РУБРИКИ

: Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

: Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)

коллектива. Среди них: власть и ответственность; единоначалие; единство

руководства; централизация; линейное управление; порядок; стабильность;

инициатива.

2. Принципы развития, направленные на оптимизацию взаимоотношений и повышение

эффективности коллективной деятельности. Это — дисциплина, справедливость,

подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный дух, постоянство

персонала, вознаграждения и др.

3. Принципы повышения имиджа, авторитета, представительства учреждения.

Методы управления бывают организационно-распорядительные,

экономико-хозяйственные, правовые и социально-психологические.

К методам управления относят:

— методы подкрепления и стимулирования;

— методы регулирования поведения;

— методы по оптимизации трудового процесса и роста ответственности сотрудников;

— развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства.

Функции управления определяются уровнем системы управления. Система

управления любого объекта имеет 3 уровня — стратегический, тактический и

оперативный. На стратегическом уровне определяются цели и возможные результаты

в перспективе. Тактический уровень позволяет оптимально определить конкретные

задачи, организацию, поэтапное выполнение и контроль результатов. Оперативный

уровень обеспечивает эффективное выполнение производственных процессов с

оптимальным использованием имеющихся ресурсов. К этому уровню можно отнести

учет, контроль и анализ деятельности уже функционирующих структур.

Среди функций управления главными являются следующие.

1. Технические операции — производство. Для медицинских учреждений к

производственным функциям относятся диагностика, экспертиза, реабилитация,

меры профилактики и др.

2. Коммерческие — покупка, продажа, обмен; для медицинских учреждений — это

продажа отдельных видов медицинских услуг.

3. Финансовые операции — привлечение средств и распоряжение ими для

осуществления деятельности.

4. Страховые — страхование и охрана имущества и лиц.

5. Учетные — бухгалтерия, учет, статистика и др.

6. Административные — перспективное программно-целевое планирование,

организация, координация, распорядительные функции и контроль.

Целями управления могут быть: новаторские, решение проблем, реализация

конкретных обязанностей, самосовершенствование.

Целям и функциям управления соответствует определенная установка

(техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная,

страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний,

определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные

способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора), нравственные

качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга, чувство

достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные (профессиональные)

знания и опыт работы.

Процесс управления включает: планирование, организацию, распорядительность,

координацию, контроль, анализ, оценку эффективности, принятие решения, подбор

персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности,

представительство и ведение переговоров и сделок.

Алгоритм (последовательность) управленческих решений:

1) постановка цели и задачи (программно-целевое планирование);

2) сбор необходимой информации;

3) моделирование и предварительная экспертиза возможных решений;

4) принятие управленческого решения;

5) организация исполнения;

6) контроль исполнения;

7) оценка эффективности и корректировка результатов.

На эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди которых

компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения,

своевременность акта управления.

Менеджмент рассматривается в виде оптимизации технологических решений и

психологических установок.

Среди факторов, мешающих развитию индивидуальных качеств у специалистов-

менеджеров, можно выделить:

— отсутствие личных ценностных ориентаций;

— отсутствие личной заинтересованности;

— недостаточная профессиональная квалификация;

— неумение влиять на людей;

— неумение самосовершенствоваться;

— неумение владеть собой;

— рвачество;

— отсутствие чувства долга;

— необязательность;

— неорганизованность;

— нечестность;

— неумение подчинять личные интересы задачам и установкам групповым,

коллективным и др.

Для эффективного управления важны мотивация (заинте­ресованная деятельность и

приверженность персонала), сочетание производственных, физиологических и

психологических ориентиров. Среди качественных способов воздействия на

коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность

методов управления и психологии управления). Существует 6 основных стилей

лидерства.

1. Директорский стиль, когда лидер руководствуется принципом “делай так, как

я сказал”, держит сотрудников под контролем и в качестве движущей силы

использует поощрение, наказание, инициативу.

2. Лидер-организатор — это строгий, но справедливый руководитель. Дает

подчиненным ясные указания, воздействует убеждением и сообщает каждому свою

оценку его качеств и достижений.

3. Личностный стиль, когда руководитель следует девизу “прежде всего люди, а

дело — потом”. Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе. В

качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство

комфортности, безопасности, спокойствия.

4. Демократический стиль, когда лидер придерживается принципа “один человек —

один голос”. Такой лидер побуждает сотрудников активно участвовать в принятии

решений, каждого лично контролирует и побуждает к активным действиям.

5. Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять сам,

берется за многие задания, много работает, предполагая, что остальные

сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим возможность

самостоятельно планировать и работать.

6. Наставнический стиль, когда лидер руководствуется принципом “ты можешь это

сделать”. Лидер такого типа помогает членам “команды” и поощряет их работать

лучше, давая им возможность личного развития.

Успешное лидерство руководителя возможно при использовании различных стилей

руководства.

