РУБРИКИ

Государственный экзамен по психологии

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Государственный экзамен по психологии


Младший школьный возраст.

Для большинства детей среднее детство – период от 6 до 12 лет – это индивидуальное развитие человека вызывается взаимодействием физических, когнитивных и психологических факторов, время, когда они  радикально меняют образ жизни, приступая к новой обязательной деятельности, и более полно развивают ранее сложившиеся формы поведения. Это период приобретения новых и совершенствования старых навыков – от чтения и письма до игры в баскетбол, танцев или катания на роликовой доске. Центром средоточия усилий становится испытание себя, принятие и разрешение сложных задач, встающих перед ребенком как в результате вызова самому себе, так и вследствие вызова со стороны его окружения. Те, кому удается справиться с этими задачами, вероятно, становятся еще более умелыми и уверенными в себе а у тех, чьи попытки заканчиваются неудачей, вполне вероятно чувства неполноценности или более слабого чувства Я. Эриксон, стремясь передать дух этого этапа жизни, назвал среднее детство периодом трудолюбия.

Физическое и моторное развитие. Среднее детство – это то время, когда дети совершенствуют свои деятельные способности и становятся более независимыми. При благоприятных возможностях или специальном обучении дети способны научиться ездить на велосипеде, прыгать через скакалку, плавать, играть в баскетбол, танцевать, писать и играть на музыкальных инструментах. Впервые такие групповые виды спорта, как футбол  и баскетбол, приобретают особое значение благодаря улучшению координации и физической ловкости.

Тонкая моторика позволяющая детям выполнять руками все сложные и точные движения. Ребенок овладевает навыками письма, возможность рисовать карандашами, красками, вырезать из бумаги лепить из глины, пластилина различные фигурки. Совершенное владение своим телом, развивающееся у детей на протяжении этого периода, наделяет их чувством «Я могу» и позволяет оценить себя по достоинству. Что безусловно важно для психического здоровья.

Память.  В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими, причем развитие средств познания несколько опережает собственно личностное развитие детей. Данный факт, однако, не есть психологическая норма.  Можно предположить, что если бы воспитанию детей в школе и дома уделялось бы столько же внимания, сколько их обучению, то ситуация, вероятно, могла бы быть иной.

В подростковом и юношеском возрасте  активно идет процесс познавательного развития. В это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя. Науке до сих пор далеко не все известно о том, что происходит с сознанием детей в средних и старших классах школы, как в эти годы меняются восприятие, внимание и воображение детей. Вместе с тем за совершенствованием таких познавательных процессов, как память, речь и мышление, наблюдать легче и о них можно сказать больше.

Подростки и юноши уже  мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок., т.е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста – это умение оперировать гипотезами.


38.  Понятие «Я-концепции».

Наиболее принятой является структура самосознания или Я-концепции (У. Джеймс, И.И. Чеснокова, Р. Берне, Л.В. Бороздина и др.), в которой выделяются следующие аспекты: когнитивный (самопо­знание), эмоционально-ценностный (самоотношение и самооценка) и поведенческий (саморегуляция). Процесс самосознавания и его результат (Я-концепция) удобно представить схематично.

Когнитивная подструктура — некая описательная составляющая, фиксирующая знания, представления человека о самом себе. С точки зрения процессуальности когнитивная образующая высту­пает как самопознание — процесс получения знания о себе, разви­тие и обобщение этих знаний из отдельных ситуативных образов. Самопознание — начальное звено, основа существования и прояв­ления самосознания.

И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самопознания. На первом уровне субъект соотносит себя с другими, происходит сопоставление «Я» и «другого человека». Основными внутренними приемами самопознания служат самовосприятие и самонаблюде­ние. На этом уровне самопознания складываются единичные обра­зы самого себя и своего поведения, как бы привязанные к конкрет­ной ситуации. Данные образы богаты непосредственным чувствен­ным содержанием. В итоге формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем «Я», но еще нет целост­ного, истинного понимания себя, как правило, уже связанного с по­нятием о собственной сущности. Этот уровень самопознания является основным и единственным на ранних онтогенетических ступенях развития человека примерно до подросткового возраста.

Для второго уровня самопознания характерно соотнесение зна­ний о себе в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе. Ведущими внут­ренними приемами данного уровня самопознания являются самоана­лиз и самоосмысливание. На втором уровне постепенно у субъекта возникает обобщенный образ своего «Я», который как бы сплавляет­ся из единичных конкретных образов «Я» в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Через самопознание человек при­ходит к определенному знанию о самом себе, т.е. результатом про­цесса самопознания выступает целостный Я-образ.

В содержании Я-образа выделяются две образующие: знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъек­та с другими людьми, — система самоидентичности и знания, выделяющие «Я» субъекта в сравнении с другими людьми, прида­ющие субъекту ощущение уникальности, —- дифференцирующая образующая (А.А. Бодалев, В.В. Столин).

39.  Понятие о бессознательном.


1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии коих субъект не отдает себе отчета.

2. Форма отражения психического, в коей образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое. Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношениями к миру; поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов.

