РУБРИКИ

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

75 год механико-математический факультет

В-I решить неравенство

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

В-II решить неравенство Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

81 год геолого – геодезический факультет

В-I решить неравенство Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

В-IV решить неравенство Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

81 год физический факультет

В – I решить неравенство Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

В – II решить неравенство Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

МГУ:

78 год механико – математический факультет

В-I решить неравенство Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

79 год физический факультет

В-I решить неравенство Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

78 год химический факультет

В-I решить неравенство Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Цели проведения и написания этого факультатива: подготовить учащихся к

поступлению в ВУЗы, расширить и систематизировать полученные ранее сведения и

решении иррациональных уравнений, научить учащихся решать иррациональные

неравенства, а также отработать технические навыки тождественных

преобразований иррациональных уравнений. Данный материал требует достаточной

логической грамотности учащихся, так как для того, чтобы найти множество

решений иррационального неравенства, приходится, как правило, возводить обе

части неравенства в натуральную степень. Необходимо довести до понимания

учащихся, что несмотря на внешнюю схожесть процедуры решения иррационального

уравнения и иррационального неравенства, между ними существует большое

отличие. При решении неравенства невозможно проверкой установить «лишние»

решения, которые могут появиться при возведении в четную степень.

Единственный способ, гарантирующий правильность ответа, заключается в том,

что мы должны следить за тем, чтобы при каждом преобразовании неравенства у

нас получалось неравенство, эквивалентное исходному. Цель дипломной работы –

оказать конкретную помощь учителю в подготовке учеников к поступлению в

ВУЗы, в более углубленном изучении материала. Самым распространенным методом

обучения решению иррациональных неравенств является выявление типичных

способов решения иррациональных неравенств. Наша задача – дать основные

рекомендации для поиска решения неравенств и приобрести некоторый опыт при

решении.

Занятие№1

Тема: Понятие иррационального неравенства, его особенности.

Цель: дать понятие об иррациональных неравенствах, научить находить ОДЗ

иррациональных неравенств.

I. Вспомнить (вопросы классу):

1) что называется корнем n – ной степени из числа а?

2) Что называется арифметическим корнем n – ной степени из числа а (

а ³ 0)?

3) Какие свойства арифметического корня n – ной степени вы знаете?

II. Самостоятельная работа на 2 варианта

В – I В – II

1) Докажите, что истинно равенство

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

2) Найдите значений корня

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

3) Найдите значение выражения

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

4) Решите уравнения

х3 = 4 х4 = 10

х4 = -10 х3 = -4

х6 = 7 х5 = 6

5) Решите уравнение и неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

6) Найти значения выражения

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

III. Учитель объясняет новый материал, опираясь не знания учащихся.

IV. Найти ОДЗ неравенств (учащиеся решают самостоятельно, затем устно

проверяем ответы)

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

V. Д/з

1 группа самостоятельно разбирает тему «Простейшие иррациональные

неравенства, содержащие радикал четной степени» и пишет доклады по этой теме

по плану:

1) Уединение радикала

2) Решение неравенств вида Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

3) Решение неравенств вида Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

4) Примеры

2 группа повторяет пройденный материал.

Занятие №2

Тема: Простейшие иррациональные неравенства, содержащие переменную под

знаком радикала четной степени.

Цель: Отработать навыки решения иррациональных неравенств, содержащих

переменную под знаком радикала четной степени.

I. Чтение доклада одним из учащихся 1 группы, дополнения остальных учащихся 1

группы, разбор у доски 3 – 4 примеров, которые ребята нашли и решили дома.

II. Следующие неравенства ребята решают самостоятельно, затем в парах

проверяют решения друг у друга.

1)

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: х ³ Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

2)

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: х £ -1 и х ³ 1

3)

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: х ³ Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

4)

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

III. Д/з

1 группа самостоятельно разбирает простейшие иррациональные неравенства,

содержащие переменную под знаком радикала нечетной степени и пишет доклад по

плану:

1) возведение неравенств в нечетную степень;

2) примеры с решениями.

2 группа учит решение иррациональных неравенств, разобранных в классе, решает

неравенства:

1) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

2) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

3) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Занятие №3

Тема: Решение иррациональных неравенств, содержащих переменную под знаком

радикала нечетной степени.

Цель: Закрепление изученного, научить учащихся решать простейшие

иррациональные неравенства, содержащие переменную под знаком радикала нечетной

степени.

I. Повторение

1) Расскажите правила решения неравенств вида

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

а)

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

б)

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

в)

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

г)

2) Решить неравенства (кто-то из учащихся 2 группы решает у доски,

остальные – в тетрадях)

а) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

б) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

II. Разбор нового материала (ребята из 1 группы рассказывают, объясняют свои

примеры).