Основы маркетинга

Маркетинг — это комплексная деятельность специалистов по организации

производства, сбыта продукции и реализации услуг, ориентированная на

удовлетворение потребностей населения с учетом выявленного ранее спроса и

возможной прибыли. В структуре маркетинга важным элементом является понятие

потребности.

Потребность — это определенный вид нуждаемости (физиологической, социальной,

личностно-потребительской) с учетом особенностей образа жизни, культурного

уровня и психологической ориентации личности.

Запрос — это потребность, подкрепленная покупательской способностью.

Предложение (товар, удовлетворение потребности) — это услуги, предлагаемые с

учетом покупательского спроса и стоимости.

Маркетинговые услуги позволяют реализовать товар (услугу) в тех случаях,

когда определена потребность населения, когда услуга имеет преимущественное

качество и удовлетворяющую обе стороны цену. Маркетинг может позволять

реализовать услугу (товар) посредством обмена.

Сделка — коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Условия сделки,

помимо общего согласия, должны определяться законодательством.

Рынок — это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара

(рынок товара, услуг, трудовых ресурсов и т. д.).

В связи с вышеизложенным маркетинг — это деятельность по производству и

реализации товара (услуг), направленная на удовлетворение спроса и

потребностей, с учетом качества и стоимости. Составными элементами рынка

являются коммерческие банки, биржи труда, поставщики, клиенты, профсоюзы.

В здравоохранении рынок представлен учреждениями государственного

здравоохранения. Кроме того, существуют: рынок пациентов; рынок идей; рынок

фармакологической продукции; рынок медицинской техники; рынок предметов и

услуг в области санитарии и гигиены; рынок услуг в области физической

культуры; рынок системы медицинского образования; рынок медицинских услуг и

нетрадиционных способов лечения и оздоровления; рынок медицинского

страхования и др. Каждый из видов рынка подразделяется на сегменты и виды

услуг, которые реализуют менеджеры и продавцы. Сегменты рынка определяются

потребителями с учетом медико-географических особенностей, возрастно-половых,

климатогеографических, психологических и других условий.

Рынок медицинских услуг — это совокупность медицинских технологий, изделий

медицинской техники, методов организации медицинской деятельности,

фармакологических средств, врачебного воздействия и профилактики. В плане

маркетинга любого медицинского учреждения должны быть предусмотрены следующие

вопросы.

1. Какова ситуация с наличием услуг (товара) среди определенной группы

населения или на определенной территории?

2. Каков спрос на данный вид услуг (товар)?

3. Каковы производственные и транспортные затраты на изготовление и доставку

товара (реализацию услуг), то есть себестоимость?

4. Какова потребительская стоимость товара (услуг) на местном рынке?

5. Какова покупательская способность населения?

6. Каковы выигрышные, предпочтительные стороны предлагаемой продукции (или

услуг) по сравнению с существующими на рынке?

7. Имеются ли медицинские, маркетинговые, психологические и рекламные условия

для воздействия на потребителя?

Для медицинских услуг применяются: монопольные цены (устанавливаются

производителем); номинальные цены с учетом себестоимости и минимальной

прибыльности; оптовые цены (для организаций отпускается большое количество

товара со значительной скидкой); розничные цены (в магазине) с учетом

допустимых наценок и выгоды продающей организации (продавца); рыночные цены

(равные розничным) (определяются группой продающих субъектов с учетом общей

выгоды); скользящие цены (устанавливаются с учетом различных условий);

твердые цены (определяются государством, ассоциациями потребителей,

договорами).

Существуют специальные сокращенные названия цен. Так, например, “сиф” — цена

(стоимость товара, включая стоимость перевозки до потребителя); “фоб” — цена

без доставки товара к потребителю; “франко” — цена, включающая стоимость

товара, транспортные расходы, затраты на погрузку, охрану, хранение.

Одним из главных правил маркетинговой деятельности является многоканальность

сбыта и реализации товара (услуг). Наличие многих групп потребителей разного

пола, возраста, социального положения, заинтересованных в данном виде услуг,

может поддерживаться на основе постоянного психологического воздействия на

потребителя (реклама).

Медицинские услуги, как и любой товар, имеют свои стадии жизненного цикла,

знание которых имеет важное значение в маркетинге: 1) стадия введения услуги

на рынок; 2) стадия роста потребности;

3) стадия зрелости и насыщения; 4) стадия упадка потребности.

Существует 3 типа маркетингового контроля: контроль исполнения годового

плана, контроль прибыльности и контроль исполнения стратегических установок.

Медицинские учреждения при маркетинге медицинских услуг должны учитывать:

возможности потребителя (количество, концентрация, платежеспособность,

структура заболеваемости); возможности лечебного учреждения (оснащенность,

состояние кадров, лицензирование услуг, фондовооруженность новой техникой,

опыт коммерческой деятельности); качество, уровень и доступность медицинских

услуг (набор услуг, их количество, дополнительные, желательные и обязательные

услуги, возможности совершенствования и обновления услуг, их новизна,

практический и медицинский эффект и др.); конкуренцию (количество аналогичных

услуг, их качество и эффективность, оснащенность новейшей техникой,

профессиональный уровень специалистов и их авторитет в других учреждениях).

