РУБРИКИ

Государственный экзамен по психологии

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Государственный экзамен по психологии

В этом возрасте главная ценность — система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бес­сознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее (недооценка настоящего). Отстаивая свою самостоятельность, под­росток формирует и развивает на основе рефлексии свое само­сознание, образ «Я», соотношение «реального» и «идеального Я». На основе интеллектуализации психических процессов про­исходит их качественное изменение по линии все большей про­извольности, опосредованности.

Старшеклассник (период ранней юности с 14—15 до 17 лет)

вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учеб­ные заведения — гимназии, колледжи, училища. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но, самое главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Необходимость этого выбора дикту­ется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Соответственно в этот пе­риод основное значение приобретает ценностно-ориентацион-ная активность. Она связывается со стремлением к автоно­мии, правом быть самим собой.

совершаются под влиянием группы.

В этот период старшеклассники начинают строить жизнен­ные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Этот выбор диктуется не только ориентацией на жизненное тре­бование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим (например, врач, пе­дагог, исследователь), но и конъюнктурой, выгодой, практиче­ской ценностью данной профессии в конкретной ситуации об­щественного развития страны. Только очень целеустремленные и по-настоящему увлеченные люди 15—17 лет сохраняют вер­ность призванию на пути дальнейшего профессионального ста­новления, личностного самоопределения. Личностное самооп­ределение наиболее тесно связано с типом учебного заведения (М.Р. Гинзбург).

Основным предметом учебной деятельности старшеклассни­ка, т. е. тем, на что она направлена, является структурная орга­низация, систематизация индивидуального опыта, за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации. Разви­тие самостоятельности, творческого подхода к решениям, уме­ния принимать решения, анализировать существующие вари­анты и критически конструктивно их осмысливать также со­ставляет содержание учебной деятельности старшеклассника.

59.  Психология активности. Поисковая и надситуативная активность. Концепция отраженной субъективности.

 

Активность и ее виды.

В психологии выделяется два вида активно­сти — активность внешняя и активность внутренняя. При этом внеш­няя активность отождествляется с поведением, а внутренняя — с познавательными процессами.

Психическая активность всегда связана с тем или иным видом деятельности и имеет четкую направленность на достижение опре­деленного результата — либо идеального (образ или понятие), либо реального (предмет). Источник активности психического существа (т.е. существа, обладающего психикой) находится в нем самом, а не вне его, как это происходит с допсихическими объектами. Источ­ник активности камня — в человеке, который его двигает. А источ­ник активности животного или насекомого, не говоря уже о чело­веке, — в нем самом, он связан с актуализацией его потребности. Наличие психической активности, внутреннего источника энер­гии для деятельности, превращает объект в субъекта. Так в психо­логии появляется понятие субъекта, главным свойством которого является способность действовать под влиянием собственной мо­тивации. Таким образом, поисковая психическая активность рассматривается как способность к самодвижению, направленному на адаптацию к окружающему.

У человека, в отличие от других живых существ, есть еще одни вид активности, так называемой надситуативной активности, при которой он может ставить цели деятельности, выходящие за рамки требований наличной ситуации, т.е. сиюминутной адаптации. Та­кая активность проявляется, например, в творческой деятельно­сти, в деятельности, направленной на самоактуализацию, реализа­цию своих способностей, своих установок и идеалов, т.е. в любой деятельности, придающей смысл существованию человека как лич­ности.

Координаты «пространства личности».

Чтобы соотнести между собой введенные выше основные по­нятия, воспользуемся следующей аналогией. Представим себе некоторое трехмерное пространство Если считать плоскостями этого пространства, во-первых, деятельность, или, более обобщенно, бытие человека, определяемое как система сменяющих друг друга деятельностей; во-вторых, значение, или, обобщенно, кг/ль-туру как систему значений, программ, образцов, норм, правил и т.п. и, наконец, в-третьих, смыслы как «значения значений», как динамические системы сознания, несущие пристрастные отно­шения человека к действительности, преображающие в созна­нии саму эту действительность, то личность можно представить как некий предмет, идеальное «тело», существующее в этих плоскостях и особым образом связанное, отражающееся в каж­дой из них.

Очевидна условность такой аналогии, однако, приняв ее, мы сможем наглядно показать соотношение рассмотренных в главе основных понятий, каждое из которых освещает разные аспекты развития личности. Деятельность, бытие отвечает в основном на вопрос, как и почему происходит это развитие; обращение к плоскости культуры - на вопрос, для чего, для каких целей, задач, для достижения каких норм и образцов происходит развитие;

наконец, плоскость смыслов соотносится с вопросом, ради чего человек живет, ради чего осуществляются, все эти «кар;», «поче­му», «для «чего».

