РУБРИКИ

Саморазвитие и менеджмент

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Саморазвитие и менеджмент

p> Управление - свойство, внутренне присущее обществу на любой ступени его развития.

Социальное управление в самом широком смысле представляет собой воздействие со стороны субъекта, которым могут являться руководитель, группа лиц, органы гос. управления, на общество и его структуры с целью: o упорядочения; o сохранения качественной специфики; o совершенствования и развития в соответствии с определенной целью;

Соц. управление имеет циклический характер, связанный как с необходимостью регулярного повторения управленческих актов, так и с циклом операций: o анализ ситуации и постановка проблемы; o выработка и выбор варианта управленческого решения; o организация исполнения решения; o контроль; o оценка ситуации...;

Основой функциональной взаимосвязи всех элементов системы соц. управления является информация.

Изучение процесса управления означает изучение его как системы и его функциональных характеристик. Никакое эффективное управление невозможно без информационного обеспечения. Система управления воспринимает информацию, которая является средством повышения степени ее упорядоченности, способствует увеличению и усложнению ее внутреннего разнообразия.

Организация управления в обществе требует знания количественных и качественных характеристик информации, ее смысла и значения, достоверности и ценности.

В соц. системах на первый план выходит целесообразный, целенаправленный характер управления. Определение цели является исходным пунктом, началом процесса управления. На этом этапе важное значение приобретает проблема ответственности за достоверное представление и использование информации, которая должна отражать реальное положение дел.

Управление по принципу обратной связи позволяет сравнивать текущее состояние системы с заданным, находить расхождения и регулировать поведение системы в соответствии с заданной целью. От состояния обратных связей зависит эффективность управления в целом, функционирование и развитие системы управления.

С точки зрения наблюдателя системы информация делится на входную и выходную. Информацию на входе можно разделить на командную, т.е. ту, с помощью которой экспериментатор управляет поведением системы, и на " шумы "
-информацию, поступающую в систему и управляющую ее поведением независимо от воли экспериментатора, но обязательно наблюдаемую им. Если экспериментатор и система связаны таким образом, что информация на выходе системы вызывает изменения поведения и состояния экспериментатора, то последняя может быть названа информацией обратной связи.

Инфраструктура инф. связей современных организаций охватывает внутреннюю и внешнюю среду организации.

Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися и потенциальными потребителями она общаются с помощью рекламы н др. программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа, "имиджа".

Внутренняя организация любого коллектива включает в себя формальную и неформальную структуры, каждой из которых соответствуют формальные и неформальные потоки информации. Формальные инф. потоки представляют собой директивные и регламентирующие документы и обеспечивают официальные связи внутри и вне коллектива. Неформальные связи не закреплены инструкциями, приказами, главным сортом они поддерживаются традициями межличностных отношений, т.е. речь идет о неформальной структуре коллектива, основывающейся на взаимодействии социальных групп, в которых люди непосредственно общаются. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального общения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки информации. Слухам предписывается репутация неточной информации, но тем не менее исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального общения, т.е. слухи чаще оказываются точной, а не искаженной.

В информационном (дайне только ) плане формальная и неформальная структуры находятся в постоянном противоречии.

Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.п. Также организация нуждается в коммуникациях по восходящей . Передача информации с низших уровней на высшие может заметно влиять на производительность, выполняет функцию оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. В дополнение к обмену информацией по нисходящей или восходящей организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях.
Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Поскольку организация - это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении. Дополнительные выгоды от коммуникации по горизонтали заключаются в формировании равноправных отношений.

Экономическую информацию классифицируют на первичную и вторичную производную. Естественно, что для каждой экономической системы будут свои собственные границы между первичной и вторичной информацией. В каждом случае первичной информацией будет поступившая в фирму извне, а вторичной - переработанная внутри системы.

В качестве главной цели службы управления информационными ресурсами в организации выдвигается задача создания эффективной системы информационного обеспечения процесса управления. Под процессом управления понимается не только этап принятия решения , а весь комплекс действий (планирование, организация, мотивация, контроль, принятие решений) , включая коммуникации разных видов (формальные и неформальные) . При таком определении главной цели акцент переносится с вопросов создания технических систем на содержательную сторону информационных видов деятельности. Область человеческих факторов и человек при таком подходе становятся главными и определяющими.

Для реализации указанной цели система управления инф. ресурсами организации должна быть способна обеспечить три функции: o управление коммуникациями, позволяющее оценить информационные потребности и инф. потенциал для групп и индивидуумов, участвующих в инф. взаимодействиях (внутри и вне организации); o управление инф. ресурсами; o управление обработкой информации на всех уровнях;

Реализованные в полном объеме данные функции позволяют проводить обработку информации на синтаксическом, семантическом и прагматическом уровне, т.е. обработку на уровне знаний.