Стратегия маркетинга (поведение на медицинском рынке) подразделяется на

стратегию в отношении продукта (услуги) и стратегии в отношении рынка.

Направлениями стратегии маркетинга для медицинских учреждений могут быть

следующие.

1. Повышение качества потребительских свойств товара (услуги). Например, для

центров ГСЭН — это использование приборов с высокой разрешающей способностью

и высокой точностью для оценки состояния окружающей среды, экспресс-методик.

2. Надежность изделия, его гарантированное обслуживание и ремонт.

3. Престижность фирмы и закрепление ее в качестве лидера по данной услуге,

производству.

4. Продажа товара (услуг) с сопутствующими нужными услугами.

5. Наличие новизны, повышающей узнаваемость продукта, улучшающей возможность

использования и эстетическое восприятие, усиливающей эффективность и др.

Одним из видов маркетинговой стратегии в современном здравоохранении должна

стать стратегия социально-этического маркетинга, которая предполагает ведение

лечебно-профилактической деятельности, продажи товаров и услуг для отдельных

специальных групп населения (пенсионеров, ветеранов войны и труда,

блокадников, одиноких, малообеспеченных, многодетных, лиц с социально

значимыми заболеваниями и др.). В коммерческой деятельности должна

обязательно быть предусмотрена программа спонсорства, бесплатности, снижения

цен, благотворительности, честности, этической направленности. Благоприятный

имидж медицинской организации, ее искренняя благотворительность создают

психологическое доверие и в конечном счете — медицинский и экономический

эффект.

Медицинское страхование, его роль и пути совершенствования

Возможны несколько вариантов медицинского страхования населения:

— система здравоохранения экономически развитых стран, где охрана здоровья

финансируется из 3 основных источников — отчисления от доходов

предпринимателей, отчисления из государственного бюджета и страховые взносы

населения;

— медицинское обслуживание застрахованных как часть системы социального

страхования, когда все взносы на эту систему поступают в государственный

бюджет и затем распределяются по учреждениям (такая система существует в

России и Великобритании);

— система добровольного страхования здоровья, которая обеспечивает оплату

медицинской помощи коммерческими (получающими за эту работу прибыль),

некоммерческими и благотворительными организациями (такая система

функционирует, например, в США);

— страховая система (или, как ее называли ранее в России, “страховая рабочая

система”) — финансирование медицинской помощи рабочим, служащим и членам их

семей исключительно за счет предпринимателей.

Отсутствие эффективного механизма управления и хозяйствования в

здравоохранении, недостаток бюджетных средств и стабильных внебюджетных

источников финансирования, недостаточная оснащенность учреждений

здравоохранения медицинской техникой, нехватка лекарственных средства, низкая

заработная плата медицинских и фармацевтических работников не обеспечивают

должного уровня оказания медицинской помощи населению, приводят к

незаинтересованности медицинских работников в повышении эффективности и

качества работы. Несмотря на ежегодное увеличение выделяемых на развитие

здравоохранения бюджетных средств, доля их в объеме валового национального

продукта за последнее десятилетие не превышала 3—4% (в 2—2,5 раза меньше, чем

расходуется на здравоохранение в развитых странах).

Действующий порядок финансирования здравоохранения требует новых форм и

подходов, основанных на сочетании заинтересованности и ответственности за

охрану здоровья не только государства, но и министерств, ведомств,

предприятий, учреждений, организаций, каждого гражданина. Такой формой

является медицинское страхование, которое предусматривает комплекс

мероприятий по аккумулированию страховыми организациями финансовых средств,

поступающих из бюджетных и внебюджетных источников на оплату медицинской

помощи застрахованным гражданам, при условии оплаты страховой организацией

медицинских услуг застрахованному лицу в определенных договором случаях.

Одним из основных условий медицинского страхования является свободный выбор

застрахованным врача и лечебно-профи­лакти­ческого учреждения, что

предопределяет появление конкуренции и способствует улучшению качества

медицинской помощи и повышению внимания к каждому гражданину, поскольку

источником материального благосостояния работников здравоохранения будут

являться средства, полученные за оказание медицинской помощи.

Основные принципы и виды медицинского страхования

Принципиально новый подход к финансированию здравоохранения определяет закон

“О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” (1991). В области

финансирования здравоохранения предполагается переход к смешанной бюджетно-

страховой модели. Медицинское страхование может быть обязательным или

добровольным.

Обязательное медицинское страхование, согласно этому закону,

является всеобщим для населения России и реализуется в соответствии с

программами, которые гарантируют объем и условия оказания медицинской и

лекарственной помощи гражданам. Размер страхового взноса для предприятий был

установлен Правительством РФ и утвержден Верховным Советом. Сумма обязательных

страховых взносов включается в себестоимость продукции. Для неработающего

населения обязательное медицинское страхование осуществляют органы

исполнительной власти, местная администрация за счет средств, предусматриваемых

в бюджетах. Страховые взносы на работающих в бюджетных учреждениях и

организациях также выплачиваются из средств соответствующих бюджетов.