В бессознательном действительность переживается через такие фор­мы уподобления и отождествления себя с другими людьми и явлениями: 1) непосредственное эмоциональное вчувствование; 2) идентификация; 3) заражение эмоциональное; 4) объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по каким-то существенным признакам. Зачастую в бессознательном прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в одном психическом акте (например, в сновидении).

Бессознательное находит выражение в ранних формах познания ребенком действительности и а первобытном мышлении, в интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, в привычных действиях, в подпороговом восприятии (ел. восприятие субсенсорное), в непроизвольном запоминании и пр.; а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины коих не осознаются. Выделяются четыре класса проявлений бессознательного: 1) надсознательные явления (см. надсознательное); 2) неосознаваемые побудители деятельности (см. побудитель неосознаваемый) — неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обусловливаемые имеющим личностный смысл желаемым будущим. 3) неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (регулятор неосознаваемый); 4) проявления восприятия субсенсорного. Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения — необходимое условие создания целостной картины психической жизни личности.

Бессознательное — термин Фрейда, обозначающий наиболее важную, содержательную и обширную систему психики, включающую различные, в том числе противоположные, неосознаваемые "первичные" влечения, инстинкты, желания, импульсы, мысли и пр. Сами по себе процессы психические бессознательны, а сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. Бессознательное являет собой асоциальную, аморальную и алогичную инстанцию психики, где действуют мощные безличные силы жизни и смерти; поэтому оно может рассматриваться как истинно реальное психическое.

Содержания этой области не осознаются не потому, что они слабы (как в предсознательном): они сильны, и сила их проявляется в том, что они оказывают влияние на действия и состояния субъекта. Их отличительные свойства — действенность и трудность перехода в сознание. Это объясняется работой двух постулированных психических механизмов — вытеснения и сопротивления. К бессознательному относятся те желания, влечения, переживания, в коих человек не может себе признаться и кои поэтому либо не допускаются к сознанию, либо вытесняются из него — как бы забываются, но все же остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая своего "хозяина" к тем или иным поступкам, проявляясь в них в искаженном виде — в сновидениях, творчестве, фантазиях, невротических нарушениях, оговорках и пр. Такая своеобразная цензура возникает прежде всего потому, что эти запретные желания и переживания не соответствуют правилам, запретам и идеалам, кои выработаны под влиянием взаимодействия с окружением, и в первую очередь — взаимоотношений с родителями в детстве. Эти переживания как бы аморальны, хотя и естественны. Подавленные желания, внутренний конфликт влечения и запрета — причина психологических сложностей и страданий, доходящих до невротических заболеваний. Стремясь к реализации, бессознательное как бы находит пути обхода цензуры. А сновидения, оговорки и пр. — своеобразный символический язык, который можно расшифровать. Итак, три основные формы проявления бессознательного — это сновидения, действия ошибочные и симптомы невротические.


40.  Потребности, мотивы, ценности. Ценностные ориентации.


Потребность — субъективное состояние, отвечающее объектив­ной нужде в чем-либо, что человеку не принадлежит. В данном несложном определении есть психологическая тонкость. Это раз­ведение понятий нужды (объективной) и потребности (субъектив­ной). Возможно наличие у человека нужды, но отсутствие соответ­ствующей потребности как отраженного, вторичного состояния. Речь идет о психологическом уровне рассмотрения потребности, хотя она может существовать, изучаться и на уровне биологическом, эко­номическом, энергетическом. Потребность психологически представ­лена как состояние, выраженное посредством мотивов, пережива­ний, желаний, интересов, ценностей, установок. Конечно, изучать проявления субъективных состояний потребности сложнее, чем объективные нужды, но такая модель точнее описывает психологи­ческую реальность.

Перечислим основные свойства потребности.

1. Потребность по определению является предметной, т.е. на что-то направленной, к чему-то реальному отнесенной. Не бывает потребности «ни в чем», что позволяет рассматривать потребность как особую, как бы «страдательную» форму отражения предметного мира. Это отражение, не прямое, а через нужду, сквозь призму жиз­ненной настоятельности. Потребность отражает не данность, а нуж­ность предмета. В процессе развития, во временном жизненном цикле свойство предметности потребности может существовать в некото­ром скрытом, незавершенном качестве. Но затем обязательно про­исходит некое психологическое и поведенческое событие, когда потребность «находит» свой реальный предмет, реализуется «чрез­вычайный акт опредмечивания потребности».

2.Вторым свойством потребности считается ее участие в акти­вации деятельности. Потребность служит источником всякой активности. Она присутствует за каждой деятельностью: матери­альной и психической, хотя и не является реальным побудителем.

3.Потребность обладает способностью к удовлетворению и к последующему воспроизводству, возобновлению. Потребности имеют свое течение, существуют во времени, а деятельность по их удовлетворению составляет некий базис человеческой жизни.

4.К свойствам потребностей следует отнести их прижизненную динамику, изменение, развитие, которые могут осуществляться в двух взаимосвязанных направлениях.

