с

детьми (кабинет здорового ребенка); отделение восстановительного лечения;

лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический,

лечебной физкультуры, массажа, процедурный, прививочный и др.); регистратура,

гардероб и другие вспомогательные помещения, холлы для ожидания;

административно-хозяйственная часть (в самостоятельных поликлиниках).

Одним из первоочередных организационных мероприятий в детской поликлинике

должно быть создание отделения здорового ребенка, в состав которого входят

кабинеты по профилактической работе. Основными задачами кабинета здорового

ребенка являются пропаганда здорового образа жизни в семье; обучение

родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание,

физическое воспитание, закаливание, уход); санитарное просвещение родителей в

вопросах гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и

отклонений в развитии.

Основной фигурой, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь детям,

является участковый педиатр. На участке по нормативам должно быть 750—800

детей до 14 лет включительно, в том числе 40—60 детей первого года жизни.

Нагрузка участкового педиатра составляет: 5 человек на 1 час приема в

поликлинике, 7 — при профилактических осмотрах и 2 — при обслуживании на

дому.

Основные задачи участкового педиатра: снижение заболеваемости и смертности

детей всех возрастов, обеспечение оптимального физического и нервно-

психического развития детей. Функциональные обязанности педиатра складываются

из следующих разделов:

— профилактическая патронажная работа (дородовой патронаж, осмотр

новорожденного в первые 3 дня после выписки из роддома, ежемесячное

наблюдение детей первого года жизни и т. п.), профилактические осмотры детей,

углубленное обследование детей перед школой и т. д.;

— санитарно-просветительная работа среди детей и их родителей (обучение отцов

и матерей формированию у детей установки на здоровый образ жизни и др.);

— противоэпидемическая работа (проведение прививок, выявление и регистрация

инфекционных заболеваний, наблюдение за очагом инфекции, мероприятия по

реабилитации реконвалесцентов инфекционных заболеваний и др.);

— лечебная работа (лечение на дому детей с острыми заболеваниями и

обострениями хронических заболеваний, прием в поликлинике и др.).

По основной форме (№ 1) отчета о деятельности лечебно-профилактического

учреждения вычисляются следующие показатели: укомплектованность штатов;

нагрузка на врачебную должность (среднее число детей на участке); показатель

участковости.

Деятельность детской поликлиники оценивается по данным отчета-вкладыша “О

медицинской помощи детям”, первичной медицинской документации:

— показатели организации патронажа — дородового (отношение числа детей,

матери которых посещались медицинской сестрой, к числу новорожденных) и

послеродового (отношение числа новорожденных, находившихся под наблюдением в

первые 3 дня после выписки из родильного дома, к числу новорожденных);

— систематичность наблюдения детей в возрасте 1, 2 и 3 лет (отношение числа

детей, наблюдавшихся систематически, к общему числу детей);

— доля детей, находившихся на грудном вскармливании;

— индекс здоровья детей различных возрастных групп;

— заболеваемость новорожденных и повозрастная заболеваемость (на 1000 детей);

— показатели перинатальной и младенческой смертности;

— удельный вес профилактических осмотров детей в поликлинике;

— выявляемость острых и инфекционных заболеваний в поликлинике;

— удельный вес активных посещений детей педиатром на дому;

— полнота охвата детей профилактическими осмотрами по возрастным группам;

— выявляемость заболеваний при профилактических осмотрах;

— летальность на дому;

— эффективность диспансерного наблюдения детей;

— доля детей, имеющих нарушения осанки, снижение остроты зрения и др.

Особенности работы по оказанию стационарной помощи детям.

Виды стационарной лечебной

и восстановительно-профилактической помощи

Плановая госпитализация ребенка осуществляется через детскую поликлинику при

наличии направления и подробной выписки из истории развития ребенка о начале

заболевания, лечении и результатах анализов, проведенных в поликлинике. Кроме

того, должны быть сведения о развитии ребенка, о всех перенесенных

соматических и инфекционных заболеваниях; справка из центра ГСЭН об

отсутствии контакта с инфекционными больными дома, в детских учреждениях и

школе (срок действия справки — 24 ч); справка о прививках.

Приемное отделение детской больницы должно быть оснащено боксами (боксы

должны иметь 3—4% от общего числа коек). Наиболее удобными для работы

являются индивидуальные боксы Мельцера — Соколова, которые включают в себя

предбоксник, палату, санитарный узел, шлюз для персонала. В небольших

больницах при отсутствии боксов для приема детей должно быть предусмотрено не

менее 2—3 палат.

Основная задача современной больницы — восстановительное лечение, которое

включает диагностику заболевания, лечение, неотложную терапию и реабилитацию.

Детская больница имеет в своем составе следующие основные структурные

подразделения: отделение приема и выписки больных; клиническое отделение;

изоляционно-диагностическое отделение; вспомогательные отделения и службы;

административно-хозяйственные службы.

