РУБРИКИ |
Саморазвитие и менеджмент |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Саморазвитие и менеджментp> Но оставим внешнее впечатление от фирм. Посмотрим, что же определяет фирму внутри нее, как умный руководитель может влиять на мнение сотрудников о компании."Лучше один раз услышать, чем 100 раз увидеть". Именно такой переиначенной пословице во многом следует придерживаться при создании имиджа фирмы, самой культуры фирмы. Зачастую то, что окончательно сформулировано и напечатано, тем самым становится практически никому не нужным, ведь уже не надо больше беспокоиться, т.к. все, что нужно уже имеешь в отпечатанном виде. Значение же видимого менеджмента в том, что при этом происходит непосредственный речевой контакт, а информация становится сообщением, и к этому уже и несколько иное отношение со стороны сотрудников. Замечено, что неформальный обмен мнениями оказывается более быстрым и достоверным, чем формальный. Собираясь в неформальной обстановке люди охотнее всего говорят "о делах". Беседы в столовой, разговоры на праздничном мероприятии не только незаметно распространяют культуру, но и позволяют избежать искажения информации, что случается при ее формальной передаче. В устной беседе можно раскрыть всю подоплеку вопросу чего не сделаешь в официальной бумаге, ибо она просто мертва. Лозунги - то, что очень часто используют фирмы для саморекламы. Все они сводятся к изысканной примитивности и дают представление об основных ценностях, выдвигаемых компанией. Но верят ли им люди? Еще можно ввести в заблуждение посторонних, но собственные сотрудники легко чувствуют ложь и зачастую вводят собственные интерпретации лозунгов. Так, один из баварских банков долгое время работал под девизом "Банк, который заслуживает вашего доверия". Сотрудники же говорили так: "Банк, который зарабатывает на вашем доверии". На всех предприятиях существуют легенды, передаваемые сотрудниками друг другу. Они отражают историю предприятия, передают унаследованные ценностные ориентации, способствуют развитию новых культур, именно по легендам посторонний человек может узнать о состоянии внутреннего климата предприятия, о сложившихся отношениях между начальством и подчиненными. На всех предприятиях существуют свои ритуалы. Они служат для наглядного
демонстрирования ценностных ориентаций компании, символизируют убеждения,
играющие существенную роль на предприятии. "Для нас главное - сотрудники", Очень важен в создании имиджа фирмы символический менеджмент. Какой-то жест, слово, действие оказывают гораздо больше эффекта, нежели доклады и речи на эту тему, позволяют четко расставить все акценты. Так, новый глава фирмы, желая изменить систему управления, вместо официальной речи перед ближайшими сотрудниками без слов выкинул в корзину для мусора "Общие указания по руководству" в 3-х томах, оставшиеся от прошлого руководителя и вручил собравшимся менеджерам листок бумаги с изложением всего самого важного для предприятия на ближайшие 12 месяцев. Этот жест произвел гораздо больше эффекта, нежели бы официальная речь по этому поводу. Язык, как средство общения, играет решающую роль в формировании культуры фирмы. Язык позволяет сделать вывод о культуре, причем без особых усилий, достаточно ответить на следующие вопросы: . О чем, собственно говоря, идет речь? Что представляется важным, что движет отдельным человеком? . Каким образом ведется разговор? Какой задается тон? . Какие понятия регулярно всплывают? . Какие повторяющиеся фразы используются? . О чем не говорится? Какие имеются табу, какие искажения в восприятии реальности скрываются за ними? . В каких ситуациях проводятся обобщения? . Когда реальность неправильно интерпретируется, чего хотят этим достичь или чего избежать? . Какие представления о себе и о других скрываются за определенными высказываниями? Это позволяет понять степень демократичности и профессионализма в данной организации. Не менее красноречивыми, чем язык, являются также заведенные на
предприятии системы менеджмента. На основании повестки совещаний можно
