РУБРИКИ

Государственный экзамен по психологии

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Государственный экзамен по психологии

Государственный экзамен по психологии

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ПСИХОЛОГИИ.


1.      Аддиктивные состояния. Психологические механизмы формирования аддикций.

Зависимость – когда говорят, что у человека имеются призраки зависимости, то имеется в виду, что жизнь этого человека, состояние здоровья (соматического или психического), начинает зависеть от присутствия или отсутствия а его организме какого – либо вещества, которое может быть вызвано или наркотическим или токсикоманическим средством.

Зависимость может быть: 1) психическая 2)  физическая.

Психическая зависимость характеризуется овладеющим желанием или непреодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта и возникновения вызванных употреблением индивидуальных и социальных проблем, разрешаемых через повторное употребление; отнятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу. Психическая зависимость формируется из:

1.Потребности человека в изменении своего психического состояния.

2.      Способности достичь психического комфорта при опьянении, который становится исключительным состоянием.

3.      Функционирование психических процессов зависит от этого вещества.

4.      Психическое (обсессивное) влечение = навязчивость влечения.

Физическая зависимость – состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма, включается в схему его жизнеобеспечения, при отнятии возникает проявляющийся на всех уровнях функционирования синдром отнятия (абстинетный синдром), заявляющий о себе соматическими, неврологическими и психическими расстройствами.

Физическая зависимость формируется позже психической и зависит от  наркогенности препарата. Характеризуется:

1-Потребностью в изменении  физического состояния, т.е. имеется физический дискомфорт вне этого вещества. 2-Способностью достигнуть физического комфортного состояния, и этот комфорт предпочтительнее всех других видов. 3-Зависимость чисто физических и физиологических параметров организма от этого вещества. 4-Абстинентный синдром - синдром отнятия, лишения (вплоть до смерти). 5-К физическому комфорту имеется компульсивное (подобно голоду, жажде) влечение.

В психологической литературе термин аддиктивное поведение используется для обозначения психической зависимости от психоактивного вещества или от какого – либо рода особой деятельности. Аддикции бывают:

1.      Пищевое аддиктивное поведение – нервная анорексия (ограничение приёма  пищи или отказ); булимия (быстрое и обильное поглощение); гипералиментация (хроническое переедание).

2.      Сексуальные аддикции -  партнёр как сексуальный объект, средство для удовлетворения (нимфомания, фетишизм).

3.      Госпитализм. Стремление больного уклониться от вступления в ролевые функции здорового человека из – за неприятия трудных для него условий жизни и межличностных отношений за пределами лечебного учреждения. Человек сливается с детской зависимой ролью больного и чем выраженнее болезнь, тем больше поводов для отказа от самостоятельности и опоры на себя.

4.      Игровые аддикции. Азартные (гэмблинг) – признаки: 1)постоянная вовлечённость 2)изменение круга интересов, постоянные мысли об игре 3) “потеря контроля” 4) между играми – дискомфорт, раздражение, беспокойство 5) снижение способности сопротивляться соблазну. Компьютерные.

5.      Работоголизм – люди не видят ничего кроме работы, забывая о семье, обществе.

6.      Фанатическое  поведениесектантство.

7.      Фармакологические аддикции:

Психологические особенности лиц, с аддиктивными формами поведения (B. Segal):

1.                            сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;

2.                            скрытый комплекс неполноценности, сочетающейся с внешне проявляемым превосходством;

3.                            внешняя стабильность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;

4.                            стремление говорить неправду;

5.                            стремление обвинять других, зная, что они невиновны;

6.                            стремление уходить от ответственности в принятии решений;

7.                            стереотипность, повторяемость поведения;

8.                            зависимость;

9.                            тревожность.

У аддиктивных личностей отмечается феномен «жажды острых ощущений», характеризующейся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности.

2.      Биологические и социокультурные предпосылки гендерных различий.