Каждая из этих плоскостей имеет и свои собственные пара­метры: говоря о деятельности, необходимо иметь в виду меру ее внутренней сложности, опосредствованное™, стадии развития, широту связей п т.п.; говоря о культуре - качество, развитие и взаимосвязи значений, программ, образцов поведения, движение рассматриваемых значений от житейских и разрозненных до научных и системных. Что касается смысловой плоскости, то выше уже шла речь об ее уровнях, о борьбе двух основных векторов, один из которых направлен к коллективному, общему, всеобщему, а другой, противоборствующий - к частному, прагма­тическому, эгоцентрическому.

Исходя из представленного становится более понятной суть некоторых распространенных в психологии подходов, их воз­можности и ограничения. Так, если рассматривать личность как образование, целиком производное от культуры (культурологи­ческие теории), то личность предстанет как некий слепок, ско­лок культуры (проекция на плоскость значений), и тогда каж­дый человек, каждая личность может быть в конечном итоге охарактеризована ходячей фразой заголовка школьных сочине­ний: такой-то как типичный представитель своей эпохи, места, окружения. Подход, разумеется, важный и правомерный. С этой позиции можно объяснить фактически .все многообразие лич­ностных проявлений, не исключая таких, как творчество и мо­раль, ведь и то и другое так же имеют объективно существую­щие в обществе (т.е. предшествующие по отношению к конк­ретному человеку) предпосылки, свое разработанное веками бытие и пути достижения, зафиксированные, кристаллизован­ные, свернутые в знаках, значениях, понятиях, символах, поуче­ниях, правилах, представленных в той или иной форме, будь то книга, писаный или неписаный закон, народный обычай, пред­рассудок данного времени и т.п.

60.  Психология индивидуальных различий.

Психологические аспекты индивидуальных различий между людьми и группами людей изучает область психологии, которая получила название дифференциальной психологии.

Главные достиже­ния в разработке психологии индивидуальных различий и методов применительно к психологии связаны с творчеством кузена Дарвина  англичанина Френсиса Гальтона (1822-1911).

Благодаря его неутомимой энергии широко развернулось изучение индивидуальных различий. Эти различия постоянно давали о себе знать в экспериментах по определению порогов чувстви­тельности, времени реакции, динамики ассоциаций и других психических феноменов. Но поскольку основной целью являлось открытие общих законов, различиями в реакциях испытуемых пренебрегали. Гальтон же сделал основной упор именно на раз­личиях, считая, что они генетически предопределены.

В его лаборатории в Лондоне каждый желающий мог за небольшую плату измерить свои физические и психические способности, между которыми, по Гальтону, существуют корре­ляции. Через эту антропологическую лабораторию прошло около 9000 человек. Но Гальтон, которого иногда называют первым практикующим психологом, держал в уме более глобальный замысел. Он рассчитывал охватить все население Англии с тем, чтобы определить уровень психических ресурсов страны.

Свои испытания он обозначил словом «тест», которое на­всегда вошло в психологический лексикон. Гальтон стал пионе­ром преобразования экспериментальной психологии в дифферен­циальную, изучающую различия между индивидами и группами людей. Непреходящей заслугой Гальтона явилась углубленная раз­работка вариационной статистики, изменившей облик психологии как науки, широко использующей количественные методы.

Психологическая структура личности и индивидуальные различия.

Элементами психологической структуры личности яв­ляются ее психологические свойства и особенности, обыч­но называемые «чертами личности». Их очень много. Так, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, /содержащем 51333 слова, около 1500 слов означают свойства личнос­ти. В грузинском языке их около 4000.

Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое число подструктур.

1.            Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свой­ства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

2.            Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов чело­века, т. е. индивидуальные проявления памяти, воспри­ятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

3.            Далее, уровнем личнос­ти является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навы­ки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.

4.            Высшим уровнем личности является ее направ­ленность, включающая влечения, желания, интересы, мотивы, ценности, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Под­структура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Различие людей между собой многопланово и в каж­дой из подструктур имеются различия убеждений и инте­ресов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми.

В настоящее время в психологии индивидуальных различий разработано обширнейшее количество различных типологий, соответственно выделенным подструктурам личности и их составляющим.

Интерес к индивидуальным особенностям, отличающим людей друг от друга, возник еще в античности. К этому же периоду отно­сятся и первые теории, объясняющие природу темперамента — так была названа эта характеристика человека. Гиппократ и Гален разработали гуморальную концепцию, связывающую темперамент с различными соками орга­низма. Нарушение гармоничного соотношения этих соков (акразия) приводит к доминированию одного из типов темперамента — флегматического, холерического, меланхолического или сангвини­ческого. Впоследствии количество типов индивидуальности было увеличено, но идея о том, что ориентироваться следует на объек­тивный и органический критерий, осталась неизмененной. В XIX и XX вв. появились новые концепции, связывающие темперамен-тальные качества с конституцией — строением черепа, чертами лица (Кречмер) или пропорциями тела (Шелдон), при которых размер лба или губ, рост и полнота человека связывались с опреде­ленными качествами — добротой или злобой, подвижностью или апатией. Хотя эти теории в настоящее время имеют чисто истори­ческое значение, некоторые стереотипы в восприятии людей, свя­занные с ними, остались в житейской психологии и до настоящего времени.

