РУБРИКИ |
: Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления) |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
: Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1146 “Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге”». Рекомендации Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации о построении структуры центров ГСЭН. Информационное письмо № 01-20/189-10 от 28.10.94 г. Права и обязанности должностных лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Права и обязанности должностных лиц, органов и учреждений госсанэпидслужбы изложены в ст. 38 и 39 закона РСФСР “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (1991). Главные государственные санитарные врачи и их заместители имеют право: — вносить в органы государственной власти и управления предложения по вопросам выполнения санитарного законодательства, по проектам планов социального и экономического развития территорий, комплексных программ по охране здоровья населения, окружающей природной среды, улучшению условий труда и проживания граждан; — беспрепятственно посещать (по предъявлении служебного удостоверения) и проводить обследования организаций, предприятий, жилищных условий граждан, а также условий работы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, с целью проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий и соблюдения действующих санитарных правил; — предъявлять предприятиям, организациям и гражданам требования о проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении санитарных правонарушений, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований; — поручать проведение специальных экспертиз и консультаций и по их результатам представлять предприятиям, организациям и гражданам основанные на действующих санитарных правилах заключения; — выявлять и устанавливать причины и условия возникновения и распространения инфекционных и профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей; — приостанавливать до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения — прекращать строительство и эксплуатацию объектов; — вносить предложения в органы государственной власти и управления, а также в финансово-кредитные органы о запрещении или введении на отдельных территориях особых условий и режимов проживания населения; — принимать решения: о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источником их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в котором они заняты; о проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями; об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих; о проведении дезинфекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на территории, где сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний; о проведении профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям; — вызывать в учреждения госсанэпидслужбы должностных лиц и граждан для рассмотрения материалов по фактам санитарных правонарушений; — рассматривать дела о санитарных правонарушениях, налагать административные взыскания, передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовного дела, представлять вышестоящим должностным лицам или органам управления предложения о применении дисциплинарных мер воздействия; — предъявлять требования о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан; о возмещении расходов лечебно-профилактических и санитарно- профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей; об уплате штрафов; — получать от предприятий, организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на органы и учреждения госсанэпидслужбы задач; — отбирать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы. Главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица и специалисты госсанэпидслужбы, осуществляющие санэпиднадзор, в пределах своей компетенции обязаны: — использовать своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению санитарных правонарушений; — координировать свою деятельность с органами государственной власти и управления, общественными объединениями, заинтересованными в защите прав граждан и общества, в охране и укреплении здоровья населения, обеспечении его санитарно-эпидемиологического благополучия; — сохранять государственную и коммерческую тайну в отношении информации, которая может быть им известна при выполнении своих функциональных обязанностей; — содействовать развитию самосознания и самодеятельности граждан в вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия и выполнения санитарного законодательства Российской Федерации. Права и обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия Права и обязанности граждан по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия изложены в ст. 5 и 6 закона РСФСР “О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения”, в ст. 7, 41, 42 Конституции Российской Федерации, разделах 4, 5, 6, 8, 10 и 12 “Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”. Граждане России имеют следующие права. 1. Право на благоприятную среду обитания (окружающая природная среда, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемая или используемая продукция и др.), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека, настоящего и будущих поколений. 2. Право на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью. Возмещение ущерба производится предприятиями, организациями и гражданами, допустившими нарушения санитарных правил, добровольно или по решению суда. 3. При обращении на предприятия и в организации имеют право на получение полных и достоверных сведений: о состоянии среды обитания, здоровья населения, эпидемической обстановки; о действующих санитарных правилах; о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и их результатах; о качестве выпускаемых товаров народного потребления, пищевых продуктов, а также питьевой воды. 4. Непосредственно или через своего представителя, либо через общественные объединения имеют право участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами власти и управления решений, направленных на обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения. Граждане России обязаны: 1) заботиться о своем здоровье, здоровье и гигиеническом воспитании своих детей, используя предоставляемые обществом возможности по формированию здорового образа жизни; 2) соблюдать действующие санитарные правила; 3) проводить или принимать участие в проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий; 4) выполнять заключения, постановления, распоряжения и предписания должностных лиц госсанэпидслужбы; 5) использовать право на получение информации о санитарно-эпидемической обстановке на благо своего здоровья и здоровья окружающих.
Формы и методы планирования работы центров ГСЭНДля планирования работы в центрах ГСЭН необходимо иметь данные о составе населения, медико-демографической ситуации (рождаемость, смертность и др.), о заболеваемости, об основных характеристиках образа жизни и перспективах социально-экономической ситуации и состояния окружающей среды. Различают планирование перспективное (стратегическое) и текущее (тактическое). Организация выполнения планов включает мероприятия по подготовке различных решений, достаточному и своевременному обеспечению кадрами, материальными и финансовыми ресурсами, по координации деятельности различных специалистов медицинского и немедицинского профиля, методическое руководство и др. Планирование деятельности приобретает специфические особенности в соответствии с уровнем управления санитарно-эпидемиологической службы. Ответственность за организацию, планирование и непосредственное проведение мероприятий на конкретной территории лежит на главном государственном санитарном враче данного административного уровня. Планы работы можно подразделить на 4 основные группы: 1) планы работы по времени (текущие и перспективные); 2) планы центра ГСЭН по содержанию планируемых мероприятий (планы развития и планы деятельности структурных подразделений); 3) комплексные планы санитарно-оздоровительных и противоэпидемических мероприятий; 4) планы-задания по объектам, подлежащим санитарному надзору. При составлении плана можно руководствоваться функционально-отраслевым, проблемно-тематическим и программно-целевым принципами. Функционально-отраслевой принцип планирования позволяет выделить конкретные задачи на планируемый период с учетом объема и характера деятельности конкретного отдела, лаборатории, отделения, специалиста. Он наиболее удобен при текущем квартальном планировании, а также при планировании на год разделов работы каждого подразделения. Проблемно-тематический принцип составления плана позволяет выделить основные, общие для всей санэпидслужбы административной территории мероприятия независимо от того, какие подразделения являются их исполнителями. Этот метод наиболее приемлем при составлении комплексных планов по отдельным проблемам (санитарная охрана воздушного бассейна, почвы, водоемов; профилактика кишечных инфекций, травматизма) и соответствует структуре центров ГСЭН в настоящий период. При этом методе планирования различные по характеру мероприятия объединены общей задачей, единой направленностью, что позволяет определить их стоимость, ожидаемую экономическую, социальную и медико-санитарную эффективность. Программно-целевой принцип планирования более наукоемок и эффективен. Он предусматривает: постановку конкретных и реальных целей в масштабе всего учреждения или территории; определение задач, необходимых для их реализации; уточнение ожидаемых результатов для каждой из целей, по степени достижения которых можно судить об эффективности деятельности; разработку пакетов мероприятий, ориентированных на выполнение конкретных целевых установок; распределение мероприятий по исполнителям, соисполнителям и видам комплексирования (внутриучрежденческое — между специалистами различных подразделений центра ГСЭН; внутриотраслевое — взаимодействие учреждений, входящих в систему госсанэпидслужбы; межотраслевое — проведение мероприятий совместно с органами власти и управления, другими контрольными и надзорными структурами); определение сроков исполнения и разработку системы контроля реализации планового документа; расчет стоимости мероприятий и определение источников их финансирования. Этот принцип обеспечивает комплексность и большую целенаправленность деятельности госсанэпидслужбы, отражает координирующую роль центров ГСЭН при проведении профилактических и оздоровительных мероприятий на административных территориях. При планировании на территориальном уровне допускается сочетание функционально-отраслевого и проблемно-тематического принципов. Годовой план работы можно сгруппировать по 4 основным разделам: 1) организационные мероприятия и работа с кадрами; 2) мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости; 3) общесанитарные и оздоровительные мероприятия; 4) материально-техническое оснащение. Выделяют основные проблемы и задачи, участие в решении этих проблем различных подразделений. Простейшей формой текущего планирования является индивидуальное планирование. С этой целью каждый сотрудник составляет план-график работы на определенный период (как правило, на месяц). Составляются планы-графики командировок, выполнения научно-практической работы и т. п. При составлении плана-графика необходимыми предпосылками являются общие задачи годового плана, анализ эффективности обследования объектов за предыдущий период, дополнительная информация по изменению санитарного состояния на объекте (изменение режима работы, возможности реконструкции объекта, предложения администрации, общественности и др.). Индивидуальные планы должны быть конкретными. В них должны быть отражены объекты и сроки обследования, отметки о контроле выполнения, результаты. При планировании числа посещений объектов санитарными врачами и их помощниками в течение года исходят из принятых ранее ориентировочных норм: пищевые объекты — 7—8 раз, коммунальные — 4—5 раз, детские и подростковые учреждения — 8—9 раз. Один хозяйственно-пищевой водопровод планируется обследовать 10—12 раз в год. Посещать объекты в виде предупредительного санитарного надзора желательно не менее 4 раз в год. Составлением годового плана не ограничивается плановая работа. В последние годы в деле планирования большое внимание стало уделяться разработке так называемых комплексных планов (оздоровления внешней среды, профилактики отдельных заболеваний и др.). План называется комплексным потому, что он охватывает весь комплекс санитарно-противоэпидемических и лечебно- профилактических мероприятий. Планы-задания составляют только на те объекты, где необходимо проведение крупных санитарно-гигиенических мероприятий, требующих больших капиталовложений (реконструкция, строительство и благоустройство детских оздоровительных лагерей, баз отдыха и др.). Основными требованиями, предъявляемыми к планам, являются: актуальность, конкретность, действенность и реальность каждого планируемого мероприятия; совместное участие различных специалистов в осуществлении запланированных мероприятий; выделение главных задач на данный отрезок времени; оценка качества выполнения и эффективности.