Отделение приема и выписки больных осуществляет: медицинский осмотр, первичную

диагностику и сортировку поступающих детей; изоляцию детей, имевших контакт с

инфекционными больными; оказание первой неотложной помощи; санитарную

обработку; учет движения больных; справочно-информационное обеспечение.

Изолированный прием каждого ребенка легче всего проводить при наличии в

приемном отделении боксов. Каждый бокс имеет 1 или 2 койки. Общее число боксов

в приемном отделении соматической больницы планируют из расчета 5% от числа

коек в стационаре. Палаты для детей в возрасте до года боксируются. В каждом

боксе размещается по 1—2 койки, а в палате для детей старших возрастов — не

более 4 коек. Матери в боксы допускаются только в часы кормления детей; они

участвуют также в организации прогулок детей, проведении массажа под контролем

медицинского работника. Существующими нормативами предусматривается полезная

площадь в отделении на 1 больного 6 м2. На 1 врача-ординатора

приходится до 20 детей.

В детских больницах опасность внутрибольничных инфекций значительно выше, чем

в больницах для взрослых. Для предотвращения заноса возбудителей инфекционных

заболеваний в стационар игрушки и книги для детей принимают только новые, не

бывшие в употреблении. При выявлении ребенка с острым инфекционным

заболеванием в отделении устанавливается карантин на срок инкубационного

периода для данного заболевания.

При заполнении палат соблюдают принцип одномоментного приема больных в палату

с тем, чтобы вновь поступающих больных не помещали в палаты, в которых

находятся выздоравливающие дети. В больницах, имеющих в своем составе

хирургическое отделение, в настоящее время создаются отделения (палаты)

анестезиологии и реанимации.

Во многих детских стационарах и специальных лечебных центрах осуществляется

реабилитационно-восстановительное лечение. В стационаре должны проводиться

воспитательная работа с детьми с учетом их возрастных особенностей,

создаваться соответствующий лечебно-охранительный режим.

В стационаре завершается первый этап реабилитации и восстановительного

лечения — клинический. Далее следуют второй этап — санаторный и третий этап —

адаптационный, который проводится в санаториях и амбулаторно-поликлинических

учреждениях.

Организация стоматологической помощи.

Медико-социальные факторы стоматологической заболеваемости

В настоящее время стоматологическая помощь, которая включает терапевтическую,

ортопедическую и хирургическую стоматологию, относится к наиболее массовым

видам медицинской помощи. Удельный вес стоматологической заболеваемости среди

общей заболеваемости населения по обращаемости достигает 20—25%, составляя

345—550 случаев на 1000 жителей; обращаемость за стоматологической помощью

занимает второе место после обращаемости к врачам-терапевтам. В системе

здравоохранения специалисты-стоматологи и зубные врачи по численности

занимают второе место после терапевтов.

Сеть стоматологических учреждений включает: самостоятельные стоматологические

поликлиники (республиканские, краевые, областные, городские, районные);

самостоятельные детские стоматологические поликлиники; стоматологические

отделения в больнично-поликлинических учреждениях, женских консультациях,

медико-санитарных частях, здравпунктах; стоматологические поликлиники,

отделения и кабинеты, работающие на основе коммерческой и внебюджетной

деятельности.

Стоматологическая поликлиника является крупным медицинским учреждением,

имеющим в своем составе специализированные отделения для взрослых

(терапевтическое, хирургическое, ортопедическое), а также детское отделение,

где оказываются все виды стоматологической помощи, в том числе

ортопедическая. В отделениях имеются лечебные кабинеты, операционные. Важными

подразделениями стоматологической поликлиники являются физиотерапевтический и

рентгеновский кабинеты, клиническая лаборатория, зуботехническая лаборатория

с литейной, а также передвижные санационные кабинеты — детские и для

взрослых. Особое место в стоматологической поликлинике занимает

организационно-методический кабинет.

Новым структурным подразделением крупных стоматологических поликлиник

являются пункты неотложной стоматологической помощи, организованные в

городских и областных центрах, которые круглосуточно оказывают помощь всем

обращающимся по поводу острых болей, кровотечений, острых воспалительных

процессов, травматических повреждений зубов и челюстей и другой острой

патологии.

Один из важных разделов деятельности всех стоматологических учреждений —

работа по профилактике стоматологических заболеваний, включающая комплекс

мероприятий. Основными из них являются: профилактические осмотры населения,

выявление больных стоматологического профиля; диспансеризация (санация

полости рта, динамическое наблюдение и лечение); проведение организационных

мероприятий (применение противокариозных средств, рекомендации специальных

диет, по фторированию воды, по улучшению санитарно-гигиенических условий, по

ведению здорового образа жизни и др.).

Организация санаторно-курортного лечения.

