РУБРИКИ

Государственный экзамен по психологии

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Государственный экзамен по психологии

Зрелость (36 -50 лет). Ключевая система - работа, семья, друзья, общество. Задачи развития: оценка взятых обязательств, дети оставляют дом, изменение отношений между супругами, связи вне семьи. Ресурсы развития: знания и навыки принятия ролей более высокого порядка, большая степень дифференциации и интеграции ролей. Кризисы развития: достижения и значимость в обществе, либо незначительность.

Пожилой возраст (51 - 65 лет). Ключевая система - семья, друзья, работа, окружающие. Задачи развития: связи вне семьи, уменьшение роли карьеры, отношение к бренности существования. Ресурсы развития: знания и навыки для налаживания коммуникации; учительство и умение дать совет; большая опора на умственные, а не на физические способности. Кризисы развития: живительные связи с окружением, либо эгоистическая стагнация.

Старость(старше 65 лет). Ключевая система - семья, друзья, окружающие. Задачи развития: увеличение зависимости от других, оценка собственной жизни, умение перенести смерть близких, ожидание собственной смерти. Ресурсы развития: умение выживать при уменьшении физических ресурсов, умение сказать "прощай". Кризисы развития: чувство значимости, либо отчаяние.

Эта схема развития позволяет соотносить содержание задач той или иной жизненной стадии и особенности их решения с физическим, психологическим и паспортным (хронологическим) возрастом человека, анализировать конкретное проявление различных чувств как содержание кризиса, кроме того, эта схема содержит социально и индивидуально значимые возрастные особенности человека, связанные с изменением его места в системе культурных отношений, - появление своей семьи внутри родительской, взросление детей; пенсионный возраст, приближение смерти и т.п.

Хронологический (паспортный) возраст – показатель времени проживания субъекта от момента рождения.

Психологический возраст – это показатель психологической зрелости, опыта и самосознания субъекта как личности.

Психологический и хронологический возраст человека по известным причинам может не совпадать.

17.  Индивид,личность,индивидуальность.

Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

Наряду с понятием личность мы используем и такие тер­мины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти поня­тия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие — понятие человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природ­ного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид.

Индивид — это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) челове­ческого развития.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие конкрет­ного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых- качеств человека. В связях человека с об­ществом формируется и проявляется его социальная сущность.

Каждое общество формирует свой эталон личности. Соци­ология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности — ее потребностно-мотивационная сфера — это направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Развитие личности связано с постоянным расширением ее возможностей, возвышением ее потребностей. Уровень раз­вития личности определяется характерными для нее отноше­ниями. При низком уровне развития отношения личности обус­ловлены в основном утилитарными, "деляческими", интере­сами. Высокий уровень характеризуется преобладанием у нее общественно значимых ценностей, ее одухотворенностью.

Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми по-разному. Понять личность — значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными прин­ципами поведения она вооружена.

Будучи включенной в определенные общественные отно­шения и обусловленной ими, личность не является пассивным участником этих отношений. Индивидуальная жизнедеятель­ность является в значительной мере автономной.

Особенностью личности является и ее обособленность. Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством — духовностью. Духовность — высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия. Духовность личности выражается в ее сверхсознании, потребности стойкого отвержения всего низменного, беззаветной преданности возвышенным идеалам, обособленности от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. Но чем примитивнее общество, тем сильнее его тенден­ция ко всеобщему уравнительству, тем больше в нем людей, слепо подчиняющихся требуемым стандартам. Человек, гово­рящий готовыми лозунгами, перестает заботиться о своем лич­ностном самопостроении.

Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью ее в различные сферы жизнедеятельности социума. Творческая личность выходит за рамки непосредственного социального окружения, фор­мирует себя на более широкой социальной базе. В личности может проявляться перспективность социума. Она может оли­цетворять будущее общество, опережать его современное состояние. Обособление личности означает ее независимость от узких рамок замкнутой группы, является показателем развитости личности.

Развитие личности — формирование системы ее социаль­но положительных качеств — требует определенных обществен­ных предпосылок, социального запроса, нейтрализации фак­торов, ведущих к отчуждению личности.

В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализации (сознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализа­ции в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я-концепции", личностной рефлексии — своих представлений о самом себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать реальному Я, но может и не соответствовать ему. Завышенные и заниженные уров­ни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты.

Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Своеобразие производства материальных условий, сферы потребления, социальных отношений определяет образ жизни человека, устойчивое свое­образие его поведения и в конечном итоге — тип личности.