сделать вывод о приоритетах: Чем на предприятии занимаются главным образом? Отсюда уже вытекают игры и маневры на фирме, когда во время совещания на фирме с жесткой авторитарной структурой подоплекой обсуждения проекта является не сам проект, а вопросы: "Кто главнее?", "Под чьим руководством будет разрабатываться проект?", "Кто кому должен подчиняться?". Понятия "имиджа" и "культуры" фирмы неразрывно связаны. От того, какой сложился у предприятия имидж, зависит и сложившаяся на нем культура, а это все зависит от профессионализма управляющего аппарата, от культуры управления в целом. Коммуникация - основа управленческой культуры Умение обращаться с людьми — это товар, который можно купить как сахар
или кофе. И я задачу за такое умение больше, чем за что-либо другое. Убийственная характеристика для менеджера: "У него не ладятся отношения с людьми ". Здесь кроется самая суть управления. (Л.Якокки) Хорошее управление исключает наличие плохих взаимотношений. Я не случено назвал коммуникацию основой управленческой культуры. На мой взгляд, коммуникация - это, прежде всего, искусство строить отношения с людьми. Примерно 90% рабочего времени руководители проводят с людьми, поэтому они несут большую ответственность, ведь во многом от умения руководителя строить отношения с коллективом зависит его способность влиять на коллектив во имя более эффективной работы. Я уже говорил, что, зачастую, моральный климат на предприятии задают 1-2 высших руководителя, поэтому всем руководителям нужно нести ответственность, прежде всего, за себя самого, ибо личные затруднения, неурядицы не только проблема самих руководителей, они могут вырасти в проблему для целого коллектива. По данным Д.Карнеги в инженерной деятельности финансовый успех руководителя только на 15% зависит от его технических знаний, а на 85% - от его умения ладить с людьми, располагать их к себе. Это обстоятельство также подчеркивают Г.Кунц и С.О'Доннел: "В связи с человеческим фактором коммуникацию следует рассматривать особым образом. Проблемы коммуникации с землей или капиталом нет. Однако во всех аспектах деятельности, где затрагивается человеческий фактор, потребность в эффективной коммуникации является решающей". Итак, очень многое зависит от коммуникации, задающей моральный дух на предприятии. Хороший моральный дух - это индикатор здоровья и перспективности компании. Плохой моральный дух, в конечном счете, влияет на продукцию, прибыли и приоритеты. Если все в порядке, тогда рабочие будут поддерживать ход событий и смогут воспринимать действительность в более радужном свете. Руководитель, который уделяет минимум внимания моральному духу рабочих, плохо выбирает приоритеты. Хорошая коммуникация обычно воспринимается как нечто естественное, но ее отсутствие становится сразу заметно. Однако коммуникация - это не только непосредственное личное общение, это еще и письменные, формальные и неформальные сообщения. Эти сообщения идут по различным каналам: телефонные звонки, приказы, общие собрания и т.д. Общая же цель этих сообщений - необходимость руководителей так осуществлять передачу общего курса, директив, целей и задач, чтобы все служащие их поняли и приняли. Чтобы держать людей в руках и контролировать их, нет лучшего управленческого средства, чем понимание. Когда люди ясно понимают свои задачи, когда у них есть цель - эффективность работы повышается. Но чтобы задачи были правильно поняты, в организации должна быть налажена четкая коммуникативная связь, т.е. отлажена передача информации. Первейшая задача для этого: уметь разговаривать с людьми и выслушивать их и прислушиваться. По-настоящему слушать - это нелегкий и утомительный труд, это не пассивная работа, чтобы ее выполнять хорошо, необходимо напрягать свой ум так же, как и тогда, когда руководитель говорит. Существует множество способов прислушиваться, скажем. Management by
walking round - метод "руководства путем разгуливания" - желание больше
узнать через прямой контакт с сотрудниками. Вообще, прямой контакт высшего
руководства с подчиненными - важный мотиватор. Президент TANDEM COMPUTERS Важно избежать плохого информирования сотрудников в организации, ибо
плохое информирование людей о том, что происходит в организации, не что
иное, как отсутствие внимания со стороны руководства. В подобной ситуации
человек начинает ощущать себя винтиком в организационном механизме,
сторонним наблюдателем происходящего, у него утрачивается чувство
сопричастности к делам фирмы, предприятия. Плохое информирование людей о
происходящем в организации порождает слухи, которые разъедают коллектив.