Порядок оформления врачом медицинской документации

Санаторно-курортная помощь населению — важное звено в системе лечебно-

профилактических мероприятий. Санатории предназначены для лечения лиц,

страдающих определенными заболеваниями. В зависимости от возраста больных

санатории делятся на детские, подростковые и взрослые. Каждый санаторий имеет

свой медицинский профиль. Санатории могут быть однопрофильными (для лечения

больных с однородными заболеваниями) или многопрофильными (с двумя и более

специализированными отделениями). Имеются санатории и дома отдыха

специального назначения — для семейных, матерей с детьми, беременных.

На большинстве курортов наряду с санаторным проводится и амбулаторное лечение

больных, приезжающих по курсовкам, выдаваемым бесплатно или на льготных

условиях профсоюзными организациями. При амбулаторно-курсовом лечении больной

имеет возможность получать все его виды.

При некоторых промышленных предприятиях функционируют санатории-

профилактории, содержащиеся за счет средств государственного социального

страхования. Эта форма организации лечения и дополнительного отдыха

рассчитана на обеспечение работников комплексным санаторным лечением и

обслуживанием в неотпускное время, без отрыва от трудовой деятельности. В

санатории-профилактории, дающие огромный лечебный и экономический эффект, по

рекомендации лечащего врача направляются трудящиеся с ослабленным здоровьем.

Эти лица получают от профсоюзной организации возможность бесплатно или на

льготных условиях в течение 24 дней по окончании работы пользоваться всеми

видами санаторного лечения, включая диетическое питание и комплекс

физиотерапевтических и восстановительных процедур.

Эффективность санаторно-курортного лечения во многом зависит от правильного

отбора и направления больных на курорты и в санатории. Лечение в санатории

является одним из этапов медицинской помощи и поэтому должно согласовываться

с предшествующими и последующими лечебно-профилактическими мероприятиями.

Перед направлением в санаторий врач назначает пациенту все необходимые

диагностические исследования. Установив, что он нуждается в санаторно-

курортном лечении, врач выдает ему на руки справку по утвержденной МЗ РФ

форме, содержащую рекомендации относительно типа курорта (санатория), вида

лечения (санаторное, амбулаторное) и времени года. При этом должны

учитываться форма и стадия основного заболевания, сопутствующие заболевания,

общее состояние здоровья больного.

По врачебной справке профсоюзная организация в установленном порядке

предоставляет больному путевку (курсовку); затем больной приходит к лечащему

врачу, который после проверки показаний и рекомендаций заполняет санаторно-

курортную карту. Кроме лечащего врача, санаторно-курортную карту подписывает

заведующий отделением. Срок действия справки и санаторно-курортной карты — не

более 2 месяцев. Для лечения в санатории (профилактории) нетрудоспособность с

выдачей больничного листа определяется при двух условиях: 1) необходимость

санаторно-курортного лечения установлена лечащим врачом совместно с

заведующим отделением или главным врачом; 2) путевка выдана профсоюзной

организацией за счет средств социального страхования (бесплатно или с оплатой

30% от стоимости). Исключение составляют инвалиды Отечественной войны I и II

группы, которым больничный лист выдается независимо от того, кем и за чей

счет выдана путевка.

Больничный лист для санаторно-курортного лечения выдается на срок пребывания

в санатории или лечения по курсовке, включая время на дорогу туда и обратно

за вычетом длительности очередного и дополнительного отпуска. Исключение

составляют больные, направленные в санатории после лечения в стационаре

инфаркта миокарда; они получают больничный лист на весь срок пребывания в

санатории.

Социальная, медицинская и экономическая

эффективность здравоохранения

Повышение уровня общественного здоровья, качества и эффективности медицинской

помощи — основные задачи здравоохранения. Выполнить их можно только с помощью

финансирования деятельности медицинской службы из различных источников.

Важнейшим направлением в этом отношении является определение эффективности

здравоохранения, в том числе лечебно-профилактических, санитарно-

противоэпидемических и научно-исследовательских мероприятий в области охраны

здоровья населения.

Существуют два основных подхода к определению эффективности оздоровительной

работы: результативно-целевой (сравнение результата с конечной целью,

нормативом, планом) и результативно-затратный (соизмерение результата с

затратами на его получение). В здравоохранении различают 3 вида эффективности

— социальную, медицинскую и экономическую.

Социальная эффективность заключается в повышении общественной роли

здравоохранения, связанной непосредственно с повышением уровня здоровья и

качества медицинской помощи, а выражается конкретно в снижении негативных

показателей здоровья населения (заболеваемости, инвалидности, смертности) и

повышении позитивных (физического развития, рождаемости, средней

продолжительности жизни и др.).

Медицинская эффективность заключается в оценке результативности различных

способов диагностики, лечебных процедур, в том числе лекарственных средств,

и, наконец, различных мер профилактики, в частности специфической (прививок).