Во-первых, это изменение (расширение или сужение) круга, поля предметов, удовлетворяющих потребности. Так, потребность в по­знании, удовлетворяемая за счет детских «почемучек», отличается от познавательной потребности, опредмеченной в книгах.

Во-вторых, изменение потребностей осуществляется за счет из­менения способов удовлетворения, средств действования с предметом. Например, технизация способов удовлетворения потребнос­ти в общении (телефон, телефакс, интернет) существенно преобра­зует саму эту потребность. Изменение средств реализации любой потребности придает ей новые смыслы, нюансы переживаний. Мир потребностей живет и движется, воздействуя на всю психику и бытие. Развитые человеческие потребности глубоко специфичны.

Мотив — это ответ на вопрос: что нужно для удовлетворения потребности? Мотив — это то психологически реальное, что побуждает и направля­ет деятельность, придает ей личностный смысл. Мотив принадлежит личности, которая «прилагает» его к той или иной деятельнос­ти. Из личностного он становится мотивом деятельности как бы вторично. Мотив для психологии — это реальность субъективная, отраженная; часть психического образа мира, выполняющая осо­бые функции. Подобно исходным потребностям, мотивы образуют собственную иерархическую систему, которая выступает одним из проявлений направленности личности.

Основные психологические функции мотива заключаются в сле­дующем.

Во-первых, мотив осуществляет реальное побуждение к деятель­ности, т.е. запускает, включает ее, обеспечивает энергетически. Но «побуждать» совсем не обязательно означает «побудить» реально, привести к наличию деятельности. Побуждений и устремлений в личности больше, чем выраженных деятельных реализаций, поэтому целесообразно разделять две стадии общей функции побуждения:

Вторая функция мотива состоит в придании направленности производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятель­ность и постоянно «подпитывать». Ее необходимо вести, реализовывать. Это функция управления активными процессами, приведения их к запланированному результату. Деятельность направлена на свой предмет, которым, по А.Н. Леонтьеву, и выступает мотив.

Третьей функцией мотива является смыслообразование, благо­даря которому понятие мотива выходит на субъективный, личност­ный уровень. Субъективный смысл рождается в деятельности, в отношениях мотива и цели. Смысл — это ответ на вопрос: зачем, Для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? В развитой личности такой вопрос может оказаться решающим. Поэтому смыслообразующая функция мотива становится психоло­гически главной. Человека называют существом, ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, мотив как побудитель просто не сработает. Деятельности не будет как тако­вой, хотя нереализованный мотив останется.

Ценностные ориентации – это идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней,

Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах убеждениях, интересах социальных установках и других проявлениях личности.

В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает ее сплоченность.


41.  Предмет и методы когнитивной психологии.

Работы Пиаже и Брунера во многом способствовали появлению нового направления, появившегося уже в 60-х годах XX в., - когни­тивной психологии. Труды Пиаже, посвященные целостному харак­теру интеллекта, его роли в развитии психики, нашли отражение во многих трудах этой школы. Брунер же не только подал новые идеи, но и принимал непосредственное участие в изучении некоторых вопросов совместно со своими коллегами, принадлежавшими к новому направлению.

В когнитивной психологии психика рассматривается как система когнитивных реакций и постулируется связь этих реакций не только с внешними стимулами, но и с внутренними переменными, например с самосознанием, когнитивными стратегиями, селек­тивностью внимания и т.д. Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная система человека, являет­ся аналогия с компьютером, т.е. психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации.

Методом анализа функционирования этой системы стал мик­роструктурный анализ психических процессов. Серьезное достоинство когнитивной психологии - точность и конкретность полу­ченных данных, что частично приближает психологию к тому не­досягаемому идеалу объективной науки, к которому она стреми­лась много веков. Однако в данном случае, как и в других анало­гичных, точность достигается за счет упрощения и игнорирования, однозначности человеческой психики.


42.  Проблемы восприятия и мышления в гештальтпсихологии.

Гештальтпсихология. При всех преоб­разованиях, которые испытывала психология, понятие о сознании сохраняло в основном прежние признаки. Изменялись только взгляды на его отношение к поведению, к неосознаваемым пси­хическим явлениям, к социальным влияниям. Но новые представ­ления о том, как само это сознание организовано, впервые сло­жилось с появлением на научной сцене школы, кредо которой выразило понятие о «гештальте» (динамической форме, структуре). В противовес трактовке сознания как «сооружения из кирпичей (ощущений) и цемента (ассоциаций)» утверждался приоритет целостной структуры, от общей организации которой зависят ее от­дельные компоненты. «Восприятие - это не сумма ощущений, свойства фигуры не описывается через свойства ее частей»... «Каждый момент нашего представления выделяет форму из целостного гештальта (фигуры)».