Каждая личность формирует собственную стратегию жизни — устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентации. Стратегия жизни — общее на­правление жизнеутверждения личности. Социально ценная стратегия — высоконравственная самореализация личности, выработка духовно-этнического и духовно-этического стиля жизни. При этом жизнедеятельность личности становится внутренне детерминированной, а не ситуативно обусловленной. Личность начинает жить своими социально осмысленными жизненными перспективами.

При отсутствии стратегии жизни индивид подчиняется лишь текущим смыслам и задачам, его жизнь не реализуется с необходимой полнотой, снижается мотивация его жизнедеятельности, сужаются его духовно-интеллектуальные запросы.

Все существенные деформации личности связаны с ее саморефлексией, дефектами ее самосознания, сдвигами в ее смыслообразовании, с личностным обесцениванием объектив­но значимых сфер жизнедеятельности.

Важнейшим показателем состояния личности является уровень ее психической саморегуляции, опосредованность ее поведения социально сформированными эталонами.

18.  Индивидуальные стили деятельности в общении.

Общение - взаимодействие людей, сост. в обмене между ними информацией, познавательного или аффективно-оценочного характера. Общение - это многоплановый процесс контактов между людьми, порожденный потребностью совместной деятельности. В зависимости от содержания, целей и средств общения можно разделить на несколько типов.

Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных качеств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности. Это приспособление должно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами.

Среди тех особенностей, которые относятся к самому стилю индивидуальной деятельности, можно выделить 2 группы:

1) приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека;

2) способствующие к максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто являются отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать или расходиться с темпераментом. Ядро индивидуального стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы.

Между тем, исследования показали, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. Тип темперамента необходимо принимать во внимание там, где работа предъявляет особые требования к динамическим особенностям деятельности. Продуктивность работы связана с особенностями темперамента человека:

Особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому.

Инертные флегматики особенно легко осуществляют медленную и плавную деятельность, со стереотипными способами действий, пунктуально и скрупулёзно соблюдая установленный порядок.

Меланхолики сильнее мотивированы на выполнении наиболее простой деятельности, они меньше устают и не раздражаются от постоянных повторений.

Холерики имеют низкую продуктивность в рутинных ситуациях, когда их деятельность чётко регламентирована и не допускается включения в неё индивидуальных приёмов.

19.  Компьютерная психодиагностика.

Компьютерная психодиагностика – это диагностические процедуры, которые предполагают сбор и обработку диагностической информации в режиме диалога испытуемого с компьютером.

Компьютерные тесты принято выделять в отдельную группу, так как последнее время этот автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ получает всё большее распространение. Тестовые задания предъявляются с экрана дисплея, а ответы заносятся в память ЭВМ. При компьютерном тестировании значительно облегчается обработка данных, которые могут быть представлены в виде таблиц, графиков, рисунков. Важно подчеркнуть, что этот тип тестирования позволяет провести анализ таких данных, которые в других случаях получить невозможно. Это может быть время выполнения каждого задания теста, количество отказов или обращений за помощью и т.д. Благодаря этому психолог получает возможность провести углубленную диагностику индивидуальных особенностей мышления испытуемого, темповых и других характеристик его деятельности.

По содержанию компьютерные  тесты могут быть сведены в несколько групп: тесты способностей, тесты интеллекта, тесты достижений.

1.     Тесты специальных способностей, предназначенные для диагностики специальных (частных) способностей разработаны для того, чтобы получить данные об особенностях человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющих его.

Эти тесты направлены на диагностику таких способностей, которые имеют отношение к успешности выполнения конкретной деятельности или нескольких её видов. Поэтому различают тесты математических, технических, музыкальных, художественных и других способностей

2.     Тесты интеллекта, которые предназначены для изучения уровня интеллектуального, умственного развития человека. Под интеллектом в данном случае подразумевается не любое проявление индивидуальности, а прежде всего познавательные процессы или функции (мышление, память, внимание), а также познавательные способности: к анализу, синтезу и обобщению. Тесты интеллекта являются исторически наиболее ранними методиками психодиагностики.

3.     Тесты учебных и профессиональных достижений (тесты успешности, дидактические тесты), которые используются для диагностики успешности обучения. Тесты достижений, позволяю­т оценить уровень (или степень) овладения каким-либо видом деятельности. В основе различных тестов достижений лежат раз­ные представления и модели деятельности.

Тесты достижений отличаются от тестов интеллекта. Тесты интеллекта не направлены на диагностику конкретных знании или навыков, а требуют от испытуемого умения совершать с понятиями (пусть даже и учебными) определнные умственные действия, такие как аналогии, классификации, обобщения и др. Для того чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижении, необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный ученик, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста достижений. Однако, если у него плохо сформированы умения работать с понятиями, анализировать их, находить существенные признаки и т.д., то задания теста интеллекта могут вызвать значительные затруднения, поскольку для их выполнения одной хорошей памяти недостаточно. Необходимо владение целым рядом мыслительных операций, знание тех понятий, на материале которых составлены задания теста.