наполняя атмосферу в нем домыслами и выдумками и обостряя отношения между
его членами, усиливает у людей состояние неопределенности. Плохое
информирование неизбежно ведет к падению мотивации, усиливает рост
текучести рабочей силы на предприятии, отражается на конечном
производственном продукте. Нечто подобное происходило с корпорацией Но если даже руководитель проникся идеей хорошей коммуникации на предприятии, это еще не решает всех проблем, ибо при самой передаче информации существует множество препятствий: 1. Информация при передаче обычно искажается, особенно это касается устной информации, т.к. тот, кто передает и получает информацию, склонен к ее трактовке под собственный уровень культуры. Поэтому руководителю во избежание искажений следует передавать только ту информацию, которая необходима подчиненным для выполнения их работы, а не увлекаться усложнением информации, ибо это только мешает делу. 2. В то же время руководителю следует учесть, что сотрудники порой разбираются в предмете лучше самого руководителя, поэтому следует навсегда избавиться от желания говорить с подчиненными свысока. 3. Существует проблема наложения сообщений. Не следует передавать сообщения, если сотрудник чем-то занят, нужно, чтобы он отвлекся на какое- то время от своего дела, т.к. когда внимание рассеяно, сообщение может не дойти до понимания. 4. При передаче информации важно то, как ее формирует коммуникатор 5. Этот пункт касается общепринятых правил этикета при передаче информации. Когда передаешь информацию, то следует ориентироваться на знаковую систему реципиента (лица, принимающего информацию). В бизнесе при ведении переписки принято обращаться на языке реципиента или на международном языке, коим является английский. Это не только поможет избежать ошибок при переводе, это также покрывает уровень культуры организации, ее солидность. Кто же будет еще раз вести дела с компанией, не уважающей культуру клиента? Абсурдной и нелепой выглядит ситуация, когда при переговорах между эстонской и узбекской фирмами эстонцы прислали узбеком факс на эстонском языке, а получили ответ на английском. Так же на этот счет существуют другие правила, например, темп речи задает реципиент, обилие белого цвета в рекламе в Китае, неприемлемо, т.к. там это цвет скорби, в мусульманских странах нежелательно обилие священного для мусульман зеленого цвета и т.д. Представляется очень важным, чтобы информация не превалировала над делами
организации. Это старое правило, но оно не так уж часто выполняется,
способствуя установлению на предприятии диалектической к культуры, т.е.
множество разговоров на множестве совещаний, когда информация переливается
из пустого в порожнее и никаких практических результатов это не приносит. Важно также иметь в виду, что управлять - значит не только и не столько умение формулировать цели, планировать и осуществлять другие функции управления. Это значит - активно воздействовать на поведение персонала организации, формируя такой стиль или "модель" поведения, которые гарантируют достижение запланированных целей. В самом широком смысле это означает умение управлять культурой организации, т.е. системой норм и принципов поведения, ориентированных на их достижение. ПОМНИТЕ! • ПРЕУСПЕВАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - ЭТО ОРГАНИЗАЦИЯ, ИМЕЮЩАЯ: • ЦЕННОСТИ, РАЗДЕЛЯЕМЫЕ БОЛЬШИНСТВОМ ЕЕ РАБОТНИКОВ, Т.Е., СИЛЬНУЮ • ЖИВУЮ, А НЕ ВЖИВШУЮСЯ КУЛЬТУРУ; • ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИМИДЖ; • ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ, ЗАДАЮЩИЕ ХОРОШИЙ МОРАЛЬНЫЙ ДУХ; • ИЗБЕГАЮЩИЕ ДИАЛЕКСИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Вопросы для самоконтроля: 2. Какие из восьми признаков преуспевающих предприятий вы находите в вашей организации? 3. Какими ценностями характеризуется культура вашего предприятия? 4. Как оценивают имидж вашей организации ваши: . партнеры? . клиенты? . персонал? 6. Как вы оцениваете эффективность коммуникации в вашей организации? 7. Считаете ли вы вопросы культуры актуальными для вашей организации? Тема 4. "Мышление менеджеров" Введение Системныйподход,как способ мышления, позволяет открыть простое и сравнительно легко доступное средство позволяющее анализировать состояние и перспективы развития деловых организаций как целостных систем,материальные понятийные объекты и их отношения могут содержать несчётное множество компонентов, причём бесконечно разнообразных. Система включает лишь строго ограниченное число компонентов, поддающихся формализации в различных языках и доступных различным способам математической или логической обработки. Системный подход представляет собой совокупность методологических
принципов и теоретических положений, позволяющих рассматривать каждый
элемент системы в его связи и взаимодействии с другими
элементами,прослеживать изменения, происходящие в системев результате