Опыт, доказывающий эти положения, состоял в следующем: наблюдение цепочки лампочек, поочередно загорающихся через определенные промежутки времени. При сокращении этих промежутков, возникает ощущение, что свет движется - восприятие движения при его отсутствии, возникновение образа, целостного структурированного пространства, элементы которого объединяются в фигуры под влиянием сознания. Этому явлению дали название - ФИ - феномен. И объяснением его служили врожденные механизмы структурирования - интеллектуальные особенности

Сама по себе мысль о том, что целое не сводится к образую­щим его частям являлась очень древней. С ней можно было столкнуться также в работах некоторых психологов -эксперименталистов. Указывалось, в частности, что одна и та же мелодия, которую играют в различном ключе, воспринимается как та же самая вопреки тому, что ощущения в этом случае совершенно различны. Стало быть, ее звуковой образ представляет собой особую целостность. Важные факты, касающиеся целостности восприятия, его не сводимости к ощущениям, стекались из различ­ных лабораторий.

Изучая мышление человека, гештальт-психологи доказывали, что умственные операции при решении творческих задач подчи­нены особым принципам организации гештальта («группировка», «центрирование» и др.), а не правилам формальной логики.


43.  Профессионально-этические нормы работы психолога.

Психолог в своей работе должен соблюдать следующие принципы:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип  компетентности.

3. Принцип ответственности.

4.     Принцип этической и юридической правомочности.

5.     Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

6.     Принцип благополучия клиента.

7.     Принцип профессиональной кооперации.

8.     Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.



44.  Профотбор и профподбор. Проблема взаимного соответствия личностных качеств человека и требований профессии.

Пригодность человека к конкретному виду трудовой деятельности определяется методами профессионального отбора.

Профотбор — это система мероприятий, позволяющая выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определённой специальности.

При отборе персонала по профессии следует учитывать четыре составляющие:

n     желания, интересы и склонности личности, т.е. то, что можно обозначить термином “хочу”;

Профессиональный интерес — это эмоционально окрашенное отношение человека к определённому виду профессиональной деятельности.

Понятие «интерес» значимо связано с понятием «склонность», т.к. являются модальностями общего эмоционального отношения. Различия обусловлены принадлежностью к разным модальностям. Интерес — рациональная, познавательная модальность; склонность -  действенная, практическая модальность. Склонность - это предрасположенность к чему-либо, реализуемая в конкретном деле; она проявляется в любимых занятиях. Если наличие интересов означает «хочу знать», то наличие склонностей — «хочу сделать».

Интересы можно классифицировать по разным основаниям: характер содержание, объём, устойчивость, глубина, уровень действенности и силы, характер проявления.

Желания, интересы и склонности являются значимыми побудительными факторами, обусловливающими профессиональную деятельность. При этом особенно важны содержательные, устойчивые, глубокие интересы, определяющие активный выбор профессионального пути.

n     возможности личности — знания, способности, умения и навыки психологические особенности, состояние здоровья - “знаю” и “могу”;

n     запросы рынка труда в кадрах“надо”.

Информация о профессиональной деятельности может быть получена из разных источников: изучение инструкций, документов, в которых регламентируется деятельность; наблюдение за деятельностью соответствующих специалистов; беседа со специалистами об особенностях профессии, фотографирование, киносъёмка, хронометраж профессиональной деятельности.

1.    Творческий метод поиска работников.

Профессиональная пригодность — это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью.

Выделяют два типа профессиональной пригодности:

n    абсолютная (к профессиям такого типа, где требуются специальные способности);

n    относительная (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека).

В профотборе профессиональная пригодность оценивается по 3-м критериям:

1)    по медицинским показателям (внимание обращается на ряд противопоказаний, которые могут предопределить снижение надежности в работе и способствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью).

К ним относятся:

n     противопоказания в отношении психического здоровья,

n     в отношении состояния нервной системы, слуха, зрения,

n     сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д.

2)    отбор по данным образовательного ценза (по конкурсным экзаменам, документам образования), направленный на выделение тех лиц, знания которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей;

3)    психологический отбор, предназначенный для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическим возможностям и психологическим особенностям соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой обучения и деятельности по конкретной специальности.

В процессе психологического отбора можно выделить несколько шагов:

Первый шаг - включает психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку (согласно профессиограммы и характеристике трудового поста).

Профессия — это род трудовой деятельности, ограниченный в силу разделения труда и требующий специальных знаний и опыта индивида.

Ориентация в мире профессий возможна при наличии хорошо разработанной классификации, типолопизации и систематизации профессий и специальностей. Наиболее подходящей для этих целей в настоящее время является систематизация профессий, предложенная Е.А. Климовым. Основными признаками этой систематизации являются: цели труда, содержание предмета труда, характер орудий и условий труда.

Все профессии Климов систематизировал и представить в виде нисходящей иерархии следующих уровней.

1) По предмету труда — типы: «человек — природа» (П), «человек — техника» (Т), «человек — человек» (Ч), «человек — знаковая система» (З), «человек — художественный образ» (X).

2) По целям труда — классы: гностические (Г), преобразующие (П), изыскательские (И) профессии.

3) По орудиям труда — отделы: ручного труда (Р), механизированного труда (М), автоматизированного труда (А), с преобладанием функциональных орудий труда (Ф).

4) По условиям труда — группы: открытый воздух (О), бытовой микроклимат (Б), необычные условия (Н), повышенной моральной ответственности (М).