Она может выражаться через различные показатели качества и эффективности

деятельности медицинских учреждений (сокращение средних сроков диагностики,

средней длительности заболевания, пребывания больного в стационаре). О

медицинской эффективности говорят и повышение процента благоприятных исходов

заболеваний, снижение уровня инвалидизации и летальности, оптимальное

использование коечного фонда, медицинского оборудования, трудовых и

финансовых ресурсов.

Оценка социальной и медицинской эффективности является для здравоохранения

приоритетной. Проблему экономической эффективности можно рассматривать, во-

первых, с точки зрения влияния здравоохранения на рост производительности

труда и национального дохода, а во-вторых, с точки зрения повышения

экономической эффективности использования средств в самом здравоохранении.

Экономическая эффективность выражается в определении стоимости дополнительно

произведенной продукции или суммы сэкономленных финансовых средств, а также в

установлении экономического ущерба от повышения заболеваемости, инвалидности,

преждевременной смерти и т. п. Она определяется как отношение результата (в

стоимостных показателях) к затратам.

При оценке экономической эффективности оздоровительных мероприятий на

производстве, методов профилактики, диагностики и лечения вычисляются

количество дней (разница до и после внедрения новых методов), сэкономленных в

результате предотвращения заболеваний, травматизма, инвалидности, смертности,

и стоимость каждого дня.

Основными причинами, отрицательно влияющими на деятельность системы

здравоохранения, являются следующие.

1. Негативные тенденции в демографических процессах, неблагоприятный прогноз

развития демографической ситуации.

2. Отсутствие необходимой законодательной основы здравоохранения. Не приняты

законы, регулирующие деятельность государственного, муниципального и частного

звена системы здравоохранения.

3. Несовершенство системы управления, которое проявляется в организационной

разобщенности многих государственных структур, занимающихся вопросами охраны

здоровья населения.

4. Недостатки в системе планирования, обусловленные радикальными изменениями

политических и социально-экономических условий в стране.

5. Кризисные явления в системе финансирования отрасли, вызванные острой

нехваткой бюджетных ассигнований. Неоправдавшиеся надежды на введение

обязательного медицинского страхования.

6. Несовершенство инфраструктуры медицинской помощи, недостатки в

функционировании основных ее звеньев.

7. Недостаток нормативно-правовой базы, обеспечивающей нормальную

деятельность учреждений здравоохранения в условиях социально-экономических

преобразований, новых рыночных отношений.

8. Несовершенная инновационная и кадровая политика в области здравоохранения

(особенно заметная в условиях острого дефицита средств на науку, возрастающих

требований к профессиональному уровню медицинских и фармацевтических

работников, лицензирования и сертификации).

9. Несогласованность и разобщенность в деятельности государственных,

общественных и религиозных организаций, занимающихся вопросами

здравоохранения.

Реформа первичной медико-социальной помощи

Реформу здравоохранения необходимо начинать с создания системы первичной

медико-социальной помощи (ПМСП). В основу организации ПМСП должны лечь

принципы, признающие здоровье материальной ценностью, товаром, который имеет

стоимость, а систему здравоохранения — ресурсосберегающей производительной

силой общества. Приоритет ПМСП в развитии системы охраны здоровья населения

оправдан, поскольку именно она должна обеспечить:

— гарантированный минимум медицинской, психологической и социальной помощи;

— доступность медицинских и социальных услуг для всех слоев населения;

— комплексность обслуживания (примерно 80% проблем, возникающих у населения,

должны решаться в этом звене отрасли);

— согласованность с другими службами здравоохранения (стать системообразующим

фундаментом для специализированных служб);

— непрерывность наблюдения (ведения) пациентов в различных лечебно-

профилактических учреждениях;

— информированность пациентов о состоянии их здоровья, методах и ожидаемых

результатах лечения.

Приоритетное развитие ПМСП требует ориентации деятельности медицинских

учреждений не только на оказание медицинской (профилактической, лечебной,

реабилитационной) помощи, но и на оказание социальной и психологической

помощи населению.

Основой для реализации прав пациентов, отдельных контингентов и общества в

целом на здоровье станет служба ПМСП, а врач ПМСП — ее ключевой фигурой.

Работники ПМСП — это врачи общей практики (ВОП), семейные врачи, медицинские

сестры общей практики, семейные медицинские сестры, семейные фельдшера,

психологи, социальные работники. Осуществление ПМСП по принципу врача общей

практики (семейного врача) позволит начать новый этап в решении вопросов

охраны здоровья, улучшения качества и увеличения продолжительности жизни

населения.

Внедрение общеврачебной практики в здравоохранение должно изменить

сложившиеся взаимоотношения “врач — пациент”. Врачи-специалисты поликлиник

перестанут принимать обращающихся самостоятельно к ним пациентов, врачи общей

практики (семейные врачи) на договорной основе будут приглашать специалистов

для консультаций больных, совместно с ними назначать лечение, наблюдать их.