изменения отдельных её звеньев, изучать специфические системные качества . изучение взаимосвязанных требований объективных экономических законов, определяющих характер и основы планирования; . определение цели развития данной системы, частью которой она является, для правильного формирования критерия оптимального планирования (уровня агрегирования функций); . структурный анализ систем, вскрывающий характер взаимосвязи и назначение каждой подсистемы; . исследование особенностей управления и механизма обратных связейдля наилучшей реализации планов; . определение характера и степени влияния на систему условий её функционирования (среды) для повышения надёжности плановых решении; . исследование процессов принятия решений в каждом блоке системы с учётом его взаимодействия с другими подсистемами и его места в системе в целом. Системный анализ выступает как комплекс специальных процедур, приёмов и методов, обеспечивающих реализацию системного подхода. Он включает методы и процедуры исследования операций, позволяющие выработать количественные рекомендации, необходимые при планировании и организации целенаправленных действий; методы так называемого анализа систем, применяемые для определения задач и выбора направления действий, для оценки поведения систем в условиях неопределённости, методы системотехники- методы проектирования и синтеза сложных систем на основе изучения способов функционирования их отдельных элементов и т.д. Системный подход имеет следующие аспекты системного анализа и синтеза: . системно - компонентный; . системно - структурный; . системно - функциональный; . системно - интегральный; . системно - исторический (генетической). Системный подход базируется на аппарате общей теории систем, региональных теориях систем различных наук, системотехнике, исследовании операций, факторном анализе и т.п. Он определяет методологию проведения системных исследований. Системный подход отражает существенные изменения, происшедшие в стиле управленческого мышления, т.е. является важнейшим инструментом менеджмента. Методологические и теоретические положения системного подхода являются
эффективными инструментами формализации и математизации управления и науки. Анализ и синтез объекта- системы можно представить следующими этапами: 1. Анализ: . содержательное описание интегральных свойств4 . определение класса систем, к которому принадлежит система объекта (для выбора аппарата анализа); . определение компонентов системы, её иерархии; . определение системообразующих свойств, связей и отношений; . фиксирование полюсов ( входов, выходов); . установление max. min значений параметров системы, т.е. границ существования; . определение структуры и законов композиций; . формализованное описание системы исследуемого объекта; 2. Синтез: . получение интегральных свойств системы из свойств компонентов, т.е. решение задачи разработки варианта системы с заданными параметрами ; . формализованное математическое описание системы и траектории её движения. Проблема сложности - необходимая предпосылка, с которой связан системный подход. Классическое методы исследования не справлялись с неуклонно возрастающей сложностью объектов изучения, поскольку не могли рассматриватьих как “организованную сложность”. Поэтому у науки возникает необходимость в познавательных средствах и методах для адекватного описания именно этих объектов. Системный подход - это методологический принцип, совокупность определенных теоретических средств, позволяющих наиболее адекватно представлять и описывать системы любой природы и сложности. В системном подходе главное то, что: 1) это совокупность принципов и методов исследования объектов как систем, т.е. как целостных множеств взаимосвязанных элементов; 2) он наиболее эффективен при изучении именно сложных и больших систем. Представление объектов исследования как систем, т.е. особым образом организованных и обладающих особыми системообразующими связями и отношениями фрагментов действительности, является одной из отличительных особенностей современной науки и техники. Эти системы настолько сложны, что классические методы их исследования оказываются малопродуктивными. В данной ситуации наиболее плодотворным методом анализа сложных систем оказывается системный подход. Это не конкретный метод исследования, а скорее всего методологический принцип, позволяющий наиболее адекватно представлять и описывать системы любой сложности. Суть системного подхода состоит в комплексном взаимосвязанном рассмотрении и решении всех существенных аспектов и сторон тех или иных проблем, в использовании для этого новейших научных методов, технических средств и организационных мер. Системный подход позволяет свести процесс решения большой комплексной проблемы к взаимоувязанному процессу решения менее сложных проблем, но зато с большей степенью детализации принимаемых решений. Источники формирования системных представлений: 1. Одной из первых наук, в которой объекты исследования рассматривались как системы, была биология. В классической биологии основными единицами анализа были организм и биологический вид. В биологии произошло расширение сферы исследований за пределы организма, это нашло отражение в формировании учений о биоценозах и биогенозенозах. В биологии организма исследования все более перемещались от отдельных процессов к их взаимодействию, поэтому в центре внимания оказались принципы, связанные с организованностью, саморегуляцией и регенерацией, гомеостазисом. Главный предмет системных исследований в биологии - многообразные связи в живой природе, их разно качественность и иерархичность, а также связанные с этим проблемы управления. Все это относится к экологии, в которой исследуются не просто специфика живой природы, но и взаимосвязь живого и неживого мира. Системные идеи сравнительно недавно получили распространение в ряде психологических концепций. Гештальтпсихология прямо выступает против психологического атомизма, сведения психологических