РУБРИКИ |
: Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления) |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
: Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)ответственности. На рабочих и служащих не может быть возложена ответственность за ущерб, относящийся к категории нормального производственно-хозяйственного риска. Рабочие и служащие могут быть привлечены к материальной ответственности за прямой действительный ущерб лишь при наличии следующих обязательных условий: — если ущерб причинен противоправными действиями или бездействием работника, то есть вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения им трудовых обязанностей, предусмотренных законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, должностными инструкциями, тарифно-квалификационными справочниками рабочих, квалификационными справочниками должностей служащих, приказами и распоряжениями администрации; — когда ущерб причинен по вине работника, то есть когда он причинил его умышленно или по неосторожности; — при наличии причинной связи между противоправным поведением работника и имущественным ущербом. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий исключает возможность привлечения рабочего или служащего к материальной ответственности. За ущерб, причиненный организации при исполнении трудовых обязанностей, рабочие и служащие, по вине которых причинен ущерб, несут материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего среднего месячного заработка, кроме тех случаев, для которых предусмотрена материальная ответственность в иных размерах. В соответствии с законодательством рабочие и служащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине предприятию, учреждению, организации, в случаях, когда: — между работником и организацией заключен письменный договор о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей; — имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам; — ущерб причинен действиями работника, содержащими признаки деяний, преследующихся в уголовном порядке; — ущерб причинен работником, находившимся в нетрезвом состоянии; — ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных организацией работнику в пользование; — в соответствии с законодательством на работника возложена полная материальная ответственность за ущерб, причиненный при исполнении трудовых обязанностей; — ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей. Трудовая дисциплина. Виды дисциплинарных наказаний и порядок их применения За нарушение трудовой дисциплины администрация применяет дисциплинарные взыскания: 1) замечание, 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) увольнение. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника. До наложения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения (не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске). За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов его применения объявляется работнику, подвергнутому взысканию, под расписку. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся дисциплинарному наказанию. В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к работнику не применяются. Правовое регулирование обязательственных отношений. Правовые способы обеспечения надлежащего исполнения обязательств Обязательством называется гражданское правоотношение, связывающее отдельных лиц, которые должны совершать между собой предусмотренное обязательством действие. Обязательства возникают из договоров, сделок, административных актов, при причинении вреда, неосновательном приобретении или сбережении имущества и совершении других действий. Сторонами в обязательстве являются должник и кредитор. Принятые на себя обязательства стороны должны выполнять добросовестно. Во избежание их нарушения закон устанавливает некоторые имущественные гарантии исполнения, которые называются способами обеспечения исполнения обязательств. Это — неустойки, залог, поручительства, гарантия и задаток. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Залогом признается передача должником материальных ценностей кредитору в обеспечение исполнения основного обязательства. Поручительство — это договор, в силу которого поручитель обязуется перед кредитором отвечать за неисполнение должником своего обязательства в полном объеме или в определенной части. Гарантия — это договор между организациями, по которому организация-гарант обязуется отвечать перед кредитом другой организации в случае непогашения ею денежного обязательства. Задаток — это денежная сумма, которая передается одной стороной другой стороне в счет причитающихся с нее по обязательству платежей. Получение задатка подтверждает факт заключения договора. Основные принципы гражданско-правовой ответственности. Ответственность за неисполнение принятых на себя обязательств Ответственность за нарушение обязательств — это невыгодные имущественные последствия для виновной стороны. Гражданско-правовая ответственность наступает при следующих условиях: — противоправность поведения ответственного лица; — наличие убытков, возникающих из-за нарушения обязательства; — наличие причинной связи между поведением обязанного лица