В результате недавних научных дискуссий было проведено четкое разгра­ничение понятий пол и гендер. Пол указывает на биологический статус чело­века, говоря о том, кем является данный человек — мужчиной или женщиной. Гендер, со своей стороны, указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения маскулинности или фемининности. Поэтому культур­ные ожидания и стереотипы, относящиеся к маскулинному и фемининному поведению, называются гендерными (а не половыми) ролями. Такое разгра­ничение понятий не является жестким правилом, поскольку допускается пе­ресечение категорий — ведь многие половые различия возникают за счет со­четания социальных и биологических факторов. Тем не менее это разграни­чение позволяет нам рассматривать социальные и биологические факторы отдельно и независимо друг от друга, а не обязательно в тесном переплете­нии. Быть женщиной еще не значит автоматически обладать фемининными характеристиками, точно так же и принадлежность к мужскому полу не тож­дественна маскулинности.

Наблюдения показывают, что уже на первом году жизни ребенка его взаимодействия с родителями дифференцированы по половому призна­ку. Родители мальчиков и родители девочек отличаются друг от друга по такому характерному показателю, как частота условных реакций на по­веденческие сигналы ребенка. Согласно наблюдениям, при кормлении грудного ребенка матери реагируют на сигналы мальчиков более чутко и внимательно, чем на сигналы девочек. Как матери, так и отцы в ответ на голосовые сигналы мальчиков с большей вероятностью вступят с ре­бенком в контакт, чем в ответ на голосовые сигналы девочек. Эти явные различия в условном реагировании, замеченные в младенческом возрас­те, продолжают существовать и в детстве. Многочисленные исследова­ния, проведенные на различных возрастных уровнях, показывают, что мальчики получают от родителей не только больше негативных ответ­ных реакций, в том числе и телесных наказаний, но также больше пози­тивных ответных реакций.

К различиям в дополнительном опыте в межличностной сфере добав­ляются различия в дополнительных возможностях, которые предостав­ляют игрушки, предлагаемые родителями мальчикам и девочкам. Маль­чики получают более разнообразные игрушки, чем девочки, и виды иг­рушек, предлагаемых родителями мальчикам и девочкам, существенно различаются. Игрушки для мальчиков в большей степени позволяют проявить изобретательность, дают больше возможностей манипулиро­вать различными предметами и позволяют поддерживать более явную обратную связь с материальным миром, чем игрушки для девочек. С дру­гой стороны, игрушки для девочек, как правило, таковы, что девочки в своих играх больше подражают окружающим, чаще играют в непосред­ственной близости от своих воспитателей и имеют меньше возможнос­тей для разнообразной и новаторской деятельности. Различия между видами игрушек, которым отдают предпочтение мальчики и девочки, за­фиксированы в многочисленных исследованиях. Однако ученые лишь недавно начали изучать вопрос о том, как различия в видах игрушек, кото­рым мальчики и девочки оказывают предпочтение и которые им доступ­ны, влияют на их развитие. Дифференцированный доступ к игрушкам, имеющим различные характеристики, предрасполагает к тому, что маль­чики и девочки получают различный опыт в области игр и решения про­блем, а подобный опыт может быть связан с когнитивным развитием в дальнейшем.

По данным наблюдений, кроме того, что родители с большей готовно­стью реагируют на действия мальчиков, чем девочек, они также физи­чески стимулируют мальчиков больше, чем девочек. Грудных детей муж­ского пола дольше держат на руках и больше тормошат, а также больше стимулируют у них буйную моторную активность. В проведенном Ярроу (Yarrow, 1975) исследовании взаимодействий между матерями и груд­ными детьми показано, что матери мальчиков чаще взаимодействовали со своими младенцами, взаимодействия были более интенсивными и в них присутствовали более богатые и разнообразные формы поведения. Эти обсервационные исследования, демонстрирующие, что в грудном возрасте мальчиков стимулируют больше, чем девочек, согласуются с половыми различиями в интенсивности поощрения исследовательского поведения, которые обнаруживаются при социализации позднее в дет­стве.

