РУБРИКИ |
Государственный экзамен по психологии |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Государственный экзамен по психологии5. Системный подход. Определяется не ориентацией на теоретическое моделирование, а сфокусированность на партнерстве, семье, супружестве, группах как самостоятельных организмах, целостных система со своей историей, внутренними закономерностям и динамикой, этапами развития, ценностной ориентацией и т.д. Терапия в рамках этого подхода исходит из того, что дисфункциональная система отношений определяет дезадаптацию её участников. Терапевт занимает позицию включённого наблюдателя или играющего тренера. Системный терапевт в достаточной мере директивен – он задаёт вопросы, наблюдает и контролирует, структурирует коммуникацию участников, драматизирует отношения и моделирует конфликты, даёт домашнее задание и т.д. 6. Интегративный подход. Становится всё более определяющей тенденцией, внутри которой выделяют методический эклектизм, психотерапевтическую помпрагмазию, теоретическую интеграцию. В практической плоскости интеграция направляется принципом Г. Пауля (1967): какая П. и кем проводимая наиболее эффективно для этого человека с его специфическими проблемами в его обстоятельствах и окружении или – по выражению М. Эриксона (1975): для каждого пациента своя П. Смешение факторов и стилей интеграции создаёт “дикую П.”, чреватую, как подчёркивает А. Лазарус (1995): непредсказуемыми эффектами. Психологическое консультирование – это специфические отношения между двумя людьми, при которых психолог помогает клиенту помочь самому себе. Это способ общения, позволяющий другому человеку изучать свои чувства, мысли, поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения совей жизнью через принятие правильных решений и совершение целенаправленных действий (определение Британской ассоциации консультирующих психологов). Виды псих.консультирования различают по основным направлениям: Личностно-ориентированное (в основе – психоанализ З.Фрейда, аналитическая психология К. Юнга, индивидуальная психология А.Адлера, гипноз М.Эриксона, гуманистический психоанализ Э.Фромма, неофрейдизм К.Хорни, транзактный анализ Э.Берна). Основная задача - выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком. Клиент осознал свои подсознательные процессы и научился воздействовать на них, в этом случае цель взаи-одействия психолога и клиента достигнута. Психолог выделяет эти стереотипы, устанавливает их связь другими стереотипами и с детским опытом человека. Затем мысли и действия клиента обозначаются в терминах психоанализа, т.е. интерпретируются. Психолог использует теорию развития Фрейда, опирается на кризисы развития и работает с содержанием этих кризисов, помогая достичь человеку осознания. Также психолог работает с защитными механизмами описанными в теории Фрейда. (вытеснение (оговорки, сновидения), замещение(неприятности на работе -скандалы в семье - вымещает гнев на начальника, проекция (переклад. неудачи на др.), рационализация(ч-к не достиг чего-то, оправдывает это тем, что он не очень хотел), реактивное образование (феминистки, гомосексуализм), регрессия (возврат в детство), сублимация, отрицание(ч-к отрицает смерть, не может это принять). Проблемно-ориентированное - основано на идеологии когнитивно-поведенческого подхода (Уотсон, Торндайк Бек, Эллис). Для бихевиоризма личность есть поведение, а невроз - это неадаптивное поведение, возникшее в результате неправильного научения, поэтому задача психолога - обучить новым, адаптивным способам поведения, дать клиенту контроль над своими действиями. Консультирование по пятишаговой модели: 1 Установление контакта. 2.Добиться одинакового понимания проблемы клиента и психолога. 3..Желаемый результат должен сформулировать сам клиент с учетом контекста. 4.Выработка альтернативного решения, выслушать и вербализовать и важно.чтобы реше-ние было не одно, а не менее 3-х. 5.Обобщение-суть,что будет делать клиент в реальной жизни. Решение-ориентированное - гуманистически-центрированное на выявление ресурсов ( в основе – гештальттерапия Ф.Перлза, групповая терапия К.Роджерса, логотерапия В.Франкла, психодрама Морено). - рассматривает в качестве основной потребность личности в самоактуализации, а невроз- как результат блокирования этой потребности. Задача: полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения. В основе этого лежит изначальное стремление ч-ка к максимальной социальной самоактуализации. Факторы успешности консультирования: 1. Доверительный контакт консультанта с клиентом. 2. Консультант должен иметь: профессиональные знания, приёмы ведения консультирования, личностные особенности консультанта. 3. Психолог должен создать полное понимание отношений к клиенту, которое позволит установить контакт. 4. Должен принимать клиента таким, каков он есть. 5. Своими позициями должен дать почувствовать атмосферу снисходительности, так чтобы человек свободно проявлял свои чувства. 6. Отношения бережности и тактичности к позиции клиента, ничего не осуждать, но и не оправдывать, всё при этом понимать. Другие факторы успешности: активное слушание, прослежи-вание невербалики и модальностей, отслеживание конгруэнтности, эмпатия, правильная постановка вопросов, повтор, поддержка, безоценочное и положительное отношение к клиенту, перефразирование и обобщение, обратная связь, фокус внимания должен преобладать на клиенте. Психологическая коррекция, под которой понимается целенаправленная работа психолога по устранению отклонений в личностном и психическом развитии учащихся. Основные формы психокоррекционной работы: • индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию; • активные формы коррекции (тренинг, деловая игра, часы общения); • индивидуальные и групповые собеседования и пр. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием поражения центральной нервной системы или психологического заболевания, а также не требуют применения строгих мер административно-воспитательного характера.