Тесты достижений применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями с целью определения эффективности программ, учебников и методов обучения, особенностей работы отдельных учителей, педагогических коллективов и т.д., т.е. с помощью этих тестов диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов. Вместе с тем нельзя отрицать, что тесты достижений также могут в определённой степени предсказывать темпы продвижения учащегося в той или иной учебной дисциплине, поскольку имеющийся на момент тестирования высокий или невысокий уровень овладения знаниями не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения.

Частным случаем тестов достижений являются педагоги­ческие тесты, предназначенные для диагностики успешности овладения учащимися различными компонентами учебной дея­тельности. Педагогический тест представляет собой сово­купность взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяющих надёжно и валидно оценить знания и другие ин­тересующие педагога характеристики личности учащегося.

Тесты-опросники – это тоже тесты, содержащие перечень вопросов или утверждений с заданными вариантами ответа, в которых человек выбирает те варианты ответов на вопросы, которые описывают его индивидуальные особенности или предпочтения, но ключ к вопросам или утверждениям в этом случае определяется не социокультурным нормативом, а при помощи особых психометрических процедур. Тесты-опросники применяются в большей степени для диагностики личностных черт, а также разных аспектов личности - отношений, установок, мотивации, интересов, ценностных ориентации, самооценки, эмоционального склада и др.

Методики субъективного шкалирования и самооценки характеризуются тем, что испытуемый оценивает внешние объекты или понятия, а выводы делаются о нём самом. Сдвиг субъективной точки отсчёта при таком шкалировании – информативный признак для выводов о ценностных ориентациях самого испытуемого. Методики субъективного шкалирования позволяют получить субъективную картину мира личности, какая она есть, и применяются для диагностики системы представлений.

Кроме тестов в практике компьютерной диагностики применяются также и многие проективные диагностические методики и аппаратурно-поведенческие методиуи.

Достоинства компьютерной диагностики:

-                    стандартизация условий и результатов, в связи с чем методики относительно независимы от квалификации пользователя, которая необходима в этом случае лишь для подготовки комплексного заключения по результатам обследования, сокращается живой труд квалифицированных психологов при массовом обследовании.

-                    оперативность и экономичность по времени, так как тестирование занимает гораздо меньше времени по сравнению с другими методиками;

-                    надёжность результатов обследования, сокращение возможности “слабых” показать высокие результаты, а “сильных” - низкие;

-                    справедливость, которую следует понимать как защищённость от предвзятости психодиагноста, так как компьютер ставит всех испытуемых в равные условия;

-                    психологическая адекватность, наличие в тесте большого количества кратких заданий средней трудности, которое даёт многим испытуемым (особенно тревожным и неуверенным в себе) шанс “зацепиться”, поверить в себя, активизировать психологически оптимальную установку “на преодоление” для того, чтобы показать наивысший результат;

Недостатки компьютерной диагностики:

-                    опасность “слепых” автоматических ошибок, в случае если испытуемый неправильно понял инструкцию и отвечал совсем не так, как это требуется, или по каким-либо причинам применил искажающую тактику;

-                    опасность профанации, так как внешняя лёгкость проведения компьютрных тестов прельщает людей без надлежащей психологической квалификации, которые, оснастившись тестами, им самим непонятного качества, предлагают свои услуги “всем и вся”;

-                    потеря индивидуального подхода, возможность упустить индивидуальность нестандартного человека, в результате чего, испытуемые это чувствуют, и у людей с пониженной стрессоустойчивостью возникает даже определённое нарушение саморегуляции – они начинают волноваться и ошибаться в элементарных для себя заданиях;

-                    отсутствие доверительной обстановки, формализованный характер самой процедуры компьютерного тестирования оборачиваются тем, что испытуемый лишается ощущения того, что психолог заинтересован в нём лично, в том, чтобы помочь в его проблемах и трудностях;

-                    для применения тестовых методик и получения валидных и достоверных результатов испытуемый должен обладать определённой интеллектуальной зрелостью и навыками работы на компьютере.

20.  Конфликты в организации. Социальные конфликты.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.

Конфликты также могут быть:

1) Позиционные конфликты или конфликты значимости, напоминают детские споры “кто главнее”. Возникают как на межличностном, так и межгрупповом уровне. На межличностном уровне личности - группа конфликтов значимости часто возникает на почве действительной пли кажущейся недооценке вклада личности, её роли в решении задач организации.