Имеющиеся мощности поликлиник целесообразно использовать для массовых

медицинских осмотров и скрининговых обследований населения.

Компьютерное информационное обеспечение учреждений ПМСП позволит повысить

эффективность их работы. Наряду с использованием имеющихся амбулаторно-

поликлинических учреждений целесообразно создание городских врачебных

амбулаторий или микрополиклиник, максимально приближенных к месту жительства

пациентов; учреждений медико-социального профиля — центров амбулаторной

хирургии, центров укрепления психического здоровья, домов сестринского ухода,

геронтологических центров, центров здоровья, хосписов и др.

ПМСП должна базироваться на принципах бригадной формы работы врачей общей

практики и сотрудничества с другими врачами-специалистами. Для этого

необходимо определение ее потребности в различных категориях персонала. Так,

за рубежом соотношение врачей общей практики (семейных врачей) и среднего

медперсонала в системе ПМСП составляет 1:8 или 1:11 (у нас — 1:2,6). В

перспективе в штат учреждений ПМСП войдут сестры милосердия, на которых, в

частности, будут возложены функции контроля и координации работы общественных

и добровольных организаций, оказывающих медико-социальную помощь различным

категориям населения (пожилые, инвалиды, многодетные семьи, одинокие матери и

др.).

Для успешного реформирования системы первичной медико-социальной помощи

необходимо решение следующих задач.

1. Реорганизация системы оказания медицинской помощи населению: формирование

организационной структуры ПМСП на принципах врача общей практики (семейного

врача) в рамках имеющейся амбулаторно-поликлинической сети:

— реорганизация скорой медицинской помощи;

— реорганизация службы интенсивной медицинской помощи и реанимации;

— формирование этапной стационарной помощи при сокращении ее объемов;

— совершенствование реабилитационной помощи;

— внедрение системы оценки и обеспечения качества медицинской помощи;

— создание мониторинга за внедрением обязательного медицинского страхования в

стране;

— совершенствование и упрощение системы ОМС, обеспечение необходимого уровня

финансирования.

2. Разработка и совершенствование законодательной базы:

— правовое обеспечение пациентов;

— правовое обеспечение функционирования системы здравоохранения и отдельных

видов медицинской помощи, а также учреждений с различными формами

собственности;

— правовое обеспечение деятельности ЛПУ и медицинских работников;

— правовое обеспечение деятельности общественных организаций;

— совершенствование правового обеспечения медицинского страхования.

3. Реорганизация системы подготовки и переподготовки медицинских кадров.

Основные направления реформы здравоохранения

Основной целью перевода учреждений здравоохранения на новые условия

хозяйствования является повышение эффективности использования кадровых,

материальных и финансовых ресурсов, направленных на охрану здоровья

населения. К базисным нормативно-хозяйственным принципам нового

хозяйственного механизма (НХМ) относятся следующие.

1. Изменение системы бюджетного финансирования (не только распределение

средств по статьям и нормативам, но и оказание платных услуг населению,

выполнение работ на договорных началах, обслуживание контингентов и

предприятий на хозрасчетной основе). Расширение прав руководителей в

поощрении самостоятельности и инициативы сотрудников (бригады, подряды), в

дифференциации оплаты, разделении фондов социального и производственного

развития в зависимости от конечного результата.

2. Возможность перераспределения средств между структурными подразделениями.

3. Выделение бюджетных средств по долговременным экономическим нормативам из

расчета на одного жителя в год на все виды диагностической лечебной и

профилактической работы.

4. Гарантированная медицинская помощь в рамках программы обязательного

медицинского страхования. Однако сверхнормативные услуги (массаж,

физиотерапевтические процедуры, специальные методы диагностики,

нетрадиционные методы лечения и др.) оказываются за плату.

Составными частями НХМ являются:

— новая система финансирования, планирования, ценообразования медицинских

услуг и взаиморасчетов между учреждениями;

— новые организационные структуры;

— развитие самоуправления и инициативности у членов трудового коллектива;

— новые формы хозяйствования и организации труда (аренда, бригадный подряд и

др.);

— система дифференцированной оплаты и стимулирования труда по конечным

результатам работы коллективов, подразделений и отдельных сотрудников;

— статистический учет и отчетность в новых условиях;

— система правового регулирования деятельности коллектива и руководителя

медицинского учреждения.

Средства из единого фонда поступают в фонд производственных расходов и

себестоимости услуг, в фонд производственного и социального развития и фонд

оплаты труда. Для решения задач в условиях НХМ созданы территориальные

медицинские объединения, куда могут входить поликлиники, женские

консультации, детские поликлиники, диспансеры и стационары. Финансовые

расчеты ведет централизованная финансовая служба.