68. Психофизиология и нейронауки. Психофизиология и нейронауки. В начале XIX века стали складываться новые подходы к изучению психики. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. Так, фантастическая по своей эмпирической фактуре рефлекторная схема Декарта нервной системы оказалась правдоподобной благодаря открытию различий между чувствительными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг. Это открытие принадлежало французскому физиологу Ф. Мажанди и английскому анатому и физиологу Чарльзу Беллу (1774- 1842) и вошло в науку под двойным именем “закон Белла - Мажанди”. Оно позволило объяснить механизм связи нервов как «рефлекторную дугу», возбуждение одного плеча которой закономерно и неотвратимо приводит в действие другое плечо, порождая мышечную реакцию. Наряду с научным (для физиологии) и практическим (для медицины) это открытие имело важное методологическое значение. Открытия Белла и Мажанди углубляли и расширяли представления о деятельности нервной системы. Благодаря точным опытам оно доказывало зависимость функций организма, касающихся его поведения во внешней среде, от телесного субстрата, а не от сознания (или души) как особой бестелесной сущности. Второе направление, которое подрывало версию о бестелесной сущности сознания, сложилось при изучении органов чувств, их нервных окончаний. Какими бы стимулами на эти нервы ни действовать, они дают один и тот же специфический для каждого из них эффект. (Например, любое раздражение зрительного нерва вызывает у субъекта ощущение вспышек света.) На этом основании немецкий физиолог Иоганнес Мюллер (1801-1858), основатель новейшей физиологии, сформулировал «закон специфической энергии органов чувств»: никакой иной энергией, кроме известной физике, нервная ткань не обладает. Выводы Мюллера укрепили научное воззрение на психику, показывая причинную зависимость её чувственных элементов (ощущений) от объективных материальных факторов: внешнего раздражителя и свойства нервного субстрата. Выдающийся вклад в физиологию, а также психологию ощущений и восприятия сделал ученик Мюллера, основатель психофизиологии, немецкий физик и естествоиспытатель Герман Гельмгольц (1821-1894). Его разносторонний гений преобразовал многие науки о природе, в том числе о природе психического. Им был открыт закон сохранения энергии. «Мы все дети Солнца, - говорил он, — ибо живой организм, с позиции физика, - это система, в которой нет ничего, кроме преобразований различных видов энергии». Тем самым из науки изгонялось представление об особых витальных силах, отличающих поведение органических тел от неорганических. Раньше он относил к этим факторам либо превращения физической энергии, либо зависимость ощущения от устройства органа. Теперь к этим двум причинным «сеткам», в которые наука улавливает жизненные процессы, присоединялась третья. Источником психического (зрительного) образа выступал внешний объект, в возможно более отчетливом видении которого состояла решаемая глазом задача. Выходило, что причина психического эффекта скрыта не в устройстве организма, а вне его. В опытах Гельмгольца между глазом и объектом ставились призмы, искажавшие восприятие объекта. Однако посредством различных приспособительных движений мышц организм стремился восстановить адекватный образ этого объекта. Выходило, что движения мышц выполняют не чисто механическую, а познавательную (и даже логическую) работу. В зоне научного анализа появились феномены, которые говорили об особой форме причинности. Не физической, не физиолого-анатомической, а психической. Намечалось разделение психики и сознания. Опыты говорили, что возникающий в сознании образ порождается независимым от сознания механизмом. Введение психического фактора как регулятора поведения организма произошло также и в работах датского физиолога Э. Пфлюгера. Он подверг экспериментальной критике схему рефлекса как дуги, в которой центростремительные нервы, благодаря связи с центробежными, производят одну и ту же стандартную мышечную реакцию. К новым открытиям пришёл другой исследователь органов чувств немецкий анатом и физиолог Эрнст Вебер (1795-1878). Он задался вопросом: насколько следует изменять силу раздражения, чтобы субъект уловил едва заметное различие в ощущении. Опыты и математические выкладки стали истоком течения, влившегося в современную науку под именем психофизики. Её основоположником выступил другой немецкий ученый Г. Фехнер (1801-1887). Он перешёл от психофизиологии к психофизике. На основании работ Вебера Фехнер сформулировал закон количественной зависимости между силой стимула и ощущением: «ощущение изменяется пропорционально логарифму силы раздражения». Психофизика начинала с представлений о, казалось бы, локальных психических феноменах. Но получила огромный методологический и методический резонанс во всём корпусе психологического знания. В него