2) Динамические конфликты имеют социальную природу и возникают в новых коллективах, где ещё не устоялась неформальная структура. Любая группа проходит определенные этапы развития, в т.ч. этапы сплочения и борьбы за лидерство. Можно по -  разному относится к этому факту, но быстрее всего  группа сплачивается на почве борьбы против общего врага; если не удается найти врага вне группы, то группа выдвигает кандидата на эту роль из своих рядов (превращая его в виновника всех неудач).

Внутригрупповые противоречия, приводящие к конфликтам:

- между возрастающими потенциальными возможностями   группы и её актуальной деятельностью.

- между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и, одновременно, усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру и интеграция её с  группой.

В организации, учреждении или фирме причины деловых конфликтов могут быть следующие:

ü        ограниченность человеческих и финансовых ресурсов,

ü        взаимозависимость исполнителей в процессе выполнения производственных заданий,

ü        различные представления о целях и ценностях,

ü        различия в уровне интеллектуального развития и образованности,

ü        неумение людей общаться друг с другом.

21.  Личность и ее диагностика. Психометрия.

Личность — человек, развивающийся в обществе и вступа­ющий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка. Это человек как член общества, спрессованная социальность, результат формирования, развития и социализации как вхождения в общество и в самого себя. Сказанное не означает, что личность — это существо исключительно социальное, лишенное биологических характеристик. В психологии личности биологическое и социаль­ное существуют не рядоположенно, не в противодействии или в дополнении, а в реальном единстве. Не напрасно С.Л. Рубинштейн говорил, что вся психология человека есть психология личности. В то же время понятия «человек» и «личность» не синонимичны. Последнее подчеркивает социальную ориентированность человека, который становится личностью, если развивается в обществе (в отличие, например, от «диких детей»), взаимодействует и общается с другими людьми (в отличие, скажем, от больных от рождения). При такой трактовке всякий нормальный человек, спроецирован­ный на плоскость социальности, одновременно является личнос­тью. Причем у каждого человека существует несколько личност­ных проявлений в зависимости от того, на какую часть общества он проецируется: семья, работа, дружба. В то же время личность как таковая целостна и едина, системно и иерархически организована.

Существуют и другие, более узкие трактовки понятия личности, когда выделяются те или иные качества, якобы выступающие для нее необходимыми атрибутами. Личностью предлагают считать лишь того, например, кто самостоятелен, ответствен, высокоразвит. Подобные критерии личности являются, как правило, достаточно субъек­тивными, труднодоказуемыми, а потому не выдерживают научной проверки и критики, хотя всегда существовали и, вероятно, будут существовать, особенно в структуре излишне идеологизированных гуманитарных конструкций. Проблема в том, что новорожденного младенца также нельзя назвать не только личностью, но и, строго говоря, человеком. Он, вероятнее всего, претендент на «Человека разумного», поскольку не обладает еще ни сознанием, ни речью, ни даже прямохождением. Хотя понятно, что для родителей и близких этот ребенок изначально и убедительно существует и как человек, и как личность.

Психодиагностика индивидуально-психологических особенностей личности - это сложный многоуровневый процесс, включающий в себя диагностику следующих сфер личности:

1.     Диагностика интеллектуально-познавательной сферы личности (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления воображения, уровня и структуры интеллекта).

2.     Диагностика свойств темперамента и характера личности.

3.     Диагностика потребностно-мотивационной сферы (потребностей, мотивов и целей) и уровня притязаний личности (уровня трудности цели, выбора субъектом цели очередного действия желаемого уровня самооценки личности (уровня “Я”)).

4.     Диагностика экзистенциально-бытийной и морально-нравственной сфер личности (субъектных самопрезентаций существования личности: экзистенциональная уверенность/неуверенность, одиночества, факторов осмысленности жизни, локус-контроля).

5.     Диагностика действенно-практической сферы личности (способностей (условий их проявления и развития), креативности, жизненного и профессионального самоопределения, межличностных отношений).

Диагностика личности возможна благодаря психометрии и психодиагностике.

Психологов всегда интересовала степень выраженности тех или иных психических процессов (памяти, внимания, умений, навыков, обучаемости, уровня притязаний, личностных качеств и т.п.), а также возможность сравнения людей между собой, оценки их индивидуальных различий. Для решения этих задач в психологии уже в конце XIX — начале XX вв. стали применяться качественные и количественные методы оценки психических процессов (знаний, умений, навыков) и простые методы измерения уровня развития психических процессов. Это направление в современной психологии получило название психодиагностики.

Психометрия – это квантифицированная оценка (или измерение в определенных еденицах) степени выраженности психических свойств личности.