Используя указанную иерархию и краткие обозначения профессий, можно составить формулу профессии, которая фиксирует в условном виде тип, класс, отдел и группу профессии.

Для адекватного отбора претендентов на конкретную профессиональную деятельность необходимо знать не только индивидуальные особенности, но так же требования, которые профессия предъявляет к человеку, реализующему её. Важнейшими источниками информации о профессиях являются профессио- и психограммы.


45.  Психические заболевания. Психиатрическая диагностика.


 

Психическая болезнь- это расстройство или аномалия, которые проявляются сужением, исчезновением или извращением критериев психического здоровья.

Психическое заболевание – это болезненное состояние с психопатологическими или поведенческими проявлениями, связанное с нарушениями функционирования организма в результате воздействия биологических, социальных, психологических, генетических или химических факторов.

Психические заболевания разделяют на две группы:

1.             Психические процессы (собственно психические заболевания) – психозы различной этиологии, неврозы и неврозоподобные состояния, которые имеют склонность к развитию, внутреннему патокинезу.

2.      Психические состояния – не изменяющиеся на протяжении времени расстройства «дефицитарного типа», при которых обнаруживается исчезновение нормального функционирования психической деятельности (например, олигофрения, деменции, психопатии).

Психиатрическая диагностика – это клиническое описание развития и течения психического заболевания (его этиологии и патогенеза).

Клинические методы диагностики:

-          наблюдение,

-          психиатрическое интервью,

-          осмотр,

-          изучение продуктов творчества,

-          анамнез,

-          экспериментально-психологический метод,

-          нейропсихологические исследования.

Суждение о психическом состоянии и здоровье складывается из:

1.          анализа типологии и структуры поведения, речи,

2.          результатов клинического опроса и

3.          результатов патопсихологического тестирования  и проб,

4.          клинической интерпретации полученных показателей.

 


46.  Психоанализ и эго-психология.


Психоанализ тесно связан с теорией З.Фрейда о пережива­ниях в психической деятельности личности подсознательных, инстинктивных влечений.

В структуре личности З.Фрейд выделяет три компонента:

1)ид (оно) — ячейка слепых инстинктов, сексуальных, или агрессивных влечений, стремящихся к немедленному удовлет­ворению, независимо от отношения человека с окружением. Эти стремления, проникая из подсознательного в сознание, ста­новятся источником активности человека, своеобразно направ­ляют его поступки и поведение. Особое значение психоанали­тики придают сексуальным влечениям;

2)эго (я) — регулятор, который воспринимает информацию об окружении и состоянии собственного организма, сохраняет ее в памяти и организует действия в интересах самосохранения;

3)супер-эго (сверх-я) — совокупность моральных стандар­тов, запретов и поощрений, которые усвоены личностью, пре­имущественно неосознано, в процессе воспитания.

По мнению 3. Фрейда, внутри человека вечно происходит та­инственная война между утаенными в глубинах, неосознавае­мыми психическими силами и необходимостью выжить во враждебной человеку социальной среде.

Запреты со стороны социальной среды — "цезура" созна­ния, — сталкиваясь с неосознаваемыми влечениями, наносят душевные травмы, душат энергию стремлений. Требования к эго, предъявляемые со стороны ид, супер-его и социума, к которому индивид должен приспособиться, порождают огромное внутреннее напряжение.

Последствия таинственной войны внутри человека (основ­ной ее силой являются сексуальные влечения — либидо), при­водят к тому, что он неизбежно, постоянно пребывает в состо­янии конфликта с самим собой и с социальным окружением.

Но эта энергия никуда не исчезает и вынуждена находить об­ходные пути для выхода наружу. Вследствие столкновений и борьбы компонентов внутри личности, возникают невротичес­кие симптомы, сновидения, ошибочные действия (оговорки, описки и т.п.), забывание неприятного.

3. Фрейд создает понятие о механизмах защиты личности от разрушения. К этим механизмам относятся:

§          компенсация — механизм возмещения отсутствия или де­фекта каких-то физических или психических качеств;

§          вытеснение нежелательного в сферу подсознательного;

§          рационализация — попытка осознания, рационального объ­яснения или оправдания подсознательных мотивов;

§          идентификация себя с другим лицом, имеющим, с точки зрения субъекта, те качества, которые отсутствуют в нем самом;

§          сублимация — трансформация неосознаваемых сексуаль­ных импульсов в творчество (искусство, науку);

§          регрессия — возврат к пройденным стадиям развития (все стадии развития в психоанализе связаны только с проявле­нием первичной сексуальной энергии — либидо);

Механизмы эгоцентризма, диссоциации, нарцисизма и т.п. Задача психотерапии, исходя из этого, состоит в том, чтобы выявить переживания, которые травмируют человека и освобо­дить от них личность путем осознания вытесненных влечений, понимания причин невротических состояний.

Действительно, 3. Фрейд коснулся важных составных пси­хики человека. Вопрос мотивации, как реального фактора ре­гуляции поведения, строения личности, динамики отношений между ее разными (осознанными и неосознаваемыми) компо­нентами, З.Фрейд выдвинул на передний план.