и наступившим результатом; — вина ответственного лица. Противопроавность поведения заключается в несоответствии его требованиям закона, договора и т. п. Под убытком понимается имущественный урон, выразившийся в утрате или повреждении имущества, расходах, неполучении доходов, которые сторона в соответствии с обязательством должна была получить. Причинная связь в данном случае характеризует наступление убытков как результат (следствие) противоправного действия (бездействия). Освобождает от ответственности действие неодолимой силы (наступление чрезвычайных обстоятельств, непредотвратимых при современном состоянии техники). Деонтологические проблемы врачебной деятельности. Содержание “Клятвы врача России” Медицинская этика и деонтология — органически связанные понятия. Деонтология — учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицинских работников по отношению к больному. В истории отечественной медицины имеется немало высказываний и оценок главного вопроса медицинской этики и деонтологии — принципа нравственного, бережного, милосердного и высокопрофессионального отношения медицинского работника к больному. В развитие этики медицинского работника много внесли представители отечественной медицинской науки XVIII—XIX вв. Д. С. Самойлович, М. Я. Мудров, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, В. М. Бехтерев. Передовые земские врачи создали понятие о врачебном долге. История имеет множество примеров героического служения медиков своему народу. Медицинские опыты ставили на себе врачи Д. С. Самойлович, Г. Н. Минх, О. О. Мочутковский, Д. К. Заболотный, И. И. Мечников. Основными аспектами медицинской деонтологии являются: врач и больной, врач и общество, взаимоотношения между врачами, медицинским персоналом, врачебная тайна, врачебные ошибки, этическая оценка эксперимента. В нашей стране этические нормы поведения совпадают с правовыми требованиями. Они все больше получают закрепление в законодательном порядке. Одним из важных вопросов в отношениях врача и больного является вопрос о соблюдении врачебной тайны (ст. 61 “Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”, 1993 г.), в которой говорится, что информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении или исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных законом. С согласия пациента или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: — в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; — при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; — по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; — в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей; — при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий. Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками, с учетом причиненного гражданину ущерба, несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации. В деятельности врача возможны тактические, диагностические и другие ошибки, поэтому одной из основных его черт должны быть самоконтроль и честный анализ причин совершенных ошибок. К деонтологии имеют отношение такие проблемы, как ятрогенные заболевания, право медика экспериментировать на себе, на людях, проведение медицинского вмешательства без согласия больного, трансплантация органов и тканей, генная инженерия, знахарство, парамедицина. Особое место вопросы деонтологии занимают в деятельности врача-организатора профилактической работы. Эффективность решения их определяется выбором форм, методов и тактических приемов. Нравственность врача формирует честный, добросовестный труд, гуманное отношение к больным. Примером законодательного закрепления нравственных обязательств является “Клятва врача России”, которую произносят выпускники медицинских вузов перед получением диплома. “Перед лицом своих УЧИТЕЛЕЙ и сотоварищей по великой науке и искусству врачевания, принимая с глубокой признательностью даруемые мне права ВРАЧА, торжественно клянусь: — чисто и непорочно проводить свою жизнь, творя милосердие и не причиняя зла людям; всего неправедного, пагубного и несправедливого; — направлять лечение больных к их выгоде сообразно с моими силами и возможностями; — не давать никому просимого у меня смертельного средства и не показать пути для осуществления подобного замысла; — умолчать о том, что бы я ни увидел и ни услышал касательно здоровья и жизни людей, что не следует разглашать, считая это тайной; — почитать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями — никому и никогда не отказывать во врачебной помощи и оказывать ее нуждающемуся с одинаковым старанием и терпением независимо от его благосостояния, национальности, вероисповедания и убеждений; — никогда не обращать мои знания и умения во вред здоровью человека, даже врага; — в какой бы дом я ни вошел, я войду только для пользы больного, будучи далек от, помогать ему в его делах и нуждах; — постоянно изучать врачебную науку и способствовать всеми силами ее процветанию, передавая свои знания, умения и опыт врачевания ученикам; — в необходимых случаях прибегать к советам коллег, более меня опытных и сведущих, и отдавать должное их заслугам и стараниям; — быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, но говорить им правду прямо и без лицеприятия, если того требует польза больного. Мне, нерушимо выполняющему эту клятву, да будет дано счастье в жизни и в работе. Нарушившему клятву да будет обратное этому и заслужен- ная кара.” ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ Становление организационной структуры государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Отечественные организаторы гигиенической науки и практики В 1872 г. была установлена должность первого губернского санитарного врача (Пермь). И. И. Моллесон считается первым санитарным врачом России. Ведущими гигиенистами и санитарными врачами, способствовавшими созданию и укреплению земской санитарной организации и гигиенической науки, были А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман, Е. А. Осипов, П. И. Куркин, Н. И. Тезяков и др. В 1877 г. создано первое гигиеническое общество народного здравия России, сформированы земские санитарные организации. Путь развития санитарно- эпидемиологической службы можно разделить на 8 организационных этапов, каждый из которых имеет свои характерные особенности в выборе приоритетных направлений и организационных форм деятельности. 1. 1918—1921 гг. Централизация управления разрозненными элементами санитарной организации. Главное направление ее деятельности — борьба с эпидемиями. 2. В 1922 г. издан декрет “О санитарных органах республики”, положивший начало созданию системы санитарно-эпидемиологической службы России. В 1932 г., по предложению А. Н. Сысина и А. Н. Марзеева, принято решение о создании в России санитарно- эпидемиологических станций на административных территориях. Этот период характеризуется деятельностью по разработке мер профилактики инфекционных заболеваний, совершенствованию санитарного надзора. 3. 1933—1951 гг. Организация государственной санитарной инспекции, усиление контрольных функций в области предупредительного санитарного надзора. 4. В 1951 г. разработано “Положение о санитарно-противоэпидемической службе”, которое определило новые направления развития службы и подготовки кадров санитарных врачей, структуру и содержание работы санэпидучреждений. 5. 1956—1970 гг. Реорганизация системы управления сельским здравоохранением. Создание и последующая ликвидация санитарно-эпидемиологических отделов в центральных районных больницах. В 1963 г. “Положением о государственном санитарном надзоре” определены правовые основы деятельности санэпидслужбы, установлена номенклатура специальностей, функции центров ГСЭН и др. 6. 1971—1985 гг. Дальнейшее совершенствование материально-технической базы, усиление государственных надзорных функций. Создание на всех административных территориях страны самостоятельных санэпидучреждений, их участие в планировании социально-экономического развития трудовых коллективов, административных территорий, исходя из приоритетности санитарно- эпидемиологического благополучия и здоровья населения. 7. 1986—1990 г. Использование методов комплексного программно-целевого планирования профилактических и оздоровительных мероприятий, введение в деятельность службы элементов нового хозяйственного механизма (расширение прав руководителей, коллегиальность в работе, бригадные формы организации и оплаты труда, внебюджетные источники финансирования и др.). 8. В 1991 г. принят закон Российской Федерации “О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения”, в 1994 г. Правительством утверждено “Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ”, в которых определены структура, функции и административно-правовые основы деятельности должностных лиц, представлены основные направления деятельности и совершенствования государственного санитарно- эпидемиологического надзора в условиях рыночных отношений и медицинского страхования, определены пути укрепления материально-технической базы центров ГСЭН, повышения эффективности и авторитета санитарно-эпидемиологической службы. Созданы Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора при Правительстве РФ и районные, городские и областные центры ГСЭН. Санэпиднадзор выведен из ведомства Минздрава и местных органов здравоохранения. Совершенствуются нормативно-правовые основы. Начиная с 1996 г. деятельность госсанэпидслужбы возглавляет Департамент госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения Российской Федерации. Закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” Закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” был принят Верховным Советом 19.04.91 г. Он является основным актом, регламентирующим деятельность государственной санитарно-эпидемиологической службы, состоит из 7 разделов, объединяющих 43 страны. Первый раздел закона раскрывает содержание понятия “санитарно- эпидемиологическое благополучие населения” и определяет комплекс мер по его обеспечению. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Основой обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является реализация государственных, региональных и местных программ по укреплению здоровья населения и профилактике заболеваний, по оздоровлению среды обитания человека и условий его жизнедеятельности. Во втором разделе закона определены права и обязанности граждан, предприятий, организаций, защита и гарантии прав в вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия. Третий раздел включает общие требования к обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения при планировке и застройке населенных пунктов, выпуске продукции и разработке новых технологий, организации хозяйственно-питьевого водоснабжения и эксплуатации источников водопользования, утилизации производственных и бытовых отходов, гигиеническом воспитании и образовании граждан. В четвертом разделе определена ответственность за нарушение санитарного законодательства Российской Федерации. В нем раскрыто понятие “санитарное правонарушение”, дана характеристика видов ответственности (дисциплинарная, административная и уголовная) за его совершение. Ст. 31 определяет условия, при которых наступает экономическая ответственность предприятий и организаций за нарушение санитарного законодательства. Пятый раздел закона раскрывает внутреннее содержание видов (государственный и ведомственный) санитарно-эпидемиологического надзора, определяет сущность производственного и общественного контроля, их взаимодействия. В шестом разделе закона представлена структура госсанэпидслужбы, определены уровни управления, порядок финансирования и материально-технического обеспечения ее учреждений и органов (ст. 37). В ст. 38 описаны права должностных лиц госсанэпидслужбы, в ст. 39 — их обязанности. Вопросам правового положения и социальной защиты должностных лиц и специалистов службы посвящена ст. 41. Обязательства по осуществлению тесного взаимодействия между учреждениями и органами госсанэпидслужбы и здравоохранения в решении вопросов обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения закреплены в ст. 42. Седьмой раздел закона содержит требования, предъявляемые к содержанию международных договоров. Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации Основными задачами Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ являются: — осуществление предупредительного и текущего санэпид- надзора; — изучение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения; — динамическое наблюдение за факторами окружающей среды, оказывающими вредное и опасное воздействие на организм человека; — выявление причин и условий возникновения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений; — координация усилий органов государственной власти и управления, хозяйственных субъектов и граждан при разработке государственных, региональных и местных программ по охране здоровья; — координация работы и активное сотрудничество с другими ведомственными организациями и гражданами в области охраны здоровья населения и среды обитания; — учетно-отчетная работа в области гигиены и эпидемиологии. Главной задачей госсанэпидслужбы является обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление или ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на здоровье (“Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ”, утвержденные постановлением Правительства № 625 от 05.06.94 г.). Усилено значение службы как федерального надзорного органа со строгим подчинением по вертикали. Специальным постановлением Правительства № 264 от 01.04.93 г. ей поручено проводить совместно с органами исполнительной власти работу по подготовке региональных целевых программ по: — созданию экологически чистых технологий, экологически чистого топлива; — снижению вредного влияния промышленных предприятий на окружающую среду; — улучшению условий труда и быта; — строительству жилых домов, детских дошкольных и школьных учреждений, объектов здравоохранения; — улучшению качества питьевой воды, продуктов питания и т. д. Качественно новые профессиональные знания потребуются специалистам службы для выполнения таких функций, как разработка санитарных правовых норм и гигиенических нормативов, наблюдение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения (социально-гигиенический мониторинг), установление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и средой обитания человека. Комплексность деятельности центров ГСЭН предопределена принципами организации санэпидслужбы. Единство проведения предупредительного и текущего санэпиднадзора, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий обусловливает главную роль центра ГСЭН в организации и координации санитарно- профилактической и противоэпидемической деятельности на административной территории. Он является организатором проведения комплекса санитарно- оздоровительных мероприятий среди населения, осуществляет руководство работой по пропаганде гигиенических знаний и формированию здорового образа жизни. В деятельности госсанэпидслужбы следует выделить разделы: — организаторский — организует и координирует деятельность всех ведомственных учреждений и граждан; — нормативный — разрабатывает и утверждает (согласовывает) санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарно-защитные зоны и уровни воздействия, проводит экспертизу и участвует в лицензионных комиссиях; — методический — разрабатывает и утверждает (согласовывает) инструктивно- методическую