Суть любого измерения психических процессов заключается в том, чтобы квантифицированному ряду значений, характеризующему исследуемый процесс, поставить в соответствие ряд чисел или других символов. Этот числовой (символический) ряд позволяет психологу в обобщённом, абстрагированном виде рассматривать степень выраженности, количество или частоту проявлений изучаемого процесса. В измерительных процедурах подобный числовой ряд получил название “шкала”. Только в отличие от известных эталонных метрических шкал, имеющих в качестве кванты (“кванта” -  единица измерения) сантиметр, секунду, частоту колебания и т.д., единицей измерения большинства психологических шкал выступает субъективное различение, т.е. квантуется исследуемый процесс.

разработок Френсиса Галътона (1822 1911), который первым их применил для измерения психических свойств. Ещё одной его заслугой была разработка методов математической статистики для анализа данных по индивидуальным различиям.

В дальнейшем заметный вклад в развитие психологического тестирования внесли работы Джеймса Кеттела (1860-1944) с его “умственными тестами”, которые содержали измерение мышечной силы, скорости движения, чувствительности к боли, остроты зрения и слуха, времени реакции, памяти и т.д. Измерением памяти у школьников занимался Герман Эббингауз (1897). Во Франции в 1908 г. свою первую шкалу умственного развития для детей создали Альфред Бине и Теодор Симон. Когда США вступили в Первую мировую войну, под руководством P.M. Йеркса (1876-1956) были разработаны армейские так называемые “альфа и бета-тесты”, позволяющие отобрать годных к военной службе лиц. Впоследствии эти тесты неоднократно перерабатывались и стали образцом для большинства групповых тестов интеллекта.

Тестирование получило мощнейший стимул для своего развития, и вскоре были разработаны групповые тесты интеллекта для всех возрастов и уровней образованности. Их начали широко использовать в школах, колледжах. Коэффициент интеллекта IQ учитывался при приёме в учебные заведения и на работу. Однако вскоре стало ясно, что применяемые тесты являются очень грубым инструментом и область их применения весьма ограничена. Тем не менее они широко распространены, продолжают совершенствоваться и применяться для разных целей.

Наряду с тестами интеллекта в ответ на запросы практики возникли также тесты достижений. Их ещё называют тестами объективного контроля успешности: школьной, профессиональной, спортивной и т.п.


22.  Межличностные отношения в разных типах семей, динамика их развития.

Семья - малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, исторически конкретных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета и связанными взаимной моральной ответственностью.

Жизнь семьи характеризуется материальными (биологическими, хозяйственными) и духовными (нравственными, правовыми, психологическими, эстетическими) процессами. Семья - это такая область человеческих отношений, где реализуются самые различные потребности как биологические, так и социальные. Здесь они формируются, удовлетворяются и развиваются. Для удовлетворения своих потребностей человек вступает в определённые отношения с обществом и членами своей семьи.

Сферы межличностных отношений в семье.

Семья как социальная система реализует своё бытие через определённые виды отношений, которые являются её подсистемами и обладают хорошо различимой совокупностью связей и взаимодействий.

Социально-биологические отношения в семье охватывают движение численности и половозрастной структуры семьи, сексуальные связи, рождаемость и планирование семьи, родственные чувства, эмоциональный фактор, гигиену вообще, физическое совершенствование как детей, так и взрослых членов семьи, проблему наследственности.

Хозяйственно-экономические отношения в неразрывной связи с социально-биологическими отношениями, образуют материальную основу бытия семьи и одновременно служат хозяйственно-экономической основой как социально-биологической, так и культурной преемственности. Они включают ведение домашнего хозяйства, соблюдение семейного бюджета, материальное обеспечение, распределение обязанностей в процессе ведения домашнего хозяйства и ряд других.

Юридические отношения охватывают сферу прежде всего мотивации брака, правового нормирования имущественных и личных прав и обязанностей супругов, отношений между родителями и детьми и другими родственниками, наследования, усыновления, охраны интересов членов семьи.

Нравственные отношения - такие как любовь и долг между супругами, любовь родителей к детям и ответные чувства детей к родителям, мужское и женское достоинство как нравственные ценности семейных отношений, вся сфера нравственного воспитания и самовоспитания. Нравственные отношения неотъемлемая часть повседневной семейной жизни, основа культурной преемственности, осуществляемой в семье.

Психологические отношения - это объективная необходимость совместной жизни в семье, в которой человек представляет собой особенный, неповторимый психологический мир. Эта сфера сосуществования различных психологических миров личностей, преодоления психологических противоречий между супругами, между родителями и детьми, формирования и развития самых разнообразных чувств, психологических установок, психологической совместимости, психологического климата.