Добровольное медицинское страхование проводится на основе программ

добровольного страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных

медицинских и иных услуг, сверх установленных программами ОМС. Оно может быть

коллективным и индивидуальным. Этот вид страхования осуществляется за счет

прибыли (доходов) предприятий и личных средств граждан путем заключения

договора. Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный

с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.

Субъектами медицинского страхования являются гражданин, страхователь, страховая

медицинская организация, медицинское учреждение. Страхователями неработающих

граждан являются местные административные органы, работающих — предприятия или

работодатели.

Страховые медицинские организации — это юридические лица, осуществляющие

медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на

право заниматься этой деятельностью. Лицензия выдается Министерством

экономики и финансов Российской Федерации или его органами.

Страховая компания имеет такие отделы, как отдел добровольного медицинского

страхования, медицинский отдел, который занимается анализом деятельности ЛПУ,

финансово-экономический, юридический, инженерно-технический и коммерческий

отделы.

Медицинские учреждения — это лечебно-профилактические учреждения, научно-

исследовательские и медицинские институты, коллективы и лица, имеющие

лицензию на право заниматься определенными видами деятельности и оказанием

услуг по программам обязательного и добровольного медицинского страхования.

Лицензированию подлежат все медицинские учреждения, независимо от форм

собственности. Лицензирование проводят лицензионные комиссии, созданные при

органах государственного управления из представителей территориальных

комитетов по здравоохранению, профессиональных медицинских ассоциаций,

медицинских учреждений, общественных организаций (объединений).

Осуществляется также аккредитация медицинского учреждения, то есть

определение его соответствия установленным профессиональным стандартам.

Аккредитованному медицинскому учреждению выдается сертификат.

Основным документом медицинского страхования является договор (соглашение)

между страхователем и страховой медицинской организацией, в содержание

которого входят: наименование сторон; сроки действия договора; численность

застрахованных; размер, сроки и порядок внесения страховых взносов; перечень

медицинских услуг, соответствующих программам обязательного или добровольного

медицинского страхования. Каждый застрахованный гражданин получает страховой

медицинский полис.

В соответствии с законом “О медицинском страховании граждан в Российской

Федерации” каждый гражданин может выбирать медицинскую страховую организацию,

медицинское учреждение и врача, получать медицинскую помощь на всей

территории России (принцип экстерриториальности) и медицинские услуги, по

объему и качеству соответствующие условиям договора, независимо от размера

выплаченного страхового взноса, предъявлять иск страхователю и медицинскому

учреждению за причиненный ущерб и др. Закон предусматривает создание двух

фондов — фонда здравоохранения (для реализации программ профилактики,

оздоровления специальных контингентов больных, малообеспеченных граждан) и

фонда страхования (для осуществления программ страхования).

Медицинское страхование и социальное обеспечение населения

В государственных программах обязательного медицинского страхования по-

прежнему на первом месте стоят целевые профилактические программы

(оздоровление внешней среды, планирование семьи, профилактика инфекционных

заболеваний, преодоление факторов риска, формирование здорового образа жизни

и др.). Для реализации комплексных российских и региональных программ

“Здоровье”, для обеспечения медико-социального, санитарного и эпидемического

благополучия населения необходимо финансирование из государственного бюджета,

местных бюджетов.

Медицинское страхование предусматривает создание специального “Фонда

здравоохранения” для гарантированного медико-социаль­ного обеспечения

населения необходимым комплексом медицинских услуг. Создается сеть

религиозных, благотворительных, меценатских и общественных организаций и

фондов, которые содействуют расширению комплекса медико-социальных услуг.

В страховой медицине осуществляется принцип солидарности “здоровый платит за

больного, богатый — за бедного”. Медицинское страхование позволяет

застрахованным получить дорогостоящую медицинскую помощь (при травме,

хирургических вмешательствах, хронических заболеваниях и др.) за счет средств

территориального фонда ОМС.

Основные организационно-методические принципы

научной организации труда в учреждениях здравоохранения

Научной следует считать такую организацию труда, которая основывается на

последних достижениях науки и передовом опыте, обеспечивает наиболее

эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное

повышение производительности труда, способствует сохранению здоровья человека

и постепенному превращению труда в первую жизненную потребность. Задача

научной организации труда (НОТ) — достижение максимального эффекта от труда

человека при условии минимальных затрат как человеческой энергии, так и

материальных ресурсов. НОТ включает изучение условий производственной среды с

точки зрения физиологии человека, психологии, социологии, гигиены труда,

техники безопасности и др., выработку на основе этих исследований наиболее

рациональных организационных форм, методов и приемов труда, а также широкое

внедрение их в практику.

Вопросы организации труда и внедрения НОТ рассматриваются в следующих

направлениях: разделение и кооперация труда; совершенствование организации

рабочих мест и условий труда; внедрение оргтехники; распространение принципа

централизации и специализации в работе органов и учреждений здравоохранения;

повышение квалификации кадров.