внедрялись эксперимент, число, мера. Таблица логарифмов оказалась приложимой к явлениям душевной жизни, к поведению субъекта, когда ему приходится определять едва заметные различия между внешними объективными влияниями. Прорыв от психофизиологии к психофизике был знаменателен и в том отношении, что разделил принцип причинности и принцип закономерности. Ведь психофизиология была сильна выяснением причинной зависимости субъективного факта (ощущения) от строения органа (нервных волокон), как этого требовало «анатомическое начало». Однако психофизика доказала, что в психологии и при отсутствии знаний о телесном субстрате могут быть строго эмпирически открыты законы, которым подвластны её явления. Сеченов, ссылаясь на изучение времени реакции как процесса, требующего целостности головного мозга, отметил: «Психическая деятельность как всякое земное явление происходит во времени и пространстве». Опыты физиологов открывали особую причинность — психическую. Они также подрывали принятое в те времена мнение о тождестве психики и сознания. Ещё одно направление обратило психологическую мысль к вопросу о зависимости её явлений от анатомии центральной нервной системы. Это была приобретшая огромную популярность френология (от греч. «phren» - душа, ум), которая углубила представления о материальном субстрате психической деятельности. Её автор - австрийский анатом Ф. Галль (1758-1829) предложил «карту головного мозга», согласно которой различные способности размещены в его определённых участках. Это якобы влияет на форму черепа, что позволяет, ощупывая его, определять по «шишкам», насколько развиты у данного индивида ум, память и т.п. Френология при всей её фантастичности побудила к экспериментальному изучению размещения (локализации) психических функций в головном мозге. В дальнейшем, французский физиолог, основатель экспериментальной физиологии, Пьер Флуранс (1794 - 1867) на основе физиологических экспериментов с разрушением полушарий у птиц обнаружил, что через некоторое время у них восстанавливается поведение, независимо от того какая часть мозга была разрушена. Идеи локализационизма натолкнулись на сопротивление фактов и высказывалась идея о полной функциональной однородности мозга, его пластичности и взаимозамещаемости его функций. Крупнейший английский невролог Х.Джексон сформулировал принципиально новый подход к пониманию локализации психических функций. “Психическая функция представлена в мозгу по уровневому типу: по отношению к двигательной активности низший уровень - это спинной мозг и варолиев мост, средний уровень - моторная область коры, высший уровень - префронтальная область. Нарушения на том или ином уровне приводят к выпадению той или другой стороны функции. В процессе эволюции происходит развитие и интеграция различных уровней мозга - формирование системы связей, которые обусловливают сложное поведение человека - его мышление, символическое действие. Распад этой интегративной деятельности приводит к нарушению психики”. Противники Сеченова утверждали, будто он свел все богатство душевной жизни к дрожанию мышц. Но истинный смысл его теории был другим. Сеченов не отождествлял психический акт с рефлекторным. Он указывал на сходство в их строении. Психологию он называл родной сестрой физиологии, а не ее придатком. Он смог соотнести рефлекс с психикой благодаря тому, что само понятие о рефлексе было им радикально преобразовано, также как и понятие о психике. За импульс, который запускает в ход рефлекс, классические схемы принимали физический стимул. Согласно же Сеченову начальным звеном рефлекса является не внешний, механический толчок, а раздражитель-сигнал. Павлов и Бехтерев обратились к высшим нервным центрам головного мозга - органам управления поведением целостного организма в окружающей среде. Вслед за Сеченовым они утверждали взамен изолированного сознания новый предмет, а именно - целостное поведение. Павлов и Бехтерев обратились к высшим нервным центрам головного мозга - органам управления поведением целостного организма в окружающей среде. Вслед за Сеченовым они утверждали взамен изолированного сознания новый предмет, а именно - целостное поведение. Внешние раздражители становятся для него сигналами, ориентирующими в среде, а реакция закрепляется только в том случае, если ее санкционирует внутренний фактор - потребность организма. Модельный опыт Павлова заключался в выработке реакции слюнной железы собаки на звук, свет, форму и т. п. 69. Развитие сознания и деятельности человека в ходе антропогенеза С переходом к общественной истории, к употреблению орудий и к общественным формам труда у человека возникают принципиально новые формы отношения к действительности, и непосредственное поведение, руководствовавшееся биологическими мотивами, заменяется сложным, опосредованным поведением, которое уже оказывается отделенным от непосредственного достижения цели и приобретает более сложный характер. При приготовлении и употреблении орудий операция изготовления их отрывается от непосредственной деятельности, изготовление орудий становится самостоятельным действием, которое в себе самом не содержит биологического мотива, но получает свой смысл только из того, что это орудие в дальнейшем будет использовано для достижения какой – либо конечной цели. При разделении функций в первобытном обществе, в процессе общественного труда это отделение деятельности от непосредственного биологического