61.  Психология интимных отношений. Профилактика супружеских конфликтов.

Интимные отношенияпонятие многозначное, оно включает в себя взаимоудовлетворение партнеров своих духовных и сексуальных потребностей.

Половой инстинкт - стремление к половому контакту, влечение, в основе которого лежит внешняя привлекательность партнёра, желание физического сближения с ним. Сближение должно сопровождаться полным удовлетворением обоих партнёров. В этом вопросе имеет место скатывание понимания удовольствия на уровень “голой физиологии”, восприятия интимного акта как "мышечной радости".

Физическое сближение само по себе не даёт полной сексуальной разрядки и удовлетворения, его обеспечивает лишь психическая связь с  любимым человеком, взаимодополнение и стремление к удовлетворению духовных и сексуальных потребностей. Это основа гармонии интимных отношений супругов.

Помимо сексуальных знаний вообще требуется знание конкретного партнёра. Всесторонне и, что особенно важно, эмоционально развитый человек в своих чувствах и действиях учитывает психологические, физиологические и индивидуальные особенности своего супруга.

Сексуальная культура - это не столько познания в области анатомии, физиологии, сколько умение сопереживать, быть нежным и ласковым. Культура интимных отношений неразрывно связана с высокой культурой чувств вообще и определяется ею. Сексуальная культура личности возникает не сразу. Эмоционально незрелая, грубая личность не может быть нежным и гармоничным партнёром в интимной составляющей супружеской жизни.

Сексуальная дисгармония, утрата интимных чувств - вещь действительно крайне неприятная, чреватая самыми различными последствиями: от разочарования, реального или номинального распада брака, вплоть до нарушения здоровья в особо острых случаях. Прежде всего потому, что сами по себе интимные отношения - неотъемлемая часть жизни любого человека, естественный момент любого супружества, важный источник столь необходимых каждому положительных эмоций и одновременно наслаждения и счастья в любви.

Сексуальная дисгармония значительно тяжелее переживается женщинами, чем мужчинами. Если у последних она чаще всего рождает чувство неудовлетворенности, не приводящее в большинстве случаев к серьезным последствиям, у женщин подобная дисгармония вызывает состояние тяжелого психического напряжения, недовольства, может стать причиной невротических нарушений и соматических расстройств, а также утраты чувства любви к мужу, развитию отчуждённости, раздражительности, придирчивости, вплоть до полной неприязни.

Кроме того, некоторые психологические особенности женщин связаны с физиологическими особенностями женского организма и их влиянием на психические функции. Необходимо помнить и о тайном недоверии между мужчиной и женщиной, которое часто обнаруживается в той или другой форме, и является вовсе необязательно результатом печального опыта в подростковом и зрелом возрасте, а уже в основном обусловлено ранее выработанной психологической установкой в детстве, безусловно проявляющейся в последующих отношениях с противоположным полом.

Когда близость супругов вместо радости приносит отрицательные эмоции, неудовлетворённость, возникает обострённое недовольство собой и другими, появляется нетерпимость в отношениях супругов. "Платонической любовью", к сожалению, нельзя компенсировать последствий сексуальной дисгармонии. Рано или поздно влечение супругов друг к другу в таких условиях переходит в отчуждённость, скрытую неприязнь. Мужчины чаще ищут выход "бегством из дома" под любым предлогом или самоутверждаются "на стороне". Жёны либо погружаются в нескончаемые домашние хлопоты, либо если нет опасности, что не удовлетворяющий в сексуальном отношении супруг покинет семью, активно заводят "романы" и ищут удовлетворения с другими мужчинами.

Сексуальная гармония действительно может быть создана в большинстве случаев, когда её изначально нет, и воссоздана, когда она утрачена. Для этого супругам нужны добрая воля, разум и определённые знания об интимных отношениях.

Однако главное - это способность делать свои сексуальные взаимоотношения подлинно интимными. А интимность - понятие скорее психологическое, чем физиологическое, не обязательно предполагающее половой акт, но заключающееся в определённой взаимной направленности супругов. И для того, чтобы эта направленность проявилась, необходимо соблюдение четырёх правил, являющихся если и не достаточными, то во всяком случае необходимыми условиями гармонии интимных отношений.

1. Вы чувствуете и даёте почувствовать партнёру, что для вас он - сейчас и в обозримом будущем - самый главный, самый привлекательный и самый желанный человек.

2. Вам хочется дать этому человеку радость, а если это невозможно, то близкие отношения не в радость и вам самому. Его страдания уничтожают вашу радость, его наслаждения - удваивают её.