документацию, новые методы профилактики и гигиенической диагностики; — консультативный — специалисты центров ГСЭН консультируют ведомственные службы по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, организации рационального питания, охраны окружающей среды, выбора и отвода земельных участков, водоснабжения, строительства и планировки населенных мест; представляет информацию юридическим лицам о санитарно-эпидемической ситуации, показателях здоровья населения и др. — контрольный — осуществляет государственный предупредительный и текущий санэпиднадзор; — научно-практический — проводит углубленное изучение влияния факторов окружающей среды и образа жизни на здоровье населения. Методы работы санитарный врач выбирает исходя из конкретной ситуации требований законодательства. На первом плане стоят: — информационно-аналитические методы наблюдения, оценки и прогнозирования изменений (тенденций) в окружающей среде и здоровье населения (социально- гигиенический мониторинг) — для разработки предложений в проекты планов социального и экономического развития территорий; комплексные программы по охране здоровья населения, окружающей природной среды, улучшению условий труда и проживания граждан; их внесение в органы государственной власти и управления с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; — методы специальных санитарно-эпидемиологических исследований факторов, условий и причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека; — динамическое санитарное наблюдение и описание отдельных объектов, административных территорий, групп и факторов риска, определяющих здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (с целью их гигиенической оценки и прогнозирования тенденций, проблемно-целевого планирования профилактических мероприятий); — метод экспертных оценок (санитарно-эпидемической ситуации, отдельных показателей здоровья и санэпидблагополучия населения); — методы объективной оценки санитарного состояния объекта, территории — лабораторные и инструментальные исследования факторов окружающей среды; — статистические методы — для обобщения и достоверного анализа полученных данных, графического их представления; — социологические методы (анкетирование, интервью, направленный опрос) — для оперативного получения информации о факторах и группах риска, изменениях в здоровье населения, для медико-социального анализа; — экспериментальные исследования. Структура центра ГСЭН. Организация и основные направления его работы С учетом развития санитарного законодательства и функций госсанэпиднадзора (Информационное письмо ГКСЭН № 01-20/189-10 от 28.10.94 г.) на некоторых административных территориях введена трехзвеньевая структура управлений областного (краевого) центра ГСЭН: 1) управление госсанэпиднадзора; 2) управление информационно-аналитического обеспечения; 3) управление финансово- материального обеспечения. Начальники управлений являются заместителями главного врача территориального центра ГСЭН, а начальник управления госсанэпиднадзора — заместителем главного государственного санитарного врача области (края, автономной республики). Первый заместитель главного врача осуществляет координацию деятельности управлений областного (краевого) центра ГСЭН и взаимодействие между ними. В его непосредственном подчинении находятся сектора кадров, чрезвычайных ситуаций и ГО, специальный, юридический, а также пресс-центр. Руководит центром ГСЭН главный врач — главный государственный санитарный врач области (края, автономной республики). Центр ГСЭН в области (крае, республике) может иметь следующую организационную структуру. 1. УПРАВЛЕНИЕ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА: 1.1. Санитарно-гигиенический отдел: — отдел (отделение) коммунальной гигиены и санитарной экологии; — отделение гигиены труда; — отделение гигиены питания; — отделение гигиены детей и подростков; — отделение радиационной гигиены. 1.2. Отдел эпидемиологического надзора, включающий отделения профилактики особо опасных, паразитарных, внутрибольничных инфекций. 1.3. Отделение профилактической дезинфекции (с методическим подчинением отделу эпиднадзора). 1.4. Отдел лабораторного обеспечения: — санитарно-гигиеническое отделение (физико-химические, токсикологические, аналитические методы исследования; исследования радиационных и физических факторов); — санитарно-бактериологическое отделение (бактериологические, вирусологические и паразитологические исследования). 2. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: 2.1. Отдел социальной гигиены и социально-гигиенического мониторинга. 2.2. Отделение организационно-методической работы с функциями маркетинга. 2.3. Отделение вычислительной техники и программного обеспечения. 2.4. Отделение метрологии и стандартизации. 2.5. Отделение комплексных программ (формируeтся на основе комплексирования деятельности специалистов для решения конкретных проблем). 3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВО-МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: 3.1. Центральная бухгалтерия. 3.2. Финансово-экономическое отделение. 3.3. Контрольно-ревизионное отделение. 3.4. Касса. 