Казалось бы, информация объективна по своему источнику, происхождению и содержанию, но она и субъективна, поскольку обязательно предполагает отправителя, транслятора и пользователя. Соц. информация субъективна в той мере, в какой воспринимается человеком , зафиксирована в его представлениях, служит ориентировкой для действия и передачи другим людям.

Проблемы передачи и восприятия информации сводятся в конечном счете к проблемам общения между людьми. Различия в восприятии являются распространенной преградой на пути обмена информацией, поскольку люди реагируют только на то, что воспринимают. Если у них разные системы ценностей и предпочтений, они, скорее всего будут воспринимать и интерпретировать информацию по-разному.

Основными компонентами соц.- информационного процесса являются: субъект - объект - цели - операции - средства - условия - результаты

Коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя иди более людьми.

Основная цель коммуникативного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена , т.е. сообщений.

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента.

1. Отправитель, лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

2. Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов.

3. Канал, средство передачи информации.

4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которой интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько стадий взаимосвязанных этапов. Их задача - составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Этапы взаимосвязи:

1. Зарождение идеи.

2. Кодирование и выбор канала.

3. Передача.

4. Декодирование.

Шум. Обратная связь заметно повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам подавлять шум. Шумом называют то, что искажает смысл. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, варьируют от языка (в вербальном или невербальном оформлении) до различий в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования, и до различий в организационном статусе между руководителем и подчиненным, которые могут затруднять точную передачу информации. Устранение шума рассматривается как важное средство повышения управляемости системы.

Высокая степень неопределенности и риска , возникшая в связи с переходом к рыночным отношениям, требует и от управляющих, и от управляемых изменить свое поведение, и в первую очередь информационное.

Обмен информацией в организации можно улучшить, создав системы обратной связи, регулируя информационные потоки, предпринимая управленческие действия, способствующие формированию восходящих и боковых ветвей информационного обмена, развертывая системы сбора предложений, печатая материалы информативного характера для использования внутри организации и применяя достижения современной инф. технологии.

Из рассмотрения свойств и особенностей управления в экономике вытекают все требования к экономической информации, т.е. к ее содержанию, количеству, классификации, режимам обработки и формам представления.

Характеристики и требования, предъявляемые к информации с тем, чтобы быть важнейшим фактором управления и интеграции в обществе: o объективность; o достоверность; o полнота; o своевременность; o ценность; o надежность; o правовая корректность; o многократность использования; o высокая скорость сбора, обработки, передачи; o возможность кодирования; o актуальность;

В последние годы информация рассматривается как полноценный ресурс всякой организации наряду с человеческими ресурсами, капиталом, материалами, технологией. В прошлом информации придавалось чаще всего оперативное значение, сегодня ей придается еще и стратегическое значение. Становится все более важным представлять потребителю информацию в нужное место и в нужное время в необходимом объеме, должного качества и создавать систему постоянного обновления информации. Как ответ ученых на задачу оптимизации форм, методов и средств обработки информации, возникает наука
"информационный менеджмент". Анализ инф. потребностей и поиски возможных решений по их удовлетворению составляют одну из задач инф. менеджмента. С позиций системного подхода инф. менеджмент должен охватывать планирование, организацию, координацию и контроль, а также коммуникации внутри с целью улучшения ее работы.

[pic]

Рис. Процесс обмена информацией как система с обратной связью и шумом.

Управление в информационном обществе

Постоянное развитие живой природы , общества, повышение разнообразия и сложности их организационных форм, вещественные и энергетически преобразования неизбежно - соответствуют изменению места, значения и объема информации.

Человеческое общество было всегда в той или иной степени технологизировано. Согласно классификации технологических уровней развития человечества, созданной А-И.Ракитовым: o первый уровень - основан на применении непосредственной силы человека; o второй уровень - на использовании энергетических возможностей природы; o третий уровень - связан с появлением искусственных энергетических установок o четвертый уровень - применение электричества, химии, создание современных средств связи, вычислительной техники - это уровень современного развития цивилизации; o пятый уровень (гипотетический) - связан с экологически безопасными технологиями, созданием универсальных систем управления, освоение Космоса, генерация и использование знаний;

В настоящее время наблюдается "информационный взрыв", хотя по мнению
Дж.Мартина, - это название неудачно, "так как взрыв быстро прекращает свой бурный рост, рост же информации в перспективе не имеет конца, а только все более увеличивается", и тем не менее, колоссальный рост объема информации, рост числа обслуживающих информационные потоки, отставание способности человека обрабатывать информацию и представлять ее в формах, удобных для восприятия является наиболее важными признаками данного процесса.