3. Вы сознаете, даёте понять партнёру, что вам не надо стыдиться друг друга ни в чём. В любых своих проявлениях партёр остаётся мил и дорог вам, и верится, что и вы ему.

4. Вы оба знаете, что ваши отношения заключают в себе тайну, которой никогда не коснётся другой человек.

Казалось бы, все эти правила весьма просты и от того не очень-то обязательны. Но отказ от выполнения первого правила неизбежно отравит отношения супругов, так как сексуальная гармония немыслима без ощущения единственности. Отказ от выполнения правила второго отомстит взаимным охлаждением, ибо точно также как страсть порождает страсть, а нежность ответную нежность, холодность одного из супругов сделает холодным и другого. Отказ от третьего правила - ханжеская стыдливость перед тем ответственным, чего требует любовь, боязнь совершить "неприличное", оплатит напряженностью и потерей гармоничной естественности. При отказе от четвертого правила, даже мимолётная мысль о возможной огласке тайны двоих способна в конце концов уничтожить даже самые пылкие чувства.

Сексуальные отношения гармоничны, когда они человечны. В этом истина, старая как мир, но почему-то забываемая. Любовью она, эта гармония, и созидается. Даже там, где казалось бы, люди "физически не подходят друг другу". Сильное влечение открывает возможность счастья лишь в одном случае - когда оно побуждает человека перешагнуть через границы собственного "Я" и почувствовать обаяние личности другого человека. Благодаря чрезвычайному "небезразличию" к партнёру обостряется способность к сопереживанию и пониманию любимого человека.

62.  Психология массовидных явлений.

Массы как носители массового сознания опреде­ляются с социологической точки Б.А. Грушиным как «ситуативно возникающие (существующие) социаль­ные общности, вероятностные по своей природе, ге­терогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования)». При определенной психологической неполноте, данное определение по­зволяет четко разграничить массу и группы. Кроме того, оно дает возможность подойти к пониманию важ­ных качеств массового сознания.

Основные виды масс выделяются по ряду ведущих признаков. Соответственно, массы делятся на

1) большие и малые;

2) устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные);

3) сгруппированные и несгруппированные, упоря­доченные или неупорядоченные в пространстве;

4) контактные и неконтактные (дисперсные);

5) спонтанные, стихийно возникающие, и специ­ально организуемые;

6) социально однородные и неоднородные.

Понятие толпы, ее типы и особенности

В понятие "толпа" часто вкладывается различное, неоднозначное содержание. Объясняется это тем, что оно используется, с одной стороны, в различных контекстах, а с другой - в различных языках, поэтому имеет неодинаковый семантический смысл. В политической публицистике понятие толпы неоправданно связывают с любыми проявлениями массового недовольства, даже если они происходят в форме организованных, хорошо управляемых властями митингов и демонстраций.

С лингвистической точки зрения разночтения возникают в связи с тем, что в русском языке словом "толпа" переводятся иноязычные понятия, имеющие несколько другое содержание. Например, английское слово "crowd", как и французское "la foule", переводят у нас однозначно: толпа. А на самом деле эти слова означают скопление большого числа людей в ограниченном пространстве, поэтому они вполне применимы и к организованному митингу, и к аудитории театральных зрителей или студентов, и к неорганизованной массе.

По степени активности и эмоциональной возбужденности людей, оказавшихся в составе толпы, различают толпы по типам: 1) активные, 2) пассивные. К первому типу следует отнести, прежде всего, агрессивную толпу, основной признак которой выражается в склонности к насилию, жестокости, разрушительным действиям. Активной можно считать также спасающуюся толпу, которая легко превращается в паническую. Обычно такая толпа возникает в условиях стихийных бедствий или очень крупных катастроф, т.е. когда появляется опасность для большого количества людей. Но бывает и так, что толпа, охваченная паникой, неожиданно возникает в совершенно спокойных условиях. Примерами могут служить два случая давки, в которых погибло значительное число людей: первый имел место в 1896 г. на Ходынском поле в Москве в связи с празднеством по случаю коронации Николая II, а второй - в 1953 г. также в Москве во время похорон Сталина. В обоих случаях причиной была плохая организация порядка в местах больших скоплений людей.

К активному типу относится стяжательская толпа, т.е. скопление людей, объединенных стремлением к грабежу, разворовыванию материальных ценностей, которые стали неожиданно доступными в результате, например, стихийного бедствия.

Социально-психологические особенности толпы. Толпа - это объединение людей, которое обладает рядом социально-психологических характеристик, которые оказывают влияние на поведение составляющих ее индивидов.

Анонимность. Принадлежность к толпе порождает чувство у человека, уверенность в том, что его действия и поступки останутся незамеченными и никому не известными. Следствием является - бесконтрольность и безответственность, поскольку каждый полагает, что его действия будут приписаны толпе, а не ему лично. Это позволяет совершать поступки, немыслимые для них в обычных условиях.