3.5. Отдел материально-технического и транспортного обеспечения. Традиционная организационная структура центра ГСЭН в районе выглядит следующим образом. 1. Административно-хозяйственные подразделения. 2. Санитарно-гигиенический отдел с профилизацией сотрудников в области гигиены питания, гигиены труда, коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков; в его составе находится санитарно-гигиеническая лаборатория, работа которой строится по принципу единого звена. 3. Эпидемиологический отдел, состоящий из эпидемиологов и паразитологов, отделения очаговой и камерной дезинфекции, отделения профилактической дезинфекции и бактериологической лаборатории. Штатное расписание центра госсанэпиднадзора определяется главным врачом, который, используя предоставленные ему права, может изменять численность специалистов учреждения (в рамках единого фонда оплаты труда) в зависимости от динамики показателей здоровья населения, санитарно-эпидемиологической обстановки и от состояния других факторов, имеющих значение для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Основными разделами деятельности центров госсанэпиднадзора являются: организационный, контрольный, научно-практический, методический, консультативный. Областные центры ГСЭН осуществляют административное, организационное и методическое руководство деятельностью городских (районных) учреждений госсанэпидслужбы, взаимодействие с органами власти и управления территории по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; совершенствуют организационное построение, систему управления службой; осуществляют финансовое, материальное, техническое, штатно-кадровое, правовое и научное обеспечение деятельности госсанэпидслужбы территории, социальную защиту ее работников; участвуют в международном сотрудничестве, разрабатывают и реализуют местные и региональные программы по оздоровлению среды обитания и профилактике заболеваний; реализуют свои права и полномочия как федерального органа. С учетом штатно-кадровых и финансовых возможностей изменяются структура и функциональная деятельность в городских (межрайонных, зональных) и районных (в сельской местности) центрах ГСЭН. В зависимости от степени участия в федеральных и региональных программах, динамики показателей здоровья населения, санитарно-эпидемической обстановки, состояния окружающей среды и других значимых для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения условий главные врачи районных (городских) центров ГСЭН имеют право самостоятельно корректировать организационную структуру, численность сотрудников и штаты учреждения в пределах установленного фонда оплаты труда. Структура районного (городского) центра ГСЭН: — административно-хозяйственные подразделения; — санитарно-гигиенический отдел с профилизацией сотрудников по гигиене питания, гигиене труда, коммунальной гигиене и гигиене детей и подростков; в его составе — санитарно-гигиеническая лаборатория, работа которой осуществляется по принципу единого звена; — эпидемиологический отдел, состоящий из эпидемиологов и паразитологов, отделений очаговой и камерной дезинфекции, профилактической дезинфекции и бактериологической лаборатории. Центры ГСЭН подразделяются на категории (I, II и III) в зависимости от численности обслуживаемого населения. Сельские районные центры III категории обслуживают территорию с населением до 30 тыс., II — от 30 до 60 тыс. и I категории — от 60 до 100 тыс. человек. До 1994 г. в соответствии с категорией определялись организационная структура и нормативы численности должностей специалистов (штатная структура) центра ГСЭН. После принятия “Положения о Государственной санитарно- эпидемиологической службе Российской Федерации” эти сведения стали носить ориентировочный характер: структура, численность и штатные расписания организаций службы утверждаются их руководителями в пределах установленного фонда оплаты труда. Организационно-методическая работа областного центра ГСЭН Одной из важнейших функций областного центра ГСЭН является организационно- методическое руководство деятельностью санитарно-профилактических органов и учреждений административной территории (городские и районные центры ГСЭН, дезинфекционные станции и др.). Организационно-методическая работа занимает от 40 до 80% бюджета рабочего времени врачей-гигиенистов, руководителей структурных подразделений, главных специалистов и главного врача областного центра ГСЭН. Организационный отдел областного центра ГСЭН объединяет усилия профильных подразделений и осуществляет организационно-методическую работу по следующим направлениям: организационно-методическое; научно-практическое; консультативное; планово-нормативное; учебно-методическое; штатно-кадровое; санитарно-статистическое; контрольное; организационно-массовое; внедрение элементов научной организации труда; совершенствование информационного обеспечения деятельности. Организационно-методическое направление включает изучение, обобщение и распространение передового опыта работы, подготовку и издание инструктивно-методических и нормативных документов, организацию выездной работы (комплексные обследования, плановые выезды и курация), разработку