Эстетические отношения самым тесным образом примыкают к нравственным и психологическим и во взаимном проникновении образуют основу культурной преемственности в семье. Сюда входят такие процессы, как эстетическое восприятие и самовоспитание, эстетика отношений, поведения, речи, одежды, жилища, любовь и дружба между супругами, между родителями и детьми, удобства семейного быта.

Нетрудно заметить, что семья обладает относительной самостоятельностью своего развития, которая выражается в том, что у неё есть свои связи, свои отношения, свои закономерности развития. Прежде чем коснуться другого измерения бытия семьи, хотелось бы указать на теснейшую взаимосвязь различных сфер её отношений.

Современные психологи установили существование в семье так называемого закона круговой причинности семейных отношений. Суть его довольно проста:

“Все, без исключения, сферы семейных отношений причинно взаимосвязаны друг с другом”.

А вот следствия из этого закона весьма важны, ибо из них вытекает, что отношения в различных содержательных сферах также взаимосвязаны, и стоит этим отношениям измениться в одной из сфер, как неизбежно подобное изменение более или менее скоро произойдёт и в других.

Динамика супружеских отношений

Супружеская связь не может оставаться одинаковой, она постоянно меняется и развивается. Вполне естественно, что в отношениях супругов время от времени могут возникать некоторые непредвиденные изменения, однако кроме того, существуют опредёленные закономерные изменения, типичные для развития брака во времени.

Если сравнить периоды ухаживания и молодожёнства с последующими периодами, то виден типичный переход от романтической любви к реалистическому пониманию брака. Часто дело доходит до конфронтации идеалистических представлений о браке и партнёре с реальными мелочами повседневного быта. После рождения детей появляются новые радости и заботы.

Особые стадии развития супружеских отношений соответствуют периодам воспитания детей, их отделения от родителей и возможного ухода из дома, а также периоду паники по поводу “закрытых дверей” и инволюции чувств.

Стадии развития отношений

Выделяются следующие стадии развития: молодое супружество, супружество средних лет, супружество зрелых лет и супружество пожилого возраста. Каждая из них имеет характерную психологическую атмосферу и типичные проблемы, требующие своего разрешения.

Молодое супружество - продолжается до 10 лет совместной жизни, возраст супругов обычно от 18 до 30 лет. В этот период супруги привыкают друг к другу, устраивают свой быт, часто вначале не имеют своей квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство.

Супруги ожидают детей, с рождением которых возникает ряд особенностей, связанных с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Совместная жизнь требует немалых затрат, часто превышающих заработки молодых, поэтому их материально поддерживают родители. Особую проблему составляют ранние браки, когда один или оба супруга моложе 18 лет. Риск таких браков обусловлен недостаточной психологической зрелостью партнёров, низким уровнем развития, проблемами с жильем и заботами о детях.

Супружество среднего возраста охватывает период 10-25 лет от момента заключения брака, возраст супругов от 30 до 45 лет. В этом возрасте люди экономически активны, обычно занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т.п. В доме уже нет как правило маленьких детей, дети школьники или студенты, которые постепенно становятся всё более самостоятельными, ищут пути в жизни, самоутверждаются. Проблемы этого периода касаются воспитания детей, взаимоотношений с детьми-подростками.

Супружеством зрелого возраста назван период, наступающий после 25 лет совместной жизни, супруги в возрасте 45-60 лет. В данный период снижается скорость психических процессов, уменьшается способность освоения нового, падает уровень оригинального, творческого и гибкого мышления, однако это хорошо компенсируется большим объёмом накопленной информации и жизненным опытом. В этот этап обычно проходит климактерический период у женщин, который часто сопровождается повышенной напряжённостью и лабильностью психических процессов. К концу этапа с выходом супругов на пенсию изменяется стереотип их жизни. Дети уходят и создают собственные семьи. Супруги привыкают к тому, что они опять, как и в начале совместной жизни, остаются одни, или привыкают жить с семьями своих детей и воспитывать внуков.

Супружество пожилого возраста .характеризуется проявлениями старости у обоих супругов. Снижается производительность труда и увеличивается число проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какими они сложились в течение долгой совместной жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. При сужении социальных контактов в некоторых случаях усиливается давление на взрослых детей, особенно при совместном их проживании. Конфликты между стариками могут возникать как отражение их конфликта с детьми или на основе различного отношения к ним. Жизнь стариков обычно обогащает общение с внуками и забота о них.

Трудности чаще всего возникают при переходе от одной стадии к другой, когда супруги не могут сразу перестроиться и сохраняют прежние принципы и поведение, характерные для предыдущей стадии.

23.  Межэтнические, межрегиональные и межконфессиональные  конфликты. Способы их разрешения.