феноменов к их физиологической основе и поставивших в основу изучения целостность психологических структур. С идеями системности связана общая теория знаковых систем -семиотика. Важная роль в становлении системных представлений принадлежит кибернетике. Решаемые кибернетикой задачи информационного моделирования, самоорганизации, представления о социально-экономических системах системы по своей сути. 2. Техника, именно она, прежде всего, непосредственно практически столкнулась с проблемой сложности НТР, существенно изменила принципы конструирования современных технических систем. Для них характерны большие масштабы, разнообразие элементов, подсистем и функций, рост стоимости, сложное иерархическое строение, сложность поведения, высокая степень автоматизации, противоречивость критериев эффективности, нерегулярное распределение внешних воздействий. Эти системы получили название больших систем. 3. Третий источник системных представлений - организация производства. Также рассматривается проблема управления сложными системами. Экономисты
пытаются решить задачу оптимального управления экономикой, исходя из
изучения только экономических процессов. Оказывается, что при таком подходе
идеальной должна быть система без людей, поскольку именно люди как элементы
систем управления вносят аритмию в плавное течение экономического развития. Требования и принципы системного мышления Основным фактором, определявшим становление и развитие системного подхода, была невозможность выявления механизмов функционирования и развития сложных системных объектов на основе методов традиционных дисциплин. Главное, что определяет специфику и содержание системного подхода, это его представление объектов изучения как систем, стремление зафиксировать научными средствами целостность и организованность объекта. Системный подход в управлении - это универсальная методология принятия решения как основы управления. Именно поэтому системный подход оказывает глубокое воздействие на теорию и практику организации, управления и руководства, на процесс решения проблем. С другой стороны, суть системного подхода состоит в комплексном, взаимосвязанном рассмотрении и решении всех существенных аспектов и сторон тех или иных сложных систем путём представления их как систем, в использовании для этого новейших научных методов, технических средств и организационных мер. Он позволяет свести процесс решения сложной комплексной проблемы к взаимосвязанному процессу решения менее сложных систем, но зато с большей степенью детализации принимаемых решений. На место интуитивных решений и решений, основанных на опыте и здравом смысле, системный подход выдвигает методы рационального планирования и количественных оценок. Эффект от реализации идей и принципов системного подхода тем выше, чем к более сложным системам они оказались применимы. В общем виде основная ориентация системного подхода выражается в стремлении построить целостную картину объекта. Более конкретно эта системная ориентация выражается в следующих положениях: 1. При исследовании объекта как системы описания элементов не носит
самодовлеющего характера, поскольку элемент описывается не " не сам по себе 2. Иерархичность строения системы, а потому особая роль проблемы поиска специфических механизмов взаимосвязи различных уровней объекта. Конкретная форма реализации взаимосвязи уровней управление. 3. Исследование системы практически всегда неотделимо от исследования условий её существования, роли среды. Граница связывает систему со средой, но и отделяет её от среды. Система не действует в пустоте, она занимает своё определённое место в окружении. 4. Для системного подхода специфична проблема порождения свойств целого из свойств элементов, и наоборот. Причём ориентация на свойства целого оказывается ведущей. 5. В системном исследовании, как правило, недостаточны чисто причинные (в
узком смысле этого слова) объяснения функционирования и развития объекта. 6. Источник преобразования системы или её функции заключён обычно в самой
системе. Поскольку это связано с целесообразным характером поведения
системы, одна из наиболее существенных черт целого ряда системных объектов В целом системный подход характеризует стремление к наибольшей общности и универсальности выдвигаемых методологических принципов. Системный подход ориентирован на выявление всех основных взаимосвязей и взаимодействий в системах с использованием логического математического, машинного и организационного моделирования. Он делает акцент на чёткое и всестороннее выявление проблем, установление их границ. Этот подход предусматривает определение и предварительную проверку множества альтернативных вариантов достижения целей и последствий каждого варианта. Понятие системы В системном подходе понятие системы несет основную смысловую нагрузку. Зачастую под системой понимается наличие множества объектов с набором связей между ними и между их свойствами. Другими словами, все, состоящее из связанных друг с другом объектов (частей, элементов) может рассматриваться как система. При такой трактовке системами являются живые существа, человек, станки, производство и народное хозяйство в целом. Все эти системы представляют собой системы различного ранга. При этом объекты (части, элементы) функционируют во времени, как единое целое - каждый из них работает ради единой цели, стоящей перед системой в целом. Поэтому система - комплекс не просто взаимосвязанных, взаимодействующих частей, но, прежде всего взаимосодействующих частей. Эффективное управление любой организацией основано на принятии ее