III. Самостоятельно решить неравенства

1)

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

x(x-3)(x+2)>0

+ - + -
Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

-2 0 3

Ответ: Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

2)

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

- + - +

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства 0 Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответы проверить в парах.

IV. Подведение итогов занятия: видим, что при возведение неравенств в

нечетную степень эквивалентность не нарушается и под знаком радикала

выражение может принимать любые значения. А в четную степень имеем право

возводить только те неравенства, у которых обе части неотрицательны; под

знаком радикала четной степени может стоять только неотрицательная функция.

V. Д/з

1 группа изучает тему «Решение иррациональных неравенств, содержащих

переменную под знаком двух и более радикалов четной степени», подбирает и

решает неравенства по теме. Цель этой самостоятельной работы: научиться самим

и научить затем ребят из второй группы решать такие неравенства.

2 группа повторяет изученное.

Занятие №4.

Тема: Решение иррациональных неравенств, содержащих переменную под знаком

двух и более радикалов четной степени.

Цель: отработка навыков решения иррациональных неравенств, содержащих

переменную под знаком двух и более радикалов четной степени.

I. Учащиеся из 1 группы у доски рассказывают новый материал, объясняют

неравенства, которые они решили дома, с помощью учителя разбираются

непонятные места.

II. Делаем вывод: при возведении таких неравенств в четную

степень эквивалентность не нарушается только тогда, когда обе части

неравенства неотрицательны. Некоторые неравенства следует сначала привести к

такому виду, когда ясно видно, что обе части его неотрицательны.

Решим пример (кто-то из ребят 2 группы решает у доски).

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

III. Решить неравенства

1)Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

2)

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

На ОДЗ Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Значит неравенство истинно.

Ответ: Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

3)

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

4) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

5)

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

6)

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

7) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

IV. Д/з

1 группа пишет доклады по теме: «Решение иррациональных неравенств,

содержащих переменную под знаком двух и более радикалов нечетной степени».

Особое внимание обратить на решение неравенств вида:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства и неравенств, содержащих радикалы третьей и второй степени.

2 группа: повторение, решить неравенства а)Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства ;

б)Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Занятие №5

Тема: решение иррациональных неравенств, содержащих переменную под знаком

двух и более радикалов нечетной степени.

Цель: познакомить учащихся с неравенствами, содержащими переменную под

знаком двух и более радикалов нечетной степени и показать способы их решения.

I. Проверка Д/з 2 группы (устно)

II. Учащиеся 1 группы читают доклады, объясняют у доски решенные неравенства.

Все остальные ребята с учителем разбирают решения.

III. Решить неравенства (решения проверить друг у друга в парах).

1)

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

2) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

+ - +

-1 3

Ответ: Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

3) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

найдем решение соответствующего уравнения:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

возводим в куб

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

делаем замену

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Проверка:

1. Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

-2=1 – ложно, корень х = 0 – посторонний

2.

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

4) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

решим соответствующее уравнение:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

возводим в куб

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

делаем подстановку

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Проверка:

1. Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

2.

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

1 3

Ответ: Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

5) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

возводим в куб

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

При

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Значит последнее неравенство на ОДЗ всегда истинно.

Ответ: Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

6)

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

IV. Д/з

1 группа на примерах рассматривает решение иррациональных неравенств с

параметрами.

2 группа учит рассмотренный в классе материал, решает неравенства

а)Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

б)Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Занятие №6

Тема: Решение иррациональных неравенств с параметрами.

Цель: научить учащихся решать иррациональные неравенства с параметрами.

I. Вопросы классу

1) Что называют параметрами?

2) Когда неравенство, содержащее параметры считается решенным?

II. Учащиеся из 1 группы рассказывают о решении неравенств, которые они

решали дома. Учитель помогает сделать выводы.

III. Решить неравенства

1)

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

все значения Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства принадлежат ОДЗ, так как Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства значит

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: 1)Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

2) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

2) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

ОДЗ неравенства Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

а) при а < 0

на ОДЗ Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства всегда и неравенство истинно

б) при Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

последнее неравенство имеет смысл при Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства , значит при Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства нет решений

при Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

возводим в квадрат обе части неравенства

1 – 2а2 + a4 > 4a2(x – 1)

a4 + 2a2 + 1 > 4a2x

(a2 + 1)2 > 4a2x

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: 1) при Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

2) при Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства нет решений

3) при Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

3)