С политико-психологической точки зрения, в большинстве случаев обострение национально-этни­ческих проблем в современном мире связано с ослаб­лением связей более высокого порядка, объединяющих людей в наднациональные группы.

Национально-этнические проблемы в ряде других стран обостряются в силу того, что отдельные этниче-ские общности никак не могут встроиться в общенациональное устройство. В этом корни сепаратизма басков в Испании или католиков в Северной Ирландии. Внеш­ние причины могут быть разными — социально-эконо­мическими или религиозными, но внутренние, полити­ко-психологические причины одинаковы.

Одновременно с ростом национального самосоз­нания в отдельных случаях и, соответственно, с рег­рессом политического поведения к досоциальным, на­ционально-этническим механизмам и общностям, в массе превалируют другие тенденции. В большинст­ве, идет развитие межнациональных тенденций. Оно может проявляться и называться по-разному. Лидеры советского социалистического эксперимента несколь­ко десятков лет говорили об образовании «новой ис­торической общности» в виде «советского народа». Правда, времени не хватило — общность оказалась не­устойчивой и рассыпалась. Американцы за двести лет сконструировали практически то же самое — новую историческую общность, «американский народк, хотя и на совершенно иной, как выяснилось, более устой­чивой основе. Канадцы периодически балансируют на грани то укрепления единства столь же многонацио­нальной общности, то ее распада по национально-язы­ковому принципу. В мире достаточно примеров и пер­вого, и второго, и третьего, промежуточного типа.

Причины конфликтов понятны: противоречия по­требностей и интересов разных общностей могут доводиться идеологами до раскола сознания. Тогда кон­фликт неизбежен. Простейший политико-психологиче­ский выход из него — в психологически грамотно орга­низованных переговорах, позволяющих либо совместить конфликтующие потребности и интересы, либо найти более широкие потребности и интересы, реализация которых удовлетворила бы конфликтующие стороны на более высоком уровне. Более сложный выход — орга­низация психологически грамотной системы социально-политических акций, позволяющих либо совсем выйти из конфликта одной из сторон, либо найти тот уровень компромисса, который позволяет «сохранить лицо» (в виде основных потребностей и интересов), но не допускает взаимного истребления. В практике XX века эти вопросы объединены уже в политологическую проблематику «национального примирения» и «межна­ционального согласия».

Национальное примирение — комплексный соци­ально-политический и политико-психологический про­цесс, включающий широкий комплекс разносторонних, прежде всего социально-политических мер, имеющих целью прекращение внутринационального, внутригосу­дарственного или регионального конфликта, умиротво­рение той или иной территории, достижение согла­сия между конфликтующими сторонами, прежде всего прекращение боевых действий и вооруженных акций противоборствующих сил, установление национально­го мира и согласия.

В политико-психологическом отношении наиболее значимы три аспекта национального примирения. Во-первых, в стратегическом отношении это один из наи­более очевидных путей материализации идей некон-фронтационного политического мышления. Во-вторых, в реалистическом плане, это наиболее конструктивный способ разблокирования целого ряда хронических внутринациональных, а также межнациональных и даже региональных конфликтов и, в целом, снижения глобального противостояния в мире. В-третьих, нацио­нальное примирение — одна из наиболее продуктив­ных возможностей развития социальных процессов в тех странах, где начатые теми или иными силами пре­образования (к которым можно отнести любую револю­цию, комплекс реформ и т. п.) столкнулись с непреодо­лимыми сраз у трудностями.

Национальное согласие — широкое обобщающее понятие, в общепринятом употреблении обозначаю- щее прежде всего политико-психологические резуль­таты и последствия эффективной и конструктивной общенациональной внутренней политики (политики национального согласия) — состояние гармоничных взаимоотношений и успешного взаимодействия раз­личных национально-этнических, социальных, поли­тических и др. сил обычно в пределах одного государ­ственного образования; единство всей нации или различных групп, составляющих население многона­ционального государства, по какому-либо жизненно важному вопросу; результат успешного развития процессов, подразумеваемых политикой национального примирения.

Национальное согласие как долгосрочное состоя­ние и основа развития общности базируется на адек­ватной именно для данной общности, понятной и уст­раивающей всех ее членов политике. Обычно она включает в себя постоянный поиск и достижение взаи­моприемлемых компромиссов в вопросах целеустрем­ленного сбалансированного развития государственно-территориального образования, которое удовлетворяло бы стратегические и, в определенных пределах, так­тические интересы всех существующих в пределах этого образования групп. Такая политика также пре­дусматривает наличие специальных механизмов пере­говорного характера (обычно встроенных в механиз­мы осуществления власти), обеспечивающих мирное урегулирование возникающих конфликтов и противо­речий на демократической основе.