В связи с этим человек, чтобы справиться с ростом объема порожденной им же информации, развивает я внедряет наукоемкие технологии. Создание в XX веке ЭВМ стало одним яз наиболее значительных достижений человечества. В своем развитии ЭВМ прошли этапы от простого процесса вычисления до сложных процессов обработки информации В 70-е годы резко усиливаются пессимистические тенденции, связанные с критикой "Римским клубом"
"технической цивилизации" , по мнению его членов техника является не только добром, но и злом , что она "превратилась в абсолютно неуправляемый, анархический фактор" . В 80 - годы происходит резкий скачок в развитии электроники и вычислительной техники. В этот период во всех экономически развитых станах происходят структурные изменения в промышленном производстве , их суть состоит в переходе к наукоемким технологиям, основанным на сбережении сырьевых и энергетических затрат. Энергетические затраты постепенно направляются на управление информационными потоками.
Поэтому новый тип прогресса часто называют информационным.

Рынок информационных услуг начинает складываться в 50-60 годы нашего столетия на основе инф. ресурсов. В начале в качестве инф. продукта использовались бюллетени, реферативные издания, каталоги. С развитием вычислительной техники основным становится распространение информации на электронных носителях. В середине 70- годов компьютерные базы данных становятся важнейшим источником справочной информации. С помощью инф. технологий появилась возможность удаленного доступа к базам данных, создание распределенных баз данных на основе компьютерных сетей.

Внедрение и использование современных, преимущественно компьютерных, информационных технологий в различных сферах общественной жизни получило название информатизации общества, в основе которой лежит трансформация всех информационных процессов. Сегодня одной из важнейших проблем управления становится его информационное обеспечение на основе компьютеризации и, в более широком смысле информатизации, которая должна представлять собой не стихийный, а сознательно управляемый процесс.

На смену индустриальному и постиндустриальному обществу идет новая форма общественной организации - информационное общество. Это новое, во многом дискуссионное понятие все прочнее завоев>ывает свое место в >общественных н>аука>х. Феномен информационного общества долж>ен стать предметом не только самостоятельного , но и разностороннего научного исследования.

Среди причин, вызвавших огромный интерес к разработке и внедрению новых информационных технологий, следует назвать резкое усложнение управленческой деятельности, связанное в первую очередь с постоянно возрастающим объемом информации, циркулирующей в системе. Обработкой информации занимается все большее число людей, а рост производительности их труда значительно отстает от роста производительности труда в производстве. Это обусловило общественную потребность в переходе к новым формам инф. деятельности, основанной на принципиально иной программно - технической и организационно
- технологической базе.

Зарубежный опыт внедрения новых информационных технологий в управление показывает, что для эффективной организации информационной деятельности целесообразно создавать специальные службы управления ресурсами для выполнения следующих функций: o обеспечивать централизованное управление инф. ресурсами; o создавать условия для принятия более качественных решений за счет повышения качества и уменьшения количества информации; o учитывать эффект от использования информации в подразделениях организации; o обеспечивать инф. связи с внешними организациями; o разрабатывать, внедрять стандарты инф. обеспечения, документооборота, различных инф. услуг; o поставить инф. обеспечение организации на плановую основу; o обеспечить подготовку и обучение специалистов для работы по НИТ, в том o числе обучение управляющих всех уровней; o внедрять новые технические программы и соответственно перестраивать информационную деятельность организации;

Важной особенность НИТ является ее гибкость, т.е. возможность приспособления к потребностям и особенностям функционирования организации.

Все большая социологизация информационных компьютерных технологий свидетельствует прежде всего о том, что современная информационно - технологическая революция несет в себе в равной степени как мощный заряд гуманизма, так и разрушения, античеловечности. Информационно - технологическая революция требует соответствующего развития образовательного и культурного потенциала. Гуманизм информатизации не придет сам собой, он требует серьезных усилий общества.

Появление информатизированных сфер деятельности, информатизация отдельных регионов и стран - это отражение общемирового глобального процесса становления и развития нового типа цивилизации, основой которой являются информация и знания, интеллект, современная информационная технология.

В условиях информатизации и в теоретическом, и в практическом аспектах актуальным продолжает оставаться вопрос о ее сущности, структуре, основных типах, о ее влиянии в первую очередь на формирование личности человека, его мышление, мораль и нравственность на весь его внутренний мир.

Задача подготовки человека к жизнедеятельности в условиях становящегося информационного общества становится практически значимой, поскольку ее решение во многом определяет основы будущего общества, степень его человечности.

ПОМНИТЕ!