Исследования поведения родителей в процессе социализации детей обычно показывают, что оно дифференцировано по половому признаку: мальчикам предоставляют больше свободы для исследования мира, чем девочкам. По результатам наблюдений девочки во время игр находятся ближе к своим матерям; им реже разрешают самостоятельные поездки и прогулки вне дома; поощряется, если дома девочка всюду следует за матерью; и активность девочек находится под более внимательным кон­тролем. Дифференцированное распределение домашних обязанностей между мальчиками и девочками также отражает различия в свободе пе­редвижения: на мальчиков чаще, чем на девочек, возлагают обязаннос­ти, требующие ухода за пределы дома и/или дальше от дома, в то время как на девочек возлагаются работы внутри дома, такие как уборка, по­мощь по хозяйству, присмотр за маленькими детьми, работы, подчерки­вающие значение домашней среды. Чодороу (Chodorow, 1974) утвержда­ет, что различия между социальными контекстами, в которых проходит детство мальчиков и девочек, являются причиной многих психологиче­ских половых различий, в особенности различий, отражающих большую включенность женщин в социальные сети в отличие от более индивиду­алистической, подчеркивающей их превосходство активности мужчин.

Хотя у мужчин и женщин много общего, они отличаются друг от друга по ряду важных характери­стик — психологических и физиологических. Психологи доволь­но хорошо изучили гендерные различия в развитии личности и когнитивной сферы, но не всегда полностью понимают их проис­хождение. В данной статье Дж. Блок выдвигает предположение о том, что эти различия формируются в результате воспитания мальчиков и девочек в различных социальных контекстах. Суще­ствует целый ряд способов (как очевидных, так и неявных), с по­мощью которых мальчикам предоставляется больше возможнос­тей для самостоятельного решения проблем и познания действи­тельности, в то время как над девочками осуществляется более строгий контроль, и их опыт ограничивается. По мнению Дж. Блок мальчики и девочки испытывают серьезное влияние этих соци­альных контекстов, из-за чего они по-разному осмысливают окру­жающий мир и пользуются разными стратегиями при взаимодей­ствии с этим миром.

Мужчины и женщины, как представители различных полов, имеют некоторые психологические особенности. Прежде всего, в аспекте понимания взаимоотношений партнёров в браке, это проявляется в различии базовых потребностей мужчин и женщин.

Для мужчин основополагающей базовой потребностью является потребность в самоутверждении ( в семье, в профессиональной деятельности и т.д.). Представители сильного пола всегда стремятся реализовать эту потребность либо в деятельности, либо в отношениях. Если активной деятельности не получается, то им может оказаться достаточной кажущаяся (представленная) реализация потребности в самоутверждении, для этого они собираются в клубы, группы, где хвалят друг друга, строят планы, но к действиям чаще так и не приходят.

Если мужчина не реализует потребность в самоутверждении в семье, у него возникает внутренний конфликт неприятия. Сильная личность будет "воевать" с конфликтом, точнее с носителем его - женой, либо искать реализацию данной потребности "на стороне". Слабая личность, как правило, будет выдавать защитные реакции типа алкоголизма. Если женщина хочет, чтобы мужчина был только с ней, она должна поддерживать его потребность в самоутверждении.

Для женщин основополагающими являются три базовые потребности:

- потребность в продлении рода (потребность иметь детей);

- потребность в безопасности (стабильности, уверенности в завтрашнем дне);

- потребность в контролируемом пространстве.

Женщина подсознательно ищет партнёра, с которым наиболее полно может эти потребности реализовать. Она склонна ощущать партнёров по общению, задействуя чувства, эмоции и все ресурсы своего организма. При фрустрации любой из трёх базовых потребностей у женщин возникают достаточно серьёзные невротические нарушения.

Закономерным следствием перечисленных потребностей является то, что мужчины, в большинстве своём, более ориентированы на будущее, склонны к прогнозированию, планированию и, при определённой способности, к реализации своих планов. Женщины же, как правило, более ориентированы на настоящее, их больше интересуют проблемы "сегодняшнего" дня.


3.      Бихевиоризм в 20 столетии.

Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В.Вундта и Э.Титченера и на американский функционализм. Его осново­положником был Дж-Уотсои (1878-1958). В статье «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) он критиковал психологию за субъективизм и практическую бесполезность. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служения практике.

Философскую основу бихевиоризма составили позитивизм и прагматизм. В качестве научных предпосылок Дж.Уотсон называл исследования по психологии животных, школу объективной психологии, влияние работ И.П.Павлова и В.М.Бехтерева.