Общие принципы НОТ:

— внедрение единых медицинских критериев и стандартов на основе достижений

медицинской науки в практику диагностики, лечения и профилактики;

— разделение, кооперация труда и специализация медицинских учреждений, четкое

распределение функциональных обязанностей медицинского персонала в

соответствии с должностными характеристиками и должностными инструкциями;

— нормирование и стимулирование труда;

— правильный подбор и расстановка кадров по требуемой квалификации и

должностным обязанностям;

— организация и обслуживание рабочего места медицинского персонала.

С учетом этих принципов и 4 основных факторов (медицинский работник;

технический; организационный; фактор времени) можно выделить следующие

направления внедрения НОТ в практику:

— повышение дисциплины труда как предпосылка, с которой надо начинать любую

организацию труда;

— разработка и внедрение должностных инструкций, рациональных методов,

приемов и режимов труда;

— разделение и кооперация труда, централизация труда и управления;

— внедрение единой медицинской доктрины, то есть определение уровня и объема

медицинской помощи на каждом этапе (например, для сельских жителей или

отдельных групп больных);

— разработка эффективных систем повышения квалификации медицинского персонала;

— разработка типовых рабочих мест и их оснащение;

— соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований;

— развитие производственной эстетики;

— обеспечение современной медицинской техникой;

— соблюдение правил техники безопасности;

— компьютеризация в ведении документации и оснащение оргтехникой;

— использование современных систем связи;

— совершенствование нормирования труда медицинских работников.

Перспективное и текущее планирование медицинской деятельности,

определение потребности в кадрах

Планирование можно считать одним из принципов организации медицинской помощи.

Оно является важнейшей функцией управления здравоохранением. В условиях

перехода на новые экономические принципы хозяйствования планирование теряет

свои обязательные централизованные функции, приобретает рекомендательный

характер, сводится к прогнозированию, составлению различного рода программ по

охране здоровья населения и окружающей среды.

Планирование должно быть сосредоточено на рациональном и эффективном

использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Это означает, что

следует учитывать объем, характер и потребности населения в медицинской

помощи, возможности их удовлетворения, использовать рациональные

экономические формы медицинской помощи. Планирование включает: составление

плана, организацию его исполнения и контроль, проверку исполнения. Любой план

должен показывать не только то, что должно быть достигнуто, но и способы

достижения. План — это документ, определяющий сущность, последовательность,

направленность и тактику деятельности конкретных исполнителей, в конкретные

сроки и на конкретных участках деятельности. В здравоохранении планируются:

потребность в кадрах, развитие материально-технической деятельности,

перспективы финансирования.

Планы бывают перспективные (на длительный период) и текущие

(оперативные, месячные и годовые). Кроме того, составляются планы деятельности

учреждений и планы развития (строительство, ремонт, реконструкция). Наиболее

действенными являются комплексные планы, планы-задания на объект и др.

Рациональное планирование отвечает таким требованиям, как четкое определение

целей и задач, реальность и конкретность планируемых мероприятий, выделение

ведущих задач, сравнимость и сопоставимость показателей, конкретизация сроков

исполнения и исполнителей.

Среди методов планирования наиболее часто применяются: аналитический (анализ

исходных планов), нормативный (для определения потребности в нормативных

показателях), экспериментальный (расчет показателей на основе предыдущего

эксперимента) и другие специальные методы (балансовый, соотношений, пропорций

и др.).

При планировании необходимо руководствоваться программно-целевым методом,

который обеспечивает системный подход к составлению плана, позволяет выделить

цели и задачи и направить каждое планируемое мероприятие на выполнение

определенной цели. Это требует изменения технологии планирования (определение

целей и задач, поэтапное выполнение мероприятий, согласование с

исполнителями, комплексирование, расчет ожидаемой эффективности и др.).

Планирование деятельности специалистов медицинских учреждений предусматривает

определение функции врачебной должности

(в соответствии с конкретными показателями и измерителями). При планировании

амбулаторной помощи сначала формируют кадры врачей, а затем — сеть

амбулаторных учреждений. Нормативом при определении потребности населения в

амбулаторной помощи является число посещений поликлиники на одного жителя в год

(в городе — 12—14 посещений). Зная число жителей, можно определить общее число

предстоящих посещений пациентами терапевта. Для определения функции врачебной

должности (нагрузка на врача в течение года) учитывают нагрузку на терапевта за

час приема (в поликлинике — 5, на дому — 2), число часов приема в день, число

рабочих дней в году.

План работы поликлиники должен содержать следующие данные: мощность

поликлиники; объем деятельности поликлиники; кадровый состав и показатели

деятельности врачебной должности; объем необходимых для содержания

поликлиники финансовых средств.

При планировании стационарной помощи сначала формируется сеть больничных

учреждений, а затем определяется потребность в кадрах. При определении

потребности населения в койках принято считать число коек, необходимое на 10000

жителей. Обеспеченность населения больничными койками составляет примерно

100—120 на 10000 человек. Исходя из нормативных показателей, можно рассчитать

потребность в специализированных койках (терапевтических — 28, неврологических

— 5, инфекционных — 10, хирургических — 16, акушерских — 9 на 10000 человек).