Социально-гигиенический мониторинг“Федеральной программой развития Госсанэпидслужбы Российской Федерации на 1993—1995 годы” предусмотрены разработка, внедрение и эксплуатация системы информационного обеспечения санэпидблагополучия населения в соответствии с федеральной целевой программой “Информатизация России”. Автоматизированная информационная система “Санэпид” направлена на создание локальных, региональных и федеральных информационных полей, банков и баз данных о состоянии здоровья населения и среды обитания, сопряженных с другими информационными системами и доступных для пользователей всех уровней службы; органов государственного управления, заинтересованных предприятий, организаций, учреждений и граждан. Для обеспечения эффективного наблюдения, оценки и прогнозирования санитарно- эпидемиологического благополучия населения, своевременного установления, предупреждения и устранения (уменьшения) причин и условий, неблагоприятно воздействующих на здоровье, постановлением Правительства РФ № 1146 от 06.10.94 г. утверждено “Положение о социально-гигиеническом мониторинге”, регламентирующее условия его реализации. По представлению центров ГСЭН органы власти субъектов Федерации на своем уровне принимают соответствующие постановления, в которых возлагают на госсанэпидслужбу территории разработку территориальной программы, определяющей структуру, содержание и порядок ведения СГМ, объем средств из местного бюджета на финансирование работ; поручают (предлагают) центру ГСЭН территории осуществлять руководство и координацию работ по проведению, совместно с уполномоченными на это Правительством РФ органами и учреждениями, социально-гигиенического мониторинга. Задачами социально-гигиенического мониторинга являются: — организация системы непрерывного наблюдения за показателями, характеризующими состояние здоровья, приоритетными факторами среды обитания человека и формирование специализированных банков данных; — системный анализ данных с использованием современных геоинформационных технологий; — интеграция системы СГМ и информационных систем правительства области; — предоставление органам исполнительной власти и управления, организациям, учреждениям, предприятиям и гражданам достоверной информации о состоянии здоровья населения, среды обитания; — формирование научно обоснованных предложений, региональных программ и нормативов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения области. Организационная структура СГМ выглядит следующим образом. 1. СГМ организуется на местном (районном, городском) и региональном (областном) уровнях и осуществляется областными, районными и городскими центрами ГСЭН совместно с уполномоченными на то министерствами, департаментами, комитетами правительства, администрациями территорий, учреждениями здравоохранения, медицинскими страховыми фондами, учреждениями статистики, территориальными органами Госкомприроды, Росгидромета, Госкомзема, Рослесхоза, Госкомрыболовства, Госстандарта и другими заинтересованными организациями, контролирующими и надзорными органами. 2. Участники СГМ осуществляют согласованный поэтапный переход на представление информации в единых форматах, создают единую телекоммуникационную систему обмена информацией, формируют специализированный банк данных системы СГМ на базе областного центра ГСЭН. 3. При проведении социально-гигиенического мониторинга на местном уровне обеспечиваются: — сбор, хранение и анализ информации, характеризующей санитарно- эпидемиологическое благополучие населения территорий (данные о здоровье населения, заболеваемости, смертности, инвалидности, условиях воспитания и развития детей и подростков, социальной среде обитания человека, природно- климатических факторах и источниках антропогенного воздействия на человека и окружающую среду, охране и условиях труда, радиационной безопасности и др.); — создание информационного фонда СГМ; — оценка состояния здоровья населения территории, окружающей природной, производственной и социальной среды, а также прогнозирование их изменений; — подготовка предложений органам местного самоуправления по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения территории. 4. При проведении СГМ на областном уровне обеспечиваются: — методическое руководство и координация работ ведения, материально- технического и информационного обеспечения СГМ; — осуществление системного анализа с использованием современных геоинформационных технологий, данных о состоянии здоровья населения и среды обитания; — передача информации (в установленные сроки и в единых форматах) в областную правительственную информационную систему, Российский информационно- аналитический центр и подсистемы учреждений (ведомств, организаций), задействованных в проведении СГМ на территории; — подготовка предложений по вопросам обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения территории для принятия решений правительством области по профилактике заболеваемости и преждевременной смертности населения. Информационный фонд СГМ представляется в виде систематизированных в определенном порядке данных многолетних наблюдений за состоянием здоровья населения, среды его обитания, а также нормативно-справочных материалов, сведенных в статистические регистры — базы данных, с использованием современных геоинформационных и аналитических технологий. Информационный фонд СГМ состоит из данных, характеризующих здоровье населения. В их число входят: — медико-демографические показатели (численность, плотность населения, рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, средняя продолжительность ожидаемой жизни при рождении и др.), отягощенность наследственной патологии, уровень физического развития, инфекционная и неинфекционная заболеваемость; — состояние среды обитания человека (природно-климатические факторы, состояние атмосферного воздуха, качество питьевой воды и состояние водоемов в местах водопользования, загрязнения почвы, производственно-профессиональные факторы, факторы жилищной среды, питания и др.); — социально-экономическое положение населенных пунктов территории, оказывающее влияние на изменение санитарно-эпидемиологического благополучия (уровень материального благосостояния жителей, жилищные условия, длительность проживания и миграции, состав производств, степень социальной защищенности работающих, обеспеченность массовыми оздоровительными учреждениями, доступность медико-социальной помощи, особенности образа жизни и поведения населения и др.). Информационный фонд СГМ на районном уровне формируется на базе данных территориальных медицинских объединений районными отделами статистики, страховыми фондами и компаниями, загсами, районными комитетами по охране природы, местными администрациями. На областном уровне информационный фонд создается на базе данных наблюдений, проводимых территориальными органами госсанэпиднадзора совместно с уполномоченными на то министерствами, департаментами, комитетами правительства, администрациями территорий, учреждениями здравоохранения, медицинскими страховыми фондами, учреждениями статистики, Комитетом по охране окружающей среды, Управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Бассейновым управлением по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, Региональным геологическим центром и другими территориальными органами. Обмен данными информационного фонда СГМ между органами, учреждениями и организациями, уполномоченными на ведение данного мониторинга, осуществляется бесплатно. Таким образом, система социально-гигиенического мониторинга представляет собой эффективный механизм реализации основной задачи Госсанэпидслужбы РФ — обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Особенности работы центров ГСЭН в новых экономических условиях Современные социально-экономические процессы в России сопровождаются неблагоприятными тенденциями в динамике показателей здоровья и качества среды обитания. Происходит активизация миграционных процессов, сопровождающаяся ростом заболеваемости социально значимыми заболеваниями, ухудшается трудовая и технологическая дисциплина, продолжается перепрофилизация производства, все большее число предприятий работает в негосударственной сфере производства. Госсанэпидслужба работает в условиях дефицита бюджетного финансирования, оттока квалифицированных специалистов, низкой социальной защищенности сотрудников. В этих условиях наибольшее значение приобретают следующие аспекты деятельности системы госсанэпиднадзора: — анализ, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания, что позволяет проводить противоэпидемические и санитарно- гигиенические мероприятия более целенаправленно, повышать их эффективность и снижать себестоимость; — активное использование механизма экономической ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение санитарного законодательства; — комплексирование и координация деятельности с органами власти и управления, хозяйствующими субъектами и общественными организациями; — проведение комплекса мероприятий по обеспечению безопасности продуктов питания, питьевой воды, почвы и атмосферного воздуха в местах проживания населения, участие в лицензировании и сертификации товаров и услуг; — санитарно-гигиеническое обучение и воспитание населения (особенно молодых предпринимателей с низким уровнем гигиенической культуры); — активное использование внебюджетных источников финансирования, рост заработной платы в целях сохранения кадров. Основы финансирования деятельности санэпидслужбы. Составление финансового плана Источниками финансирования деятельности учреждений санэпидслужбы являются средства, полученные: — из бюджета на проведение санитарно-профилактических мероприятий по установленному нормативу; — от