мотива становится еще более резко выраженным. Общественная организация приводит к тому, что действие начинается одним человеком, а кончается другим человеком, и это разделение сложной психологической деятельности между двумя группами людей ведет к тому, что из биологической деятельности выделяются отдельные составные части, которые приобретают свой собственный смысл и которые становятся самостоятельными действиями. Действие поддержания огня, действие отгона дичи приобретает свой смысл только в общественном завершении труда другим человеком, и социально возникающий смысл этих действий становится важнейшим условием для формирования человеческого сознания. Поведение человека в первобытном обществе становится осознанным поведением. Возникает сложная иерархически построенная структура деятельности, которой никогда не было у животных и которая является специфической особенностью психологической деятельности человека. Все это заставляет думать, что сложная сознательная деятельность является продуктом общественного развития и что психология является не только биологической, но и общественной наукой, наукой об общественном происхождении сознания. Все сказанное представляет, однако, лишь половину дела. Сегодня я хочу остановиться на второй половине, о которой еще не было речи. С самого начала многие ученые считали, что язык – это специфический дар, который проявляет божественное воздействие на человека. Еще 150 лет назад многие очень крупные ученые, которые хорошо описывали строение языка, вставали в тупик перед вопросом об его происхождении и не находили никакого другого ответа, кроме признания его божественного, то есть необъяснимой природы. Другие ученые показали корни происхождения языка в каких – то инстинктах животных, в частности в инстинкте подражания. Эта теория происхождения языка получила название ономатопоэтической или теорией звукоподражательной: разве в слове “гром” не слышаться раскаты? “Гроза” – разве в обрывистой мелодике этого слова не видится гроза? Таким образом, многие исследователи пытались вывести язык из подражания звукам природы. Оставалось, однако неясным: во – первых, можно ли вывести все слова языка из такого подражания, и, во – вторых, что особенно важно, каковы были, собственно, мотивы, которые заставили первобытного человека в звуках подражать явлениям природы, достаточны ли эти мотивы для происхождения сложнейших и важнейших по своей функции системы языка. Теория, которая в прошлом веке была сформулирована одним из исследователей – Нуаре, а затем была подтверждена целым рядом других наблюдений, может быть обозначена как трудовая теория происхождения языка. Эта теория заключается в следующем. В процессе общественного труда, как указывал Энгельс, у людей возникла объективная потребность что – то сказать друг другу. Это было необходимое явление; когда над одним объектом трудятся несколько человек, например, ствол поваленного дерева тащит группа людей, то возникает объективная необходимость не просто сопровождать это какими – то возгласами или криками, выражающими эмоциональное состояние, а обозначить предмет действия или само действие известным знаком. Это обозначение может иметь характер жеста или звука, но в обоих случаях оно обязательно должно иметь предметное значение, оно должно обозначать нечто вроде следующего: тащи дерево, клади, оставь, осторожно. Эти жесты или возгласы, по всем данным родившимся в совместном труде групп людей, были вначале очень диффузны, они объединяли жест и действие, жест и звук, они не имели никакого значения вне действия, вне труда и не возникали вне труда. Но когда они возникли в основе действия, то понять их можно было только в контексте действия. Все это обозначалось каким – то кратким звуком, а особая отрасль языковедения – палеонтология речи, то есть древнейшая история речи, прослеживает такие сложные возгласы, а значение этих возгласов, которое приобретало, именно, из трудового контекста. Сначала эти “слова” появлялись только в процессе труда, затем они стали появляться при отсутствии предметов, вне процессов труда, и тогда они стали вызывать не переживания, которые появляются во время труда, а образ того предмета, с которым труд был связан. Вот эта элементарная диффузная речь, в которой были элементы действия, жеста, тона и звука, различных для разных предметов, и послужили исходным для дальнейшего формирования языка. Сначала они были вплетены в действие, и, как можно, догадываться, человек прибегал к ним в процессе этого действия. Лишь постепенно слово, возникшее в процессе труда, состоявшее из шестов и звуков, начало отделяться от непосредственной деятельности, потеряло непосредственную связь с ним и начинало приобретать известную самостоятельность, сохраняя вместе с тем то значение, которое оно первоначально получило в процессе трудовых действий. С.