Категория центров ГСЭН и потребность в специалистах определяется числом

обслуживаемого населения. Потребность в лаборантах зависит от числа

лабораторных анализов.

Перспективную потребность в койках можно рассчитать по специальным формулам с

учетом уровня обращаемости (заболевае­мости), процента госпитализации,

средней продолжительности пребывания больного в стационаре, среднегодовой

занятости койки. Перспективные направления развития здравоохранения,

оздоровления окружающей среды, производственных условий, оптимизации образа

жизни и укрепления здоровья населения предусматриваются в целевых

региональных и местных программах “Здоровье”, в планах экономического и

социального развития административных территорий. При их составлении

используются методы программно-целевого планирования, моделирования и

прогнозирования.

Методы планирования индивидуальной работы врачей.

Показатели качества и эффективности их работы

Простейшей формой текущего планирования является индивидуальное планирование.

С этой целью каждый сотрудник составляет план-график работы на определенный

период. Составляется план-график деятельности, командировок, научно-

практической работы и т. п. При этом необходимо учитывать задачи годового

плана учреждения (отдела); эффективность выполненных мероприятий за

предыдущий год; изменение плановых нормативов, режима работы; реконструкцию,

ремонт и т. п.

Индивидуальный план позволяет повысить ответственность и заинтересованность

врача в результате своей работы, улучшить дисциплину, контроль. При его

составлении необходимо руководствоваться положением о враче-специалисте,

должностной инструкцией, годовым планом и показателями работы учреждения и

другими исходными данными, характеризующими конечные результаты. В плане

указываются мероприятия, рабочие дни месяца, выполнение мероприятий

(плановых, внеплановых), сроки их исполнения и исполнители. Мероприятия и

сроки их исполнения должны быть конкретными. Утверждает и контролирует план

руководитель учреждения.

В индивидуальных планах и графиках работы должны соблюдаться принципы

приоритетности и выделения ведущих задач.

Показатели качества и эффективности работы необходимы для оценки деятельности

специалиста; они должны быть заранее оговорены и утверждены в соответствующих

официальных документах, должны носить обязательный характер (в должностных

инструкциях, в стандартах качества и др.). Их можно разделить на следующие

2 группы.

1. Общие показатели эффективности, которые зависят от работы не только

специалиста, но и всего медицинского учреждения, а также от санитарно-

эпидемических условий, экологических факторов внешней среды и др. В первую

очередь к ним можно отнести показатели заболеваемости населения и санитарно-

демографические данные.

2. Специальные, или частные, показатели качества специфичны и конкретны для

каждой специальности.

Однако есть и общие для всех врачей показатели, которые должны отражать

качество диагностики, лечения и профилактики заболеваний, частоту осложнений

и рецидивов заболеваний, средние сроки лечения и др. Для оценки конечных

результатов деятельности врача служат также данные о частоте жалоб или

благодарностей пациентов за оказанную медицинскую помощь, об интенсивности и

плотности нагрузки, использовании медицинского оборудования и аппаратуры,

исходах лечения и эффективности оздоровительных мероприятий.

Комплексное планирование лечебно-профилактической помощи

на административной территории.

Структура и порядок утверждения комплексных планов

Действенными формами оздоровительной работы являются единые комплексные

планы. Они (для отдельных объектов или для административной территории)

направлены на проведение комплексных мероприятий силами не только медицинских

работников (лечебного и гигиенического профиля), но и специалистов

технических, административных, профсоюзных, финансовых, юридических и других

подразделений и ведомств. На основе анализа медико-демографической,

эпидемической и экологической ситуации, оценки санитарного состояния и

здоровья различных групп населения и уровня технического обеспечения

планируются мероприятия с указанием сроков исполнения и ответственных.

Составление комплексных планов организуется врачами-специалистами

(руководителем комитета по здравоохранению и главным государственным

санитарным врачом территории), утверждают их руководители администрации

территории. После утверждения план приобретает форму документа, обязательного

для всех исполнителей. На отдельных производственных объектах комплексные

планы составляют главные врачи медико-санитарных частей, цеховые терапевты,

санитарные врачи по гигиене труда. Утверждает их директор объекта.

Комплексный план включает такие мероприятия, как организационные, санитарно-

технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, материально-

финансового обеспечения. Составляются комплексные планы по охране окружающей

среды, по благоустройству и оздоровлению территории (объекта), по

профилактике отдельных заболеваний (травматизма), по профилактике

специфических для данного региона или объекта заболеваний, по оздоровлению

труда женщин, подростков и др.

Система подготовки и усовершенствования кадров

в условиях реформирования высшего медицинского образования

ВОЗ предложен термин “непрерывность подготовки специалистов”. Обучение

медицинским специальностям осуществляется в системе средних и высших

медицинских учебных заведений. В настоящее время подготовка специалистов с

высшим медицинским образованием проводится на факультетах: лечебно-

профилактическом, медико-профилактическом, педиатрическом, стоматологическом,

химико-фармацевтическом, высшего сестринского образования.