менеджерами рациональных решений (подробней об этом речь пойдет в главе Существует более подробное и содержательное определение системы. . заданы связи, существующие между этими элементами; . каждый элемент внутри системы является неделимым; . с миром вне системы она взаимодействует как целое; . при изменении во времени совокупность будет считаться одной системой, если между её элементами можно провести однозначное соответствие. В самом общем случае система- множество элементов, связанных между собой
взаимными отношениями, и направленное на реализацию определённой функции. Выделяют четыре основных понятия, вкладываемых в понятие “система ": 1) наиболее распространённым, но и наиболее узким является “инженерное” понимание системы как взаимосвязанного набора объектов и способов их соединения, которые служат определённой цели; 2) в “конструкторском” понимании система представляется как проектирование и создание определённых комплексов методов и средств, которые исследователь или разработчик использует для достижения определённой цели, для выполнения своей задачи; 3) в научно-исследовательском понимании система представляется как общая методология исследования процессов и связей, отнесённых к какой-либо области человеческих знаний; 4) в теоретико-познавательном аспекте система понимается как способ мышления; Эти четыре понятия соответствуют четырем последовательным ступеням познания я практической деятельности. Для определения наиболее широкого понятия системы используют: Наличие объекта, который представляет собой множество подобъектов (иначе
наличие множества объектов, которые рассматриваются в качестве единого
комплекса, целостности). Эти объекты могут быть: материальные -
совокупность природных объектов; понятийные – такие как “поле” или 1) Наличие субъекта исследования, называемого наблюдателем. Равнозначные, но более узкие понятия: исследователь, аналитик, разработчик пользователь системы. В понятие “наблюдатель” может вкладываться различное конкретное содержание. Это может быть человек, машина, коллектив людей. 2) Наличие задачи, которая определяет отношение наблюдателя к объекту и
является критерием, по которому производится отбор объектов и Ил свойств. 3) Наличие связи между объектом, наблюдателем и задачей, что выражается в наличие языка, с помощью которого наблюдатель может отразить все свойства объекта, которые необходимо принять во внимание при решении задачи язык здесь понимается в общенаучном смысле как совокупность тезауруса (комплекс понятий и взаимосвязей между ними), знаковой системы (алфавита и словаря), грамматики (правил построения знаковых конструкций), семантики (правил осмысления знаковых конструкций, т.е. соотнесения их к элементам и связям тезауруса). Закономерное разделение сметем на вещественные, предметные (знаковое отображение свойств материального объекта) и информационные (вторичное знаковое отображение свойств некоторой знаковой системы, в которой были выражены свойства объекта). Поэтому одинаково равноправны в теоретико - познавательном аспекте 3 класса систем, связанных с тремя подходами: 1) Система рассматривается как взаимосвязанный комплекс материальных объектов ( такой подход удобен главным образом при исследовании природных объектов у.т процессов материального производства). 2) Система рассматривается как бы состоящей из двух частей. Она включает, с одной стороны, набор материальных объектов и, с другой - информацию об их состояниях (такой подход принят в описании процессов управления материальным производством). 3) Система рассматривается в чисто информационном аспекте, т.е. как некоторый комплекс отношений, связей, информации (такой подход принят в теоретических исследованиях, в описании социальных отношений или процессов управления). Каждый из трёх отмеченных подходов обеспечивает специфический научный инструментарий для решения трех различных классов задач анализа и синтеза. На высшем уровне абстракции, на котором обобщаются свойства всех систем, можно дать два взаимодополняющих определения системы, которые будут соответствовать двум важнейшим сторонам человеческой деятельности - познание действительности и воздействие на нее: . система есть отражение в сознании субъекта (исследователя, наблюдателя) свойств объектов и их отношений в решении задачи исследования, познания; . система есть способ использования субъектом свойств объектов и отношений между ними в решении задачи проектирования, эксплуатации или управления. Систему принято рассматривать как состоящую из частей, называемых элементами. Предел такого деления определяется постановкой задачи, решаемой наблюдателем над объектом и принятым при этом масштабом измерения, которые в свою очередь определяются инструментальными возможностями, т.е. языком наблюдателя. Изучить систему - значит идентифицировать элементы системы, найти значения переменных, выделить и определить параметры. Элементы, не полностью идентифицируемые, т.е. те, для которых не удаётся установить все заданные критериями идентификации отношения с другими элементами, очевидно имеют эти отношения с окружением, с наблюдателем или со средой. Такие элементы интерпретируются как входы и выходы системы. Принципы системного мышления (подхода) Системные исследования объединяются некоторыми общими для них принципами, которые и составляют сущность системного подхода. Эти принципы определяются представлением объекта исследования как системы. 