предприятий, организаций и населения за выполненные на договорной основе работы; — за счет снижения ЗВУТ; — от сдачи в аренду, продажи изношенного, устаревшего или неиспользованного оборудования; — от реализации сверхнормативных запасов дезинфекционных средств, аппаратуры, за счет усовершенствования технологий производства дератизационных и дезинсекционных препаратов; — за оказание консультативной помощи кооперативам, предприятиям, организациям и лицам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью; — за проведение методической, учебной, опытно-конструкторской, пропагандистской и консультативно-оздоровительной работы; — из фонда охраны природы (штрафы с предприятий, загрязняющих окружающую среду); — от учреждений за несоблюдение договорных обязательств; — от добровольных пожертвований общественных организаций, граждан и др. Фонды учреждения (объединения). В зависимости от избранной формы хозяйствования учреждение (объединение) образует фонд заработной платы, фонд производственного и социального развития, фонд материального поощрения, единый фонд оплаты труда. Оно может создавать также резервный фонд. Бюджетное финансирование центров ГСЭН первого уровня управления осуществляется централизованно через областные центры. При этом учитывается не только категория центра, но и наличие приоритетных направлений и специальных оздоровительных программ, а также санитарно-эпидемическое состояние. Финансовый план центра распределяется по статьям расходов — на заработную плату, хозяйственные нужды (аренда помещения, отопление, водоснабжение, электричество и др.), оплату командировочных и служебных разъездов, приобретение дезсредств, оборудования и инвентаря и др. Принципы формирования себестоимости основываются на определении единицы учета стоимости и объема (количества). За единицу учета принимается вид работ, осуществляемых работниками санитарно-профилактических учреждений. На выполняемые виды работ рассчитываются нормативы затрат. В себестоимость медико-санитарного обеспечения населения включаются все виды затрат, производимых учреждением по статьям бюджетной сметы с учетом амортизации основных средств. Роль врачей-гигиенистов и эпидемиологов в проведении первичной и вторичной профилактики Основное направление деятельности лечебно-профилактического учреждения — проведение мер индивидуальной профилактики (выявление ранних стадий заболеваний при профилактических осмотрах и диспансеризации, прививки, медицинское воспитание населения и др.). Санитарно-эпидемиологическая служба решает вопросы общественной профилактики, осуществляя санитарный надзор за объектами национального хозяйства для предупреждения ситуаций, нарушающих здоровые условия жизни населения (условия труда, быта, питания, состояние окружающей среды и др.). Первичная профилактика (медико-социальная, активная) направлена на предупреждение развития заболеваний путем разработки и внедрения научно обоснованных принципов труда, быта, отдыха и питания населения. В реализации задач первичной профилактики определенное место занимает и деятельность ЛПУ (активное наблюдение за состоянием здоровья здоровых людей, индивидуальные рекомендации по здоровому образу жизни, повышению иммунитета к заболеваниям и др.). Санитарные врачи участвуют в проведении профилактики по основным направлениям: 1) санитарно-гигиеническое (создание здоровых условий жизни, оздоровление природной и производственной среды); 2) формирование здорового образа жизни; 3) функционально-биологическое (выявление и устранение биологических факторов риска); 4) лечебно-оздоровительное. Важными компонентами первичной профилактики являются диспансеризация здоровых лиц и проведение мероприятий по созданию невосприимчивости населения к заболеваниям. Индивидуальный учет и постоянное активное наблюдение за переболевшими предусматривают участие санитарного врача в оздоровлении образа жизни, в рациональном трудоустройстве, при восстановительно-реабилитационных мероприятиях. Деятельность санэпидслужбы по контролю за санитарным состоянием ЛПУ Проведение центрами ГСЭН совместно с лечебно-профилактическими учреждениями санитарно-противоэпидемических мероприятий является обязательным и регламентируется общими приказами и положениями. В обязанности поликлиники, амбулатории входит следующее. 1. Обеспечение ранней диагностики инфекционных заболеваний. 2. Принятие необходимых мер для своевременной госпитализации инфекционных больных, а в случае оставления больного с легким течением заболевания на дому — его лечение, взятие материала для лабораторного исследования, контроль за соблюдением противоэпидемического режима. Сообщение в центр ГСЭН о всех случаях нарушения режима и невыполнения противоэпидемических требований больными, оставленными для лечения на дому. 3. Подача в центр ГСЭН по месту жительства экстренного извещения на каждого выявленного инфекционного больного или подозреваемого на инфекционное заболевание. 4. Регистрация в специальном журнале всех выявленных больных или подозреваемых на инфекционное заболевание. 5. Проведение профилактических прививок, регистрация в журнале. 6. Проведение мероприятий по дегельминтизации населения. 7. Участие в проведении среди населения занятий по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, общественной и личной гигиены. 8. В обязанности поликлиники, амбулатории, станции (отделения) скорой медицинской помощи входит немедленное извещение соответствующего центра ГСЭН о всех случаях оказания первой помощи при пищевых отравлениях и токсикоинфекциях. Медицинский персонал обязан собрать рвотные и каловые массы (или промывные воды) и остатки подозреваемой пищи, направить собранный материал в бактериологическую лабораторию. Обязанности сотрудников центра ГСЭН включают следующее. 1. Учет инфекционных заболеваний, систематическое изучение санитарно- эпидемического состояния обслуживаемого района. Разработка планов мероприятий по профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями. 2. Подготовка и проведение совещаний и конференций медицинских работников по вопросам эпидемиологии, профилактики инфекционных заболеваний. 3. Снабжение ЛПУ бактерийными и вирусными препаратами для проведения профилактических прививок, контроль за надлежащим хранением бактерийных препаратов и правильным их использованием. 4. Эпидемиологическое расследование в очаге инфекционного заболевания (в том числе и при внутрибольничном заражении) и лабораторное обследование контактных лиц с целью выявления источников инфекции, носителей и больных со стертыми и атипичными формами заболеваний. 5. Эвакуация инфекционных больных. 6. Методическое руководство и контроль за проведением профилактических прививок. 7. Принятие необходимых мер при нарушении противоэпидемического режима больными с легкой формой инфекционных заболеваний, оставленными для лечения на дому. 8. Контроль за соблюдением в стационарах должного противоэпидемического режима, за условиями и порядком приема пациентов, при изоляции и выписке инфекционных больных, за стерилизацией медицинского, лабораторного и другого инструментария, за обеззараживанием инфицированного материала, посуды, белья и др. 9. Проведение текущей и заключительной дезинфекции в очагах заболеваний. К основным функциональным обязанностям специалистов отделений гигиены ЛПУ относятся: — участие в комплексном планировании оздоровительных и санитарно- противоэпидемических мероприятий по улучшению условий труда и здоровья медицинских работников; — осуществление предупредительного (отвод земельного участка под строительство, контроль за ходом строительства, участие в приемке и эксплуатации, гигиеническая оценка внедряемого оборудования, инструментария) и текущего (контроль за санитарно-гигиеническим состоянием и соблюдением санитарно-противоэпидемического режима с проведением лабораторных и инструментальных исследований, за соблюдением санитарных требований при приготовлении и раздаче пищи в пищеблоках и столовых, за условиями труда и здоровьем медицинских работников, гигиенический надзор за рентгенологическими кабинетами и отделениями, в которых используются источники ионизирующего, электромагнитного, лазерного и другого излучения) санитарного надзора. Взаимодействие санэпидслужбы с ведомствами и учреждениями Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается совместными усилиями органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и граждан. Госсанэпидслужба осуществляет координацию, организацию и надзор за проведением комплекса санитарно- гигиенических, противоэпидемических и оздоровительных мероприятий по охране здоровья населения и среды обитания человека. Цели, задачи и функции центров ГСЭН предопределяют необходимость широких контактов со всеми участниками этого процесса. Взаимодействующие с учреждениями госсанэпиднадзора структуры условно можно разделить на следующие группы. 1. Органы власти (администрация территории). 2. Надзорные и контрольные органы (ведомственная санэпидслужба, территориальные структуры Госкомитета по охране окружающей среды, Госстандарта, Министерства труда, Министерства внутренних дел, Прокуратуры России, Министерства сельского хозяйства, Госкомгидромета и др.). 3. Хозяйствующие субъекты всех форм собственности (промышленные предприятия, лечебно-профилактические учреждения, детские учреждения, предприятия общественного питания, торговли и др.). 