УПРАВЛЕНИЕ-ЭТО ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС, КОТОРЫЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

РЕАЛИСТИЧНОЙ ОЦЕНКОЙ ИНФОРтМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОС ТЕЙ И ИНФОРМАЦИОННОГО
ПОТЕНЦИАЛА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ; ЭФФЕКТИВНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ
ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ/ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, РУКОБОДСТВО, КОНТРОЛЬ/
И КОММУНИКАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ; ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ,
ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ АКТИВНЫЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ С ЕЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ.

Вопросы для самоконтроля:


1. Какие объективные процессы побуждают нас обращаться к проблеме информации?

2. Дайте определение понятию "информации"?

З. Назовите два подхода к рассмотрению природы и сущности информации?

4. Какое отношение имеет информация к управлению?

5. Что такое "управление по принципу обратной связи"?

6. Как перемещается информация внутри организации?

7. Что собой представляет "коммуникационный процесс"?

Тема 8. Процессы решения с менеджменте

Введение

Возрастающий объем информации, с которой приходится иметь дело современному человеку, привел к тому, что деятельность по принятию решений становится все более сложной и ответственной. Не случайно, поэтому теория принятия решения находится сейчас в центре внимания представителей таких различных областей, как математика, логика, психология, социология, кибернетика, системные исследования и др.

В эпоху НТР хозяйственная и общественная жизнь стран становится все более сложной и динамичной. Многие промышленные предприятия, а также другие общественные институты достигли высокой степени сложности.

В этих динамичных и сложных институциональных системах все более трудным и ответственным становится процесс принятия решений, который играет ключевую роль в руководстве и управлении организациями. Чтобы принять рациональное решение в какой-либо области руководителю необходимо учесть всю информацию, которая касается рассматриваемого вопроса. Анализ и обобщение этой информации часто превосходят компетенцию и интеллектуальные возможности отдельного человека. Однако во время столь быстрых изменений в цивилизации не только организационные, но и личностные решения - решения, когда человек решает свою собственную судьбу, - стали гораздо более трудными.

В связи с далеко идущим усложнением организационных и личностных решений традиционные методы деятельности часто оказываются непригодными. Ни интуиция, ни здравый смысл, ни врожденный ум не гарантируют правильного выбора из возможных альтернативных решений, относящихся к политике, экономике или культуре. Практика показывает, что если лицо, принимающее решение (ЛПР), опирается только на опыт или так называемую житейскую мудрость, оно часто принимает ошибочные решения, которые могут привести к фатальным последствиям. Чтобы иметь возможность принимать рациональные решения, как организационные, так и личностные, нужно все шире использовать научное знание. Наука - это мощный инструмент познания, позволяющий изучать и объяснять процессы принятия решений, управлять ими.

Принятие решений стало предметом научного исследования лишь во время второй мировой войны. Его начали Дж., Фон Нейман и С). Моргенштерн, которые в 1944 г. издали небольшую книгу, посвященную понятиям разработанной ими теории игр. С этого времени исследование процессов принятия решений быстро развивалось. Оно стало подлинной межнаучной проблемой. В результате этих исследований возникли два вида теории решений: теория принятия рациональных решений (ТПРР) и психологической теорией принятия решений (ЛТПР). Первая из них, созданная главным образом математиками и экономистами, требует ответа на вопросы: "Как принимать решения рационально?", "Какие из альтернатив оптимальны?" Вторая теория, часто навязываемая поведенческой теорией принятия решений, является системой утверждений о том, как люди в действительности принимают личностные и организационные решения и какие ошибки они при этом совершают. Эти и связанные с ними вопросы являются предметом рассмотрения данной работы.

Содержание и стадии процесса принятия решения

Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления.
Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

. выработку и постановку целей;

. изучение проблемы на основе получаемой информации;

. выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

. обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы

(задачи);

. выбор и формулирование оптимального решения;

. принятие решения;

. конкретизацию решения для его исполнителей;

Управленческое решение рассматривается как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения, принятие решения, реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводятся экономический анализ ситуации на макро и микро уровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия рентная осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свои конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методой, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конфетных условиях и обстоятельствах.

Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными.

Принимаемые решения должны основываться на достоверной текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.

Количество информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что его невозможно переработать одному человеку. Именно трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно- вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания нового математического аппарата и экономико- математического методов.

Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:

1. Метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;

2. Метод, основанный на понятии "здравого смысла", когда управляющий, принимая решения, обосновывает их непоследовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;

3. Метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и прежде всего электронно-вычислительной техники (РТПР и ПТПР);

Проблема выбора руководителем решения - одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонней оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантой возможных решений.

Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений.