Повеление человека как предмет бихевиоризма - это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люда делают от рож­дения и до смерти. Поведение - это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Поведение человека трактуется чрезвычайно широко: оно включает любую реакцию, в том числе и чисто физиологическую. В то же время это определение чрезвычайно узко, т.к. ограничивается только внешне наблюдаемым: из анализа исключаются, как ненаблюдаемые, физиологические механизмы и психические процессы. В результате поведение трактуется механистиче­ски, сводится лишь к его внешним проявлениям. Две проблемы бихевио­ризма: по заданной ситуации предугадать реакцию, и по реакции судить, какой ситуацией она вызвана.

Уотсон производит классификацию реакций по двум основаниям: яв­ляются ли они приобретенными или наследственными; внутренними (скрытыми) или внешними (наружными).

Поведение рассматрива­ется как результат обучения. Навык и научение становятся главными про­блемами бихевиоризма. Речь, мышление рассматриваются как виды навы­ков. Навык - это индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основу составляют элементарные движения, которые являются врож­денными. Новый или выученный элемент в навыке - это связывание во­едино или объединение отдельных движений так, чтобы произвести новую деятельность. Уотсон описал процесс выработки навыка, построил кривую научения.

Удерживание навыков составляет память. Уотсон выдвигает гипотезу обусловливания. Называя все наследственные реакции безусловными реф­лексами, а приобретенные - условными, Дж.Уотсон утверждает, что важ­нейшим условием образования связи между ними является одновремен­ность в действии безусловного и условного стимула, так что стимулы, пер­воначально не вызывавшие никакой реакции, теперь начинают ее вызы­вать.

В бихевиоризме процесс образования навыков и научения трактуется механистически. Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс. Несмотря на некоторую ограни­ченность, концепция Уотсона положила начало научной теории процесса формирования двигательного навыка и научения в целом.

К середине 20-х г.г. бихевиоризм получил широкое распространение в Америке. В то же время, исследователям становится все более ясно, что исключение из рассмотрения психики приводит к неадекватной трактовке поведения. Если исключить из поведения его мотивационно-познавагельные компоненты, невозможно объяснить интетрирование от­дельных реакций в тот или иной поступок или деятельность. В механисти­ческой трактовке поведения игнорируется активная сознательная деятель­ность субъекта, не учитываются качественные изменения, наступающие в поведении человека по сравнению с животным.

Исторической заслугой Уотсона является заострение проблемы объ­ективного подхода в психологии и исследование поведения, способов управления им.

В 1913 г. У.Хантер в экспериментах с отсроченными реакциями пока­зал, что животное реагирует не только непосредственно на стимул, пове­дение предполагает переработку стимула в организме. -Этим была постав­лена новая проблема. Попытки преодолеть упрощенную трактовку поведе­ния по схеме «стимул - реакция» за счет введения внутренних процессов, развертывающихся в организме под влиянием стимула и обеспечивающих реакцию, составили различные варианты необихевиоризма.

Крупный вклад в развитие необихевиоризма внес К.Халл (1884-1952) Его гнпотетнко-дедуктивная теория поведения складывалась под влиянием идей Павлова. Торндайка, Уотсона. Как и Уотсон. Халл не учитывал фак­тора сознания, но вместо схемы «стимул - реакция» Халл вводит формулу, предложенную в 1929 г. Вудвортсом, «стимул - организм - реакция», где организм - некоторые протекающие внутри невидимые процессы. Приме­няя логический и математический анализ. Халл старался выявить связь между этими внутренними переменными, стимулами и поведением. Им были выведены законы поведения. Основной детерминантой поведения Халл считал потребность, которая вызывает активность организма, его по­ведение. От силы потребности зависит сила реакции. Потребность опреде­ляет характер поведения. Халл подчеркивает роль полкрепления в образо­вании поведенческих связей. Он разработал математический расчет зави­симости реакции от характера подкрепления (частичное, прерывистое, по­стоянное), от времени его предъявления.

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет теория one-рентного научения Б.Скиннера (1904-1990). Основываясь на эксперимен­тальных исследованиях и теоретическом анализе, Окиниер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном. условно-рефлекторном и операитном. Первые два типа поведения называются Скиннером респондентным поведением.