4. Общественные организации и граждане (общественные движения, деятельность которых направлена на охрану здоровья населения и окружающей среды, профессиональные союзы, общества Красного Креста, благотворительные фонды и др.). По вопросам охраны окружающей среды, проведения противоэпидемических мероприятий (прививочная работа, карантинные мероприятия и др.), предупреждения и лечения инфекционных заболеваний, строительства крупных дорогостоящих объектов и приема их в эксплуатацию, выбора водоисточника, отвода земельного участка, сброса сточных вод, захоронения токсических и радиоактивных отходов и др. ведомственные санитарные службы подчиняются органам госсанэпиднадзора и отчитываются перед ними. Пути привлечения населения к проведению санитарных и противоэпидемических мероприятий Одним из принципов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является комплексное проведение государственных и массовых мероприятий по оздоровлению образа жизни и окружающей среды, благоустройству населенных мест. Заинтересованность населения в проводимых органами и учреждениями здравоохранения санитарно-оздоровительных мероприятиях, понимание их социального значения, активное участие в них обеспечивают повышение качества медицинского обслуживания. Многолетний опыт специалистов органов и учреждений здравоохранения по привлечению общественности к работе и совместному проведению профилактических мероприятий позволил найти определенные организационные формы этой работы. Общественные начала находят свое отражение в участии в работе комитетов законодательных органов власти (по здравоохранению, по медико-социальному обеспечению, по охране окружающей среды). В последние годы активизировали работу общественные организации и партии “зеленых”, “экологической безопасности” и др., которые не только выявляют и предупреждают случаи загрязнения окружающей среды, но и участвуют в разработке перспективных оздоровительных программ. Первичные организации Общества Красного Креста активно способствуют формированию гигиенических навыков, оздоровлению условий труда, оказывают содействие в медико-социальной помощи и уходе за одинокими, престарелыми, инвалидами, пропагандируют формы здорового образа жизни. На промышленных объектах, на административных территориях создаются различные общественные советы по благоустройству, по оздоровлению окружающей среды и др. В законе “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (ст. 5 “Права граждан” и ст. 6 “Обязанности граждан”) записано, что граждане имеют право активно участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами государственной власти решений по обеспечению оптимальной среды обитания; граждане обязаны заботиться о своем здоровье, совершенствовать свои гигиенические знания, участвовать в проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Обязанности предприятий и организаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения В соответствии со ст. 9 закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” предприятия и организации обязаны: — обеспечивать соблюдение действующего санитарного законодательства и установленных санитарных правил, осуществлять производственный контроль за выполнением санитарных правил; — разрабатывать и проводить гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний; — своевременно информировать органы и учреждения госсанэпиднадзора об аварийных ситуациях, остановках производства, нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; — выполнять постановления, распоряжения и предписания должностных лиц органов и учреждений госсанэпидслужбы; — применять меры материального стимулирования, направленные на повышение заинтересованности трудовых коллективов и отдельных работников в соблюдении требований санитарного законодательства и санитарных правил; — создавать условия для поддержания и повышения уровня здоровья своих работников и населения для предупреждения заболеваний и формирования здорового образа жизни людей; — осуществлять гигиеническое обучение и воспитание своих работников и населения, направленные на повышение санитарной культуры и ведение здорового образа жизни; — обеспечивать реализацию прав граждан и других субъектов, правовых отношений, предоставленных им настоящим законом.
Основы делопроизводства в центрах ГСЭНСпецифической работой учреждений санэпиднадзора является большой оборот документов, который включает потоки поступающей и исходящей информации. Основой для упорядочения делопроизводства является “Единая государственная система делопроизводства”. Приказом главного врача центра ГСЭН в установленном порядке утверждается номенклатура дел с четкой нумерацией каждого дела (папки) с указанием места и сроков хранения. Быстрому поиску необходимой информации способствует цветовая маркировка, применение различных вспомогательных информационных поисковых систем, в которые вносятся основные учетные признаки документов. Делопроизводство — это непрерывный процесс получения, обработки, хранения и выдачи информации. Оно включает следующие этапы: 1) регистрация входящих и исходящих документов; 2) доведение документа до сведения исполнителя и организация контроля за исполнением; 3) ведение архива, тиражирование документа; 4) подготовка проектов приказов, писем, решений, постановлений и др. При этом используются регистрационные журналы: учета входящих документов; учета исходящих документов; регистрации жалоб и заявлений трудящихся; регистрации телефонограмм, а также картотека контроля за исполнением, книга приказов главного врача и др. Виды делопроизводства: делопроизводство по письмам и жалобам; учет и рассылка руководящих документов; подготовка документации для сведений и исполнения в различные организации; учет и оформление кадров; учет заболеваемости. Порядок продвижения документов: 1) прием и отправление корреспонденции; 2) регистрация документов; 3) шифровка материалов по индексу; 4) рассмотрение материалов главным врачом; 5) разбор документа и подготовка ответа исполнителем; 6) контроль за исполнением документа; 7) исполнение принятого решения и передача документа в архив. При составлении документов необходимо соблюдать следующие правила: — название документа должно быть ясным и соответствовать содержанию; — в одном документе излагать только один вопрос; — изложение должно быть четким и сжатым; — должны быть указаны ответственные исполнители и сроки исполнения; — должен быть отпечатан на фирменном бланке с указанием названия организации, ее адреса, телефона; — должны быть указаны исходящий номер, дата, должность и фамилия подписавшего лица. Подготовку проектов решений (постановлений и др.) необходимо проводить в такой последовательности: 1) изучение соответствующих приказов и инструкций; 2) сбор и анализ сведений; 3) согласование сроков рассмотрения проектов решения; 4) подготовка проекта решения с указанием проведения необходимых мероприятий, сроков их исполнения и конкретных исполнителей; 5) вынесение проекта решения на рассмотрение и утверждение; 6) доведение решения до сведения исполнителей; 7) контроль за исполнением. Работа по заявлениям и жалобам трудящихся проводится в таком порядке: 1) регистрация заявлений и жалоб; 2) расследование жалоб и заявлений; 3) принятие мер; 4) ответы на жалобы. При приеме на работу предъявляются: заявление о приеме на работу, паспорт, трудовая книжка, диплом. На принимаемого на работу заводится личное дело, в котором хранятся: личный листок по учету кадров; заявление о приеме на работу; копия диплома; автобиография; трудовая книжка. Административно-правовые основы деятельности центров ГСЭН Санитарные органы обязаны оформлять свои действия распорядительного характера в виде письменных документов, относящихся к категории административно- правовых актов или индивидуальных актов управления. В этой форме санитарные органы выполняют функции, возложенные на них законом. К индивидуальным актам управления относятся: — акты, содержащие распоряжения, но без элементов принуждения (акты санитарного обследования, предписания, планы-задания и др.); — акты административного принуждения (определение сроков исполнения и исполнителя, запрет на реализацию, отстранение от работы, запрет на финансирование или функционирование и др.); — акты разрешительные (заключение на право функционирования, разрешение на выдачу сертификата и лицензии, прием объекта в эксплуатацию и др.); — акты юрисдикционные (по разрешению споров, заключение по жалобе, заключение комиссии арбитражного суда и др.). Административно-правовые меры воздействия подразделяются на пресекательно-предупредительные, предупредительные и меры административного взыскания. Пресекательно-предупредительные меры принуждения направлены на прекращение имеющихся санитарно-эпидемиологических нарушений с целью предотвращения еще более вредных последствий (запрещение использования токсических веществ, пестицидов, стимуляторов роста сельскохозяйственных растений и животных и др.). К предупредительным мерам относятся: — временное или постоянное отстранение от работы лиц, являющихся больными или бактерионосителями и могущих быть источниками распространения инфекционных болезней; — проведение обязательной госпитализации инфекционных больных, представляющих опасность для окружающих; — наложение карантина на лиц, находящихся в контакте с инфекционными больными; — проведение обязательной дезинфекции предметов, находящихся в пользовании больного и представляющих опасность распространения инфекции, а также помещений, где находился больной, и окружающей территории; — проведение профилактических прививок; — обязательное прохождение медицинского осмотра лицами, занятыми на пищевых предприятиях, в детских коллективах и т. п. Уклонение или отказ лица от проведения предупредительных мер служит основанием для применения других мер административного принуждения: пресекательно-принудительных (принудительная госпитализация, принудительное проведение прививок) и мер административных взысканий (штрафы за уклонение от профилактических прививок, осмотров и т. д.). Меры административного взыскания служат не только средством устранения санитарно-эпидемиологических нарушений, но и средством наказания нарушителей с целью недопущения таковых в будущем. За нарушение санитарно- противоэпидемических и санитарно-гигиенических норм предусмотрены административное взыскание в виде штрафа или передача дел в административные комиссии, органы прокуратуры и др. Виды ответственности за санитарные правонарушения. Обжалование действий должностных лиц Ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривается ст. 27—31 закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”. Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства, в том числе действующих санитарных правил, невыполнением гигиенических, противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц органов и учреждений госсанэпидслужбы. Должностные лица и граждане, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Дисциплинарная ответственность подразумевает наложение на должностных лиц и работников предприятий дисциплинарных взысканий, предусмотренных законодательством России, вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности и увольнения. Руководители предприятий и организаций обязаны налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников, совершивших санитарное правонарушение, по представлению главного государственного санитарного врача или его заместителя. В порядке административной ответственности за совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. Штраф налагается постановлением главного государственного санитарного врача или его заместителя в размере: на должностных лиц — не более суммы трехмесячного дохода; на работающих граждан — не более суммы месячного дохода. Уголовная ответственность наступает за совершение санитарных правонарушений, повлекших или могущих повлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений и смерть людей. Должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предприятия и организации несут экономическую ответственность за нарушение санитарного законодательства. Предприятия, допустившие загрязнение окружающей среды, выпуск (или) реализацию продукции, употребление (использование) которой привело к возникновению массовых инфекционных или неинфекционных заболеваний или отравлений людей, по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя обязаны: уплатить штраф в доход местного бюджета; возместить затраты лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Порядок обжалования постановлений должностных лиц госсанэпидслужбы о наложении административных взысканий изложен в “Инструкции о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения” (утверждена приказом Госкомсанэпиднадзора РФ от 07.07.93 г., № 61). Постановление главного государственного санитарного врача (или его заместителя) о наложении штрафа может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача (или у его заместителя) или в районном (городском) суде, решение которого является окончательным. Постановление о наложении предупреждения может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача или его заместителя, после чего жалоба может быть подана в районный (городской) суд, решение которого является окончательным. Жалоба может быть подана в течение 10 дней с момента вынесения постановления и рассматривается вышестоящим главным государственным санитарным врачом в 10-дневный срок со дня ее поступления. Последовательность мер административного воздействия при санитарных правонарушениях Применение мер административного воздействия осуществляется в соответствии с “Инструкцией о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения”. Процесс привлечения к административной ответственности включает следующие этапы. 1. Констатация факта нарушения действующей санитарно-правовой нормы или невыполнения в установленный срок полученного распоряжения санитарного врача (врача-эпидемиолога) по конкретному вопросу, имеющему санитарно- противоэпидемическое значение. 2. Выявление ответственных лиц и установление их виновности в данном случае. 3. Возбуждение дела о санитарном правонарушении (начинается с составления протокола). Основанием для этого могут служить факты санитарного обследования, докладные, протоколы лабораторно-инструментальных исследований и другие документы. Протокол о санитарном правонарушении может быть составлен должностными лицами, осуществляющими госсанэпиднадзор. Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение. 4. Рассмотрение дела (при этом могут участвовать лица, привлекаемые к ответственности, должностные лица, адвокат, свидетели, эксперты и др.). Решение по протоколу о санитарном нарушении, наложению штрафа и др. может приниматься главным врачом центра ГСЭН (главным государственным санитарным врачом или его заместителем). Более ответственные дела могут быть переданы в административные комиссии, органы внутренних дел, прокуратуру, арбитраж и др. Рассмотрев дело о санитарном правонарушении, главный государственный санитарный врач или его заместитель выносит постановление о наложении административного взыскания. Применяются меры административного воздействия в виде предупреждения или штрафа. В соответствии с п. 3 ст. 29 закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” устанавливаются следующие размеры штрафа: на должностных лиц — не более суммы трехмесячного дохода, на работающих граждан — не более суммы месячного дохода. Выбор меры определяется составом правонарушения, совокупностью смягчающих вину обстоятельств, выявленных в ходе рассмотрения дела. Обжалование решения. Постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача или в суде, решение которого является окончательным. Жалоба подается в течение 10 дней после вынесения постановления. Исполнение постановления. Постановление подлежит исполнению с момента его вынесения (при обжаловании вступает в силу в случае оставления жалобы без удовлетворения). Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее чем через 15 дней со дня вручения ему соответствующего постановления. В случае неуплаты штрафа в указанный срок постановление об удержании суммы штрафа в принудительном порядке направляется по месту постоянной работы нарушителя. Постановление о наложении административного взыскания должно быть исполнено в течение 3 месяцев со дня вынесения. Система учета и отчетности в учреждениях санэпидслужбы Учетно-отчетная документация является важнейшим компонентом системы информационного обеспечения деятельности санэпидслужбы. Данные учетных и отчетных статистических форм лежат в основе анализа, сравнения и оценки труда специалистов, структурных подразделений и санитарно-профилактических учреждений. Они во многом определяют качество и эффективность оперативного управления и контроля, текущего и перспективного планирования, взаимодействия с лечебно-профилактическими и другими учреждениями. Органы и учреждения Госсанэпидслужбы РФ проводят государственный учет инфекционных, паразитарных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений в связи с неблагоприятным влиянием на здоровье факторов среды обитания. Система информационно-аналитической деятельности санэпидслужбы включает в себя анализ данных социально-гигиенического мониторинга, сравнение и оценку труда специалистов, структурных подразделений и учреждений. Достоверность учетных и отчетных статистических форм обеспечивается полнотой регистрации, своевременностью составления и представления, сравнимостью и сопоставимостью, преемственностью и точностью информации. Учетная документация в учреждениях санэпидслужбы дает возможность сплошного и выборочного анализа данных об инфекционных и паразитарных заболеваниях, профилактических прививках, предупредительном и текущем санитарном надзоре, лабораторной, дезинфекционной и юрисдикционной деятельности. Примеры учетных статистических форм: — заключение по отводу земельного участка под строительство (№ 301/у); — заключение по проекту (№ 303/у); — акт санитарного обследования (№ 315/у); — карта эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания (№ 357/у); — протокол исследования питьевой воды (№ 327/у); — протокол измерений шума и вибрации (№ 334/у); — рабочий журнал вирусологических исследований (№ 386/у); — протокол о санитарном правонарушении (№ 001/у). Статистическая отчетность осуществляется по формам: 1) федерального государственного и 2) отраслевого статистического наблюдения; первые утверждаются Госкомстатом РФ и служат для обобщения и анализа в государственном масштабе проблем, имеющих федеральное значение; вторые утверждаются Министерством здравоохранения РФ и служат для обобщения и анализа в отраслевом масштабе проблем, имеющих текущее и оперативное значение. Сводные (по учреждению, по территории, по санэпидслужбе) формы государственного и отраслевого статистического наблюдения представляются в вышестоящие организации и органы госсанэпиднадзора с установленной кратностью (месячные, квартальные, полугодовые, годовые) и в установленные сроки. Формы федерального государственного статистического наблюдения: — отчет об инфекционных и паразитарных заболеваниях (№ 2); — отчет о профилактических прививках (№ 5); — отчет о медицинских кадрах (№ 17); — сведения о санитарном состоянии района, города, автономного образования, области, края, республики (№ 18). Формы отраслевого статистического наблюдения: — отчет о сети, структуре, штатах и кадрах санитарно-профилактических учреждений (№ 19-санэпид.); — отчет о микробиологических исследованиях объектов окружающей среды (№ 22 - санэпид. — САНБАК); — отчет о работе отделов (отделений, лабораторий) радиационной гигиены (№ 26- санэпид.). Государственная и отраслевая отчетность службы в настоящее время совершенствуется и развивается. Отчетные