При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования:

. обоснованность решения;

. оптимальность выбора;

. правомочность решения;

. краткость и ясность;

. конкретность во времени;

. адресность к исполнителям;

. оперативность выполнения;

Рациональная теория принятия решений

Как было отмечено выше, легитимность того, что позднее стали называть рациональной, нормативной или математической теорией принятия решений, была установлена во время второй мировой войны. ТПРР, которая развилась, прежде всего благодаря исследованию операций, является частью праксеологии, то есть науки о рациональном поведении отдельных людей и человеческих групп.
Опираясь на некоторые постулаты рациональности, эта теория формулирует рациональные (оптимальные) методы решения отдельных типов задач.

Постулаты, касающиеся рациональности: постулат последовательности и постулат максимизации

Важнейшим и одновременно самым трудным вопросом среди тех, которыми занимается эта теория, является описание условий, которые должны быть выполнены, чтобы решения были рациональными, или формулирование постулатов, касающихся рациональности и называемых коротко постулатами рациональности или критериями рациональности. Что значит поступать рационально? Как отличить оптимальное решение от ошибочного? В некоторой степени ответ на этот вопрос дают обиходные представления. Согласно им, человек решает рационально, если он, следуя принципам логики, анализирует все варианты действии и выбирает наилучший из них, действуя хладнокровно в стрессовых ситуациях, то есть так, что на его решение не оказывают влияния ни эмоциональные процессы, ни догматически принимаемые принципы, ни предрассудки.

Теория принятия решений не может опираться на рациональность в обиходном понимании этого слова. Приведем, следуя У. Эдвардсу два постулата рациональности:

1) Постулат последовательности гласит, что для принятия рационального решения следует упорядочить совокупность альтернатив с точки зрения предпочтений ЛПР.

2) Второй постулат утверждает, что окончательным условием рационального решения является использование максимизации, то есть выбор такого действия, которое максимизирует целевую функцию того, кто решает задачу. Иными словами, человек принимает ту альтернативу, которая в определенной ситуации является для него наилучшей. Этот постулат согласуется с интуитивным пониманием рациональности.

Рациональные решения

Опираясь на постулаты рациональности, специалисты в области статистики и экономики пытаются сформулировать рациональные методы разрешения задач принятия решений, то есть алгоритмов, позволяющих' за конечное число шагов найти среди альтернатив оптимальный вариант.

Саймон разработал также понятие "программированных" и
"непрограммированных" решений как двух основных категорий, на которые можно подразделить все организационные решения. Программированные решения - это рутинные и повторяющиеся, принимающиеся в соответствии с установленными управленческими указаниями - как расположить продукты на полках магазина, например. Не программированные решения обычно однократные и их в определенной степени обдумывают перед тем, как принять: например, завозить новый тип продукта в магазин или нет. Это был важный вклад в изучение принятия решений.

Поиск решения складывается из нескольких этанов. Хотя в общем случая процесс решения проблемы представляет собой процесс, состоящий из 5 этапов
(плюс внедрение и обратная связь), фактическое число этапов определяется самой проблемой. Общими для всех решений являются следующие этапы: диагностика проблемы или задачи, требующей решения, формулировка ограничений и критериен принятия решения, определение альтернатив, оценка альтернатив, выбор альтернативы, реализация и обратная связь. Рассмотрим их.

Диагностика проблемы.

Необходимым условием для решения проблемы является ее признание, так как если проблема не существует дня того, кто принимает решения, то и принятия решения не состоится.

Следующий этап при диагностике проблемы - это интерпретация и формулирование проблемы. Интерпретация проблемы - это придание значения той проблеме, которая признана. Проблема может быть определена как возможность, как кризис или как рутинная проблема. Рутинные или повторяющиеся проблемы относятся к категории структурированных, а возможности и кризис - к неструктурированным. Соответственно для каждого типа проблем будут требоваться решения разного типа: для структурированных - программированные решения, для неструктурированных - не программированные.

Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать требующуюся внутреннюю и внешнюю (относительно организации) информацию, С одной стороны, чем большим количеством информации владеет ЛПР, тем больше вероятность принятия верного решения. С другой стороны, увеличение количества информации не обязательно повышает качество решения. Как указывает Рассел Акофф, руководители страдают от избытка не относящейся к делу информации. Поэтому, преследуя цель получения информации очень важно увидеть различия между релевантной и неуместной информацией и уметь отделять одну от другой. Релевантная информация - это данные, касающиеся только конкретной проблемы, человека, цели и периода времени, релевантная информация является основой решения.