1. Исходным пунктом любого системного исследования является представление о целостности системы. Во-первых, система может быть понята как нечто целое лишь в том случае, если она в качестве системы противостоит среде, т.е. своему окружению. Именно относительно окружающей среды система выступает и воспринимается как некое единство. Преобладание внутренних связей взаимодействий над внешними, интеграция элементов и позволяют системе противостоять возмущающим воздействиям среды. Во-вторых, расчленение, декомпозиция системы приводит к понятию элемента-единицы, с одной стороны, неделимой в рамках данной системы, а с другой - свойства и функции которой определяются только в рамках данного целого. Иначе говоря, свойства целого не могут быть поняты без учета хотя бы некоторых свойств элементов, и наоборот. Но и система как целое обычно может рассматриваться как подсистема более широкой системы. Но для системного исследования главным оказывается движение от целого к элементам, частям, от сложного к (более) простому. Другими словами, именно целое определяет характер и специфику частей и элементов, входящих в состав данного целого. Методология системного подхода исходит из доминирующей роли целого, и этим она принципиально отличается от традиционного подхода, в котором мысль движется от части к целому, от простого к сложному. Однако и система как целое может рассматриваться как подсистема более
широкой системы. Иерархичность не отменяет того факта, что система является
интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных подсистем. Системы могут иметь различную степень целостности, которой соответствует различная степень взаимосвязи между её элементами. 2. Представление о целостности системы конкретизируется через понятие связи. Предполагается, что связи существуют между всеми системными элементами, между подсистемами и системами. Объекты взаимосвязаны, если по изменениям, происходящим в одном из них, можно судить об изменениях, происходящих в другом (других) объектах. Типы связи различны. Их можно классифицировать по формам движения материи, по уровням её структурной организации и т.д. На рисунке связи выделяются по своему материальному носителю и по направленности. [pic] Рис. Классификация связей по материальному носителю и направленности Связи можно выделять по другим основаниям, охватывающим все основные аспекты бытия системы. В этом случае типы связей могут быть представлены в следующем виде: . связи строения (структурные); . связи порождения ; . связи взаимодействия; . связи преобразования: . связи функционирования, . связи развития: . связи управления. Связи управления оказываются самыми сложными и противоречивыми в системе. Важным в системном исследовании является определение существенных связей, отделение их от несущественных. 3. Представление о целостности системы конкретизируется посредством понятия связи, совокупность которых в то же время приводит к понятию структуры. Структура - частичное упорядочение элементов и отношений между ними по какому-либо признаку. Структура системы есть уже не отношение элементов, а отношение их
отношений, которые образуют обычно ступенчатую, иерархическую конструкцию. Структура - способ организации, взаимосвязи отдельных частей или элементов. Это относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостных свойств системы, т.е. это отношение порядка. Оно существует в двух видах: устойчивом и неустойчивом применительно к некоторым условиям существующей системы. Понятие структуры отражает устойчивую упорядоченность элементов и связей. Устойчивость не есть нечто неизменное. Она понимается как способность системы сохранять динамическое равновесие со средой, как способность к изменению и адаптации. Т.о., понятие структуры связано с упорядоченностью отношений, которые связывают элементы систем. Структура может быть простой и сложной в зависимости от числа и типов взаимосвязей между частями системы. В сложных системах должна существовать иерархия, т.е. соподчинение и упорядочение уровней подсистем, частей, элементов. От типа и упорядоченности взаимоотношений между компонентами системы в значительной степени зависят функции систем и эффективность их выполнения. В целом структура может характеризоваться как по "горизонтали” (связи координации), так и по " вертикали” (связи субординации, иерархичности). Специфическим способом регулирования многоуровневой иерархии является управление - разнообразные по формам и по " жесткости " способы связей уровней иерархии системы. Понятие структуры играет важную роль в системном подходе, в зависимости
от знания структуры классифицируются проблемы. Если структура системы
известна, то задача исследования сводится к определению значения
переменных, отображающих элементы и их отношения; идентификация имеет
характер определения количественных отношений в системе. Если структура
известна лишь частично (или известны лишь некоторые структуры системы,
недостаточные для идентификации), то проблема приобретает качественный
характер и называется слабо структурированной. Вообще говоря, качество и
количество неразделимы, но в зависимости от того, что известно или может