В соответствии с условиями НХМ и новой системы временных показателей и

критериев оценки работы учреждений здравоохранения и персонала для расчета

стоимости услуг в медицинских учреждениях (в том числе входящих в ТМО)

установлены новые критерии: для амбулаторно-поликлинических учреждений —

число прикрепленных жителей (дифференцированно — по группам здоровья); для

стационаров — число пролеченных больных, в зависимости от категории сложности

лечения; для “Скорой помощи” — число вызовов, дифференцированнных по

категории сложности; для консультативных поликлиник, диагностических центров

и поликлинических отделений диспансеров — число консультативных приемов и

диагностических исследований; для учреждений судебно-медицинской экспертизы и

патологоанатомической службы — число судебно-медицинских экспертиз и

патологоанатомических исследований, дифференцированных по сложности.

Развитие рыночной экономики, введение добровольного и обязательного

медицинского страхования, осуществление платных и бесплатных услуг требуют

совершенствования экономической стратегии в здравоохранении. Обязательным

условием успешного функционирования отрасли является развитие хозрасчетных

отношений между обществом в целом и отдельными предприятиями, между

предприятиями и учреждениями, между внутренними подразделениями учреждения

или предприятия. Хозрасчет основан на планомерном регулировании обществом

деятельности предприятий с использованием товарно-денежных отношений и

материальной заинтересованности. Сущность хозрасчета состоит в соизмерении в

денежной форме затрат на производство продукции или оказание медицинских

услуг и достижение определенных результатов, на возмещение расходов

учреждений за счет их дохода и обеспечение прибыли. Иными словами, хозрасчет

— это самоокупаемость, рентабельность и самофинансирование.

Учреждение в первую очередь должно покрыть свои расходы доходами. Кроме того,

оно должно получить излишек доходов, то есть иметь прибыль. Новое в

организации хозрасчета в настоящее время состоит в переходе от

самоокупаемости к самофинансированию. Это значит, что за счет заработанных

средств учреждение должно возместить не только все текущие расходы, включая

оплату труда, но и вложить финансовые средства в реконструкцию, расширение

производства, решение социальных проблем работников.

Самоокупаемостью затрат и получением прибыли хозрасчетные предприятия

отличаются от учреждений, находящихся на бюджетном финансировании. Прибыль

предприятия представляет разницу между выручкой за реализованную продукцию

или оказание услуг и затратами на их производство и реализацию. Величина

прибыли учреждения зависит от цен на продукцию или услуги, себестоимости

продукции или услуги, объема произведенной продукции и оказанных услуг,

качества и ассортимента продукции.

Экономически обоснованный рост прибыли должен базироваться на снижении

себестоимости продукции или услуг за счет повышения производительности труда

и экономии материальных затрат, увеличения объема выпуска продукции,

повышения ее качества. Хозрасчет несовместим с противопоставлением интересов

предприятия интересам общества, с завышением цен, снижением качества.

Материальная заинтересованность стимулирует лечебно-профилактические

учреждения на организацию эффективных видов оказания медицинской помощи

(стационары на дому, дневные стационары, оздоровительные комплексы и др.),

различных профилактических мероприятий, что, естественно, приводит к

уменьшению потребности в лечебной помощи и улучшению здоровья населения.

Новый механизм хозяйствования в здравоохранении предусматривает: 1) широкое

применение экономических методов управления, в том числе оплату труда

медицинских работников по конечным результатам; 2) изменение системы

бюджетного финансирования из 3 основных источников — бюджетных средств,

страховых средств и средств, полученных по договорам с предприятиями за

оказание медицинской помощи и от частных лиц за оказание платных медицинских

услуг; 3) переход от выделенных средств по отдельным статьям в бюджетной

смете расходов к финансированию по долговременным стабильным нормативам из

расчета средств на одного человека, на одного пролеченного больного и др.; 4)

внедрение хозрасчетной сметы (или финансового плана); 5) использование новых

форм организации труда (арендных и кооперативных отношений, бригадных форм, в

том числе бригадного подряда, “гибких” режимов работы и др.); 6)

предоставление самостоятельности коллективам учреждений и расширение прав

руководителей здравоохранения в распределении финансовых средств.

Экономика здравоохранения. Источники финансирования.

Структура распределения и финансовый план учреждения.

Понятие о стоимости медицинских услуг.

Платные и бесплатные виды медицинской помощи

Экономика здравоохранения изучает социально-экономические закономерности

формирования и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов,

направленных на совершенствование системы здравоохранения и медико-социальное

обеспечение мероприятий по укреплению здоровья населения. Экономика

анализирует формы проявления экономических законов в здравоохранении, роль

отрасли в экономике национального хозяйства, эффективность, методы

рационального и эффективного использования материальных финансовых и кадровых

ресурсов.

Финансирование здравоохранения включает понятие о бюджете здравоохранения и

смете медицинского учреждения.