Формулировки ограничении и критериев принятия решения. Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчет в том, что именно с ней можно сделать. Многие возможные решения проблем организации не будут реалистичными, поскольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решений.
Кроме того, причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы, такие, как законы, которые руководитель не в силах изменить. Ограничения корректирующих действий сужают возможности в принятии решений. Перед этапом выявления альтернатив определяется суть ограничений, а также критерии принятия решения, которые выступают в качестве рекомендаций по оценке решения.

Определение альтернатив.

В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и, тем самым, дать возможность организации достичь целей. Тем не менее, на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу. Более того, рассмотрение очень большого числа альтернатив, даже если все они реалистичны, часто ведет к путанице. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего несколькими альтернативами., которые представляются наиболее желательными.

Вместо поиска наилучшего возможного решения, люди продолжают перебирать альтернативы до тех пор, пока не выявится такая, которая удовлетворит определенному приемлемому минимальному стандарту. Они выбирают альтернативу, которая позволит спять проблему,

Управляющие никогда не были полностью информированы и редко были способны что-либо максимизировать. Вследствие физических ограничений тех, кто принимает решения, Саймон ввел принцип ограниченной рациональности:

"Возможности человеческого ума в формулировании и решении сложных проблем весьма малы по сравнению с размерами проблемы. Очень трудно достичь объективно рационального поведения в реальном мире ... или даже разумного приближения к такой объективной реальности".

Поскольку оптимизация выглядит для административного человека слишком трудной, Саймон предположил, что "удовлетворение" - более •реалистичная и типичная процедура. Стремящийся к удовлетворению рассматривает возможные альтернативы, пока не найдет такую, которая соответствует минимальному стандарт удовлетворения. Несмотря па то, что многие количественные инструменты дают управляющему лучшее понимание ситуации, в которой принимается решение, исследование реального поведения при принятии решений подтвердили эту теорию.

Оценка альтернатив.

При выявлении альтернатив необходима определенная предварительная оценка.
Оценка предполагает определение положительных и отрицательных сторон рассматриваемых альтернатив и установление между ними некоего уровня компромисса. При оценке возможных решений руководитель пытается спрогнозировать то, что произойдет в будущем. Будущее всегда неопределенно.
Множество факторов, включая изменение внешнего окружения и невозможность. реализации решения, может помешать воплощению намеченного решения. Поэтому важным моментом в оценке является определение вероятности осуществления каждого возможного решения в соответствии с намерениями. Если последствия решения благоприятны, но шанс его реализации невелик, оно может оказаться менее желательным вариантом выбора. Руководитель включает вероятность в оценку, принимая также во внимание степень неопределенности или риска.

Выбор альтернативы.

Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, то есть принять решение сравнительно просто. ЛПР просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Однако, если проблема сложна или если информация и анализ субъективны, может случиться, что ни одна альтернатива не будет наилучшим способом. В этом случае главная роль принадлежит хорошему суждению, опыту и интуиции ЛПР.

Хотя для менеджера идеально достижение оптимального решения, но, как правильно заметил Герберт Саймон, решая проблему, руководитель склоняется к так называемому "удовлетворяющему", а не "максимизирующему" поведению. Как уже было сказано, обычно оптимальное решение не обнаруживается из-за нехватки времени и невозможности учесть всю уместную (релевантную) информацию и альтернативы. В силу этих ограничений ЛПР, как правило, выбирает направление действия, которое, очевидно, является приемлемым, но не обязательно наилучшим из возможных.

Реализация.

Как подчеркивает Харрисон: "Реальная ценность решения становится очевидной только после его осуществления". Простой выбор направления действий имеет малую ценность для организации. Для разрешения проблемы или извлечения выгоды из имеющейся возможности решение должно быть реализовано.

Обратная связь

Еще одной фазой, входящей в процесс принятия управленческого решения и начинающейся после того, как решение начало действовать, является установление обратной связи. 170 Харрисону: "Система отслеживания и контроля необходима для обеспечения согласования фактических результатов с темп, что ожидались в период принятия решения". На этой фазе происходит измерение и оценка последствии решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель рассчитывал получить. Обратная связь, то есть поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения, позволяет ЛПР скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба.

Описанная выше теория принятия рациональных решений имеет ряд характерных черт, важнейшая из которых заключатся в том, что рациональное решение зависит от структуры задания: эта структура и, следовательно, типы параметров и переменных, участвующих в задании, однозначно определяют оптимальную реакцию (решение). Как утверждают А. Ньюэлл и Г. Саймон, эта теория в классической формулировке является теорией заданий на решение.
Однако, она обходит полностью или частично, характеристику ЛПР определенной системы. При формулировании оптимального решения не принимаются во внимание такие важные психологические переменные, как ограниченные возможности человеческого познания, его способность к обучению или скорость переработки информации. В значительной степени это - теория принятия решений, в которой отсутствуют те, кто эти решения принимает.

