РУБРИКИ

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: 1. Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства ; 2. Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства .

Пример 2. Решить неравенство

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Решение. Легко видеть, что при Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

данное неравенство не имеет решений, т.к. получаем положительную левую часть

меньше отрицательно правой. что не имеет смысла. Рассмотрим неравенство при Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

. ОДЗ неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Неравенство имеет смысл лишь при Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

. Получаем систему неравенств, эквивалентную исходному неравенству:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Решим последнее неравенство системы. Видим, что оно имеет смысл лишь при Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

. Возведем в квадрат обе части неравенства Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства при Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Сравним Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства и Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства , чтобы определить верхнюю границу значений Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства .

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

при Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства значит Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства >Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства .

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: если Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства , то Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

если Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства . то Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства .

Пример 3. Решить неравенство

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Решение. Данное неравенство перепишем так

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства (1)

Легко видеть, что при а = 0 неравенство решения не имеет. Рассмотрим значение

параметра а > 0 и а < 0: левая и правая части неравенства положительные,

поэтому при возведением неравенства в квадрат получим неравенства,

эквивалентное данному в области его определения. При a < 0 данное

неравенство тождественно истинное в области его определения (левая часть

неотрицательная, а правая отрицательная). Поэтому данное неравенство можно

заменить следующей эквивалентной совокупностью систем неравенств:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Рассмотрим неравенство (2). После выполнения преобразований получим:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

При a > 0 значения х = а и х = 0 не удовлетворяют неравенству, а при

всех значениях 0 < x < a указанное неравенство тождественно истинное,

поэтому первая система совокупности эквивалентна системе:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Итак, решение неравенства (1)

1) если а > 0 0 < x < a

2) если а = 0 нет решений

3) если a < 0 a £ x £ 0

Пример 4. Решить неравенство:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Решение. Возводим неравенство в квадрат. Так как левая и правая части

неравенства неотрицательны, то эквивалентность не нарушается в области

определения неравенства. Первый радикал имеет смысл при x £ а, второй при

x £ b. При этих же значениях переменной имеет смысл и выражение, стоящее

в правой части неравенства.

Итак,

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

равносильно системе

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

но

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

,

значит последнее неравенство системы равносильно неравенству:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

или

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

А система равносильна системе

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

* выполняется, если оба множителя под корнем больше нуля или оба меньше нуля,

значит наша система равносильна совокупности двух систем:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

после выполнения преобразований получаем:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Видим, что в первой системе может быть два случая:

1) a ³ b,

2) b ³ a.

В первом случае решением системы будет x < b, а во втором x < a.

Ответ: 1) a ³ b x < b

2) a £ b x < а

8. Решение иррациональных неравенств, способом введения новой переменной.

Иррациональные неравенства, как и иррациональные уравнения можно решать

способом введения новой переменной. Рассмотрим использование этого метода на

примерах.

Пример 1. Решить неравенство:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Решение. Положив Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

, находим что х2 + 5х + 4 = у2 – 24, тогда неравенство (1)

преобразуется к виду:

у2 – 5y – 24 < 0

и далее решим уравнение:

у2 – 5y – 24 = 0

D = 25 + 96 = 121

y1 = -3, y2 = 8

получаем (у – 8)(у + 3) < 0.

Решением этого неравенства является промежуток -3 < y < 8.

Мы пришли к следующей системе неравенств:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Так как Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства при всех

допустимых значениях х, то тем более Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

при всех х их ОДЗ неравенства (1), а поэтому достаточно решить

неравенство:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Это неравенство равносильно системе

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Так как неравенство х2 + 5х + 38 ³ 0 выполняется при любых

значениях х (D = 25 – 4 × 28 < 0 и а = 1 > 0), то последняя

система равносильна неравенству:

х2 + 5х + 38 < 0

или

(х + 9)(х – 4) < 0

откуда методом интервалов находим решение неравенства (1)

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Ответ: х Î ]-9; 4[

Неравенство (1) – неравенство вида

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства .

Здесь применима подстановка Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

и неравенство заменяется равносильным ему неравенством:

у2 – ky + d – c < 0, которое легко разрешимо.

Рассмотрим неравенство вида:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства , где можно применить подстановку Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства .

Пример 2. Решить неравенство:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Решение. Найдем ОДЗ неравенства: х £ 5. Положим Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

, тогда у > x – 3, y ³ 0. Выразим х через у: у2 = 5 – х

Þ х = 5 – у2.

Получаем систему:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Откуда:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Значения x < 4 принадлежат ОДЗ.

Ответ: x < 4.

Пример 3. Решить неравенство

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Решение. Найдем ОДЗ неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

при х ³ 2 второе и третье неравенства системы истинны. ОДЗ х ³ 2.

Пусть Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства , тогда исходное неравенство примет вид:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства (1)

Так как под радикалами в левой части неравенства (1) стоят полные квадраты,

то оно может быть представлено в следующем эквивалентном виде:

|t + 1| - |t – 1| > 1

Разобьем решение на три промежутка:

1) t £ -1

-t – 1 + t – 1 > 1 Æ

2) –1 < t £ 1

t + 1 + t – 1 > 1

2t > 1

t > ½

3) t > 1

t + 1 – t + 1 > 1 2 > 1 – истинно

Решением неравенства на всех трех промежутках будет t > ½

Подставляем Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Эти значения принадлежат ОДЗ.

Ответ: x > 2,25.

Пример 4. Решить неравенство:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Решение. Положим Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства , тогда Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства и мы получаем неравенство:

у2 – у – 2 >0,

откуда находим y < -1, y>2.

Теперь задача свелась к решению двух неравенств:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Первое неравенство не имеет корней во множестве действительных чисел,

поскольку под знаком возведения в дробную степень может содержаться только

неотрицательное число, а любая степень неотрицательного числа неотрицательна.