и внедрение методик обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Научно-практическое направление предусматривает планирование и апробацию результатов научно-практических работ, координацию деятельности с научными учреждениями, организацию конференций и заседаний научных обществ. Сущность планово-нормативного направления заключается в разработке и внедрении современных форм и методов планирования, выборе стратегических целей и задач развития санэпидслужбы с учетом местных условий административной территории, в определении ожидаемых результатов и ориентировочных нормативов деятельности специалистов. Учебно-методическое направление включает комплекс мероприятий по повышению квалификации специалистов (планирование и организация повышения квалификации на рабочем месте, на семинарах и курсах, в академиях последипломного образования и на факультетах усовершенствования врачей медицинских вузов, на базе областного и городского центров ГСЭН). Кадрово-штатное направление предполагает проведение анализа кадрового обеспечения, разработку методических подходов и ориентировочных прогнозов потребностей, которые могут быть использованы для совершенствования штатно-кадрового обеспечения центров ГСЭН. Оценка и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с воздействием факторов окружающей среды на основе изучения причинно-следственных связей, обеспечение качественного функционирования системы учета и отчетности составляют информационно-аналитическое направление деятельности областного центра ГСЭН. Оптимизация информационного обеспечения предусматривает разработку и внедрение автоматизированных информационных систем (АИС “Санэпид”, “Анализ противоэпидемических мероприятий”, “Окружающая среда”, “Кадры” и др.), автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов, создание локальной, региональной и федеральной информационной сети и банка данных для социально-гигиенического мониторинга. Штаты и кадры районных (городских) центров ГСЭН. Современные подходы к штатно-кадровому обеспечению деятельности госсанэпидслужбы В сети санитарно-профилактических учреждений России (2620 учреждений) районные и городские центры ГСЭН составляют 88,7%, из них 66,2% — в сельских районах и 22,5% — в городах. Штаты и кадры центров ГСЭН первого уровня управления определяются их типом и категорией. Тип центра ГСЭН учитывает преобладание сельского или городского населения, а категория — его общую численность на административной территории. Однако некоторые центры ГСЭН в сельских районах применяли штатные нормативы городских центров ГСЭН III категории. В настоящее время главные врачи всех уровней управления, реализуя предоставленное им право, могут изменять численность специалистов (в пределах фонда заработной платы) и их профиль в зависимости от социально-экономических и санитарно-гигиенических условий и особенностей своих территорий, наличия целевых комплексных программ (федеральных, региональных и местных) и др. Среди всех штатных должностей в центрах ГСЭН РФ среднегодовые врачебные должности составляют 21,8%; среднего медперсонала — 43,3%; младшего медперсонала — 22%. Соотношение врачей и среднего медперсонала в центрах ГСЭН — 1:2 (необходимое соотношение — 1:4). Всего в сети санитарно-профилактических учреждений, включая центры ГСЭН на транспорте, дезстанции, противочумные станции, другие хозрасчетные санэпидучреждения (без ведомственных санэпидучреждений МПС РФ, Минздрава РФ, Минобороны, МВД и МБ РФ), имеется 42925 штатных врачебных должностей. Современные подходы к штатно-кадровому обеспечению деятельности госсанэпидслужбы предполагают: — создание и научное обоснование информационно-аналитических технологий госсанэпиднадзора, перечней и моделей специалистов госсанэпидслужбы, учитывающих ее современные задачи и функции (новые технологии должны включать госсанэпиднадзор за всеми факторами, определяющими здоровье населения, в том числе социально-экономическими); — максимальное сохранение численности специалистов, уровня их профессиональной переподготовки для успешного выполнения основных задач и функций госсанэпидслужбы; — внедрение в центры ГСЭН социально-гигиенического мониторинга (СГМ), современных методов анализа, оценки и квалиметрии изменений в окружающей среде и здоровье населения территории для последующей научно обоснованной коррекции специалистами центров ГСЭН планов социально-экономического развития коллективов, территорий, программ обеспечения санэпидблагополучия населения. С учетом вышеизложенного планируется обоснование потребностей центров ГСЭН в соответствующих специалистах, в том числе в специалистах: — широкого профиля или врачей первого контакта (специалисты-аналитики первичной медико-социальной помощи); — узкого профиля (в рамках существующих специальностей). Внедрение новых технологий должно повлечь изменение структуры штатных должностей в центрах ГСЭН; изменить соотношение медицинских врачебных и неврачебных должностей, лиц с высшим и лиц со средним специальным образованием; определить удельный вес немедицинских специальностей для обеспечения деятельности центров ГСЭН, новые формы и методы взаимодействия