Ощущение слияния с большой массой людей наполняет человека чувством силы и могущества, что способствует эмоциональному возбуждению, ограничивающему контроль сознания над поведением.

Однородность толпы возникает вследствие уравнивания некоторому уровню всех психических проявлений и поведения. Интеллектуальный уровень толпы ниже интеллекта ее участников, поэтому она крайне некритично воспринимает любые слухи, легко переносит внимание с одних объектов на другие бездумно поддается воздействию лозунгов, речей не только лидеров толпы, но и случайных людей.

Внушаемость - одно из важнейших свойств толпы, связанное с предыдущими ее качествами, объясняющее непредсказуемость ее действий, поскольку она легко реагирует на любые обстоятельства и призывы. Это же свойство повышает готовность людей совершать деяния, которые могут быть в полном противоречии с их сознанием и характером.

Особую роль играют слухи в толпе. Они являются основным способом распространения информации и выполняют функцию ориентации участников толпы в складывающейся ситуации, способствуя стихийной организации их действий.

Психическое заражение выражается в быстром распространении, переносе психического состояния одних людей на других. В этом проявляется действие закона психического единства толпы (по теории Г. Лебона), который позволяет объяснить ее психологическую однородность и высокую эмоциональную чувствительность.

Иррациональность поведения толпы и ее эмоциональная напряженность становятся интегративным результатом всех ее других свойств: Эмоциональный компонент, как правило, начинает играть свою роль уже при возникновении толпы, а в дальнейшем оказывает на нее возрастающее влияние, делая ее крайне возбужденной и импульсивной.

Человек, подчинившийся законам толпы, теряет свою личностную индивидуальность, становится ее конформным участником и поэтому способен на любые действия поступки. Конечно, не все люди подвержены таким превращениям. Это зависит от уровня психологической и нравственной зрелости личности.

Понятие "толпа" охватывает собой ряд сходных, но далеко не одинаковых явлений вне коллективного поведения. Имеется несколько классификаций этого явления, помогающих найти как общее, так и отдельное в наиболее характерных случаях. Если за основу классификации взять характер осуществляемого поведения, то можно выделить четыре типа:

1) случайную толпу (пассивную), которую составляют зеваки, собравшиеся около места уличного происшествия;

2) экспрессивную толпу, представляющую собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест;

3) конвенциальную толпу в виде зрителей футбольного или хоккейного матча, поведение которых укладывается в какие-то принятые для подобных ситуаций нормы, но далеко выходит за рамки обычного поведения: болельщики на стадионе неистовствуют так, как никогда не позволяют себе в других ситуациях;

4) действующую толпу, т.е. осуществляющую активные действия относительно конкретного объекта. Она подразделяется на:

- повстанческую толпу, которая является непременным атрибутом всех революционных потрясений - характеризуется значительной классовой однородностью и безоговорочным разделением ценностей своего класса. Действиями повстанческой толпы уничтожались станки на первых механизированных фабриках в период промышленной революции, истреблялась французская аристократия, брались штурмом оплоты реакции, сжигались помещичьи усадьбы, освобождались из тюрем арестованные товарищи, добывалось оружие в арсеналах. Повстанческая толпа представляет собой вид действующей толпы, в которую может быть внесено организующее начало, превращающее стихийное выступление в сознательный акт политической борьбы. Для остальных разновидностей действующей толпы этот признак менее характерен;

- агрессивная толпа (активная) - линчеватели, погромщики, участники расистских выступлений;

- спасающаяся толпа (люди, подвергнувшиеся панике в стихийном бедствии, катастрофе, в результате применения оружия полицией);

- стяжательная толпа (вкладчики обанкротившегося банка, требующие возвращения своих вкладов, грабители винных складов);

- экстатическая толпа, доводящая себя до исступления в совместных молитвенных или ритуальных действиях, как это происходит в ходе мусульманских праздников типа шахсей-вахсей или сектантских бдений. В экстатическую толпу превращались молодежные аудитории, собиравшиеся на гастрольные выступления заокеанских "королей" рок-н-ролла в Париже, Мюнхене, Ганновере в начале 60-х годов.

Часто поведение толпы облегчается наличием лидера, который становится им иногда в результате стихийного выбора, а иногда и в результате само на­значения. Такой самостийный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства группы и сравнительно легко может побудить участников толпы к поведению определенного типа. Он рассчитывает обычно на дешевый успех, которого добивается высказываниями и выходками, "бьющими по нервам".

Формирование поведения толпы

Спонтанно толпа образуется в результате какого-либо происшествия, которое привлекает внимание людей и пробуждает в них интерес. Будучи взволнованным этим событием, индивид, присоединившийся к группе (собравшихся, уже готов утратить некоторую часть своего обычного самообладания и получать возбуждающую информацию от объекта интереса. Начинается циркулярная реакция, побуждающая собравшихся к проявлению более или менее одинаковых эмоций и к удовлетворению новых эмоциональных потребностей через психическое взаимодействие. Циркулярная реакция составляет первый этап формирования толпы.