Л. Рубинштейн написал свой главный труд «Основы общей психологии» (1940). Лейтмотивом этого труда служил принцип «единства сознания и деятельности». Как отмечалось, вопрос о системном и смысловом строении сознания был центральным для Выготского, а вопрос о структуре деятельности - центральным для Басова. В то же время роль предметной деятельности в построении сознания оставалась вне поля зрения Выготского, а категория сознания - вне поля зрения Басова. Сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно формируется в этом процессе, — таков был подход Рубинштейна к предмету психологии. Это существенно изменяло перспективу конкретных исследований, призванных теперь исходить из того, что «все психические процессы выступают в действительности как стороны, моменты труда, игры, учения, одного из видов деятельности. Реально они существуют лишь во взаимосвязи и взаимопереходах всех сторон сознания внутри конкретной деятельности, формируясь в ней и ею определяясь». Идея о том, что общение человека с миром не является прямым и непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается не иначе как посредством его реальных действий с объектами этого мира, изменяла всю систему прежних взглядов на сознание. Его зависимость от этих предметных действий, а не от внешних предметов самих по себе, становится важнейшей проблемой психологии. Сознание, ставя цели, проектирует активность субъекта и отражает реальность в чувственных и умственных образах. 70. Семья как социальный институт. Воспитание детей в семьях различного типа. Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях - отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущие совместное домашнее хозяйство. Во внутрисемейных отношениях реализуются самые различные потребности человека. Различают 'социально-экономические, хозяйственно-экономические, юридические, нравственные, психологические и эстетические сферы семейных отношений. Семейно-бытовые отношения - сложная и многообразная сфера жизни человека, которая оказывает существенное влияние на развитие личности, формирование моральных, этических норм поведения, идеалов, ценностей, социальных установок, привычек и навыков поведения. Функционирование семьи предполагает постоянное и интенсивное межличностное общение всех ее членов, каждый из которых имеет свой характер, привычки, взгляды, ценности, идеалы. Психологические семейные отношения входят в круг проблем, изучаемых психологией, педагогикой, психотерапией, социологией. Под ними подразумевают преодоление психологических противоречий между супругами, родителями и детьми; постоянное обновление и углубление тех чувств, которые их связывают: любви, уважения, доверия, дружбы, гордости; создание здорового психологического климата в семье, психологической совместимости; формирование чувства принадлежности к семье. Семья выполняет определенные функции: репродуктивную, воспитательную, восстановительную, хозяйственно-потребительскую. Репродуктивная функция - воспроизводство в детях численности родителей. Повышение рождаемости должно явиться следствием формирования у молодежи, вступающей в брак, положительной установки на репродуктивное поведение, проявляющейся в воспитании чувства уважения к семье, любви к детям, ко всему семейному коллективу. Хозяйственно-потребительская функция семьи включает в себя ведение домашнего хозяйства, соблюдение семейного бюджета, проблему женского труда и лидера в семье, социализацию ребенка в процессе приобщения его к ведению домашнего хозяйства. Все функции семьи взаимосвязаны. Восстановительная функция семьи - это взаимное поддержание здоровья, жизненного тонуса, организация досуга и отдыха. Для осуществления этой функции необходимыми условиями является разумное чередование труда и отдыха, соблюдение режима питания, занятия физкультурой и спортом, соблюдение правил гигиены, отказ от вредных привычек (курение, употребление спиртных напитков). Но не менее важны проявления взаимного уважения и взаимной любви всех членов семьи. Возросший темп жизни, усложнение производства, расширение общения приводят к тому, что человек все больше и больше начинает страдать от психических перегрузок. Испытывать положительные эмоции, полноценно отдыхать он должен именно в семье, в кругу близких людей. Воспитательная функция также является одной из наиболее важных в семье. Основы таких личностных качеств, как доброта - злобность, правдивость - лживость, общительность - угрюмость, трудолюбие - леность, стремление к справедливости - беспринципность и многие другие закладываются именно в семье. Тот характер общения, который складывается и в отношениях родителей между собой, и в их отношениях к детям сказывается на качественном содержании идеалов и ценностных ориентации подрастающего поколения, на усвоении им моральных, нравственных, этических и эстетических норм. Следует также подчеркнуть, что воспитательная функция семьи охватывает не только воспитание детей, но и постоянное самовоспитание родителей, повышение культурного и нравственного уровня, раскрытие лучших сторон личности. Существенную часть внутрисемейной жизни у большинства супружеских пар занимает забота о детях, их воспитание и общение с ними. Часто споры между супругами возникают на почве того, что один из них недостаточно заботится о детях, не принимает участия в их воспитании. Либо на почве различных представлений супругов о дисциплине и способах воспитания, когда один из них упрекает другого в чрезмерной строгости, жестокости, грубости, рукоприкладстве или, наоборот, в безразличии, поощрении непослушания и культивировании изнеженности. Существует разные классификации типов семейного восвитания: 1) Авторитетный тип (тёплые отношения с высоким контролем) - признаёт и одобряет автономию детей, открыт для общения и обсуждения, допускает требования ребёнка в разумных пределах. Дети - более адаптированые, уверенные в себе, хороший самоконтроль, развитые социальные навыки, стремление к учёбе, высокая самооценка. 