специалистов внутри госсанэпидслужбы и функционального взаимодействия с другими службами и структурами государственной власти. Новая отчетная форма № 19 “Санэпид” содержит информацию о структуре и штатно- кадровом обеспечении центров ГСЭН, их укомплектованности с учетом категорий и функциональных направлений деятельности. Основные нормативные правовые акты и документы, определяющие деятельность госсанэпидслужбы, разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ Конституция Российской Федерации. Закон РСФСР “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, 1991. Закон Российской Федерации “О недрах”, 1992. Закон Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды”, 1992. Указ Президента Российской Федерации “О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы” № 453 от 01.06.92 г. Инструкция о порядке приостановления или прекращения работ Госсанэпидслужбы РФ. Приложение 2 к приказу Госкомсанэпиднадзора РФ № 47 от 08.05.92 г. О введении в действие табеля (перечня) форм статистической отчетности органов, учреждений, предприятий и организаций, подведомственных Госсанэпиднадзора России. Приказ Госкомсанэпиднадзора РФ № 113 от 16.12.92 г. Инструкция о порядке оформления и передачи материалов в органы прокуратуры по санитарным правонарушениям должностными лицами Госсанэпидслужбы Российской Федерации. Утв. приказом Госкомсанэпиднадзора РФ № 109 от 09.12.92 г. Типовая инструкция по делопроизводству в органах и учре- ждениях Госсанэпидслужбы РФ. Утв. Госкомсанэпиднадзора РФ № 01-19/46-19 от 25.12.92 г. Концепция развития государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. Утв. Госкомсанэпиднадзора РФ 25.05.92 г. Постановление Совета Министров — Правительства “О мерах по санитарно- эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации” № 437 от 11.05.93 г. Постановление Совета Министров — Правительства “О развитии Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации” № 264 от 01.04.93 г. Указ Президента РФ “О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения” № 468 от 20.04.93 г. Федеральная программа развития Госсанэпидслужбы Российской Федерации на 1993—1995 годы. Одобрена решением Президиума Совета Министров РФ. Протокол № 2 от 20.02.93 г. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, 1993. Приказ Госкомсанэпиднадзора РФ «“О реализации федеральной целевой программы Российской Федерации “Вакцинопрофилактика”» № 144 от 29.12.93 г. Приказ Госкомсанэпиднадзора РФ «“О реализации федеральной целевой программы “АнтиСПИД”» № 103 от 04.10.93 г. Приказ Госкомсанэпиднадзора РФ «“Об организации работ по реализации “Федеральной программы развития Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на 1993—1995 годы”» № 73 от 26.07.93 г. Приказ Госкомсанэпиднадзора РФ “О мерах по санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации” № 51 от 31.05.93 г. Приказ Госкомсанэпиднадзора РФ “О развитии государственной санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации” № 30 от 14.04.93 г. Служебное письмо Госкомсанэпиднадзора РФ “О перечне федеральных целевых программ” № 01-20/142-12 от 14.09.93 г. Служебное письмо Госкомсанэпиднадзора РФ «“О Республиканской долговременной программе “Миграция”» № 01-20/84-12 от 03.06.93 г. Инструкция о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения. Утв. приказом Госкомсанэпиднадзора РФ № 61 от 07.07.93 г. Положение о социально-гигиеническом мониторинге. Утв. постановлением Правительства России № 1146 от 06.10.94 г. Приказ Госкомсанэпиднадзора РФ “О реализации федеральной миграционной программы” № 56 от 16.06.94 г. Приказ Госкомсанэпиднадзора РФ “О реализации Государственной программы неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994—1996 годы” № 22 от 21.03.94 г. Служебное письмо Госкомсанэпиднадзора РФ “О разработке и реализации региональных целевых программ” № 01-20/62-12 от 15.04.94 г. Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации. Утв. постановлением Правительства Российской Федерации № 625 от 05.06.94 г. Положение о Государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании. Утв. постановлением Правительства Российской Федерации № 625 от 05.06.94 г. Постановление Правительства РФ “Об утверждении федеральной целевой программы по охране территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ на 1994—1997 годы” № 624 от 05.06.94 г. Постановление Правительства РФ «“Об утверждении федеральной целевой программы “Вакцинопрофилактика” на 1993—1997 годы”» № 623 от 05.06.94 г. Постановление Правительства РФ “О плане действия Правительства по охране окружающей среды на 1994—1995 годы” № 496 от 18.05.94 г. Постановление Правительства РФ “Об утверждении основных направлений социальной политики Правительства Российской Федерации на 1994 год” № 474 от 06.05.94 г. Постановление Правительства РФ “О государственной программе неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994—1996 годы” № 158 от 28.02.94 г. Постановление Правительства РФ “Об утверждении Положения о социально- гигиеническом мониторинге” № 1146 от 06.10.94 г. Приказ № 145 ГКСЭН от 24.11.94 г. «“О мерах по реализации постановления |
|
© 2010 |
|