Респондентное поведение — это скиннеровская версия павловского. или классического обусловливания. Он также называл его обусловливани­ем типа S, чтобы подчеркнуть важность стимула, который появляется до реакции и выявляет ее. Однако Скиннер полагал, что в целом поведение животных и человека нельзя объяснять только в терминах классического обусловливания. Напротив, он делал акцент на поведении, не связанном с

какими-либо известными стимулами. Оперантное поведение (вызванное онерантным научением) определя­ется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма по­вторять данное поведение в будущем. Скиннер понимал, что бессмыслен­но рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как нам неиз­вестны стимул или внутренняя причина, ответственная за его появление. Оно происходит спонтанно.

Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Б.Скиннер исключает внутренний мир человека из поведения. На основе своей теории он предла­гает вариант программированного обучения, предполагающий расчлене­ние материала на мелкие порции и немедленное подкрепление каждого шага. В целом, в его теории психические процессы описываются в терми­нах реакций, а человек - как реактивное существо, подвергающееся воз­действиям внешних объектов. Это приводит к трансформации понятий свободы, ответственности, достоинства. В крайней своей трансформации теория Скиннера способствует решению социальных проблем путем кон­троля одних людей над другими.

Оценивая необихевиоризм в целом, следует признать, что он продолжает занимать значительное место в современной психологии. Наука о по­ведении способствовала утверждению объективного метода в психологии



4.      Большие социальные группы.


Большая социальная группа — количественно неограни­ченная общность людей, выделяемая на основе различных со­циальных признаков — демографических, классовых, нацио­нальных, партийных. В больших группах формируются куль­турные ценности, вырабатываются традиции, базовые ценно­сти — идеология. Социальная связь в больших социальных группах осуществляется средствами массовой коммуникации.

Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности больших групп – групповое сознание, обычаи и традиции. Большая группа характеризуется определенным психическим складом,имеет групповую психологию.

В каждой большой группе формируются групповое созна­ние (партийное, классовое, национальное), система групповых идеалов, ценностных ориентации, эмоциональных предпочте­ний. Отдельные стереотипизированные элементы сознания пе­реходят в сферу группового подсознания ("классовое чутье"). Эти групповые факторы существенно влияют на формирова­ние соответствующего типа личности — типичных представи­телей класса, партии, нации и т. п. Эти личности становятся носителями групповых установок и стереотипов, внушенных образцов поведения.

Средства массовой коммуникации больших групп форми­руют общественное мнение — групповые устремления и чув­ства; ведут пропаганду, побуждая членов группы к определен­ным ценностным ориентациям и действиям.

Основной социальной ценностью является общественное благо. Понятие общественного блага введено Аристотелем ("По­литика"); оно состоит из идеи справедливости, социального единения в достижении наиболее значимых общественных целей, обеспечивающих благополучие общества.

Среди многообразия больших социальных групп две из них являются субъектами исторического процесса — этнические группы и классы.

Этническая группа, или этнос (от греч. etnos — племя, народ) — исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего един­ства и отличия от других подобных образований. В процессе исторического развития этносы могут утратить единство тер­ритории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, при­вычки, культуру. Этнические группы отличаются культурной целостностью; обладают этническим самосознанием, основа ко­торого — представление об общности происхождения всех пред­ставителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков. На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность — нацию (от лат. natio — народ).

В психологии этнических общностей выделяются психи­ческий склад этноса, его характер, темперамент, нравы, обы­чаи, устойчивые этнические (национальные) чувства.

Для межэтнического взаимодействия характерны стерео­типы восприятия, обусловленные историческим прошлым. Оцен­ки достоинств этнических групп, основанные на расхожих сте­реотипах, обычно крайне поверхностны. Часто они обусловли­ваются этноцентризмом — приданием своему этносу эталон­ных качеств.

В сознании этноса формируется этническая картина мира — особая мировоззренческая ориентация, определяющая особенности его взаимодействия со средой, готовность воспри­нимать явления этнической и межэтнической жизни опреде­ленным образом, стереотипизированно, в свете предвзятых представлений о психических качествах других этнических общностей. На основе этих представлений возникают импуль­сивные поведенческие реакции, ведущие в некоторых случа­ях к межэтническим конфликтам, поляризации социальных общностей по этническому признаку.

По месту больших социальных общностей в системе обще­ственного производства различаются общественные классы (от лат. classis — разряд). Существование общественных классов обусловлено общественным разделением труда, дифференци­ацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.