Но объяснение полученных фактов привело к тому, что мо­тивация выступила в виде психической энергии, циркулирую­щей в организме с одним вектором — направленным на рассеивание и разрядку.

Последователи учения 3. Фрейда особое внимание уделяют разработке проблемы" "Я", как автономного образования, име­ющего собственные энергетические силы и свободного от кон­фликтов. Но неофрейдисты отбрасывают исходный тезис 3. Фрейда об асоциальной природе человека, врожденной агрес­сивности и ведущей роли инстинктов, в частности, сексуальных влечений.

Согласно теории А. Адлера (1870-1937) ведущим мотивом де­ятельности человека является врожденное стремление к главен­ству, Власти. Истоки этого стремления — чувство неполноцен­ности, которое свойственно каждому человеку, и стремление компенсировать свои слабости и развивать ущербные функции. Чтобы преодолеть чувство неполноценности, человек стремится возвысить себя в глазах окружающих и в собственном воспри­ятии.

Структура личности, по А. Адлеру, возникает в раннем дет­стве (в 5 лет) и переживается как "стиль жизни", Который оп­ределяет все последующее психическое развитие. Цели жизни состоят из осознанного чувства неполноценности, попыток его преодоления и самоутверждения.

Если цели личности реалистичны — жизнь складывается благополучно, а в противном случае личность становится невротичной и асоциальной. Тогда включаются механизмы компен­сации и гиперкомпенсации. Активность человека в этом случае направляется на достижение власти над другими, на превосход­ство, возникают отклонения поведения от социальных ценнос­тей и норм. Поэтому задача психотерапии — помочь человеку осознать, что его цели и стремления — нереалистичны, напра­вить силы на компенсацию в творческих актах, в могущество самоусовершенствования, проявления себя в науке, филосо­фии, искусстве.

К. Юнг (1875-1961) утверждает, что пережитые человеком ступени развития являются содержанием неосознаваемой сфе­ры человеческой психики — архетипов. Они выражаются внеш­не в облике снов, мифов и верований. К. Юнг создает представ­ление о строении психики: система "Самость", "Персона", "Тень", "Анима" и "Анимус" со сложными отношениями меж­ду собой. Так, "Персона" — социальная оболочка личности, может подменять, вытеснять Самость, ограничивая свободу раз­вития личности. При условии, если Персона становится выра­жением настоящей Самости человека, достигается состояние психического здоровья.

"Тень" — совокупность темных влечений, стремлений, ко­торые противоречат общей направленности личности. Отдельно существует Анима (Душа) — аналог созданного человеком об­раза матери или отца (Анимус) — и бессознательное — личное и коллективное.

Широкое распространение получила юнговская концепция ти­пов личности: экстравертов и интровертов. Первые все свои силы и интересы направляют на среду существования, ее предметы влияют на экстраверта, как магниты, что становится основой от-

чуждения от самого себя. Другие — интроверты — всю энергию направляют на себя, на свою психику.

Разница между экстравертами и интровертами определяется отличиями в состояниях аффективного напряжения личности. Высокое напряжение эмоций интроверта обусловливается про­должительностью и яркостью впечатлений, которыми он живет. У экстраверта эмоциональная насыщенность внешних впечат­лений быстро падает, не оставляя следа. И только постоянная новизна впечатлений от предметов и ситуаций способна вызвать быстро затухающие эмоции. И тот, и другой тип личности имеет определенные недостатки.

Слабая направленность экстравертов на свой внутренний мир обусловливается, по Юнгу, инфантильностью и архаич­ностью сферы неосознаваемого содержания психики. Это вы­ражается в эгоцентризме, эгоизме и надменности, стремлении произвести впечатление на окружающих и экспансией в пове­дении. Интроверты — личности, имеющие прямо противопо­ложную направленность.



47.  Психогенетика индивидуальных различий.

Главные достиже­ния в разработке психогенетики индивидуальных различий применительно к психологии связаны с творчеством кузена Дарвина  англичанина Френсиса Гальтона (1822-1911).

Находясь под глубоким впечатлением идей своего кузена, он решающее значение придал не фактору приспособления отдель­ного организма к среде, а фактору наследственности, согласно которому приспособление вида достигается за счет генетически детерминированных вариаций индивидуальных форм, образующих этот вид. Опираясь на этот постулат, Гальтон стал пионером разработки генетики поведения.

Гальтон применял тесты, касающиеся работы органов чувств, времени реакции, образной памяти (найдя, например, сходство зрительных образов у близнецов) и других чувствительно-двигательных функций. Между тем, практика требовала информации о высших функ­циях с целью диагностики индивидуальных различий между людь­ми, касающихся приобретения знаний и выполнения сложных форм деятельности.