формы бывают оперативной отчетности и текущей. Формы оперативной отчетности (отчеты о движении инфекционных больных, о профессиональных заболеваниях, травматизме, пищевых отравлениях, прививочной работе, профилактических мероприятиях и др.) составляются ежемесячно, ежеквартально. Формы текущей отчетности заполняются в течение года, к концу года составляется сводный отчет, который представляется в вышестоящие организации госсанэпиднадзора не позднее середины января. Методика анализа деятельности центра ГСЭН Деятельность центра ГСЭН (независимо от типа и категории) анализируется по трем группам показателей — количественные, качественные и эффективности. Анализ — это выявление проблем, поиск новых вариантов решения на основе полученной информации об объекте. К продукции специалиста гигиенического профиля могут быть отнесены: годовой план работы и исполнение его разделов, санитарное обследование объекта, проведение экспертизы, составление проектов решения, справок, докладов, представление материалов о правонарушении, разработка предложений по оздоровлению различных групп населения и среды обитания и др. Количественные показатели отражают активность (число проведенных мероприятий за определенный срок) деятельности специалиста. Количественные критерии оценки деятельности центров ГСЭН включают обеспеченность различными видами санитарно-эпидемиологического обслуживания, укомплектованность штатами и оборудованием, число обследований объектов, лабораторных исследований, проведенных мероприятий, полноту охвата объектов или контингентов, подлежащих санитарному надзору, показатели кратности проведенных обследований (исследований), выявленных инфекционных больных и бактерионосителей. Оценка качества деятельности врача состоит из трех основных компонентов: качества условий работы, качества процесса труда и качества продукции или результатов. Качественные характеристики деятельности центров ГСЭН оцениваются числом обследований с применением лабораторных и инструментальных методов, своевременностью их проведения, сроками выявления и ликвидации эпидемического очага и др. Стандарты качества могут быть разделены на 4 группы: 1) квалификационные модели специалистов, основанные на должностных требованиях); 2) структурно- организационные (содержат количественные и качественные характеристики организации деятельности); технологические (определяют необходимые свойства элементов работы, операций и процедур в процессе труда) и 4) комплексные модели, включающие указанные в пунктах 1—3. К аналитическим задачам могут быть отнесены: изучение причин изменений в состоянии здоровья населения, окружающей среды, объектов надзора; определение приоритетных направлений деятельности; выявление факторов риска, оценка и маркетинг медико-профилактических услуг. Качественная деятельность центров ГСЭН предусматривает интеграцию и координацию усилий специалистов различных учреждений — внутриведомственных и вневедомственных, медицинского и немедицинского профиля. Эффективность (результативность) труда — третий компонент оценки работы врача-гигиениста. Существует два основных подхода к определению эффективности: результативно-целевой и результативно-затратный. При первом подходе эффективность рассматривается как исполнение (достижение) задуманной цели, при втором — как отношение результата к затратам (временным, трудовым, материальным). Общие показатели эффективности свидетельствуют о динамике инфекционной заболеваемости населения и заболеваемости с временной утратой трудоспособности в течение ряда лет, о ликвидации или снижении числа профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, уменьшении числа объектов (в конце года), не отвечающих санитарным требованиям. Специальные показатели эффективности свидетельствуют об удельном весе объектов (анализов) с улучшенными характеристиками. В контексте охраны здоровья населения различают 3 категории эффективности: социальную (отражение интересов конкретных групп населения), медицинскую (улучшение показателей здоровья) и экономическую, критериями которой являются экономический ущерб, предотвращенный ущерб и рентабельность затрат. В качестве основного источника информации при проведении анализа и оценки деятельности врача используются документы государственной и отраслевой статистической отчетности. Учетные документы должны раскрывать содержание работы специалиста. Первичные документы должны быть формализованы, максимально унифицированы, с набором готовых группировочных признаков объекта, позволяющих быстро дать правильный ответ. Эти документы должны иметь большую информационную емкость, всесторонне отражать состояние объекта, быть сравнимыми и сопоставимыми. Показатели анализа должны просто вычисляться. Среди показателей оценки состояния здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения, работающих в этом направлении, следует выделить показатели: — динамики состояния здоровья населения; — санитарного состояния объектов надзора и среды обитания человека; — собственно деятельности специалистов (количественные и качественные); — позволяющие провести оценку и анализ качества условий труда специалиста, изучить эффективность использования кадров. Определив непосредственные продукты труда, можно рассчитать показатель гигиенической эффективности (отношение числа случаев с достигнутым результатом к общему числу оцениваемых случаев). Анализ показателей деятельности проводится по следующим основным разделам статистического годового отчета: штаты и структура; показатели предупредительного санитарного надзора; показатели текущего санитарного надзора; эпидемиологические мероприятия и работа в эпидочагах; меры административного принуждения; показатели хозяйственной и финансовой деятельности. В статистических таблицах оцениваются показатели динамики санитарного состояния объектов надзора, среды обитания (водоемы, атмосферный воздух, почва) и др. В приложении к годовому отчету (статистическая форма) должны быть проанализированы: — структура, категория, укомплектованность штатами, квалификация кадров; — обеспеченность оборудованием и оснащением; — трудности в проведении санитарно-эпидемиологического обеспечения, причины невыполнения тех или иных запланированных мероприятий, конкретные предложения для улучшения работы; — практическая помощь на местах в деле организации и проведения оздоровительных мероприятий; — комплексность и интеграция в работе отделов и отделений; — эффективность работы по улучшению санитарно-эпидемического состояния района; — данные об организационно-методической и санитарно-просветительной работе (число совещаний, лекций, общих собраний). Штаты и структура районного центра ГСЭН Штаты и структура центра определяются его типом и категорией. Главный врач, используя предоставленные ему права, может изменять численность специалистов (в рамках фонда оплаты труда) в зависимости от социально-экономических и санитарно-гигиенических условий, наличия целевых комплексных программ и др. Анализируются обеспеченность санитарными врачами (ориентировочно 2—3 на 10000 жителей), укомплектованность отдельными специалистами (отношение числа занятых к штатным должностям), соотношение между числом санитарных врачей, эпидемиологов и числом средних медицинских работников (желательно не менее 1:4) и другие показатели. В годовом отчете представляются сведения об усовершенствовании врачей (не реже 1 раза в 5 лет), специализации, подготовке на рабочем месте, повышении категории, получении лицензии и сертификата. Показатели предупредительного санитарного надзора Абсолютные данные для расчета показателей предупредительного санитарного надзора представлены в годовой отчетной форме № 18 “Отчет о санитарном состоянии района, города, области, края, республики”. Форма позволяет дифференцировать сведения по группам объектов надзора (населенные места и коммунальные объекты, пищевые объекты, промышленные предприятия, предприятия торговли и др.). Анализ и оценка деятельности центра ГСЭН и отдельных специалистов предусматривают вычисление следующих показателей предупредительного санитарного надзора: — выдача заключений по выбору земельного участка — процент заключений, по которым не получено согласование (от общего числа объектов); — рассмотрение проектов строительства (доля несогласованных проектов строительства и реконструкции); — контроль за строительством, реконструкцией и техническим перевооружением (процент объектов, на которых были выявлены отступления от санитарных и строительных норм, приостановлены строительство и реконструкция, от общего числа объектов с выявленными нарушениями; — рассмотрение проектов нормативной документации (доля несогласованных проектов нормативной документации); — рассмотрение технологий производства (удельный вес технологий производства, по которым не получено согласование); — введение объектов в эксплуатацию без разрешения госсанэпидслужбы (процент объектов, введенных в эксплуатацию без разрешения, от общего числа введенных в эксплуатацию объектов). Содержание и показатели текущего санитарного надзора Текущим называется санитарно-эпидемиологический надзор за действующими объектами, осуществляемый профильными специалистами (врачами и их помощниками) санэпидслужбы. Периодичность посещения объекта определяется степенью его санитарно-гигиенической и эпидемической значимости и принадлежностью к определенной группе (детские дошкольные учреждения, предприятия, лечебно-профилактические учреждения и т. п.). При осуществлении текущего санитарного надзора проводятся динамическое санитарное наблюдение, лабораторно-инструментальные исследования, выявление и пресечение санитарных правонарушений, анализ и оценка санитарно-эпидемической ситуации на объекте, записываются предложения по проведению санитарно-гигиенических, противоэпидемических и оздоровительных мероприятий. Данные, характеризующие деятельность центров ГСЭН в области текущего санитарного надзора, обобщаются в годовой отчетной форме № 18 “Отчет о санитарном состоянии района, города, области, края, республики” по разделам: хозяйственно-питьевое водоснабжение; состояние водных объектов в местах водопользования; уровни загрязнения атмосферного воздуха; характеристика состояния почвы; санитарно-гигиеническая характеристика выпускаемых товаров народного потребления; гигиеническая характеристика продовольственного сырья и пищевых продуктов; характеристика воздушной среды закрытых помещений и воздуха рабочей зоны; исследование физических факторов окружающей человека среды; гигиеническая оценка доз облучения и радиационных аварий. Основными показателями текущего санитарного надзора являются: полнота охвата объектов (в %); средняя кратность обследований по группам объектов; удельный вес врачебных обследований по группам объектов; доля обследований объектов с применением лабораторных и инструментальных методов; удельный вес объектов, не отвечающих санитарным требованиям на конец года; доля лабораторных (инструментальных) исследований, не отвечающих санитарным нормам. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Алексеева В. М., Костродымов Н. Н., Морозов В. П. Маркетинг в здравоохранении // Экономика и инновационные процессы в здравоохранении: Учебное пособие / Под ред. В. З. Кучеренко. — М., 1994. — С. 169—206. Винокуров Б. Л. Технологии медицинского страхования. — Сочи, 1993. — 238 с. Вишняков Н. И. (ред.). Экспертиза нетрудоспособности в здравоохранении: Учебно-методическое пособие. — СПб, 1995. — 39 с. Гринина О. В., Паначина М. И. Социально-гигиеническое изучение семьи больного: Методические указания. — М., 1978. — 41 с. Журавлева К. И. Статистика в здравоохранении. — М.: Медицина, 1981. — 176 с. Журавлева К. И., Лучкевич В. С. Организация санитарно-эпидемиологической службы: Учебно-методическое пособие. — Л., 1982. — 68 с. Кича Д. И. Здоровье и потребность семьи в медико-социальной помощи. — М., 1993. — 65 с. Комаров Ю. М. (ред.). Концепция дальнейшего развития здравоохранения и прикладной медицинской науки в Российской Федерации. — М., 1994. — 180 с. Корюкин В. Г. (ред.). Здравоохранение Санкт-Петербурга в цифрах. — СПб, 1994. — 54 с. Кузьменко М. М., Баранов В. В., Шиленко Ю. В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики. — М., 1994. — 297 с. Лисицын Ю. П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Проблемные лекции: Учебное пособие. — М.: Медицина, 1992. — 509 с. Лучкевич В. С., Поляков И. В. Основы медицинского страхования в России. — СПб, 1995. — 88 с. Миняев В. А. (ред.). Методические указания к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения. — Л., 1991. — 110 с. Родионова В. Н. Менеджмент в здравоохранении в новых экономических условиях // Экономика и управление здравоохранением / Под ред. Ю. П. Лисицына. — М., 1993. — С. 43—83. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения / Под ред. Ю. П. Лисицына. — М.: Медицина, 1984. — Т. 1, 2. Социальная гигиена и организация здравоохранения / Под ред. А. Ф. Серенко и В. В. Ермакова. — М.: Медицина, 1984. — 630 с. Сырцова Л. Е., Костродымов Н. Н. и др. Основы управления в здравоохранении и менеджмент // Экономика и инновационные процессы в здравоохранении: Учебное пособие / Под ред. В. З. Кучеренко. — М., 1994. — С. 140—169. Хромченко О. М., Куценко Г. И. Санитарно-эпидемиологическая служба. — М.: Медицина, 1990. — 268 с. Учебное пособие по медицинской статистике / Под ред. Е. Я. Белицкой. — Л., 1972. — С. 141—146. Экономика и инновационные процессы в здравоохранении: Учебное пособие / Под ред. В. З. Кучеренко. — М., 1994. — С. 140—206. Юрьев В. К. Здоровье населения и методы его изучения: Учебное пособие. — СПб, 1993. — 144 с. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.......................................................................3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Основные теоретические и организационные принципы современного здравоохранения Социальная медицина и управление здравоохранением как врачебная специальность и наука о здоровье населения Этапы развития здравоохранения в России........................................................... МЕДИЦИНСКАЯ СТАТИСТИКА Статистическая совокупность. Учетные признаки. Понятие о сплошных и выборочных исследованиях. Требования к статистической совокупности и использованию учетно-отчетных документов................................. Использование абсолютных и производных величин при оценке здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения. Общие и специальные коэффициенты................................................................. ....................... Виды вариационных рядов. Методы вычисления, оценки и использования средних величин во врачебной деятельности Оценка достоверности статистических показателей............................................... Вычисление показателей динамического (временного) ряда................................ Графические изображения при статистическом анализе....................................... Методы определения причинно-следственных взаимосвязей факторов риска и здоровья населения, эффективности оздоровительных мероприятий................................................................. ................................................... Методы изучения корреляционных связей при оценке показателей здоровья и факторов окружающей среды Использование метода стандартизации при оценке здоровья населения и показателей работы учреждений здравоохранения ЗДОРОВЬЕ И МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ Социальные и биологические факторы здоровья............................................... Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды................................. Образ жизни как медико-социальный фактор здоровья.................................... Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни.......................... Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни........... Структура центров медицинской профилактики. Их роль в пропаганде здорового образа жизни Здоровье как показатель эффективности медико-профилактической деятельности Определение здоровья. Основные методы его изучения. Группы здоровья.. Основные показатели здоровья населения России. Их медико-cоциальная оценка. Схема комплексного изучения здоровья и факторов, его определяющих....... Понятие о заболеваемости, распространенности, патологической пораженности. Источники и учетные признаки при изучении заболеваемости............................................................... ............................................... Общая заболеваемость. Основные критерии и показатели. Их медико-социальная оценка Инфекционная и неэпидемическая заболеваемость. Ее медико-социальное значение Заболеваемость с временной утратой трудоспособности. Учетно-отчетная документация и оценка показателей. Кратность заболеваний. Индекс здоровья..................................................................... ...................................... Показатели госпитальной заболеваемости............................................................ Заболеваемость, выявляемая активно при периодических и массовых медицинских осмотрах Структура причин смерти. Источники информации, основные показатели и факторы риска смертности населения и летальности при различных заболеваниях................................................................. .............................. Использование исходных статистических показателей при оценке физического развития населения Болезни системы кровообращения как социально-гигиеническая проблема... Злокачественные новообразования как социально-гигиеническая проблема.. Травматизм — социально-гигиеническая проблема............................................ Алкоголизм, курение и наркомания как медико-социальная проблема........... Использование демографических показателей в работе врача. Статика и динамика населения Возрастно-половая структура населения. Использование этих данных в работе врача Методика проведения переписи населения. Основные показатели переписи населения России, их медико-социальная оценка. Специальные показатели рождаемости. Уровни и динамика рождаемости в России. Основные показатели воспроизводства населения Показатели общей и повозрастной смертности населения. Уровни и динамика Младенческая смертность. Перинатальная смертность. Специальные показатели младенческой смертности. Методы расчета. Уровни и динамика..................................................................... ................................................... Медико-социальные аспекты инвалидизации населения. Структура и организация работы экспертной комиссии. Порядок оформления документов по стойкой утрате трудоспособности.................................................... Оздоровление окружающей среды — медико-социальная проблема............... ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ Управление здравоохранением на административной территории................... Организация и структура первичной медико-социальной помощи городскому населению. Структура городской поликлиники Основные показатели деятельности поликлиники............................................... Функции врачебной должности врача-терапевта и нормативы обслуживания населения в городской поликлинике Диспансеризация городского населения. Виды диспансеров. Основные направления их работы Виды стационарной медицинской помощи при плановой и экстренной госпитализации больных Структура городской больницы. Порядок направления на госпитализацию. Организация работы приемного отделения больницы Основные показатели работы стационара. Качество диагностики и преемственность деятельности врачей на догоспитальном и госпитальном этапе........................................................................ ............................... Основные принципы организации скорой медицинской помощи....................... Новые формы организации внебольничной помощи населению........................ Организация специализированной медицинской помощи. Роль консультативно- диагностических центров в профилактике и лечении заболеваний.................................................................. ................................................. Восстановительно-реабилитационные центры и их структура. Медико-социальное значение восстановительного лечения. Организация медицинской помощи сельскому населению................................. Структура деятельности первичного звена медицинской помощи сельскому населению Показатели организационно-методической работы областной больницы........ Формы обслуживания работающих на промышленных предприятиях. Структура и назначение медико-санитарной части Основные направления работы и функции цехового врача-терапевта............. Профилактическая работа на промышленном предприятии. Структура комплексного плана лечебно-профилактических мероприятий Порядок учета и регистрации ЗВУТ на предприятиях и в учреждениях........ Организация и порядок выдачи листков нетрудоспособности при заболеваниях и травмах Анализ заболеваемости с ВУТ как критерий оценки экономической эффективности медико-социальных мероприятий Охрана материнства и детства — приоритетное направление здравоохранения. Медико-социальные и правовые основы охраны материнства и младенчества................................................................. ........................ Структура и показатели деятельности женской консультации и родильного дома Организация амбулаторно-поликлинической помощи детям. Функциональные обязанности и показатели работы педиатра Особенности работы по оказанию стационарной помощи детям. Виды стационарной лечебной и восстановительно-профилактической помощи....................................................................... .................................................... Организация стоматологической помощи. Медико-социальные факторы стоматологической заболеваемости Организация санаторно-курортного лечения. Порядок оформления врачом медицинской документации Социальная, медицинская и экономическая эффективность здравоохранения Реформа первичной медико-социальной помощи................................................ Основные направления реформы здравоохранения........................................... Экономика здравоохранения. Источники финансирования. Структура распределения и финансовый план учреждения. Понятие о стоимости медицинских услуг. Платные и бесплатные виды медицинской помощи Менеджмент в здравоохранении.............................................................. ............. Основы маркетинга................................................................... ............................. Медицинское страхование, его роль и пути совершенствования...................... Основные принципы и виды медицинского страхования.................................... Медицинское страхование и социальное обеспечение населения....................... Основные организационно-методические принципы научной организации труда в учреждениях здравоохранения Перспективное и текущее планирование медицинской деятельности, определение потребности в кадрах Методы планирования индивидуальной работы врачей. Показатели качества и эффективности их работы Комплексное планирование лечебно-профилактической помощи на административной территории. Структура и порядок утверждения комплексных планов....................................................................... .............................. Система подготовки и усовершенствования кадров в условиях реформирования высшего медицинского образования Деятельность врачей общей практики в России и за рубежом.......................... Современные теории медицины и здравоохранения.......................................... Системы и тенденции развития здравоохранения в мире. Первичная медицинская помощь. Основные показатели состояния здоровья и обеспечения медицинской помощью...................................................................... ..... Международное сотрудничество в области медицины. Структура и роль Всемирной организации здравоохранения ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Закон “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”. Этапы его внедрения. Организация работы и лицензирования медицинских учреждений................................................................... .......................... Права и обязанности медицинских учреждений, страховых компа- ний и населения при обязательном и добровольном медицинском страховании..... Прфессиональные права и обязанности медработников в условиях перехода на рыночные отношения и медицинское страхование. Понятие о врачебной и коммерческой тайне........................................................................ ..... Основные правовые принципы охраны здоровья населения............................. Организационно-правовые предпосылки медицинской и фармацевтической деятельности Правовой статус медицинских и фармацевтических работников....................... Правовой статус лечащего врача........................................................................ .. Правовой статус пациента..................................................................... ................ Правовой статус муниципальной системы здравоохранения............................. Правовой статус медицинских учреждений индивидуально-частного предпринимательства Правовые основы трудовой деятельности медработников. Понятие трудового права Трудовой договор: понятие, содержание, виды, формы и порядок заключения Испытание при приеме на работу....................................................................... .. Изменение трудового договора. Условия и порядок перевода работника на другую постоянную или временную работу Прекращение трудового договора. Увольнение работников по собственному желанию и по инициативе администрации Материальная ответственность.............................................................. ............... Трудовая дисциплина. Виды дисциплинарных наказаний и порядок их применения Правовое регулирование обязательственных отношений. Правовые способы обеспечения надлежащего исполнения обязательств Основные принципы гражданско-правовой ответственности. Ответственность за неисполнение принятых на себя обязательств Деонтологические проблемы врачебной деятельности. Содержание “Клятвы врача России” ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ Становление организационной структуры государственного санитарно- эпидемиологического надзора. Отечественные организаторы гигиенической науки и практики..................................................................... ............ Закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”............... Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации Структура центра ГСЭН. Организация и основные направления его работы Организационно-методическая работа областного центра ГСЭН...................... Штаты и кадры районных (городских) центров ГСЭН. Современные подходы к штатно-кадровому обеспечению деятельности госсанэпидслужбы............................................................. ........................................... Основные нормативные правовые акты и документы, определяющие деятельность госсанэпидслужбы, разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ...................................................... Права и обязанности должностных лиц по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения Права и обязанности граждан в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия Формы и методы планирования работы центров ГСЭН..................................... Социально-гигиенический мониторинг................................................................. Особенности работы центров ГСЭН в новых экономических условиях........... Основы финансирования деятельности санэпидслужбы. Составление финансового плана Роль врачей-гигиенистов и эпидемиологов в проведении первичной и вторичной профилактики Деятельность санэпидслужбы по контролю за санитарным состоя- нием ЛПУ.......................................................................... ............................................ Взаимодействие санэпидслужбы с ведомствами и учреждениями..................... Пути привлечения населения к проведению санитарных и противоэпидемических мероприятий Обязанности предприятий и организаций по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения Основы делопроизводства в центрах ГСЭН........................................................ Административно-правовые основы деятельности центров ГСЭН................... Виды ответственности за санитарные правонарушения. Обжалование действий должностных лиц Последовательность мер административного воздействия при санитарных правонарушениях Система учета и отчетности в учреждениях санэпидслужбы.............................. ЛР № 010496 Подписано в печать 18.03.97 г. Формат 60х84/16. Бумага тип. Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Усл.-печ. л. 11,5. Тираж 700 экз. Заказ 468. Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова 195067, Санкт-Петербург, Пискаревский пр., 47 |
|
© 2010 |
|