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства (1)

Пусть a < 0. В школьном курсе рациональная степень числа а не определяется, и

это не случайно. Пусть (1) верно, тогда:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Противоречие.

Итак, получаем: левая положительная часть меньше отрицательной правой, что не

имеет смысла.

Решим неравенство

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Возведем обе части неравенства в пятую степень, получим x – 2 > 32, откуда x

> 34.

Ответ: x > 34.

9. Способ домножения обеих частей иррационального неравенства на некоторое

число, либо выражение.

Этот способ мы можем использовать, основываясь на теоремах 19 и 20 из

параграфа «Неравенства и их основные свойства».

Пример 1. Решить неравенство:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства (1)

Решение. Уединение радикала и возведение обеих частей полученного

неравенства в квадрат привело бы к громоздкому неравенству. В то же время, если

проявить некоторую наблюдательность, то можно заметить, что заданное

неравенство легко сводится к квадратному. Предварительно найдем ОДЗ

неравенства:

2х2 – 3х + 2 ³ 0

откуда получаем х – любое действительное число. Домножим обе части

неравенства (1) на 2 получим

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

и далее

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Полагая Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства , получим у2 – 2у - 8 ³ 0, откуда у £ -2, у ³ 4.

Значит, неравенство (1) равносильно следующей совокупности неравенств:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Второе неравенство системы имеет решения х £ -2, х ³ 3,5, а первое

– не имеет решений, так левая часть неравенства неотрицательна, а правая

отрицательна, это противоречит смыслу неравенства.

Все решения второго неравенства принадлежат ОДЗ неравенства (1) и получены

при переходах к равносильным неравенствам.

Ответ: х £ -2, х ³ 3,5.

Пример 2. Решить неравенство

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства (1)

Решение. ОДЗ неравенства:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Домножим обе части неравенства на выражение

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства , имеющее ту же ОДЗ , что и неравенство (1).

Получим:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

или:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Последнее неравенство всегда истинно на ОДЗ, т. к. –3 всегда будет меньше

положительной правой части неравенства.

Ответ: х ³ 1.

Пример 3. Решить неравенство

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Решение. Найдем ОДЗ неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Домножим обе части неравенства на Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства :

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Последнее неравенство равносильно совокупности:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Из первой системы получаем x < -2, а решением второй системы является

промежуток Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Объединяя их получаем:

Ответ: Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

10. Метод выделения полного квадрата в подкоренных выражениях при решении

иррациональных неравенств, либо разложения подкоренного выражения на множители.

Пример 1. Решить неравенство

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Попробуем отметить какие – либо особенности заданного неравенства, которые

могли бы указать путь к решению. Такие особенности есть, а именно:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Решение. Найдем ОДЗ исходного неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

На промежутке [-1;4] третье и четвертое неравенства системы истинны.

Значит, ОДЗ х Î [-1;4].

Перепишем заданное неравенство так:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

откуда Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Но Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства и Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства , поэтому получаем:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

или:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

В ОДЗ правая часть неравенства всегда положительна, поэтому возведем в

квадрат обе части неравенства

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

решение этого неравенства х Î [0; 3]. Этот промежуток принадлежит ОДЗ.

Ответ: х Î [0; 3].

Пример 2. Решить неравенство:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Решение. Найдем ОДЗ неравенства:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

откуда получаем x £ 1, х ³ 5, х = 2

Перепишем наше неравенство следующим образом:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Поскольку обе части неравенства положительны и имеют смысл на ОДЗ, возведем в

квадрат обе части этого неравенства, получим:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Правая часть полученного неравенства на ОДЗ всегда положительна, поэтому

имеем право возвести обе части его в квадрат и получим равносильное

неравенство:

(х – 2)2(х – 5)(х – 1) £ 9(х – 2)2(х – 1)2

или:

(х – 2)2(х – 1) (х – 5 – 9х + 9)£ 0

(х – 2)2(х – 1) (4 – 8х)£ 0

откуда методом интервалов получаем: х £ ½, х ≥ 1

Учитывая ОДЗ, получаем

Ответ: х £ ½, х = 1, х ≥ 5, х = 2

11. Решение иррациональных неравенств путем проб, выводов.

Пример 1. Решить неравенство:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства (1)

Решение. Область определения неравенства (1): 2 £ х £ 3.

Прежде, чем возводить в квадрат обе части неравенства (1), необходимо

убедиться в том, что обе его части неотрицательны.

Однако, оказывается, что это не так.

Действительно, так как 2 £ х £ 3, то 1 £ х – 1 £ 2 и

3 £ 6 – х £ 4. А это значит, что Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

или Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства . Но Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

. Таким образом, при всех значениях х из отрезка 2 £ х £ 3

неравенство (1) выполняется. Итак, 2 £ х £ 3 - решение

неравенства.

Пример 2. Решим неравенство:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Решение. Найдем ОДЗ неравенства:

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

откуда получаем, что ОДЗ неравенства х = 2 – единственная точка.

Подстановкой легко проверить, что х = 2 является решением исходного

неравенства.

Ответ: х = 2.

12. Решение более сложных примеров.

Пример 1. Решить неравенство

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Решение. Используем метод интервалов. Решим соответствующее уравнение.

Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Решением уравнения являются значения переменной х = 0 и Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

при любом действительном значении параметра а.

Корни соответствующего уравнения разбивают числовую ось на промежутки

знакопостоянтства, в каждом из которых неравенство или тождественно истинное,

или тождественно ложное.

а) если a > 0, то Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

и числовая ось разбивается на следующие промежутки знакопостоянства: x < 0, Диплом: Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.