Второй этап начинается вместе с началом процесса кружения, в ходе которого чувства еще больше обостряются, и возникает состояние готовности к реагированию на информацию, поступающую от присутствующих. Внутреннее напряжение индивидов, возбужденных событием, побуждает их к движению и разговору друг с другом. В процессе кружения на основе продолжающейся и интенсифицирующейся циркулярной реакции возбуждение нарастает. Люди оказываются предрасположенным не только к совместным, но и немедленным действиям.

Процесс кружения подготавливает собой третий этап формирования действующей толпы. Этот этап - появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общий объект интереса составляло возбуждающее событие, собрав­шее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектом становится образ, создаваемый в процессе кружения в разговорах участников толпы. Этот образ является продуктом группового творчества; он разделяется всеми, дает инди­видам общую ориентацию и выступает в качестве объекта совместного поведения. Возникновение такого воображаемого объекта становится фактором, сплачивающим толпу в единое целое.

Последний этап в формировании действующей толпы составляет активизация индивидов через дополнительное стимулирование путем возбуждения импульсов, соответствующих общему воображаемому объекту. Такое - на основе внушения - стимулирование происходит чаще всего как результат руководства лидера и побуждает индивидов, составляющих толпу, приступить к конкретным, часто агрессивным действиям.

Теоретический анализ механизмов формирования и действий толпы указывает на некоторые возможности контроля за ее поведением.

Для того чтобы предотвратить образование толпы или расформировать уже образовавшуюся толпу, необходимо переориентировать внимание индивидов, ее составляющих. Сосредоточение внимания на одном объекте должно быть прекращено и перенесено на несколько других. Как только внимание индивидов в толпе оказывается разделенным между несколькими объектами, они сразу же образуют отдельные группы, и толпа, только что объединенная единым "образом", состоянием симпатии и готовностью к совместным действиям, тут же распадается. При этом подавленные влиянием толпы черты личностной структуры индивидов оживают и начинают регулировать их поведение. Толпа перестает быть действующей или распадается совсем.

Анализ многочисленных случаев дает основание считать, что в поведе­нии толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых осуществляется подготовка к определенным действиям, так и изменения в пси­хических состояниях, происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или информации о них. В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний идеологических и социально-психологических, их взаимопроникновение в реальном поведении групп людей. Совместные чувства, воля, настроения оказываются идеологически окрашенными. Обстановка массовой истерии, вспышек националистических и шовинистических настроений, антикоммунистической "охоты за ведьмами" неиз­менно становится фоном, на котором развертываются подчас самые трагические действия.

63.  Психология общения. Вербальные и невербальные формы коммуникаций.

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее реципиентом. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения - информация, которая в меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения - отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.

Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Процесс общения (коммуникации).

Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух.

Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать).

В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую  речь. Под речью понимается естественный звуковой язык. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности коммуникаторов.

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные около речевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску - тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.п.).

2) Оптико-кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии - жесты, мимика, пантомимика).

3) Проксимика (организация пространства и времени коммуникативного процесса).

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

Интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями.

Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4) Визуальный контакт. Это контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

1. Социальные функции общения:

а) Организация совместной деятельности;

б) Управление поведением и деятельностью;

с) Контроль.

2. Психологические функции общения:

а) Функция обеспечения психологического комфорта личности;

б) Удовлетворение потребности в общении;

с) Функция самоутверждения.

64.  Психология учебной деятельности.

Одним из наиболее известных вариантов целенаправленной раз­работки деятельности учения служит модель учебной деятельно­сти, предложенная В.В. Давыдовым. Согласно авторской концеп­ции, данная деятельность направлена на усвоение теоретических понятий и общих способов умственных действий. Учебная деятель­ность включает четыре компонента.

•Учебная ситуация (учебная задача), в которую входят мотив усвоения знаний, наличие проблемы и принятие ее учащимися, а также усвоение ими общего способа решения задач данного клас­са. Это не традиционные частные школьные задачи, а их обобщен­ный вариант по типу класса задач, например, построенных на усво­ении формулы вычисления величины расстояния как произведения времени на скорость движения.

• Учебное действие, которое может быть внешним или внутрен­ним, но обязательно соответствующим учебной задаче, для чего оно специально формируется, обобщается в опоре на четкую систему указаний, анализ предметного материала и действий с ним.

• Контроль как соотнесение действия и его результата с заданными образцами. Как и все предшествующие компоненты учебной деятельности, контроль вначале осуществляется учителем, т.е. яв­ляется внешним. Но по мере формирования деятельности контроль становится внутренним, исполняется самим учащимся.