2) Авторитарный тип (холодные отношения с высоким контролем) - опирается на приказания, требует бесприкословного подчинения, закрыт для постоянного общения, не допускает обсуждения правил и требований, на словах - свобода, на деле - подавление. Дети - замкнутые, угрюмые, непритязательные, раздражительные, девочки - пассивно-зависимые, мальчики - неуправляемые и агрессивные. 3) Индиферентный тип (холодные отношения с низким контролем) - безразличный к детям, нет никаких ограничений, закрыт для общения, безразличие сочетается с враждебностью. Дети - непредсказуемы, часто деликвентное поведение. 4) Либеральный тип (тёплые отношения с низким контролем) - слабо регламентирует поведение, избыток свободы, открыт для общения со стороны ребёнка. Дети - непослушание, неадекватность, импульсивность, агрессивность, в благоприятной среде - творчество. 71. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Воспитание — это процесс, посредством которого осуществляются позитивные изменения личностей субъектов педагогического взаимодействия. Ведущую роль в формировании личности имеет семейное воспитание. В семье поведение родителей определяет отношение будущего человека к окружающему миру. Такое поведение можно описать двумя парами признаков: неприятие - расположение и терпимость (самостоятельность, свобода) - сдерживание (контроль). Родители, которые позитивно настроены относительно детей, считают, что их дети обладают многими положительными качествами, радуются общению с ними, принимают их такими, какие они есть. Родители, как правило, служат для детей образцами и учителями в области человеческих взаимоотношений. Самосознание детей формируется не только путем прямого научения и подражания, они соотносят это и с образом жизни своих родителей, усваивая принятые ими нормы и ценностные ориентации. Для этих целей родители могут использовать разнообразные приемы поощрения: социальные (похвала, расположение) или несоциальные (вещественные награды, особые привилегии). Весьма велика зависимость ребенка от семьи. В семье удовлетворяется значительная часть его потребностей, в том числе потребности в эмоциональной поддержке, любви, симпатии. Если эти потребности не удовлетворяются в семье, это, естественно, порождает скрытую или явную семейную неудовлетворенность, нервно-психическое напряжение, тревогу. Семья осуществляет социальный контроль за поведением ребенка. Неспособность семьи выполнять функцию контроля ведет к нарушению его поведения, так и к нарушениям в развитии личности. Ребенок овладевает социальными ролями, расширяется его круг общения, все это происходит в условиях бурных физиологических, психологических и социальных перемен в организме и личности ребенка. Поэтому он остро нуждается в направляющей и консультирующей помощи семьи: в объяснении, информировании, содействии в формировании оценки самых разных сторон жизни. Неспособность семьи справиться с новой задачей ставит ребенка в трудное и уязвимое положение, обусловливая его дезориентацию в социальной действительности, обезоруживая его перед лицом различных трудностей и противоречий. Развитие детей ставит перед взрослыми членами семьи новые сложные требования. Нарушения во взаимоотношениях родителей с, детьми становятся для ребенка источником психической травматизации. Предполагается, что семья осуществляет те же функции, что и материнское лоно: защищает, питает, удовлетворяет растущие потребности. Материнская любовь бескорыстна и не требует активности ребенка, поскольку мать любит свое дитя независимо от его достоинств и поведения. Безусловная и бесконечно щедрая, она учит, подавая ребенку пример радости отдавания. Безусловное принятие своего ребенка и безоценочность материнской любви создает и поддерживает у взрослого (всю последующую жизнь) веру в свою самоценность. Развитость чувства собственного достоинства зависит у человека от того, являлся ли он в детстве объектом бескорыстной любви. Любовь отца не столь безусловна, как материнская, ее надо заслужить, и ее огромное влияние на ребенка состоит в том, что она в значительно большей степени, чем любовь матери, произвольна и можно, приложив соответствующие усилия, пробудить ее. Эта особенность отцовской любви учит ребенка предпринимать усилия для завоевания любви и уважения окружающих. Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом. Положительное значение для усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, распространенные в старшем дошкольном возрасте. Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные; формы поведения. Особую роль в развитии самостоятельности ребенка должны занимать игры. Умелых подбор игр должен иметь особо важное воспитательное значение. Игры для ребенка - это сфера его радости, труда и самостоятельности. Поэтому не отстраняйте ребенка от игр, а, напротив того, постарайтесь предоставить ребенку как можно больше разумного материала для игр, потому что с играми ребенок развивает свой ум, поддерживает желательную бодрость духа и укрепляет свое физическое здоровье. С возрастом следует заботиться об организации тех именно игр, в которых ребенку предоставляется какая-либо самостоятельная роль, где он должен проявлять свое .