Государственный бюджет состоит из доходной и расходной части и базируется на

показателях народнохозяйственного плана, который определяет всю экономическую

жизнь страны. Бюджет страны утверждается Государственной Думой и приобретает

силу закона. Бюджет здравоохранения конкретной территории включает общую

сумму утвержденных ассигнований на все медицинские учреждения. Основная часть

медицинских учреждений, в том числе больничные и поликлинические учреждения,

осуществляют расходы из местных (области, края, города, района) бюджетов.

Смета — это финансовый план расходов, необходимых для работы медицинского

учреждения в следующем году. После утверждения сметы расходов каждого

учреждения в банке открывается кредит для этого учреждения.

Объем ежегодного расхода ЛПУ устанавливается по данным бухгалтерии, исходя из

статей сметы, которая составляется по установленной форме и финансируется из

госбюджета в соответствии с установленными нормами.

Смета составляется по единой форме: наименование и полный адрес учреждения;

название бюджета (республиканский, местный); раздел и параграф бюджетной

классификации. Смета состоит из 3 частей:

— показатели оперативной деятельности учреждений: мощность (число коек, число

посещений), штаты;

— расчеты по каждой статье расходов;

— сводка расходов по статьям (18 статей).

Статьи расходов указывают на целевое назначение средств (статьи 6, 7, 11 и 17

упразднены).

Статья 1. Заработная плата.

Статья 2. Начисления на заработную плату.

Статья 3. Канцелярские и хозяйственные расходы.

Статья 4. Командировки и служебные разъезды.

Статья 5. Расходы учебные, на производственную практику, научно-

исследовательские работы и приобретение книг для библиотек.

Статья 8. Стипендии.

Статья 9. Расходы на питание.

Статья 10. Приобретение медикаментов и перевязочных материалов.

Статья 12. Приобретение оборудования и инвентаря.

Статья 13. Капитальные вложения внегосударственного плана капитальных работ.

Статья 14. Приобретение мягкого инвентаря и оборудования.

Статья 15. Капитальные вложения, капитальное строительство.

Статья 16. Капитальный ремонт зданий и сооружений.

Статья 18. Прочие расходы.

В перспективе предполагается оставить лишь 3 укрупненные статьи,

предусматривающие затраты на заработную плату, текущие расходы, капитальные

вложения и капитальный ремонт.

Важнейшим направлением экономики здравоохранения является определение

экономической эффективности медико-профилакти­ческих мероприятий и

медицинской науки. Для этого используются косвенные расчеты стоимости

дополнительно произведенной продукции или понесенного ущерба, прежде всего за

счет ухудшения состояния здоровья населения. Актуальность проблем экономики

объясняется тем, что растет потребность в медицинской помощи, ограничиваются

средства на здравоохранение, повышаются стоимость медицинской помощи и

социальная значимость здравоохранения в развитии производительных сил.

Основным источником финансирования медицинских учреждений в настоящее время

являются средства бюджета, выделяемые в соответствии с долговременными

экономическими нормативами. Нормативы бюджетного финансирования

устанавливаются в расчете на одного жителя в год, на лечение одного больного

по профилю заболевания и на оказание различных видов медицинских услуг. Эти

нормативы разрабатываются региональными органами управления.

Дополнительными источниками финансирования являются: поступления за услуги,

оказанные сверх нормативов бесплатной медицинской помощи, за выполненные

работы по договорам с предприятиями, по заказу местных органов самоуправления

и вышестоящей организации; часть сумм от взысканных санэпидслужбой штрафов за

ущерб, нанесенный окружающей среде и здоровью населения; средства, полученные

за счет снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

добровольные взносы предприятий и благотворительных фондов.

Средства, полученные из всех источников, составляют единый фонд финансовых

средств учреждения. Их расходование осуществляется согласно утвержденным

финансовым планам, представляющим собой хозрасчетную смету. В отличие от

бюджетной сметы финансовый план содержит план доходов и план (или смету)

расходов. Расходы планируются по фонду оплаты труда (на заработную плату), по

фонду материального поощрения и по фонду производственного и социального

развития.

Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются соглашением между

страховыми медицинскими организациями, местной администрацией и

профессиональными медицинскими ассоциациями.

Тарифы на медицинские и иные услуги при добровольном медицинском страховании

устанавливаются по соглашению между страховой медицинской организацией и

предприятием, учреждением или лицом, предоставляющими эти услуги.

Расчет между страховыми организациями и учреждениями здравоохранения

осуществляется по прейскуранту. Прейскурант разрабатывается в соответствии с

методикой расчета тарифов (цен) на медицинскую помощь (услуги).

Для перевода учреждений здравоохранения на экономические методы управления

должны быть разработаны нормативы финансирования каждого типа учреждений.