Различие между классами проявляется в их образе жиз­ни, социально-психологическом складе, типичных эталонах по­ведения. Наряду с этим большие группы входят в единый соци­ум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структур.

Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса.

Публика — большая группа людей, имеющая общие эпи­зодические интересы, подверженная единой эмоционально-со­знательной регуляции на основе общих общезначимых объек­тов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ). Различные экстремаль­ные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную ре­гуляцию на основе психического заражения.

Масса — совокупность большого количества людей, со­ставляющих аморфное образование, не имеющих обычно не­посредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические соци­ально-психологические явления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает в качестве субъекта широких политических и социокультурных движений, аудиторией раз­личных средств массовой коммуникации, потребителем произ­ведений массовой культуры. Массовые общности образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значи­тельным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные).



5.      Влияние семейных отношений на психическое развитие детей.


Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Первая задача  родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

 Вторая задача  -  сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить  не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей  вырабатываются принципы общения:

1)       Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2)       Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3)       Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений подростка с родителями и его личностное развитие.

Демократичные родители ценят в поведении полростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно  требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

                Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими  неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.


6.      Внимание и память как общепсихологические категории.


Внимание — особая форма психической актив­ности, которая проявляется в направленности и сосредоточеннос­ти сознания на значимых для человека предметах, явлениях ок­ружающей действительности или собственных переживаниях.

Важной закономерностью внимания является его избира­тельность, которая проявляется в том, что человек, сосредото­чиваясь на чем-то одном, не замечает другого. Внимательно вслушиваясь или всматриваясь во что-то, он не слышит, что его зовут, не замечает препятствий на пути.

Избирательность внимания объясняется более выраженным тормозным действием значимых для человека предметов и пе­реживаний, нежели менее значимых. При таком состоянии предметы внимания ярче отображаются в сознании.

Внимание необходимо во всех видах сенсорной, интеллек­туальной и двигательной деятельности.

                Память – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

Память человека – ценностно-интегрированное хранение информации. Накопление материала в   памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти.

Успешность памяти  зависит:

·          от степени завершенности действий запоминания;

·          от интересов и склонностей личности;

·          от отношения личности к той или иной деятельности;

·          от эмоционального настроя; от волевого усилия;


В памяти  людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается:

·          в различной скорости запоминания;

·          в прочности сохранения; в легкости воспроизведения.

Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием. Индивидуальные особенности обуславливаются типы памяти.






7.       Внутриличностные конфликты. Фрустрация.

Внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

В психологии выделяют показатели внутриличностного конфликта.

Когнитивная сфера: противоречивость «образа Я», снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, субъективное признание наличие проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.

Эмоциональная сфера:  психоэмоциональное напряжение, значительные отрицательные переживания.

Поведенческая сфера:  снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения.

Интегральные показатели: нарушение нормального механизма адаптации, усиление психологического стресса.

Длительная и устойчивая дезинтеграция приспособительной деятельности – характеристика психологического конфликта.

В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира мира личности вступают во внутриличностный конфликт, выделяют шесть основных видов внутриличностного конфликта:

1.        мотивационный

2.        нравственный

3.        конфликт нереализованного желания

4.        ролевой конфликт

5.        адаптационный

6.        конфликт неадекватной самооценки.

Переживание личностью своей неоднозначности, сложности внутренного мира, осознание изменчивости собственных желаний и притязаний, зачастую невозможности их реализации, колебания самооценки, борьба мотивов – все это является полем внутриличностных конфликтов.

Во внутриличностном конфликте эмоциональная составляющая представлена психоэмоциональным напряжением. Психоэмоциональная напряженность является формой представленности в психике человека личностного смысла происходящих в его жизни событий и отражает степень удовлетворения его потребностей. Внутриличностный конфликт может иметь положительные и отрицательные последствия. Они могут быть конструктивными и деструктивными (разрушающими личностные структуры человека).

Деструктивными считаются внутриличностные конфликты, которые усугубляют раздвоение личности, перерастают в жизненные кризисы, или ведут к развитию невротических реакций.