ТПРР - один из вариантов поведенческой теории типа S - R, согласно которой структура стимулов (задание) S определяет структуру реакции R
(решения). Поведенческий характер описанной теории, а именно тот факт, что она не учитывает в достаточной степени психологических переменных, в большой степени ограничивает ее практическую ценность и приводит к тому, что многие из предлагаемых ею рациональных решений вызывают принципиальные возражения.

Установка только на рациональный выбор без учета психологических переменных и характера ЛПР иногда может иметь сомнительную ценность.
Несмотря на эти оговорки, следует отметить, что создатели ТПРР разработали немало таких принципов поведения, которые имеют значительную практическую ценность, и оказали влияние на дальнейшее развитие психологических исследований. Вез знания этой теории сегодня невозможно проводить каких бы то ни было серьезных эмпирических исследований, целью которых является познание процесса принятия решения.

Психологическая теория принятия решений

Принципиальное влияние на развитие психологических исследований процессов принятия решений оказала теория рациональных решений. Общая схема принятия решений содержит дескриптивную (описывающую процесс решения) и нормативную
(задающую пути его реализации) составляющие.

Задачей теории принятия рациональных решений, использующей "замкнутые" формализованные модели принятия решений, является получение ответа на вопрос: Как рационально принимать решения? Однако в отличие от ТПРР, в которой ставятся нормативные цели, психологи пытались ответить на следующие дескриптивные (описательные) вопросы: как фактически люди осуществляют выбор? Как в действительности они разрешают задают, требующие принятия решений? Удовлетворяет ли их поведение элементарным постулатам методологической рациональности? В течение многолетних эмпирических исследований психологи собрали обширную информацию о человеческом поведении, которая легла в основу создания психологической теории принятия решений. Цель ПТПР - описать, как люди фактически действуют, приходя к тем или иным личностным или организационным решениям.

Психологическая теория решений - это система мотивированных утверждений о том, как люди разрешают задачи, требующие принятия решений. Она стремится выявить и предсказать характер процессов принятия решений. Рассмотрим последовательно три важные стороны этой теории: предмет теории, систему ее суждений и методы их обоснования.

Предмет теории.

Предметом исследования ПТРП является поведение человека в процессе принятия решений в условиях замкнутых (структурированных) и открытых
(неструктурированных) задач. В первом случае множество альтернативных решений является данным и состоит, по крайней мере из двух элементов; путем рассуждения человек, принимающий решение, выбирает одну из возможностей в соответствии с планируемыми целями. В случае открытых задач ему приходиться самостоятельно порождать множество возможных действий и предусматривать последствия каждою из них. ПТРП является системой утверждений о действительном поведении человека в процессе выбора решения. В отличие от
ТПРР, которая является нормативной, ПТПР носит дескриптивный характер. В системе утверждений этой теории можно выделить несколько подсистем, которые описывают действия человека в различных ситуациях принятия решений, например, при решении задач, содержащих риск (вероятностных задач), не содержащих риск (детерминированных задач), или же конфликтных задач
(стратегические игры). В свою очередь каждая такая подсистема содержит утверждения о различных этапах процесса принятия решения, таких, как создание представления о проблеме, оценка полезности и вероятности возможных исходов, выбор альтернатив или поиск новой информации.

Как указано выше, предметом ПТПР является деятельность ЛПР в процессе выполнения определенных заданий.

Анализ задач, требующих решения, является важным видом исследовательской деятельности, так как их структура в большой степени обусловливает поведение человека. Задачи, требующие решения, разнородны. К ним принадлежат и сравнительно простые ситуации, и достаточно сложные. Но при решении этих задач можно выделить общие черты. В каждой корректно описанной задаче дана совокупность альтернатив, и лицо, ее решающее, производит выбор одной из них. Каждая альтернатива или вариант решения приводит к одному из возможных исходов или последствий поведения. Эти исходы имеют некоторую ценность для субъекта. Далее, в задаче описаны условия (состояние дел), которые определяют, какой исход дает ЛПР выбор данной альтернативы. Следует отметить, что психологи все чище исследуют и поведение людей и неструктурированных ситуациях, в которых большая часть информации плохо описана или плохо поддается измерению. Такие задачи возникают в сферах образования, политики, в яичной жизни, в управлении. Благодаря этому область 1ТГПР шире, чем область ТПРР, которая занимается почти исключительно формализованными заданиями.