Определение стоимости медицинских услуг необходимо и для оказания платных

медицинских услуг. В условиях рыночной экономики и медицинского страхования

вопросы ценообразования приобретают особое значение. При установлении цен

следует учитывать следующие принципы:

— цена должна отражать общественно необходимые затраты труда на производство

товаров и оказываемых услуг, их потребительские свойства и качество;

— цены должны учитывать соотношение спроса и предложения на данный вид

товаров и услуг;

— цена должна обеспечивать получение прибыли каждому нормально работающему

предприятию;

— цены должны иметь противозатратный характер и стимулировать улучшение

качества продукции и услуг;

— цена — это денежное выражение стоимости медицинских услуг.

Стоимость — это количество труда, вложенного в оказание медицинской услуги

определенного (заданного) качества. В отличие от товара, который сначала

производится, затем может храниться на складе и только потом продается, любая

услуга характеризуется тем, что процесс производства совпадает с процессом

реализации.

Структурными элементами цены (тарифа) на медицинские услуги являются

себестоимость и прибыль. Себестоимость рассчитывается за предшествующий

период времени. При этом отдельно определяются затраты на лечение одного

больного в каждом отделении стационара с учетом расходов по всем статьям,

категория сложности лечения и цены на услуги в параклинических отделениях.

Себестоимость — это выраженные в денежной форме материальные затраты и оплата

труда работников ЛПУ в расчете на единицу услуг (прикрепленного жителя,

пролеченного больного и т. п.). Себестоимость показывает, в какую сумму

обходится учреждению медицинское обслуживание, отражает текущие расходы.

Себестоимость является важнейшим экономическим показателем, обобщающим

деятельность учреждений.

Платные услуги были введены в первую очередь при оказании следующих видов

медицинской помощи: процедуры и хирургические операции косметического

характера, аборты, судебно-медицинская экспертиза, контактная коррекция

зрения, протезирование зубов, массаж. Бесплатными остались все виды помощи

при социально значимых заболеваниях и для отдельных контингентов населения

(пенсионеры, дети, студенты, инвалиды и др.).

Регулирование рынка в здравоохранении осуществляется по линии указанных

платных и бесплатных услуг, а также по линии установления цен на медицинские

услуги, развития личного интереса в предпринимательстве, приватизации, в

свободном выборе пациентом лечащего врача и медицинского учреждения. Проблема

маркетинга также актуальна в здравоохранении и заключается в том, как

наилучшим образом найти рынок сбыта продукции и медицинских услуг, получить

прибыль. Исходными для формирования цен на медицинские услуги являются

себестоимость и прибыль. В себестоимости учитываются все затраты учреждения,

связанные с оказанием медицинской помощи населению, начиная от оплаты труда и

кончая расходами на медикаменты, питание больных, амортизацию основных

фондов.

Размер прибыли, включаемой в тарифы на медицинские услуги, должен

определяться исходя из величины фонда производственного и социального

развития, материального поощрения и финансового резерва. Методика разработки

тарифов на медицинские услуги сейчас пересматривается и совершенствуется.

Тарифы разрабатываются в зависимости от категории сложности лечения пациентов

и клинико-статистических групп, которые определяются на основе статистических

данных, полученных экспертными советами лечебных учреждений. Определение цены

на медицинские услуги является наиболее сложным и трудным моментом в условиях

развития хозрасчетных отношений и внедрения медицинского страхования. Есть

несколько подходов: определение цены на основе оплаты по установленным

тарифам; специально определяемые цены с учетом клинико-статистических групп

населения; по договорным ценам или соглашениям; по разработанным и принятым

стандартам. Важно, чтобы при ценообразовании соблюдались 2 условия: 1)

стоимость лечения в разных учреждениях должна быть примерно одинаковой; 2)

все пациенты должны иметь право на получение медицинской помощи одинакового

объема и надлежащего качества.

Менеджмент в здравоохранении

Успешному осуществлению реформ в здравоохранении может способствовать

внедрение принципов менеджмента и маркетинга, экономических и социально-

психологических методов в управлении учреждениями здравоохранения. Важным

является замена роли организатора, которая была типичной в условиях

централизованного управления, на роль менеджера, управленца.

Менеджмент — это деятельность, направленная на совершенствование форм

управления, повышение эффективности производства с помощью совокупности

принципов, методов и средств, активизирующих трудовую деятельность, интеллект и

мотивы поведения как отдельных сотрудников, так и всего коллектива.

Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей для

совместного выполнения какой-либо деятельности. Управляющая сторона (субъект

управления), управляемые — объекты управления (коллективы, отдельные

работники). Основу управленческой деятельности составляют способы воздействия

управляющих на объекты управления. Анализ управления определяется принципами,

методами, функциями и целями управления.

Выделяют следующие принципы управления.

1. Организационные, координационные и оперативные, которые направлены на

активизацию и усиление мотивации деятельности каждого сотрудника и всего

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.