умение и находчивость. Игры способствуют психическому развитию детей, формированию у них интереса к определенным занятиям, усвоению полезных навыков, расширению кругозора. В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми. Примечательно, что к естественной любознательности детей-дошкольников, их озабоченности одобрением со стороны взрослых людей в старшем дошкольном детстве добавляются новые мотивы общения - деловые и личные. К этим мотивам общения присоединяются мотивы учения, касающиеся приобретения знаний, умений и навыков. Они приходят на смену тому естественному любопытству, которое свойственно детям более раннего возраста. К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает внутренняя, мотивационно-личностная готовность к учению, которая составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу в следующий возраст. Семья начинает активно воздействовать на ребенка с раннего возраста, когда он овладевает речью, прямохождением и контактирует с разными членами семьи. В ранние годы семейное воспитание сводится к; разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка, его внешнее поведение: подчинение элементарным дисциплинарно-гигиеническим нормам и правилам. В дошкольном возрасте воспитывают у ребенка любознательность, настойчивость, адекватную самооценку, стремление к успехам, отзывчивость, общительность, доброту и нравственные качества личности. Влияние социальной среды на формирование личности развивающегося ребенка огромно. На ребенка оказывают влияние не только взрослые люди, но и сверстники, с которыми он много и разнообразно играет, и это происходит в сюжетно-ролевых играх с правилами, характерными для детей старшего дошкольного возраста. Ребенок - не просто объект воспитания, но и человек - мыслящий, чувствующий, своеобразно обобщающий свой жизненный опыт, выбирающий, как вести себя, каким быть
72. Сознание и самосознание. Измененные состояние сознания. Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. Сознание - это прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы. Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира. Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе - биологической форме, а сознание - социальной форме движения материи. Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту. К измененным состояниям сознания относят: 1- тренс, 2- гипнотический сон, 3- медитацию. 73. Социализация и адаптация Социализация - процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. Социализацию можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказ от наивных детских представлений. С позиции отечественной психологии, социализация характеризуется как расширение действия совокупности условий (в которых живет и развивается человек, прежде всего, в результате обучения и воспитания), сферы деятельности и общение индивида, как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию. Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов: 1. Личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.п. 2. Окружающая среда также может воздействовать на личность ребенка. 3. Личность формируется на основе собственного индивидуального опыта. 4. Важным аспектом формирования личности является культура. В психологической науке термин «адаптация» трактуется в двух значениях: 1) как определение постоянного процесса активного приспособления индивида к условиям среды; 2) как определение результата этого процесса. То есть, адаптация понимается и как процесс, и как состояние, являющееся результатом этого процесса. Устранить двузначность этого термина можно с помощью некоторых определений, основанных на концепции адаптации личности, разработанной доктором психологических наук В. И. Лебедевым [14]. Устойчивая психологическая адаптация есть уровень психологической деятельности (комплекс регулярных психологических реакций), система отношений, определяющая адекватное заданным условиям среды поведение личности, ее эффективное взаимодействие с окружающей средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения. 74. Социальная психология. Основные области исследования Социальная психология – это психологическая дисциплина, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп. Задачи социальной психологии Задача корректного отношения к зарубежной социальной психологии, прежде всего к содержанию её теоретических концепций, а также методов и результатов исследований. Как об этом свидетельствуют многочисленные западные работы, большинство практически ориентированных исследований в социальной психологии. Следовательно, сами ориентация этих исследований должна быть внимательно изучена под углом зрения задач, в своё время поставленных практикой. Современные научные исследования не могут осуществляться без определённой системы их финансирования, а система эта сама по себе диктует и цель, и определённую «окраску» основного направления работы. Поэтому вопрос об отношении к традиции социальной психологии любой другой страны не имеет однозначного решения: нигилистическое отрицание чужого опыта здесь столь же неуместно, сколь и простое копирование идей и исследований. Не случайно в современной социальной психологии введено понятие «социального контекста», т.е. привязанности исследования к определённой социальной практике. Во-вторых, задача тщательной обработки проблемы прикладного исследования в социальной психологии. Исследования, проводимые непосредственно в различных звеньях общественного организма, требуют не только высокого профессионального мастерства, но и гражданской ответственности исследователя. Направленность практических рекомендаций и есть та сфера, где социальная психология непосредственно «вторгается» в общественную жизнь. Актуальные темы исследований. 