Психолог, в отличие от специалистов в области статистики и • экономики, должен также раскрывать некоторые черты личности, которые играют важную роль в процессе принятия решений. Кроме известных различий между людьми, принимающими решения, мы имеем дело с некоторыми постоянными, то есть постоянно выступающими чертами характера того, кто решает. Одной из самых важных черт такого рода является то, что действия ЛПР всегда направлены на достижение определенных целей. Решая задачи, оно стремится к осуществлению некоторого желательного положения дел. Кроме того, ЛПР обладает некоторыми важными познавательными качествами, такими, как кратковременная и долговременная память или достаточно определенная скорость переработки информации. Эти неизменные черты того, кто принимает решение, играют основную роль при разрешении задач, требующих решения. Таким образом, психолог, пытающийся предвидеть и объяснить деятельность по принятию решения, должен исследовать как структуру задач по принятию решения, так и структуру свойств человека, разрешающего эти задачи.

Положения теории.

ПТПР - это система общих утверждений о разрешении задач по принятию решения. Эти утверждения принадлежат к типу логических предложений, описывающих соотношения между независимыми переменными, такими, как вид задачи или свойства личности принимающего решение, и зависимыми переменными, то есть его поведением в ситуации, допускающей выбор.

В ПТПР можно выделить несколько классов утверждении. Приведем наиболее важные из них.

1. Первый класс утверждений касается того, как у людей возникает представление о задаче по принятию решений - представление, которое является ее субъективным образом. Так, например, психологи обнаружили, что очень часто решающий добивается упрощения объективно стоящей задачи, забывая или игнорируя некоторые альтернативы или их последствия.

2. Другой класс утверждений описывает процесс оценки субъективной ценности исходов, называемой полезностью. Это, скорее всего, самый важный класс утверждений, поскольку полезность исходов (последствий) альтернатив в значительной степени определяет решение человека.

3. К третьему классу принадлежат утверждения, касающиеся субъективной вероятности обстоятельств, определяющих исходы (последствия) принятого решения. Так, например, психологи обнаружили, что люди переоценивают вероятности малоправдоподобных и одновременно недооценивают вероятности очень правдоподобных событий.

4. В описываемой теории важна роль некоторых утверждений о стратегиях выбора поведения. Последние описывают – то, как ЛИР интегрируют информацию о полезности исходов и их вероятности, и то, какие правила выбора альтернатив они при этом используют. Психологи обнаружили, что в простых задачах, связанных с риском, ЛПР часто выбирает алгоритмические стратегии, максимизирующие субъективно ожидаемую полезность, то есть определенную комбинацию субъективной вероятности исходов и их полезности.

5. Наконец, пятый класс утверждений описывает факторы, которые управляют процессами решения. К их числу принадлежат влияние окружающей среды, организация личности того, кто принимает решение, и влияние социальной группы. Например, чем сильнее у субъекта агрессивные установки и потребность в доминировании, тем более высокий уровень риска он допускает; решения, принимаемые коллегиально, более рискованны, чем индивидуальные решения, и т. д.

Методы обоснования утверждении.

Познавательное и практическое значение этой теории в большой мере зависит от методов формулирования ее утверждений и их обоснования. Психологи в последние годы разработали много солидных методов и методик исследования, позволяющих находить подходящие формулировки для хорошо обоснованных научных утверждений.

В психологических исследованиях процессов принятия решений на передний план выступают три тесно связанных друг с другом метода. Первый метод - лабораторный эксперимент - позволяет строго контролировать независимые и правильно измерять зависимые переменные. Насколько в некоторых науках, например, в экономике, эксперимент рассматривается в качестве вспомогательного метода, настолько в психологии он является, несомненно, доминирующим. Путь к познанию поведения человека проходит через лабораторию.

Второй метод, которым чаще всего пользуются в исследованиях процессов принятия решений, - это формализация. Последняя состоит в том, что на первом этапе исследователь строит аксиоматическую систему, то есть создает совокупность аксиом, касающихся какого-либо объекта, например, риска или предпочтения времени. На втором этапе выводятся (с помощью формальных рассуждений) новые утверждения, валяющиеся следствиями принятых аксиом.
Третьим этапом является лабораторная эмпирическая проверка справедливости этих утверждений, которые надлежит трактовать как исследовательские гипотезы. Если эти гипотезы оказываются справедливыми, то можно утверждать, что формальная модель описывает реальное поведение человека.

Наконец, третий метод основан на моделировании деятельности по принятию решении. Исследователь пишет программу для ЭВМ. Эта программа позволяет ЭВМ решать определенный класс задач, например, предвидеть бинарные исходы.
Затем поведение машинной программы сопоставляется с поведением человека в аналогичной ситуации. Если их поведение логично, то эту программу, моделирующую человеческую деятельность, можно признать психологической теорией.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.