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

ОДЗ неравенства Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

а) при а = 0 нет решения

б) при а > 0 ОДЗ Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

х = 0 и х = а не удовлетворяют неравенству х(ха) < 0 на ОДЗ, а

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства всегда и неравенство истинно всегда

в) при а < 0 ОДЗ х Î [a;0] неравенство истинно

Ответ: а) если а > 0 0 < x < a

б) если а = 0 нет решения

в) если а < 0 Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

4) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

при а £ 0 неравенство не имеет смысла, так как получаем Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

при а > 0

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Сравним а2 и Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства :

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: если a > 2, то Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

если a ³ 2, Æ

5) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

ОДЗ неравенства:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

а) при а = 0 ОДЗ х £ 0

при х = 0 решения нет

при х < 0 Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства - истинно

б) при а < 0

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

2а Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства а

ОДЗ х £ 2а

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

последнее неравенство истинно на ОДЗ, кроме х = 2а

в) при а > 0

ОДЗ х £ а

(ах)(2ах) > 0

истинно на ОДЗ, кроме х = а

Ответ: а) при а = 0 х < 0

б) при a < 0 x < 2a

в) при а > 0 x < a

IV. Д/з

1 группа подбирает и решает неравенства по теме «Решение иррациональных

неравенств» способом введения новой переменной».

2 группа решает неравенства

а) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

б) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Занятие №7

Тема: Решение иррациональных неравенств, способом введения новой переменной.

Цель: познакомить учащихся с методом решения иррациональных неравенств –

введением новой переменной.

I. Разбор неравенств, приготовленных учащимися 1 группы.

II. Решить неравенства

1)

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

тогда х2 + 5х + 4 = у2 – 24

у2 – 5у – 24 < 0

у2 – 5у – 24 = 0

D = 25 + 96 = 121

у1 = -3 у2 = 8

(у – 8)(у + 3) < 0

-3 < y < 8

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства - истинно для любого

х из ОДЗ: х2 + 5х + 28 ³ 0 – истинно всегда (

D < 0, a > 0)

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: х Î]–9; 4[

2)

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства - истинно для любого х из ОДЗ х2 – 3х + 5 ³ 0 – истинно всегда

D <0, a = 1 > 0

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: х Î [-1; 4]

3) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

ОДЗ: 5 – х ³ 0 или х £ 5

пусть Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства , тогда у > x – 3, у ³ 0

выразим х через у: у2 = 5 – х Þ х = 5 – у2

получаем систему:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Значения х < 4 принадлежат ОДЗ

Ответ: х < 4

4) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

ОДЗ: 2х + 10 ³ 0, х ³ -5 3x – 5 ³ 0, x ³ Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

пусть Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства , тогда у < 3x – 5, y ³ 0

выразим х через у : у2 = 2х + 10 Þ х = ½у2 – 5

получаем систему:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

x > 3

Значения х > 3 принадлежат ОДЗ

Ответ: х > 3

5)Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Найдем ОДЗ неравенства:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

х ³ 2

при х ³ 2 второе и третье неравенства системы истинны

ОДЗ: х ³ 2

пусть Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

|t + 1| - |t – 1| > 1

a) t £ -1

-t – 1 + t – 1 > 1

-2 > 1 – ложно Æ

б) –1 < t £ 1

t + 1 + t –1 >1 Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

учитывая, что –1 < t £ 1, получаем Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

в) t > 1

t + 1 – t + 1 > 1 2 > 1 – истинно

решением неравенства на всех трех промежутках будет Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

x > 2,25 – принадлежит ОДЗ

Ответ: x > 2,25

6) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

ОДЗ неравенства:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

пусть Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства , тогда

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

|t +-3| + |t – 2| > 1

a) t £ 2

- t + 3 – t + 2 > 1 t <2

учитывая, что t £ 2 получаем t <2

б) 2 < t £ 3

- t + 3 + t – 2 > 1 1 > 1 – ложно Æ

в) t > 3

t – 3 + t – 2 > 1 t >3

получаем:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

учитывая ОДЗ получаем: 2 £ x < 6, x > 11

Ответ: 2 £ x < 6, x > 11

III. Д/з

1 группа разбирает способы решения иррациональных неравенств домножением

обеих частей на некоторое число или выражение, разложением подкоренного

выражения на множители, выделением полного квадрата в подкоренных выражениях.

2 группа решает неравенства:

а) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

б) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Занятие № 8

Тема: Решение иррациональных неравенств, способами домножения обеих

частей на некоторое число, либо выражение, выделения полного квадрата в

подкоренных выражениях, либо разложения подкоренного выражения на множители.

Цель: дать учащимся представление о способах решения иррациональных неравенств.