•Оценка, или фиксация результата, которая несет в себе не столько количественную, сколько качественную нагрузку, содействуя формированию внутренней мотивации учения.

Согласно другим представлениям о структуре учебной деятельности в ее состав включают все известные познавательные процессы и личностные свойства и образования.

Таким образом, эффективность процесса обучения обусловлена не только качеством преподавания, но и качеством деятельности уче­ния, точнее говоря, оптимальным взаимодействием этих двух состав­ляющих процесса обучения. Проблема заключается в том, что вести процесс «преподавания» (в узком смысле слова) намного проще, чем грамотно организовать, активизировать, сформировать «встречную» деятельность учения. Последнее означает, по существу, научить че­ловека учиться, т.е. реализовать самую перспективную цель всего школьного обучения. Некоторые завершенные модели целенаправ­ленной организации полноценного учения описаны в данном разде­ле. Учение и учебная деятельность содержат в себе высокий разви­вающий психологический потенциал. Но для его практической реа­лизации в массовом образовательном процессе необходимы особые и отнюдь не простые психолого-педагогические разработки. Не каж­дое обучение автоматически является развивающим. Не каждое уче­ние плодотворно воздействует на психику.

65.  Психопрофилактика и ее основные принципы.

Психогигиенические комитеты и советы были созданы в начале века не только в США, но и в Канаде, Англии, Франции, Бельгии, в ряде других стран, а чуть позже и в Гер­мании. Вопросы, решаемые этими общественно-прави­тельственными организациями, были широки и неод­нородны (улучшение психического здоровья общества благодаря улучшению социальных условий, промыш­ленности, среды, воспитания; изучение причин психи­ческих заболеваний с точки зрения их профилактики; объединение профилактической деятельности психиатров представителей общей медицины и т. д.).

В нашей стране в первой половине XX века нача­ли интенсивно развиваться два основных в тот пери­од психогигиенических направления. Во-первых, предупредительное диспансерное психиатрическое обследо­вание, включающее “социальное психогигиеническое, психопатологическое изучение личности при самом всестороннем обследовании всего организма” [Розенштейн Л. М., 1929]. Именно на базе этого направле­ния сформировались в последующем психиатрические диспансеры (достаточно скоро они потеряли интерес к вопросам психогигиены и сосредоточили свою дея­тельность на амбулаторном лечении и наблюдении за психически больными). Во-вторых, профилактическая практика, ставившая своей задачей изучение и устра­нение многообразных факторов, влияющих на психи­ческое здоровье (психосанитария, психосоциальные, психофизические, производственные и другие факто­ры). Это направление в последние годы в значитель­ной мере получило в нашей стране “второе рождение”, о чем свидетельствуют многочисленные данные, обсуж­давшиеся на съездах российских психиатров и на ряде крупных совещаний, состоявшихся в 1992—1996 гг. В результате в последнее время во многих регионах сло­жилась достаточно четкая система профилактической психогигиенической работы.

Психогигиена это область психопрофилактики с наибольшим акцентом на психологической просвещение и пропаганду здорового образа жизни.

66.  Психосоматические симптомы и синдромы.

Психосоматика – направление в медицине, изучающее функциональную и органическую патологию внутренних органов, в этиологии и патогенезе которой основная роль принадлежит психогенным, в первую очередь стрессовым воздействиям.

К психососатическим расстройствам относят:

1. Расстройства желудочно-кишечного тракта.

-          Язва желудка и двенадцатиперстной кишки;

-          Язвенный колит;

-          Болезнь Крона;

-          Функциональные абдоминальные нарушения: «раздражение желудка», «раздражение толстого кишечника».

2. Психогенные нарушения питания.

-          Ожирение;

-          Нервная анорексия;

-          Нервная булимия.

3. Нарушения функции дыхания.

-          Бронхиальная астма;

-          Синдром гипервентиляции;

4. Нарушения сердечной функции.

-          Невроз сердца;

-          Эссенциальная гипертония

-          Коронарная болезнь и инфаркт миокарда.

5. Эндокринные нарушения.

-          Сахарный диабет;

-          Ревматоидный артрит;

-          Глаукома;

-          Нейродермит.

Психосоматический подход в медицине – это первая попытка распространить понятие «точность» непосредственно на проблему соотношения «тело-душа».

Следует остановиться также еще на одном важном механизме взаимоотношений между психикой и сомой – так называемом механизме «замкнутого круга». Сущность проявления этого механизма заключается в том, что нарушение, возникающее первоначально в соматической сфере (или в психической) вызывает психопатологические реакции, а последние являются причиной дальнейших соматических нарушений.

Так по «замкнутому кругу» и развертывается целостная психосоматическая картина заболевания.