Непрерывность обучения и необходимость перехода медицинского образования к

международным стандартам предусматривают совершенствование системы подготовки

студентов.

В ряде вузов России предусмотрено обучение студентов на общеврачебном

факультете в течение 6 лет. После окончания вуза выпускник может избрать

специальность, обучаться которой будет от 1,5 до 2 лет. Учебные программы

подготовки ориентированы на обучение врача общей практики (семейного врача).

После окончания института обучение может быть продолжено в клинической

ординатуре и аспирантуре.

Образование врача с получением диплома не заканчивается. Последипломное

образование осуществляется по двум направлениям — специализация и

усовершенствование. Усовершенствованию подлежит каждый врач в среднем через 5

лет работы. Проводится оно на базе институтов усовершенствования и

факультетов усовершенствования при медицинских вузах. Кроме комплексной

подготовки, в повышении квалификации используются курсы информатики и

стажировки по специальности. Существует форма подготовки на рабочем месте в

лучших медицинских учреждениях, у опытных специалистов.

Постоянному росту квалификации и развитию творческой инициативы медицинских

кадров способствует аттестация врачей: определение знаний и практических

навыков, присвоение квалификационной категории. Первая проводится

периодически 1 раз в 5 лет, вторая — по желанию врача. По истечении 5-летнего

срока врачи, имеющие квалификационные категории, проходят переаттестацию. Она

проводится аттестационной комиссией. Аттестации подлежат все врачи,

работающие в данном учреждении здравоохранения не менее одного года и не

имеющие квалификационной категории. Молодые специалисты проходят аттестацию

через 3 года после окончания интернатуры (стажировки).

Аттестационная комиссия определяет квалификацию врачей-специалистов по трем

квалификационным категориям: высшая — присваивается врачам, имеющим стаж

работы по данной специальности не менее 10 лет и высокую теоретическую и

практическую профессиональную подготовку; первая — присваивается врачам со

стажем работы по специальности не менее 7 лет; вторая — присваивается врачам

со стажем работы по данной специальности не менее 5 лет.

Деятельность врачей общей практики в России и за рубежом

Создание института врачей общей практики в России началось в 1988 г. В

настоящее время ВОП работают в основном в государственных медицинских

учреждениях (территориальные поликлиники, городские и сельские врачебные

амбулатории), относительно небольшая часть работают в негосударственных

учреждениях и как частнопрактикующие. В обобщенном виде можно говорить о

следующих формах работы ВОП: индивидуальный прием пациентов и групповая

практика (отделения или бригады). Обычно в бригаду входят стоматолог, хирург,

акушер-гинеколог, реже педиатр.

В качестве ВОП работают в основном участковые терапевты, прошедшие

специальную подготовку на факультетах усовершенствования врачей. Первичная

додипломная подготовка ВОП осуществляется сейчас во многих вузах России.

Разработана и утверждена МЗ РФ программа подготовки ВОП и медицинских сестер

общей практики.

ВОП не только выполняют функции участковых терапевтов, но также ведут прием

пациентов с неврологическими, офтальмологическими, хирургическими и ЛОР-

заболеваниями. По мнению экспертов, проанализировавших состав пациентов,

обращающихся к врачам-специалистам, ВОП может взять на себя 22,7% от общего

числа посещений хирурга и 36,4; 41 и 46,6% от общего числа посещений

соответственно офтальмолога, отоларинголога и невропатолога.

График рабочего дня ВОП строится следующим образом: 4 ч — амбулаторный прием

и 2,5 ч — посещение больных на дому. Часть ВОП выполняют ночные дежурства в

стационарах, но специальные койки для их пациентов нигде не выделены.

Практика выделения квартир для ВОП в пределах территориального участка

привела к тому, что больные довольно часто пользуются услугами врачей в

вечернее и даже в ночное время.

В среднем в месяц на одного ВОП приходится от 820 до 1200 посещений, то есть

ежедневный прием составляет 16—20 пациентов. ВОП ведут прием совместно с

медицинскими сестрами, а на селе, кроме того, и с фельдшерами-акушерками.

Соотношение врачебного и среднего медперсонала в учреждениях колеблется от

1:1 до 1:3. Специально подготовленных медицинских сестер пока не хватает,

планируется расширить их додипломную подготовку в медицинских училищах и на

факультетах высшего сестринского образования медицинских вузов.

ВОП, работающие в поликлиниках, пользуются лечебно-диагностической базой

своего учреждения. Во врачебных амбулаториях, удаленных от поликлиник, ВОП

ограничиваются назначением пациентам простейших исследований (ЭКГ, рино- и

отоскопия, функция внешнего дыхания, экспресс-анализы мочи на сахар, белок и

др.). Из лечебных мероприятий в амбулаториях проводятся различные инъекции,

массаж, физиотерапевтические процедуры (УВЧ, ингаляции, УФО, электрофорез и

др.).