I. Разбор Д/з 2 группы (устно)

II. Разбор задач, приготовленных 1 группой.

III. решить неравенства

1) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

ОДЗ: х ³ 1

домножим на Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

последнее неравенство всегда истинно на ОДЗ

Ответ: х ³ 1

2) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

ОДЗ: х < 2

домножим на Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

3)

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: хÎ[0;3]

4) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

ОДЗ: х £ 1, х £ 5, х = 2

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

учитывая ОДЗ получаем

Ответ: Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Итоговая контрольная работа

Вариант I.

Решить неравенства

1) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

2) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

3) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

4) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

5) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Вариант II.

Решить неравенства

1) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

2) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

3) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

4) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

5) Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Филиппова Ольга Владимировна.

Дипломная работа «Организация познавательной деятельности учащихся на

факультативных занятиях по теме «Иррациональные неравенства»

Руководитель: Кузьмичев Анатолий Иванович.

З А Щ И Т А (устно)

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка

литературы и приложения с разработкой факультатива по теме.

В дипломной работе мне хотелось собрать и проанализировать знания, полученные

за пять лет обучения, и применить их к конкретной задаче. А именно, я

попыталась на примере изучения очень трудной и, прямо сказать, непопулярной

среди школьников темы «Иррациональные неравенства» подтвердить положение о

том, что интерес, а с ним и знания, умения, навыки приходят вместе с упорным

трудом, причем, этот труд должен носить в большой мере самостоятельный

характер и в части подготовки к занятиям, и даже части проведения и поиска

нужных форм их организации.

Важным подспорьем в развитии познавательного интереса учащихся являются, как

оказалось, исторические сведения по теме. Их поиск значительно активизировал

работу с литературой, в которой помимо всего учащиеся искали еще и сведения

по методике проведения занятий, изучения темы, задач, предлагавшихся на

вступительных экзаменах в различные ВУЗы.

При проведении факультативных занятий ученики были разбиты на 2 группы:

экспериментальную и контрольную, примерно равные по силам. У всех учащихся

была одна цель – подготовиться к вступительным экзаменам в ВУЗ. Это

определило их первоначальный интерес. Разбиение на 2 группы проводилось по

желанию самих ребят. Они посещали одни и те же занятия, изучали на уроках

один и тот же материал. Но ребята 1-ой экспериментальной группы имели гораздо

больше возможностей и причин для самостоятельной работы по теме: они в

качестве домашнего задания должны были самостоятельно изучить новую тему,

начиная с поиска материала (под руководством учителя), далее написать

доклады, найти и прорешать задачи, а затем рассказать все это остальным

участникам факультатива.

Учитель предлагал темы, литературу, определял докладчиков, акцентировал в

нужных местах внимание и на уроках давал задачи по теме, которые, по его

мнению, нужно было прорешать, а докладчики таковых не предложили.

Заключительная работа по теме показала, что учащиеся из 1-ой группы получили

результаты, пусть и ненамного, но лучше учащихся контрольной группы.

Но, кроме того, они получили бесценный опыт самостоятельной работы, который,

как мне кажется, еще даст свои положительные результаты в будущем.

По материалам проведенного факультатива и был написан диплом.

В первой главе разбираются основные формы организации познавательной

деятельности, проводится их сравнительный анализ и выясняются оптимальные

сочетания и взаимодействия этих форм (в зависимости от специфики материала и

от того, как он усвоен учащимися, выбирались сочетания фронтальной, групповой

и индивидуальной форм).

Во второй главе рассматриваются вопросы методики организации факультативных

занятий, необходимость и обоснованность их проведения. Далее излагаются

результаты опытно-экспериментальной работы.

Глава три – основная часть работы. В ней содержится необходимый теоретический

и практический материал для факультатива. К сожалению, сюда не вошли все

задачи, которые предлагали учащиеся, найденные ими к занятиям, из-за их

однотипности с опубликованными.

Учащимися, с помощью учителя, были выделены 9 частных случаев и способов

решения иррациональных неравенств и к каждому из них учащиеся придумывали

неравенства для последующего решения их всем классом.

Учителем была поставлена задача выяснить, какие трудности характерны для

каждого из способов решения.

Большое внимание уделялось оформлению решения задачи, в частности, записи

ответа, за что в ВУЗах на приемных экзаменах часто снижают бал.

Эта часть диплома может служить основой для проведения соответствующего

факультатива для любого учителя. Данная глава заканчивается подборкой задач

по теме и доказательством классических неравенств.

В приложении приводится разработка факультатива из 8 занятий по теме

«Иррациональные неравенства» и итоговая контрольная работа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.