Таким образом, очевидно, что мы являемся неделимыми организмами. Поскольку человек является одновременно и сложным физиологическим аппаратом, и осознающим себя индивидом, способным выразить свое состояние, его следует изучать комплексно и с психической и с физиологической сторон. Совмещение результатов этих двух видов наблюдения и изучения и составляет суть психосоматического подхода.

67.  Психотерапия, психологическое консультирование и психокоррекция: теоретико-методологические основы.

Психотерапия (в самом общем виде) можно понимать как психологическое вмешательство, направленное на помощь в разрешении эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем и повышение качества жизни.

Основные подходы (виды) психотерапии:

1. Психодинамический подход. Берет начало от принципов и методов психоанализа, исходящего из динамического понимания психических явлений. Цель - понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящие в последующем жизни. Терапевтические отношения используются для того, чтобы выявить, объяснить и изменить эти субъективные значения. Отношения “терапевт – пациент” рассматриваются как отражение восходящих к раннему опыту субъективных значений, эмоциональных конфликтов. В ходе терапевтических отношений пациент бессознательно переносит на терапевта сложившиеся в раннем опыте значения и чувства, которые таким образом становятся доступны осознанию. В свою очередь, терапевт может также неосознанно переносить свои субъективные значения и чувства. Осознавание системы переносов и контрпереносов, возникающих сопротивлений и образует основную ткань психодинамического подхода. Он представлен различными школами - 3. Фрейда, А. Адлера, К. -Г. Юнга, К. Хорни, Ж. Лакана и др., в детской психотерапии - А. Фрейд, М.Кляйн, Г, Хуг-Хельмут и др. В рамках этого подхода можно рассматривать гештальт-терапию Ф. Перлза, трансактный анализ Э. Берна, психодраму Дж. Морено.

2. Поведенческий (бихевиоральный подход). Суть этого подхода, восходящего к теориям И.П. Павлова и Б. Скиннера, состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения. Поведенческие и эмоцнональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дезадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача психотерапии состоит в их ликвидации или модификации. Цель: получить как можно более подробный сценарии возникновения симптома, описываемый в наблюдаемых и намеряемых понятиях: что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно и т.д. Далее вместе с пациентом анализируются запускающие и поддерживающие симптом факторы. Затем составляется и реализуется и совместной и самостоятельной работе детальный пошаговый план действии. Этот подход отчетливо директивен.

3. Когнитивный подход. Восходит к работам А. Бэка и опирается на представления о решающей роля мышления,   познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений. Подобно психодинамическому подходу он обращается   к неявным, скрытым причинам нарушений и подобно бивехиоральному подходу - к дезадаптивным поведенческим стереотипам. Но фокус внимания этого подхода сосредоточен не на динамике основных психических сил и переживаний не на стимул -реактивных цепочках, а на схемах мышления: любой ответ на внешние обстоятельства опосредован внутренней организацией психических процессов, паттернами мышления. Сбой этих паттернов запускает "негативные познавательные схемы", что принципиально сравнимо с ошибками программирования и вирусными  искажениями компьютерных программ. Различные школы в рамках этого подхода подчеркивают значение индивидуальных когнитивных стилей, когнитивной сложности,  когнитивного баланса, когнитивного диссонанса и т.д. Цель и задачи П. ориентированы на “перепрограммирование” мышления и когнитивных процессов как механизма возникновения проблем и образования симптомов. Круг методов очень широк – от рационально - поведенческой по П. Дюбуа, до рационально – эмотивной П.А. Эллиса. Подобно поведенческому, когнитивный подход базируется на директивной позиции терапевта.

4. Гуманистический подход.  Берёт начало в гуманистической психологии и  работах её основателей – К. Роджерас, Р. Мэя, А. Масллоу и др. Сущность этого подхода в понимании человека как неделимого и принципиально целостного единства тела, психики и духа, а соответственно – в обращении к интегральным переживаниям (счастья, горя, вины, утраты и т.д), а не к отдельным  изолированным аспектам, процессам и проявлениям. Категориальный аппарат  гуманитарного подхода включает в себя представления о “Я”, идентичности, аутентичности, самореализации и самоактуализации, личностном росте, экзистенции, смысл жизни и т.д. Методологический аппарат связан с  гуманистически – экзистенциальным переосмыслением жизненного опыта и психотерапвтического процесса. С этим подходом связан широкий круг методов – недирективная клиентцентрированная П. (К. Роджерс), психологическое консультирование (Р. Мэй),   биоэнергетика  (В. Райх), сенсорное сознание (Ш. Сильвер, Ч. Брукс), структурная интеграция (И. Рольф), психосинтез (А. Асаждиали), логотерапия (В. Франкл), экзистенциальный анализ Р. Мея и Дж. Бугенталя и др. Сюда можно отнести артеерапию, поэтическую терапию, терапию творческим самовыражением (М.Е. Бурко), музыкотерапию (П. Нордофф и К. Роббинс) и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.