Численность населения, обслуживаемого одним ВОП, колеблется от 1600 до 2500

человек; радиус обслуживаемого участка в городе — менее 1 км, однако имеются

участки с радиусом 3 км и более. На участках, где высока доля лиц пожилого и

старческого возраста, примерно каждый пятый визит делается с медико-

социальной целью. Многие ВОП ведут учет одиноких, хронически больных,

инвалидов, лиц с асоциальным поведением, поддерживают связь с органами

социального обеспечения, оформляют нуждающихся в дома-интернаты, организуют

стационары на дому.

Картину заболеваемости взрослого населения по обращаемости к ВОП в основном

определяют 5 классов болезней: болезни органов дыхания — 250,5 случая на 1000

жителей старше 15 лет; болезни системы кровообращения — 97,8‰; болезни

костно-мышечной системы и соединительной ткани — 89,0 ‰, травмы и отравления

— 78,1‰ и болезни органов пищеварения — 51,7‰, что составляет соответственно

36; 14; 12,8; 11,3 и 7,4% от общего числа заболеваний.

В течение года на консультацию к “узким” специалистам в среднем направляется

19,1% пациентов, на обследование в другие учреждения — 14,3%,

госпитализируется — 7,1% больных.

Опрос врачей показал, что после того как они занялись общей практикой,

изменился характер их работы (расширился диапазон заболеваний, с которыми

обращаются пациенты, уменьшилось число консультаций у специалистов,

увеличился объем диагностической работы), обслуживание стало удобнее для

пациентов (быстрее устанавливается диагноз и начинается лечение), удалось

лучше узнать больного, его семью, возросло доверие пациентов к врачу,

появилась самостоятельность в работе, повысился интерес к ней.

Первые итоги внедрения общеврачебной (семейной) практики свидетельствуют о

целесообразности развития этой службы в стране. Проблема заключается в

расширении додипломной и последипломной подготовки ВОП и медицинских сестер

общей практики, обеспечении их необходимым лечебно-диагностическим

оборудованием, создании оптимальных условий для работы, разработке правовой

базы, механизма дифференцированной оплаты труда.

В настоящее время в мире существует несколько моделей организации работы ВОП,

семейного врача.

Первая модель. ВОП, семейный врач, работающие в индивидуальном порядке.

Вторая модель. Групповая врачебная практика (врачебная амбулатория). При

такой организации работы врачей немного снижается уровень доступности

медицинской помощи населению, так как врачебная амбулатория обслуживает до

10000 жителей, но появляется возможность более оперативного обследования

населения с использованием минимального набора тестов, взаимозаменяемости

врачей и разделения некоторых их функций, более высокого технического

оснащения. Врачи общей практики (семейные врачи), объединенные в групповую

практику, в основном ведут прием пациентов, а остальную работу выполняют

средние медицинские работники.

Третья модель. Центры здоровья (ЦЗ), которые представляют собой

объединение нескольких групповых врачебных практик с дополнением целого ряда

новых функций, включая организацию специальных стационаров по уходу за

больными, инвалидами и престарелыми. В сельской местности такие центры

создаются на 30—35 тыс. жителей, в городах — на 35—40 тыс. человек. В задачи ЦЗ

входят: охрана здоровья матери и ребенка; охрана здоровья работающего

населения; забота о здоровье учащихся; охрана здоровья престарелых; оказание

стоматологической помощи; оказание первичной медицинской и лечебной помощи

(амбулаторная, стационарная); пропаганда здорового образа жизни;

транспортировка больных.

ПМСП при этом становится более разнообразной и концентрированной, а

уменьшение ее доступности компенсируется обеспечением центров

автотранспортом. Такая модель, в частности, характерна для Скандинавских

стран. Так, например, в Финляндии каждая община обязана по закону

самостоятельно или совместно с другими общинами организовать и содержать ЦЗ.

В состав ЦЗ входят следующие отделы: охраны здоровья матери и ребенка,

врачебные амбулатории, клиническая лаборатория, стационар общего профиля.

Минимальная численность населения для организации ЦЗ составляет 10000

человек. Однако в отдаленных и редконаселенных районах центры могут быть

организованы и при меньшей численности населения. В настоящее время в

Финляндии насчитывается более 200 центров здоровья. Работа ЦЗ направляется

отделом здравоохранения общины или федерации общин. Эти отделы осуществляют

наем персонала, разрабатывают планы и контролируют их выполнение, организуют

участие населения в решении вопросов здравоохранения. В большинстве центров

работают 4 врача (минимальное число врачей — 3).

Четвертая модель. ВОП (семейный врач) работает в поликлинике. Эта модель

наиболее приемлема для России и для некоторых стран Восточной Европы, так как

не требует значительных капитальных затрат на строительство новых учреждений.

Она является оригинальной и не имеет аналогов в мировой практике. Суть этой

модели заключается в полном изменении организационных форм работы имеющихся

амбулаторно-поликлинических учреждений, в устранении таких крупных недостатков

в их деятельности, как:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.