1. Закономерности общения и взаимодействия. - Общественные отношения и межличностные отношения; - Общение как обмен информацией; - Общение как взаимодействие. 2. Социальная психология групп. - Проблема группы в социальной психологии; - Принципы исследования психологии больших социальных групп; - Стихийные группы и массовые движения; - Общие проблемы малой группы в социальной психологии; - Динамические процессы в малой группе. 3. Социально-психологические проблемы исследования личности. - Проблема личности в социальной психологии; - Социализация. 75. Структура деятельности. Структура деятельности - это действия и операции как составные части деятельности: - Мотивы (побудительные силы) - это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она осуществляется. В качестве мотивов обычно выступают конкретные потребности, которые в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяются. - Цели (значимые для человека, предметы, явления, знания, умения, навыки, достижение которых составляют средства его деятельности) - это идеальное представление будущих результатов деятельности. - Предмет деятельности - это то, с чем деятельность непосредственно имеет дело (познавательная деятельность - информация, учебная деятельность - ЗУНы, трудовая - материальный продукт). - Действия и операции (для достижения целей деятельности). Действие - часть деятельности, имеющая вполне самостоятельную цель. Операция - это конкретный способ осуществления действия. - Результат (что достигается в ходе деятельности). Схематически процесс деятельности - это развёртывание и взаимодействие её структур во внутреннем плане и внешнем плане. -во внутреннем плане: потребность - мотив - цель - задача; -во внешнем плане: движение - операция - действие - деятельность. Любая реальность имеет и внутреннее и внешнее, они связаны между собой неразрывно. Любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс, так или иначе, проявляется вовне. Вместе с тем, под влиянием внешнего изменяется и внутреннее. В ходе деятельности идёт постоянное преобразование внешних компонентов во внутренние - интериоризация, и, наоборот, внутренних компонентов во внешние - экстериоризация. Основные виды деятельности: Игра - вид деятельности в условных ситуациях, направлена на усвоение общественного опыта. Учение - это процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности. Труд - это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. 76. Структурализм и функционализм. Структурализм. Наибольший успех выпал на долю немецкого физиолога Вильгельма Вундта (1832-1920). Он был ассистентом Гельмгольца и первым принялся собирать и объединять в новую дисциплину созданное различными исследователями. Дав ей древнее имя психологии, он, стремясь расстаться с её спекулятивным прошлым, присоединил к этому имени эпитет - физиологическая. «Основы физиологической психологии» (1873—1874) — так назывался его монументальный труд, воспринятый как свод знаний о новой науке. Организовав же в Лейпциге первый специальный психологический институт (1875), он занялся в нем темами, заимствованными у физиологов - изучением ощущений, времени реакций, ассоциаций, психофизики. Приняться за анализ обширной области душевных явлений с помощью приборов и экспериментов было смелым делом. Школа Вундта стала главным питомником первого поколения психологов-экспериментаторов. Психологи по профессии появились лишь после Вундта. Уникальным предметом психологии, никакой другой дисциплиной не изучаемой, был признан «непосредственный опыт». Главным методом — интроспекция: наблюдение субъекта за процессами в своем сознании. Интроспекция понималась как особая процедура, требующая специальной длительной тренировки. Функционализм. В начале XX века прежний образ предмета психологии, каким он сложился в период ее самоутверждения в семье других наук, сильно потускнел. Хотя по-прежнему большинство психологов считало, что они изучают сознание и его явления, эти явления все теснее соотносились с жизнедеятельностью организма, с его двигательной активностью. Лишь очень немногие продолжали вслед за немецким психологом Вундтом считать, что они призваны заниматься поисками строительного «материала» непосредственного опыта и его структурами. Такому подходу, названному структурализмом, противостоял функционализм. Это направление, отвергая анализ внутреннего опыта и его структур, считало главным делом психологии выяснение того, как эти структуры работают, когда решают задачи, касающиеся актуальных нужд людей. Тем самым, предметная область психологии расширялась. Она виделась охватывающей психические функции (а не элементы) как внутренние операции, которые производятся не бестелесным субъектом, а организмом с целью удовлетворить его потребность в приспособлении к среде. У истоков функционализма в США стоял Уильям Джеймс (1842-1910). Он известен также как лидер прагматизма (от греч. «прагма» - действие) - философии, которая оценивает идеи и теории, исходя из того, как они работают на практике, принося пользу индивиду. Обсуждая проблему эмоций, Джеймс (одновременно с датским врачом Карлом Ланге) предложил парадоксальную, вызвавшую острые споры концепцию, согласно которой первичными являются изменения в мышечной и сосудистой системах организма, вторичными - вызванные ими эмоциональные состояния. «Мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого». |
|
© 2010 |
|