Фрустрация - близкое по своему проявлению к стрессу - состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути достижения цели. Фрустрация сопровождается целым рядом отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность человека. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию. Уровень фрустрации зависит от с илы и интенсивности воздействующего фактора. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Фрустрация является почти неизбежным следствием противоречия между потребностями человека и ограничениями, налагаемыми обществом. Последствия фрустрации различны по их влиянию на личность и поведение. Они могут быть конструктивными и разрушительными.

Конструктивный момент фрустрации состоит в том, что эмоциональная напряженность, вызвавшая ее, активизирует психическую деятельность человека по поиску выхода из конфликтной ситуации между его потребностями и социальными ограничениями по их реализации. Эти усилия могут привести к замене способов достижения цели удовлетворяющей ту  или иную потребность. Как, например, потребность в общении с близкими во многом успешно замещается перепиской, телефонными переговорами, хотя и не реализуются в полной мере. Кроме того, может произойти переоценка всей фрустрирующей ситуации и, как следствие, формирование нового комплекса потребностей. В этом смысле речь идет о переадаптации личности и переходе в адаптированное к данным условиям состояние. Эти явления могут выражаться, в отыскании возможностей удовлетворять свои потребности в рамках ограничений, в замене целей, достижение которых есть реализованная потребность. Переоценка ситуации позволяет по-новому увидеть элементы окружающей среды, которые ранее казались противоречивыми и дискомфортными. Так, например, потребность в самоутверждении и вместе с тем к сохранению уважения со стороны окружающих людей, ранее казавшиеся несовместимыми и прямо противоположными, вдруг оказывается легко удовлетворимой.

Таким образом, конструктивная сторона фрустрации как раз и носит характер успешной переадаптации.

8.      Волевые процессы и структура волевого акта.

 

Воля – есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Волевые процессы.

1- Волевой акт (действие) всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Такая способность зависит от степени развитости, определённости и устойчивости мотивационной сферы человека.

Волевое действие (С..Л. Рубинштейн) - это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого, человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своими замыслами.

Признаками волевого действия являются: усиленное внимание к такому действию, отсутствие непосредственного эмоционального удовольствия, присутствие морального удовлетворения в результате его выполнения.

2- Волевая деятельность - это деятельность согласно заранее намеченного, продуманного плана её осуществления.

Характеристика волевых качеств личности

Воля проявляется в следующих свойствах и качествах:

1-    группа: сила воли; энергичность; настойчивость, выдержка;

2-    группа: свобода воли, решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе (развивается позже);

3-    группа: ответственность; дисциплинированность, принципиальность, обязательность, настойчивость, целеустремлённость, независимость, инициативность (связана с морально-ценностными ориентациями и развивается к подростковому возрасту).

Сила воли определяется силой мотивов, побуждающих субъекта к действию, и устойчивостью их иерархии, при которой наиболее значимые мотивы доминируют над случайными, ситуативными побуждениями.

Свобода воли  предполагает независимость действий субъект or случайных обстоятельств и давления со стороны других, т.о. аутодетерминацию деятельности.

Слабая воля, напротив, характеризуется слабостью и неустойчивостью мотивационной сферы, отсутствием сильных желаний и значимы целей, что порождает неуверенность, мучительную борьбу мотивов, нерешительность, неустойчивость поведения, зависимость от ситуации и от других людей, пассивность и пр.

Развитие воли в онтогенезе связано со становлением мотивационных систем ребенка, устойчивости и осознанности его желании и стремлении. Основой развития воли является формирование устойчивой иерархии мотивов, при которой одни мотивы становятся более значимыми и доминируют над другими.

Воспитание воли заключается в формировании социально значимой нравственной мотивации, моральной и познавательной, которая приобретает для ребёнка побуждающий и смыслообразующий характер.

Развитие воли опирается на функцию воображения, благодаря которой будущие, предвосхищаемые результаты "нужного" действия становятся более значимыми и сильными для ребенка, чем сиюминутные удовольствия.

Волевые усилия как раз и заключаются в преодолении ситуативных побуждений ради более значимой, но отдаленной цели. Воля ребёнка воспитывается только при известной степени самостоятельности, когда он сам может ставить себе цели и выбирать способы их достижения. В условиях сверхзаботы и гиперопеки воля ребёнка остаётся в зачаточном состоянии.