Психогенетический модель Ч. Тойча

В определенной степени близок к трансперсональной психологии под­ход доктора Чампиона Курта Тойча. Его концепция, что генетический код еще до рождения человека определяет большую часть перспектив его жиз­ни и основные паттерны поведения, постепенно получает признание в на­учных кругах. Молекулы ДНК несут не только генетический код насле­дуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенностей к некоторым болезням, но и генетический код, опреде­ляющий паттерны поведения, предрасположенность к тем или иным про­блемам. событиям, жизненным трудностям. Вместе с информацией о внешности в ДНК сохраняется информация об опыте и жизненных ролях предков. Каждый человек имеет свое уникальное Основное Внутреннее Направление (ОВН) - соединение генетических, бессознательных и созна­тельных факторов, в соответствии с которыми он движется по жизни, по­лучает опыт и играет свои роли, независимо от своих сознательных реак­ций и интерпретаций.

Сознательные и бессознательные мысли в физическом плане представ­ляют собой энергетическое излучение, энергетическую волку (как предпо­лагают физики, мысль - это энергетическая волна виртуальных фотонов -мельчайших ядерных частиц). Излучения мозга не имеют ограничений во времени и пространстве. Энергетические волны мыслей каждого человека имеют свою специфическую амплитуду, интенсивность, диапазон частоты. Поэтому происходит психическое взаимодействие между людьми на не­осознаваемом уровне, информационно-энергетическое излучение мыслей одного человека способно проникнуть и оказать некое влияние на бессоз­нательную часть психики другого человека. Особенно тесное бессозна­тельное взаимодействие и взаимовлияние происходит между людьми, у которых энергетические излучения мыслей имеют похожие или совмести­мые амплитудно-частотные характеристики - обычно это родственники: родители и дети, супруги, близкие друзья. Таким образом, каждый человек неосознанно в большей или меньшей степени отражает подсознание дру­гого человека, происходит бессознательное энергоинформационное взаи­модействие. Возможна передача информации и состояний из бессозна­тельной сферы одного человека в бессознательную сферу психики другого человека (ребенка, супруга, друга, коллеги) и даже животных. Животные отражают психическое состояние своих владельцев. Окружающие челове­ка предметы, его дом сохраняют волны своего владельца, и частота этих волн может угнетать или стимулировать нового владельца.

Таким образом, и сознательные, и бессознательные желания, убежде­ния, переживания, мысли человека помимо субъективного внутреннего со­стояния всегда получают и объективное выражение в разных формах: I) энергетическое излучение-волна; 2) действия человека; 3) осознанные мысли, желания человек может внешне выразить через слова; 4) мысли могут выражаться внешне через предметы, например, мысль конструктора, в конце концов, воплощается, объективируется в конкретном предмете, изделии, изобретении. Другой человек, назовем его условно «приемник», способен принять не только слова и действия собеседника, но на бессозна­тельном уровне происходит прием энергетического мысленного излучения собеседника, причем сильнее воспринимается «энергетическая волна бес­сознательных желании и установок собеседника», но чаще всего эта ин­формация не осознается человеком-«приемником», хотя способна оказать то или иное воздействие на его состояние, поведение. В редких случаях, когда интенсивность энергетического излучения мысли была велика и со­вместима, полученная информация может дойти до уровня сознания (на­пример, вы почувствуете, что с вашим близким родственником в другом городе случилось что-то плохое).

Тойч отмечает, что этот естественный механизм бессознательного энергоинформационного взаимодействия между людьми может в ряде случаев приводить к передаче, «заражению» бессознательными проблема­ми одного человека от другого. Тойч указывает, что можно выделить три формы реагирования на проблемы, стрессы у человека:

1) внутричеловеческий - человек сталкивается с какой-то неразреши­мой и болезненной для него проблемой, которую стремится «выгнать из сознания» вследствие ее неприятности или запретности, и «подавленная" проблема превращается в бессознательный комплекс, который постепенно может проявляться через недомогание, злость, переедание, пьянство, бо­лезни, смерть и другие формы, являющиеся генетичгски предсказуемыми);

2) межчеловеческий - проблема человека-«репрессора» загоняется в бессознательную часть его психики, но этот бессознательный комплекс проявляется в виде энергетической волны - излучения и энергетически проецируется, передается в бессознательную часть психики другого чело­века - «экспрессора» (это может быть ребенок, супруг, друг), и человек-«экспрессор» может ощущать подсознательно и выражать внешне (через свою злость, свои, болезни, пьянство и пр.) чужой стресс, записанный в подсознании репрессора, кажущегося спокойным и здоровым. Таким обра­зом, «экспрессор» оказывается невольной жертвой чужих проблем, рас­плачиваясь за них порой здоровьем и жизнью, а «репрессор» - первоисточ­ник и виновник проблем, остается здоровым и спокойным. Поэтому кон­цепцию Тойча называют концепцией виктимологии (от слова «жертва»),

3) генетический - очень существенная проблема, не преодолена чело­веком и вытеснена в бессознательное, и возможна ее передача посредством генетического механизма на бессознательном уровне потомкам. Этот про­цесс передачи будет продолжаться до тех пор, пока не произойдет случай­ная модификация (где-то после седьмого поколения), либо пока один или несколько потомков смогут решить эту проблему, сделают сознательную попытку все понять и преодолеть навязчивый паттерн проблемного пове­дения. Чем серьезнее проблема, чем она «греховнее», тем быстрее она пе­реходит к потомкам. Неустраненный стресс предка будет развиваться по своей интенсивности, так как он передается из поколения в поколение и усиливается современными ситуациями. Этот бессознательный процесс может быть преодолен только путем внутреннего познания и сознательных действий человека. Таким образом, в ряде случаев человек неосознанно повторяет проблемы и судьбу своих предков, расплачиваясь своим здо­ровьем и судьбой за ошибки и проблемы предков, являясь невольной жертвой, имеющей специфическое «основное внутреннее направление» (ОВН).

