РУБРИКИ |
Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенстваТеорема 15. Если - нечетное число, и - положительно, а - отрицательно, то . Из предыдущего видно, что , а , откуда . Теорема 16. Если числа и положительны и , то , где - целое положительное число. Действительно, если предположить, что , то возведя обе части неравенства в степень . получим , т.е. придем к противоречию. Теорема 17. Если , то , где - произвольное положительное рациональное число. В самом деле, из имеем и дальше . Мы рассмотрели числовые неравенства. Пусть теперь нам даны две функции и . Если поставить между ними один из знаков неравенства (>,<, ,), получим условное неравенство. В дальнейшем такие условные неравенства мы будем называть просто неравенства. Областью определения или областью допустимых значений (ОДЗ) неравенства называется множество таких значений , при которых и функция , и функция определены. Иными словами, ОДЗ неравенства - это пересечение ОДЗ функции и ОДЗ функции . Частным решением неравенства называется всякое удовлетворяющее ему значение переменной . Решением неравенства называется множество всех его частных решений. Два неравенства с одной переменной называются равносильными, если их решения совпадают (в частности, если оба неравенства не имеют решений). Если каждое частное решение неравенства является в то же время частным решением неравенства , полученного после преобразований неравенства , то неравенство называется следствием неравенства . В следующих теоремах речь идет о преобразованиях, приводящих к равносильным неравенствам. Теорема 18. Если к обеим частям неравенства прибавить одну и туже функцию , которая определена при всех значениях из области определения исходного неравенства, и при этом оставить без изменения знак неравенства, то получится неравенство, равносильное исходному. Таким образом, неравенства (1) и (2) равносильны. Доказательство: Пусть =- произвольное решение неравенства . Тогда - истинное числовое неравенство. Прибавим к обеим его частям число (по условию это число существует, ибо неравенства (1) и (2) имеют одну и ту же область определения. На основании свойства 6 числовых неравенств заключаем, что числовое неравенство - истинное. Следовательно, произвольное решение неравенства (1) является решением неравенства (2). Обратно, пусть - произвольное решение неравенства (2), значит - истинное числовое неравенство. После вычитания из обеих частей этого неравенства числа по свойству 6 числовых неравенств получим истинное числовое неравенство . Итак, произвольное решение неравенства (1) является решением неравенства (2) и произвольное решение неравенства (2) является решением неравенства (1). Теорема доказана. Следствие. Неравенства
и
равносильны. Теорема 19. Если обе части неравенства умножить (или разделить) на одну и ту же функцию , которая при всех значениях из области определения исходного неравенства принимает только положительные значения, и при этом оставить без изменения знак исходного неравенства, то получится неравенство, равносильное исходному. Таким образом, если , то неравенства (1) и (2) (или ) равносильны. Доказательство: пусть произвольное решение неравенства (1). Тогда - истинное числовое неравенство. Умножим обе его части на число (по условию это число существует, ибо функция имеет смысл при всех из области определения неравенства (1), причем ). Н основании свойства 3 числовых неравенств заключаем. что числовое неравенство (2) тоже истинное при . Обратно, пусть - произвольное решение неравенства (2), значит - истинное числовое неравенство. После деления обеих частей неравенства на число (по условию) по свойству 12 числовых неравенств получим истинное числовое неравенство . Следствие. Если обе части неравенства умножить (или разделить) на одно и то же положительное число, сохраняя знак неравенства, то получится неравенство, равносильное данному. Теорема 20. Если обе части неравенства умножить (или разделить) на одну и ту же функцию , которая при всех значениях из области определения исходного неравенства принимает только отрицательные значения, и при этом изменить на противоположный знак неравенства, то получится неравенство. равносильное исходному. Таким образом, если , то неравенства (1) и (2) (или ) равносильны. Доказательство: Пусть произвольное решение неравенства (1). Тогда - истинное числовое неравенство. Умножим обе его части на число (по условию это число существует, ибо функция имеет решение при всех из области определения неравенства (1)). На основании свойства 4 числовых неравенств заключаем, что числовое неравенство тоже истинное. Обратно, пусть - произвольное решение неравенства (2), значит -истинное числовое неравенство. Умножив обе части этого неравенства на число по свойству 4 числовых неравенств получим истинное числовое неравенство . Итак, произвольное решение неравенства (1) является решением неравенства (2) и произвольное решение неравенства (2) является решением неравенства (1). Теорема доказана. Следствие. Если обе части неравенства умножить (или разделить) на одно и тоже отрицательное число, изменив знак неравенства на противоположный, то получится неравенство, равносильное данному. Теорема 21. Пусть дано неравенство , причем и при всех из области определения неравенства. Если обе части неравенства возвести в одну и ту же натуральную степень и при этом знак неравенства оставить без изменения, то получится неравенство , равносильное данному. Доказательство: пусть - произвольное решение неравенства . Причем и (по условию). Тогда - истинное числовое неравенство. Но по свойству 17 числовых неравенств получаем, что числовое неравенство тоже истинно. Что и требовалось доказать. Замечание. При выполнении тождественных преобразований возможно изменение области определения выражения. Например, при приведении подобных членов, при сокращении дроби может произойти расширение области определения. При решении неравенства в результате тождественных преобразований может получиться неравносильное неравенство. Поэтому после выполнения тождественных преобразований, которые привели к расширению области определения неравенства, из найденных решений нужно отобрать те, которые принадлежат области определения исходного неравенства. 3. Корень - й степени. Иррациональные неравенства. Определение. Корнем - й степени из действительного числа называется действительное число такое, что . В частности, если , , то из получаем, что или . Если , , то из получаем, что . Заметим, что если - четное, а , то по свойствам действительных чисел не существует действительных таких, что . Если - четное, а , то существует ровно два действительных различных корня - й степени из . Положительный корень обозначается через - арифметический корень - й степени из , отрицательный . Если , то при любом существует единственный корень - й степени из - число . Если, - нечетное, то для любого действительного числа |
|
© 2010 |
|