Национальное согласие в контексте политики на­ционального примирения связано как с начальными этапами этой политики — согласием в отношении не­обходимости достижения примирения, так и с этапами ее осуществления. Национальное согласие является не­обходимым фоном развития и углубления примиренче­ских процессов. Тем более оно связано с конечными ре­зультатами такой политики — согласием в отношении форм и перспектив мирного, бесконфликтного функ­ционирования национально-территориального образо­вания. В стратегическом выражении, весь процесс национального примирения выступает как процесс вы­работки и поэтапного претворения в жизнь политиче­ской психологии национального согласия. В этом отно­шении следует иметь в виду, что помимо «нулевых вариантов» национального согласия, в которых процесс достижения согласия развивается «с нуля», с момента полного рассогласования интересов в общенациональ­ных масштабах и начальных этапов национального примирения, возможен и иной, более продуктивный превентивный вариант. Так, превентивное стратегиче­ское национальное согласие в Уругвае в 1989 г. было установлено в связи с серьезнейшей проблемой, но по весьма конкретному вопросу. В результате призывов (и соответствующих политических действий) нового президента страны Сангинетти, демократически из­бранного после долгой цепочки военных диктатур, к «национальному примирению» и «забвению прошло­го», в ходе общенационального референдума стране предстояло решить вопрос о том, амнистировать ли тех лиц, которые были замешаны в осуществлении репрес­сий в период диктатуры. Общество стояло на грани раскола, который мог привести к непредсказуемым по­следствиям. Призывы к национальному согласию ради будущего страны, сохранению единства и консолида­ции всех сил на конструктивном созидательном разви­тии возымели действие: в ходе референдума победила сдержанная, примиренческая линия.

24.  Методологические основы изучения человека как субъекта деятельности.

Понятие о деятельности многозначно. Сеченов говорил о психических деятельностях, понимая их как процессы, которые совер­шаются по типу рефлекторных (в особом сеченовском понима­нии). Павлов ввел понятие о высшей нервной дея­тельности, Бехтерев - о соотносительной деятельности, Выготский говорил о психических функциях как деятельностях сознания. Но с обращением к марксизму, для которого прототипом любых форм взаимоотношений человека со средой является труд, трактовка деятельности приобрела новое содержание.

Пионером ее выделения в особую ни к каким другим формам жизни несводимую категорию выступил М. Я. Басов (1892-1931). Его исследования (как и ряда других психологов) было принято относить к особой науке - педологии. Под ней имелось ввиду комплексное изучение ребенка, охватывающее все аспекты его развития - не только психологические, но и антропологические, генетические, физиологические и др.

Басов как психолог первоначально примыкал к функциональ­ному направлению. Сознание в этом случае понималось как сис­тема взаимосвязанных психических функций. Но в его взгляде на эту систему имелся особый аспект. Ее центром он считал волю - как особую функцию, предполагающую усилия личности по до­стижению осознанной цели.

Центральной для Басова, который был поглощен изучением ребенка и факторов его формирования как личности, выступала проблема развития деятельности, ее истории. Именно это состав­ляет главное содержание книги Басова «Основы общей педоло­гии» (1928). Но чтобы объяснить, как строится и развивается деятельность ребенка, следует, согласно Басову, взглянуть на нее с точки зрения высшей ее формы, каковой является профессио­нально-трудовая деятельность (в том числе и умственная).

Труд - это особая форма взаимодействия его участников между собой и с природой, качественно отличающаяся от поведе­ния животных, объяснимого условными рефлексами. Его изна­чальным регулятором служит цель, которой подчиняются и тело, и душа субъектов трудового процесса. Эта цель осознается ими в виде искомого результата, ради которого они объединяются и тратят свою энергию.

Вслед за пионером на этом пути М. Я. Басовым дальнейшее развитие принцип деятельности получил в трудах С. Л. Рубин­штейна и А. Н. Леонтьева.

Басов, руководя педологическим отделением Ленинградского педагогического ин­ститута им. Герцена, пригласил С.Л. Рубинштейна на кафедру психо­логии, где он написал свой главный труд «Основы общей психо­логии» (1940). Лейтмотивом этого труда служил принцип «един­ства сознания и деятельности». Как отмечалось, вопрос о систем­ном и смысловом строении сознания был центральным для Выготского, а вопрос о структуре деятельности - центральным для Басова. В то же время роль предметной деятельности в построении сознания оставалась вне поля зрения Выготского, а категория сознания - вне поля зрения Басова. Сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно фор­мируется в этом процессе, — таков был подход Рубинштейна к пред­мету психологии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.