В  волевой  деятельности  проявляются  и  формируются  соответствующие  волевые  качества  личности,  которые  характеризуют  волевую  деятельность  с  положительной  и  отрицательной  сторон.  Когда  способы  осуществления  волевых  актов  приобретают  в  поведении  человека  определённость  и  устойчивость,  они  превращаются  в  волевые  качества  самой  личности.  Наиболее  существенные  из  них:  самостоятельность,  решительность,  настойчивость,  самообладание,  сила  воли.

Самостоятельность  -  сущность  этого  волевого  качества  заключается  в  том,  что  человек  определяет  свои  поступки,  исходя  из  своих  убеждений,  знаний  и  представлений  о  том,  как  надо  поступать  в  соответствующих  ситуациях.  Самостоятельность  в  решении  возникших  задач  характеризует  свойство  развития  воли.  Её  противоположностью  будет  внушаемость  -  человек  легко  подвергается  чужим  влияниям,  и  мотивы  его  действий  возникают  как  результат  сторонних  влияний.

Решительность  -  выражается  в  способности  человека  своевременно,  без  лишних  колебаний  принимать  достаточно  обоснованные  решения,  а  затем  обдуманно  проводить  их  в  жизнь.  Противоположное  качество  -  нерешительность.  Человек  колеблется,  сомневается  в  том,  как  надо  ему  поступить,  борьба  мотивов  становится  нескончаемой.

Настойчивость  -  обеспечивает  успешность  проведения  задуманных  решений,  человек  способен  к  длительному  и  не  слабому  напряжению  энергии,  трудности  его  не  отпугивают,  он  неуклонно  движется  к  намеченной  цели.  Противоположное  качество  -  упрямство, выражается  в  неумении  реально  взглянуть  на  обстоятельства,  не  смотря  на  различные  основания  отказаться  от  намеченного  плана. 

Самообладание  -  способность  заставить  себя  выполнить  принятое  обоснованное  решение,  преодолевая  лень,  страх.

Воля  -  выражается  в  умении  сдерживать  раздражение,  аффекты  страха,  гнева,  ярости  и  т.д.

На  образование  ценных  волевых  качеств  положительно  влияет  наличие  ряда  отчётливо  выраженных  свойств  личности,  в  первую  очередь  таких,  как  развитое  чувство  долга,  ясность  жизненных  целей,  страстное  желание  достичь  цели.



9.      Восприятие и формирование художественных образов.

Восприятие и формирование художественных образов возможно благодаря  восприятию и воображению.

Восприятие — познавательный процесс отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущений при восприятии отражаются не отдельные свойства, а предметы в целом, это качественно более высокий уровень познания.

В зависимости от анализаторов, участвующих в восприятии, различают следующие виды восприятия:

В зависимости от формы существования материи (пространство, время, движение), выделяют:

восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.

Диагностика особенностей восприятия сводится к изучению объёма восприятия и таких свойств, как:

n     предметность, которая проявляется в отнесённости продуктов восприятия к окружающему миру;

n     целостность, которая проявляется в единстве и комплексности продуктов восприятия;

n     структурность, которая реализуется в абстрагировании ощущений (восприятие не является суммой ощущений, а представляет собой процесс абстрагирования из указанных ощущений некоторой структуры);

n     константность, которая понимается как способность системы анализаторов, обеспечивающих восприятие, компенсировать несущественные изменения параметров предмета (благодаря константности предметы и явления воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п.);

n     осмысленность, так как образы восприятия всегда наделены определённым смысловым значением и связаны с мышлением, пониманием сущности воспринимаемого (воспринять предмет - означает мысленно назвать его, т.е. отнести к определённой группе предметов, обобщить в слове);

n     избирательность, которая проявляется в преимущественном выделении одних фрагментов воспринимаемого мира по сравнению с другими.

Воображение – это познавательный процесс создания новых образов (представлений) предметов и явлений, на основе ранее воспринятых, т.е. процесс, преобразующий отражательную действительность, на основе переработки и мыслительной реконструкции представлений, оставшихся у человека от прошлого опыта. Воображение — особая форма психических процессов, занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Основой воображения являются знания и впечатления.

Воображение характерно только для человеческой психики. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность, управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно вызываемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение является основой наглядно-образного мышления, которое позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать проблемы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.