быть известно, проблемы разделяются на качественные и количественные. Знание структуры системы - это знание закона, по которому порождаются элементы системы и отношения между ними (в пространстве, во времени или в любой другой координате). Как указывает Оскар Ланге, целостности - это просто системы. Их способ действия есть совместный результат способов действуя отдельных элементов и сетей связей между ними, т.е. структура. Наблюдатель, определяя структуру системы, как бы пытается восстановить чертежи конструкций изучаемого или конкретного объекта, согласно которым он создан людьми или природой. Один реальный объект может иметь тысячи и миллионы разных структур. В системном исследовании наблюдатель фиксирует те структуры, которые видимы, наблюдаемы, и путём преобразования системы выявляет скрытые, ненаблюдаемые структуры, за которыми скрывается то новое качество, которое нужно выявить для решения задачи. При этом могут встретиться самые различные сложные случаи, возникнуть специфические трудности, для преодоления которых развивается далее аппарат систем. 4. Функция системы. Функция- форма, способ проявления активности системы и её компонентов, это специфический способ проявления свойства того или иного объекта в его взаимодействии с другими объектами, его "поведение". Главное в понятии функции состоит в том, что она определяет ту роль, которую выполняет данный объект или элемент в составе целого, его отношение к другим компонентам в структуре целого. Функция системы делится на подфункции (субфункции), которые предписываются подсистемам или элементам. При характеристике систем различаются понятия функции и функционирования. Функционирующие системы выполняют двоякую роль: во-первых, она согласует
и соподчиняет функции частей системы ; во-вторых, она порождает новые
факторы и условия развития, т.е. становится источником новых функций. Общим для всех систем является наличие входных переменных, которые
преобразуются в ней в соответствии с её функциями в входные переменные. ПОМНИТЕ! МЫШЛЕНИЕ МЕНЕДЖЕРОВ - ЭТО: • СИСТЕМНОЕ МЕШЛЕНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ВОСПРИЯТИИ, ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЦЕЛОГО; • ФОРМУЛИРУЮЩЕЕ ЯСНЫЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЦЕЛОГО; • ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЕ СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ, ВСКРЫВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР ВЗАИМОСВЯЗИ И • УЧИТЫВАЮЩЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ; • ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ХАРАКТЕР И СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ НА СИСТЕМУ /ОРГАНИЗАЦИЮ/ ЕЕ Вопросы для самоконтроля:
2. Каковы основные этапы анализа и синтеза системы? З. В чем состоит суть системного подхода /мышления/? 4. Какие источники формирования системных представлений вы знаете? 5. В каких положениях выражается системная ориентация? 6. Что включает в себя понятие системы? 7. Каковы основные принципы системного мышления? Тема 5. "Управление нагрузками" Введение Данная работа посвящена анализу стресса, причин его возникновения, влияния его на организм человека, а также изучению способов борьбы со стрессами и методов профилактики стрессов. В работе даны несколько определений понятия "стресс". Наиболее широко употребляемым определением является следующее:"Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое." Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес для нас представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, в первой главе анализируется стрессовое состояние организма - стрессовое напряжение, его основные признаки и причины. Во второй главе основное внимание уделено способам борьбы со стрессом, даны некоторые упражнения по релаксации, концентрации, авто регуляции дыхания. Очень важно преодолеть себя и заняться данными упражнениями, в дальнейшем, в случае возникновения стрессовой ситуации, эффект от их выполнения с лихвой компенсирует первоначальные уси лия на освоение упражнений. Мне пришлось это испытать на себе: релаксация и концентрация на любимом слове действительно могут помочь в трудной ситуации не поддаться панике и не впасть в депрессию. Третья глава содержит описание методов профилактики стресса, к которым
относятся релаксация, противострессовая "переделка" дня и первая помощь при
остром стрессе. Сюда же внесено и рассмотрение аутоанализа личного стресса. В конце работы приведены приложения, содержащие графические и табличные комментарии к основному тексту, а также тест на определение стрессоустойчивости человека. Основной вывод, который можно сделать из данной работы, можно
сформулировать таким образом. Стресс - это неизбежность, о которой мы
должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Нужно обязательно
подготовиться к его приходу и постараться справиться с ним как можно лучше. Стресс жизни - основные причины Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами
испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда
встаем, представляясь ., или как повышенную раздражительность или
бессонницу Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный
стресс, создает проблемы для индивидуумов и организации. Стресс является
неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться
различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. (М.Х.Мeскон, Тот тип стресса, который мы будем рассматривать в данной работе,
определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся. |
|
© 2010 |
|