«Излучение» ОВН притягивает взаимодополняющих людей. Жертва не может существовать без Преследователя, образ которого могут принимать люди, болезни, несчастный случай или смерть. Невысказанные команды, бессознательные ожидания, спрятанная враждебность, вина, страх или же­лание смерти «включают» потенциальных партнеров. Бесполезно решать конкретный конфликт - он будет проигрываться снова и снова в биографии Жертвы и ее потомков, определяя историю семьи до тех пор, пока ОВН Жертвы остается прежним. Нежелание человека повторить незадачливую судьбу своих родителей, страх, что в собственной судьбе повторятся те же беды и конфликты, не спасает человека, а напротив, вызывает, провоциру­ет появление именно того, чего опасались. Еще 3- Фрейд писал о том, что страх - это подавляемое желание. Так, например, страх жены, что ее муж станет алкоголиком, как когда-то в детстве алкоголиком был ее отец, ее страх, что муж окажется не тем человеком, о котором она мечтала, сочета­ется с желанием поймать мужа на неблаговидном посгупке, уличить его в злоупотреблении спиртным, что, в конце концов, спровоцирует частые выпивки мужа. Таким образом, конфликты могут передаваться «по на­следству», передаваться из поколения в поколение. Реальность наличия подобных унаследованных конфликтов и проблем все более признается психологами и медиками. Генетический подход Ч.К. Тойча позволяет вы­явить и осознать подобные унаследованные конфликты и проблемы, ана­лизируя реальные факты биографии как самого человека с его раннего дет­ства и особенностей его воспитания, так и факты биографии его родите­лей, его бабушек и дедушек, дядей и тетей, выявляя устойчивые, насле­дуемые, повторяемые паттерны поведения, повторяемые семейные про­блемы и конфликты, своеобразный «генетический семейный код». Ч. Тойч утверждает, что человек во многом - жертва генетического кода и проблем своих предков, он невольно повторяет ошибки и нерешенные проблемы своих предков, и если эти проблемы не будут решены данным человеком в его жизни, они неминуемо передадутся его детям, внукам и далее до тех пор, пока повторяющаяся проблема не будет решена кем-то из потомков. Осознание генетического кода нежелательных семейных повторяемых паттернов поведения (например, повторяющийся алкоголизм - дед, отец, сын, внук склонны к алкоголизму; или из поколения в поколение все жен­щины в роду выходили замуж по расчету и были очень несчастливы в за­мужестве) в сочетании с выработкой и реализацией четкого плана практи­ческих действий по преодолению этих паттернов позволяет человеку из­менить свою жизнь к лучшему в различных аспектах. Тойч доказал своей терапевтической практикой на протяжении 30 лет, что ОВН, а следова­тельно и судьба человека может быть изменена п>тем понимания и созна­тельно направляемой систематической деятельностью по реализации Про­граммы Усовершенствования — точного пошагового плана преодоления нежелательного семейно-генетического кода, повышения продуктивности жизни, работы, улучшения здоровья. Тойч разработал для своих пациентов всестороннюю программу девиктимизации и достижения поставленных жизненных целей. Измененное с помощью IDEAL-метода, ОВН дает чело­веку, его родным и близким более успешную и счастливую жизнь, т. е. че­ловек может избежать участи «жертвы кода», если осознает, выявит этот код и силой своей мысли и целенаправленной системой продуманных практических действий «перестроит свой код» (хотя это и очень сложно). Тойч заметил, что некоторые личностные черты и поведение являются господствующими в одном поколении и отступают на задний план в дру­гом. Поэтому дети часто напоминают бабушек и дедушек больше, чем своих родителей, и чаще повторяют нерешенные проблемы именно из су­деб своих бабушек, дедушек. Главной задачей всей человеческой деятель­ности является очищение ДНК с помощью индивидуальных или коллек­тивных усилий - сознательных или бессознательных. Потребность детей принимать на себя психологические проблемы старших связана с этим процессом. И чем быстрее человек сумеет осознать этот «грех», нерешен­ную проблему предков, и активно сумеет ее решить или преодолеть, тем счастливее сам человек и его дети, потомки. Для преодоления нежелатель­ного генетического кода полезны как общие рекомендации, разработанные Ч. Тойчем («Второе рождение, или искусство познать и изменить себя»), так и в каждом конкретном случае в зависимости от специфики семейного кода - конкретные программы усовершенствования с помощью психолога, владеющего IDEAL-методом Ч. Тойча.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.